Является началом Страстной недели, последней перед Пасхой, завершающей Великий пост.
Страстная неделя Великого Поста день за днем
Когда Страстная неделя в 2024 году, что можно и нельзя делать в эти дни - 13 апреля 2024 - МСК1.ру | Последняя неделя поста — Страстная. В 2024 году она приходится на 29 апреля — 4 мая. Это самая строгая и важная неделя Великого поста. |
Сегодня последний день Великого поста | У православных христиан с 18 апреля начнется Страстная неделя. |
Страстная пятница 2023 года: самый строгий день Великого поста - Новости Владимира :: ГТРК Владимир | В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом Великом посту Литургии Преждеосвященных Даров. |
Календарь Великого поста-2023: Страстная седмица
Ведь питание в Страстную неделю – не главное, и основное значение поста – не ограничения в рационе. Страстная, или Великая неделя, — своего рода реконструкция библейских событий перед Пасхой. Страстная седмица (неделя) — особенное время Великого поста. Фактически сам пост, как период нашего сугубого покаяния, завершён, и теперь начинается новый. «Последние три дня Страстной седмицы христианин должен провести на службах в храме, а не за уборкой и даже не за выпеканием куличей», –уточнил священник. Седьмая неделя Великого поста продлится с 26 апреля по 1 мая. Подробнее о Страстной неделе Великого поста в 2024 году читайте в материале РЕН ТВ.
Самое читаемое
- Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода
- От Вербного воскресенья до Пасхи: как подготовиться к главному православному празднику
- Страстная неделя 2023: что можно и нельзя есть в последнюю неделю поста перед Пасхой
- В чем суть Страстной недели
- Страстная неделя 2023: чего категорически нельзя делать перед Пасхой
Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Страстная неделя перед Пасхой 2023: традиции и календарь питания по дням, что нельзя делать | Последняя неделя поста — Страстная. В 2024 году она приходится на 29 апреля — 4 мая. Это самая строгая и важная неделя Великого поста. |
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу» | В 2023 году неделя перед Пасхой (Страстная неделя) стартует 2 апреля, а накануне страстного воскресенья, а в субботу 8 апреля, будет ее завершение. |
Последняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицу | Он советует придерживаться правил Великого поста, очиститься и физически, и духовно. |
Страстная неделя-2022: значение каждого дня накануне распятия и воскресения Христа | | Страстная седмица (29 апреля — 4 мая) — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | – Страстная седмица когда-то относилась не к посту, а собственно к Пасхе – в древности она была частью пасхального праздника. |
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА /2024/
Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедаться. Великий четверг Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, «Двенадцать Евангелий» 12 частей из четырех Евангелий , на которой вспоминают страдания Христа. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься. Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе — красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду. Потому этот день получил второе название — Чистый четверг.
Великая пятница День траура: именно в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Читайте также Страстная пятница: день траура и скорби Великая суббота На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. Главная служба начинается вечером в субботу.
В понедельник, вторник и среду Страстной недели необходимо воздержаться от приготовления пищи, те есть ограничиться сырыми овощами и фруктами. В Великий понедельник 29 апреля 2024 года разрешается съесть кусочек хлеба и выпить стакан воды. Некоторые люди полностью отказываются от пищи и пьют только воду. В Великий вторник и Великую среду 30 апреля и 1 мая 2024 года соответственно необходимо придерживаться сухоядения, то есть включать в меню только термически необработанные продукты. Разрешается есть орехи, фрукты, свежие, соленые и маринованные овощи, а также сухофрукты. Уточним, что сухоядение в эти дни предписано церковным уставом Типиконом , в котором говорится: «…якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр.
Обсуждая то, как правильно питаться в последнюю неделю Великого поста, надо сказать, что в первые её дни следует по возможности принимать пищу только раз в сутки. Исключение делается для детей, больных людей и лиц пожилого возраста. В течение дня можно пить несладкий чай, травяные настои и другие напитки без сахара. В Великий четверг 2 мая 2024 года в рационе допускаются послабления: постящимся позволительно есть дважды. Разрешены горячие блюда с добавлением растительного масла. Можно также выпить немного вина в память о последней трапезе Иисуса с учениками, когда он предсказал предательство одного из них.
Однако этот напиток нужно разбавлять водой на три части воды берется одна часть красного вина. Согласно Типикону, для монахов в четверг день возможны три варианта приема пищи: по обычному Палестинскому последованию разрешено одно блюдо, но дозволено вкушение вареной пищи с растительным маслом; по Студийскому уставу — одно вареное блюдо, но дополненное сочивом любой кашей и бобовыми; по уставу Святой Горы Афон — два вареных блюда с елеем и вином. Пища вкушается после вечерни, соединенной с литургией святого Василия Великого, то есть вечером, после 15. Особо строгим рацион становится в последние дни Страстной седмицы. О возможности соблюдать строгий пост следует поговорить с вашим духовником. Какие предписания должны соблюдаться в последние дни Великого поста?
В Великую пятницу Христос был осужден и приговорен к смерти на кресте, и это самый трагический день в году.
Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Дни Страстной седмицы Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы.
Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает. Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима.
Главное же событие Великой Среды — это решение Иуды предать Христа за 30 сребреников. В память об этом печальном событии православные, за исключением некоторых недель, постятся каждую среду. Земные поклоны, начиная с вечера среды, прекращаются до самой Троицы за исключением земного поклона в пятницу перед Плащаницей. В этот день вспоминается Тайная Вечеря ударение над первым «е» , на которой Иисус заложил основу важнейшего христианского таинства Евхаристии. В воспоминание об этом в православных храмах на каждой литургии совершается событие, когда обычные хлеб и вино таинственно превращаются в Тело и Кровь Христову. Практически все православные христиане в Великий Четверг стараются причаститься — принять во время литургии эту бескровную жертву. В народе Великий Четверг называют Чистым, потому что в этот день принято готовить своё жилище к предстоящему празднику Пасхи. До революции в этот день уже не работали, так как четверг, пятница и суббота Страстной седмицы были «неприсутственными днями», то есть днями выходными. В Чистый четверг принято красить пасхальные яйца, хотя некоторые хозяйки откладывают это действо на субботу. Современный интернет буквально пестрит советами, чем можно заниматься в этот день, а чем категорически нельзя.
«Неправильно проведенный пост приведет к надрывно встреченной Пасхе»
Страстная седмица | У православных христиан с 18 апреля начнется Страстная неделя. |
Почему Страстная неделя — это уже не Великий пост? | 7 неделя – Страстная седмица В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. |
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя - Российская газета | Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей или Великой неделей. Это особое время для христиан, когда они вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа на Земле, его смерть и воскресение. |
Почему Страстная неделя — это уже не Великий пост? | Правмир | Дзен | Страстная седмица — логическое продолжение Великого поста. Среди верующих это время не принято проживать расслабленно. |
Страстная пятница 2023 года: самый строгий день Великого поста - Новости Владимира :: ГТРК Владимир | Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50). |
У православных христиан началась Страстная неделя
У православных верующих 10 апреля началась Страстная седмица. Это последняя неделя перед Пасхой, когда православные вспоминают крестные страдания Иисуса Христа и когда действуют самые жесткие ограничения за весь Великий пост. Страстная седмица Великого поста в 2024-м начинается 29 апреля – заключительная неделя перед Пасхой посвящается последним дням земной жизни, распятию, смерти и 24.04.2024, Sputnik Грузия. Приближается Страстная седмица — последняя неделя Великого поста, следом за которым начинается Пасха. Страстная неделя примыкает к Великому посту, но формально к нему не относится и стоит особняком, передает «МИР 24». Это последняя и самая строгая неделя Великого поста. Как питаться, что можно и нельзя есть в Страстную седмицу по дням – читайте на
Последняя неделя Великого поста: у православных началась страстная седмица
В последнюю неделю – Страстную Седмицу – вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Страстная седмица является последней неделей Великого поста и предшествует главному христианскому празднику — Пасхе. Страстная неделя (или седмица) — это заключительный и самый строгий период Великого поста, предшествующий Пасхе. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. «Страсти» на церковнославянском означает «муки и страдания», и Страстной неделя названа, так как посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа и его крестной смерти.
Страстная неделя-2022: значение каждого дня накануне распятия и воскресения Христа
Вечером в церквях начинается одна из самых длинных служб в году Двенадцати Евангелий, на которой вспоминают страдания Христа. Великая пятница Великая пятница — день траура и скорби. Именно в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу — изображение Христа, лежащего во гробе, — а верующие преклоняются перед ней. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит Благодатный огонь. Традиции Страстной недели В Страстную неделю соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.
Что можно делать:.
Одна преграда — это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа , и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много… Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
Её освящают и ставят на пасхальный стол. Также принято три раза пересчитывать деньги. Великая пятница.
Это самый скорбный день — день распятия и смерти Христа. В Великую пятницу вспоминают добровольные и страшные страдания Христа, которые он претерпел за людей. Священнослужители предстают перед верующими в самом тёмном облачении и совершают три богослужения. Утром служат — «Часы», после которых читают Евангелие о Страстях Христовых. В середине дня — вечерню с чином выноса плащаницы — изображение Христа, лежащего во гробе, перед которым преклоняются верующие.
В вечернее время проводится утреня Великой субботы с чином погребения плащаницы и поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В Великую пятницу действует самый строгий пост. Люди, которые его придерживаются, питаются лишь хлебом и водой, либо полностью отказываются от еды до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Христа. Великая суббота. Основная тема богослужение — погребение Христа и его пребывание во гробе.
Священнослужители одеваются в праздничные облачения светлых оттенков и освящают принесенные в храмы пасхальные куличи, яйца и четверговую соль, окропляя их святой водой. Главная служба проходит вечером. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В субботу принято завершать все приготовления к пасхальной трапезе.
Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий Страстей Христовых. Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам. На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом — время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его. Великая Суббота Суббота — последний день перед Пасхой. В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб. Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил. Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом также одним из учеников , смазал Его благовониями и обвил плащаницей льняное полотно по иудейскому обычаю. После этого Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень. В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Так и случилось: приставили стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова. Также в Великую Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад, где попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих. И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…» Песнопения Страстной седмицы Великий Понедельник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи, по молитвам Богородицы помилуй нас! Кондак: Иаков рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный. Перевод: Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот, доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный. Икос: На рыдание ныне приложим рыдание и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. Перевод: Приложим к рыданию рыдание и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим приснопамятного и целомудренного Иосифа, порабощенного телом, но сохранившего не порабощенную душу и воцарившегося над всем Египтом: ибо Бог подает Своим рабам венец нетленный. Ексапостиларий светилен : Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Перевод: Вижу, мой Спаситель, Твой украшенный чертог, и нет у меня достойной одежды, чтобы войти туда: просвети одеяние моей души, о Светодавец, и спаси меня. Великий Вторник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Кондак: Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. Перевод: О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: «Да не останемся мы вне брачного чертога Христова! Что мечтаеши безвременно попечения неполезная? Что упражняешися к мимотекущим?
Страстная неделя
Он рассказывал своим последователям разные притчи: о своем втором пришествии, которое состоится очень нескоро, о талантах и о десяти девах. Слушающие Иисуса старейшины задавали ему провокационные вопросы. У них было одно желание: арестовать его, но сделать это они не могли, потому что боялись, что народ, окруживший Христа, восстанет в негодовании. Простые люди искренне восхищались им и внимательно слушали его рассказы, стараясь запомнить каждое слово. Икона притча о 10 девах Молитвы, читаемые в страстную неделю Из-за лености и неразборчивости души моей я потерял дорогу к добродетелям, и стал похож на неразумных дев.
Не дай мне, Господи, до конца усомниться и потерять дорогу, ведущую к тебе и вечной жизни. Восстанови силы душевные и дай войти вместе со святыми девами в твой храм, где отовсюду слышны радостные голоса: «Славься, Господи наш! Они размышляют о беседах, которые Иисус вел перед народом. Рекомендуется собраться в семейном кругу и читать Евангелие.
Следует совершать только благочестивые поступки, не порочащие ничье имя. Днем можно убираться и очищать дом от всего лишнего. Нельзя петь и танцевать, распитие спиртных напитков под запретом. Вспоминать старые обиды — грешно.
Что можно есть В питании следует придерживаться строгих ограничений. Разрешены хлеб, цветочный мед, следует придерживаться сухоядения без добавления масла. Великая среда Особым днем, наложившим отпечаток на весь православный год, считается среда. В этот день принято вспоминать два основных события.
С одной стороны, он связан с предательством Иуды. А с другой, центральной фигурой, украсившей Великую среду, является грешница, которая пришла к Спасителю и омыла ноги его церковным миром. Говорят, что Иуда будто бы противопоставлен ей: она дает Христу все, что у нее есть, а Иуда, предавая, губит его земное воплощение. Икона «Предательство апостола» Молитвы Как молиться правильно в среду: «Да восславится твое имя, о, Великий Господи, дай душе истины, научи вере искренней, приди и вселися во сны наши, сопроводи нас повсюду, очисти от скверны, подари спасение.
Трижды молюсь и трижды преклоняюсь». Трижды, и три поклона. Что можно есть, что делать можно и нельзя Разрешается выполнять несложную работу по дому, при этом следует избегать монотонных и кропотливых дел. Строго настрого запрещается предаваться веселью.
Свадьбы в этот день не играют. Любые празднества переносятся на другие даты. Ссориться и ругаться — большой грех. Нельзя есть любые продукты, содержащие в составе животные жиры.
Кушать можно постный хлеб, сырые овощи и фрукты, мед, орехи. Разрешается пить воду в любом количестве. Великий четверток четверг Очень значимый день для всех православных верующих. В четверг следует вспоминать события, произошедшие на Тайной вечери, которые произошли до ареста Христа.
Вера народа пошатнулась, потому что среди людей появились предатели, которые смогли усомниться в речах Спасителя. Они ожидали от него каких-то радикальных действий, думали, что он выступит в роли революционера, способного противостоять существующей власти. Христос собрал на вечери своих верных учеников. Он налил им красного вина и отломил хлеб.
Сказал, что хлеб символизирует тело, которое пострадает за них, а вино — это пролитая кровь. Косвенно было названо имя Иуды, и предречены страдания Христа.
Прежде всего речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны только помочь христианам в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном, и не служат самоцелью. Верующие стараются уделять внимание молитве, а не развлечениям и суете, больше помогать ближним. При этом меру своего поста следует обязательно согласовать со священником, а иногда и с врачом. Есть категории людей, которым Церковь разрешает не поститься: это болеющие или пожилые люди, а также дети до семи лет. Народные приметы Что можно и нельзя делать в Страстную неделю Правила питания зависят от конкретного дня Страстной седмицы. Самый строгий в году пост начинается в Великий понедельник.
В этот день разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, позволена горячая пища растительного происхождения с растительным же маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу разрешена горячая пища без масла.
Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Если не получилось закрыть дверь тихо, домашнего духа нужно задобрить, поставив за печкой или в уголке на кухне миску с молоком, кусочек пирога, немного каши, конфеты или другие угощения. Нельзя жадничать - к нужде. По этой же причине нельзя переедать. Нельзя воровать, даже ради смеха - к большому позору. В течение всей недели, начиная с понедельника, идет подготовка к главному празднику - Пасхе. Убираются, моют пол, столы, лавки, стулья, двери, окна, вытряхиваются половики, ковры, перемывается и подготавливается посуда, дом приводится в полный порядок. Нужно разобрать шкафы, уложить вещи, подготовить наряды для Пасхи, выкинуть или отдать бедным ненужные вещи. Порванные вещи следует зашить, подлатать. Более того, в этот день также чистили скотину. Вся неделя считается рабочей в бытовом плане, чтобы подготовиться к главному христианскому празднику года.
29 апреля — Великий понедельник Страстной недели
- Страстная неделя 2023: чего категорически нельзя делать перед Пасхой
- Святые Отцы о Страстной седмице
- Страстная седмица — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал
- 29 апреля — Великий понедельник Страстной недели
- Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Питание после окончания поста
- Капустно-яблочный салат
- Народные приметы на Страстную неделю
- Страстная неделя — Русская вера
- Как правильно поститься в Страстную неделю Великого Поста? | Еда и кулинария | ШколаЖизни.ру
Сегодня последний день Великого поста
Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч. Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми. Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому. Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды.
Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом. Великая Среда В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников. Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников. Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.
Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем епископ, архиепископ, митрополит, патриарх на богослужении Великого Четверга. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Мф 26:26—28.
Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это? Господь же сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее. По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий.
Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими.
Каждый православный христианин должен рассчитывать пост по своим силам, с учетом состояния здоровья, поэтому степень строгости поста может быть в разных вариантах: возможен просто отказ от мясных блюд; дополнительно к этому возможен отказ от масла, сыра и молочных блюд; дополнительно отказ от блюд, в составе которых — яйца; дополнительно отказ от всего вышеперечисленного и от всех рыбных блюд. При этом Православная церковь на протяжении Страстной недели рекомендует ограничить объем потребляемой пищи. Именно в нем говорится, что строгость поста устанавливается по «силам», а больные, пожилые, дети, беременные и кормящие женщины могут поститься с послаблением. В рацион питания на Страстной неделе должны входить сырые овощи, хлеб и вода. Но даже при таком скудном питании постный стол можно сделать достаточно разнообразным. Фото: phuonghoangthuy, pixabay. В приготовлении других блюд также стоит отказаться от растительного масла.
В четверг в рацион питания добавляются вареные овощи с растительным маслом и вино. В пятницу и субботу желательно отказаться от пищи, но допускается вкушать немного хлеба с водой. Фото: Depositphotos В случаях, когда такая строгость поста не под силу, в рацион питания можно включить суп из овсянки, каши, грибные блюда, соки. При готовке всех блюд растительное масло следует исключать, овощи не обжаривать, а сразу тушить в воде.
Он, наверное, был бы готов первый сделать что-то для Иисуса, потому что он боится богов и их гнева; он, вероятно, как и многие люди его времени, видел в Иисусе одного из языческих богов, сошедшего зачем-то на землю. Иуда, и это надо ясно понимать, тоже не главный виновник того, что случилось. Это просто маленький человек, решивший воспользоваться ситуацией и заработать на ней денег, пусть и небольшую сумму, — если бы его не было, Иисуса всё равно схватили бы, только на два часа раньше или, наоборот, позже. Иуда получил своё, но не выдержал и покончил с собой. Таким образом, оказывается, что каждый по отдельности здесь слаб, конечно, может быть, и глуп, но не совсем плох и не преступен.
А все вместе делают нечто чудовищное! Страшно, когда людей, поодиночке неплохих, объединяет не Бог, а зло, — тогда в них начинает действовать чёрная сила, которая способна на всё. Вот, наверное, самый страшный урок Страстной недели. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Каждый из нас несет на себе долю ответственности за то, что случилось, за то, что Бог, не терпя отпадения, сиротства, страдания человека, стал тоже человеком, вошел в область смерти и страдания, за то, что Он не нашел той любви, той веры, того отклика, который бы спас мир и сделал невозможной и ненужной ту трагедию, которую мы называем Страстными днями и смерть Христову на Голгофе. Скажете: как мы за это ответственны — мы же тогда не жили?!
Миряне в Страстную неделю едят обычную постную пищу - вареную, тушеную, но, понятно, без мяса, рыбы, яиц и молочного. То есть разрешены любые овощи, крупы, хлеб, макаронные изделия, грибы, морепродукты кроме рыбы и икры , фрукты, орехи, мед. Кто-то ест горячую пищу и салаты без растительного масла, кто-то делает послабление и включает его в свой рацион. Жестких рекомендаций Церковь в отличии от некоторых СМИ! Напротив, снисходя к немощи больных или тех, кто много работает, Церковь допускает для них послабления. Как учат святые, "мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха". В Страстную пятницу миряне обычно не едят до двух часов дня, когда в центр храма выносят плащаницу, символизирующую погребение Христа. После этого можно и подкрепиться. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 15 на 16 апреля пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой с 17 по 22 апреля. Когда перед Пасхой красить яйца, готовить куличи и творожные пасхи? В какое время приходить в храм на освящение всего этого? Красить яйца, печь куличи, готовить творожные пасхи можно в любой день Страстной недели, наши предки занимались этим в Великие вторник и среду - потому что с четверга все старались обязательно прийти на богослужение в храм. Сейчас такими приготовлениями занимаются обычно вечером в пятницу, когда закончилась рабочая неделя. Главное надо помнить: хозяйственные хлопоты не должны затмевать духовное, богослужения Страстной недели. Теперь про освящение непостной праздничной снеди, и тут стоит разобраться с терминологией. Если быть точными, то говорить надо не "освящать яйца или святить куличи, мясо, молочное", а "получить благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное". Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются неточно: ни яйца, ни буженина, ни кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение". Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, после богослужения, начиная с 11-12 часов дня и до 7-8, а то и 9 часов вечера. Для тех, кто не успел освятить непостную еду в субботу, освящение проходит в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Что происходит в церкви на Страстной неделе - по дням? Когда на Страстной можно исповедаться? Когда причаститься? Когда принято убираться в доме?