В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. «Гроза» (Лектор: Дмитрий Бак) на YouTube «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Дом-музей Александра Островского, Москва.
7 секретов «Грозы»
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». В шестом материале серии Илья разобрал «Грозу» Александра Островского. В шестом материале серии Илья разобрал «Грозу» Александра Островского. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза».
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям.
В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова: «… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
В декабре 1859 года цензура разрешает пьесу к изданию. Самостоятельным изданием «Гроза» выходит тоже в 1860 году.
Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла.
Не жалей, губи меня1 Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Обнимает Бориса. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.
Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном.
Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Не могу я больше терпеть! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя!
Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет.
Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.
В рамках "Литературной экспедиции" 1856 года, организованной Морским министерством, Островский путешествовал по городам Верхней Волги, где знакомился с историей, архитектурой, экономикой, традициями и нравами местного населения. Эти впечатления нашли своё отражение в "Грозе".
Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме. Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин.
Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.
Хороший он человек, сударь. Все отправляются на поиски Катерины. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Ты не забыл меня?
Как забыть, что ты!.. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… Под деревцом могилушка…. Ах, скорей, скорей! Подходит к берегу. Друг мой! Радость моя!
Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться! И что в итоге? Кабаниха — после признания Катерины и побега Варвары считает себя правой и всю свою энергию направляет на Тихона, но тот после самоубийства жены в её смерти открыто винит мать. Дикой — продолжает жить в Калинове и заниматься коммерческой деятельностью.
Борис — после разоблачения любовной связи с Катериной по воле дяди отправляется по делам на три года в Сибирь, в Тяхту. Катерина — не в силах справиться с личной драмой, кончает жизнь самоубийством, спрыгнув в Волгу с обрыва. Тихон — после смерти жены удручён и винит мать в случившемся. Варвара — покидает отчий дом: сбегает со своим возлюбленным Кудряшом. Ваня Кудряш — сбегает из Калинова вместе со своей возлюбленной Варварой. Кулигин — оставляет попытки помочь жителям города, но не бросает надежды изобрести вечный двигатель. Заключение Произведение «Гроза» Островского А. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается.
Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения. Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Краткое содержание: «Гроза» Островского
Островский. Гроза. Малый театр (1977) - YouTube | Краткий пересказ пьесы Островского "Гроза" по действиям (с цитатами и делением на композиционные части). |
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве | В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. |
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского | Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило. |
Гроза: смысл и анализ произведения А. Н. Островского | Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза". |
Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале — Реальное время | Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза". |
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве | Краткий пересказ пьесы Островского "Гроза" по действиям (с цитатами и делением на композиционные части). |
Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского
Надежда Васильевна Рыкалова великолепно показала в Кабанихе «строптивую, спокойную, строгую, бесчувственную женщину, в которой все свободно-человеческое, разумно-нравственное заглохло; в которой обычай старины, неподвижный обряд, господствует безусловно; которая все, что отталкивает от себя внутренние, сдерживает при себе наружным правом самовластия». Выделяли современники и игру Сергея Васильевича Васильева. Так, писатель Д. Коропчевский вспоминал, что артист изображал Тихона «глубоко драматической личностью». Не столько словами, сколько жестами, мимикой, он и боролся с матерью, и умолял ее отпустить его. Последний крик его: "Маменька! Рыкалова в роли Кабанихи. Из фондов Музея-заповедника А. Островского «Щелыково». Писарев М. Коропчевский Д.
Сезон 1895-1896. Санкт-Петербург, 1897. Афиша премьерного спектакля Малого театра Москва. О Прове Михайловиче Садовском, создавшем сценический образ Дикого, тот же Коропчевский писал: «Это был не московский, а захолустный купец старого времени, командующий не только в своей семье, но и в целом городе, заставляющий всех гнуться по его желанию, презирающий и осыпающий бранью каждого, кто имеет с ним какое-нибудь дело. Лучшего олицетворения "жестоких нравов", чем этот внушающий всем ужас и ненависть старик, в старомодном картузе с большим козырьком и в длиннополом кафтане, как его играл Садовский, нельзя себе и представить». Рыкалова вспоминала позже: «Зрительный зал, конечно, полон, успех пьесы определился после моего ухода со сцены в первом же акте, раздались шумные аплодисменты, которые к концу пьесы превратились в сплошной триумф как по адресу автора, так и по отношению к исполнителям. И нужно отдать справедливость — пьесу разыгрывали "на ура"». Чернышев, Варвара — Е. Бороздина, Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В.
Ленский, Шапкин — А. Кремлев, Феклуша — С. Акимова, Глаша — Е. Рябова, Барыня — Л. Сезон 1894-1895. Санкт-Петербург, 1896. На сцене Александринского театра премьера состоялась 2 декабря 1859 г. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Дикой — Ф. Бурдин, Борис — П. Степанов, Тихон — А.
Мартынов, Катерина — Ф. Снеткова, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. Громова, Барыня — О. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей. Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью. Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы..
Кони своё сильнейшее театральное потрясение. Горбунов в роли Кудряша, Е. Левкеева в роли Варвары в спектакле «Гроза» Александринского театра. Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. Художник А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою». Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой.
Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах». Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.
Островский знал, что гроза — частое явление для природы Верхней Волги, и ввел ее в пьесу не только в качестве бытового фона, но и как средство реалистической символики. Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания Тихона с Катериной. Собираясь в поездку, он произносит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Под «грозой» Тихон подразумевает атмосферу родительского дома, гнет собственной матери Кабанихи. Другой персонаж, самодур Дикой, говорит Кулигину: «Гроза-то нам в наказание посылается». И этот страх перед грозой — реальной и метафорической — присущ всем героям пьесы. Гроза нависает не только над городом и его жителями, но и над душой Катерины. Она совершает грех и горячо раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх признаться в измене и пасть жертвой гнева Кабанихи и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами».
В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где: Марфа Игнатьевна Кабаниха — глава семейства. Тихон Иванович — сын. Варвара — дочь. Катерина — невестка. Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови. Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге. От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу. Трагически пьесу завершает Островский. В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях: Почему пьеса Островского называется «Гроза»? Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада.
Эти слова в отчаянии произносит Катерина , героиня Островского из «Грозы», как крик души по свободе, которой она лишена. Свободе любить того , кого хочешь... Вот легко сказать: «Все в наших руках». Уж если даже сейчас мы зависим от множества обстоятельств и делаем часто свой выбор по жизни из соображений практичности, удобства, пользы, предавая свои желания, свободу, а по сути предавая СЕБЯ, то что уж говорить о том времени, когда была написана пьеса. В 19 веке единственный путь для женщины было замужество. Как правило женщины выходили за тех, кого выбрали родители. Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчинялись мужу. Островский был мировым судьей одно время и изучал судебные разбирательства, вникал в причины преступлений. На основе реальных историй он сформировал женские образы своих произведений. Его по праву можно назвать знатоком и психологом женских душ. Вот почему так интересно наблюдать за его женскими образами. Все его пьесы о них, обманутых и страдающих. Он и сам был несчастлив в любви. Интересный факт, который я недавно узнала: оказывается прототипом Катерины была возлюбленная Островского - актриса Любовь Косицкая, которая была замужем. Идя в театр Гоголя на «Грозу», скажу честно, боялась сравнения. Уж очень мне по сердцу была сатириконовская «Гроза» она была номинирована на «Звезду театрала- 2023». Ну и ,конечно же, после того как перестал существовать Гоголь -центр, к которому я привыкла и полюбила его репертуар, была некоторая насторожённость к новому театру. Но посмотрев несколько спектаклей там, я убедилась лично -они прекрасные. Акцент сделан на эмоциональных переживаниях героев, ведь в нем не одна жертва обстоятельств- Катерина, а и муж ее, вынужденный подчиняться воле матери,и сестра его Варвара. Режиссёр Антон Яковлев даёт возможность зрителю вместе с героями пьесы включиться в процесс осмысления происходящего. Ведь перед каждым человеком может встать выбор между страстями и долгом. И эту историю я увидела по-новому,оценивая на своей чаше весов морали и нравственности поступки героев: «Терпеть или приспособиться? Поддаться искушению или нет? Заплатить за этот грех или все-таки не грех? Для наиболее сильного эффекта режиссёр использует все театральные способы: свет, музыка, хореография, пластические номера, ассоциативный ряд, костюмы, видеоэкраны и выразительная сценография, минимальная, но больше и не надо. За счёт этого спектакль смотрится современно, свежо, смело. Мне это очень понравилось. Хотя рядом сидящие возрастные дамы шипели и всем видом выражали, что с такой неклассической трактовкой спектакля они не согласны. Но тем не менее в антракте не ушли. А ещё мне понравился иронический взгляд режиссёра на героев пьесы и найденные для этого решения. Все это добавляло изюминки спектаклю. Ну посудите сами. Помните Феклу , странницу -приживалку в доме Кабанихи? Так вот, ее играет мужчина -Андрей Ребенков.
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
При такой экспрессивной роли чувствуется, с какой бережностью и любовью артист относится к своему герою. Это видно по тому, как артист придал персонажу черту детскости: в постановке Кулигин напоминает обиженного ребенка. Он рассказывает о вечном двигателе. В устремленном взгляде Кулигина горят надежда и вера в добро, но и это вскоре потухнет...
Когда его оскорбляют, он уходит, топая и делая широкие шаги, как мальчишка, огорченный несправедливостью взрослых. Актер Глеб Ворошилов , сыгравший в «Грозе» Кудряша, будто вышел со страниц пьесы, чтобы показаться зрителю иркутского театра. Решительный, смелый и целеустремленный рубаха-парень, который способен противостоять старым укладам жизни.
Глаша, роль которой исполнила артистка Кристина Разумова , разительно отличается от героини в пьесе. В постановке это юная прислуга-кокетка, которой льстит внимание Тихона Кабанова. Красота дивная!
Простота героини граничит с угодливостью. Феклуша своим поведением и характером символизирует человеческое невежество и ханжество. Она признает только свою культуру, а иную категорически отвергает и считает неправильной.
Говорит о вере в Бога, но сама прогоняет нищих. Роль актрисы Эммы Алексеевой — сумасшедшая барыня, настоящая гроза постановки и символ возмездия. Артистка была настолько убедительна, что от нее веяло жаром, будто ее героиню лихорадило при виде молодых людей.
С самого начала спектакля находишься в предчувствии страшного финала. И не потому, что заранее знаешь, чем закончится постановка, а потому, что была создана подходящая атмосфера. Все, от декораций до игры актеров, говорило о неизбежной участи.
Но, несмотря на трагичность истории, в ней было много современного юмора. Это настоящий триллер, где есть напряжение, мучительное ожидание и присутствие невидимого, сверхъестественного. Примечательно, что «Гроза» — дипломный спектакль выпускников института имени Б.
На протяжении двух с половиной лет постановка с успехом идет на Камерной сцене Иркутского академического театра. Щукинцы профессионально создают настроение зрителей, подталкивают их к сочувствию, убедительно раскрывают вечные проблемы общества. Это под силу только актерам с большим потенциалом, которые чувствуют тонкости жизни.
Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои. Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве.
И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа.
Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои.
Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины.
Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя. Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить.
Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена. Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может.
Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери. У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее.
Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом. Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно. Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный». Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы.
Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот.
Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства».
Снеткова, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П.
Громова, Барыня — О. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей. Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью. Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы.. Кони своё сильнейшее театральное потрясение. Горбунов в роли Кудряша, Е. Левкеева в роли Варвары в спектакле «Гроза» Александринского театра. Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. Художник А.
Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою». Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах». Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила!
Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса. Афиша спектакля «Гроза», показанного 12 мая 1913 г. Труппой драматических артистов и любителей под управлением М. Горского на сцене Театра «Аркадия» г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 25 мая 1912 г. Товариществом драматических артистов под управлением А. Покровской на сцене Летнего театра и сада им.
Бебешина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 июня и 16 мая 1893 г. Товариществом драматических артистов на сцене Летнего театра г. Мухина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 30 мая 1911 г. Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г. Труппой драматических артистов под управлением Л. Лидиной на сцене Дома Общества попечения о начальном образовании г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 15 ноября 1888 г. Товариществом русских драматических артистов в зале Коммерческого казино г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 29 марта 1896 г. Товариществом драматических артистов московского театра Ф. Корша на сцене Закаспийского Общества велосипедистов г. Афиша юбилейного любительского спектакля «Гроза», показанного 14 ноября 1909 г. Афиша любительского спектакля «Гроза», показанного 16 апреля 1900 г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 января 1901 г. Труппой русских драматических артистов под управлением А. Нежданова на сцене Железнодорожного театра г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 19 апреля 1892 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением Н. Скалон в доме А.
Читать книгу: «Гроза»
это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить. Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.
Александр Островский. Гроза
Пьеса "Гроза" была написана великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским в 1859 году и сразу же произвела настоящий переворот в театральном мире, вызвав бурные споры в обществе. Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Югорчане увидят «Грозу» Островского в интерпретации белорусского режиссера.
Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим. Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат.
Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной.
Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать, как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль.
Дни за Гранью Сергей 2 часа назад Живут в многоэтажках, есть телефоы и ножи, то есть промышленность хорошо развита. И ходят с копьями!!! Я в восторге от... Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?! Совершенно не возможно слушать!
Искала именно аудиоверсию этой книги. Мне все понравилось.
Если на то, чтоб получить какие-то определенные знания вашим коллегам-конкурентам нужно при их скорости чтения потратить месяц, то вы с вашими навыками сможете сделать это за неделю. Соответственно, будете быстрее раза в четыре. Начинать подготовку к скорочтению нужно с проверки вашей текущей скорости чтения и осознанности.
Совершенно бесплатно и не больно :. На втором шаге обратите внимание на наши бесплатные книги и тетради для скорочтения. Однако, вернемся к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» и попробуем за 10-15 минут разобраться в хитросплетении сюжета и основных персонажей. Персонажи пьесы Катерина. Главная героиня пьесы: молодая девушка, которая живет в семье Кабанихи.
Отличается красотой, добротой и сильной верой в бога. Живет в браке с Тихоном, однако любви к нему не испытывает. Молодой человек, который живет в доме купца Дикого. Он является его племянником и испытывает симпатию к Катерине. Мужчина отличается кротким нравом, нерешительностью и слабым духом.
Марфа Игнатьевна Кабаниха. Купчиха в Калинове с большим достатком. Каждый день изводит семью лекциями и нравоучениями. Не любит свою невестку, постоянно читает морали сыну. Сестра Тихона и дочь Кабанихи.
Молодая девушка, красивая и сильная. Она сводит Катерину и Бориса вместе, так как не видит в этом ничего плохого. Искренне хочет помочь Катерине. Муж Катерины и сын Марфы. Отличается пристрастием к выпивке, любит страдать о том, как мать загубила его жизнь.
Любит жену. Молодой человек, который встречается с Варварой. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, известный своим плохим характером и жадностью. Любит издеваться и над работниками, и над семьей.
Жалуется, что все хотят от него только денег. Сумасшедшая женщина в Калинове, которая постоянно предсказывает смерть молодым и красивым девушкам. Скромный механик, который хочет помогать людям. Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой. Служанка в доме Кабановых.
Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице. Действие первое События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями.
Одним из немногих положительных характеров является Кулигин — бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям. В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе.
Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда. Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах.
Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа.
Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом.
Действие пятое Признание Катерины делает много шума в городе. Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью. Тихон все время пьянствует.
В это же время Дикой собирается избавиться от племянника и отправить его на китайскую границу. Кулигин, который отличается добротой и сочувствием к окружающим, советует Тихону простить жену. Мужчина, на самом деле, и сам не против помириться с женой и вернуть былые отношения. Однако купчиха непреклонна.
Она против прощения девушки. Неожиданно по городу разносится известие, что Катерина исчезла из дома. Девушка в отчаянии и растерянности идет по дороге, забытая и несчастная. Она молится о том, что не хочет дальше жить, однако ей хотелось бы еще хотя бы раз увидеть Бориса.
И этот момент она встречает его. Девушка бросается к нему на шею. Мужчина рассказывает о том, что его отсылают в Сибирь. Катерина умоляет взять ее с собой.
Однако робкий и нерешительный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. Тогда Катерина говорит ему ехать и не волноваться о ней, не тосковать. Она сообщает, что рада, ведь им удалось попрощаться. Когда Борис уходит, Катерина не знает, что ей делать дальше.
Она решает, что лучше отправиться в могилу, чем вернуться домой. Приняв решение, девушка отправляется к берегу Волги. В следующей сцене появляются муж Катерины, купчиха и Кулигин. Они слышат с берега крик, что какая-то девушка бросилась в воду.
Механик срывается к реке, а Тихон хочет побежать за ним. Однако мать вцепляется в его руку мертвой хваткой. Она обещает проклясть сына, если тот сейчас бросится к Катерине. Кабаниха говорит, что та и так наделала много шуму и опозорила их семью.
Кулигин приносит тело Катерины Тихону и Кабанихе. Он отдает его и говорит, что они теперь могут делать с ней, что хотят. Ведь душа девушки уже предстала перед главным судом, им она не принадлежит. Тихон, увидев жену, бросается к ней и кричит матери, что та погубила девушку.
Заканчивается история словами Тихона о том, что Катерине теперь хорошо, а ему еще придется мучиться на этом свете непонятно по какой причине. Оба персонажа отличаются жестокостью, отсутствием нравственности и бездушностью. Однако Дикой действует грубо и открыто. Он чувствует свою силу, ощущает себя хозяином положения, поэтому его можно назвать жестоким тираном.
Кабаниха же, так как она женщина, проворачивает свои дела хитростью. Она больше сосредотачивается на чтении моралей и нотаций, рассказывает всем домашним, как правильно жить и прикрывается ложной философией. У вас есть всего два способа. Прочитать краткое содержание произведения на блоге проекта Читай Быстро или посмотреть его на ютубе 2.
Овладеть навыками скорочтения и одолеть оригинальный текст за один присест. Это, конечно, не 15 минут займет, но за вечер точно справитесь без проблем. Сила главной героини пьесы заключается в том, что она отказалась жить во лжи, как ей предлагала Варвара. Она не отрекается от своей любви к Борису, но не собирается лгать и скрываться перед мужем.
В то же время, ее главная слабость — глубокая религиозность, а также слишком большая доверчивость. Кроме постов о беглом чтении и саморазвитии мы регулярно делаем обзоры нонфикшн литературы и обзоры произведений школьной программы. Найти их все можно в соответствующих разделах у нас на сайте. Каждую неделю стараемся добавлять что-то новенькое и интересное.
Основой произведения является конфликт чувств главной героини Катерины и предрассудков «темного царства», то есть общества Калинова. Если у вас по пьесе Гроза остались какие-то вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.
7 секретов «Грозы»
Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее. Мы делаем спектакль не про загадочную странность русского человека, а про его открытость и понятность. Любой перевод — это культурная интеграция, для этого мы преодолеваем архаику текста и частично — его поэтику. Мы рассматриваем художественный мир Островского как часть не только русской культуры, но и мировой». Евгений Маленчев работает режиссером-постановщиком в Тульском академическом театре драмы и регулярно сотрудничает с разными труппами страны. Несмотря на молодой возраст, уже имеет престижные профессиональные достижения.
Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет.
Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет. Хороший он человек, сударь. Все отправляются на поиски Катерины. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного.
Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Ты не забыл меня? Как забыть, что ты!.. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно.
Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… Под деревцом могилушка…. Ах, скорей, скорей! Подходит к берегу. Друг мой! Радость моя! Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины.
Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться! И что в итоге? Кабаниха — после признания Катерины и побега Варвары считает себя правой и всю свою энергию направляет на Тихона, но тот после самоубийства жены в её смерти открыто винит мать. Дикой — продолжает жить в Калинове и заниматься коммерческой деятельностью. Борис — после разоблачения любовной связи с Катериной по воле дяди отправляется по делам на три года в Сибирь, в Тяхту. Катерина — не в силах справиться с личной драмой, кончает жизнь самоубийством, спрыгнув в Волгу с обрыва.
Тихон — после смерти жены удручён и винит мать в случившемся. Варвара — покидает отчий дом: сбегает со своим возлюбленным Кудряшом. Ваня Кудряш — сбегает из Калинова вместе со своей возлюбленной Варварой. Кулигин — оставляет попытки помочь жителям города, но не бросает надежды изобрести вечный двигатель. Заключение Произведение «Гроза» Островского А. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей.
Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения. Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Хороша тоже и Кабаниха. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался! Унять-то его некому, вот он и воюет!
Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили. А что бы вы сделали? Постращали бы хорошенько. Как это? Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался.
А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Ой ли! Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. А то что бы?
Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу. Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.
Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать! Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется!
Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Это Дикой племянника ругает». Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно.
Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского
Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима. Иллюстрация 5-го действия драмы “Гроза” Островского А.Н. ский “Гроза”. Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара.