Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюсте ли волсви; и тоя вождением, Непостижимаго достигоша и Невидимого видеша: возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа. Рождество Христово (в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; др.-греч. Тропарь и кондак на Рождество Христово. Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Тропарь и кондак предпразднства Рождества Христова. Рождество Христово икона Тропарь и кондак Рождеству Господня Акафист Рождеству Господня Величание.
7 января — Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Молитвы на Рождество Христово и Святочную неделю во здравие и спасение читают дома, а не только в храме, особенное если нет возможности побывать на ночной службе. Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника. Тропарь Рождества.
6 января. Навечерие Рождества Христова.
До третьего столетия Христианская Церковь не знала такого праздника, как Рождество Христово. Тропарь и кондак Рождества Христова (распевы 4 и 3 гласов). Кондак Рождеству Христову. Тропарь, глас 4. Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе. Тропарь, глас 4. Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Тропарь и Кондак Рождества Христова, толкование
Слава Тебе, человеколюбия бездну на нас показавшему. Слава Тебе, нас неизреченно возлюбившему. Слава Тебе, заблудшее овча взыскавшему. Слава Тебе, о обретении тоя, срадоватися Ангелом рекшему. Слава Тебе, на рамо сию восприемшему. Слава Тебе, ко Отцу приведшему. Слава Тебе, человеки со Ангелы во едино стадо совокупившему.
Слава Тебе, мир от прелести избавльшему. Слава Тебе, великую и неизреченную милость нам явившему. Слава Тебе, нас паче всех тварей возлюбившему. Кондак 4 Бурю внутрь помышлений сумнительных прежде имевый целомудренный Иосиф ныне внутрь Божественнаго вертепа видит преславныя. Аще бо и яко человека видяше от Девы рождаемаго, но разумеваше от вещей Бога быти истиннаго: тем и боголепне поклонився, радостно пояше: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша пастырие Ангела, возвещающа им рождшагося Спаса миру, во граде Давидове: и скоро текше, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Девыя упасшася во яслех лежаща, и Рождшую благоговейно служащу и Иосифа со страхом предстояща; сказаша о глаголанных к ним, и поклонившеся Рождшемуся, реша: Слава Тебе, Агнче Божий Спасе мира.
Слава Тебе, Сыне Божий, неизреченое чудо нам показавый. Слава Тебе, ангельских пении слышатели нас быти явивый. Слава Тебе, с ними и нас славословити Тя научивый. Слава Тебе, Ангелы и человеки пети Тя вразумивый. Слава Тебе, на земли и на небеси радость сотворивый. Слава Тебе, яко о Тебе небесная земным срадуются.
Слава Тебе, яко Тобою земная небесным совокупляются. Слава Тебе, крепость диаволю немощну показавшему. Слава Тебе, от того мучительства нас избавльшему. Слава Тебе, в Тя верующим неизреченная радосте. Слава Тебе, любящим Тя неизглаголанная сладосте. Кондак 5 Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюсте ли волсви; и тоя вождением, Непостижимаго достигоша и Невидимого видеша: возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа.
Икос 5 Видяще царие перситстии, на руку Девичу, Царя царствующих, яко на престоле херувимстем седяща, и Владыку того разумевающе, аще рабий прият зрак, потщашася дары Ему принести: злато, яко Царю всех; ливан же яко Богу; смирну, яко Безсмертному, и поклонившеся пояху: Слава Тебе, Свет всем возсиявый. Слава Тебе, нас звездою на поклонение Тебе призвавый. Слава Тебе, злобу лютого Ирода обличившему. Слава Тебе, суетно того умышление показавшему. Слава Тебе, нас от того прелести избавльшему. Слава Тебе, Тебе, Солнцуправды, покланятися научившему.
Слава Тебе, вся светом разума просветившему. Слава Тебе, Твоим Рождеством многобожия прелесть упразднившему. Слава Тебе, вражие владычество до конца низложившему. Слава Тебе, со Отцем и Духом Тебе поклонятися нас научившему. Слава Тебе, нас прельстившаго змия главу сокрушившему. Слава Тебе, от вечныя смерти нас избавльшему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава тебе. Кондак 6 Проповедник богоносных вещания яже от Тебе исполняя, на земли явил еси Себе, Спасе, во убозем ныне вертепе рождся от Чистыя Девы: и богат сый, нас ради обнищал еси волею, да человеки обогатиши, верою Тебе поющия: Аллилуиа. Икос 6 Воссиял еси от Девы, и неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе, яко солнце просвещая и прогоняя лжи тьму: демони бо, Спасе, нетерпяще Твоея крепости, вси вострепеташа, и ад, видев чудо, убояся: мы же благодаряще вопием Ти: Слава Тебе, человек Спасителю. Слава Тебе, бесов Потребителю. Слава Тебе, прелести начальника Твоим Рождеством устрашившему. Слава Тебе, идольскую прелесть упразднившему.
Слава Тебе, светом Богопознания вся осиявшему. Слава Тебе, тьму неведения прогнавшему. Слава Тебе, Каменю, воду спасения всем источивый. Слава Тебе, жажду Адамову и Давидову утоливый. Слава Тебе, яко солнцем, Твоим Рождеством вся просветившему. Слава Тебе, лучи благодати вселенней облиставшему.
Слава Тебе, землю обетования нам показавшему. Слава Тебе, от всеродныя клятвы нас Избавльшему. Кондак 7 Хотя от века сокровенную тайну нам явити, от всея твари служители таинству показал еси, Спасе. От Ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду, от земли вертеп, в немже родитися благоволил еси: темже дивящеся твоей неизреченной премудрости, зовем: Аллилуиа. Икос 7 Новую показал еси тварь, явлься плотию всех Зиждитель, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив ю, яко же бе нетленну, и Ходатаицу спасения показал еси поющим: Слава Тебе, Сыне Божий, Тя рождшую Матерь милосердия показавый. Слава Тебе, Тую и по Рождестве Деву сохранивый.
Скачать Рождество Твое, Христе Боже наш. Главные молитвы Рождества: перевод и текст Приблизительное время чтения: 3 мин. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя — вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм. Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными — в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Русский перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Видео:Тропарь Рождества С. Дегтярев Скачать Кондак Рождества В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн — «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь».
Мы действительно поклоняемся Сыну Божиему, вошедшему в плоть и кровь человеческой жизни, ставшему одним из нас, соединившему естество Божественное с человеческим естеством. Мы прославляем Спасителя за великую миссию соединения Божественного и человеческого. И для нас, христиан, Бог — не какая-то далекая неведомая сила, а Бог — живой, присутствующий в нашей жизни и в первую очередь через наше поклонение Сыну Его, Господу Иисусу Христу, родившемуся в Вифлееме ради нашего спасения. Дай Бог, чтобы вера нашего народа не иссякала, чтобы никакие соблазны извне, никакие новые «-измы», философские или прочие лжеучения не отторгали людей от веры. Мы с вами прошли очень трудный путь.
При этом в многоклирных то есть там, где много священников и несколько приделов храмах еще совершается литургия утром. Кроме того, встречается практика служения всенощного бдения и литургии вместе как одного продолжительного богослужения в этом прослеживается полная аналогия с Пасхой, разве что в отличие от пасхальной службы бдение Рождества Христова гораздо продолжительнее. Здесь два варианта: одни служат такую службу ночью начиная в 23. При служении литургии ночью для причастников рекомендуется соблюдение евхаристического поста минимально 6 часов; на практике для этого достаточно не есть и не пить после 19. Всенощное бдение. Основное отличие всенощного бдения — его уникальный состав: бдение праздника состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Такой вариант бдения в составе великого повечерия, 2-й части великой вечерни и утрени совершается максимум 4 раза в году: Рождество Христово и Богоявление всегда, Благовещение Пресвятой Богородицы часто но не всегда , храмовый праздник во вторник — субботу Святой Четыредесятницы. Великое повечерие имеет праздничные особенности: каждение храма в начале повечерия, царские врата на практике открывают на пение «С нами Бог…», также тропаря по 1-м Трисвятом и кондака по 2-м Трисвятом. На утрене два канона: святого Космы Маюмского и святого Иоанна Дамаскина. По Уставу каноны поются со своими ирмосами, после каждой песни должно быть две катавасии на практике часто поют ирмосы 1-го канона, а катавасию — 2-го канона. Если праздник со вторника по субботу, то служится литургия святителя Иоанна Златоуста; если же праздник в воскресенье или понедельник — литургия святителя Василия Великого. В соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла 2014 г. По традиции, во многих храмах по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника и величание. Попразднство Рождества Христова Попразднство Рождества Христова достаточно короткое — всего 6 дней; такая краткость обусловлена наступлением праздника 1 января Обрезание Господне и праздник святителя Василия Великого и тем, что попразднство Рождества Христова сменяется предпразднством следующего праздника — Богоявления. Несмотря на название, этот праздник не является Богородичным, но по сути его служба является повторением службы самого праздника Рождества Христова, только в уменьшенном формате — без литии и полиелея. Примечательно, что пение канона на утрене идентично исполнению канона в сам праздник Рождества Христова; в частности, точно так же на 9 песни поются припевы праздника, «Честнейшую…» опускаем. У этого праздника только одно собственное песнопение — кондак «Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся…». Суббота по Рождестве Христовом. На литургии полагаются особые добавочные чтения; если между Рождеством Христовым и Богоявлением только одна суббота, то чтения субботы по Рождестве Христовом и субботы пред Богоявлением читаются подряд. Если сам праздник Рождества Христова в субботу как в 2023 году , то следующая суббота — уже праздник Обрезания Господня, потому особые чтения субботы по Рождестве Христовом читаются в пятницу это — единственный случай, когда они читаются не в субботу. Неделя по Рождестве Христовом — святых Богоотец. В этом случае служба подобна празднику святого в период попразднства в воскресный день. Важно, что под «Богоотцами» здесь понимаются 3 человека: царь и пророк Давид, святой Иосиф Обручник и апостол Иаков брат Господень; следовательно, термин «Богоотец» в службе данного дня имеет особый смысл и отличается от привычного значения, когда мы под «Богоотцами» подразумеваем святых родителей Богородицы — праведных Иоакима и Анну. Важный момент: если праздник Рождества Христова случится в неделю, служба Богоотцов переносится на 26 декабря и совершается вместе с Собором Богородицы; это — единственный случай, когда служба Недели по Рождестве Христовом переносится. Отдание Рождества Христова В день отдания повторяется «вся служба» — то есть все песнопения — праздника, лишь общий порядок богослужения не столь развернутый: вместо всенощного бдения совершаются вечерня и славословная без полиелея и чтения Евангелия утреня. Чтобы в последний раз в этом году почтить Рождество Христово, можно не только спеть или перечитать прекрасные рождественские стихиры и каноны, но и ознакомиться с полным кондаком преподобного Романа на этот праздник. Прилагается новый перевод этого кондака, выполненный свящ. Михаилом Асмусом, секретарем Синодальной богослужебной комиссии, который в настоящее время заканчивает работу над сборником своих переводов различных кондаков преподобного. Какой там, места? Целиком сохранился в 5 рукописях, без икоса 19 — еще в 3 рукописях, включая один требный сборник XVI в.
Кондак Рождества Христова (найдено 145 песен)
Рождественские колядки на святки северное трёголосье — Северное трехголосье 15:28 Тропарь и кондак Рождества Христова распевы 4 и 3 гласов — Хор Раифского Богородицкого монастыря 1:46 Тропарь и кондак Рождества Христова Запись В. Измайловский , Кизильский р-н , Челябинская обл. Пермский календарь. Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье.
Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло? Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Русский перевод: Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие.
И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря перепись населения , и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе! Тропарь празднику. Русский текст: Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе. Кондак празднику.
Церковно-славянский текст: Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. Русский текст: Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог. Народные традиции и обычаи Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Лубок Павла Варунина Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах в последних двух случаях она подается с маслом. Для употребления в храме кутью или сочиво старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей мак, изюм, орешки и т. Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки.
Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси. Христославы День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными — в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности.
Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь.
И как вы Господу причиняете затруднение?
И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. С нами Бог — познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!
И велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это! Это чтение дважды прерывается пением, начинаемым самим чтецом, в знак восторга, в какой приходит чтец от содержания паремий. Великая вечерня соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной из литургий — литургией Василия Великого.
Этим верующие переносятся к тем столь дорогим по воспоминаниям временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером и даже ночью, соединяясь с агапой, вечерей любви. Воспоминанием об этой рождественской агапе служит особая вечерняя трепеза, положенная на сочельник. Рождество Христово. Андрей Рублев.
Благовещенский собор Московского Кремля Славление Рождества Христова В Навечерие Рождества Христова, по окончании Божественной литургии, на середину храма выносится горящая свеча во образ рождественской звезды и ставится за аналоем с иконой Рождества Христова. Священнослужители встают перед ней и вместе с народом поют тропарь и кондак Рождества: Тропарь Рождества Христова Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе! Русский перевод: Рождение Твое, Христос Бог наш, возсияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою же поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и знать Тебя, Восток свыше.
Господи, слава Тебе! Кондак Рождества Христова Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Русский перевод:Сегодня Дева рождает Сверхсущностного и земля приносит вертеп Неприступному, Ангелы с пастухами воспевают славословие, а волхвы путешествуют со звездой, ибо ради нас родился Младенец — Превечный Бог. Эти песнопения затем звучат на великом повечерии, на утрене и на литургии Рождества, а также в последующие дни вплоть до отдания.
По обычаю принято не вкушать пищи до появления первой звезды — выноса свечи на богослужении. Но праздник еще не наступил! Его ожидание и предвкушение достигли высшего предела. Впереди — целая ночь, Всенощное бдение праздника, которое начнется отнюдь не праздничными, а покаянными интонациями — псалмами Великого повечерия 4, 6, 12, 24, 30, 90.
Пост еще не упразднен, а, наоборот, также достиг наивысшей строгости и напряжения. И только с выходом священнослужителей на литию по окончании повечерия начнется само долгожданное торжество: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени сидящим, Рождейся от Девы: вертеп и ясли прияша Того: пастырие чудо проповедуют: волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами, ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед спасе нас от работы вражия» стихира на литии, глас 1-й. Источники: Из книги «Христианские праздники.
Рождество Христово» Под ред.
Тропарь рождества с ударениями для
Стоит также не забыть прочесть молитву по этому поводу. Услышь меня. Взываю к Тебе и молю о защите, раба грешного ваше имя. Мое сердце для любви открыто, да не приходит она ко мне. Пусто в душе моей.
Даруй мне настоящую искреннюю праведную любовь. Покажи избранного моего, который мне дан свыше. Пусть наши судьбы в одну переплетутся и при поддержке твоей жизнь наша будет праведной. Аминь» Молитва о здоровье «Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженные, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего имя рек немоществующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное.
Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего имя рек , воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Да услышь раба своего имя. Прошу Тебя, Господи, пусть крепнет моя вера и освещается мой жизненный путь.
Хочу идти за Тобой и исполнять волю Твою. Даруй обрести покой в душе. Прошу за себя и всех живущих на земле: благость Твоя да сойдет на нас. Счастье и покой будут в нашей жизни.
Твоими молитвами пусть наполняются души наши.
На фото ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори древний Сепфорий — столица Галилеи — это «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины. Почему же Церковь не отмечала праздник более 300 лет, ведь, казалось бы, приход Спасителя, Основателя Церкви, должен был быть очень значим для христиан? По крайней мере первые три века существования их общин это было не так. Праздник или вовсе не отмечался, или совпадал с днем Крещения Господня 19 января нынешнего «нового стиля» , так что отдельно не праздновался.
Просто первые христиане были «из иудеев», ведь именно среди народа избранного прошла земная жизнь Иисуса, евреи первые услышали сначала Его проповедь, затем — слова Апостолов. Иудейская же традиция совсем не приветствовала празднование всевозможных «дней рождения», так как: считалось, что человек рождается, чтобы пройти путь земной жизни, который — не праздник, а боль, страдание; разного рода дни рождения праздновали язычники, что само по себе отвращало от подобных празднований последователей Истинного Бога. Праздник не отмечали до тех пор, пока с IV в. А они, следуя своей традиции, как раз внимательно доискивались «времен и сроков» рождения так дорогого им Господа. Однако ни год, ни дата Рождества история не сохранила, что дало почву для множества разысканий христианских богословов первых веков, пытавшихся вычислить дату Рождения Спасителя по множеству косвенных данных. Однако, церковно уже с IV в.
Читайте также: История установления даты праздника Церковные историки имеют разные мнения о причине установления такой даты: одни связывают это с западной традицией: 25 декабря римляне праздновали «день непобедимого Солнца», знаменовавший будущее наступление весны; Церковь же, в противовес язычеству, установила его как празднование рождения на земле «Солнца правды», Господа; другие церковные историки думают, что день был выбран исходя из уже определенной календарем даты Благовещения — 25 марта; Рождество отстоит от этого дня на 9 месяцев — точный срок, за который во чреве матери возрастает ребенок. Сейчас полагают, что вторая версия более правдоподобна, ведь у восточных христиан никакого «дня Солнца» не было, но, тем не менее, дата постепенно была принята здесь тоже. Когда православный праздник Рождество Христово Это 7 января гражданского календаря.
Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися... Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания.
Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник [31]. В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета. Самые ранние дошедшие образы с изображением собственно Рождества относятся к первой половине III века и сохранились в основном на территории Италии. Каноническая иконография праздника окончательно сформировалась в Византии примерно в IX—X веках [32]. В основании иконографии лежат описания события Рождества в Евангелии от Матфея 1:18 — 2:12 , Евангелии от Луки 2:1—20 и церковном Предании. Иконография праздника относится к многосюжетному типу, на одной иконе изображается несколько сцен, посвящённых событию Рождества [33] [34]. Центральным сюжетом на иконе является изображение Божией Матери и Богомладенца Христа в пещере вертепе. Гора, в которой находится пещера, ассоциируется с Богоматерью, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Её чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» Христос [35]. Богородица на византийских и русских иконах обычно изображается возлежащей на одре, что подчёркивает реальность Рождества. Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях кормушке для скота , в которые Мария, спеленав, положила Младенца Лк. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пелёнки — погребальных пелён [35]. Рядом с яслями изображают осла и вола, которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорождённого.
Главные молитвы Рождества Христова
Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Русский перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог. Рождественские стихиры В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения — стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике.
Вот пример одной такой стихиры — из Всенощной службы под память святителя Николая 19 декабря : Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных.
Ночь тиха над Палестиной. Небо и земля.
Появились над Вертепом… 9. Месяц ясний. Рождественские колядки на святки северное трёголосье — Северное трехголосье 15:28 Тропарь и кондак Рождества Христова распевы 4 и 3 гласов — Хор Раифского Богородицкого монастыря 1:46 Тропарь и кондак Рождества Христова Запись В.
Источник: 1. Дни Богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г. Репринтное воспроизведение издания. Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.
Антонины Брянских 1937. Мы празднуем пришествие в мир Христа Спасителя. Мы действительно поклоняемся Сыну Божиему, вошедшему в плоть и кровь человеческой жизни, ставшему одним из нас, соединившему естество Божественное с человеческим естеством. Мы прославляем Спасителя за великую миссию соединения Божественного и человеческого. И для нас, христиан, Бог — не какая-то далекая неведомая сила, а Бог — живой, присутствующий в нашей жизни и в первую очередь через наше поклонение Сыну Его, Господу Иисусу Христу, родившемуся в Вифлееме ради нашего спасения.
Рождество Христово
Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Текст тропаря Рождества Христова напоминает событии, которое стоит на первом месте не только в календарном году, но и среди двунадесятых праздников. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнущем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется.