Дональд Трамп уверен, что соглашение с Ираном не соответствует интересам Вашингтона, Израиль и Саудовская Аравия поддержали позицию главы Белого домаOriginal.
Please wait while your request is being verified...
Северная Корея может передать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю, предположил в беседе с NEWS. ru военный обозреватель, военный эксперт Алексей Суконкин. Технически консульство Ирана является суверенной иранской территорией, что делает это самым открытым нападением на иранскую землю за последние годы. В Израиле рассказали, чем грозит иранская ядерная бомба. Помимо этого Иран является важным ипортером китайских товаров – в сфере иранского импорта они занимают 13%. Если Иран применит все свои ракеты, еврейское государство и так окажется в очень тяжелом положении. В-пятых, Израиль не боится Ирана как ядерной державы, которой тот ещё не стал.
Персидский путь: сможет ли Иран стать государством-ядром на Ближнем Востоке?
Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Алена Королева Иран в ближайшие недели может завершить разработку ядерного оружия. Об этом пишет Bild со ссылкой на европейских экспертов. При этом аналитик добавил, что ядерное оружие необходимо Ирану не для нападения, а, скорее, для того, чтобы гарантировать собственную безопасность.
Обновлено: 19.
Сама официальная ядерная программа Ирана по обогащению урана реализовывается с 1960-х годов и касается только мирного атома и строительства многочисленных АЭС на территории страны. Иран никогда не проводил испытаний своего ядерного вооружения. Стратегическая ядерная триада КСИР В 1979 году, ядерная программа Ирана, а также все ракетное вооружение, связанное с созданием ядерных боеголовок, перешло под контроль Корпуса стражей исламской революции КСИР , который является военно-политическим формированием и своеобразной религиозной гвардией Ирана помимо регулярных вооруженных сил , имеющей свою армию в 250 тысяч человек. Сейчас Иран имеет восемь объектов, связанных с производством и исследованием в области ядерной энергетики, а военные эксперты не исключают, что на одном из них идет разработка ядерных боеголовок. Так, Исламская Республика Иран обладает установкой по переработке урана в Исфахане, исследовательским заводом по обогащению ядерного топлива в городе Нетез, а также рядом других объектов.
Также неизвестно, есть ли ядерное оружие у Ирана, а вдруг кто-то захочет с ним поделиться, например Северная Корея? Эксперт подчеркнул, что в теории даже израильскую систему ПВО «Железный купол» можно перегрузить, чтобы она пропустила запущенную в ее сторону ядерную ракету.
Как отметил Суконкин , если Израиль решится нанести ядерный удар по Ирану, то накажет сам себя и его могут «стереть юридически или физически», поскольку никому такой конфликт на Ближнем Востоке не нужен.
Иранская ядерная программа
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия | В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной. |
Израиль ставит крест на ядерной сделке США с Ираном? | Пока либо Иран не снимет задачу уничтожения Израиля, которая сегодня официально стоит и является центром иранской идеологии, либо Израиль каким-то образом не отобьется окончательно. |
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля | «Абзац» разбирался, сможет ли Иран разработать ядерное оружие и как это повлияет на геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. |
Есть ли у Ирана ядерное оружие?
Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране? | Аргументы и Факты | В совокупности с угрозами иранского руководства уничтожить Израиль и других американских союзников в регионе риски появления новой ядерной державы никого не устроили, и страна снова оказалась в тотальной блокаде. |
Иран: еще один ядерный монстр | Капитал страны | Взамен ведущие ядерные державы предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 года. |
Израиль ставит крест на ядерной сделке США с Ираном? | В совокупности с угрозами иранского руководства уничтожить Израиль и других американских союзников в регионе риски появления новой ядерной державы никого не устроили, и страна снова оказалась в тотальной блокаде. |
Президент Ирана заявил, что страна не намерена создавать ядерное оружие | Северная Корея может передать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю, предположил в беседе с NEWS. ru военный обозреватель, военный эксперт Алексей Суконкин. |
Ядерная угроза: во что может вылиться конфликт Израиля и Ирана
И тут же в июне 2011 г. Иран объявляет о планах перевода работ по обогащению урана с мощностей в Натанзе на подземный объект в Фордо с одновременным троекратным! Плюс к этому на сайте Корпуса стражей исламской революции появляется некое сообщение утка? Некоторый просвет в переговорном процессе наступил в середине августа 2011 г.
И связан он был не с усилиями «шестерки», а с усилиями Москвы, которая де-факто попыталась взять на себя функцию единоличного посредника. Видя полный тупик в переговорном процессе с Тегераном, российская сторона предложила свой собственный план урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. Речь идет о так называемом «плане Лаврова», озвученном российским министром еще в июле.
Это план пошагового подхода к решению проблемы, что можно интерпретировать таким образом: «Двигаться вперед, разбивая проблему на этапы, оговаривая при этом на каждом из них взаимные действия и возможные уступки». По большому счету, Россия не отвергает прежние предложения «шестерки», обращенные к Тегерану. Она лишь предлагает обозначить последовательность шагов, следуя принципу «от простого к сложному», и установить между ними временной промежуток, с тем чтобы можно было проверить исполняемость принятых решений.
После этого можно переходить к следующему этапу. При этом уступки сторон должны быть последовательными и взаимными. Уточним: «план Лаврова» содержит только те шаги, которые могут снять озабоченность междуна-128 родного сообщества в отношении характера ЯП Ирана.
Не более того. Права Ирана обогащать уран он не касается. Заметим, предложения российской стороны были позитивно восприняты Тегераном.
Однако, как подчеркивают специалисты например, директор Центра по изучению современного Ирана Р. Сафаров , с реализацией новой инициативы Москвы могут возникнуть проблемы. Помимо такого фактора, как искренность официального Тегерана и глубина его согласия с позицией Москвы, есть те игроки в той же «шестерке», но в данной ситуации - в остающейся «пятерке» , которые не очень-то хотели бы такого развития событий вокруг Ирана и не выражают желания отказаться от своих завышенных требований.
