На территории России преобладают мусульмане-сунниты (Приуралье, Поволжье). Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа.
Новости по теме
- Вопрос татарам - Потусторонний уголок - Форум.Астрахань.Ру
- Эхо раскола
- Похожие статьи
- Кто такие сунниты и шииты
- Рекомендуемые сообщения
Народы ислама в россии. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты
Правда, все конфликты перешли потом в интернет. В 2016 году в Москве произошла история с запретом шиитам молиться в мечети «Инам» и Московской соборной мечети. В 2017 году муфтий Чечни Салах Межиев заявил, что «территория республики будет закрыта от проникновения шиизма и ваххабизма». Наблюдатели объясняли такой запрет тем, что в Чечне таким способом пытались как-то снять негативную реакцию в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова на принятую в 2016 году Грозненскую фетву, согласно которой салафиты не считаются суннитами. Видимо, резкая негативная реакция на шиизм, вплоть до запрета на его исповедование в регионе, призвана была продемонстрировать, что Чечня завуалированно поддерживает разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в 2016 году. Причем в Каире вышло несколько ее переизданий. Правда, через три года, в 2006 году, был издан перевод книги шиитского автора Габдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы Бигиева » 1935.
Оба перевода книги были изданы в казанском издательстве «Иман». Однако сейчас критика шиизма в основном ведется на сайтах, в специальных группах в социальных сетях и роликах на YouTube. Нередко инициативу для такой интернет-пропаганды на себя берут салафиты, хотя не только они. В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русский язык в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве Badr Media, специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, перевод книги Абдуль-Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи.
Книга в 2012 году была переиздана. В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующемся на издании суфийской литературы. Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленного группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни.
Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени — исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются. Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: «А кто такие исмаилиты?
Чем они от нас отличаются? Известны ли вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которой видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы. Во-вторых, это представительство Международного университета «Аль-Мустафа» в Москве, которое также выпустило много книг шиитских авторов и исламоведов на русском языке. В-третьих, это издательство «Садра», открытое в России в 2008 году под названием «Исток», которое в 2012 году было переименовано в «Садра», и сейчас наиболее активное и заметное на книжном рынке исламской литературы на русском языке в нашей стране.
Из собственно российских шиитских религиозных деятелей, чьи книги на русском языке увидели свет, я бы отметил нескольких авторов. Последняя книга — первый в России шиитский перевод Корана на русский язык. Зейналов также с 2009 года издает русскоязычный печатный журнал «Мусульманка», рассчитанный на женскую аудиторию. Вторым шиитским богословом, кто пишет свои книги на русском языке, я бы назвал уже названного ранее Амина Рамина. У него есть несколько авторских трудов в интернете в открытом доступе «Вероубеждение шиитов», «Хадисы у шиитов и суннитов», «Критика идеологии Гейдара Джемаля: ислам, гнозис и история» , а из вышедших из печати я бы отметил его книгу «Человек в исламе» 2020. Третьим шиитским автором, пишущим на русском языке в современной России, можно считать выпускника Международного университета «Аль-Мустафа» Айрата Баешева.
Он больше известен как переводчик трудов шиитских богословов в России и составитель книг, одна из которых — «Познание шиизма» 2011 — весьма популярная и распространенная в русскоязычной шиитской среде. Эти личности — заметные фигуры в российском исламском информационном пространстве. Причины конверсии в шиизм разные: часто это бывают люди ищущие, находящиеся в духовном поиске. Причем если у русских мусульманское неофитство — это принятие совершенно другой религии, в культурной среде которой ни они, ни их родители не были воспитаны, то для татар переход в шиизм — это последовательный выбор между суннизмом и шиизмом в пользу последнего. Как правило, в случае с татарами, а также теми этническими мусульманами, которые стали шиитами, у них присутствовал определенный опыт нахождения в суннитском исламе, после которого они предпочтение отдали шиизму. Обычно этому предшествует длительный поиск ответов на теологические вопросы, которых они не находят в суннизме, но находят его в шиизме.
Естественно, русские или татарские шииты — это меньшинство от общего числа шиитов, но среди них есть весьма колоритные фигуры. Например, бывший православный священник Украинской православной церкви Киевского патриархата Олег Балехов, служивший в церкви Св. Бориса и Глеба в Харькове. Отдельная тема, когда сунниты ваххабитского толка переходят в шиизм.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион В Баку сунниты и шииты впервые в мире совершили намаз единения Совместный религиозный обряд верующие, принадлежащие к разным течениям ислама, провели в мечети Гейдара В Баку сунниты и шииты впервые в мире совершили намаз единения. Совместный религиозный обряд верующие, принадлежащие к разным течениям ислама, провели в мечети Гейдара, сообщают азербайджанские СМИ. Мечеть Гейдара считается одной из крупнейших в республике.
Тем не менее, мировые события прошедших лет наглядно демонстрируют глобальную исламскую реставрацию, в том числе и ислама шиитского толка. Ключевые слова: ислам, шиизм, Россия, азербайджанская диаспора, Татарстан, российские мусульмане, Дагестан, шиитская община, организации шиитов. Рассмотрим историческую трансформацию шиитской общины, начиная с Российской империи и до настоящего времени.
Ислам шиитского толка появился на Северном Кавказе в 8 веке, придя из Северного Ирана. Национальный состав шиитов, проживающих на территории Российской империи, состоял из закавказских татар так до 1917 года называли азербайджанцев , граждан южного Дагестана Дербента и Ирана. Дербент был в числе нескольких городов на территории Северного Кавказа, в которых шииты продолжали жить и процветать. В качестве примера приведём представителей рода шиитов ал-Гадаири, которые в 11—12 веках находились на публичных должностях например, верховного судьи в Дербенте [1, с. Следующим этапом в летописи шиитского ислама стал приход к власти персидской Сефевидской династии в 16 веке, под влиянием которой на территории Северного Кавказа с новой силой происходило расширение шиитской доктрины. Правительство Сефевидской династии вызвало широкомасштабные перемены в религиозном положении на Кавказе. В тот момент на шиитизацию южного Дагестана особо заметно влияли Азербайджан и Ширван. Во время правления шаха Аббаса 1 1571—1629 гг. Тем не менее, невзирая на увеличение территорий, где распространялось влияние шиизма, кавказские горцы остались верны суннизму, а потому шиизм не смог покинуть границ Дербента и его предместий, не считая нескольких поселений, образованных переселенцами из Ирана эпохи Сасанидов. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что самым динамичным этапом распространения шиитского ислама на территории южного Дагестана был период с середины 15 по начало 17 веков.
Первая коммуникация между российским правительством и представителями ислама шиитского толка произошла в 1804 году, во время царствования Александра 1, когда Гянджинское ханство, где проживали азербайджанцы, стало частью Российской империи [5, c. Также к первому появлению шиитов на территории России можно отнести официальное установление дипломатических и торговых связей между Россией и Ираном в 16—17 веках. Именно в тот момент в Москве при Персидском дворе стали компактно проживать шииты, а также в Астрахани при Персидском торговом подворье. Несмотря на это, шииты не оставались здесь на постоянное место жительства. Следующим важным этапом в присоединении территорий проживания шиитов в состав России стал Гюлистанский мирный договор, подписанный в 1813 году, по условиям которого Иран передал Российской империи Дагестан, Азербайджан вместе с другими кавказскими землями. Чуть позже, по условиям Туркманчайского мирного договора, в 1828 году Нахичеванское и Эриванское ханства, где также проживали шииты, вошли в состав Российской империи. Даже учитывая то, что Иран отказался от этих территорий, культурная взаимосвязь между ними продолжала быть прочной. Яркий пример — в течение достаточно долгого промежутка времени проявлялась конфессиональная и этнокультурная самоидентификация азербайджанцев с Ираном, это выражалось в постоянных визитах в шиитские духовные центры и святыни Ирана и в масштабной пропаганде персидского языка. Теперь шииты на официальном уровне признаются одной из исламских общин Российской империи, инициируя при этом формирование прочных связей с российским правительством и другими мусульманами России. Принадлежность азербайджанского языка к тюркской языковой семье поспособствовало сплочению со многими мусульманскими народностями и в общем в исламскую общину России.
В 19 и начале 20 века азербайджанские шииты приступают к энергичной торговле с российскими городами, поднимаясь вверх по Каспию по реке Волга, побывав тем самым в Астрахани, Казани и Нижнем Новгороде, где было особо заметно их присутствие. Теперь рассмотрим открытые данные по месторасположению шиитов на территории империи и их количеству по отношению к мусульманам-суннитам. Польский историк Тадеуш Светоховский утверждает, что в соответствии с российскими открытыми источниками 1830-х годов, в Азербайджане сунниты численно преобладали над шиитами, в 1848 году количество суннитов и шиитов уже было одинаковым, а вот в 1860-х годах шииты всё же стали большинством. Это связано прежде всего с усмирением протестов кавказских горцев и масштабного оттока суннитов в Османскую империю [10].
Именно тогда о Дар уль-Улюм Хаккания заговорили как об "академии джихада". Талибы в поисках компромисса Испытывая глубокую ненависть к шиитам, талибы в то же время заимствовали у Ирана идею исламской революции и, выражаясь терминами советских революционеров, построения фундаментализма в отдельно взятой стране. Несмотря на преобладание идей деобандизма, движение "Джамаат Таблиг" разделилось на умеренную и радикальную части. Водоразделом стало понимание концепции джихада. Умеренное крыло движения традиционно трактовало джихад в первую очередь как личную борьбу мусульманина с собственными страстями и пороками. А вот радикалы считали, что истинный джихад - это буквально война против неверных в мировом масштабе.
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан 21 мая 2019, 21:30 Очевидная связь идеологии талибов и радикалов из "Джамаат Таблиг" привели к тому, что движение сейчас запрещено в большинстве стран СНГ за исключением Кыргызстана, знаменитого своим либеральным законодательством относительно религиозных организации. Если в Сунне встречаются упоминание о нежелательности струнных инструментов - значит, следует запретить современную музыку по всей стране. Если существует хадис о том, что "женщина - это аурат, и когда она выходит, то шайтан приукрашивает ее", значит, женщинам в принципе надо запретить выходить из дома без сопровождения мужа или мужчины-родственника. Наказание за ослушание также должно соответствовать правовым стандартам VII века - то есть вполне себе средневеково-жестоким. Еще на моей памяти многие салафитские имамы запрещали фото, даже на страницах газет, или использование микрофонов для призыва на молитву. А теперь почти у каждого своей аккаунт в Facebook или Instagram". И бюрократический аппарат, будь он хоть трижды лоялен талибанской идеологии, рано или поздно придет к мысли, что повседневный быт людей в XXI веке необязательно должен соответствовать нормам исламского средневековья.
Газета «Суть времени»
- Татары и религия: acer120 — LiveJournal
- В Баку сунниты и шииты впервые в мире совершили намаз единения
- Народы ислама в россии. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты
- Карачаевцы сунниты или шииты. Шииты и Сунниты - в чем разница? Идеи и обычаи надждитов
- Шииты и сунниты: как складываются их отношения в России
- С Кораном против англичан
Татары - религия или национальность?
две основные ветви ислама, которые имеют различия в вопросах преемственности власти и духовного лидерства. Раскол в Исламе: Сунниты и ШиитыСегодня в мире насчитывается около 2 млрд. мусульман, проживающих на обширной территории от Марокко до Индонезии. Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. ислам суннитского толка своей первоосновой считает, безусловно, Коран, а также Сунны, так называемые слова пророка Мухаммеда.
Раис Сулейманов: «Шиизм в России постепенно институционализируется»
Вопрос татарам - Потусторонний уголок - Форум.Астрахань.Ру | Раскол в Исламе: Сунниты и ШиитыСегодня в мире насчитывается около 2 млрд. мусульман, проживающих на обширной территории от Марокко до Индонезии. |
Почему враждуют между собой 2 основные ветви ислама: В чем вечный конфликт суннитов и шиитов | Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми. |
Народы ислама в россии. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты | Редколлегия В В Попков (отв поволжские татары сунниты или шииты. |
«Первый ректор Болгарской академии был не из числа мусульманских учёных, поэтому были сложности»
Единство шиитов и суннитов рассматривается Тегераном как национальная стратегия, заявил президент Ирана Ибрагим Раиси. Наступление исламистов на Багдад захлебнулось В Ираке правительственным силам, которые поддерживаются мусульманами-шиитами и курдами, удалось остановить наступление экстремистов-суннитов на Багдад, передает Би-би-си. Перейдём теперь к самым знаменитым личностям шиитов: это конечно, двенадцать имамов, о которых шииты наговорили разные выдумки и ложь.
Российские татары сунниты или шииты. Алавиты, сунниты, шииты и другие мусульмане: кто есть кто
Сунниты и шииты конечно не очень любят друг с другом общаться, но не более того. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников).
Кто такие сунниты и шииты
Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. В это число входят пятидесятники 4,7 тыс. Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков. В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков. В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама. Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины. Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе.
Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек. Таджикские католики объединены в три прихода в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне , которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении. Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана. Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов зелёный и шиитов фиолетовый в различных регионах.
Соотношение суннитов и шиитов в разных регионах Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже. Карта распространения религиозных течений на Ближнем Востоке Течения Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга. Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики — почитание умерших учителей — или концепции — растворения суфия в Боге — и вовсе признаны противоречащими исламу. Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире. Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.
И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» 3:103 О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад с. В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха с. История раскола Смерть Пророка Мухаммада с. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха с. Кроме того, еще при жизни Мухаммада с. Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось. Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с. По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али — шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа с. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.
Между сподвижниками покойного Мухаммеда возникли споры о приемнике. Часть мусульман выступали за выборный порядок, другие же видели новым лидером зятя пророка Али, власть которого будет наследоваться исключительно его потомками. Несогласные стали ссылаться на Коран и Сунну, где ничего не сказано о божественности Али и его потомков, а также их праве претендовать на власть. Шииты же допускали, что священные книги можно толковать по-разному, не воспринимая буквально. В итоге халифом в 656 году стал Али, но продержался недолго. Разразилась гражданская война, и Али убили в ходе покушения. Тогда власть захватил сирийский правитель Муавия, заключив союз с имамом Хусейном - сыном Али. Но Хусейна не устраивало, что полную власть Муавия собирался передать своему сыну, автоматически устанавливая наследственную монархию. Это противостояние привело к убийству Хусейна вместе с его сыновьями. Шииты признали убитого лидера мучеником за веру, а город, где совершилось преступление — Кербела - стал священным. Так окончательно оформился раскол между мусульманами. Приверженцы Али назвались «шиитами» «последователи Али» с арабского , а их соперники — «суннитами» сторонники догматических подходов. В чем разница между суннитами и шиитами Сунниты и шииты в Ираке. Несовпадающие позиции касаются норм поведения, принципов юридических решений, форм праздников и отношения к иноверцам. Главная книга любого мусульманина — Коран, но сунниты наделяют не меньшей важностью сунны — нормы и правила, опирающиеся на примеры из жизни пророка. Правоверный мусульманин, по мнению суннитов, обязаны точно следовать суннам.
Однако среди российских мусульман имеются и шииты. Традиционно они живут общинами в Дагестане, но в последнее время устойчивые группы появились в других городах страны. О том, как функционирует российский шиитский мир, рассказал в интервью EADaily исламовед, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир», эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, многие годы изучающий эту тему. Однако часть мусульман придерживалась шиизма. В каких регионах России шииты компактно представлены? Речь идет о Дагестане, где шиитское население, представленное азербайджанцами и лезгинами, имеет свои исторические мечети — в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте и Дербенте. Есть даже целое лезгинское село Мискинджа, где также находится шиитская мечеть, все его население — шииты. При этом важно отметить, что остальная часть лезгин и азербайджанцев на юге Дагестана является мусульманами-суннитами. Исторически на территории других городов России были шиитские мечети. Так, в Астрахани выходцами из Персии была открыта своя шиитская мечеть, построенная в 1860 году. В 1939 году мечеть была закрыта и передана под цех местной швейной фабрике. Здание до сих пор не возвращено верующим. Во Владикавказе в 1870-х годах была построена шиитская мечеть, также выходцами из Персии, которая в советское время использовалась под планетарий до 1992 года. В постсоветский период азербайджанская община Северной Осетии обращалась к властям с просьбой вернуть здание мечети шиитской общине, и даже муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов мусульманин-суннит по вероисповеданию предлагал открыть в здании мечети исламский культурный центр, но в итоге в 2015 году местные власти решили снова открыть в нем планетарий. В 1909 году в Чите действовала официальная шиитская община, которая с 1912 года ходатайствовала о строительстве шиитской мечети в городе. Однако эти примеры демонстрируют нам тех шиитов, которые традиционно, исторически жили на территории России. Куда больше шиитов проживает сегодня в городах России, где имеются свои шиитские мечети и молельные комнаты хусайния. Аналогично это относится и к таджикам перепись указывает их численность в 200 тыс. Также учету не поддаются те азербайджанцы и таджики-исмаилиты, кто в России находятся в качестве мигрантов. Имеются также хазарейцы из Афганистана, хотя и немного. Наконец, надо понимать, что далеко не все, кто по происхождению шиит, являются активно верующими. Многие могут вести светский образ жизни и не позиционировать себя в качестве мусульманина-шиита. Поэтому назвать даже приблизительные цифры численности шиитов в России крайне затруднительно. Есть ли однозначный духовный лидер у российских шиитов или несколько таких лидеров? В основном шиитские общины в разных городах контактируют между собой на низовом уровне. Несмотря на то, что в 1990 году в Иране была создана Всемирная ассамблея «Ахль-аль-Бейт» для координации шиитских общин за пределами Ирана, сказать, что она однозначно управляет российскими шиитскими общинами, сложно, хотя влияние оказывает. В 1996 году было зарегистрировано в Москве общество мусульман-шиитов «Ахль-аль-Бейт» председатель — Муса Курбанов. Аналогичное общество «Ахли-Бейт» было создано в 2006 году в Екатеринбурге председатель — Эльхан Самедов. В Московской области, в Одинцовском районе, с 2018 года существует община «Ахль-аль-Бейт» председатель — Алмардан Курбанов. Аналогичные шиитские общины есть в Тюмени, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, городе Мыски Кемеровской области, Чапаевске Самарской области, Астрахани, Дагестане, где они имеют либо мечеть, либо молельное помещение хусайния. Но при этом все шиитские общины существуют автономно, нет какой-то объединяющей их религиозной организации по типу духовного управления мусульман. Важно также подчеркнуть, что все перечисленные выше шиитские общины представлены преимущественно азербайджанцами, которые являются шиитами-имамитами. А есть еще шииты-исмаилиты в России из числа таджиков Горного Бадахшана, которые существуют параллельно шиитам-имамитам со своими общинами. Что же касается единого духовного лидера у российских шиитов, то такого объективно не существует. Института муфтиев, распространенного у мусульман-суннитов в России, у шиитов нет. У последних есть институт Марджа ат-таклид тот, кому подражают , т. Такие духовные авторитеты находятся за пределами России: это рахбар Али Хаменеи род. Из русскоязычных духовных лидеров я бы назвал Амина Рамина, который активно ведет лекции, аудио- и видеозаписи, которых размещает в интернете, переводит и пишет свои собственные книги. Кстати, его даже сунниты порой слушают, поскольку он объясняет доходчивым и понятным языком. Причем его случай уникальный: он сам русский по национальности, стал шиитом, учился в Иране, хорошо знает арабский и персидский языки, переводит богословские тексты и комментирует их. Такие есть в Дербенте их там семь, которые выступают подразделениями Джума-мечети: мечеть им. Имама Махди и мечеть им. Ситуация в российской столице имеет свою особенность: здесь имеется шиитская мечеть на территории посольства Ирана в России, куда так просто с улицы любой желающий не сможет попасть, до 2016 года в качестве шиитской использовалась мечеть «Инам» в Отрадном, которая входила в Духовно-просветительский комплекс Москвы вместе с православной церковью, часовней, суннитской мечетью «Ярдам», синагогой и буддистским храмом. Однако в 2016 году владелец комплекса бизнесмен Ряшит Баязитов резко поднял арендную плату за ее пользование, которую не смогла осилить азербайджанская община. В итоге он закрыл мечеть «Инам» и не пустил туда шиитов. Также до 2016 года шииты посещали Московскую соборную мечеть, однако им муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, в чью юрисдикцию входит эта мечеть, также запретил там молиться. Помимо этих мечетей, шииты молятся в Московском исламском центре на Алтуфьевском шоссе и, по данным исследований московского этнолога из Института этнологии и антропологии РАН Эрика Сеитова, имеют несколько молельных помещений хусайния в российской столице.
Ясно-понятно. Что такое ханафитский мазхаб и почему его придерживаются татарстанские мусульмане?
Руководство мечети указывало на боязнь провокаций со стороны антишиитски настроенных прихожан и запрещало им совершать молитвы до тех пор, пока «все не утихнет». При этом шииты исторически считали себя прихожанами именно этой мечети, поскольку еще 30 лет назад она была в Москве единственной действующей и принимала мусульман разных течений. После первого, мартовского, скандала с недопуском шиитов в мечеть ситуация повторилась в начале октября текущего года, когда члены «Ахли Бейт» стали проводить религиозные мероприятия, предшествующие скорбной для шиитов дате Ашуры «шахсей-вахсей». Здесь поясним, что речь шла об азербайджанцах-шиитах, когда шиитский мир справлял ежегодный траур по внуку пророка Мухаммеда имаму Хусейну. Ильдар Аляутдинов тогда, в начале октября, пояснил эту меру предосторожностью в связи со специфическими шиитскими обрядами, которые, якобы, слишком демонстрируют отличие шиитов от суннитов и тем самым могут спровоцировать конфликты внутри мечети. Чтобы предупредить возможные конфликты, была достигнута договоренность с представителями шиитской общины о том, что в новом здании московской Соборной мечети не будут проходить какие-либо обряды, демонстрирующие особенности их культовой практики. Однако в понедельник, с наступлением месяца Мухаррам, в первые дни которого у шиитов принято соблюдать траур и в конце этого периода совершать обряд шахси-вахси самобичевание , произошел конфликт из-за слишком громкого совершения поклонения, что вызвало недовольство со стороны других прихожан. В свою очередь, общество «Ахли Бейт» передало обращение к председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации ДУМ РФ и лидеру Совета муфтиев России СМР Равилю Гайнутдину, в котором просило его разрешить проведение в московской Соборной мечети траурных мероприятий в день Ашуры, а также разрешить, как и прежде, проводить свои мероприятия по пятницам. В ответ Аляутдинов отказал им и в этом, сообщив, что единственным решением проблемы является выделение в Москве отдельного помещения или участка под строительство шиитской мечети.
Вроде бы в правительстве с пониманием отнеслись к этому», — уточнил он. Примечательно, что 28 июня 1999 года муфтий Равиль Гайнутдин обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с письмом, в котором протестовал против строительства мечети в Отрадном как раз на том основании, что «мусульманские храмы всегда были центрами единения верующих независимо от деления мусульман на шиитов и суннитов, поэтому строительство в Отрадном по соседству с уже имеющейся мечетью «шиитской» мечети может стать уже в скором будущем очагом напряженности и внутриконфессионального противостояния». После высказываний Аляутдинова шииты больше не пытались обращаться к руководству ДУМ РФ и написали письмо Владимиру Путину, в котором выражали особое возмущение тем фактом, что муфтий Равиль Гайнутдин не только окончательно отказал им в месте для молитвы, но и рекомендовал обратиться за помощью в предоставлении нового места в посольство Ирана. На наш взгляд, данный подход служит причиной раскола между мазхабами богословско-правовыми школами. Авторы письма также указывали, что в московской Соборной мечети определенные организации и группы людей «умышленно сеют раздор между мусульманами с ведома администрации мечети и руководства муфтията».
Карта устаревшая, образца 2013 года. Сунниты сравнительно равномерно распределены буквально по всей территории России, в отличие от шиитов. Последние предпочитают «кучно» обитать в Дагестане.
Это в основном азербайджанцы, таджики, потомки иранцев, а также некоторые народы Дагестана. Большинство российских мусульман живут в Башкирии, Татарстане, на Северном Кавказе. Отличие российских мусульман от всех остальных Считается, что мусульмане, живущие в России, более «цивилизованные», развитые во всех отношениях, ведь они, так или иначе, перенимали научно-технический и даже социально-культурный опыт у русских. Многие российские мусульмане вообще не задумывались на тему принадлежности к суннитам или шиитам до самого распада СССР, то есть были так называемыми светскими мусульманами, которых я уже упоминал выше. Талгат Сафич Тадзетдинов — советский и российский религиозный и общественный деятель, председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Талгат Сафич Тадзетдинов — советский и российский религиозный и общественный деятель, председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Противостояние суннитов и шиитов в России Не так давно дагестанские салафиты это одно из направлений суннизма заявили о «шиитской проблеме». По сути, шииты в России только в Дагестане.
Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии , и начали против них активные диверсионные и военные действия. В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты , суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Идейные течения в исламе[ править править код ] С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов: Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств возможность толкований качеств сущности и качеств действия и др. Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами , каррамитами , муджассимитами и мутазилитами. Вопросы связаные с предопределением , Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека касб. По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты , кадариты , каррамиты и наджжариты. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты , каррамиты , мурджииты и мутазилиты. Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты [11]. Исламские течения в России[ править править код ] Карта распространения мазхабов. Основная статья: Ислам в России Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба , а также исповедующих ислам осетин. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев.
Они отличаются взглядами на после-пророка, выразите-лем послания Аллаха, иной зал умных и иной иерархией вверху. В Татарстане, как и в мире, сунниты преобладают над шиитами. Какое значение имеют эти различия в Татарстане Сунниты и шииты в Татарстане мирно сосуществуют в течение столетий. Во многом эта мирная соседство обусловлена тем, что татары — мусульмане, относятся ко всем направлениям ислама с уважением. Различия между суннитами и шиитами плохо выражены в Татарстане. Главным толка-cом к преобладанию суннитов является территориальное уклад Татарстана как самого мусульманского региона России. В результате этого рядовые жители сами выбирают какого рода исламу следовать на основе многовековых традиций. А за счет того, что ислам — это духовный удел и большая ответственность, следование того или иного направленияи зависит от семейных традиций, личной преданности и восприятию веры, духовных наставлений. Поэтому практически каждый мусульманин Татарстана, определяется как суннит или шиит, отбирают самостоятельно. Исламские ритуалы и обряды: Правила для мужчин, женщин, девушек и подростков Сколько мусульман живет в Татарстане? Какой процент мусульман в Татарстане являются суннитами? В Татарстане существует два основных правления ислама — сунниты и шииты. Какие различия между суннитами и шиитами в Татарстане?
Газета «Суть времени»
- Читайте также
- Различия между суннитами и шиитами
- Татары — сунниты или шииты?
- Сунниты и шииты: разница. Расхождение течений в исламе ::
- Отличия между шиитами и суннитами. В России шииты или сунниты?: yurayakunin — LiveJournal
- Разбираемся в программе «Восток - дело тонкое» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Чем отличаются сунниты от шиитов?
Кто такие сунниты и шииты, основные направления в исламе суннитского толка и шиизме. Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми. Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми.
Кто по толку ислама азербайджанцы: сунниты или шииты?
Она носит имя бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Имамы, принадлежащими к разным течениям ислама — суннитам и шиитам — проводят в ней богослужения поочередно. Это произошло после того, как власти Саудовской Аравии казнили шиитского проповедника Нимра аль-Нимра.
Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины. Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения. После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму. И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти.
И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди — известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы. Джума: Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама. Аббясов: Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать. И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение.
Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам — это именно религия мира, добра и добрых отношений. Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками. Ближайшие сподвижники — это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку.
Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву. Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву. Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком.
Но при этом ислам — это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.
Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие. Шииты-двунадесятники Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба. Исмаилиты Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь.
Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого — начале двенадцатого веков. Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов. Зейдиты Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов. Гулат Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители алавитов сосредоточены в западной части Сирии, в Турции и на севере Ливана.
В мусульманских странах за исключением Ирана большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты , количество которых не влияет на внутреннюю политику. Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации. Сунниты В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство.
Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных. В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца Душанбе. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс.
И почти половина всех шиитов живет в Иране. То есть Иран — это главный «форпост» шиитского течения.
У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию в которой расположены два священных города — Мекка и Медина. Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная. Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того — как считать. Но тем не менее, даже эта средняя цифра — впечатляет. Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн. Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии 15,5 млн — а это достаточно крупная страна. В прошлой статье мы разбирались, чем сунниты отличаются от шиитов. Думаю, у многих тогда возник вопрос — а к какому течению относятся мусульмане России?
Если смотреть на вещи фактически, то большая часть мусульман в нашей стране не относят себя ни к суннизму, ни к шиизму. Ведь, как мы и разбирали в прошлой статье, сунниты и шииты — изначально это две силы, возникшие в результате религиозного раскола на Ближнем Востоке 1300 с лишним лет назад. Этот раскол вовсе не означает, что вообще все мусульмане мира обязательно должны занять ту или иную сторону. Но тем не менее, по формальным признакам считается, что мусульмане России в подавляющем большинстве сунниты. Ну, то есть они не называют себя именно суннитами, но их вера больше похожа на ислам суннитского направления. Есть в России и небольшая доля шиитов. В основном это часть азербайджанцев, некоторые народы Дагестана и некоторые приезжие из Таджикистана таджики — родственники иранцев, а Иран — шиитское государство. Вообще, разобраться во всех течениях, направлениях и братствах ислама еще сложнее, чем в христианстве а в нем тоже, если вспомнить, десятки и сотни течений — православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, кальвинисты и т. Вот просто для примера.
Сунниты сами по себе тоже делятся на 4 группы 4 мазхаба и одновременно имеется такое течение как суфизм. При этом суфизм делится на тарикаты направления, школы. Например, в Чечне есть два основных тариката — накшбандийя и кадирия.