Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.
Индивидуальные различия памяти у людей
Ученые выяснили, что пожилые люди, которые не социально активны, имеют высокий риск уменьшения объема мозга и объема тех областей, что поражены деменцией. Объем оперативной памяти не снижается, он может удерживать в памяти значительные объемы информации. Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени. Российские дипломаты пообещали провести собственную "вахту памяти" в Маутхаузене. Что касается объема кратковременной памяти, то ее объем у разных типов людей неодинаков.
Эйдетическая память: что это такое и как ее развить
Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей отсеивается самый значительный объем информации и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Самой частой причиной ухудшения памяти является пожилой возраст и, как следствие, изменение функциональной активности мозга, уменьшение объема его тканей, количества клеток и уровня метаболизма. Объем памяти является показателем кратковременной памяти, связанной со способностью восприятия.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Основными причинами первичной инвалидности являются болезни системы кровообращения и новообразования. У населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, регистрируется более высокая заболеваемость болезнями нервной и эндокринной системы, злокачественными новообразованиями щитовидной железы по сравнению с населением, не проходящим специальную диспансеризацию. Зарегистрированные при проведении специальной диспансеризации повышенные уровни заболеваемости населения и участников ликвидации последствий аварии могут быть связаны не только с влиянием радиационных и нерадиационных факторов чернобыльской катастрофы, но и с так называемым эффектом "скрининга". Для выяснения роли радиационного фактора в изменении состояния здоровья пострадавших необходимо проведение долгосрочных радиационно-эпидемиологических исследований, которые уже частично реализуются на территории Беларуси в рамках национальных и международных программ. В целом действующая в республике система динамического наблюдения за пострадавшими от катастрофы на Чернобыльской АЭС с проведением ежегодных медицинских осмотров позволяет выявлять заболевания и своевременно проводить необходимые лечебно-реабилитационные мероприятия, что способствует сохранению здоровья пострадавших. С момента техногенной катастрофы на ЧАЭС прошло более 30 лет, но миллионы людей продолжают жить на зараженных территориях. Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, созданный в 1988 году на наиболее загрязненных в результате катастрофы землях, заселили дикие животные.
Для вас подарок! В свободном доступе до 05. Повышенный эффект от таких тренировок возникает потому, что зрительный нерв намного толще слухового. Следовательно, образное мышление вовлекает в свой процесс больше нейронов.
Для тренировки оперативной памяти разработан специальный тренинг. Упражнения заключаются в наблюдении нескольких образов и в запоминании последовательности их появления. Эффект от выполнения будет заметен при условии занятий каждый день по 25 минут. Читайте также Подробнее Для детей и подростков Обладая большим запасом знаний, ребенок быстрее обучается и, соответственно, быстрее начинает понимать взрослых. Хорошие отметки по учебе влияют и на стрессоустойчивость ученика, и на настроение родителей. Развить такой запас знаний у ребенка можно с помощью обычных игр. Начать можно с конструктора Lego. Сборка кораблей, автомобилей и самолетов из мельчайших кирпичиков тренирует память ребенка, а попутно развивает и моторику его рук. Благотворно влияет и обычная физзарядка. Регулярные простые упражнения на руки и ноги, наклоны и приседания активизируют мозг ребенка.
Умственным задачкам также нужно выделять время, так как это развивает мышление. Если же с развитием ребенка наблюдаются нарушения кратковременной памяти, необходимо как можно быстрее устранять эту проблему. Своевременное обращение к соответствующему доктору поможет избежать отставания в учебе. Юноши в возрасте 13-16 лет часто сталкиваются с проблемой высокого внутричерепного давления, так как в этот период подростки наиболее активно растут и развиваются. Откройте для себя захватывающий мир IT! Первый месяц — бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом. Для устранения данного недуга существуют специальные препараты. Восстановление наступает быстро при условии хорошего питания и достаточного сна. Во избежание дальнейших нарушений подростку нужно соблюдать здоровый образ жизни: не курить, не употреблять алкоголь, уделять время чтению и самообразованию.
Все это в комплексе способствует увеличению объема воспоминаний и развитию образного мышления. Память у школьников при этом восстанавливается постепенно. Упражнения для тренировки кратковременной памяти Таких упражнений существует большое количество. В основном они ориентированы на детей, однако вполне успешно могут применяться и взрослыми. Здесь важна регулярность выполнения. Доказано, что без постоянных тренировок память не только не улучшится, но и начнет ухудшаться.
Для этого очень важно сознательное намерение. Например, эксперимент 2016 года показал : участники могут внимательно отслеживать движение объекта на экране среди отвлекающих элементов. Но если затем неожиданно спросить у испытуемых, какого цвета был этот объект, большинство ошибается. Другой похожий эксперимент привёл к тем же результатам, а также показал, что если предупредить участников, что после первого задания им нужно будет ответить на такой-то вопрос, результаты оказываются гораздо лучше. В серии экспериментов 2018 года сам Оберауэр демонстрировал испытуемым шесть слов, одно за другим, а после каждого слова давалась подсказка — нужно ли запомнить это слово или можно его забыть. То есть непосредственно в момент демонстрации каждое слово требовало внимания, ведь участники эксперимента в этот момент ещё не могли знать, нужно ли им зафиксировать его в памяти. В итоге исследователь обнаружил, что испытуемые действительно запоминали только релевантные слова, а остальные не занимали ёмкость их рабочей памяти. То есть мозг использует ограниченный объём рабочей памяти экономно. Читайте также: Учёные назвали способ восстановить внимание после утомительных занятий По словам Оберауэра, это позволяет утверждать, что перцептивное внимание напомним — это внимание к отдельным сигналам в окружающем потоке информации способствует попаданию этих сигналов в рабочую память, но не гарантирует, что они туда попадут. Вероятно также, что представления, которые фокусируют наше внимание на тех или иных стимулах например, инструкции к учебному заданию, которое предстоит сейчас выполнить , хранятся в рабочей памяти, только если текущая задача для нас новая. Если задача неоднократно повторяется, то информация, необходимая для её решения, переносится в долговременную память. Это показывают , например, эксперименты с задачами на визуальный поиск — когда среди нескольких разных объектов испытуемым нужно найти взглядом конкретный по цвету и форме объект. При повторении этого упражнения испытуемые каждый раз справляются с ним всё быстрее, потому что им уже не нужно держать в рабочей памяти цвет и форму искомого объекта. Если условия задачи изменятся, рабочая память начнёт формировать новые представления для её решения. И пока они не окрепнут, рабочей памяти придётся бороться за контроль внимания с долговременной памятью, которая будет пытаться применить к задаче старый усвоенный шаблон. Простой пример: если человек долгое время летал в командировки с синим чемоданом, а потом приобрёл красный, то в ближайшие несколько перелётов он, вероятнее всего, будет непроизвольно реагировать на синие чемоданы на багажной ленте. А вот для быстрого поиска красного чемодана ему придётся перестроиться. То же самое — с похожими, но чем-то отличающимися алгоритмами решения учебных задач. Как рабочая память влияет на обучение Как уже упоминалось выше, ёмкость рабочей памяти увеличивается по мере взросления ребёнка. Считается, что в среднем семиклассник может оперировать большим объёмом информации, чем первоклассник, но в этом показателе могут быть и индивидуальные различия. Как пишет Нельсон Коуэн в обзорной статье 2014 года «Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования» Working Memory Underpins Cognitive Development, Learning, and Education , кроме ёмкости, на способности рабочей памяти также воздействуют другие факторы — например, скорость обработки информации и общий объём знаний. И то и другое у разных учеников различается. Нельсон Коуэн выделяет три направления, в которых возможности рабочей памяти влияют на процесс обучения. Во-первых, это формирование новых концепций — по сути, создание или обнаружение связей между несколькими элементами информации. Чтобы «провернуть» эту умственную операцию, все необходимые компоненты нужно держать в голове. Исследователь приводит такой пример: чтобы маленький ребёнок усвоил определение «Тигр — это большой полосатый кот» и смог отличить тигра ото льва и от зебры, ему нужно одновременно оперировать двумя понятиями — «полосатый» и «большой кот». Если он упустит из виду или окрас, или форму животного, это приведёт к ошибке. Даже самый простой математический пример сложения двух чисел требует соотнести в уме три элемента — два слагаемых и их сумму. Поэтому, по словам Коуэна, рабочая память играет очень важную роль в том, концепциями какой сложности способен оперировать человек. Если возможностей рабочей памяти недостаточно, то даже если учащийся запомнит новую учебную концепцию, у него не получится её понять и применить в другом контексте. Или, решив задачу по образцу, он не сможет выявить принцип решения и применить его к другой задаче. Кстати, довольно долгое время считалось, что чем больше у человека предварительных знаний по теме, тем легче его рабочей памяти справиться с задачами, связанными с этой же темой. Потому что в ней уже существуют связи между элементами информации, и их не нужно формировать с нуля. Во-вторых, тесно взаимосвязаны рабочая память и контроль внимания. Типичные признаки — ребёнок не выполняет инструкции до конца, пропускает шаги в решении задачи или повторяет их, часто отвлекается на уроке. Это говорит о том, что когнитивная задача слишком сложна для него — она перегружает рабочую память и блокирует способность координировать умственные усилия. Как отмечает Газеркоул, плохо развитая рабочая память негативно сказывается на успеваемости и затрудняет обучение чтению, математике и естественным наукам как в начальной, так и в средней школе. В-третьих, по словам Нельсона Коуэна, нагрузка на рабочую память особенно высока во время изучения нового материала, и от её возможностей зависит эффективность обработки новой информации. Читайте также: Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго Как учесть ограничения рабочей памяти в учебном процессе Что можно предпринять, чтобы учесть особенности рабочей памяти и её ограничения в учебном процессе? В первую очередь — адаптировать сложность изучаемого материала под уровень когнитивного развития учеников. На самом базовом уровне это означает, что не стоит давать для изучения детям и взрослым новичкам концепции, которые они объективно не смогут обработать. Нужно начать с чего-то попроще.
По характеру участия воли. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную аффективную , образную и словесно-логическую. Двигательная кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных трудовых, спортивных умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка. Эмоциональная память — память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве около 6 мес. Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам. Осязательная, обонятельная и вкусовая память — это примеры памяти, существуют и другие виды, которые не будут упомянуты , не играющей существенной роли в жизни человека, т. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые. Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других видов. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук. По продолжительности сохранения информации: 1 Мгновенная или иконическая память Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ. Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы ЦНС. Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека то есть то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть? Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения.
Причины частичной потери памяти
Каждый из случаев амнезии по своему уникален и поэтому представляет особый интерес изучать его и сравнивать с теоретическими моделями памяти. Нарушение памяти, часто встречающееся явление в клинике органических и функциональных заболеваний головного мозга. Очень многие люди, когда-либо испытывали существенное недовольство своей памятью, особенно пожилые люди часто жалуются на снижение памяти. Нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом Наиболее изученные расстройства памяти — это нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом, описанные С. Выраженное нарушение памяти на текущие события, при котором остается память на события прошлого является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома, нарушение памяти амнезия при этом — является изолированным расстройством.
Другие высшие мозговые функции при этом могут быть нарушены в незначительной степени, при этом поведение человека практически остается прежним. Впоследствии выявилось, что корсаковский синдром может быть не только у алкоголиков, но и при других диффузных поражениях мозга. Причинами данного синдрома могут быть многие причины, в том числе даже голодание, а также опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения и др. Очень интересная особенность у людей с таким нарушением памяти — у них может происходить подмена провала памяти несуществующими событиями.
В основе амнезии при корсаковском синдроме лежит такой патологический механизм, как невозможность запоминания новой информации. У таких людей происходит ослабление процесса консолидации следа памяти. Объем оперативной памяти не снижается, он может удерживать в памяти значительные объемы информации.
Возможно, Вы слышали и рыбьем жире. Кокрановский обзор показал, что рыбий жир не имеет каких-либо существенных преимуществ для мозга здоровых пожилых людей.
Однако учёные предположили, что следует провести дополнительные исследования по этой теме. Говорят, что куркумин, извлекаемый из куркумы, помогает улучшить когнитивные функции, включая память. Изучение влияния куркумина на людей с болезнью Альцгеймера показал, что есть доказательства того, что это вещество положительно влияет на некоторые сигнальные пути, поражённые болезнью Альцгеймера. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы окончательно сказать, может ли куркумин помочь при проблемах с памятью. Даже если добавки не эффективны в устранении нарушений кратковременной памяти, можно попробовать изменить образ жизни.
Очень важны следующие аспекты: хороший ночной сон употребление здоровой пищи, в том числе большого количества фруктов, овощей, цельного зерна и нежирного мяса решение головоломок и другие подобные действия, стимулирующие работу мозга устранение беспорядка в доме для снижения количества отвлекающих факторов создание списков дел и расписаний, которые помогут придерживаться намеченного курса Риски расстройств кратковременной памяти Основные риски связаны с сопутствующими заболеваниями, а не с самой потерей памяти. Однако если симптомы усугубляются, это может затруднить Вам жизнь в одиночестве без ежедневной помощи. Плохая кратковременная память может повлиять на Вашу способность: обслуживать себя безопасно принимать лекарства водить машину Методы лечения, как правило, безопасны. Хирургия и медикаментозное лечение всегда сопряжены с риском побочных эффектов, но они менее вероятны, когда Вы находитесь под присмотром опытного доктора. Когда следует обратиться к врачу Если Вы обеспокоены нарушением кратковременной памяти, Вам следует сообщить об этом своему врачу, особенно в пожилом возрасте.
Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов единиц информации.
Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. Точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении. Длительность — способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет развита долговременная память , некоторые забывают их спустя всего несколько лет.
Длительность памяти имеет выборочный характер. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт. Виды и формы памяти Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
По продолжительности сохранения информации. По сути предмета и способа запоминания. По характеру участия воли. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную аффективную , образную и словесно-логическую.
Двигательная кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных трудовых, спортивных умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка. Эмоциональная память — память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях.
Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве около 6 мес.
Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память — это примеры памяти, существуют и другие виды, которые не будут упомянуты , не играющей существенной роли в жизни человека, т. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые. Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
Повреждение этих клеток ведет к потере хранящейся в них информации и способности накапливать новые знания — так и происходит ухудшение памяти.
Мы не можем вспомнить то, что происходило с нами несколько лет назад или совсем недавно, мы замечаем у себя плохую память на лица и имена новых знакомых или не можем узнать старых друзей, которых давно не видели. Причины, по которым память становится хуже, очень разнообразны. Их можно разделить на две основные группы — заболевания и действие внешних факторов. Давайте рассмотрим их подробнее.
Влияние окружающей среды Прежде всего стоит упомянуть о стрессах, которые мы испытываем ежедневно. Неприятные известия, проблемы на работе, беспокойство за близких — все это приводит к избыточному напряжению нервной системы. Организм старается защитить себя и не допустить срыва, поэтому «стирает» часть негативной информации из клеток головного мозга. Частая причина плохой памяти — эмоциональное и физическое переутомление.
Короткий и прерывистый сон, большие потоки информации, постоянная усталость заставляют нервные клетки работать на пределе. В таком режиме они неизбежно теряют часть хранящихся в них сведений. Ткани головного мозга очень восприимчивы к действию различных токсических веществ, прежде всего алкоголя, никотина и наркотиков. Эти вещества повреждают нервные клетки, что приводит к потере накопленной информации, а также к снижению возможности запоминать новое.
Заболевания Врожденные и приобретенные болезни головного мозга тоже негативно сказываются на способности запоминать и воспроизводить информацию. Практически каждое из таких заболеваний сопровождается постепенным ослаблением памяти.
Кратковременная память. Неужели только семь? Проверим свою?
Этот симптом часто обнаруживается у пациентов с болезнью Альцгеймера на ранних стадиях и нередко предшествует снижению когнитивных способностей. Исследование также показало, что в мозге может не наблюдаться аномального накопления белка — одного из характерных симптомов болезни Альцгеймера. В исследовании приняли участие 128 человек. Ученые следили за их здоровьем в течение 10 лет.
В течение этого времени участники эксперимента проходили тесты на уровень когнитивных способностей и компьютерную томографию головного мозга.
Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния.
Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания.
В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение.
Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19].
Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17]. Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7] [8] [13].
Список литературы Шевченко Ю. Клиническая психотерапия. Бухановский А.
Клиническая патопсихология. Малинина Е. Расстройства памяти, внимания и интеллекта.
Захаров В. Яхно Н. Зейгарник Б.
Хрестоматия по патопсихологии. Соловьев А. Методические рекомендации по профилактике когнитивных и эмоциональных нарушений.
Российское психологическое общество. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти в результате различных поражений мозга: методические рекомендации. Авдеева И.
Аткинсон Р. Забродиной, Б. Гиппенрейтер, В.
Российский геронтологический научно-клинический центр. Программа профилактики, раннего выявления и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: методические рекомендации. Levin M.
Предположим, вы разобрали билет к экзамену и постарались заучить его. Попробуйте повторить билет через несколько минут, через полчаса, через час, два, на следующий день. Это потребует больше времени на один билет, но относительно частое повторение через не слишком длительные промежутки времени поможет лучше закрепить материал. Во-вторых, важно пытаться вспомнить материал целиком, не заглядывая в ответы при первом же затруднении — даже если вам кажется, что вы не помните вообще ничего.
Чем больше вам удастся «выудить» из своей памяти при первой попытке, тем лучше сработает следующая. Симуляция в условиях, приближенных к реальным. На первый взгляд, это помогает лишь справиться с возможным стрессом на экзамене или в момент, когда вам в теории должны пригодиться знания. Однако такой подход позволяет не просто совладать с нервами, но и лучше запомнить что-либо — это, кстати, касается не только семантической памяти, но и моторной.
Например, согласно исследованию , навык отбивать мячи оказался лучше развит у тех бейсболистов, которым приходилось принимать разные подачи в непредсказуемом порядке как в реальной игре , в отличие от тех, кто последовательно тренировался работать с конкретным типом подачи. Этот подход обеспечивает большую глубину обработки информации если ориентироваться на модель Крейка и Локхарта. В сущности, он заставляет обрабатывать информацию не только семантически вы оцениваете зависимости между явлениями и их взаимосвязи , но и «с отнесением к себе» как бы вы назвали это явление? Как вы сами можете объяснить его — не пересказывая слово в слово содержание статьи или билета?
То и другое с позиции этой гипотезы — уровни глубокой обработки информации, которые обеспечивают более эффективное припоминание. Все это — довольно трудоемкие приемы, хоть и действенные. В следующем материале из серии посмотрим, какие еще подходы работают на развитие памяти, и есть ли среди них лайфхаки, помогающие сэкономить время и тратить на запоминание чуть меньше сил. Другие материалы из нашего блога на Хабре:.
В зависимости от характера опорных точек «ключ» припоминание может совершаться либо, как переход от отдельных частей к целому, либо от смысла целого к отдельным частям. Припоминание - это пограничный процесс между памятью и мышлением: память воспроизводит прошлое, а мышление - восстанавливает это прошлое, опосредованно, путем умозаключений, которые сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве. Данное воспроизведение - это сознательная реконструкция прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Развитие памяти: Формирование памяти по отдельным модальностям: По мере социализации индивида происходят изменения в развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В целом, в развитии памяти можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Гипотеза П. Блонского о видах памяти как филогенетических ступенях: Блонский внес существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.
Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни, памяти. В основе отождествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой - только образами, на третьей - речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы - к другой, к третьей - речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи с развитием всех сторон психики так как все ее проявления взаимопроникают друг в друга.
Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов - явлений «низшего уровня» - переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер. В психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отождествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низшим уровнем, на котором они впервые возникли. В основе теории Блонского лежит неправильная ошибочная концепция развития, не учитывается то, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних. Особенности детской памяти П.
Блонский : В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая по времени - это моторная двигательная память, она предшествует всем остальным видам памяти в генетическом плане. Аффективная память начинает себя проявлять около 6ти месяцев от рождения. Образная память - на 2ом году жизни, но своей высшей точки она достигает только к юношескому возрасту. Логическая память - в 3-4года, но в сравнительно элементарных формах; нормального уровня развития достигает лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связано с обучением человека основам наук.
Особенности детской памяти: 1 фотографичность память ребенка срабатывает как фото: снимает то, что есть на «картинке», изменения восприятия - минимальны большая образность развитие фантазии и динамичность воображения - способствуют возникновению множества образов легкость запоминания доминирование механической, непроизвольной памяти; особых усилий к запоминанию ребенок не прилагает. Замещение механической памяти на смысловую: Нельзя отрицать наличие смысловой памяти у ребенка, но до подросткового возраста доминирует механическая память. На развитие смысловой памяти оказывает социальное окружение взрослый помогает перенести материал на осмысление. У детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развита механическая память: они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. При помощи механических повторений информации дети старшего дошкольного возраста могут неплохо ее запоминать.
У них появляются первые признаки смыслового запоминания. С 6 до 14 лет активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Но в своем развитии отстает логическая память, поскольку ребенок в это время вполне обходится механической памятью. Только в подростковом возрасте начинается замещение механической памяти на смысловую в старших классах появляются новые учебные предметы, следовательно, увеличивается количество информации, которую нужно запомнить, поэтому тут уже механическая память уже не помощник, необходимо подключить к запоминанию мышление, осмыслить, понять суть материала и тогда его легче будет запомнить. В этот период развитие механической памяти - замедляется. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания в развитии.
Теория развития непроизвольного запоминания Л. Выготского: У детей до 5ти лет нет установки на запоминание. А только начиная с 5ти лет появляется и формируется произвольная память. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию. У детей 3-4 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях - являются непроизвольными, то есть без специального обучения мнемическим операциям. Дети 5-6 лет способны запоминать или припоминать что-либо сознательно, но часто этими действиями для запоминания является простое повторение.
К концу дошкольного возраста 6-7 лет процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию включает 2 этапа: формируется необходимая мотивация желание что-либо запомнить или вспомнить ; возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. В подростковом возрасте активно развиваются различные виды памяти, в том числе и произвольная. Но большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без спец.
Как работает кратковременная память
Облучение щитовидной железы продолжается и после йодного периода, хотя и в гораздо меньших дозах за счет внешнего и внутреннего воздействия радиоактивного цезия. За послеаварийный период коллективная доза облучения щитовидной железы за счет радиоцезия у жителей республики составила более 21 тыс. Беспрецедентный рост заболеваемости раком щитовидной железы потребовал принятия решений об улучшении организации медицинской помощи этой категории лиц. С этой целью были открыты Республиканский научно-практический центр опухолей щитовидной железы, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, налажено тесное сотрудничество с клиникой ядерной медицины Вюрцбургского университета Германия. Лечение больных раком щитовидной железы включает оперативное вмешательство тотальная тиреоидэктомия с шейной диссекцией , радиойодтерапию для аблации остатков тиреоидной ткани и лечения метастазов, супрессивную терапию L-тироксином и последующую реабилитацию. Уровни заболеваемости лиц, участвовавших в 1986-87 гг. Особенно высоки различия в уровнях заболеваемости болезнями эндокринной системы, системы кровообращения, пищеварения, ишемической болезнью сердца, новообразованиями.
По словам специалиста, из-за возрастного снижения памяти человек может терять очки или ключи, забывать некогда усвоенную информацию и хуже справляться с выполнением нескольких задач одновременно.
Кроме того, планирование и решение новых задач с возрастом начинает занимать больше времени. Однако все это не мешает человеку вести привычный образ жизни. В отличие от этого, деменция начинается с легких симптомов, которые со временем прогрессируют и значительно затрудняют повседневную деятельность, превращая обыденные задачи в сложные или даже невыполнимые.
Задаваясь таким вопросом, стоить брать в расчет и учитывать реальные примеры. Цезарь, Кутузов, Македонский — выдающиеся полководцы, знавшие имена и лица каждого из воинов, которыми руководили.
Возможности запоминания безграничны, но они ничего не стоят без тренировки. Что такое память простыми словами? Память — это механизм, благодаря которому люди воспринимают реальность с опорой на прошлое, на полученный ранее опыт. Где у человека храниться память? За хранение памяти отвечает мозг.
Однако есть мнения, согласно которым в качестве хранилища выступает энергетическое поле. Как называются люди с хорошей памятью? Это обычные люди с гипертиместическим синдромом. Это способность помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о собственной жизни. Как улучшить память у школьника?
Для этого можно использовать множество способов. Примеры: чтение книг; заучивание отрывков стихотворений наизусть; обретение новых навыков; увеличение словарного запаса; запоминание чисел; изучение иностранных языков. Задействовать можно любой метод, который будет приемлем и интересен для ребенка. Ключевое слово — интерес. Какая память лучше развита у детей?
У детей лучше развита моторная память, базис которой — рефлексы. Данный тип является доминирующим до момента достижения ребенком возраста в 12-14 лет. Это средние цифры, можно выделить и указать на массу примеров ускоренного или заторможенного развития, что зависит от множества факторов. Сколько терабайт памяти в мозге? Ученые из Института биологических исследований Санд-Диего установили, что объем человеческой памяти — 1024 терабайта.
Однако сравнение машинной памяти с человека — это некорректно. Заключение Память — сложная совокупность процессов. Ее можно и нужно тренировать, ей можно управлять. Память состоит из множества компонентов и различается у разных людей.
Причинами гипомнезии, как правило, являются неврологические нарушения, наркомания , алкоголизм острая или хроническая интоксикация , деменция , сосудистые заболевания головного мозга, атеросклероз , гипертензия , а также травматические атрофические процессы в головном мозге. Однако, гипомнезия может возникать и у здоровых людей вследствие переутомления и усталости. Кроме того, гипомнезия может сформироваться в результате эмоциональных расстройств, например, при депрессии.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Причины ухудшения памяти. человеческая память Наша память — это совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации. Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Этот вид памяти страдает при шизофрении: человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Однако, если у человека плохо развита память, осуществление высшей нервной деятельности также будет существенно затруднено.