Свадебные традиции в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний.
Русская свадьба
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда | это не только знакомство представителей старшего поколения со стороны жениха и невесты, но и обсуждение будущей свадьбы, принятие решения о материальных затратах с обеих сторон. |
Свадьбы народов России | что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно! |
Свадебные традиции и обычаи | Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. |
Свадебные традиции народов России - Мила-Веста | Некоторые сведения о дохристианских свадебных обрядах и обычаях можно почерпнуть из церковных поучений против язычества. |
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба | В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства. |
Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Обычаи и традиции народов России разнообразны. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей.
Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
Ведь их дочь прекращала существование в своём роду и уходила к чужим людям. На Юге настолько трагической окраски у этого мероприятия не было. Девичник Мальчишники проводились редко, это не было обязательной традицией, в отличие от девичников. И если сейчас это весёлые развлечения, то эмоциональный градус этих мероприятий несколько столетий назад был совсем иным. Девушка символически прощалась со всеми своими незамужними подругами перед тем, как стать замужней.
Если она мало плакала, приглашали специальную плакальщицу, которая своими причитаниями могла разжалобить всех. Стенать нужно было даже в том случае, если сама засватанная была довольна тем, кто жених. Её косы расплетали под ритуальные протяжные песни, а после того вели в натопленную баню, где хорошо парили с веником. Считалось, что такой обряд поможет снять сглаз или порчу, чтобы в ближайшем времени у пары появился здоровый ребёнок.
После этой процедуры новобрачная была чиста как в прямом, так и в переносном смысле. Выкуп Выкуп был нормальной практикой. Он действительно имел смысл, так как отдавая свою дочь в другую семью, родители лишались помощницы. Проводили выкуп за сутки до венчания.
Вручали обычно не деньги: это могли быть домашние животные, одежда, ткани, зерно, посуда, мебель. Венчание Традиции свадьбы в России с приходом христианства включали в себя венчание. Но длительный период в церкви венчались только высшие слои общества. Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе.
Сам факт празднования считался подтверждением законности брака. Праздник Отпраздновать свадьбу могла не каждая семья, так как это требовало больших затрат: нужно было организовать большой пир. Для безбедной совместной жизни по пути из церкви новобрачных обсыпали пшеницей, а дорогу перед ними заметали, чтобы отмести все проблемы и сложности. Пир обычно начинался в доме девушки, и празднества шли 2-3 суток.
К концу этого времени новобрачные переезжали к жениху, где в связи с этим тоже организовывали пышное застолье. Чтобы накормить всех гостей, нужно было собрать урожай, зарезать много домашней птицы и скотины, поэтому период венчаний приходился на осень после завершения сбора урожая. Дружка Сейчас дружкой называют свидетельницу со стороны невесты, и это слово пришло из свадебных традиций России, но значение его очень изменилось. Раньше дружкой называли мужчину, который на празднике выполнял одновременно функции распорядителя и тамады.
Он следил, чтобы все обряды были соблюдены, развлекал гостей, давал слово родственникам, желающим поздравить новобрачных. В некоторых регионах России считалось, что провести праздник бракосочетания без дружки грозит несчастливой семейной жизнью. Отводины Свои традиции были в России и после свадьбы. После того, как пиршества завершились в доме жениха, молодая пара должна была посетить своих родных вместе с мужем.
Это был волнующий первый раз, когда она уже не хозяйка, а гостья здесь. Она обещала не забывать мать, приходить почаще. На самом деле, после замужества женщина становилась членом другой семьи, поэтому о помощи своим родителям речь не шла: у неё появлялись почти круглосуточные обязанности по дому.
На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны. Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.
Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий. Гулянье и пир Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».
Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей.
В последнее время друзья в складчину часто дарят молодожёнам на свадьбу фото и видеосъёмку.
Это стало модно и практично, а мы вас поддержим ещё одной фотосессией в подарок в итоге получается две фотосессии в подарок, при заказе от друзей До свадебная фотосессия, составление съёмочного плана свадьбы, определение локаций съёмки, заключение договора — всё в подарок. Традиция красть невесту Из песни слов не выкинешь: ну, принято у нас на свадьбе красть. Про весёлый обряд с «тёмным прошлым», про кражу невесты речь уже шла в нашем блоге, поэтому остановимся на другом предмете вожделения свадебных клептоманов — туфельке. Раньше туфельку невесты воровали девушки.
Они просили примерить туфлю по очереди.
Уверен, что в этом году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин. Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа.
При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде. Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году.
В мультимедийной части выставки представлены фрагменты этнографических записей на пленку старинных свадебных обрядов первой половины и середины XX века, старые фотографии, видеорассказы хранителей о предметах, представленных в экспозиции, игровая программа. Впервые в филиале в экспозиции частично использован электронный этикетаж.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы. Обычаи и традиции народов России разнообразны. А вот в южных областях России свадьба – праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства.
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю
Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства. Свадебные традиции, которые вмещает в себя свадьба в России сегодня, далеки от старинных и смешаны с современными трендами, заимствованных у католиков, с. Современные свадебные традиции и обряды в России.
Свадебные традиции и обычаи в России
Самой любимой свадебной традицией большинство — 59% опрошенных — назвали бросание букета невесты. После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. В России за много столетий праздник обрастал разными традициями, обычаями и суевериями. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. Некоторые сведения о дохристианских свадебных обрядах и обычаях можно почерпнуть из церковных поучений против язычества.
Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
Устраивать мальчишник и девичник По традиции молодожены организуют отдельные вечеринки перед свадебной церемонией. Но мы хотим предложить ознакомиться с интересным трендом, который популярен за рубежом и начинает приобретать популярность в России. Мальчишник и девичник — два в одном! Часто у молодоженов общие друзья: они могут быть в одной компании или их друзья знакомы друг с другом. Это позволяет участникам вечеринки чувствовать себя комфортно, а для новобрачных это возможность устроить один большой праздник, а не два отдельных и скромных. Что делать, если друзья не знакомы? Мальчишник, объединенный с девичником, становится своеобразной репетицией свадебного банкета, где гости познакомятся друг с другом в непринужденной, веселой обстановке. Молодые не должны видеться до церемонии росписи Эту традицию также смело отправляйте в архив!
Лучше использовать промежуток перед церемонией для фотосессии, чтобы потом не тратить больше времени, когда все гости нагуляют аппетит и устанут. Роспись происходит в ЗАГСе под марш Мендельсона Сейчас есть возможность расписаться где захочется: на красивой лесной поляне, на берегу моря, в гостинице, в галерее, на смотровой крыше или дома. Возможности ЗАГСов сужены, а организация выездной регистрации наделяет свободой делать так, как хотите. Это будет незабываемо. Выберите мелодию для регистрации, от традиционного марша, до ремикса на любимую песню. Или пригласите музыкальный коллектив — он исполнит композицию, которая вам действительно нравится. Саксофонист, скрипач или диджей с интересными аранжировками известных композиций.
Современные свадебные традиции Утро невесты и жениха Это возможность насладиться началом новой жизни, проводив старую. Его можно провести с мамой или подругами, позвать фотографа или записать утро на видео, чтобы сохранить волшебные моменты. Либо позавтракать с будущим супругом. Свадебная клятва Одним из самых милых, трогательных моментов на свадьбе является произнесение клятв новобрачными. Необходимо заранее подготовить речь, отрепетировать ее и четко произнести в день свадьбы. Клятва может быть самостоятельно придуманной или заказанной в интернете, в прозе или в красивых стихах, главное — искренность. Необходимо серьезно подойти к этому.
Слова останутся на видео, их запомнят все участники банкета, а также любимый человек. Осыпать молодых лепестками Цветочные лепестки заменяют крупу и монетки. Это элегантно и безопасно — их просто удалить с головы и одежды. Флорист найдет нужное количество лепестков, а декоратор создаст упаковки или пакетики для удобства гостей. Сделать капсулу времени Чтобы сохранить в памяти дорогие моменты из жизни, приятные сердцу предметы сделайте «капсулу времени».
Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им.
Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован.
Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане».
В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты.
Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту.
Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна».
В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола.
Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались.
Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники.
Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям.
Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой.
Обряд дарения молодожёнов После встречи молодожёнов, наступает обряд дарения, он иногда открывает свадебное застолье, или проводится непосредственно при поздравлении молодоженов. В обоих случаях, почётное право первыми поздравить молодоженов, предоставляется родителям жениха и невесты, затем бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям, крестным родителям, родне со стороны жениха, родне со стороны невесты и друзьям. На первом застолье, ответное слово произносят молодожёны.
Здесь же невеста одаривает родителей жениха подарками, братьев сестер и бабушек с дедушками жениха. Первое застолье и заканчивается, когда все поздравили молодых. Обряд дарения молодожёнов, да и всё застолье, сопровождается криками «Горько! Первый танец молодоженов Красивая традиция— первый танец молодоженов открывает танцевально-развлекательный блок. Как правило, танец не готовят, просто выбирают любимую мелодию, или песню, или то, что предложит ведущий свадьбы. Те, кто обладает навыками хореографии готовят специальный свадебный танец сами, или нанимают хореографа. Обряды свадебное застолья Свадебный сценарий застолья включает в себя многочисленные развлекательные элементы, традиции и обряды. Основные: кража невесты гости «воруют невесту и требуют выкуп от друга жениха и подруги невесты, как правило, все заканчивается конкурсом, если его исполнение удовлетворило «воров» невесты, значит невеста возвращается». Традиции русского свадебного застолья Среди основных обрядов на свадебном застолье выделим: обряд породнения, обряд Семейный очаг, букет невесты и букет жениха кому достанется букет. Завершает русское свадебное застолье — Свадебный торт, когда молодожены согласно своих традиций угощают сладким блюдом гостей праздника.
Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь. Обручение в русской традиции Благословение невесты Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» — отцы семейств пожимали друг другу руки.
Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам». Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств. Подготовка Подготовка невесты к свадьбе Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона.
В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное. Жених тоже не бил баклуши.
Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира.
Свадебные традиции и обычаи
Сватовство В давние времена, прежде чем отправить сватов в дом к невесте, их тщательно подбирали. Как правило, сватами становилась родня. Основное назначение свата — быть авторитетным человеком в глазах окружающих и знать, что сказать в той или иной ситуации. Особенности свадеб на Руси заключались в том, что невеста с будущим супругом была до свадьбы не знакома, и именно от мастерства сватов зависело, состоится ли свадьба вообще. Только по их речам можно было понять, насколько хорош жених по своим характеристикам и качествам. Сватовство всегда сопровождалось шутками, песнями, танцами. В рамках проведения сватовства совершалось много символических обрядов, некоторые из которых соблюдаются и сегодня. Каравай Этот атрибут чаще всего приносили сваты со стороны жениха. Если девушка давала согласие на свадьбу, она разрезала каравай на кусочки и раздавала всем присутствующим, начиная с родителей.
Каравай необходимо было съесть до последнего кусочка — тогда будущий брак считался успешным и счастливым. Рушник Этот атрибут использовался для перевязывания сватов, если девушка дала согласие на свадьбу. Сваты преподносили рушник в качестве подарка от родителей невесты родителям жениха. Сегодня рушник используется на сватовстве в качестве блюда под каравай. После сватовства — хранится до торжественного дня. Существовали определенные даты и даже дни, когда исход сватовства мог закончиться наиболее удачно. К таким числам относились 3, 5, 7 и 9 число каждого месяца, а также 14 октября. Особенно значима была последняя дата, так как на нее приходился праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Нельзя было свататься 13 числа любого месяца. Среди дней недели для сватовства лучше всего подходили выходные, вторник и четверг. Сваты, попав в дом будущей невесты, никогда открыто не заявляли о цели своего посещения. Они разговаривали с хозяевами дома на отвлеченные темы, а затем издали подходили к сути. Родители невесты принимали гостей радушно, угощали напитками их подавала будущая невеста. В это время сваты присматривались к девушке, начинали выспрашивать о ней и нахваливать жениха. Если жених получал отказ, то, как правило, это был очень лаконичный ответ: «Не налилось еще наше яблочко», «Не продается наш товар», «Приданного еще достаточного не скопили» и другие. Если итоги сватовства были положительными, то после обсуждения организационных вопросов, невеста давала суженому залог — носовой платок.
Кусочек каравая заворачивали в платок, и сват нес его, подняв вверх, дабы все видели, что сватовство прошло удачно и скоро состоится свадьба. Сегодня решение о свадьбе влюбленные принимают сами. Только после этого родители и другие родственники узнают о грядущем событии. Конечно, сватовство во многих семьях проводится и по сей день как определенная дань уважения к старинным традициям, родителям. Именно во время этого предсвадебного обряда родители невесты могут получше разглядеть и узнать жениха. Сегодня сватовство проводится в упрощенной форме. Сваты не устраивают театрализованных сценок, мало поют и не говорят прибауток. Жених, зайдя в дом невесты, одаривает всех присутствующих женщин цветами.
Сваты приносят фрукты, алкогольные напитки, сладости.
Гости музея смогут увидеть даже книгу о бракосочетании царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, которое состоялось в 1626 году. По словам куратора выставки Ольги Соколовой, «сегодня свадебные традиции остаются как богатое культурное наследие, и, несомненно, его нужно знать. И не случайно мы создали эту выставку. Нам казалось интересным рассказать об истоках обряда, его содержании и богатстве. Знание этих традиций составляет наш культурный код. Они наполняют нас знанием своего прошлого и пониманием своего настоящего». Со временем архаические свадебные обряды переставали исполняться.
В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки. Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту. Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу. На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями». Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте. За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения».
Чаще всего это семейные украшения или элемент со свадебного платья мамы. Данный атрибут является символом связи между поколениями. Также в наряде должна присутствовать деталь, взятая взаймы у подружки. Считается, что тогда рядом с молодыми всегда будут верные друзья, готовые помочь в трудный момент. Для того чтобы в молодой семье царила гармония, на невесте должно быть что-то голубого цвета: подвязка, аксессуар, элемент платья, составляющая макияжа. Застолье Свадебный сценарий построен таким образом, что основное место в нем занимают поздравления. Первыми для этого всегда приглашаются родители. Затем слово предоставляется родственникам и друзьям. Для того чтобы денежные конверты не образовывали беспорядочную кучу, а к концу вечера и вовсе не потерялись, сама невеста или ее подружки специально изготавливают шкатулку с прорезью. Собирать подарки в денежном эквиваленте в день торжества невесте помогает свидетельница. После первых тостов и закусок гости приглашаются на танцпол. По традиции первый танец всегда остается за молодыми если его не было в ЗАГСе. Очень модно сегодня делать постановочные танцы, для чего жених и невеста несколько месяцев усердно занимаются в танцевальной студии. Для эффектности исполнения невеста и жених могут на время надеть другие наряды. Еще один традиционный танец во время застолья — танец невесты со своим отцом. Этим действием он благословляет дочь на счастливую жизнь в другой семье. Когда свадебные торжества подходят к завершению тамада объявляет о необходимости передачи семейного очага от родителей детям. Проводится этот обряд следующим образом: всем присутствующим раздают свечки; все выходят на середину комнаты, встают в круг и зажигают свечи; свет в помещении гасится; фоном звучит тихая медленная музыка, во время которой тамада рассказывает о значении данной традиции; родители молодых с обеих сторон зажигают свои свечи и выходят в центр зала, становясь рядом со своими детьми, зажигают от своих свечей домашний очаг для новой семьи. В завершении свадьбы мама невесты или новоиспеченная свекровь помогает девушке снять фату. Сначала она должна противиться этому, но после уговоров должна согласиться. После этого молодой муж расплетает супруге косы. Тамада в это время повествует об истории данного обычая. Подарки В старину самыми распространенными подарками на свадьбу были: живность корова, лошадь, поросенок, курицы, утки ; набор полотенец без бахромы; плетка. Все они имели символический смысл. Животные символизировали появление здоровых малышей, полотенца — гладкую жизнь, плетка — главенство мужа в семье. Сегодня на свадьбу принято дарить деньги, посуду, компьютерную и бытовую технику, постельные принадлежности, столовые приборы, аудио- и видеотехнику. В последнее время распространен предварительный заказ подарков: молодожены задолго до свадьбы оповещают гостей о том, что они хотели бы получить. Традиции на второй и третий день торжества Очень редко русская свадьба празднуется один день. Как правило, следующий за торжеством день подразумевает неофициальную обстановку. Празднуется второй день на лоне природы — с шашлыками, крепкими напитками, песнями. А уже на третий день супруги могут уехать на медовый месяц в какую-нибудь жаркую экзотическую страну. О русских свадебных традициях смотрите в видео ниже. Оцени статью.