В географии функциональная грамотность складывается достижением, прежде всего, предметных результатов через: работу с текстом, работу с географической картой, работу со статистическими данными. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения.
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю. В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе.
Это позволяет на первом шаге «привязать» задание к конкретной теме школьного курса географии, однако само задание преследует не столько предметные, сколько метапредметные цели. Выполняя его, учащийся незаметно для себя выходит за рамки предметного содержания и получает опыт решения определённых практических задач, с которыми он может встретиться в повседневной жизни или профессиональной деятельности. Покажем это на примерах. Пример 1. Задание «Дорога к бабушке» Суть задачи состоит в выборе оптимального маршрута при заданных условиях.
Есть три способа попасть к бабушке на день рождения: маршрутный автобус, паром и катер. Необходимо сравнить затраты времени и денежных средств при использовании каждого из них и выбрать тот, который позволит приехать вовремя, сэкономив при этом денежные средства. Необходимые условия для решения задачи школьники должны почерпнуть из прилагающихся картосхем и сопровождающей их информации. Таким образом, в качестве предметных результатов решения задачи выступает тренировка навыков работы с картографическим изображением, а в качестве метапредметных — развитие математической и финансовой грамотности. Данное задание может быть «привязано», например, к завершению изучения раздела «Изображения земной поверхности. План и карта» в 5 классе.
По итогам работы мы выдвигаем следующие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности: - На основе системы профессиональных компетенций учителя овладевать приемами моделирования и проектирования своей профессиональной деятельности: - Сформировать способность проектирования уроков различной целевой направленности в системе инновационных технологий; - Раскрытие творческого потенциала личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе, развитие духовной и нравственной культуры личности, формирование активной гражданской позиции; - Определение соответствия уровня функциональной грамотности школьников, овладение системой ключевых компетенций; - Развитие функциональной грамотности учеников в области информационной технологии. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. Использование АМО активные методы обучения Применение формативного оценивания. Выступление учителя в роли консультанта, помощника.
В методических целях удобно использовать классификацию теста. Тесты делятся сплошные и не сплошные. Примеры заданий со сплошным тестом: Задания множественного выбора: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т. Определение вариантов утверждений. Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями. Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений. Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом. Дополнение и завершение предложений.
Купить Успехи российских школьников в международных рейтингах PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников выпускников начальной школы. Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое! TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук выборка: 4 и 8 классы. В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским. Для наглядности приводим графики из доклада Института стратегии развития образования РАО 2018 г. Начальная школа Основная школа Как география формирует функциональную грамотность Согласно утвержденной модели 2018 года, универсальные знания, которые проверяются мониторингом PISA, выстраиваются на основе читательской грамотности и взаимосвязи вокруг нее математической и естественно-научной грамотности, глобальных компетенций. Все эти составляющие включаются в современные курсы географии.
Функциональная грамотность на уроке географии
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии | В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии. |
«Информационно-методический центр» | Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. |
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144 | Главная» Новости» Функциональная грамотность на уроках географии выступление на педсовете. |
МО «Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках географии». | Формирование элементов функциональной грамотности при подготовке к ГИА и ВПР на уроках географии в основной школе. |
Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен | 1 Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ 3 Горбунова Екатерина Валериевна Новокуйбышевск 2019. |
Функциональная грамотность на уроке географии
Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. Формирование функциональной грамотности на уроках географии в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, ФГОС СОО.
The subscription plan has expired
А 19 ноября 2023 г. Большинство писали онлайн. Основной целью написания диктанта является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. В 2023 году эта акция проводилась уже в девятый раз.
Начальник методического отдела.
Формировать математическую грамотность значит учить принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. То есть, учащиеся используют знания, полученные на уроках математики и применяют их при решении географических задач, с которыми они могут и в повседневной жизни. Определите численность городского населения в общей численности н численности населения Республики Татарстан, если известно, что на общая численность известно,что на 1 января 2023 г. Задание На уроках географии формируется и естественнонаучная грамотность. Под естественнонаучной грамотностью понимают способность учеников формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы , найти доказательства.
Формирование естественнонаучной грамотности происходит по следующим компетенциям: научное объяснение явлений; интерпретация научной информации; проведение учебного исследования. Задания на выбор объяснения, наиболее полно отражающие описанные процессы. Предлагается описание процесса или явления с характеристикой отдельных свойств. Необходимо выбрать среди предложенных утверждений верное объяснение процесса. Например, задание о сейсмической активности вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания. Для ответа на вопрос учащимся нужно вспомнить определение процесса сейсмической активности, в каких физико- географических районах она распространена на территории России или мира. Или задание: «Антициклон является атмосферным вихрем, характеризующийся низким давлением.
Он наоборот, «разгоняет» воздушные массы от собственного центра, втягивая их из более высоких слоев атмосферы. В его центре формируются восходящие потоки воздуха, которые спирально от центра распределяются по земной поверхности» 1.
