Сегодня я хочу рассказать о Дороге жизни, которая в годы войны связывала блокадный Ленинград с большой землей. до 24 апреля и стала спасительницей Ленинграда. Одновременно в главном здании вокзала открылась выставка, посвященная подвигу железнодорожников и "Дороге Победы", благодаря строительству которой в блокадный Ленинград пошли поезда с Большой земли. В блокадный Ленинград по Дороге Жизни отправилась первая автоколонна.
Непокорённый Ленинград: жизнь и победа
узкая полоса земли, отбитая войсками Ленинградского и Волховского фронтов, - стала транспортной артерией, которая питала защитников города такими дефицитными боеприпасами и продовольствием. А паровоз серии СУ после полного снятия блокады Ленинграда привел из Москвы в освобождённый город первый экспресс «Красная Стрела» в 1944 году. Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества».
Дорога Победы как символ подвига
7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге победы пришел первый спасительный поезд с большой земли. Также в Ленинграде после установки блокады оставалась авиационная группировка – более 400 самолетов разных типов: разведчики, бомбардировщики, истребители», – говорит Ломагин. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни.
Как Дорога победы спасла ленинградцев
Строительство железнодорожной ветки в заблокированный Ленинград началось всего через четыре дня после прорыва блокады — 22 января. Комитетом обороны было принято решение о строительстве железной дороги, чтобы облегчить положение ленинградцев. Эта ветка должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было переправить на правый берег Невы, и затем по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда Дмитрий Суржик Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Трасса должна была пойти по лесам, болтам — по тем местам, которые раньше не рассматривались для подобного строительства. Они могли не выдержать нагрузки железнодорожного состава. В тех местах не было автомобильных дорог, людей и техники.
Только оставленные немцами неразорвавшиеся снаряды, бомбы и минные поля. Источник фото: Wikipedia Несмотря на всю сложность строительства, к 5 февраля 33 километра от главного пути — от Шлиссельбурга до Поляны были готовы принять составы с грузами Дмитрий Суржик Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства «Коридор смерти» или «Дорога Победы» Строительство железной дороги осложнялось тем, что оно проходило в 4-6 километрах от позиции противника, которая находилась в зоне действия гитлеровской авиации, рассказал Дмитрий Суржик. Немецкое командование делало все возможное, чтобы не дать связать Ленинград с большой землей. На помощь железнодорожникам пришла русская зима, потому что глубоко примершие болота сделали строительство этих путей возможным.
Уже в наше время — в ходе строительства КАД в 2005 году — памятник снесли. К счастью, власти быстро одумались и восстановили мемориал чуть поодаль. Нам показалось символичным, что именно регулировщица провожала нас в эту короткую патриотическую поездку. Значит, направление задано верно. У памятника мы оставили школьную экскурсию, целый класс.
Девчонки и мальчишки XXI века пели о Победе. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящен ленинградским детям: тем, кто погиб от голода и бомбежек, и тем, кто наравне со взрослыми ковал Победу. Они стояли у станков, тушили «зажигалки», спасали памятники архитектуры. Вместе с венками и гвоздиками к нему несут мягкие игрушки. Сложно сказать, от чего больше сжимается сердце: от проникновенных строк, высеченных в камне, или от плюшевого мишки на могиле неизвестного ребенка. Мемориальный комплекс сформировался в 1968—1975 годах. Тут и сам 15-метровый белый цветок со строчкой из песни «Пусть всегда будет солнце». И Аллея дружбы, ведущая к траурному кургану, на котором установлены восемь стел со строками из блокадного дневника Тани Савичевой. В советское время существовала такая традиция — школьники торжественно повязывавали вокруг деревьев пионерские галстуки.
Пионерская организация канула в Лету, но на березках по-прежнему развеваются лоскутки красной материи. Мемориал «Балтийские крылья» Неприметный памятный знак на обочине. Неподалеку от этого места в годы войны находился аэродром, где базировались летчики Балтийского флота, защищавшие Дорогу жизни и восточную часть Ленинграда. Мемориал сооружен в 1968 году. Мемориал «Румболовская гора» во Всеволожске Находится между 9-м и 10-м километровым столбом у пересечения Дороги жизни и Колтушского шоссе. Это большое братское захоронение. Заметная с расстояния возвышенность — 68,13 метра над уровнем моря — служила прекрасной мишенью и обстреливалась врагом чаще и гуще остального. Дуб и лавр — подвиг и слава, а желудь перед ними — новая жизнь. Наша с вами.
Именно так музей себя и позиционирует — интерактивный: тут можно услышать живые голоса ветеранов и звуки воздушных боев. Техническая сторона и оборудование на высоте, что, конечно же, понравится современным мальчишкам, привыкшим к мониторам компьютеров и экранам смартфонов. Оказывается, про подвиги героев можно говорить и таким «языком». А рассказывают тут о легендарных летчиках и штурманах 1-го минно-торпедного авиационного полка военно-воздушных сил Балтийского флота под командованием Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского. Прямо в этом доме они жили в годы войны. Если вы еще не знаете, речь идет о тех самых летчиках, которые в начале Великой Отечественной, летом 1941 года, бомбили Берлин. В ответ на бомбардировку Москвы в ночь с 21 на 22 июля 1941 года летчики полка морской авиации Балтийского флота в составе нескольких экипажей под командованием полковника Преображенского совершили невероятную по своей дерзости операцию.
Адрес и график работы Мемориального комплекса «Дорога Победы» Ленинградская обл. В случае если дверь в музей будет закрыта нужно позвонить по телефону, указанному на двери. Сотрудник может быть занят по какому-либо вопросу на некоторое время. Контактный телефон музея: 8 812 457-78-57 Стоимость посещения : бесплатно. Фотографирование: разрешено. В Мемориальном комплексе посетители могут посмотреть различные исторические фильмы про строительство «Дороги Победы», о бронепоездах, которые участвовали в Великой Отечественной войне , про создание «Дороги Жизни», и другие. Как добраться? Продолжительность пути около часа.
Ей посвящён художественный фильм «Коридор бессмертия», который выйдет на Первом канале в воскресенье, 26 января. Накануне широкой премьеры режиссёр картины Фёдор Попов рассказал «Парламентской газете», почему эта железнодорожная линия стала Дорогой Победой. Как появилась идея картины? Больше 10 лет назад я прочитал в журнале «Меценат» статью Дмитрия Каралиса о Шлиссельбургской железной дороге, служившей для доставки грузов в блокадный Ленинград. Я был поражён цифрами — строительство полотна длиною в 33 километра заняло всего 17 дней. Тогда под постоянными обстрелами и бомбёжками находились пять тысяч человек. Однако эта страница истории остаётся малоизученной: я спрашивал многих ленинградцев, блокадников, деятелей культуры — оказалось, что об этой железной дороге никто не знал. Всем известна «Дорога жизни» — транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала блокадный Ленинград со страной до 1943 года. Ему принадлежит единственная монография об этой дороге. Я думаю, что тема оставалась закрытой во многом из-за «Ленинградского дела» серия судебных процессов в конце 1940-х — начале 1950-х годов против руководителей ленинградских областных, городских и районных организаций ВКП б. Возможно, это было связано и с послевоенной сталинской политикой — город и так стал символом героизма, рассказывать правду о подвигах железнодорожников, вероятно, казалось излишним. Но это лишь мои предположения. Кто на ней трудился? Работать на Шлиссельбургской железной дороге было не менее, а возможно, даже и более опасно, чем на фронте. Дело в том, что она пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в трёх-четырёх километрах от немецких артиллерийских позиций, а укрыться от бомбёжек и обстрелов там было просто негде. За это дорога и получила прозвище «коридор смерти».
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград
Дорога Победы в блокадный Ленинград. В выставочном зале музея-панорамы «Прорыв блокады Ленинграда» к юбилейной дате завершается монтаж межмузейной историко-документальной выставки «Стальной путь блокадного Ленинграда. Открытие трассы предлагаем приурочить к 80-летию окончательного снятия блокады и организовать движение по блокадной Дороге Победы поездами в таком составе: паровоз серии Э, вагон-экспозиция, вагон-чайная с самоварами и железнодорожными подстаканниками. В Музее железных дорог России открыта выставка «Артерии Победы» посвящена 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по Дороге Победы.
Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода
После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть.
Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии.
Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.
Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.
Приглашаем присоединиться к виртуальному путешествию по Дороге жизни. Начнем, вопреки установленному порядку, с конечной точки маршрута — с порта Кобона. Сюда, в эвакопункт, расположенный прямо в старинной церкви, привозили истощенных детей, женщин и стариков. Здесь мы побывали впервые. Порт Кобона До Кобоны добираются немногие туристы. Мемориалов, где можно почтить память защитников Ленинграда, немало и в городе: какие-то из них более «раскручены», какие-то — менее. В музее Кобоны, например, практически никогда не бывает людно. Эта небольшая деревушка стоит на самом берегу Ладожского озера, через нее проходят некогда судоходные Староладожский и Новоладожский каналы. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев и сотни тысяч тонн грузов для блокадного города. В 1980 году в здании деревенской школы открыли музей, который 30 лет принимал редких посетителей, но в 2010-м школу подожгли. К счастью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе создали новую экспозицию, открывшуюся в восстановленном здании в 2015 году. Согласно архивным документам, каменную Никольскую церковь в Кобоне построили в 1817—1821 годах. В храме устроили два боковых придела Святых апостолов Петра и Павла и Великомученицы Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861 году, когда церковь перестраивалась по проекту архитектора Щурупова. В 1938-м храм закрыли. А в годы войны о добротной постройке старых мастеров вспомнили и устроили в ней эвакуационный пункт. В качестве эвакопункта храм выбрали неслучайно. Во-первых, это было каменное теплое и вместительное здание. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары. И — оглушающая тишина. У прибывших сюда не оставалось сил даже на стоны. Не знаем, учитывалась ли советским руководством «намоленность» и святость места, выбранного под эвакопункт, но почему-то хочется верить, что да. Во-вторых, здание не атаковал противник, высокий храм с колоколенкой был нужен фашистам в качестве ориентира для авиации. Нужен храм-маяк был и советским кораблям и полуторкам. Он помогал подойти с озера точно в порт. Как рассказали местные жители, на шпиле колокольни еще в позапрошлом столетии установили крест со стеклянными пластинами с фацетами — скосами на лицевой поверхности. Крест стоял на стеклянном шаре, и когда солнечный свет попадал на него, начинал переливаться и подавал «солнечных зайчиков». А ночью на окно под шпилем ставили зажженные лампады. Такова традиция.
Ребята посетили: Крейсер «Аврору», Особняк Румянцева, Музей театрального и музыкального искусства, инсталляцию «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Подводную лодку Д-2 «Народоволец», Монумент героическим защитникам Ленинграда, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Исторический парк «Россия — Моя история», Военно-медицинский музей, Музей истории Кронштадта, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей «Аптека доктора Пеля», Пискаревское мемориальное кладбище, Молодежный патриотический комплекс «Сестрорецкий рубеж». Благодаря проекту «Дороги Победы» учащиеся 7-х классов петербургских школ посещают тематические автобусно-пешеходные экскурсии. Программа направлена на воспитание патриотических чувств у школьников, пробуждение у них интереса к изучению воинской славы нашей страны, формирование гражданской сознательности.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Вдобавок ко всему железную дорогу требовалось проложить через реку Неву. Спустя некоторое время в 500 метрах ниже по течению стал возводиться другой мост, высотой 8 метров и уже способный пропускать корабли. Общественное достояние Удары противника по мостам практически не прекращались. Пока одно поврежденное сооружение восстанавливали, в дело вступал его дублер. Поезда отправляли в темное время суток, при этом грузы шли и в обратном направлении — продолжавшие работать в городе заводы поставляли на фронт свою продукцию военного назначения. Общественное достояние Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное — «Коридор смерти». Во время ее строительства не было ни дня, чтобы под огнем противника здесь не погибли несколько десятков человек.
«Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград
Зубков, для выполнения задачи было запланировано 20 суток. Будущая дорога должна была пролегать через лесные массивы и болота, а самой сложной задачей стало строительство низководного моста через Неву длиной 1300 метров. Её протяженность составляла 33 километра, где пролегали 3 моста через Неву, Чёрную, и Назию , 3 разъезда, и установки для электро- и водоснабжения. Железнодорожники внесли огромный вклад в спасение жителей Ленинграда, снабжение войск продовольствием и вооружением , поддержку города. Среди награждённых медалью «За оборону Ленинграда» около 15 тысяч рабочих железной дороги. Если вы планируете посетить «Дорогу Победы», то обязательно посетите еще и Шлиссельбургскую Крепость!
Похожие записи.
Появилась возможность наладить транспортную связь с городом, которая могла бы стать гораздо лучшей альтернативой ледово-паромной переправе «Дорога жизни». В итоге, решение о строительстве железнодорожного пути на освобождённой полосе территории было принято в тот же день. Исполнять задачу, срок которой составлял 20 дней, поручили начальнику Ленметростроя Ивану Георгиевичу Зубкову. Перед строителями стояла задача: переработать более трёх тысяч кубометров леса, установить свыше 2 500 свай, проложить вручную 33-километровую полосу из металлических рельсов. К тому же рядом располагался фронт, и гитлеровцы постоянно обстреливали намеченный маршрут, используя и наземные батареи, и авиацию. Для прокладки железнодорожного полотна задействовали более пяти тысяч человек. Среди них находились и профессиональные строители — метростроевцы из Ленинграда, занятые до войны возведением метро, и обычные женщины, заменившие собой на стройке сражающихся на фронтах мужчин. О соблюдении технических регламентов даже не было речи: дорогу сооружали, применяя шпальную клетку — простейший способ укладки шпал, которые часто заменялись обычными брёвнами.
Плюс этой примитивной технологии состоял не только в скорости работы, но и в быстроте восстановления разрушенных участков пути. Благодаря самоотверженному труду, несмотря на непрерывный обстрел, тяжёлые климатические условия, а также необходимость постоянного обезвреживания немецких мин и неразорвавшихся снарядов, строительство дороги удалось закончить через 17 дней — на три дня раньше выделенного срока. Пятого февраля 33 километра железнодорожного полотна, оборудованного электро- и водоснабжением, были готовы к приёму первых составов по маршруту Шлиссельбург — Поляны. Кадр из фильма «Коридор бессмертия». В этот же день обратно отправился состав с оружейными стволами для фронта на «большой земле».
Я думаю, что тема оставалась закрытой во многом из-за «Ленинградского дела» серия судебных процессов в конце 1940-х — начале 1950-х годов против руководителей ленинградских областных, городских и районных организаций ВКП б.
Возможно, это было связано и с послевоенной сталинской политикой — город и так стал символом героизма, рассказывать правду о подвигах железнодорожников, вероятно, казалось излишним. Но это лишь мои предположения. Кто на ней трудился? Работать на Шлиссельбургской железной дороге было не менее, а возможно, даже и более опасно, чем на фронте. Дело в том, что она пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в трёх-четырёх километрах от немецких артиллерийских позиций, а укрыться от бомбёжек и обстрелов там было просто негде. За это дорога и получила прозвище «коридор смерти».
Возводили Шлиссельбургскую железную дорогу военные строители-метростроевцы, а на дороге работало множество женщин, ведь мужчины в основном были на фронте. Кадр из фильма «Коридор бессмертия» Одна тема с «живыми светофорами» какая пронзительная: через каждые несколько километров на железной дороге стояли девчонки — вчерашние школьницы. Они сигнализировали поездам о том, где разбомбили пути, где охотится вражеский бронепоезд. Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Кроме того, они работали кондукторами — речь не о тех, кто смотрит билеты, а о проверяющих сцепки, сигнальные фонари. И всё это под постоянным обстрелом фашистов — в сутки на железную дорогу приходилось до трёх прямых попаданий.
В таких случаях на полотне быстро проводили ремонт, чтобы поезд мог продолжать движение. Мужчины же на войне… - У нас в фильме это показано — их разыскивали на фронте и самолётами доставляли в осаждённый город. На дороге трудились машинисты, их помощники, кочегары и кондукторы.
Обзоры Надо знать: 5 февраля 1943 года была запущена «Дорога победы» для доставки грузов в блокадный Ленинград Хоть в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, город по-прежнему был окружён вражескими войсками. Для сухопутного сообщения между осаждённым городом и «большой землёй» построили временную железнодорожную линию Поляны — Шлиссельбург. Дорога была сдана в строй 5 февраля, по ней в Ленинград шли эшелоны с продовольствием и вооружением, топливом и стройматериалами, а главное — войсками для последнего, сокрушительного удара по врагу.
Дорога Победы как символ подвига
Что такое Дорога жизни, по-настоящему понимают, наверно, лишь те, кто пережил самую страшную первую блокадную зиму и кого спасла эта невидимая трасса через Ладожское озеро — единственная ниточка, связывавшая осажденный Ленинград с остальной страной. 5 февраля 1943 года вступила в строй проложенная по болотам железная дорога, напрямую связавшая блокадный Ленинград с остальной страной. В интерактивной форме рассказать о событиях блокады Ленинграда поможет наш исторический квест «Блокадный Ленинград». Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы.