Новости словарь жестовый

В рамках издательской программы Музея современного искусства «Гараж» был выпущен «Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке», в котором.

Правила комментирования

  • РКН ограничил доступ к сайту словаря жестовых языков Spread the Sign
  • Отзывы, вопросы и статьи
  • Выберите регион
  • словарь жестового язык‪а‬
  • Роскомнадзор заблокировал сайт словаря жестовых языков
  • жестовый | Метасловарь | Грамота.ру – справочно-информационный портал о русском языке

РКН заблокировал словарь жестового языка Spread the Sign

Роскомнадзор ограничил доступ к международному словарю жестовых языков мира Spread The Sign. Роскомнадзор заблокировал в России международный словарь жестовых языков Spread The Sign, следует из данных сервиса ведомства. Новости перевод на жестовом языке.

Роскомнадзор заблокировал доступ к международному словарю жестовых языков

Картинки в учебниках не могут передать все детали движения и конфигурации рук. Spread The Sign был настоящим спасением, позволяя увидеть жесты «вживую» и закрепить их на практике», - делится своим опытом Арина. С блокировкой сайта у студентов остается только один надежный источник изучения РЖЯ — преподаватели, с которыми они встречаются лишь несколько раз в неделю. Это значительно затрудняет процесс обучения и лишает студентов ценного инструмента для самостоятельной практики.

Они связаны с именем Виктора Ивановича Флери — педагога, а впоследствии и директора Петербургского училища глухонемых, который создал первый словарь русского жестового языка. Он же доказывал, что глухота не лишает человека его умственных способностей и не служит препятствием для развития, что эти явления вызваны неверным обучением или его отсутствием. Большую роль в изучении жестового языка сыграл Иосиф Флорианович Гейльман, который первый в СССР создал четырехтомный уникальный словарь жестового языка, впервые исследовав его особенности и закономерности способов передачи. Однако русскому жестовому языку все равно долгое время отказывали в официальном статусе и не признавали его самостоятельной лингвистической системой. Существенный сдвиг в понимании характера жестового языка произошел лишь в 1970—1980-е годы. В этот период усилиями таких исследователей, как Галина Лазаревна Зайцева, защитившая в 1969 году первую в стране кандидатскую диссертацию по жестовому языку глухих, было решено, что жестовый язык глухих — это самостоятельная лингвистическая система с собственной лексикой и грамматикой, отличными от национального словесного языка. Этого мнения уже в 1930 годы придерживался советский психолог Лев Семенович Выготский, основатель исследовательской традиции в психологии, которая получила название культурно-исторической теории.

Словесный русский язык и русский жестовый язык — это один язык? Специалисты по изучению языка, а также его носители, считают, что у словесного и жестового языков разная грамматика, а порой даже своя лексика. Например, в русском языке отрицательная частица «не» ставится непосредственно перед тем членом предложения, который отрицается. А в русском жестовом языке отрицание ставится после — например, чтобы сказать «Я не пришел», надо сказать примерно «Я пришел нет». Еще одна особенность языка глухих заключается в отсутствии паронимов. В словесном русском языке, в отличие от жестового, встречаются слова с одинаковым произношением и написанием, но разным смыслом — например, тот же лук можно трактовать как корнеплод и как оружие. Или, например, выражение «Миру мир» — в русском жестовом языке эту игру слов повторить невозможно. Если у слова свой смысл, то у него должен быть свой отдельный жест. При этом один жест может обозначать и действие, и орудие действия в рамках одного понятия. Например, для существительного «утюг» и глагола «гладить» может использоваться один жест.

Также в жестовом языке отсутствует большинство падежей и категория рода. Жест можно сравнить с иероглифом, который сразу обозначает целое слово. Русский жестовый язык не нормирован, по стране существуют, условно говоря, диалекты, но часто за эталон берут московский вариант. Различия чаще всего касаются лексики: по тому, каким жестом обозначается то или иное «слово».

Однако следует иметь в виду, что в случае жестовых языков сообществ глухих, к которым относится и РЖЯ, передача языка в семье не норма, а исключение. Поэтому усвоение жестового языка обычно происходит не в семье, а в специализированных детских садах, школах или обществах глухих клубах, церковных организациях, театральных коллективах и т. Отношение к жестовому языку у разных поколений говорящих различается. Для молодого поколения свойственно отношение к нему как к полноценной системе коммуникации.

У пожилых носителей РЖЯ, как следствие распространенных долгое время в России сурдопедагогических подходов к обучению глухих, до сих пор часто встречается отношение к РЖЯ как к «неграмотному» варианту жестовой речи по сравнению с так называемым «грамотным» — калькирующей жестовой речью КЖР , представляющей собой передачу при помощи жестов русского звукового языка. Структура языка В РЖЯ мельчайшими строительными единицами являются компоненты параметры жеста. Learn more Фонетика В РЖЯ, как и в других жестовых языках, мельчайшими строительными единицами являются компоненты параметры жеста: конфигурация — форма кисти руки; ориентация — положение ладони и пальцев по отношению к корпусу тела говорящего и положение рук по отношению друг к другу; локализация — место исполнения жеста; движение — траекторное и внутреннее траекторное движение — это перемещение руки от одной локализации к другой; внутреннее движение — изменение конфигурации или ориентации кисти руки. Морфология Основными способами словообразования являются словосложение, модификация параметров жеста, редупликация и лексикализация классификаторных конструкций. Выделение частей речи в РЖЯ, как и в других жестовых языках, пока является дискуссионным вопросом. Learn more Морфология Для РЖЯ, как и для других жестовых языков, характерно широкое использование средств несегментной морфологии. К ним относятся значимые модификации того или иного параметра жеста. Особым случаем модификации параметра является инкорпорация числительных — изменение конфигурации жеста на конфигурацию жеста-числительного.

Инкорпорация числительных возможна только для определенной группы жестов жесты, обозначающие единицы измерения времени, веса, количества, денежные единицы , подчиняется сложным закономерностям и имеет ряд ограничений, обусловленных в первую очередь внутренней структурой инкорпорирующего и инкорпорируемого жестов, но также семантикой инкорпорирующего жеста и речевой практикой. Например, жест минута инкорпорирует числительные «1—5». К сегментным морфологическим средствам, используемым в РЖЯ, относятся словосложение очень продуктивно и аффиксация используется ограниченно. Зачастую в описаниях жестовых языков под терминами «имя», «глагол», «прилагательное», «наречие» и т. Роль личных и указательных местоимений выполняют указательные жесты. Ряд значений таких семантических категорий как время, аспект, лицо, именная множественность и др. Синтаксис Базовый порядок слов в РЖЯ в первую очередь зависит от класса жеста, выступающего в функции предиката. Learn more Синтаксис Базовый порядок слов в РЖЯ в первую очередь зависит от класса жеста, выступающего в функции предиката [Kimmelman 2011].

В случае простых неизменяемых жестов и согласующихся глаголов этот порядок обычно SVO, а в случае классификаторных конструкций — SOV. На порядок основных членов предложения влияют также аспектуальная семантика глагольного жеста, одушевленность объекта, коммуникативная структура предложения и некоторые другие факторы. Однако о порядке слов в РЖЯ не всегда можно говорить определенно. Во-первых, для РЖЯ, как и для многих других жестовых языков, характерен феномен дублирования, когда жест появляется в предложении дважды. Для служебных аналитических показателей — показателей стандартного отрицания, прошедшего и будущего времени, перфекта и некоторых других — в РЖЯ характерна постпозиция по отношению к тому знаменательному слову, к которому они относятся. Отрицательные предложения отличаются от утвердительных наличием мануальных показателей отрицания и особым немануальным оформлением обычно это повороты головы из стороны в сторону и сведенные брови , сопровождающим либо все предложение, либо отрицательный жест, либо отрицательный и соответствующий знаменательный жест. Различаются мануальные показатели стандартного отрицания и отрицания в экзистенциальных, посессивных и локативных конструкциях. В вопросительных предложениях различаются общий, специальный и альтернативный вопрос.

В побудительных предложениях основным средством выражения императива является сочетание нескольких немануальных маркеров: пристальный взгляд на собеседника, суженные глаза, наклон тела в сторону собеседника или ту сторону, куда собеседнику нужно переместиться в случае побуждения к движению. При помощи дополнительных немануальных маркеров наклоны головы или корпуса, покачивание головой, опущенные уголки губ, прищуренные или широко открытые глаза, серии мелких кивков и мануальных жестов дифференцируются разные семантические типы императива: приглашение к совместному действию, прохибитив, превентив, категорический и мягкий императив, вежливый императив, просьба. Имеются сложные предложения. Как и в звуковых языках, в РЖЯ связь между компонентами сложного предложения может быть сочинительной и подчинительной. Лексика Лексика РЖЯ неоднородна с точки зрения ее происхождения и структурных свойств. Она включает базовый словарь, классификаторные конструкции и заимствования. В базовый словарь входят жесты, в которых параметры жеста не обладают собственными значениями. Эти жесты можно далее разделить на полностью оформленные и неполностью оформленные.

В неполностью оформленных жестах один из параметров жеста может модифицироваться для выражения словоизменительных или словообразовательных значений. В частности, неполностью оформленными являются согласующиеся глаголы, в которых модификации направления движения или ориентации руки используются для указания на отношения глагола с его аргументами, а также указательные жесты, являющиеся функциональными аналогами личных и указательных местоимений и местоименных наречий. Классификаторные конструкции представляют собой сложные лексические единицы, в которых конфигурация, ориентация, локализация и движение обладают собственными значениями. Эти конструкции в высшей степени иконичны; характерной их особенностью является использование особых конфигураций руки, обозначающих отнесенность референта к какому-либо классу: прямоходящих двуногих существ, плоских предметов, круглых предметов, транспортных средств и т. Остальные параметры — ориентация, локализация, направление и характер движения — могут изменяться, обозначая ориентацию, локализацию, направление и характер движения объекта. Заимствования в РЖЯ в большинстве своем представляют собой лексические единицы или словосочетания, заимствованные путем дактилирования, инициализации или калькирования из русского звукового языка. Топонимы в РЖЯ имеют разное происхождение. Часть из них — это заимствования из русского звукового языка путем дактилирования, инициализации или калькирования.

Другие жесты-топонимы исконные или заимствованные из других жестовых языков. Многие из них образованы на основе метонимического переноса и имеют прозрачную внутреннюю форму обусловленную тем, что метонимия в жестовых языках обычно изображается иконически в отличие от звуковых языков, где она основана только на отношениях внутри семантической области. Особым явлением, не имеющим аналога в звуковых языках и связанным исключительно с лингвокультурой глухих, в РЖЯ, как и в других жестовых языках, являются жестовые имена. Жестовые имена, как правило, используются для обозначения членов сообщества глухих, реже — известных слышащих людей или слышащих, постоянно общающихся с носителями РЖЯ например, преподавателей, работающих с глухими. Важным отличием жестового имени от имени звукового является то, что оно не используется для личного обращения, а только для референции по отношению к 3-му лицу. Жестовые имена обычно образуются на основе метонимического переноса. В 1835 г. Флери «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способностям образования, самым свойственным их природе» [Флери 1835].

Ранее зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, что « Википедия » может быть заблокирована в РФ по требованиям закона, запрещающего рекламу или популяризацию VPN-сервисов. Он добавил, что Роскомнадзор уже имеет ряд претензий к энциклопедии. Законные основания для блокировки «Википедии» есть, утверждает Горелкин, но нужно не вызвать «резкий дискомфорт» у пользователей.

Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале 2.

Краткий словарь русского жестового языка

Роскомнадзор огрaничил на территории России доступ к сайту словаря жестовых языков Spread the Sign. Международный словарь жестовых языков был создан в 2006 году. В рамках издательской программы Музея современного искусства «Гараж» был выпущен «Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке», в котором. Основная цель словаря – проиллюстрировать и описать русские жесты, необходимые для сурдоперевода текста Анафоры литургии Иоанна Златоуста. Краткий словарь русского жестового языка НИЦ ИНФРА-М.

Роскомнадзор заблокировал международный словарь жестовых языков

Роскомнадзор ограничил доступ к международному словарю жестовых языков Spread The Sign. Роскомнадзор заблокировал сайт международного словаря жестовых языков Spread The Sign, следует из данных сервиса проверки блокировок ведомства. Словарь Spread The Sign был создан в 2006 году и содержал в себе шесть жестовых языков. Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) обучили нейросеть распознавать русский жестовый язык и создали двусторонний онлайн-переводчик. Благодаря исследованиям были признаны уникальность культуры глухих и лингвистическая самостоятельность жестового языка. Тематический словарь жестового языка глухих России.

Роскомнадзор ограничил доступ к сайту словаря жестовых языков Spread the Sign

Словарь русского жестового языка. Перевод популярных слов и фраз на жестовый язык. Арина Задорожная три года работает переводчиком русского жестового языка (РЖЯ) в НГТУ НЭТИ. Роскомнадзор заблокировал возможность посещения онлайн словаря жестовых языков Spread the sign, передает

Новосибирские учёные разработали переводчик с языка жестов

Роль рифмы в жестовых языках играют повторяющиеся конфигурации, а ритма — плавность и слитность движений [22]. Кроме того, существует жанр жестовой песни — перевод слов песен на жестовый язык. На русский жестовый язык песни переводил театр « Синематографъ ». Первые исследования русского жестового языка глухих были сделаны в России директором Петербургского училища, педагогом Виктором Ивановичем Флери , его труды оказали огромное влияние на последующих исследователей. Главный труд Флери — книга «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе» 1835 впервые анализирует жестовое общение глухих [5]. Выделяя три разновидности жестовой речи, Флери считает, что в коллективе глухих складывается особая жестовая система, обладающая только ей присущими и отличными от словесного языка закономерностями. В этой системе «… существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно тонких изменений, коих на бумаге выразить невозможно».

Большое место в книге отводится роли жестовой речи в обучении и воспитании глухого ребёнка, в частности, Флери призывает родителей глухих детей «охотно и старательно предаться употреблению сего первоначального языка, посредством которого ум молодого несчастливца может распускаться и расти». Автор создает первое лексическое и лексикографическое описание русского жестового языка, помещает в книге первый словарь русского жестового языка. В этот словарь он помещает жесты, собранные им «у глухонемых образованных и необразованных, постоянно употребляющих пантомиму». Ряд жестов, описанных Флери, не изменились или мало изменились. Флери сопоставляет русские жесты и жесты, используемые в Парижском институте глухих, выявляя их сходство и различие, пытается описать особенности синтаксиса русского жестового языка и приводит много точных лингвистических описаний. Например, он рассказывает об основных способах выражения времени, приводит жесты, обозначающие настоящее , будущее и прошедшее время два способа.

Флери придаёт большое значение тому, что современные исследователи называют немануальной характеристикой жеста — он считает, что большую роль в выражении различных значений играет «искра взора», нахмуривание бровей , качание головы и так далее. В своей книге Флери также поднимает вопрос о жестовом переводе и выступает против механического перевода. Он пишет: «брать какую-нибудь письменную фразу и с трудом переводить её в письменное слово представляет только напрасные и лишние затруднения; но овладеть мыслью и преобразовать её». В конце XIX века в Европе и в России стал преобладать устный метод обучения глухих , что вызвало вытеснение жестового языка звучащим. Некоторые историки считают, что это связано с общим развитием научной и философской мысли того времени — вера в науку и в эволюцию и мнение, что жестовый язык является примитивной, первичной формой общения, привели к тому, что основной целью обучения глухих стало обучение устной речи, как высшему достижению человеческой цивилизации. Известный сурдопедагог Николай Михайлович Лаговский пытается анализировать жестовый язык глухих, особенности его «естественной» и «искусственной» формы.

Однако, в отличие от Флери, он считал, что жестовый язык не знает грамматических форм и правил [5]. Правда, имея большой опыт работы с глухими детьми, он не может не признать, что жестовая речь могла бы быть полезна как вспомогательное воспитательное средство, но её трудно удержать «в дозволенных ей границах» [ источник не указан 4017 дней ]. Первая половина XX века: Выготский, Соколовский, Удаль править Важную роль в формировании взглядов и отношения к жестовому языку сыграли работы психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского. Хотя в начале своих исследований он считал, что жестовое общение несколько ограничено и не доходит до «абстрактных понятий», к началу 1930-х годов Выготский приходит к выводу, что жестовый язык — это сложная и своеобразная лингвистическая система [5] , язык «очень богато развитый», «есть подлинная речь во всем богатстве её функционального значения». По мнению Выготского, это не только средство межличностного общения глухих «их язык» , но и «средство внутреннего мышления самого ребёнка» [32]. Идеи Выготского были развиты в исследованиях Рахили Боскис и Натальи Морозовой , которые впервые в России [ источник не указан 4017 дней ] попытались изучать жестовый язык экспериментально.

В работе «О развитии мимической речи» 1939 сделан вывод, что у жестового языка существует своя грамматика, отличная от грамматики русского языка. С другой стороны, авторы ошибочно полагали, что глухие не могут владеть и жестовым, и словесным языками одновременно, а также — что по мере овладения словесным языком жестовый язык глухих превращается в калькирующую жестовую речь. Известный сурдо-тифлопедагог И. Соколянский рассматривал жестовый язык как родной язык глухих людей и доказывал необходимость использования жестовой речи в обучении, особенно на начальном этапе обучения. По его мнению, глухие должны приравниваться к иностранцам, а их язык - рассматриваться как своеобразная, но типичная языковая система, которую нужно знать и изучать [5]. Он утверждал наличие у глухих собственной культуры , а также привёл доказательства полноценности жестового языка по сравнению со звуковым: наличие правил, регионализмов и диалектов, а также постоянное развитие.

Кроме того, на нем можно было встретить скриншот получившего всемирную известность выпуска новостей на Первом канале. На скриншоте запечатлена редактор Марина Овсянникова, вбежавшая в кадр с пацифистским плакатом. После отъезда из России Овсянникова была заочно приговорена к 8,5 годам колонии по делу о фейках про армию ст.

А жесто-вый язык обладает очень небольшим словарным запасом примерно 10 000 жестов , но с течением времени он постоянно пополняется. Увеличение количества жестовых знаков напрямую зависит от овладения неслышащими словесной речью. Данный словарь содержит незначительную часть основных слов-жестов, применение которых возможно в повседневной жизни, что, безусловно, поможет наладить контакт между слышащими и неслышашими. Последнее время в России растёт интерес к жестовому языку.

Информация об ограничении доступа появилась в сервисе проверки блокировок ведомства. При вводе в сервисе проверки адреса spreadthesign. При этом подробности о дате начала блокировки и причинах для принятия этого шага не публикуются. Факт блокировки ресурса подтверждает реестр ведомства.

Словарь русского жестового языка

Главная — События — Новости — Новосибирские ученые представили первый в России анимированный переводчик на язык жестов Новосибирские ученые представили первый в России анимированный переводчик на язык жестов Поделиться Ученые Новосибирского государственного технического университета НЭТИ создали первый в России анимированный аватар синхронного перевода на русский жестовый язык РЖЯ. С его помощью впервые в стране переведен учебный курс по материаловедению. Началом активного взаимодействия по проекту НГТУ с индустриальными партнерами выступило мероприятие Adaptis. На протяжении года команда «Точки кипения» активно участвует в реализации проекта: выстраивает взаимодействие с компаниями партнерами, организует лабораторию, привлекает специалистов в проект. В программу анимированного аватара в настоящее время заложено более 5 тыс. В первом квартале 2023 года планируется внедрить технологию в учебный процесс НГТУ, а после вывести для широкого использования, отмечают разработчики. Для пользователей эта услуга будет бесплатной. По словам генерального директора ООО «Адаптис» Максима Нечая, в мире более 150 жестовых языков, и решение планируют адаптировать для большинства из них.

Осознавая насущную необходимость глухих в словесном общении, он предложил обучать детей мимическому языку параллельно с письменным. В середине прошлого века образовалась Всемирная Федерация Глухих, и она стандартизировала язык жестов, разработав его единый вариант для всех национальностей. Словарь Международного языка жестов вышел в свет в 1973 году. Современный русский жестовый язык Известное изречение гласит: есть язык — есть народ, нет языка — нет народа. Отличительная особенность РЖЯ в качестве языка межнационального общения заключается в том, что он не вытесняет языки народов, населяющих федерацию, а функционирует наряду с ними. Такое взаимодействие образовало единый лексический фонд на основе русского языка. Для полноценного изучения языка жестов, помимо теории обязательно необходимо приобрести практические навыки. Без них беглый сурдоперевод нереален.

Впоследствии идеи Клерка развил Томас Галлодет, пионер американской сурдопедагогики. США, в отличие от Англии, перенявшей у Франции и Германии лишь идеи преподавания, переняли методику в целом, включая сам жестовый язык. Первая школа для глухих открылась в США в 1817 году в Хартфорде. Работала она по французской методике. Современный американский жестовый язык имеет много общего с французским жестовым и не имеет ничего общего с британским. Первая сурдопедагогическая школа в России открылась в 1806 году в Павловске. В 1810 году училище было перенесено в Петербург. Оно работало также по французской методике. В Москве первая сурдопедагогическая школа открылась в 1831 году, а в 1860-м было основано московское училище под руководством глухого учителя Ивана Арнольда. Работало оно по немецкой методике. Иосиф Гейльман. Источник Одну из главных ролей в становлении современной сурдопедагогики и системы РЖЯ сыграл основатель и первый руководитель Ленинградского восстановительного центра для лиц с нарушениями слуха Иосиф Гейльман. В середине 1950-х Гейльман открывает очно-заочную среднюю школу для лиц с нарушениями слуха, в 1956 году выпускает работу «Сборник упражнений и текстов для перевода посредством ручной азбуки и речевых жестов глухонемых», а в 1970-е годы выходит фундаментальный труд Гейльмана — четырехтомный словарь «Специфические средства общения глухих». Важное место в жизни Гейльмана занимала педагогическая деятельность. Так, им был разработан учебный план для тех, кто изучает РЖЯ с нуля. Этот авторский курс впоследствии был направлен во Всероссийское общество глухих для обучения переводчиков. В 1965 году в Павловске открывается учебное заведение, руководителем которого Гейльман будет следующие 20 лет, — Политехникум ЛВЦ ВОГ Ленинградский восстановительный центр Всероссийского общества глухих. Здесь проходили реабилитацию в социальной и профессиональной деятельности люди с нарушениями слуха со всего СССР, их обучали на художников, бухгалтеров, сурдопереводчиков, юристов и др. Жестовый язык как лингвистическая система Жестовая речь может быть калькирующей КЖР. Этот вид вторичен по отношению к русскому жестовому языку РЖЯ , потому как призван сопровождать устную речь и строится по правилам устной. Например, нам дано предложение: «Моя мама работает бухгалтером пять лет». Говоря это при помощи КЖР, мы не поменяем порядка слов в предложении, а словосочетание «пять лет» покажем не инкорпорацией два слова одним жестом , а двумя жестами: отдельно жест «пять», отдельно жест «год, лет». При использовании РЖЯ логика построения фразы изменится, и жестами мы скажем: «Мама моя работает бухгалтером пять лет». В РЖЯ объект говорения всегда ставится на первое место, а количество лет будет названо в данном случае при помощи инкорпорации. Жест «Торшер над стулом». Источник Или: «Торшер стоит над стулом». В КЖР на произношение этой фразы будет затрачено четыре жеста. В РЖЯ — всего два, показанных одновременно: жест «стул» и над ним второй рукой, как ни странно, жест «торшер, светильник». Мы не способны сказать устно два слова одновременно, но РЖЯ дает нам эту возможность. Но есть в ней и жесты, которых в РЖЯ нет. В основном это жесты, дактильные слова и слова, совмещающие жесты и дактилемы, обозначающие специфические, небытовые понятия, потому что основное назначение КЖР — формальное общение на узкоспециальные темы. Например, «помогать», «способствовать», «содействовать» — это один жест. РЖЯ долгое время считался примитивным средством общения, в частности потому, что он не обладает грамматикой. То, что РЖЯ — многоуровневая лингвистическая система и ее основная семантическая единица — жест — имеет сложную структуру, было доказано только в 1960-е годы. Основы жестового языка Жестовый язык состоит из собственно жестов, а также дактильной азбуки, в которой то или иное положение рук обозначает определенную букву.

Данный словарь содержит незначительную часть основных слов-жестов, применение которых возможно в повседневной жизни, что, безусловно, поможет наладить контакт между слышащими и неслышашими. Последнее время в России растёт интерес к жестовому языку. Людям с нарушениями слуха необходима государственная поддержка для изучения и использования в повседневной жизни жестового языка — как универсального языка, как средства получения информации и образования, как способа общения, выражения социальных взаимоотношений, культурной самоидентификации, эстетической выразительности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий