Первая очередь проекта «Арктик СПГ 2» запущена, он создает базу для роста грузопотока по Северному морскому пути (СМП). Начало коммерческой добычи на «Арктик СПГ – 2» в январе станет мощным драйвером для СПГ-бизнеса компании. «Новатэк» сообщал, что первая очередь проекта на полуострове Гыдан произвела первый сжиженный газ в декабре, однако танкеров для вывоза СПГ у «Арктик СПГ — 2» по-прежнему нет. Компания НОВАТЭК в три раза с начала 2024 года сократила добычу газа на ямальском заводе «Арктик СПГ-2».
"НОВАТЭК" подтвердил получение первого СПГ на "Арктик СПГ 2" в декабре
Новак сообщил, что первая очередь "Арктик СПГ-2" уже запущена | На совещании в координационном центре правительства РФ на выставке-форуме "Россия" на ВДНХ вице-премьер РФ Александр Новак объявил о запуске первой очереди проекта "Арктик СПГ-2". |
Первый газ с «Арктик СПГ 2» пойдет в начале следующего года | По его словам у «Арктик СПГ-2» уже заключены контракты на поставку в Испанию и Китай. |
Проект века: как «Арктик СПГ 2» изменит газовую отрасль
Первый сжиженный природный газ (СПГ) на заводе "Арктик СПГ 2" "Новатэка" MOEX:NVTK был получен в декабре 2023 года, следует из годового отчета компании. Завершена установка ОГТ первой линии «Арктик СПГ 2» на Гыдане. У проекта “Арктик СПГ-2” есть все шансы занять достойное место в новой мировой энергетической конфигурации, но для этого необходимо понимание цены вопроса на всех уровнях государственного и корпоративного управления. Запуск в работу второй линии «Арктик СПГ – 2» планируется летом 2024 года. «Новатэк» может начать отгрузку первой партии сжиженного природного газа с первой линии «Арктик СПГ 2» в феврале. «Арктик СПГ-2» – один из трех проектов НОВАТЭКа на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (также планируется запуск «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3»).
Дошла очередь и до газа
- Тысяча лет войны за ресурсы. Россию хотят вытеснить из Арктики
- «Новатэк» приступил к строительству третьей линии завода проекта «Арктик СПГ 2».
- Китай помог. На Западе считают, что Россия преодолела санкции против Арктик СПГ-2
- Санкции США в отношении «Арктик СПГ 2»: что будет с проектом?
- «НОВАТЭК» планирует запустить «Арктик СПГ 2» в декабре 2023 года — начале 2024 года
Арктик СПГ 2
Arctic Russia - Первую линию проекта "Арктик СПГ - 2" планируют запустить в декабре 2023 года | Запуск первой линии Арктик СПГ-2 Арктик СПГ-2 — это второй крупный проект компании по экспорту СПГ после завода «Ямал СПГ». |
"На нет и судов нет": у Совкомфлота проблемы с газовозами для "Арктик СПГ 2" | «Арктик СПГ-2» – один из трех проектов НОВАТЭКа на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (также планируется запуск «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3»). |
«Новатэк» запустит «Арктик СПГ — 2» в конце 2023 — начале 2024 года
Он напомнил, что первый проект по строительству линий СПГ был успешно реализован. В связи с этим выразил уверенность в том, что «Арктик СПГ — 2» тоже будет запущен в срок и с нужным качеством. Центр осуществляет строительство линий сжижения газа для проекта «Арктик СПГ — 2». По словам губернатора региона, «плавучий завод СПГ» не имеет аналогов в мире, так как полный цикл сжижения природного газа происходит прямо на платформе, а в резервуаре для хранения СПГ свободно поместятся три самолета Boeing-737. Чибис добавил , что масса «плавучего завода» превышает 640 000 т, что почти равно по весу 400 000 легковым автомобилям.
Будет сдвиг реализации второй очереди.
Поскольку другие участники проекта «Арктик-2» объявили по нему форс-мажор, они не будут отгружать продукцию завода. Если бы все шло по плану, Новатэк увеличил бы производство СПГ в этом году на 6 миллионов тонн за счет первой очереди проекта. Сегодня уже понятно, что он их вряд ли получит. Увеличение общего объёма точно будет, но небольшое. Я дал сильно пессимистический прогноз — 1 млн тонн, по оценкам экспертов, рост составит 2 млн тонн.
