Предлагаем вашему вниманию статью на тему: 5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами. Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса, вызвавший в СССР серию критических замечаний в связи с идейными и смысловыми расхождениями с произведением Сент-Экзюпери[19].
Смысл произведения Маленький принц
Маленький принц оказывается на Земле, где знакомится со змеей, обещающей отправить его домой, и видит целый сад с розами. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Автор отправляется на поиски колодца, а маленький принц принимает важное решение — вернуться к розе. Автор прощается с Маленьким принцем. Понравившийся эпизод Мне очень понравился эпизод, в котором Маленький принц встречает Лиса. Лис объясняет Маленькому принцу, что значит приручить кого-то. И что такое ответственность за тех, кого приручил.
Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою» — очень хорошие сентенции для сборника афоризмов на каждый день. Спорить с этим трудно, но попробуйте прочитать это кому-нибудь вслух — ручаюсь, что вы испытаете при этом чувство неловкости. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво» — «хм, ну ок», или «ну такое» как пишут в таких случаях сегодняшние подростки. И так далее, и тому подобное. Может быть, это моя личная проблема и это я лишен какого-то духовного органа, воспринимающего такого рода философию. Но берусь утверждать, что это далеко не только моя проблема. С «Маленьким принцем» связан странный эффект. Эта книга принадлежит к разряду неоспоримой и безусловной классики, которую принято любить и которой восторгаться —но, если спросить читателей, окажется, что очень у многих в том числе среди моих друзей и знакомых, которых я здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ , готовясь ответить на вопросы"Фомы" «Маленький принц» с детства вызывает безотчетное раздражение. Вот типичный отзыв с просторов интернета: «Повесть значится у меня среди прочитанных и высоко оцененных, но я не могу с уверенностью сказать, была ли это моя оценка или мне просто однажды сказали, что это хорошая книга, а я приняла это на веру». Имеется в виду художественная литература, в простой и занимательной форме доводящая до масс какие-то глубокие метафизические идеи. Мне это не приходило в голову, но это, по-моему, очень верное замечание. Впрочем, могу говорить только про Баха, точнее, только про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», ни одной книги Коэльо и других книг Баха я не читал. Воистину «метафизика для обывателей». Конечно, «Маленький принц» — явление другого ряда, в нем нет намеренного желания мистифицировать глубокомыслием. Экзюпери вполне искренен в своем гуманизаторстве.
Мой опыт говорит о том, что инфантилизм необходимо переживать в страданиях и муках до тех пор, пока эта часть твоей личности не возмужает. Обладая инфантильной Анимой, мужчина должен пройти через серьезные эмоциональные переживания и разочарования. Пройдя через них, он начнет понимать женщин и себя самого. Именно тогда он и становится эмоционально зрелым. Однако если он притворяется рассудительным и подавляет свои инфантильные чувства, никакого развития не происходит. Поэтому полезнее, если инфантилизм человека оказывается очевидным, и тогда пусть лучше он его выстрадает, чем подавит, став слишком рассудительным. Ибо в этом случае человек просто перестанет развиваться. Следовательно, лучше, если человек ведет себя, как ребенок, и получает по шее от окружающих и тех, с кем часто общается: ответная реакция со стороны других заставляет его страдать и тогда prima materia медленно трансформируется. Таков груз, которая инфантильная Тень — божественный младенец — налагает на человека. Многие взрослые отделили от себя эту часть личности и, тем самым, остались в стороне от процесса индивидуации. Ведь если человек принимает внутреннего ребенка вместе со страданиями, которые тот причиняет, это значит, что происходит процесс индивидуации. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? А как это - приручить? И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато.
С тех пор произведение было переведено на сотни языков, и каждый год оно выходит многотысячными тиражами. В чем же заключается феномен культовой сказки? Инна Дулькина Переводчица 27. Больше читателей только у религиозныx сочинений: Библии и Корана. С 1940 года писатель жил в эмиграции в Нью-Йорке и старался убедить американцев вступить в войну против гитлеровской Германии. К тому времени Сент-Экзюпери, опытный авиатор, успел поучаствовать в военных действиях, получить награду и описать свой опыт в романе «Военный летчик». Американский издатель, знакомый с текстами Сент-Экзюпери, предложил ему написать рождественскую сказку. Это повесть для детей или для взрослыx? Американских издателей смутило отсутствие хеппи-энда. Но Сент-Экзюпери отказался переписывать финал. Он также настоял на публикации книги с его собственными иллюстрациями. С теx пор акварельные рисунки Маленького принца стали хрестоматийными. Исследователи полагают, что они немало способствовали успеху книги.
Экзюпери – автор «Известий»
- Образы и символы в произведении «Маленький принц» Антуана де-Сент-Экзюпери
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном — Анастасия Маркетова на
- «Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
- Проблемы в сказке маленький принц
Анализ «Маленький принц» Сент-Экзюпери
Король был очень гордым, не замечал очевидных вещей и умел только повелевать. Но даже ослепленный своим величием, Король изрекал мудрые мысли: — Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. Властитель «Цитадели» — именно такой мудрый правитель, лишенный при этом тщеславия и самолюбования и поглощенный идеей отеческой любви и ответственности за свой народ. Его рассуждения то касаются конкретных случаев из жизни царства, то сводятся к поучениям, но в сущности выходят далеко за рамки прикладных советов и приобретают универсальное звучание. Хотя каждая из дорог — принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря «свобода» и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте?
Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу». Глупость, зависть, закостенелость в праздности — вот с чем борется мудрый правитель. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, — наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем». Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве. Шаги к Господу Цитадель — это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей. Помните евангельскую притчу о злых духах?
И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» Мф. Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери — это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого. Эта удивительная книга, конечно, не может претендовать на догматичность и бесспорность. Это не свод вероучительных истин. Но для христианского сердца она безусловно даст богатую пищу для размышлений. Сквозь неспешное течение мысли на страницах «Цитадели» отчетливо проступают слова молитвы. Легко представить себе, как они зарождались в долгих полетах над поверхностью такой маленькой и такой уязвимой Планеты людей. Я хочу преисполнить моих воинов благородством, а храм, на который люди тратят себя и который для них смысл их жизни, переполнить красотой. Но сегодня вечером, когда я шел с пустыней моей любви, я увидел маленькую девочку.
Она плакала. Я повернул ее к себе и посмотрел в глаза. Горе ее ослепило меня. Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка — тоже крупица Вселенной». Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего.
В своих романах Э. Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий описание сыров в Чреве Парижа, выставка белых тканей в Дамском счастье. Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется. Точно так же в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин, поскольку изменяющиеся свет и состояние художника приносили новый образ этого пейзажа. Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма — сборник стихов П. Верлена Романсы без слов — вышел в 1874 году. Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии и в целом в литературе чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла.
Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов. В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж. Лафорга опубл. Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали М. Пруст В поисках утраченного времени, 1913—1925 , А. Белый Петербург, 1913—1914 Дж.
Джойс Улисс, 1922. Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У. Пейтер в книге Ренессанс говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства. В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах Комментарии Г. Адамовича были опубликованы в 1967. Импрессионизм потерял свое значение в целом к середине 1920-х. Футуристы были и в других европейских странах — Германии, Англии, Франции, Польше.
Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры — вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных стихи, роман Мафарка-футурист Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов.
Гимн силе и героизму — почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. Фольгоре, Поджигатель Палаццески — говорят сами за себя. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал — «Слова на свободе! Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. Бум, бум…тарарх — разрыв снаряда. Пик, пик, пик — ласточка пролетает над полем сражения.
У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, — это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы — все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Философами-экзистенциалистами были Ж. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко.
Например, герои А. Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе — утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестаёт воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти. Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула».
Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально весёлая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством. Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену внутри неё растёт лилия и душит её , работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения. Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж.
Сартр и А. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х. Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. Достоевский и Ф.
Кафка, философы Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Во второй пол. Проблематика драматургии Бернарда Шоу. Творческий путь Шоу-драматурга начался в 1890-е годы. В Независимом театре была поставлена и первая драма Шоу «Дома вдовца» 1892 , с которой началась «новая драма» в Англии. Следом за ней появились «Волокита» 1893 и «Профессия миссис Уоррен» 1893--1894 , составившие вместе с «Домами вдовца» цикл «Неприятных пьес».
Такими же остросатиричными были и пьесы следующего цикла, «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» 1894 , «Кандида» 1894 , «Избранник судьбы» 1895 , «Поживем -- увидим» 1895--1896. В 1901 г. Шоу опубликовал новый цикл пьес «Пьесы для пуритан», в который вошли «Ученик дьявола» 1896--1897 , «Цезарь и Клеопатра» 1898 , «Обращение капитана Брассбаунда» 1899. Какие бы темы ни поднимал в них Шоу, будь то, как в «Цезаре и Клеопатре», отдаленное прошлое человечества или, как в «Обращении капитана Брассбаунда», колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности. Для Шоу борьба за новое общество была неразрывно связана с борьбой за новую драму, которая могла бы поставить перед читателями насущие вопросы современности, могла бы сорвать все маски и покровы жизни общества. Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие: она узнает, что ее мать — содержательница публичных домов. Виви убеждается, что мать не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние; узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви; что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом. Перед Виви открывается мир гнусных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом.
Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом.
Тот малыш, который к нам приходит в каких-то экстраординарных случаях и так нуждается в нашей помощи. Тот самый малыш, который «спросив о чём-нибудь, он не отступался, пока не получал ответа». Помните, ведь мы тоже были такими. С этой же настойчивостью, которую нам перебили, сделав из нас податливых, не спорящих взрослых. Там же, на 4-й планете, принадлежащей деловому человеку, звучит фраза: «Я человек серьёзный, я люблю точность».
Да, несомненно, точность в цифрах, а про то, что он считает звёзды , деловой человек забыл. Очень на нас похоже, правда? Планета фонарщика — это квинтэссенция нашего отношения ко времени. Плюс проскальзывает тема, что фонарщик всё время хочет отдохнуть, но планетка вращается так быстро, что он не успевает. И насладиться закатом тысячу четыреста сорок раз тоже…. А какой видит маленький принц Землю?
Он попадает в пустыню и долго идёт к людям, и даже человек ему попадается один. Я думаю, вы понимаете этот образ пустыни как пустоты взрослого мира, в котором сложно встретить подходящего тебе человека. Хммм, что-то мне подсказывает, что это убеждение. Совсем неработающее убеждение и совсем даже не моё, и опыт за ним сквозит совсем не мой.
Лишь на пятой планете Маленький принц находит человека, с которым ему хочется подружиться.
Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако его астероид — совсем крохотный. Дружба с ним не сложилась, поскольку для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого [4], однако именно его Маленький принц выделил среди всех, встреченных им на разных планетах: «Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон.
Может быть, потому, что он думает не только о себе». Правителя, уверенного в своей безусловной власти над всеми планетами. Делового человека — его основное занятие — подсчет астероидов. Пьяницу, пьющего из-за ощущения вины за злоупотребление спиртным, насколько бы это парадоксально ни прозвучало. Географа, который за целую жизнь не видел ничего, помимо собственной звезды.
Фонарщика, который постоянно зажигал и тушил фонарь. Последним местом была Земля, на которой он обрел настоящего друга. Темы и проблемы Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит о многих глобальных проблемах. Прежде всего, его беспокоит вопрос смысла жизни. Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства.
Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только Маленький принц отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом.
Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива. Проблему всепоглощающего зла Экзюпери обозначает на примере баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое.
Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда. Тема разума и чувств.
Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения. Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения.
Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.
Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем. В своей книге Экзюпери придаёт воде особый философский смысл: она является основой жизни и одновременно одной из главных, вечных истин. Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды.
Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
Ведь во время путешествий принц менял свое отношение к миру, начинал думать не так, как думал прежде. Нахождение на разных планетах может служить отсылкой к тому, что в юном возрасте люди часто думают кем им быть по жизни. Есть тысячи вариантов поведения и образа жизни человека и как раз в переходный период многие проходят если не все стадии жизни, то точно большинство. Вторым главным смыслом является настоящая любовь. Ведь из-за нее принц покинул свою Розу, а вернее сказать из-за неготовности любить. Чтобы чувствовать подобные чувства нужно не только время, но и желание заботиться и помогать своей возлюбленной, чего наш герой не хотел делать. В конце концов он понимает, что его Роза одна на миллион и таких больше нет, но сколько нужно было пройти времени для переосмысления любви. И таких жизненных историй великое множество. Именно поэтому Экзюпери оставляет нам незаметные подсказки, говорящие зрителю о том, что «любовь это не просто смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Еще одной важной темой в произведении является тема дружбы.
За время общения с Лисом Маленький принц учится дружить. Небольшой зверёк всячески помогает ребенку, сопровождает его как может, даёт нужные советы, необходимые его другу, поддерживает его…Именно эти моменты показывают читателю настоящую крепкую дружбу и то, как ее можно построить. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям. История создания книги «Маленький принц» «Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Интересная история о мальчике, путешествующему по планетам, была написана французским автором, имя которого Антуан де Сент-Экзюпери. Этот человек был по совместительству летчиком и одно его крушение повлияло на написание книги. В 1935 году по пути из Парижа в Сайгон с Экзюпери произошла автокатастрофа.
Воспоминания об этом инциденте, а также мысли о фашизме, который распространялся по миру в период Второй Мировой войны побудили автора на написание произведения «Маленький принц». Главной задачей автор выделил для себя написание книги, которая вернула бы людям умения смотреть в глубь вещей и дарить миру свое милосердие, а также дала бы понять, что с любым злом нужно бороться вместе и постоянно. В итоге труды автора были напечатаны в американском журнале в 1943 году, Экзюпери посвятил произведение своему другу и писателю Леону Верту, которому пришлось не легко за годы войны, так как тот был евреем. Смысл названия книги «Маленький принц» Смысл названия произведения связан с его главным героем, который прилетел на Землю. Так как мальчик был единственным человеком обитавшим на своей планете, то он является ее владельцем. Принц мог бы быть и королем, но автор желает дать понять читателю, что перед ним ребенок, а не взрослый человек, поэтому и называет его принцем. Маленький принц — история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Характеристика главных героев книги «Маленький принц» Маленький принц — образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что взрослый летчик когда-то был маленьким мечтателем. Анализ произведения «Маленький принц» Главная тема сказки — поиск глубины.
Именно с этого и начинается история знакомства мальчика и летчика. Потерпевший автокатастрофу не видит и не понимает о какой змее идет речь, ведь на рисунке изображена лишь шляпа. Такими моментами сопровождается вся книга. Таким методом Экзюпери передает нам, что многие взрослые люди перестали смотреть в душу и глубину вещей, в отличие от детей. И то немалое количество человек, умеющих видеть не только поверхность предметов, являются настоящими везунчиками, по мнению автора, так как мало кто из людей смог сохранить подобное качество. Произведение является безусловно философским, хоть и не перегружено смысловыми оборотами. Так как сказка писалась в первую очередь для детей, то она имеет слегка забавный характер, но благодаря автору и его умению правильно вставлять Несмотря на то, что главный герой — маленький мальчик, он верно осознает окружающую действительность и старается изменить ситуацию. Тот факт, что «Маленький принц» — сказка, вносит некую нотку детства и не перегружает творение философскими мыслями. Тем не менее, произведение именно философское.
Экзюпери рассматривает глобальные проблемы в обобщенном мире. Возможно, создав в герое маленький детский мирок, писатель намекает на то, что именно «взрослый» мир растерял все духовные, положительные качества, погряз в пороках и мерзости. Проблематика книги «Маленький принц» Произведение «Маленький принц» является не просто детской сказкой о путешествии по планетам, а настоящим ключом, дающим ответы на многие вопросы. Такая книга будет интересна к прочтению как и детям, которые смогут найти в ней решения многих своих проблем, так и взрослым, у которых получится вновь вернуться в детство и увидеть мир глазами ребенка. В процессе повествования истории мальчика автор незаметно для нас поднимает очень важные проблемы, касающиеся дружбы, любви, добру и злу.. К примеру в проблеме любви Экзюпери передает читателю сложность умения по-настоящему любить. Ведь этот процесс не означает вечное наслаждение красотой партнера, отнюдь наоборот. Настоящая любовь подразумевает умение заботиться о дорогом человеке и принимать его со всеми недостатками. Не зря автор приводит строчку: «самое главное — то, чего не увидишь глазами…».
Именно в этом случае люди способны познать любовь и найти в ней свой смысл жизни. Ещё одним примером может служить проблема борьбы со злом. Так как произведение писалось в разгар войны, то естественно автор вставил мысль о том, что зло не дремлет и каждый день набирает силы для уничтожения всего живого.
Герой напоминает, что глазами можно увидеть не всё. Внешность может быть обманчивой, как, впрочем, и слова.
Главное — поступки, именно по ним можно судить о человеке. Вера в чудеса Он путешествует по разным планетам и, встречая некоторых персонажей, искренне не понимает, почему они не верят в чудеса. Герой уверен, что, если верить, они обязательно произойдут. Обычные вещи, на которые многие не обращают внимания, тоже могут для кого-то стать настоящим чудом. Ведь закаты и рассветы, сияния звёзд и красота окружающего мира достойны внимания и радости.
И об этом важно задумываться как можно чаще. Рассказ о заботе Забота не должна быть направлена только на людей. Герой проявляет её не только по отношению к людям, но и ко всему, что его окружает. Он регулярно чистит вулканы, даже тот, что не горит, наводит красоту вокруг, заботится о своей Розе. Принц делает это не по приказу, а по зову души и не ждёт никакой благодарности.
Иногда на заботу о ближних он тратит весь свой день. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». И хотя он буквально наводит порядок вокруг, в то же время он, как будто чистит свои мысли и страхи.
Про что книга «Маленький принц» Задумавшись над тем, о чем книга «Маленький принц», стоит отметить, что в ней содержится очень много скрытых истин, относящихся к жизни людей. Перед тем как попасть на планету Земля и случайно встретиться с летчиком в пустыне летчик — он же автор книги, от его лица ведется повествование , Маленький принц оказывается и на других планетах, где встречает разных и очень странных людей. Так, Маленьких принц попадает во владения самодовольного короля, который ошибочно полагает, что может повелевать всем на свете. Например, король думает, что может заставить солнце погаснуть. Король настолько напыщен, что Маленькому принцу быстро надоедает его общество и он отправляется дальше в свое путешествие. А король-самодур остается один на своей планете, где сам подстраивается под природные явления и считает, что это он сам ими повелевает.
Затем Маленький принц находит честолюбивца, который делает все, ради привлечения к себе внимания. Этот человек готов на все, лишь бы им все вокруг восхищались. Маленькому принцу становится тошно находиться на этой планете, и он летит дальше. После герой видит пьяницу, которые пьет для того, чтобы забыться. Этот человек взывает жалость у Маленького принца. Главный герой понимает, что пьяница мучается и поступает глупо пьет снова и снова. Маленький принц видит всю глупость и замкнутость ситуации, но никак не может помочь пьющему человеку, поскольку понимает, что только пьяница может помочь себе сам, прекратив пить. На пути главного героя встречается счетовод, который любит все подсчитывать и присваивать себе. Этот деловой человек кажется Маленькому принцу сумасшедшим, ведь счетовод не может завладеть звездами, хоть он их и считает.
Жизнь этого человека кажется Маленькому принцу бессмысленной и глупой, он не может переубедить счетовода и улетает от него. Маленький принц прилетает на планету со множеством фонарей, где он встречает фонарщика.
У принца не было родных, он был единовластным хозяином маленького астероида, который был бы абсолютно пустым, если бы не три вулкана и одинокая роза. Несмотря на юный возраст, мальчик понимал, что любой дом нуждается в уходе, поэтому каждое его утро начиналось с тщательной уборки. Он чистил вулканы, ухаживал за розой, пропалывал сорняки баобабов, которые норовили вылезти из-под земли, угрожая разорвать планету своими корнями.
Он никогда не нарушал установленный распорядок: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Иллюстрация автора Вечерами Маленький принц любил смотреть на заходящее солнце. Красота заката восхищала его, в эти минуты он испытывал единение с природой, становился ее неотъемлемой частичкой. В остальном же жизнь его была уныла и однообразна. Тоска и одиночество подвели героя к решению покинуть свою маленькую планету.
Еще одним поводом для этого послужила ссора с розой. Она была чересчур капризной и претендовала на особое отношение. По значимости она считала себя равной своему хозяину. Роза случайно оказалась на астероиде, и ее появление поменяло существующий распорядок жизни. Это нередко служило причиной конфликтов, и однажды, после очередной ссоры принц принял решение оставить планету и отправиться в путешествие по незнакомым мирам.
На всех планетах, которые посетил принц, он знакомился с необыкновенными персонажами. Каждый из них со страстью предавался какому-либо делу, которое, по сути, было пустой тратой времени. Принцу были неинтересны эти люди, и он без сожаления расставался с ними. И только на Земле произошли встречи, давшие ему бесценный опыт и ответы на главные вопросы. Планета первая Первым местом был астероид, на котором властвовал старый Король.
Он был единственным обитателем планеты и считал, что повелевает всем миром. В Маленьком принце он увидел своего подданного и тут же начал раздавать приказы. Он принял решение сделать мальчика министром юстиции, что очень удивило принца. Он не понимал, кого можно судить, если кроме него и Короля на астероиде нет ни одной живой души. Тем не менее, странный Король был симпатичен принцу, но вскоре ему стало скучно, и он решил отправиться дальше.
Планета вторая На втором астероиде принца ожидала встреча с честолюбцем. Этот человек обожал, чтобы им восхищались. Его страстное желание — быть идеальным во всём: в красоте, уме, богатстве, нарядах. Проблема была лишь в том, что восхищаться им было некому, так как он был единственным обитателем планеты. Его очень обрадовало появление принца, ведь теперь он мог наслаждаться аплодисментами и комплиментами в свою честь.
Мальчик недоумевал, как можно так самозабвенно любоваться собой. Он считал, что жизнь честолюбца пуста и лишена всякого смысла.
5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами
Произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», анализ которого мы кратко проведем, знакомо едва ли не каждому взрослому и юному читателю, однако смысл этой чудесной книги становится ясен далеко не каждому и не всегда после первого прочтения. «Маленький принц» был создан в 1942 году в Нью-Йорке, в вынужденной эмиграции из родной Франции, оккупированной фашистскими войсками. Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя.
5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя — красоту души и сердца. Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом. Непонимание, отчужденность людей — это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству.
Она делится на реальное бытие — существование и идеальное бытие — сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное — вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко — на его родной планете. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени.
Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Утрачивая любознательность, они становятся пассивными. Что утверждает наука: Творчество и воображение приносят пользу здоровью. Исследование, проведенное журналом "Психология музыки", показывает, что студенты-пианисты испытывают меньший стресс, чем другие, когда импровизируют на сцене. Также результаты доказывают, что музыка повышает степень восприятия выраженных в пении эмоций. Творческие люди очень похожи на Маленького принца: это мечтатели в поисках нового опыта, задающие правильные вопросы. Чтобы ценить простые радости жизни, нужно быть менее серьезным. Этот человек непрерывно подсчитывает звезды в галактике.
И пусть он мнит себя счастливым, потому что якобы владеет ими, жизнь его одинока и однообразна, ведь больше в ней ничего нет. Он даже не может оценить красоту этих звезд. Это очень трудно. Но я человек серьезный". Жизненный урок: Не стоит жертвовать маленькими радостями жизни. Что утверждает наука: Во многих исследованиях утверждается, что ничто так не поднимает настроение и не улучшает качество жизни, как смех. В 2014 году ученые из калифорнийского Университета Лома Линда обнаружили, что люди, которые чаще смеются, могут похвастаться лучшей краткосрочной памятью и более высокой стрессоустойчивостью. Согласно другим исследованиям, например, тому, которое было проведено в Университете Мэриленда, чувство юмора снижает риск сердечных заболеваний. Ключ к счастью — немного времени для себя.
Каждый день здесь длится не больше минуты. Фонарщик должен гасить фонарь каждую минуту, а затем тут же поспешно зажигать его вновь.
Вот почему Принц умирает.
А тело его исчезает потому, что Принц - это сам герой лётчик, который мечтал быть художником, но стал лётчиком , вернее - детская сторона его души. Он сильно любил детскую сторону своей души, и ему было больно с ней расставаться. Но он должен был повзрослеть!
Иначе он никогда не смог бы быть счастлив в любви, не смог бы жить с другим человеком. Ибо чувство любви, оторванное от чувства ответственности за того, кого любишь, является ущербным. Ибо - не взаимно.
Это - не любовь, а эгоизм. Так как основывается только на собственном желании когда хотел, принц поливал Розу и накрывал её от колпаком, чтобы не замёрзла, а когда ему это надоело, он её безжалостно бросил, не почувствовав, каково ей будет без него. Любовь - это ответственность.
Ответственность - не клетка и не лишение свободы.
Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения? Он происходил из аристократической католической семьи его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом , и учился в католических пансионах. Однако о его сколько-нибудь последовательных христианских убеждениях в сознательном возрасте ничего не известно. Его образ жизни не соответствовал ни образу романтического героя, ни строгим католическим принципам — как и брак с Консуэлло Сандоваль, Розой «Маленького принца». Наверное, можно сказать, что религией Экзюпери был гуманизм, впрочем, довольно расплывчатый. Можно ли его считать христианским? Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной.
Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно. Пусть дети прочтут и увидят свое — Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше? Это полезно и неизбежно при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический. Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, ее главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование. Думаю, 10-13 лет — самый подходящий возраст для чтения «Маленького принца». Сентиментализм — вполне почтенная традиция, важный вклад в которую принадлежит именно французским авторам XX века; но лично мне в ней куда ближе мистерии Шарля Пеги или, если говорить о наших современниках, « Дитя Океан » Жан-Клода Мурлева.
Чему учит сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Предлагаем вашему вниманию статью на тему: 5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами. Так как «Маленький принц» является произведением философским, писатель в нем поднимает в обобщенно-отвлеченном виде глобальные проблемы. произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором. Маленький принц не знает об опасности, которую представляет змея, и поэтому он разговаривает с ней так же, как с Лисой. Принц восхищался красивой розой словно девушкой, выполнял ее капризы, но устал от этого.
Что нам хочет сказать Маленький принц и как его послание может исцелить детские травмы
История создания, жанр, направление, темы, проблемы, смысл произведения Антуана Де-Сент Экзюпери "Маленький принц". Проблематика произведения «Маленький принц», анализ его морали и скрытого смысла показывают, что перед читателем — не обыкновенная сказка. Маленький принц, в некотором смысле, сбрасывает собственную кожу, покидая свою планету и отправляясь в путешествие самопознания. Философская сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери охватывает ряд глобальных проблем, ставя на первый план вопрос о смысле жизни. Маленький принц учит, что необязательно обращать внимание на злых, тщеславных людей, которые в погоне за материальными ценностями перестали быть собой.
О Маленьком принце
Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах — любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки. В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость — наиболее характерные черты взрослых людей. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути.
Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение. Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее.
Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу. Смысл названия Маленький принц — история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание — его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».
А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью. Суть Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь.
Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул. Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика Маленький принц — образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что взрослый летчик когда-то был маленьким мечтателем. Главный герой — маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете.
И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете... Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри!
Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста...
Конфликт между личностью и толпой изначально неразрешим. Так же как неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностями. Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.
Из данной темы вытекает основной принцип романтизма — принцип двоемирия. Миру обывателя, которому недоступно духовное начало, и миру художника Маленький принц, автор, Лис, Роза , которому присущи нравственные качества, — никогда не соприкоснуться. Главный герой говорит о внутренней стороне прекрасного, а не о ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не превращаться в механические действия. Любое дело полезно для души лишь тогда, когда оно внутренне освящено благодатью, добром и чистотой. О прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но еще не узнанные принцем розы не вызывают у него никаких чувств. Они мертвы для принца, ведь часто бывает, что люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе — из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы.
Змея в «Словаре символов» Трессидера считалась «находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу»[3]. С христианской точки зрения змея — зло, так может ли она указать герою верный путь? Ведь Земля не существовала бы, не будь на ней людей с открытым и чистым сердцем. Далее в повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало! Однако капризные слова красавицы Маленький принц принял близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Для христиан-католиков «кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Христовых.
Большое количество лепестков символизировало ступени посвящения, а центр розы представлял собой точку единства, сердце Иисуса Христа, божественный свет, солнце в центре колеса жизни. В родственной символической системе франкмасонов три розы Святого Иоанна представляют свет, любовь и жизнь. Деву Марию иногда именуют Розой Небес и безгрешной Розой без шипов, напоминая о ее целомудрии»[3]. Для Маленького принца роза была его единственной любовью, но это была не христианская любовь к ближнему. Дело в том, что вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек иногда начинает любить в нем самого себя и тот вклад, который он внес ради своего чувства. И тогда получается такая вот расширенная любовь к себе, а в центре подобного отношения всегда будет константа — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей. Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, мы видим в сказке Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка.
Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра... Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала.
Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять
Своеобразной базой произведения «Маленький принц» нередко называют «Планету людей», поскольку сюжет обоих творений схож – только в первом случае мальчик присутствует на неведомой планете один, а во втором. Книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — удивительно трогательное и при этом невероятно глубокое и мудрое произведение. Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»заключается в том, что всегда необходимо действовать. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери является очень мудрым произведением, заставляет задуматься о многих человеческих качествах и о том, что имеет смысл в жизни. В сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц” герой – золотоволосый мальчик, изучающий мир людей, ищет смысл в их занятиях, поступках и взглядах на жизнь.