В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве.
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды
детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом». МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище.
Александр Пономарев
Так или иначе работы и проекты Пономарёва связаны с морем. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина, Центре Жоржа Помпиду в Париже и других крупных отечественных и зарубежных собраниях. Источник: tass.
Член-корреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции, автор более сотни художественных проектов по всему миру, Пономарев придумал и осуществил первую биеннале современного искусства в Антарктиде, участвовал во Всемирной выставке в Лиссабоне, представлял Россию на 52-й Венецианской биеннале современного искусства. Расписанные им подводные арт-лодки всплывали в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а инсталляции стояли рядом с египетскими пирамидами. Работы Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.
Он классический моряк-путешественник и свободный, романтический художник и поэт. Его тоска по дальним странам, сочетание видео, инсталляции, звука, работа с разными стихиями создают в пространстве музея ощущение свободы, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. Инсталляции Пономарева в классических архитектурных формах нашего Красного зала читаются по-новому. Такое сочетание современного искусства и архитектуры мы привыкли видеть, например, на биеннале в Венеции». Во-первых, просторные залы отлично подходят для демонстрации крупных объектов, а во-вторых, здесь есть внутренний двор. Именно в нем разместился первый экспонат — «Икар». Гигантская ландшафтная инсталляция из цемента и металла выглядит легкой и воздушной, хотя на самом деле весит три тонны.
Своим полым фюзеляжем, бывшим когда-то канализационным баком, и узкими крыльями «Икар» напоминает живое существо. Блестящая кинетическая конструкция снабжена датчиком движения и начинает махать крыльями, если подойти к ней поближе. Сотрудники музея уже прозвали аппарат «птичкой». Крылья «птички» украшены шариками из муранского стекла — они отражают небо и символизируют стремление возвыситься над миром. А еще «Икар» сразу вызывает ассоциации с орнитоптером «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Говорит об этом и второе название инсталляции — «Понолет», — тоже образованное от фамилии автора и глагола «летать». Плавание и полет — одно и то же, но вода и воздух имеют разную плотность.
Инсталляция, которая вскоре появится на плато Гиза, будет состоять из двух «солнечных лодок», которые сможет вращать зритель. Образ, заложенный в новой работе художника, связан с древним артефактом — огромной деревянной ладьей, возраст которой составляет около 4500 лет. Согласно древнеегипетской мифологии, на такой «солнечной ладье» бог Ра перевозил «светило с востока на запад». Лодок было две — дневная, Манджет, и ночная, Месектет. Когда Ра путешествовал днем, его поджидал исполинский Змей, олицетворяющий тьму и зло. Но «солнечные ладьи» — не только часть мифологии, но и реальный артефакт, найденный археологами.
Одна из них нашлась в 50-е годы прошлого века, другая недавно. Эти исторические объекты и вдохновили российского художника на создание инсталляции, которая будет показана в рамках египетской биеннале современного искусства. Арт-смотр пройдет в четвертый раз, и впервые в этой, главной туристической точке страны с тысячелетней историей. Так что Пономарев и еще несколько избранных художников из разных стран мира станут первопроходцами. Мне предложили придумать свой проект для этой выставки, и это большая честь. Я много делал проектов в разных странах, только в Венецианской биеннале участвовал восемь раз, и на лодке туда приплывал, в Марокко в пустыне строил корабль, придумал биеннале в Антарктиде и вместе с друзьями туда поплыл.
Я хорошо понимаю вес этих вещей. Конечно, когда такое предложение поступило, я стал размышлять, что сделать для такого особенного места. Предоставлено автором — Сама конструкция очень интересная, и на ней есть важный смысловой момент — исторический текст с иероглифами. Что зашифровано в вашей работе? Мне это близко, ведь я моряк, поэтому и решил что-то сделать на тему «солнечной ладьи». Бог солнца Ра со своими соратниками вращает нашу бесконечность, и мы живем в этой бесконечности.
Египтяне понимали, что мы живем в некой бесконечности, за которой хаос, космос и вся наша жизнь. Символом этого разделения является змей. Уроборос — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Я сделал объект, где две лодки соединены в одну петлю — в кольцо. Зрители, вращая огромное колесо сбоку, могут менять направление движение. Это символизирует движение этих лодок по небу и под землей — в царстве мертвых и в царстве живых.
С чего начался «Уроборос»? С погружения в территорию, координаты, пространство, с возвращения в детство, с возвращения в увлечение Древним Египтом, пирамидами, разными теориями — научными, псевдонаучными и альтернативными. Предшествовало ли «Уроборосу» путешествие по египетской пустыне? И как раз уроборос является той границей, которая отделяет океан воображения, хаоса от нашего реального океана, от времени. Вокруг этого все и закрутилось той самой петлей уробороса. По египетской пустыне не ездил, но по африканской путешествовал — и воспоминания все время присутствуют и в моих стихах, и в моих работах. Мне очень нравится пустыня — и не только с песками, но и арктическая, антарктическая. Это удивительные места, где нет людей и где природа показывает нам свою мощь и силу, где мы понимаем, что человек — очень зыбкое существо и маленькая шутка космоса.
Это очень важно для человека, понять это и начать ценить саму природу. Откуда эти тексты, где они были обнаружены? Что это — письма, эпитафии, какие-то религиозные тексты? По какому принципу вы их выбирали? Он египтолог, настоящий исследователь. Именно Максим предоставил материалы, которые российская археологическая экспедиция Института востоковедения Российской академии наук в течение пятнадцати лет добывала на плато Гиза: это тексты в гробницах, различные поучения.
Музей Москвы
Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде. Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей. И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов. В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей. Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году.
Та экспедиция дошла до 82-го градуса — очень серьезное достижение для того времени. А когда один из офицеров экспедиции вернулся в Японию, это вызвало огромный национальный подъем и один дедушка назвал своего правнука именем Фрам — единственный японец носит это имя. Одним словом, не случайно, что Япония — одна из стран, которая очень наш проект поддерживает, — высоко ценит его новизну. Какие страны уже вовлечены сегодня в подготовку для продолжения проекта в будущем году? Нужно сразу отметить, что Первая Антарктическая биеннале была не просто международным проектом — ей был придан высокий статус международного, а если быть еще точнее, то «наднационального» культурного явления. Да, конечно, проект, с одной стороны, представляет Россию и мы являемся его инициатором и главным организатором, но перед нами стоит задача не вовлечь ту или иную страну в некий готовый проект. Конечно, можно перечислить страны-участницы: Германия, США, Австрия, Китай, Норвегия, Япония и многие другие, но самая важная цель — это создание интернационального межкультурного, междисциплинарного сообщества и платформы взаимодействия, куда по определению входят различные нации. Мы уверенно движемся в этом направлении, хотя иногда найти путь, где нет противоречий между идеологией, политикой, культурой, бывает архисложно. И в этом смысле Антарктида — единственное место на планете, где 55 лет, с момента договора 1959—1961 годов, реализуется абсолютно особый тип «наднационального» суверенитета. И это уникальный шанс для сотрудничества самых разных стран и государств, которые часто в обычной жизни не находят общего языка.
Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах. И, конечно, о знаменитой Антарктической биеннале.
Размер прозрачного судна — 15 метров. Необычный объект специально для выставки в Третьяковке создал Александр Пономарев. Даже для того, чтобы ее сюда занести, потребовались сложные инженерные решения. Пространство вокруг корабля занимают различные графические работы художника, а также макеты его проектов, которые он делал на протяжении последних 20 лет. Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова рассказала, что они во второй раз делают выставку Александра Пономарева.
Рассказываем о творческом методе автора сайт-специфик-инсталляций и перформансов в море. Художник и моряк одновременно пресс-служба Музея Москвы В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. В юности он ходил по всему свету на военных кораблях, подводных лодках и грузовых судах, а в 1980-х тяжело заболел и полностью посвятил себя искусству.
Однако бывших моряков, как признается сам Пономарев, не бывает, поэтому его работы и проекты часто связаны с морем. На эту нерушимую связь намекают даже названия большинства его работ: «Корабельное воскресение», «Какая глубина? Где дно?
Мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников — все это для художника символы вечности и метафоры безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Участники биеннале, среди которых было около ста художников, архитекторов, исследователей, поэтов и музыкантов со всего света, отправились в арт-экспедицию из Аргентины на российском научно-исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов». Этот корабль на несколько дней стал плавающей студией и площадкой для дискуссий.
После завершения биеннале все объекты демонтировали, чтобы на континенте не осталось следов пребывания человека, пусть и высокохудожественных. Расписные подводные лодки Александр Пономарев. Как и многие моряки, художник уверен, что у кораблей есть душа, и в конце их срока службы наступает маленькая смерть.
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
Свои работы представит Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне». Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом». Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева».
Корневое зрение
Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Моряк-художник Александр Пономарев показал свою графику в Крокин галерее.
Картины художника Александр Пономарёв
У Пономарева змей свернулся в знак бесконечности и расположился на керамическом панно в основании одноименной инсталляции, став метафорой цикличности жизни как таковой. Еще одна важная часть этого арт-объекта, расположившегося на плато Гиза в пригороде Каира в 2021 году — две «солнечные ладьи», найденные археологами в тайниках пирамиды Хеопса. Между ними установлены песочные часы — две стеклянные пирамиды, которые перекликаются с силуэтами настоящих пирамид поблизости. Конструкция динамическая — можно крутануть винт, и запустить часы — песок пересыпается из одной емкости в другую ровно полчаса. Прибор работал в режиме реального времени, а виды французской столицы с его окуляра передавались в палаты, залы ожидания и коридоры больницы. В итоге красотами Парижа могли любоваться все посетители, и даже те, кто не мог подняться с кровати из-за болезни. Перформансы происходили на палубе корабля и в водных просторах, а инсталляции временно устанавливали на ледяном континенте.
Мне скорее хотелось создать в Антарктиде такое поле деятельности, где научная и художественная составляющие окажутся слиты воедино, и первыми, кстати, идею стали поддерживать именно научные круги. Казалось бы, все, что связано с современным искусством, — совершенно другой мир для ученых. Но это не так, и теперь мои давно уже ближайшие соратники — это выдающиеся наши океанологи. Потом уже подключились люди, которые ценили мое творчество как художника, музеи и коллекционеры, родилась идеология и философия биеннале, подключились международные силы и спонсоры. Ну, и непосредственно подготовка к Первой Антарктической биеннале заняла примерно два года. Финансирование было международным — так же, как это устроено в Антарктиде. В Венеции на биеннале в первом в истории Антарктическом павильоне мы провели до этого четыре выставки — все это позволило нам реализовать проект на самом высоком уровне. Как я уже упоминал, одна из важнейших миссий нашей биеннале — это создание международной междисциплинарной платформы, которая аккумулирует идеи, связанные с существованием общих пространств: каким образом мы, люди, будем договариваться друг с другом, чтобы исследовать океан, Антарктиду, космос.
Клуб AB Vision Club — составная часть нашей деятельности, он был создан еще до самой биеннале и продолжает свою активность и между экспедициями. Мы приглашаем ученых, архитекторов, музейщиков, художников, проводим дискуссии, конференции — это такой think-tank — совет всех, кого эта тема будоражит и увлекает. Понятно, что Антарктическая биеннале отличается от любого другого арт-форума, а что объединяет ее с другими биеннале? Отличий больше, чем сходства, мы ее потому и назвали — перевернутая биеннале, или биеннале «наоборот», что отражено и в нашей символике. Люди ведь в Южном полушарии, а тем более в Антарктиде, ходят вверх ногами, как российский художник Андрей Кузькин, который как раз делал там свой перформанс. В общепринятом смысле мы не собираем публику, зрителей в одном месте для репрезентации искусства. Но самые главные отличия — это междисциплинарность и наднациональность, хотя, как и другие биеннале, она происходит раз в два года. И здесь уместно упомянуть один из наиболее важных принципов нашей биеннале — это прежде всего мобильное в мобильном.
Навигация, плавание становится центральным процессом, позволяющим участникам создавать новые смыслы. Что мобильный движущийся формат дает художнику и какие темы актуализируются в творчестве? В плаванье мы запускаем своеобразный рефлексивный механизм, позволяющий отслеживать, фиксировать и документировать события, происходящие в реальном времени, и все судно превращается в художественную движущуюся конструкцию. Произведения приспособлены к условиям экспонирования, они разбираются, они мобильны и имеют возможности для установки в различных местах и контекстах. Состояние погоды влияет на реализацию объектов, инсталляций и проведение перформансов.
Ну и, конечно, как это сделать технологически. Я делал подобные объекты в Лиссабоне на всемирной выставке. Это были шестиметровые столбы, которые замораживались. В Зарядье, правда, наша задача гораздо сложнее. Здесь инсталляция представляет собой пластическую структуру — Теплообменник, где нет ни одной одинаково изогнутой трубы, они все гнулись вручную. Конструкция генерирует и удерживает Лед! А мы должны и безо льда эту конструкцию делаем как скульптуру, саму по себе выразительную. Мы используем 16 километров нержавеющей трубы. Каждый изгиб пещеры нарисован 3 раза. Сначала нарисован как форма, потом как сечение, а потом как элемент теплообменника Сначала мы сделали макет и заморозили. Над технической стороной с нами работает Борис Алексеевич Кузнецов, выдающийся специалист по льду. Он делал ледовое покрытие нескольких стадионов. Хладагент циркулирует по замкнутому контуру с регулируемой скоростью и температурой. В подвальном помещении находится холодильная установка, а помещение имеет теплоизоляцию, как у термоса.
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Специально для выставки художник создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля. Большая часть работ Пономарева связана с морем. Художник прослужил на флоте 9 лет, а в 1980-х посвятил себя искусству.