США, например, вступившие в предвыборный период, явно не готовы к компромиссу и рассчитывают на ослабление иранского режима, которое может его подтолкнуть к серьезным уступкам [см. Но и Тегеран верит в себя, рассчитывая на свою силу и настойчивость в отношении Запада. В общем, складывается впечатление, что и в случае с последней инициативой Москвы вокруг Ирана и его ядерной программы ничего не изменится, то есть рано или поздно все вернется на «круги своя».
Каких именно? Во всей ситуации вокруг Ирана суть дела, с нашей точки зрения, не в его ЯП как таковой. Полагаем, что это всего лишь повод предъявить Ирану претензии.
Не было бы у Ирана ядерной, нашли бы химическую, бактериологическую, геотектоническую или еще какую-нибудь программу. В этом серьезнейшем вопросе мировой политики России следует быть крайне осторожной и просчитывать все шаги и их последствия. Как справедливо замечает известный российский эксперт Д.
Рюриков, происходящее ныне вокруг Ирана - «дежа вю» 2003 г. Обвиняя С. Хусейна во всех смертных грехах в «наличии неких тайных лабораторий, где производилось это ОМУ, и недопуске в свои дворцы, где оно-де складировалось», в «секретных урановых сделках с Нигером», в «связях с одиозной "Аль-Каидой"» и т.
Искали долго и кропотливо, прикрываясь инспекторами ООН. Не находили ядерного. Помимо опыта «урегулирования» Западом иракского кризиса во многом инспирированного им же самим , у всех на слуху сегодня афганский «узел противоречий» с неясными перспективами его урегулирования.
На подходе еще одна «площадка» для кризисного регулирования - сирийская. Как же ему в этой ситуации можно наладить переговорный процесс с Ираном? Или, скажем точнее, пойдет ли Иран на переговоры, осознавая, что его базовые интересы все равно Западом не будут учтены.
Если что и подталкивает его на это, то скорее присутствие в «шестерке» России и Китая, которые хоть как-то, но учитывают иранские заинтересованности. В меньшей мере иранские власти заботит мировое общественное мнение и «правила хорошего тона» - предпочтительность ведения международных дел с помощью дипломатии, а не танков и ракет. Давно уже пора понять: официальный Тегеран - это весьма искушенный игрок и политическое зрение его пока не подводит.
Тегеран же видит, что четыре из шести участников «команды посредников» - это те же самые западные страны, которые на словах, призывая его к переговорам и даже обвиняя за постоянную обструкцию своих дипломатических усилий, за неуступчивость в вопросах транспарентности его ядерной программы и т. Так что диалога, а любой настоящий переговорный процесс -это именно диалоговая или даже полилоговая, если говорить о многосторонних переговорах форма общения равноправных сторон, и не получается. Как не получается и посредничества в исполнении «шестерки», ибо посредничество - это строго нейтральная, равноудаленная от участников противостояния и ориентирован-130 ная на решение проблемы, а не на что-либо другое, линия поведения третьей стороны.
И «вечный тупик» в переговорах по иранской ЯП - лишнее тому подтверждение. Иначе говоря, тупик в переговорах - не отсутствие адекватных природе и сложности обсуждаемой проблемы технологий и техник работы переговорщиков, а отсутствие доверия со стороны Тегерана к западным «партнерам». В конечном же счете это отсутствие смысла вести с ними диалог по существу.
Амано в ноябре 2011 г. Тегеран прекрасно понимает желание США и Великобритании плюс подыгрывающей им почти во всем Франции навязать ему свои правила игры, за чем скрываются более серьезные вещи, а именно: сделать «режим аятолл» покладистым, а еще лучше вообще заменить его на удобный для Запада. Естественно, не стоит идеализировать и Иран, договороспособность которого по крайней мере формально, то есть с точки зрения канонов официальной дипломатии оставляет желать лучшего.
Но не все факторы, осложняющие эту способность иранской дипломатии, - внутриполитические. Договороспособность официального Тегерана осложняют и международные факторы, в том числе и необязательность отдельных игроков, работающих на иранской «площадке» например, той же России, которая после «перезагрузки» своих отношений с США и под влиянием протестов со стороны Израиля «заморозила» поставки в Иран комплексов С-300. Потеря доверия к ним, увы, тоже налицо [см.
И все же сегодня слишком много козырей у Запада. Он во многом задает тон. А главным для Запада было и остается - изменить политический режим в Иране или, как там предпочитают говорить, максимально «демократизировать» его.
Последнее слово, пожалуй, ключевое. Сошлемся в данном случае на мнение одного из крупнейших отечественных востоковедов - академика Е. Говоря о сложности налаживания диалога западной и исламской цивилизаций в современных условиях, в одной из своих статей он пишет: «...
Силовое навязывание демократии стало не просто отличительной чертой американской экспансии на Ближнем Востоке, но и ее идеологическим оправданием. Особенно четко это проявилось во время администрации Буша -младшего, предпринявшего военную операцию в Ираке. Отвергнутые неопровержимой действительностью "аргументы" о том, что Ирак якобы угрожает США, так как производит ядерное оружие или поддерживает тесные связи с "Аль-Каидой", организовавшей террористическое нападение на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года, были тут же заменены.
Причиной вооруженной интервенции была объявлена необходимость привнести в саддамовский Ирак демократию. Что на самом деле было привнесено в Ирак, - продолжает Е. Примаков, - показали 8 с лишним лет американской оккупации.
Шиитско-сун-нитские отношения вылились в непрекращающиеся кровавые столкновения. В результате военных действий США и междоусобной, межконфессиональной борьбы за 8 лет погибло более 1 миллиона иракских граждан, около 5 миллионов покинули страну. По сей день раздаются взрывы на улицах иракских городов, уносящие десятки человеческих жизней.
Происходит исламизация государственных структур - все шиитские партии, занимающие ведущее положение в багдадском правительстве и парламенте, религиозного толка. Ирак оказался на грани территориального распада». Нельзя не согласиться и с заключительным тезисом этого ученого и дипломата: «Разрядка напряженности между Западом и арабским, шире - исламским, миром не произойдет, а, напротив, в конце концов усилится в результате действий, предпринятых НАТО в Ливии.
Создан опаснейший прецедент, когда военный блок, руководимый американцами, выйдя за рамки мандата Совета Безопасности ООН, открыто применяет военную силу в поддержку одной из сторон, вовлеченных в гражданскую войну. И Лига арабских государств, и Африканский союз, и Россия, и Китай, и многие другие, в том числе некоторые члены НАТО, выступают противниками силового решения, за поиски политического урегулирования, особенно когда совершенно ясно, что половина, если не больше, ливийского населения поддерживает режим в Триполи. Конечно же, бомбардировки в Ливии не приближают диалог цивилизаций, 132 а он жизненно необходим» [Примаков Е.
Полагаем, что в Иране это прекрасно понимают. Кроме того, в Иране считают, что правота сегодня на стороне мусульманского Востока с его жаждой справедливости, которая одна только и «является основополагающим фактором мира, надежной безопасности и любви между народами и нациями» М. Ахмадинежад , но никак не погрязшего в исключительном «материализме» и «гедонизме» Запада [см.
Иран же - один из лидеров этого набирающего силу Востока, который начинает свое новое восхождение, и на фоне слабеющего, теряющего динамику Запада его вариант мироустройства не выглядит таким уж наивным. Как раз наоборот, обретает все больше сторонников в так называемом шиитском поясе он вообще тотально доминирует. Но Иран все еще ведет дела с Западом или, скорее, делает вид, что ведет дела.
Пусть так, а ведь есть еще и радикальные силы, группы и организации, объединяющие фанатично и решительно настроенных в отношении Запада мусульманских меньшинств, которые вообще считают, что пора перестать с ним вести какие бы то ни было переговоры, надо начать мощное давление на Европу и США, в прямом и переносном смысле атаковать «англосаксов». При всем множестве форм такого рода «атаки» в качестве основных форм радикалы выделяют все же две - миграцию и террор, что мы, собственно, уже видим на практике. Размышляя об этом, один из крупнейших знатоков Востока американо-британский ученый-историк Б.
Льюис задается вопросом: «Неужели третья атака исламского мира принесет плоды? Это не столь уж невероятный сценарий, поскольку мусульмане обладают рядом явных преимуществ. У них есть рвение и сила убеждения, которые в большинстве западных стран либо слабы, либо вовсе отсутствуют.
Мусульмане уверены в своей правоте, тогда как мы тратим большую часть времени на самоуничижение и самокритику. Они преданы своему делу и дисциплинированны. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что на их стороне демография, сочетание естественного прироста и результатов миграции, что в обозримом будущем может привести к тому, что в некоторых европейских городах или даже странах мусульмане будут составлять большинство» [Льюис Б.
В связи с отсутствием в условиях нынешней ситуации вокруг Ирана и его ЯП не только более или менее эффективного, но и вообще какого бы то ни было реального механизма кризисного регулирования, возникает естественный вопрос. Возможно, он звучит и алармистски, но, с нашей точки зрения, вполне оправдан. Спрашивается: может быть, решение лежит совершенно в другой плоскости, находится вне того переговорного пространства, которое долгий период времени, вроде бы, создают вовлеченные в данный процесс мировые игроки?
С нашей точки зрения, так оно и есть. Тем более что по большому счету никакого настоящего переговорного процесса и нет. Если что и есть, то в лучшем случае консультации сторон.
Здесь нам на память приходят слова классика - одного из ярких представителей русской геополитической школы - Н. Данилевского, который в своей работе «Россия и Европа» естественно, на языке своего времени писал так: «. Естественное и законное стремление к мирному развитию все более и более привлекает симпатии народов к биржевому взгляду на политику читай: бизнес-подходу по-американски для нашего времени.
Но если бури и грозы необходимы в физическом порядке природы, то не менее необходимы и прямые столкновения народов, которые вырывают судьбы их из сферы тесных, узкорациональных взглядов политических личностей по необходимости судящих о потребностях исторического движения с точки зрения интересов минуты, при весьма неполном понимании его сущности и передают непосредственному руководству миро-правительного исторического Промысла. Если бы великие вопросы, служившие причиною самых тяжелых, самых бурных исторических кризисов, решались путем переговоров, с точки зрения самых искусных, самых тонких политиков и дипломатов своего времени, - как были бы жалки исторические результаты этих благонамеренных усилий, которые при всей их благонамеренности, при всей человеческой мудрости, ими руководящей не могли бы предугадать потребностей будущего, не могли бы оценить плодотворного влияния таких событий, которые с точки зрения своего 134 времени нередко считались и должны были считаться вредными и гибельными. В том, что мировые решения судеб человечества почти совершенно изъяты от влияния узкой и мелкой политической мудрости деятелей, современных каждому великому историческому перевороту, должно, напротив того, видеть один из самых благодетельных законов, управляющих историческим движением» [Данилевский Н.
С поправкой на наше время опуская такие вещи, как «необходимость прямого столкновения народов» и «мироправительный исторический Промысел», мы разделяем не только пафос этого текста Н. Данилевского, но и его главную мысль - мысль о принципиальной «нерешаемости бурных исторических кризисов за столом переговоров». Бартону конфликты со значительной культурно-цивилизационной составляющей.
За примерами далеко ходить не надо: это и кашмирский «узел противоречий», это и курдская проблема, это и проблема христианско-анимистского Юга в Судане только недавно вроде бы разрешенная , это и «Ай-Дат» с его нынешним территориальным «эпицентром» в Нагорном Карабахе, это и арабо-израильское противостояние в Палестине - очень жесткое противостояние, в итоге открывающее дорогу не только всеобщему региональному «хаосу», но и делающей вполне реальной перспективу мировой войны [см. Все это, все эти кризисы и конфликты едва ли представляется возможным разрешить или как-то уладить за столом переговоров, какими бы представительными они ни были, с помощью каких бы авторитетных посредников и в каких бы форматах они ни проводились. Сегодня это не может отрицать даже самый последовательный сторонник решения политических проблем путем переговоров, даже безгранично верящий в возможности миротворчества человек!
В то же время это не значит, что следует принять на вооружение ту мысль, к которой нас подспудно подталкивает автор. А она сводится к тому, что в важнейших мировых делах в конечном счете все решают стихийно складывающиеся балансы сил главных игроков «социальные бури и грозы», по Н. Данилевскому : как их более или менее симметричные отношения друг с другом, так и их асимметричные отношения с теми, кто занимает в мировой геополитической таксономии места «этажами ниже».
Причем термин «асимметричные» здесь - не просто дань обычной риторике, а выражение важных особенностей международных отношений как таковых. Ведь по большому счету все они асимметричны и в современных условиях растет как раз частотность взаимодействия разнотипных и асимметричных во всех смыслах субъектов. И это обстоятельство, как очень тонко замечает Л.
Дериглазова, «нацеливает нас на предположение о наличии в мире своего рода стихийного механизма регулирования или саморегулирования множественных асимметрий в международных отношениях» [Дериглазова Л. Корректируя мысль русского классика и его современных явных или неявных последователей, скажем: так оно и есть, за исключением фактора стихийности. В ситуациях типа той, которая сложилась сегодня вокруг Ирана и его ЯП, хорошо видно, что действует очень большое количество игроков.
И у всех из них свои интересы и свои предпочтения. По сути, любой кризис - это всегда сложный «комплекс» взаимоотношений тех или иных акторов, с присущей только ему «архитектурой» - комплекс, который создает как общий фон кризиса, так и общие рамки возможного урегулирования, чем заметно влияет на ход переговорного или, как в нашем случае, - квазипереговорного процесса. Поэтому конкретный вариант разблокирования любых тупиковых ситуаций, подобной иранской, будет определять баланс сил всех вовлеченных в процесс акторов, их соответствующие возможности и ресурсы.
И решающим фактором здесь могут оказаться вовсе не усилия посредников, пусть и самых искусных, а втянутость в процесс заинтересованных сторон, как это было, на-136 пример, на Балканах, а еще раньше в Восточном Тиморе, или как это сегодня обстоит на западе Судана - в многострадальной провинции Дарфур. Поэтому из самых разных вариантов урегулирования таких острых региональных «узлов противоречий», как иранский, в итоге может реализоваться самый «невероятный». Но только на первый взгляд, поскольку именно он в итоге может устроить заинтересованные стороны.
Особенно это верно в тех ситуациях, когда посредники лишь формально сохраняют рамку третьей стороны, а по большому счету, посредниками-то и не являются, выступая в качестве тех же самых заинтересованных сторон. Прежде всего коснемся еще одного - пожалуй, ключевого - вопроса. Речь пойдет о подлинных причинах СИК.
С нашей точки зрения, геополитическая подоплека этого кризиса состоит в том, что возвышение Ирана как сильного и весьма влиятельного игрока на мировой «шахматной доске» знаменует собой серьезный сдвиг силовых полей на всем Ближнем и Среднем Востоке и является едва ли не главным препятствием, которое стоит на пути утверждения тотального контроля США над этим стратегически важным регионом мира во исполнение амбициозного проекта «Новый Великий Ближний Восток». Именно в этом состоит «невралгический узел» всей иранской проблемы. Что же касается такого важного, но в данном случае вторичного момента, как необходимость сохранения режима нераспространения ЯО, то для официального Вашингтона это не более чем тщательно разработанный политический дискурс, которым он умело прикрывает свои претензии к Тегерану.
Хотя странное дело «нелояльность» к ДНЯО таких государств, как Израиль, а также не участвующих в этом договоре Индии и Пакистана1 почему-то остается без его особого внимания. Всего В этой связи нельзя не согласиться с мнением Д. Суслова, который, говоря о провозглашенной Дж.
Это квинтэссенция нынешней американской стратегии. Очевидно, что для Ирана подобная перспектива не только неприемлема, но угрожает самому развитию и выживаемости страны, как они видятся всеми частями иранской элиты - от клерикалов до либералов. Статус Ирана как региональной "великой державы" и даже регионального гегемона, тем более обладающего ядерным оружием, несовместим с концепцией управляемости региона Соединенными Штатами.
В то же время окончательная потеря контроля над регионом Ближнего и Среднего Востока означает кризис идентичности для США как единственной сверхдержавы, осуществляющей миросистемное регулирование, и дестабилизацию международной системы в целом. Именно в этом, по нашему мнению, главное противоречие между США и Ираном, которое, оставаясь в плоскости анализа "США -Иран", разрешить невозможно курсив наш. Но эта основополагающая задача, которую решают США, а именно достижение полной управляемости и подконтрольности Ближнего и Среднего Востока, имеет, с нашей точки зрения, и чисто «нефтяное измерение».
Нельзя не согласиться с мнением таких блестящих аналитиков, как Ю. Дроздов и С. Илларионов, которые пишут: «Серьезным последним шагом американского руководства в направлении установления своего контроля над нефтяными полями и путями доставки нефти из региона стала оккупация Ирака, располагающего весьма значительными запасами углеводородов.
Теперь США нужен полнейший контроль как минимум над Ормузским проливом, наглухо "запирающим" Персидский залив и являющимся стратегическим ключом к путям нефтяного транзита из его акватории. Тот, кто будет контролировать Ормуз- же ядерных держав в мире девять. Пять из них — «легитимные» обладатели ядерного оружия США, Россия, Великобритания, Франция и Китай , а четыре — «нелегитимные » их мы назвали выше.
Как максимум, Америке желателен еще и контроль над всем южным побережьем и нефтяными запасами Ирана, сравнимыми с углеводородными богатствами поверженного Ирака. Таким образом, стратегические интересы США и Ирана несовместимы, если не сказать что они - диаметрально противоположны друг другу. Никакое существенное, принципиальное соглашение между ними, даже если оно и будет достигнуто, не может стать долгосрочным и обречено сыграть лишь роль тактической паузы» [Дроздов Ю.
Таким образом, если говорить о том, кто из местных акторов мог бы по-настоящему бросить вызов американскому проекту «Новый Великий Ближний Восток», то можно назвать только одну державу, способную на такой шаг - это Иран. Оказывая влияние на значительный сегмент мусульманского мира так называемый шиитский пояс , он не только имеет свой оригинальный национальный проект, который свидетельствует о все большем отходе нынешних иранских лидеров от первоначальных идеалов исламской революции и об их сдвиге к обычному национализму, но и проводит целенаправленную политику по его реализации. С нашей точки зрения, современный Иран демонстрирует нечто большее.
Стремительно набрав обороты в течение последних лет, сегодня Иран готов к мощному рывку. Можно даже констатировать факт резкого усиления, своеобразного возвышения этого государства на фоне всех других государств регионального масштаба Турции, Саудовской Аравии и даже некогда всесильного Израиля. Вполне естественно, что в этих условиях меняются политические устремления Ирана как серьезного игрока, который начинает заметным образом влиять даже на мировую политику.
И надо ли удивляться тому, что эта страна объективно превращается в главное препятствие, стоящее на пути утверждения тотального контроля со стороны США над «зоной пересечения крупных силовых линий, связывающих Дальний Восток с Африкой и Европу с Индией» [Лохаузен Й. Теперь о важнейших чертах или характеристиках иранского кризиса. С нашей точки зрения, их две.
Во-первых, являясь таковым, СИК показывает, что его главные действующие лица демонстрируют практически арсенал средств борьбы, в котором есть все что угодно, все возможные несиловые и силовые способы воздействия на противника, пока за исключением использования средств прямого, то есть непосредственного, военного противоборства. Подчеркнем, однако, что это жесткое противостояние мощных, хотя и разных по силам держав, которое находится на грани перерастания обычных средств борьбы от экономических санкций до информационно-психологической войны в настоящие военные действия с применением самых разных видов оружия. И что интересно: обе конфликтующие стороны при этом не очень заботятся о том, чтобы использовать возможности кризисной дипломатии.
Под ней обычно понимается тщательно продуманная деятельность со стороны конкретного государства, озабоченного развитием событий в ситуации кризиса, в который оно оказалось вовлеченным, когда это государство предпринимает реальные шаги в направлении снижения вызванной этим кризисом международной напряженности, а также недопущения его тяжелых последствий для своей национальной безопасности. Одним словом, в нашем случае как раз та ситуация, которая теоретически точно описана известным отечественным специалистом М. Лебедевой: «Несмотря на резкое ухудшение в отношениях, кризис тем не менее не обязательно влечет за собой войну, -указывает она.
Однако возможен и другой вариант развития событий, а именно: когда стороны все сильнее начинают проявлять враждебный характер по отношению друг к другу, - тогда за кризисом переломной точкой следуют вооруженные действия и далее развязывается вооруженный конфликт» [Лебедева М. Во-вторых, современный иранский кризис - это типичный асимметричный конфликт, поскольку в него вовлечены, с одной стороны, внерегиональный игрок в лице единственной сверхдержавы современного мира, а с другой - крупный игрок регионального масштаба с явной претензией на сверхдержавный статус, по меньшей мере в пределах «своего» региона. Возможно, это один из 140 первых провозвестников асимметричных конфликтов будущего, о которых в свое время говорил такой маститый ученый-международник, как Р.
Но еще более вероятны конфликты, в которых вовлечена одна из великих держав и средней величины противник курсив наш. Но в нашем случае это еще своеобразный своего рода парадоксальный асимметричный конфликт, когда вроде бы «более слабый противник способен нанести серьезный ущерб и даже навязать свою волю более сильному, а сильный противник не всегда может отстоять свои интересы и подчинить слабого» [Дериглазова Л. Данное обстоятельство придает еще меньшую системную связанность и без того фрагментированному сегменту мирового пространства, каким в условиях постбиполярного мира является Ближний и Средний Восток.
Конечно, умозрительно говоря, после бесславного завершения операции в Афганистане и разворота на все 180 в Ираке можно допустить, что Вашингтон потеряет интерес к «Великому Пятиморью» и, соответственно, поумерит свой пыл в его северной оконечности - в Черноморско-Каспийском регионе. Но пока этого не видно, тенденции к охлаждению в отношении данного региона у Вашингтона не просматривается. США продолжают свою политику по закреплению на сопредельных с Ираном территориях, хотя, может быть, с меньшим, чем прежде, рвением, но гораздо более осмотрительно, действуя в том числе и чужими руками прежде всего Саудовской Аравии и Турции.
США продолжают свое прицеливание к нему и в прямом, и в переносном смысле. Отсюда и шаги американцев навстречу Азербайджану в плане разыгрывания талышской карты, вплоть до стремления использовать здесь объекты военной инфраструктуры бывшего СССР [см. Отсюда и попытка Вашингтона склонить на свою сторону нейтральный Туркменистан с настойчивыми «просьбами» разрешить посадки американских военных самолетов на его аэродромах, на что тот, видя благосклонность Вашингтона и его союзников, отвечает все большей самостоятельностью в веде- нии международных дел и, в частности, шагами, которые де-факто все больше дистанцируют его от России [см.
США не прочь использовать в своих интересах и «особую позицию» Узбекистана в региональных делах, который после известных событий в Андижане в 2005 г. США хотели бы закрепиться и в пакистанской части Белуджистана, но мешает позиция официального Исламабада, который все больше ориентируется на тесное сотрудничество с Пекином. Последний же, которому Пакистан выгоден как стратегический союзник против Индии и как кратчайший путь для транзита углеводородов в Синьцзян, уже закрепился здесь имеет свою базу в Гвадаре [см.
Заявив, что еще до революции и до сегодняшнего дня враги не хотели видеть топливный цикл Ирана, Эслами подчеркнул, что сегодня они приняли этот вопрос, добавив, что самая важная цель санкций не экономическая, а цель состоит в том, чтобы сломить волю иранской нации. Ссылаясь на тот факт, что Иран в настоящее время входит в число ведущих и выдающихся стран в области ядерных знаний, Эслами отметил, что Иран получил эти знания, полагаясь на свои собственные человеческие ресурсы.
Индия впервые испытала ядерное взрывное устройство в 1974 году. Это испытание побудило Пакистан активизировать работу над своей секретной программой создания ядерного оружия. Индия и Пакистан публично продемонстрировали свои возможности в области ядерного оружия, проведя серию ядерных испытаний "око за око" в мае 1998 года.
Израиль публично не проводил ядерных испытаний, не признает и не отрицает наличие ядерного оружия и заявляет, что он не будет первым, кто применит ядерное оружие на Ближнем Востоке. Тем не менее, повсеместно считается, что Израиль обладает ядерным оружием, хотя точно неясно, сколько его. Приведенные ниже оценки арсеналов основаны на количестве расщепляющегося материала — высокообогащенного урана и плутония, — которое, по оценкам, произвело каждое из государств. Расщепляющийся материал является ключевым элементом для создания ядерного оружия. Считается, что Индия и Израиль используют плутоний в своем оружии, в то время как Пакистан, как полагают, использует высокообогащенный уран.
Индия: приблизительно 156 ядерных боеголовок. Израиль: по оценкам, 90 ядерных боеголовок с расщепляющимся материалом до 200. Пакистан: примерно 165 ядерных боеголовок. Северная Корея испытала ядерные устройства и баллистические ракеты, способные нести ядерное оружие. Сохраняется неопределенность относительно того, сколько ядерных устройств собрала Северная Корея.
Северная Корея По оценкам, по состоянию на январь 2021 года у них будет примерно 40-50 боеголовок. Несмотря на высокую степень неопределенности, связанную с запасами и производством расщепляющихся материалов в Северной Корее, особенно в области обогащения урана, Северная Корея, по оценкам, располагает 20-40 килограммами плутония и 250-500 килограммами высокообогащенного урана. Предполагаемого годового производства расщепляющегося материала достаточно для 6-7 единиц оружия. Северная Корея эксплуатирует свой 5-мегаваттный тяжеловодный реактор с графитовым замедлителем для извлечения плутония для своих ядерных боеголовок и делает это с перерывами с августа 2013 года. Кроме того, с 2016 года на заводе по переработке в Северной Корее наблюдается периодическая активность, указывающая на то, что Пхеньян, вероятно, отделил плутоний от отработанного топлива реактора.
Северная Корея открыла центрифужную установку в 2010 году.
А может быть, это не так уж и плохо? Во-вторых, этот американский аналитик сетует, что обладание Тегераном ядерного оружия приведет к усилению его влияния в регионе и появлению у него чувства «эйфории», поскольку ядерный арсенал — это серьезнейший фактор сдерживания потенциальной внешней агрессии. И вновь зададимся вопросом, а так ли это плохо, если в мире станет на одну по-настоящему суверенную державу больше? Тем более, державу, которая является геополитическим противником Соединенных Штатов. Враг моего врага - мой друг, разве нет? В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной инфраструктуры в Сирии. Если от этого внешняя политика Тель-Авива в отношении своих соседей станет менее агрессивной, так ли это плохо? Непонятно, почему данная проблематика всегда рассматривается исключительно с израилецентричных позиций?
Что, евреи какие-то особенные, а иранцы уже не люди что ли? Какое вообще дело до национальных интересов Израиля, например, России? Это ведь, на минуточку, главный союзник США в регионе Ближнего Востока, который постоянно бомбит нашего собственного союзника в лице Сирии. В-четвертых, если Тегеран обзаведется ядерным арсеналом, то Пентагону придется вкладывать огромные средства в развитие и постоянную модернизацию противоракетной обороны своих ближневосточных баз, Израиля и союзных арабских монархий.
Москва и Тегеран сошлись на безальтернативности "ядерной сделки"
Стало быть, эти новые машины могут быстрее производить наработанный до нужного процентного уровня уран. Так, если до фактического отхода от выполнения требований СВПД в мае 2019 г. Но главное здесь — произошло ли это преднамеренно? Ответа пока нет. Сегодня все теоретические вопросы создания ядерного оружия в мире уже решены. Гипотетически в настоящий момент все позволяет Ирану создавать ядерное оружие. Безусловно, если на то будет политическое решение высшего руководства страны. Как отметил в январе сего года глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси, у Ирана достаточно урана для создания нескольких единиц ядерного оружия, в случае дальнейшего обогащения имеющихся запасов. Однако он добавил, что ЦРУ не видит доказательств того, что Иран принял решение возобновить программу создания оружия, хотя и другие направления ядерной программы ИРИ растут тревожными темпами. Г-н Бернс имел в виду проект «Амад» - план Ирана по созданию атомной боеголовки, который осуществлялся под руководством убитого американцами видного физика-ядерщика Мохсена Фахризаде.
При этом Тегеран неоднократно заявлял, что проект был остановлен в 2003 году. Требуется дальнейшая сложная работа. Это перевод газового урана в металл, формирование экспериментального ядерного заряда, как правило, размером с автомашину, его испытание, и дизайнерские работы по созданию ядерной боеголовки для ракеты — это работа на годы. Напомним, Пакистану понадобилось около 10 лет, чтобы пройти путь от первого подземного испытания ядерного устройства до создания ядерной боеголовки для ракеты. Сейчас, конечно, время сжимается, поэтому можно говорить о 2 — 4 годах. Так что до конечного результата еще далеко. С апреля 2021 по август 2022 г. Оставалось согласовать в тексте «некоторые запятые». Однако в нескольких метрах до финиша процесс затормозился со стороны западных участников переговоров.
И не столько из-за спорных вопросов по документу, сколько в результате событий, совсем не относящихся к ядерной проблематике: довольно жесткая реакция иранских властей на вспыхнувшие в середине сентября массовые волнения в стране и военно-техническое сотрудничество России и Ирана на фоне украинского кризиса. В Иране глава Агентства обсуждал политические и технические вопросы, связанные с иранской ядерной деятельностью в том числе почти 84 процентное обогащение урана , отношениями между МАГАТЭ и Ираном, а также возможности восстановления СВПД. По всей вероятности, в целом визит можно определить как позитивный. Иранская сторона подтвердила, что Иран придает большое значение возврату к СВПД и к той конструктивной роли, которую может сыграть Агентство в этой связи.
Удивительно, что иранская ядерная программа начала вызывать тревогу лишь в начале этого десятилетия. Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия, Франция и Великобритания. Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий Ядерный центр Петтен в Нидерландах. Последовательно сотрудничали с Ираном в области атомной энергетики Аргентина и Россия. Между тем, намерения Ирана с самого начала были довольно прозрачны.
Иран не нуждается в ядерном оружии? Правда, теперь иранские лидеры дипломатично заявляют, что производство ядерного оружия не входит пока в их планы. У нас есть такая возможность. Но у нас не было и нет намерений делать это, если только нас не вынудят это сделать", - сказал в интервью агентству Рейтер руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи. Для обороны страны нам не нужно атомное оружие, — заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в интервью российскому изданию «VIP-Premier». По его мнению, сила Ирана — не в обладании ядерным оружием, а в идеологической и культурной сплоченности. Именно она позволяет Ирану противостоять влиянию США. Ракеты наготове. Однако факты заставляют усомниться в искренности заявлений иранских лидеров. В последнее десятилетие развитие ядерной программы Ирана особенно ускорилось.
При этом Иран так и не ратифицировал дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект.
Напомним, у Эслами 3 марта состоялась встреча с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, уведомившим Тегеран о намерении заключить с ним соглашение в рамках восстановления ядерной сделки Совместного всеобъемлющего плана действий.
Стратегические технологии Но самое главное, конечно же, чего боятся на Западе — это передачи стратегических технологий и обмена «красными кнопками», с которыми у Северной Кореи всё очень хорошо — аж до США долетает, как известно. И это ещё не самое главное для Европы и США! Вот, что сообщило южнокорейское издание «Рёнхап»: «КНДР направила в Иран делегацию во главе с министром внешнеэкономических дел Юн Чжон Хо для обсуждения двусторонних отношений и укрепления экономических связей. Эксперты заявили, что Северная Корея может обратиться за помощью к Ирану по поводу твердотопливных ракетных технологий, таких как баллистическая ракета с гиперзвуковой боеголовкой». Но здесь, как известно, на одну открытую новость — тысяча скрытых смыслов. Удар по мировому гегемону Начнём с того, что Южная Корея страшно боится одной вещи, которая доказала свою высочайшую эффективность: иранских беспилотников. О да, их можно сбивать, конечно же. Иранские беспилотники крайне дёшевы, их можно всего за полгода изготовить столько, что они перегрузят и прорвут любую систему ПВО. Строго говоря, в мире вообще сейчас является актуальным и далеко не решённым вопросом то, как противостоять беспилотникам. Есть российские системы а-ля «Панцирь», которые считаются лучшими в мире. Есть наработки в области РЭБ — и здесь Россия тоже впереди как по технологиям, так и по накопленному опыту. У Южной Кореи попросту нет такого спектра решений. Создавать это всё — долго и очень дорого. А вот кропать чуть ли не в гаражах беспилотники иранского типа — можно дёшево, быстро и в огромных количествах. А когда они прорвут оборону — тогда уже доделать дело традиционными методами — артиллерия, РСЗО, ракеты. И вот подобного расклада в Южной Корее боятся гораздо больше, чем историй про «красную кнопку». Потому что шансов на то, что Пхеньян решит прибечь к неконвенциональным средствам — они всё же крайне малы.
Sorry, your request has been denied.
Тем временем иранский депутат Джавад Карими Годдуси заявил, что Тегеран в недельный срок может начать испытания ядерной бомбы, если поступит приказ верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Лавров подчеркнул, что Тегеран и Москва в настоящий момент сходятся на «безальтернативности» оригинальной «ядерной сделки», переговоры о восстановлении которой опосредованно шли с США с 2021 года. Гросси заявил, что есть "нерешённые вопросы" по обязательствам Ирана, которые должны быть решены, "чтобы МАГАТЭ могло предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер". Есть ли погибшие в результате этих двух атак и другие их последствия пока неизвестны.
Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия
Иранские чиновники начали открыто говорить о достижении сдерживания, предполагая, что у Тегерана теперь есть все необходимое для создания бомбы, если он того пожелает, — пишет газета. "Кроме того, у Ирана есть несколько способов доставки ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты", напоминают эксперты. Иран может через 2-3 месяца создать свою первую ядерную бомбу, заявил министр обороны Израиля Бени Ганц. Около 300 единиц, если бы все это долетело и упало, куда хотел Иран, то Израиль уже сейчас бы нанес ядерный удар. Ирану нужен запасной план на случай, если долгосрочная ядерная сделка с мировыми державами не будет реализована.
В Иране заявили, что Запад смирился с наличием ядерной программы у страны
Заявив, что Запад признал Иран ядерной страной, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) сказал, что единственный вариант Запада в отношениях с Ираном — это дипломатия. Пять признанных ядерных держав и Индия вряд ли будут торговать ядерным оружием, но Пакистан и Северная Корея – это другое дело. Дональд Трамп уверен, что соглашение с Ираном не соответствует интересам Вашингтона, Израиль и Саудовская Аравия поддержали позицию главы Белого домаOriginal. Новости Ирана: подборка материалов про самые актуальные события в стране на Президент Байден сделал заявление о том, что удары осуществляются по объектам в Ираке и Сирии, которые Иран использует для нападения на войска США. Тегеран и Вашингтон рассматривают окончательный текст предложения, подготовленного ЕС для возможного возвращения США к ядерной сделке, подписанной Ираном с мировыми державами в 2015 г., сообщает New York Times. Если эти новости про иранскую ядерную программу будут использованы для окончательного разрушения иранской ядерной сделки и прекращения отношений между Ираном и МАГАТЭ, возникнет почти такая же ситуация, как в 2003 году перед нападением США на Ирак, считает он.
Какую сторону примет Россия в ирано-израильском конфликте: отвечают политологи
По его словам, в Израиле серьезно относятся к сообщениям о возможном появлении у Ирана ядерного оружия. В Израиле рассказали о возможной войне с Ираном «Мы находимся в постоянном контакте с нашими друзьями. Постоянно ведутся разговоры по поводу Ирана. В самом крайнем случае, было заявлено на встрече между Беннеттом и Байденом, что Америка не допустит появления ядерного оружия у Ирана. Правда не всегда получается так, как США говорят. В 2016 году бывший президент США Дональд Трамп вышел из ядерного договора с Ираном, и если на тот момент у Ирана было только 30 килограммов легко обогащенного урана, то на сегодняшний день у Ирана есть более трех тысяч килограммов обогащенного урана», - заявил Векслер. Собеседник НСН отметил, что Израиль стоит перед серьезной угрозой, но даже при самом неблагоприятном раскладе у страны есть возможность предотвратить ядерный удар.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Это немного ниже показателей, необходимых для создания ядерного оружия. В ответ на обвинения официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил, что СМИ, которые публикуют подобную информацию, искажают факты. Существование частиц с высокой степенью обогащения является естественным явлением в каждом процессе обогащения. В статье Bloomberg отмечается, что даже в том случае, если объяснение Камальванди правдиво, сам факт обнаружения высокообогащённого урана подчёркивает опасность решения Ирана о его производстве. Ядерный потенциал Считается, что для создания ядерного оружия нужно соблюсти ряд факторов. Потенциально Иран готов производить ядерное оружие, но официальной информации о том, что такое оружие существует или разрабатывается, нет».
Произошедший «скачок», скорее всего, является технологической аномалией, которые время от времени случаются в практике других стран, занимающихся обогащением урана». Подтверждаем твердый настрой продолжить взаимодействие в венском формате для оперативного завершения работы над восстановлением СВПД в его оригинальном виде. Подчеркиваем, шанс на реанимирование ядерной сделки сохраняется. Мы не можем себе позволить его упустить, тем самым похоронив многомесячные усилия и своими руками пустив процесс по пути вполне вероятной неконтролируемой эскалации с непредсказуемыми последствиями». Опасность такая существует. Новый-старый премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своём интервью 8 марта заявил, что «проблема ядерной программы иранского режима является «квинтэссенцией моей внешней политики». И добавил: «Я вернулся в правительство именно для того, чтобы помешать Ирану стать ядерным государством», пообещав сделать «все возможное, чтобы предотвратить это». На вопрос, близки ли мы к военному конфликту [между Израилем и Ираном], г-н Нетаньяху сказал: «Это зависит от Ирана». При этом израильский премьер не согласился с недавним замечанием генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, который во время своей недавней поездки в Тегеран заявил, что любая атака на любой ядерный объект нарушает международное право. На фоне поднявшейся волны о ядерной угрозе со стороны ИРИ в последние дни отмечается высокая активность американских и израильских дипломатов и военных, направленная на укрепление военно-политического сотрудничества двух стран в противостоянии Ирану. Генерал Милли не делал публичных заявлений в Израиле. Его пресс-секретарь сообщил, что генерал в ходе переговоров с начальником израильского Генерального штаба генерал-лейтенантом Герци Халеви обсудил вопросы региональной безопасности и «координацию действий по защите от угроз, исходящих от Ирана». Участники встречи обязались усилить координацию мер по предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия и дальнейшему сдерживанию деятельности Ирана на Ближнем Востоке. На встрече были также рассмотрены итоги недавних совместных военных учений между вооруженными силами США и Армией обороны Израиля. Г-н Ханегби отметил, что успех совместных военных учений отражает уникальный вклад прочного союза двух стран в региональную безопасность на Ближнем Востоке. Он встретился с премьером Нетаньяху и с министром обороны Йоавом Галлантом. Во время беседы г-н Нетаньяху сказал, что у двух стран общая повестка дня: «предотвращение получения Ираном ядерного оружия». Но сказал: «мы по-прежнему считаем, что дипломатия — лучший способ предотвратить получение Ираном ядерного оружия». Как бы в доказательство этого заместитель помощника министра обороны США по Ближнему Востоку Дана Строул рассказала журналистам, что у Соединенных Штатов уже имеется план военной операции против Ирана. По словам чиновницы Пентагона, для активации плана нужен лишь президентский указ. Однако сегодня появились, правда, пока едва заметные, позитивные моменты в целом негативной ситуации вокруг ядерной проблемы ИРИ. Более объективной стала позиция руководства МАГАТЭ и его гендиректора, несколько изменилась риторика членов Совета управляющих Агентства, активизировалась работа представителей России и Китая по разъяснению складывающейся обстановки. Не исключено, что всё это вместе дало возможность постоянному представителю РФ при международных организациях в Вене Михаилу Ульянову заявить: «Для России и всего международного сообщества эта сессия Совета управляющих МАГАТЭ была неплохой», уточнив при этом, что предыдущие сессии были очень сомнительными.
Иран – de facto ядерная держава
Говоря о перспективах, политолог отметил, что если Иран продолжит эти атаки и они будут успешными, то есть опасность, что Израиль может ответить ядерным оружием. Будет ли Иран мстить за убийство физика-ядерщика? По сообщениям англоязычного иранского телеканала Press TV, к аварии на иранском ядерном объекте привела проблема с электрической распределительной сетью. МИД России: нет никаких свидетельств, что Иран хочет заняться разработкой ядерного оружия. Ну а Иран подождал (не остынет ли Трамп) и стал поэтапно восстанавливать свою ядерную программу, заявив, что начинает процесс обогащения урана на уровне выше предусмотренных планом 3,67%. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS).