Новости что такое социальная среда

это окружение, в котором человек живет и общается с другими людьми. Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов.

Что хотите найти?

Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду. «Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. Поддержка ветеранов Социальная среда Фонд стремится укреплять связь поколений и сохранять в каждом память об истории страны и её нее. Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности.

Новости. Социальная сфера

Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум. ьная среда подростка Обществознание 7 класс Автор: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ» п. Приозёрный. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. семью, трудовую, учебную и др. группы.

Социальное окружение и развитие личности

Толкование Перевод Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Влияние или воздействие на что-либо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду».

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения. Элементы социальной сферы Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов. К элементам социальной сферы относятся: Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ; Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории страна, город, посёлок ; Классовая составляющая.

Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»; Экономическая составляющая.

Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии например: алкогольное опьянение , так как действиями деяниями индивида будет руководить в большей степени не сознание , а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался так как именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум. Schulze, Gerhard.

В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой — 72 процента, с плохо владеющим речью — 78 процентов, с глухим — 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными сверстниками на первое место поставили дефект умственной отсталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 классов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрицательной оценке выступают те качества дефективного сверстника, которые больше всего мешают общению и установлению тех или иных межличностных взаимодействий. Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жалости и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется. Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. Критической точкой в жизни аномального ребенка, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Адаптация детей и подростков в социальной среде Понятие «адаптация» от лат. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления саморегуляция, подчинение высших интересов низшим и другие. В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: 1 гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2 гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий; 3 прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности. Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные: это источник динамического существования индивида, его развития. Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность: в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель или же при наличии двух или более равнозначимых целей. В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

семью, трудовую, учебную и другие группы. Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим. «Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. В рамках программы «Социальная среда» мы говорим о весенних заботах огородников и садоводов.

Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. это пространство, состоящее из всех элементов, созданных человеком, которые окружают людей и взаимодействуют с ними, таких как инфраструктура, социальные отношения и культурная вселенная, которая их окружает. Социальная сфера – это совокупность производств, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны между собой и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда.

Социальная адаптация

Распределение в них проводилось случайным образом, чтобы в дальнейшем можно было сравнить судьбу участвующих в эксперименте и подвергавшихся целенаправленному социальному воздействию экспериментальная группа с контрольной группой, на которую никакого влияния не проводилось. Мальчики из экспериментальной группы в течение 5 лет находились под влиянием различных форм социальной помощи, а именно: Два раза в месяц их посещали работники социальной службы и старались помочь им в решении их проблем, например, в улаживании семейных конфликтов. Для половины участников были организованы занятия с репетиторами по школьным предметам. Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением. У большинства была возможность общения с членами молодежных организаций: бойскаутами, Христианской ассоциациацией молодых людей, и другими. На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей. Об этой программе хорошо отзывались — как ее сотрудники, так и большинство участников. Потом в течение 40 лет напомним, исследование началось в 1935 г. Целью наблюдений было изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали. Результаты оказались неожиданными.

По уровню совершенных правонарушений, состоянию здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью, различий между контрольной и экспериментальной группами не было. Более того! По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред. Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента. Объяснений этому есть несколько, например: Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического статуса детей. В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай. Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу. Можно утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено.

Все, что было сделано для детей, положительных результатов не принесло. Ведь если бы участие в эксперименте помогло бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло. А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений: Кому- то из тех, кому оказывалась помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение. Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия. Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами. Общение с людьми из другого социального слоя репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив. Что из этого верно? Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться. Различные программы, которые, по мнению их разработчиков, вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека.

А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале. Кэмбриджско-Сомервилльское исследование дало еще один неожиданный повод для размышлений. Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке — отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство. У других все было гораздо хуже — пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т. Однако, через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей была или маленькой, или совсем отсутствовала. Получилось, что по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей.

Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, то есть социализироваться. Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, то есть социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации — достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [ М. Ростовцева, 2016 ]. Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека. Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности. В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Калайковым были выявлены три формы адаптации: Внешняя — выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью. Внутренняя — полная адаптация личности, то есть перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Смешанная реадаптация — личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [ Н. Ведмеш, 2015 ]. Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением. Какой может быть социальная адаптация? Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным. Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться. Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид адаптация внутри личности , микросреда семья, учеба, работа и т. На данный момент профессиональная адаптация — одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [ Mentamore, 2020 ]. Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации. Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново. Ход социальной адаптации Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии: Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно. Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга. Индивид пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил. Вхождение в новую среду.

Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором — может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления. Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом. Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно — различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности. Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни — экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем. Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах — 50 млн, в 1980-х — 84 млн, а в 1990-х — 96 млн человек. Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли.

Разные их группы определяют пластичность психики по отношению к влиянию разных факторов окружающей среды. А вот будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от условий этой среды. Более подробно о влияния среды на мозг человека предлагаем прослушать интереснейшую лекцию одного из ведущих нейрофизиологов профессора Ю. Александрова Мы попросили прокомментировать эту статью нашего консультанта, психолога с 30-ти летним стажем, специалистом по подростковому возрасту и детско-родительским отношениям Илью Базенкова. Как вы можете прокомментировать результаты Кембриджско-Сомервильского исследования? Сразу скажу, что об этом исследовании раньше даже не слышал. В русскоязычной литературе оно описано в переведенной книге Л. Росса и Р. Нисбетта, других упоминаний о нем я не встречал. Более того, я спрашивал достаточно много коллег, среди которых доктора и кандидаты наук, и никто об этом исследовании не знал. Такой вот факт. Но благодаря помощи одного социолога, занимающегося проблемами криминального поведения, я получил много ссылок на зарубежные источники, ссылающиеся на это исследование. Получается, что для зарубежных коллег оно имеет большое значение. Теперь по существу. Почему программа положительного социального воздействия не дала результатов, а в чем-то даже нанесла вред, я не знаю. Точнее, нафантазировать можно много, но вот будет ли это правдой? Могу только сказать, исходя из личного профессионального опыта, что взрослые склонны переоценивать эффективность каких-то своих действий, направленных, по их мнению, на положительное влияние на ребенка или подростка. Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками. Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный. Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать? Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много. Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок — семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений. Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них? Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья — это очень важный элемент окружающей ребенка среды. С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными. Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период. Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема.

Социальная среда как потенциал саморазвития человека

На сайте в рубрике «Социальная сфера» всегда свежие новости за день и неделю. Социальная среда общества – это совокупность условий и отношений, в которых индивиды и социальные группы существуют и развиваются. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий