В документе говорится, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. В сентябре 2023 года дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может быть использовано на губернаторских выборах в нескольких регионах Сибирского федерального округа (СФО). Соответствующие заявки поступили в Центризбирком.
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие. Чем проще — тем лучше. В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах. В первое время инструмент будет больше востребован среди молодежи и жителей крупных российских городов с высоким уровнем проникновения интернета и компьютеризации населения.
Однако в связи с естественными демографическими процессами возраст электронной электоральной активности будет постепенно повышаться. В обозримом будущем 5-10 лет при активной разъяснительной работе властей и политических акторов дистанционное голосование имеет перспективы стать как минимум равноценным традиционному способом волеизъявления. Доверие к институту электронного голосования будет зависеть от степени прозрачности системы и наличия возможности гражданского контроля за всеми этапами внедрения нового вида голосования. В этой связи важное значение приобретет качество дискуссии о будущем электронного голосования сразу же после принятия легитимирующего его закона и после первого применения на голосовании 13 сентября 2020 г. Наиболее востребованной площадкой для электронного голосования в ближайшие 5-10 лет может стать интернет-сайт, а самыми популярными инструментами для электронного голосования — домашний компьютер или ноутбук.
Однако динамика внедрения новых мобильных технологий и усовершенствование программного обеспечения постепенно поменяют предпочтения в пользу мобильных устройств. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
Она напомнила, что ранее опыт проведения ДЭГ получили 30 регионов, однако Оренбургская и Тульская области взвесили свои возможности и решили в этот раз голосовать только традиционным способом. Но в список тех субъектов, кто будет голосовать через интернет, попал новый кандидат. Ранее в ЦИК неоднократно говорили о том, что новичкам этого права не дадут.
Однако во время всероссийской тренировки, прошедшей в середине ноября, Вологодская область показала хороший результат и большой интерес к формату. Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента Таким образом, онлайн-голосование на выборах президента РФ 15-17 марта 2024 года проведут: Карелия, Крым, Чувашия, Алтайский, Камчатский, Приморский края, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Ростовская, Псковская, Свердловская, Томская, Челябинская, Ярославская области, а также НАО и города федерального значения Севастополь и Москва. Голосование пройдет на двух платформах - федеральной и московской. В первом случае понадобится подача заявления на участие в ДЭГ. Это можно сделать через личный кабинет на портале "Госуслуги" с 29 января по 11 марта 2024 года. В столице заявление подавать не надо, жители смогут выбрать формат волеизъявления уже в дни выборов, поскольку в Москве используются электронные списки избирателей.
Подтверждённая учетная запись — это статус Вашего профиля на Госуслугах, который дает право пользоваться всеми услугами портала. Способ получения данной записи следующий: после регистрации на портале гражданин получает статус простой учетной записи, а при прохождении процедуры идентификации личности в центрах обслуживания или через личные кабинеты банков, указанных на портале Госуслуг, учетная запись становится подтвержденной.
Статус учетной записи можно увидеть в личном кабинете портала Госуслуг. Для участия в общероссийской тренировке необходимо совершить несколько простых действий, не выходя из дома и используя компьютер или смартфон. Во-первых, необходимо в период с 21 апреля по 7 мая 2021 года подать заявку на портале Госуслуг — gosuslugi. В личном кабинете будет доступен информационный баннер, посвященный организации дистанционного электронного голосования. Нажав на этот баннер и следуя указаниям системы, пользователь может проверить свои данные, создать заявление и отправить его для подтверждения участия в общероссийской тренировке. Сведения об успешной подаче заявки отобразятся в ленте сообщений на портале Госуслуг, а также придет СМС-сообщение на телефон. Во-вторых, непосредственно принять участие в самом голосовании, которое состоится с 8:00 12 мая до 20:00 14 мая 2021 года.
Предусмотрен, в том числе порядок подачи заявления для участия в голосовании, составления списков участников голосования, контроля за подсчетом голосов участников голосования, составления территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, наблюдения за голосованием и др.
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это голосование без посещения избирательного участка посредством личного компьютера, планшета или проводится онлайн на специальном интернет-портале Центральной избирательной комиссии. В сентябре 2023 года дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может быть использовано на губернаторских выборах в нескольких регионах Сибирского федерального округа (СФО). Соответствующие заявки поступили в Центризбирком. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Для участия в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования необходимо подать заявление до 13 ноября по ссылке
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки
Граждане смогут участвовать в голосовании через специальный портал в сети «Интернет» в том числе с использованием специального мобильного приложения , пройдя процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности. При проведении дистанционного электронного голосования будет обеспечиваться невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. В избирательных комиссиях и комиссиях референдумов предусматривается назначение большего числа наблюдателей.
Программное обеспечение установлено на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования, именуемое ПТК ДЭГ. Размещено на специальном портале в сети Интернет.
Участие в таком голосовании можно было принять тому гражданину, который обладает активным избирательным правом, зарегистрирован по месту жительства в субъекте, где проходит дистанционное голосование, а также который обладает подтвержденной учетной записью на портале государственных и муниципальных услуг ЕПГУ. Вариант дистанционного электронного голосования был реализован в 7 субъектах России. Это обычная для электронного голосования явка, отметил Массух. Всего в 6 регионах, где была доступна опция дистанционного голосования, зарегистрировано порядка 8,52 млн.
Важно указать, что платформа была разработана компанией «Ростелеком» по заданию Центральной избирательной комиссии далее — ЦИК. Финансирование работ по указанным контрактам осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ЦИК России на реализацию результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика РФ» по предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса. Субъектами процесса дистанционного электронного голосования являются следующие: — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Является оператором ЕСИА, а также единого портала государственных и муниципальных услуг.
То есть, гражданин на портале подает заявление на участие в дистанционном голосовании, а ЕСИА — это система идентификации и аутентификации участника голосования, которая является внешней по отношению к нему; — Центральная избирательная комиссия. Это регистратор. По сути, занимается осуществлением обработки тех заявлений голосования; — территориальная избирательная комиссия дистанционного голосования. Является непосредственно организатором голосования.
К примеру, осуществляет запуск подсчета голосов, запускает и останавливает процесс голосования, также генерирует ключевые пары и занимается разделением первого ключа шифрования бюллетеня между держателями частей ключа; — участник, который наблюдает за процессом дистанционного голосования в специальном отведенном на то помещении, которое оснащено средствами доступа к отдельным узлам компонента «Распределенное хранение и учет голосов» — внутренний наблюдатель; — также есть и внешний наблюдатель. Он может наблюдать за голосованием на самом портале, может получить выгрузку транзакций из сети блокчейн блокчейн — это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Следует отметить, что государство в лице органов власти активно вовлекало население, а точнее избирателей на дистанционное электронное голосование в 2021 году, в том числе в средствах массовой информации и в социальных сетях. И здесь следует сделать вывод о том, что в таком формате можно вовлечь как можно больше избирателей в избирательный процесс.
Так, к примеру, в Москве для жителей города, которые участвовали в выборах 17—19 сентября 2021 года, был проведен розыгрыш квартир среди участников дистанционного голосования. В качестве зарубежного опыта внедрения ДЭГ представляется необходимым привести Эстонию, которая является одной из лидирующих стран в мире в данной сфере [5]. В Эстонии технологии дистанционного голосования были внедрены на муниципальных выборах еще в 2005 году. На парламентских выборах такая технология была применена в 2007 году.
Суть дистанционного голосования в Эстонии состоит в следующем. Каждый избиратель, даже находящийся за рубежом, подтверждает свою личность Ю-картой действует в стране как удостоверение личности и голосует на «электронном участке», который открывается за 4—5 дней до конца выборов. У гражданина до финального дня есть право изменить свое мнение и переголосовать [3]. Опыт Эстонии по праву можно считать успешным, так как внедренная система удобна, а процент тех избирателей, которые голосуют на выборах, растет ежегодно.
Первая состоит в том, что оглашение результатов электронного голосования задержалось на 20 часов. Вторая — существенное расхождение результатов между офлайн- и онлайн-голосованием. В первом случае при этом вспоминают голосование по поправкам к конституции в прошлом году: дескать, результат объявили сразу. Да, сразу, но только само онлайн-голосование закончилось за день до окончания голосования на участках. К тому же в этот раз в Москве была опробована возможность переголосовать в течение суток, что теоретически снижает возможность административного давления на голосующего. Правом переголосовать воспользовались около 200 тысяч москвичей из 2 млн, выбравших такой способ волеизъявления.
Это сильно замедлило подсчет голосов. Со вторым аргументом скептиков сложнее. Ведь именно после того, как были оглашены результаты интернет-голосования в Москве, проиграли несколько известных оппозиционеров-одномандатников, которые до тех пор вполне уверенно лидировали в голосовании офлайн. Тогда как у других прошедших в Думу партий такого разрыва практически не было. Защитники онлайн-голосования в свою очередь уверяют, что блокчейн, на принципах которого устроено онлайн-голосование, подделать и скорректировать в нужную сторону невозможно, к тому же все заинтересованные желающие могли получить доступ к результатам такого голосования с помощью специальных ключей и убедиться, что система чиста и честна. С другой стороны, те, кто этим воспользовался на деле, говорят, что разобраться, что там к чему, с этими ключами из 60 знаков невозможно без спецподготовки — черт ногу сломит.
Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах.
Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Наконец, меняется структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть.
Как будет проходить дистанционное голосование?
Возможность проверки того, как все эти требования соблюдены. К началу проекта у нас уже был готовый криптографический протокол и собственная блокчейн-платформа Waves Enterprise. Через смарт-контракты в ней можно было сразу развернуть всю необходимую логику и защитить данные в соответствии с требованиями. Но были нюансы. Производительность пропускная способность.
Мы всегда уделяли ей внимание, но к 500 tps с ходу на смарт-контрактах были не готовы. Гарантия исполнения транзакций. По умолчанию блокчейн очень старается исполнять все транзакции, но не гарантирует этого — принцип best effort basis. Для голосования так не пойдет, нужны железные гарантии.
Далее я в общем виде опишу, как работает наша блокчейн платформа WE. Vote для дистанционных голосований, а затем то, как мы ее изменили для ДЭГ, чтобы соответствовать требованиям к федеральной системе. Исходная архитектура WE. Vote Нижний слой системы — это блокчейн-сеть, которая работает как распределенная база для голосов с возможностью прозрачного транспорта для открытых данных голосования зашифрованных бюллетеней, а также маркеров и параметров, которые позволяют доказать, что голосование идет корректно.
На этом уровне работают смарт-контракты, которые автоматизируют процессы голосования и обработки голосов. Над блокчейн-сетью — уровень криптографических сервисов, которые отвечают за распределенную генерацию ключа для шифрования бюллетеней. Расшифрование результатов происходит здесь же. Криптографические сервисы не общаются друг с другом напрямую, они взаимодействуют только через отправку данных в блокчейне, что повышает прозрачность системы.
На этом уровне реализована защита от фильтрации голосов и защита тайны голосования. Распределенная архитектура позволяет также сузить поверхность атаки на главный ключ. Третьим идет классический клиент-серверный слой — веб-интерфейсы администратора и участника голосования, а также некоторые вспомогательные сервисы. Участник отправляет бюллетень напрямую в ноду.
Вот что мы сделали, чтобы закрыть оставшиеся вопросы. В нашей платформе создание ключа голосования было полностью автоматизировано. В ЦИК нас попросили сделать его более наглядным и отделенным от ядра системы — чтобы члены избирательных комиссий непосредственно участвовали в запуске и проведении голосований, создавая таким образом дополнительный барьер для злоумышленников. В рамках федерального ДЭГ создание ключей частично вынесено в офлайн.
У избирательной комиссии есть ноутбук со специальной утилитой, которая создает ключ. Затем по схеме разделения секрета Шамира ключ разбивают на несколько частей и на съемных носителях раздают держателям ключа. После завершения голосования ключ снова собирают. Имея ключ системы и собранный ключ комиссии, можно расшифровать итоги голосования.
Благодаря распределенному хранению, злоумышленник не сможет манипулировать ключами, даже попав в контур голосования. Следующий шаг — интеграция с компонентами, разработанными «Ростелекомом».
Дистанционное электронное голосование проводится с использованием специального программного обеспечения, без применения бумажных бюллетеней. При использовании ДЭГ избиратель может отдать свой голос за кандидата при помощи смартфона, компьютера или планшета. ДЭГ применялось в 2019 году, на выборах в Мосгордуму; в 2020 году, во время общероссийского голосования по принятию изменений в конституцию РФ и при дополнительных выборах в Госдуму.
Фактически это уникальный ключ, привязанный к вашему аккаунту на Госуслугах. До финального дня голосования также можно поменять свой голос и проследить учли ли его. Перед введением нового формата облизбиркому придется провести большую информационно-разъяснительную работу», — пояснил Лукин. Председатель Новосибирского облизбиркома Ольга Благо полагает, что для избирателей новый формат не станет неожиданностью.
Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Изображение: пресс-служба Госдумы.
Госдума приняла закон о дистанционном электронном голосовании
Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. В нём можно принять участие онлайн — с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подав заявление на Госуслугах. В сентябре 2023 года дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может быть использовано на губернаторских выборах в нескольких регионах Сибирского федерального округа (СФО). Соответствующие заявки поступили в Центризбирком. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на. Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных.
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
В законе сказано, что дистанционное электронное голосование – это голосование с использованием специального программного обеспечения, без использования бумажного бюллетеня. «Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. Так, планируется закрепить условие о проведении дистанционного электронного голосования с использованием ГАС "Выборы" и иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих установленным ЦИК РФ требованиям. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием специального программного обеспечения, без применения бумажных бюллетеней.
Закон о дистанционном электронном голосовании принят в третьем чтении
Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Наконец, меняется структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации.
Среди указанных рисков можно выделить следующие: нарушение принципа личного голосования и свободы волеизъявления в процессе дистанционного электронного голосования; возможность вмешательства в системы обработки голосов избирателей, поданных при помощи дистанционного электронного голосования; нарушение тайны голосования; нарушение гласности и транспарантности избирательного процесса посредством осуществления наблюдения со стороны как непосредственных участников избирательных кампаний, так и общественности; усложнение процедуры обжалования результатов выборов в судебном порядке Гриценко. Указанные риски заставили ряд государств установить мораторий на применение дистанционного электронного голосования в избирательном процессе например, Германия в 2005 при применении устройств для голосования определённого типа; Ирландия в 2003. Электронное голосование в России Применение электронного голосования в РФ изначально носило экспериментальный характер и не имело юридически обязательного значения. Устройства для обработки бюллетеней использовались на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 г.
Первый эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования электронного опроса избирателей был проведён в 2008 г. Новомосковск Тульской области Митин. Законодательное оформление процедуры электронного голосования впервые было осуществлено в 2005 г. Электронное голосование осуществлялось в помещениях для голосования при помощи следующих технических средств автоматизации голосования: комплексы обработки избирательных бюллетеней, основанные на считывании информации с избирательных бюллетеней оптическим сканером; комплексы для электронного голосования, которые представляют собой электронные терминалы для голосования, использующие технологии электронного бюллетеня. Законодательная возможность применения процедуры дистанционного электронного голосования на постоянной основе была установлена в 2020 г. До этого момента использование дистанционного электронного голосования носило экспериментальный и строго ограниченный характер выборы депутатов Московской городской думы 7-го созыва 2019, общероссийское голосование по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020.
Данный эксперимент не обошелся без сложностей.
С другой стороны, ряд 1Т-специалистов, экспертов и политик Роман Юнеман отмечают наличие юридических, организационных и технических проблем при разработке и проведении ДЭГ, в частности ряд недоработок при построении системы, непрозрачность технологии шифрования данных, а также утверждают, что на самом деле в процессе голосования произошло несколько технических сбоев, которые в общей сложности длились около четырех часов и из-за которых более 1000 человек испытывали трудности с голосованием, а некоторые избиратели так и не смогли проголосовать или не уверены в том, что отдали свой голос [15]. Политолог Р. Алексеев, изучающий вопросы применения технологии блокчейн при ДЭГ, отметил, что использование технологии блокчейн имеет высокий потенциал и «уже в ближайшем будущем может кардинально изменить процедуру голосования», «позволит обеспечить максимальную прозрачность выборов», «может позитивно отразиться на сокращении числа абсентеистов» но она нуждается в модификации [1, с. С 23 мая 2020 г. Это ознаменовало применение ДЭГ на федеральном уровне, что впервые про- изошло в ходе общероссийского голосования по поправке в Конституцию РФ. В этот раз территория проведения ДЭГ охватывала город федерального значения Москву и Нижегородскую область. Избиратели, зарегистрированные в этих субъектах, имели возможность посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций » далее — ЕПГУ либо Портала города Москвы подать заявление на участие в ДЭГ, обработка заявлений производилась посредством ГАС «Выборы».
По итогам голосования также были выявлены нарушения и технические сбои при голосовании с использованием дистанционных технологий. По данным РБК: «В течение 12 часов в файлах-выписках из блокчейн-системы не появлялись новые данные, хотя это должно происходить каждые полчаса» [2]. Общественный резонанс вызвал случай, когда журналисту удалось проголосовать дважды: дистанционно и на избирательном участке. Это стало возможным из-за еще одного технического сбоя, так как вычеркивание из списков производится автоматизировано на основании данных ГАС «Выборы». В результате проверки списков были выявлены еще более 12 тысяч невычеркнутых участников. В ходе голосования также отмечались попытки двойного голосования, но в этот раз они успешно пресекались. В 2021 году накануне выборов в Государственную думу Российской Федерации федеральная платформа дистанционного голосования, разработанная совместно Минцифры и ПАО «Ростелеком» прошла общероссийское тестирование, в ходе которого была апробирована новая архитектура программно-технического комплекса ДЭГ ПТК ДЭГ , испытаны средства шифрования и защиты информации.
Предполагалось, что обновленная система позволит избежать технических сбоев при высоком трафике и возможных атаках. В 2021 году ДЭГ применялось на выборах уже в семи субъектах: городах федерального значения Москве и Севастополе, Нижегородской, Мурманской, Ростовской, Курской и Ярос- лавских областях. Голосование проходило по решению ЦИК в течение 3-х дней. Оно включало выборы депутатов Государственной думы РФ, глав 9 субъектов федерации, депутатов законодательных органов в 39 субъектах, а также муниципальных органов власти. Голосование проходило на специальном портале vybory. В шести регионах за исключением Москвы, использовавшей собственную платформу , в целом, значительных проблем при проведении ДЭГ выявлено не было, несмотря на ежедневные атаки на систему. Проблем технических не было.
Те DDoS-атаки, которые были, значимого эффекта не оказали, хотя тренировали нас ежедневно» [3]. Много вопросов вызвало дистанционное голосование в Москве. Во-первых, критике подвергся эксперимент по введению «отложенного голосования», при котором уже проголосовавший на платформе избиратель мог в течение суток переголосовать неограниченное количество раз не чаще, чем 1 раз в 3 часа. С учетом того, что возможность переголосовать законом не предусмотрена, что в результате применения технологии блокчейн результаты волеизъявления избирателей анонимизируются и шифруются, а процедура подсчета таких голосов остается неясной, такой эксперимент критиковался многими избирателями, СМИ и политиками. В итоге ЦИК РФ, проанализировав горький опыт столицы, приняла решение не выносить механизм «отложенного голосования» на федеральный уровень. Во-вторых, результат дистанционного голосования в Москве был опубликован с задержкой, уже после подсчета и публикации результатов электронного голосования в других регионах. По данным ТАСС, организаторы ДЭГ в Москве «связали задержку с высокой активностью избирателей, а также с большим числом тех, кто решил воспользоваться отложенным голосованием около 300 тыс.
В 2022 году в эксперименте приняли участие 8 регионов страны: Калининградская, Ка- лужская, Курская, Новгородская, Псковская, Томская и Ярославская области, а также город Москва вновь с использованием собственной платформы , онлайн голосование впервые проходило в 3-х часовых поясах и с разным числом дней голосования. Московская система дистанционного голосования вновь была модифицирована, в отличие от федеральной, которая, будучи качественно спроектированной в 2020 году, практически не претерпела изменений. Также в Москве прошел эксперимент по использованию электронных списков избирателей, которые объединяют в единую систему ДЭГ и голосование на обычных избирательных участках, что позволяет избирателям принять участие в дистанционном голосовании без предварительной регистрации и выбрать удобный способ голосования в период проведения выборов, при этом другие способы должны автоматически закрываться. Электронные списки избирателей функционировали стабильно, за исключением нескольких кратковременных перерывов, вызванных техническим сбоем, и не повлекших серьезных происшествий. Выборы были признаны проведенными на высоком уровне, существенных сбоев и происшествий замечено не было, как отметили и представители ЦИК РФ, наблюдатели, представители политических партий. Такой рост связан, в первую очередь, с введением системы дистанционного электронного голосования. В дистанционном голосовании, по данным Минцифры, в регионах приняли участие свыше 95 тысяч избирателей, в Москве — более 1,6 миллиона избирателей [18].
С 2023 года, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные нормативные акты, дистанционное электронное голосование будет применяться на выборах всех уровней в рамках действия ГАС «Выборы» и иных государственных информационных систем, включая региональные системы, прошедшие сертификацию и со ответ-ствующие требованиям, установленным ЦИК России. Федеральные кампании будут проводиться только на общероссийской платформе, а на региональных и местных выборах регионы могут применять свои системы дистанционного голосования. Заключение Проанализировав опыт применения в Российской Федерации системы дистанционного электронного голосования, выделим его основные преимущества и недостатки. К преимуществам ДЭГ следует отнести: 1. Рост явки избирателей, что уже подтверждается статистическими данными.
После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню электронным бюллетеням , по которому которым участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня электронных бюллетеней и предоставляется возможность после ознакомления со всеми кандидатами списками кандидатов , вопросами референдума осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки отметок в квадрате квадратах , относящемся относящихся к позиции позициям , в пользу которой которых сделан выбор. После осуществления волеизъявления участников ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ. При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума. В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории, конкретному референдуму в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума соответствующей комиссией не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов установлении итогов голосования , результатов референдума 8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума. В комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума распечатываются в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 5 и N 7 к Порядку, с учетом утвержденных форм протоколов об итогах голосования о результатах выборов, референдума и с использованием таблиц соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложения N 6 и N 8 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения, указанного в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10.
Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ
Другое дело, что эта точка зрения ошибочная. Если взламывают базы Пентагона, то взлом информационного банка какой-то региональной избирательной комиссии — это задача для третьекурсника СибГУТИ. Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам. Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям — руководителям предприятий, где занято девять и более человек.
Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования. Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области: — Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах. Думаю, что со мной согласятся многие.
Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. То есть можно спокойно в выходные дни заниматься своими делами и при этом исполнять свой гражданский долг, участвуя в выборах посредством электронного голосования. Очень комфортный и удобный сервис. Я считаю, что его особенно оценит наша молодежь, и количество участвующих среди них в выборах значительно возрастет. Самое важное при этом в дистанционном электронном голосовании обеспечить условия тайного голосования, а также возможность общественного наблюдения в данном сервисе.
Дистанционный способ волеизъявления — это действительно удобный формат, доступный тем, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги». В 2021 году регион стал вторым в России по количеству проголосовавших дистанционно на выборах в Госдуму. Количество учетных записей т.
Также вносится ряд изменений в избирательное законодательство в целом. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет.
Сегодня благодаря им, а многими сервисами портала mos.
В Москве более 90 процентов горожан пользуются интернетом, из них 72 процента активно используют онлайн-сервисы, начиная от доставки еды и вызова такси до получения услуг образования и телемедицины. И запрос на расширение онлайн-услуг и сервисов в столице постоянно растет. Поэтому дистанционное электронное голосование четыре года назад органично вошло в жизнь рядового москвича, став востребованной и популярной услугой Директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что если в техническом плане Москва и москвичи были готовы к онлайн голосованию, то в психологическом было сложнее. У москвичей — другая психология. Но справились, люди убедились в том, что это работает», — подчеркивает он. Политолог считает, что и по части продвижения ДЭГ столица России «впереди планеты всей», потому что здесь хорошо развита инфраструктура и много студентов, которые любят такие вещи. На предстоящих сентябрьских выборах 40 процентов столичных избирателей собираются воспользоваться ДЭГ, следует из майского опроса исследовательской группы Russian Field.
В ДЭГ используются классические, признанные и проверенные временем и математическим сообществом, внесенные в стандарты, криптографические протоколы и методы, такие как гомоморфное шифрование, слепая подпись, криптосистема с открытым ключом, разделение ключа, доказательство с нулевым разглашением обеспечивающие анонимность, безопасность, защищенность, прозрачность. Почему ДЭГ - это перспективно? Почти у каждого из нас сейчас есть смартфон, мы так привыкли к покупкам в маркетплейсах и общению, заказу такси и доставки, что даже не замечаем, что буквально 10 лет назад большинства этих сервисов просто не существовало. Электронное голосование это такой же удобный сервис, позволяющий проголосовать в любом месте, где есть интернет — из дома, гуляя с детьми в парке, спланировав выходные так, как хочется. Это элемент прогресса, который уже сейчас не воспринимается как что-то неординарное. Почему не надо бояться ДЭГ? Ведущие представители отрасли участвовали в аудите и разработке системы. Система предусматривает широкие возможности для наблюдателей за выборами и экспертов.