Вершловский, М. Между тем функциональная грамотность в области естественнонаучного образования определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. В ключевые компетенции в контексте функциональной грамотности включены свойства и качества, необходимые человеку вне зависимости от рода деятельности, общие способности и умения, позволяющие человеку достигать высокого результата деятельности. Ключевые компетенции развиваются в процессе обучения по всем учебным предметам и включают в себя четыре вида: — организационные умения компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия ; — интеллектуальные умения учебно-познавательные, ценностно-смысловые, информационные компетенции или познавательные универсальные действия ; — оценочные умения ценностно-смысловые компетенции или личностные действия ; — коммуникативные умения общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия.
В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность. Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться в источниках географической информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихся средней школы. Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету, в том числе и по географии.
Можно, например, разделить класс на три группы, каждая из которых анализирует один из маршрутов, финальный же этап — выбор оптимального маршрута — обсуждается всем классом с учётом результатов работы каждой группы и произведённых ею расчётов. Задание также может хорошо вписаться в работу географического кружка в 5—6 классах.
Пример 2. Задание «Дорога к морю» Ещё одна дорога а как же без этого, если речь идёт о географии , на этот раз в Симферополь. Именно туда отправляется на отдых семья Оли. Для этого нужно приобрести подходящие билеты и рассчитать бюджет поездки. Математическая грамотность здесь формируется как через прикладное умение пользоваться расписанием поездов для расчёта продолжительности поездки и времени прибытия, так и напрямую, через расчёт стоимости билетов для всей семьи. Кроме того, на последнем шаге предлагается сравнить стоимость поездки на поезде и самолёте и определить более экономичный маршрут. Это задание можно использовать при изучении темы «Транспорт» в 9 классе.
Разумеется, стоит добавить в задание географической атрибутики, например, предложить учащимся найти на карте маршрут поездки, обсудить сравнительные преимущества разных видов транспорта и т. Пример 3.
География. Городское МО
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. М.Д. Борисова, учитель географии ГБОУ НАО «СШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов», представила свой опыт по формированию у обучающихся глобальных компетенций, рассказала об особенностях формирования этого направления функциональной грамотности. 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной. В статье анализируется проблема развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии. Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок.
Функциональная грамотность на уроке географии
Перейдите по ссылке , нажмите «подписаться» и «колокольчик». Теперь вы с нами : Аннотация встраивание функциональной грамотности в учебный процесс; подбор заданий по определённой теме урока географии; источники информации по функциональной грамотности. Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии..
Сборник заданий и упражнений по географии. Рабочая тетрадь. Пособия содержат систему заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий УУД у школьников Задания и упражнения группируются по тематическому признаку и сопровождаются подробными теоретическими памятками. Купить Успехи российских школьников в международных рейтингах PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников выпускников начальной школы. Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое! TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук выборка: 4 и 8 классы.
В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским.
Цель похода была пройти не менее 2 км и составить подробное описание местности, а также провести практическую работу по теме «Фенологические наблюдения в природе». Чтобы ребятам не было тяжело, воду и еду они не брали из дома. Продукты они решили купить по пути, а воду взять на месте стоянки.
Задание: Проложите маршрут на плане местности так, чтобы учесть все описанные особенности и требования данного похода. Проложите маршрут так, чтобы обратно домой группа вернулась по другому пути. Рассчитайте, какое расстояние пройдут участники похода, если известно, что масштаб плана 1:10000. Отметьте на плане место, где группа может устроить лагерь. Обоснуйте свой выбор места, указав не менее трёх аргументов в его пользу.
Во-первых, изучение географии помогает учащимся развить лексико-грамматическую компетенцию. В процессе изучения географии учащиеся узнают новые термины, определения и понятия, связанные с географическими объектами, физическими процессами и социальными явлениями.
Это расширяет их лексический запас и способствует более точному и качественному выражению мыслей и идей в устной и письменной форме. Во-вторых, изучение географии помогает учащимся развить навыки работы с текстом. Географические материалы такие, как карты, диаграммы, графики и тексты, требуют от учащихся умения анализировать информацию, находить ключевые факты и детали, выделять и оценивать аргументы, сравнивать и сопоставлять, делать географические прогнозы. Эти умения являются неотъемлемой частью функциональной грамотности. В-третьих, изучение географии развивает у учащихся умение выявлять, анализировать и понимать глобальные проблемы и вызовы. Изучение географии помогает учащимся осознать взаимосвязи и зависимости между различными регионами и странами, понять причины конфликтов и проблем, а также искать пути их решения.
Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии
Слайд 1Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ №3 Горбунова Екатерина. Материал из раздела статьи от 06.02.2020 – Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. 16 декабря состоялось очередное заседание ММО учителей географии по теме «Работа с текстом учебника на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности» На заседании были приведены примеры работы с учебником разных авторов. Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Функциональная грамотность в предмете география. То есть, функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат и является ключевой основой формирования УУД.
Функциональная грамотность на уроке географии
Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Задания функциональной естественнонаучной грамотности школьников по географии в рамках международного исследования PISA. Формирование элементов функциональной грамотности при подготовке к ГИА и ВПР на уроках географии в основной школе.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни | Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии. |
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ | Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. |
Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии | Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. |
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии
Особое внимание уделено методам и приемам, которые можно использовать при формировании функциональной грамотности на уроках географии. Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок. Особое внимание уделено методам и приемам, которые можно использовать при формировании функциональной грамотности на уроках географии. Похожие статьи.