На это можно рассчитывать по итогам 2024 года. В дальнейшем всё будет зависеть от решения вопроса с газовозами ледового класса. Давайте возьмём проект за пределами РФ. Один из крупнейших заводов в США. Там произошёл взрыв в июне 2022 года.
Завод смог полноценно заработать только в марте 2023 года. Потом ещё какие-то проблемы возникли. И что? Остановили, потом вновь запустили. Всё работает.
Бывают задержки, аварии, иного рода неприятности. По мнению эксперта, «владельцы выкрутятся», хотя и потеряют деньги. Для бюджета упущенные поступления не так велики, поскольку правительство предоставило «Арктик-2» значительные налоговые вычеты и послабления.
Последний из троицы, «Жорес Алферов», проходит на этой неделе судовые испытания. Однако танкерам пока путь на «Арктик СПГ — 2» оказался заказан. Данные Equasis говорят о том, что в ближайшее время собственник танкеров снова поменяется.
С 15 марта «Петр Капица» вернется к Hanwa Ocean, а с 1 июня — прежнего хозяина обретут и остальные два газовоза. Однако с ними происходит задержка. В MOL сказали для TradeWinds, что газовозы не находятся под санкциями, но их достройка столкнулась с задержкой в достройке.
Проект реализуется с использованием оснований гравитационного типа. Отсутствие работ по строительству завода на месте его расположения позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду. Для круглогодичных перевозок вахтового персонала на Утреннее месторождение в 2021 году построен аэропорт «Утренний». До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать и два новых атомных ледокола типа ЛК-60 «Арктика» , это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию [8]. В январе 2019 года Новатэк заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд долл. В середине 2019 года « Совкомфлот » и верфь «Звезда» подписали контракт на строительство ещё четырёх газовозов для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2»; суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года; данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [11]. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ подписан договор, в рамках которого Япония инвестирует 3 млрд долл.
"Новатэк" завершил строительство второй технологической линии "Арктик СПГ 2" на более 80%
НОВАТЭК отчитался о производстве первой партии газа на заводе «Арктик СПГ–2» | Первый сжиженный природный газ (СПГ) на заводе "Арктик СПГ 2" "Новатэка" MOEX:NVTK был получен в декабре 2023 года, следует из годового отчета компании. |
"НОВАТЭК" подтвердил получение первого СПГ на "Арктик СПГ 2" в декабре | Запуск в работу второй линии «Арктик СПГ – 2» планируется летом 2024 года. |
Как Россия реализует проекты СПГ без оглядки на санкции
2" в декабре 2023 года. «Арктик СПГ-2» станет первым в мире заводом по серийному производству СПГ-линий на основаниях гравитационного типа. Иностранные акционеры приостановили участие в проекте "Арктик СПГ-2" из-за санкций, отказавшись от своих обязательств по финансированию и контрактам на поставку нового российского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), сообщила в. 2» произвели первую партию СПГ. Начало коммерческой добычи на «Арктик СПГ – 2» в январе станет мощным драйвером для СПГ-бизнеса компании. «Арктик СПГ-2» – один из трех проектов НОВАТЭКа на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (также планируется запуск «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3»).
Первый газ с «Арктик СПГ 2» пойдет в начале следующего года
Первую линию завода "Арктик СПГ-2" запустят до конца 2023 г., отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) начнут в 2024 г., заявил вице-премьер Александр Новак на V российско-китайском энергетическом форуме в Пекине. Иностранные акционеры приостановили участие в проекте "Арктик СПГ-2" из-за санкций, отказавшись от своих обязательств по финансированию и контрактам на поставку нового российского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), сообщила в. Проект «Арктик СПГ – 2» реализуется с дальним прицелом и предполагает разработку нетронутых запасов голубого топлива на Гирканском газовом месторождении с созданием соответствующей инфраструктуры. Заместитель председателя правления «Новатэка» Эдуард Гудков заявил на ПМЭФ, что компания запустит проект «Арктик СПГ — 2» в конце 2023 года — начале 2024 года. Завершена установка ОГТ первой линии «Арктик СПГ 2» на Гыдане. 2» произвели первую партию СПГ.
«Ведомости»: «Новатэк» резко сократил добычу на проекте «Арктик СПГ — 2»
Причём, невзирая на кампанию коллективного осуждения. В корпорации хорошо понимают, что вложения в такие ликвидные активы для них очень выгодны. Он не только диверсифицировал каналы экспорта, но и существенно приумножил географию поставок за счёт АТР, где востребованность сжиженного газа заметно растёт. Хотя в последнее время компания ощущает последствия международных ограничений по материальным средствам и технологиям. Это вынуждает менеджмент искать альтернативное финансирование и контакты с государствами, не соблюдающими антироссийский санкционный режим. В общем, «Новатэк» старается адаптироваться к непростым условиям хозяйствования. Наличие этих проектов заставляет мировых лидеров нервничать, ибо Россия под шумок прибирает к рукам ничейные природные богатства Севера. Они понимают, что запаздывают на делёжку лакомого арктического пирога. А борьба за него, как показывает обстановка, разворачивается нешуточная. Проекты курирует сам Путин Экспортный терминал «Ямал СПГ» служит символом нашего технологического потенциала, демонстрирующего способность осуществлять масштабные замыслы в экстремальных климатических условиях.
Хотя в последнее время компания ощущает последствия международных ограничений по материальным средствам и технологиям. Это вынуждает менеджмент искать альтернативное финансирование и контакты с государствами, не соблюдающими антироссийский санкционный режим. В общем, «Новатэк» старается адаптироваться к непростым условиям хозяйствования. Наличие этих проектов заставляет мировых лидеров нервничать, ибо Россия под шумок прибирает к рукам ничейные природные богатства Севера. Они понимают, что запаздывают на делёжку лакомого арктического пирога. А борьба за него, как показывает обстановка, разворачивается нешуточная. Проекты курирует сам Путин Экспортный терминал «Ямал СПГ» служит символом нашего технологического потенциала, демонстрирующего способность осуществлять масштабные замыслы в экстремальных климатических условиях. Можно сказать, что он пришёлся весьма кстати, став своеобразной палочкой-выручалочкой после начала военной спецоперации на Украине, дающей отечественной экономике возможность держаться на плаву. Проект «Арктик СПГ — 2» реализуется с дальним прицелом и предполагает разработку нетронутых запасов голубого топлива на Гирканском газовом месторождении с созданием соответствующей инфраструктуры. Запуск первой очереди ознаменует следующий этап внешнеторговых газовых сделок.
Что случилось? Таким образом, с добычей ожидаемо проблем нет, с заводами по сжижению — трудности решаются. Но остался последний этап цепочки — это транспортировка СПГ. Во многом именно на него направлены новые санкции. Неслучайно, практически одновременно в SDN-лист попали и два новых перегрузочных комплекса с СПГ-танкеров ледового класса на традиционные газовозы — в Мурманске и на Камчатке, которые должны сыграть важную роль в логистике вывоза СПГ с нового проекта. До поры до времени это работало. Но не сейчас. Напротив, SDN-лист — это, по большому счету, сигнал всем иностранным участникам проекта выйти из него или, по крайней мере, минимизировать свое взаимодействие с подсанкционными компаниями. Тем не менее, в отчасти формальных двадцатилетних контрактах на покупку прописаны отгрузки как раз с новых перегрузочных комплексов, куда сжиженный природный газ должен доставляться с помощью газовозов ледового класса. Вопрос дефицита газовозов и вывоза СПГ в сложившейся ситуации — основной. Напомним, что для проекта изначально предполагался 21 газовоз ледового класса Arc7 — 15 построенных на "Звезде" и 6 — на корейских верфях три для перевозчика "Совкомфлот", три — для MOL. Удастся ли получить что-то из судов на корейских верфях, пока непонятно. Российские суда пока строятся с задержкой и в партнерстве с корейской Samsung Heavy Industries, которая поставляет некоторое ключевое оборудование. В сложившихся обстоятельствах из 15 судов вместе с SHI будет построено пять, остальные планируется достраивать с помощью китайских компаний. Таким образом, даже в лучшем случае мы увидим сдвиг вправо по срокам. Он наблюдается уже сейчас. Оптимизация логистики проектов на Ямале и Гыдане — достаточно сложная задача, а число необходимых танкеров сильно зависит от того, в западном Европа или восточном направлении идет экспорт. Строго говоря, даже для "Ямал СПГ" действующих танкеров ледового класса недостаточно, чтобы в летний период обеспечивать вывоз всех объемов в восточном направлении.
Однако в деловых кругах Японии существует и осторожный подход к «северному маршруту». Бизнесмены указывают на то, что его задействование в круглогодичном режиме без сопровождения российских ледоколов пока невозможно. А это зависимость от России. Другие напоминают о том, что арктическое побережье России и окружающие его северные моря — это зона российского военно-морского флота, и в зависимости от напряженности международной обстановки он может в одночасье перекрыть здесь коммерческие морские пути. Третьи выражают сомнение в целесообразности предоставления господдержки в страховании рисков частных компаний, участвующих в проекте «Арктик СПГ-2». Антироссийские санкции 2022 г. Как сообщает Nikkei, он представил документ, в котором говорится: «Спешный уход опасен, он сыграет на руку России и Китаю». По данным японского агентства, чиновник из министерства ответил, что интересы Японии очень важны. Так, из-за запрета захода в порты Великобритании и Латвии, а также антироссийских настроений в ЕС танкеры-газовозы с газом «Ямал СПГ» дрейфуют в море до прояснения обстоятельств. РФ и «Открытием». Италия, опасаясь новых санкций, пересматривает свой кредит для проекта, который некоторые оценивают в 500 млн евро, пишет Reuters со ссылкой на источники. Италия лишь недавно решила помочь в финансировании этого проекта. Итальянский госкредитор Cassa Depositi e Prestiti CDP и российское подразделение крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo, возглавляемого российским орденоносцем А. Фаллико, ISP. MI договорились о финансировании в ноябре 2021 г. Источники заявили, что кредит не был выплачен. Intesa Sanpaolo не в первый раз подставляет власти РФ, но сотрудничество с банком продолжается. Пока неясно, означает ли это, что компания не будет предоставлять акционерное финансирование «Арктик СПГ-2». Кроме того, ВЭБ. РФ, который предоставляет внешнее финансирование для проекта и выступает лизингодателем для большей части нового флота НОВАТЭКа, оказался под санкциями.
«Шока не избежать»: до чего доведет ЕС 14-й пакет антироссийских санкций
Елена Петрова, Татьяна Свиридова Договор не дороже денег. После попадания проекта в американский список SDN Mitsui уже отозвала всех своих сотрудников и объявила форс-мажор. Но на этом неприятности у японцев не закончились. Теперь стало известно, что транспортная дочка Mitsui не сможет поставить три газовоза ледового класса, как предусматривает контракт. Блокирующие санкции США серьезно усложняют реализацию всего проекта, причем, пока с точки зрения вывоза готовой продукции с завода, говорит Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению института энергетики и финансов: — У нас, как правило, есть два направления поставок российского СПГ с заводов компании НОВАТЭК — это Европа и Азия. Если мы говорим про проблему, связанную с танкерами ледового класса, то для «Арктик СПГ 2» эта проблема хуже, чем для проекта «Ямал СПГ», потому что Карское море — море, которое замерзает, в отличие от Баренцева моря, и сезон навигации без использования танкеров повышенного ледового класса невелик — 4 — 5 месяцев в году, всё остальное время надо использовать ледокольный танкерный флот. По условиям контракта, инвесторы должны продать заводу заказанные для него корабли, если они не смогут зафрахтовать их сами для вывоза продукции «Арктик СПГ-2». Однако компания может попасть под американские санкции, поэтому и этот вариант прямой продажи вряд ли возможен, иначе зачем японцам объявлять форс-мажор. Остается третий путь.
Сергей Суверов, доцент финансового Университета, инвестиционный стратег УК «Агрикапитал», достаточно пессимистично расценивает шансы Новатэка на быстрое решение проблемы: — Где ещё можно купить танкеры? Производители танкеров опасаются вторичных санкций. Теоретически можно попробовать реализовать схемы параллельного импорта. Александр Фролов, заместитель генерального директора института национальной энергетики, относится, скорее, к оптимистам, и в его словах есть свой резон. Эксперт справедливо замечает, что проектов, которые реализуются в условиях Крайнего Севера, в мире очень немного, и большинство из них расположены в России. Спрос такие специальные суда достаточно ограничен, поэтому вероятнее всего, что те же самые газовозы все-таки попадут в Россию, но другим путем — через параллельный импорт: — Я бы ожидал, что эти танкеры просто будут проданы неким третьим лицам, а третьи лица, неожиданным образом, возможно, тоже решат их продать. И вот компания, которая купила, а потом продала поймёт, что жить дальше на этом свете ей смысла нет, будет расформирована. А добрый владелец скажет: «Да?
Танкеры оттуда? Вообще ни разу не знал!
В ситуацию с поставкой турбин для Арктик СПГ-2 вмешалась китайская Harbin Guanghan Gas Turbine, взявшая на себя поставку недостающих турбин для 1й линии. Правительство г. Харбин в декабре 2023 г. Эксперты отмечают, что китайские турбины уступают немецким или французским, но они оказались приемлемой заменой для Арктик СПГ-2. После введения в ноябре 2023 г. Готовится отгрузка 1й партии СПГ с проекта, но ее сроки постоянно сдвигаются , основным сдерживающим фактором является отсутствие доступных танкеров-газовозов ледового класса Arc7. На момент завершения строительства 1й линии в июле 2023 г.
В сухом доке, освободившемся после выхода 1й линии начались работы над 3й линией проекта, но ее перспективы сейчас туманны.
Более того, он теперь должен постоянно тратить энергию и деньги на то, чтобы хранить произведенный уже СПГ, на то, чтобы постоянно поддерживать низкую температуру, потому что СПГ — это газ, охлажденный до минус 160 градусов. Проблема с танкерами встала в 2022 году, ни одного танкера нет, и с рынка, опять же, взять танкер, создать теневой флот газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса. Насколько он там законсервирует скважины, сказать сложно. Я думаю, что пока на эти меры он не пойдет. Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути.
Это один из самых распространенных типов контракта в мире, особенно востребованный трейдерами. Поэтому компания пока вынуждена доставлять СПГ собственным флотом как минимум до терминалов в Западной Европе Зебрюгге, Бельгия , а часть напрямую покупателям. Перевалочные терминалы в Мурманске и на Камчатке оба планируется запустить в 2023 г. Однако в деловых кругах Японии существует и осторожный подход к «северному маршруту». Бизнесмены указывают на то, что его задействование в круглогодичном режиме без сопровождения российских ледоколов пока невозможно. А это зависимость от России. Другие напоминают о том, что арктическое побережье России и окружающие его северные моря — это зона российского военно-морского флота, и в зависимости от напряженности международной обстановки он может в одночасье перекрыть здесь коммерческие морские пути. Третьи выражают сомнение в целесообразности предоставления господдержки в страховании рисков частных компаний, участвующих в проекте «Арктик СПГ-2». Антироссийские санкции 2022 г. Как сообщает Nikkei, он представил документ, в котором говорится: «Спешный уход опасен, он сыграет на руку России и Китаю». По данным японского агентства, чиновник из министерства ответил, что интересы Японии очень важны. Так, из-за запрета захода в порты Великобритании и Латвии, а также антироссийских настроений в ЕС танкеры-газовозы с газом «Ямал СПГ» дрейфуют в море до прояснения обстоятельств. РФ и «Открытием». Италия, опасаясь новых санкций, пересматривает свой кредит для проекта, который некоторые оценивают в 500 млн евро, пишет Reuters со ссылкой на источники. Италия лишь недавно решила помочь в финансировании этого проекта. Итальянский госкредитор Cassa Depositi e Prestiti CDP и российское подразделение крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo, возглавляемого российским орденоносцем А. Фаллико, ISP. MI договорились о финансировании в ноябре 2021 г. Источники заявили, что кредит не был выплачен. Intesa Sanpaolo не в первый раз подставляет власти РФ, но сотрудничество с банком продолжается.
“Арктик СПГ-2” должны запустить в следующем году
- Российский СПГ: нет повода для беспокойства
- «Ведомости»: «Новатэк» резко сократил добычу на проекте «Арктик СПГ — 2»
- «Обрушение стратегии»: кто пострадает из-за ухода китайских компаний из проекта «Арктик СПГ — 2»
- ВЗГЛЯД / Запад рано хоронит новый российский СПГ-проект :: Экономика
- Читайте также
Все новости
- "НОВАТЭК" подтвердил получение первого СПГ на "Арктик СПГ 2" в декабре
- "Новатэк" завершил строительство второй технологической линии "Арктик СПГ 2" на более 80%
- «Арктик СПГ-2»: Европа получила новый газовый «подарок» от США (22 декабря 2023) |
- «Арктик СПГ - 2» могут запустить уже в этом году
«Арктик СПГ 2» — важнейший проект по производству сжиженного газа в РФ
Проект предусматривает строительство трех линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. Запуск первой линии планируется в 2023 году, второй и третьей линий - в 2024 и 2026 годах соответственно.
По словам вице-премьера, с учетом всех проектов, которые сейчас есть в стратегических планах России по развитию рынка СПГ, к 2035 году ожидается выход на объем производства порядка 100 млн тонн. Новак напомнил, что ранее в этом году было принято решение о реализации проекта строительства завода СПГ в Мурманске: "Во-первых, это мурманский завод СПГ, в рамках которого будет построено 3 линии.
Это связано с отсутствием поставок оборудования из Европы, которое они используют для сборки СПГ-модулей. Приостановка проекта почти не скажется на бюджете России, так как он принадлежит частной компании «Новатэк».
Об этом «Вечерней Москве» рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Россия ранее заявляла о своих намерениях стать одним из мировых лидеров по производству сжиженного газа.
Пока неясно, означает ли это, что компания не будет предоставлять акционерное финансирование «Арктик СПГ-2». Кроме того, ВЭБ. РФ, который предоставляет внешнее финансирование для проекта и выступает лизингодателем для большей части нового флота НОВАТЭКа, оказался под санкциями. Вероятно, санкции против ВЭБ.
Однако возможности поставок грузов в Азию по СМП снизятся, при этом сейчас азиатский рынок остается единственным надежным потребителем российского СПГ. Росимущество и ВЭБ расторгнут договоры доверительного управления с компаниями, созданными под строительство газовозов для реализации проекта «Арктик СПГ-2». Соответствующее распоряжение правительства от 10 марта опубликовано на официальном портале правовой информации. Из него следует, что Росимущество должно обеспечить расторжение договоров доверительного управления долями 15 обществ с ограниченной ответственностью начиная с «Арктик Лизинг-4» и далее до «Арктик Лизинг-18» включительно с госкорпорацией развития «ВЭБ. Таким образом, одному судну соответствовала одна компания. После того как доли в этих компаниях были приняты в казну, Росимущество должно было передать их ВЭБу в доверительное управление без проведения конкурса на право заключения договора это обговаривалось отдельным распоряжением правительства.
Наконец, в собственность России передаются и первые три SPV-компании — «Арктик Лизинг», «Арктик Лизинг-2» и «Арктик Лизинг-3», которыми до сих пор владела «Вертолетная транспортная компания» по данным на конец 2020 г. По данным газеты, президент рекомендовал им не уходить из России. В своем обращении к французам господин Макрон напомнил об экономических, культурных и политических связях между Парижем и Москвой: «Мы не находимся в состоянии войны с Россией. Мы знаем все, что связывает нас с этим великим европейским народом, русским народом, который пожертвовал столь многим во время Второй мировой войны, чтобы спасти Европу от пропасти». Итоги В условиях мирового потепления и быстрого таяния льдов в Северном Ледовитом океане проект «Арктик СПГ-2» предлагает участникам и потребителям стабильные долгосрочные поставки СПГ не только «южным» логистическим маршрутом через Суэц , но еще и «северным» по Северному морскому пути. Последний значительно дешевле и быстрее «южного».
К тому же в последнее время создаются условия для его задействования в круглогодичном режиме с использованием российского ледокольного флота. Это будет также частью российских планов по производству СПГ в объеме 80-140 млн т в год к 2035 году, а это больше, чем производят лидеры этого рынка Катар и Австралия. В 2020 г. Многоуровневые обязательства государства в отношении проекта «Арктик СПГ» свидетельствуют о важности, которую Россия придает добыче в Арктике, и следует отметить: Во-первых, речь идет о дальнейшем продвижении российских компаний в Арктический регион, что свидетельствует о намерении использовать ресурсы для развития страны.