Через три года в училище поступил и Саша Ширвиндт — друг Державина еще со времени школы. Михаи́л Миха́йлович Держа́вин — советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, артист Московского академического театра сатиры (1967—2018); народный артист РСФСР. Михаил Михайлович Державин скончался в возрасте 81 года. Вчера на 82-м году жизни скончался актер московского Театра Сатиры Михаил Державин. Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина.
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
Михаил Державин и Александр Ширвиндт. /. Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича. разлучила их только смерть МихМиха (так ласково называл товарища Ширвиндт). Александр Ширвиндт только за последние пару лет похоронил троих близких друзей. Любимец советских и российских зрителей скончался после продолжительной тяжелой болезни в возрасте 81 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: #театры, Ynews, Державин на развлекательном портале
Александр Ширвиндт: «Умершие друзья часто мне снятся. Тоскую по ним»
Выдающийся актер ушел из жизни после продолжительной болезни на 82-м году жизни. И эта потеря, безусловно, из числа невосполнимых. Горькое известие застало врасплох, хотя о болезни Михаила Державина было известно. Но при всей горечи, вспоминая его, нельзя не улыбнуться. Так много он дарил радости. Радости, тепла и света. Невысокий, плотный, с пронзительным взглядом умных и вечно насмешливых глаз — таким он и запомнится.
Как же трудно говорить о нем в прошедшем времени... Дом с атмосферой Он родился в Москве в июне 1936-го, в самом центре, на улице Вахтангова. Убегая ручейком вверх от Арбата, тихий переулок, ныне выводящий на шумный Новый Арбат, оканчивался домом, внизу которого и ныне находится легендарное Театральное училище имени Щукина. Вот тамто он и родился, Миша Державин, и само место рождения будто определило его судьбу. Но дело, конечно, не в месте рождения, а в совпадении массы факторов и атмосфере. Да и в доме жили сплошь творческие люди, а самыми частыми гостями у Державиных были друзья и коллеги по работе — Рубен Симонов, Николай Охлопков и Андрей Абрикосов, звезды первой величины.
Так что неудивительно, что пока арбатские мальчишки играли в казаков-разбойников, у «державинской компании» были несколько иные развлечения — они устраивали самодельную сцену с декорациями и изображали актеров. Во время войны Державиных эвакуировали. Кстати, Театр Вахтангова был одним из немногих зданий на Арбате, в которые попал снаряд... Выученная им наизусть роль Кутузова была непроста, но его выступления бойцы оценивали как надо — оно и умиляло их, и восхищало. Так он обрел первых поклонников. Война завершилась, семья Державиных вернулась в родной город, и когда пришел срок поступать в вуз, вопрос о выборе профессии перед Михаилом Державиным уже не стоял.
Он просто спустился вниз, на первый этаж родного дома, зашел в соседний подъезд и отдал документы в Щукинское. Никаких протекций у него не было — отца не стало в 1951 году. Его, конечно, все помнили, но именно благодаря этому к студенту Державину предъявлялся особый счет — все нужно было делать лишь по высшему разряду. У него был талант. Он справился.
На счету Александра Ширвиндта десятки успешных режиссерских работ. Стоит вспомнить хотя бы спектакль « Маленькие комедии большого дома », спектакль « Недоросль » по Фонвизину, спектакль «Её превосходительство» по пьесе Самуила Алёшина , «Концерт для театра с оркестром», « Слишком женатый таксист », «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку. Полунин Помимо театра и кино Александр Ширвиндт много работал на эстраде как режиссёр и конферансье, а его блестящий дуэт с Михаилом Державиным вошел в историю. Именно по этим юмористическим миниатюрам Ширвиндта помнят телезрители. Александр Ширвиндт и Михаил Державин Фото: pulse.
Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг. Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира…» — писал Ширвиндт в автобиографии. Свою последнюю книгу, которая была приурочена к 85-летию, Александр Ширвиндт озаглавил «Опережая некролог».
Родители мечтали, что их сын продолжит семейное дело и начнёт выступать, поэтому решила ещё в детстве отдать его в музыкальную школу. В детстве Ширвиндт не понимал, нужна ли ему музыка, поэтому подчинился воле мамы и папы, а после пятого класса был отчислен с формулировкой «непригоден». Оказалось, что мальчику больше по душе актёрская профессия. Поэтому после окончания школы он отправился в Театральное училище им. Щукина, на всякий случай подав в документы в МГУ. Но это не пригодилось. В театральном институте он попал на актёрский курс Веры Львовой, куда поступил в 1950-м.
А как не влюбиться: высокий, красивый, образованный, всё знает, стихи читает, — вспоминала одногруппница Вера Карпова в документальном фильме Первого канала «Александр Ширвиндт. Ирония спасает от всего». Карьера Александра Ширвиндта Карьере актёра может позавидовать любой актёр — он стал настоящим любимцем публики. Причём, его обожали и коллеги по сцене, а зрители раскупали билеты на спектакли и смотрели фильмы с участием любимого артиста. Театр в жизни Александра Ширвиндта В 1956 году он с отличием окончил "Щуку", а затем попал в труппу Театра-студии киноактёра после того, как получил актёрский диплом. В то время в команде состояли актёры из кино, которые могли бы играть на сцене, но в перерывах между съёмками. Но Александр Анатольевич долго там не продержался. Уже в 1957 году он попал в Московский театр Ленинского комсомола который теперь называется «Ленком» , где стал звездой. Он прослужил там до 1968 года, сыграв во многих знаменитых постановках, таких как «Чайка», «104 страницы про любовь», «Опасный возраст» и других. В 1968 году Ширвиндт перешёл работать в театр на Малой Бронной, где главными его спектаклями были «Ромео и Джульетта», а также «Как вам это понравится».
Но уже через два года — в 1970-м — переходит в Московский театр Сатиры, где сначала он стал актёром, а после уже и режиссёром. Именно Театр сатиры стал для артиста вторым домом, в котором он до последнего выходил на сцену. Целая россыпь звёздных ролей была у него в эти годы — «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день», а в 2018-м Ширвиндт сыграл свою последнюю главную роль — пожилого клоуна Петра Зарайского в постановке «Где мы? В 1970-м году на сцене любимого театра он поставил спектакль с другом и коллегой Марком Захаровым «Проснись и пой! А затем из-под его пера выходили «Слишком женатый таксист», «Брависсимо! Эксперты говорят, что расцвет театра пришёлся именно на то время, когда в нём был Ширвиндт. Именно поэтому ему в 2000-м предложили стать худруком, хотя он фактически был им до этого. В 2015-м Театр Сатиры стал одним из самых посещаемых — за год в нём побывали 2,5 млн зрителей. В 2021-м Александр Анатольевич покинул пост худрука Театра сатиры, когда закончился срок его договора. Но реальная причина была в неважном самочувствии актёра.
На общем собрании труппы представили нового худрука Сергея Газарова, президентом избрали Ширвиндта.
Она всегда была за мужем, как за каменной стеной, а тут ей нужно было решать, как самостоятельно прокормить и вырастить детей. Ираида Ивановна стала вместе с другими жёнами актёров расписывать косынки в мастерских ВТО. Михаил Державин. Михаил понял, что теперь мама может рассчитывать только на его поддержку, и фактически стал главой семьи.
Именно в то время он стал сниматься ночами в массовках на «Мосфильме», чтобы приносить в дом пусть небольшие, но всё же деньги. А днём подросток отправлялся на студию звукозаписи, где озвучивал иностранные фильмы. Правда, вместо обычной средней школы он стал учиться по вечерам в школе рабочей молодёжи. После окончания школы Михаил Державин поступил в Щукинское училище, и уже на втором курсе сыграл свою первую крупную роль в кино в картине Юрия Егорова «Они были первыми». В студенческие же годы образовался непревзойдённый дуэт Михаила Державина и Александра Ширвиндта, просуществовавший 60 лет.
Они вместе организовывали капустники, а Михаил Державин быстро распределил обязанности в их тандеме, наградив Александра Ширвиндта должностью художественного руководителя, а себе отведя роль парторга. Невозможно не любить Михаил Державин. Уже будучи известным на всю страну, он стеснялся заходить за продуктовыми заказами в гастроном «Новоарбатский». Знаменитого актёра везде встречали с улыбкой, интересовались, чем могут ему помочь, а он смущался и отказывался от помощи. Зато всегда и всем стремился подставить своё плечо и был совершенно неконфликтным человеком.
В любой спорной ситуации он предпочитал уйти в сторону, а не устраивать выяснение отношений. Друзья и знакомые Михаила Державина считали, что поссориться с ним просто невозможно. Он не умел кричать и вообще был очень уравновешенным человеком, а самое страшное ругательство из его уст было: «Да ну его в болото!
«Мне Державин снится»: Ширвиндт перед смертью признался, кто зовет его на тот свет
Ушел «король флегматичного юмора»: не стало Александра Ширвиндта | С 2018 года там же покоится лучший друг Ширвиндта — Михаил Державин. |
Державин, Михаил Михайлович | Близким другом Державина был отец Михаила Ширвиндта. Он является художественным руководителем Театра сатиры в Москве. |
Михаил Ширвиндт о смерти Державина: Для меня это личная трагедия — 10.01.2018 — В России на РЕН ТВ | Народный артист России Александр Ширвиндт скончался 15 марта, однако воспоминания о нём не утихают. |
Звезды в тренде
- Михаил Державин: «Мужчина пожал мне руку и сказал: «Здравствуйте, Бабаян!»
- Светлая память Михаилу Державину
- "Душа плачет…": Александр Ширвиндт трогательно простился с Михаилом Державиным
- Михаил Державин. Во всем виноват Ширвиндт / ТВ /
Глава шестая Держаширвинтов
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта | Телеведущий Михаил Ширвиндт рассказал, каким человеком был ушедший из жизни актер Михаил Державин. |
Ширвиндт: 72 года безоблачной дружбы с Державиным достойны книги рекордов | Народный артист РСФСР Михаил Державин умер в 85 лет после продолжительной болезни. |
Мурашки по коже: Наталья Селезнева раскрыла сакральные слова Ширвиндта у гроба близкого друга | Александр Ширвиндт вспоминает лучшего друга, актера, которому 15 июня исполнилось бы 85 лет. |
Телепрограмма | Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро». |
Глава шестая Держаширвинтов . Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу | Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. |
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
И очень жаль, потому что это был настоящий «актерский дом». Если бы повесили на нем мемориальные доски — просвета на фасаде не осталось бы. Наши родители знали друг друга по работе. Она организовывала многочисленные концерты.
И их семья тоже жила недалеко от Арбата — в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. По традиции праздники отмечали сообща. В семье Журавлевых, где росли две дочери, взрослые устроили детям елку.
Шура тут был своим, его родители папа — замечательный скрипач, о маме уже было сказано дружили с хозяином. Тот Новый год помню прекрасно. Святослав Рихтер импровизировал на рояле и, представляя нас, спрашивал: «Кто это?
Так и познакомились. Нина Дорлиак тоже принимала участие в игре, пела с нами, мы танцевали, а потом — пир с домашними пирогами. В нашем творческом дуэте Шура — главный режиссер, а я — главный актер.
Именно благодаря миниатюрному театрику на эстрадной сцене состоялся наш дуэт. Его история началась, как я уже сказал, с самодеятельных остроумных капустников в стиле веселых обозрений, скетчей, реприз, диалогов и миниатюрных сценок на остросоциальные темы, где полагалось критиковать, смеясь, и шутить без фиги в кармане и о метрополитене как переходе от социализма к коммунизму, и о тук-туке, который всегда со мною, и о стриптизе по-советски, и обо всем таком, после чего люди в сером приглашали общественного директора Дома актера Михаила Ивановича Жарова на ковер, где он и оправдывался, и защищал ребят, искренне сокрушаясь: что я могу поделать, они же дебилы!!! Веселенькое было времечко.
Правду говорили вечерами на кухнях при включенном водопроводном кране, а также в Доме актера на пятом этаже. Но зато вырабатывался свой стиль: острота без жестокости и юмор без пошлости — все было на уровне, ибо любой острый удар в режим, власть, по порокам общества должен был быть юмористическим, остроумным, интеллигентным и добрым, иначе он не имел бы смысла. Иначе это была бы простая ворчливая злобная клевета, и за это по головке не погладили бы.
А так — весело и культурно и не придерешься, а даже, наоборот, когда приезжал какой-нибудь Сартр или Хикмет, который с трапа самолета тут же возмущался, что, мол, у вас застенок, а не страна, что, мол, слова нельзя сказать, его брали под белы капиталистические рученьки и вели в Дом актера на пятый этаж — вот, смотрите, какие слова кому не дают сказать. Судьба наша с Ширвиндтом такова, что еще со времен тех капустников мы идем вместе по жизни не только как коллеги, но и как друзья, и только позже сформировались в творческий дуэт двух персонажей-антагонистов. Наша эстрада начиналась еще с театральных подмостков Ленкома, где я играл чаще всего голубоглазого блондинчика — положительного комсомольца с озаренным лицом в стиле «Будь готов» и полубезумным идейным взглядом а-ля «Всегда готов», а Ширвиндт вечно был антиподом этого героя — асоциальным ненадежным типом, слащавеньким таким пошляком и циником-прохиндеем.
Классический контраст двух противоположностей, сошедшихся в прочном единстве нового творческого пути конца 50-х — начала 60-х и освоивших далекое светлое будущее до начала XXI века. Один — скептик с сарказмом, другой — простак с наивными идеалами. Таковыми были наши Счастливцев и Несчастливцев, написанные позже Григорием Гориным специально под наше амплуа, такими являются Орнифль и Маштю, а также Думающий о России и Американец из «Привета от Цюрупы».
Афиша спектакля «Привет от Цюрупы» 1999 Театр нас связал и вел. Сначала это был Ленком, потом на Малой Бронной и, наконец, Театр сатиры. Театральная линия, параллельно с которой продолжались и капустники, и просто выступления на шефских или дружеских вечерах, способствовала и нашему пониманию друг друга, и профессиональному росту как театральных эстрадников.
Именно так следует нас называть, ибо наш дуэт был единственным на эстраде тех лет, вышедшим из театральной среды. Все они были чистыми эстрадниками, от нас же этим не пахло. Тут была своя драматургия, особенная интонация, театральная импровизация и своеобразная харизма, хотя Эфрос как раз видел и возмущался почему-то именно эстрадностью Ширвиндта: «Многолетнее увлечение капустниками сделало мягкую определенность характера Ширвиндта насмешливо-желчной, и ему не хватало той самой муки… ему надо было как-то растормошиться, растревожить себя».
Но надо отметить, что как раз капустники помогли Ширвиндту избавиться от ненужной тяжести, скованности и разбавить густоту характера роли приятным, слегка сатирическим послевкусием. Знаменитый дуэт Ширвиндт — Державин выступает в качестве ведущих «Утренней почты» Появление нашего дуэта на телевидении началось с приглашений на «Огоньки» и в «Утреннюю почту» в качестве ведущих: — Александр Анатольевич, объясните мне, чем отличается прямой эфир от записи? Ведь говорят же все равно одно и то же.
Вот что говорят ваши друзья после вашего выступления на голубом экране? И что вы отвечаете? А в прямом эфире сразу видно, что «вырезать» из вас нечего.
Тогдашняя цензура не пропускала пошлость, извращения и грязь на экран, но взамен требовала достойный интеллектуальный высокохудожественный материал. Когда мы в «Утренней почте» читали письма от телезрителей, выглядело это так: — Александр Анатольевич? И это для них большой праздник.
Вместе с телезрителями мы включались и в спортивное движение: — Куда это вы рванули, Михал Михалыч? Правда, правая нога болит. Невозмутимые, строгие лица юмористов-джентльменов — визитная карточка дуэта — Не думаю.
Левая нога — ровесница правой, однако же не болит. Или на фоне ритмической гимнастики: — Кстати, Михал Михалыч, телезрители спрашивают: «Как и из чего сделать форму для ритмической гимнастики? Кстати, вы держите спортивную форму?
Вот так, легко и ненавязчиво. Конечно, сейчас юмор перестал быть художественным, тонким и изящным. В моде юмор тупой, тупой и еще тупее.
Рассмешить любым способом — вот что стало приоритетом. Это называется оболваниванием и напоминает ситуацию с французскими комедиями с участием Луи де Фюнеса или группы «Шарло», невероятно забавлявших подростков 70-х, сегодня же того, кто надумает пересмотреть это кино, ожидает жуткое разочарование. Фильмы же Гайдая, Рязанова, Данелии, Бирмана живы и пересматриваются с наслаждением по сей день.
Или другая крайность: обличение пороков с такой злостью, которая сокрушает помимо гнилых трухлявых деревьев и молодые перспективные саженцы. Ужасно, когда сатирик превращается в ядовитую змею, изрыгающую в зал массы желчи, тем самым ну никак не сея доброе. Публика смеется, но страшен тот смех… Полная деградация, как в первом, так и во втором случае.
И думается, что мы старались сохранить лучшее, что со времен «капустников» нас окружали добрые, веселые, сильные духом личности, такие как Михаил Жаров, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Илья Набатов, Ростислав Плятт. Они не стали пошлыми по той же причине. Кто-то сверху даже говорил, что их юмор понимает только жидкая прослойка старой интеллигенции.
Думаю, это и близорукость, и элементарная зависть. Мы с Ширвиндтом любим повторять: нас никто не любит… кроме народа. А это главное.
В спектакле «Привет от Цюрупы» 1999 У нас на протяжении лет, конечно же, выработались свои собственные клише, и эти наработки мы используем с успехом. Например, наша давнишняя миниатюра еще со времен юбилеев Утесова, Жарова, Богословского, где я пою якобы по-английски, а Шура переводит. Наш добрый друг, Виктор Суходрев, личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева, как-то пригласил нас выступить на вечере, организованном для иностранных посольств, поэтому дипломатов было предостаточно.
И вот мы вышли. Ширвиндт, как всегда: «Дорогие друзья, к нам сегодня приехал…» — и т. И выхожу я и начинаю петь.
Я не знаю ни слова по-английски, но поймал мелодику, и выглядело все это очень правдоподобно. Практически ползала дипкорпуса напрягались, безуспешно настраивая слуховые аппараты, но никто не мог понять ни единого слова. Эффект был потрясающим.
Сосед Суходрева спросил у того: «А на каком языке поет товарисч? Похоже на древнедатский диалект». Что ответил Суходрев, не помню, но для признания артиста этого было достаточно.
Потом мы часто использовали такую форму «Переводчик» для других выступлений, как, скажем, на юбилее училища имени Щукина в 1981 году, когда собрались многие бывшие выпускники разных лет и педагоги. Вели вечер тоже бывшие щукинцы — Андрей Миронов и Евгения Симонова. Шура пригласил якобы известного театроведа, приехавшего с далеких Мазарских островов, чтобы поздравить их училище с юбилеем.
Этого театроведа играл я. Ну а позднее, на юбилее Рязанова, мы драматизировали момент, и я вышел уже иностранкой, в женском обличье, одним своим видом вызывая небывалый для зала «Октябрьский» фурор. Я начинал тарабарить на своем псевдоиностранном языке минуты две.
Ширвиндт напряженно ждал и что-то записывал в блокнот как переводчик. Потом: «Мммм… ага…сейчас… секундочку… мммм… ээээ… Дорогой Эльдар! Я продолжаю.
Ширвиндт переводит: «Я встречал ее в Шереметьево один. Я встречал ее в Шереметьево-2. Один я встречал ее в Шереметьево-2».
Потом Ширвиндт переводил о казусе, произошедшем с гостьей: «Она уже три дня в Москве, но еще нигде не поселена. Ей заказали номер в гостинице «Космос», а там таксист перепутал и привез ее в гостиницу «Колос». Чистая большая комната, рядом с ней шесть оленеводов.
Удобства во дворе. А двора нет». Дополнение картины от Роксаны Бабаян: «По-моему, Миша первый, вообще, на нашей эстраде переоделся в женщину.
Я думала, что зал не откачают. Мы это платье делали втихаря, чтобы никто ничего не знал, хотя Шура, естественно, знал об этом. Платье Миша взял в театре, парик тоже, а босоножки мы ему на Тишинском рынке подбирали.
Тогда целая толпа на Тишинском собралась — наверное, со всего рынка люди сбежались. Державин босоножки примеряет! А он еще так тщательно к вопросу подошел: «Нет, здесь немного подъем жмет.
А нет ли другого размера? Ресницы наклеили. Клипсы надели.
Сумку я ему свою впихнула. И до самого выхода на сцену никто этого не видел: мы переодели Михаила Михайловича прямо за кулисами в одну секунду. В зале «Россия», которого уже нету, были огромные кулисы.
Прямо перед выходом на сцену — тяжелые портьеры, и мы в их широких складках Мишу мигом переодели. Даже кольца успели надеть и браслет под цвет люрексового платья. И когда он вышел, все буквально полегли — и за кулисами, и в зале.
На сцене сидел еще Микаэл Таривердиев… И все они просто полегли, как колосья». Снова говорит Михаил Михайлович: «Это надо было видеть. Этот номер — лишь одна из заготовок, которая начинялась подходящим фаршем для очередного события, хотя всегда это было что-то новенькое на базе старенького.
И это удивительно! Как, впрочем, и в театре, ведь спектакль не может быть одинаковым всегда. Из раза в раз, а то и из сезона в сезон он растет, крепнет, наполняется живительными соками, приобретает свежие неожиданные краски.
Сам же артист шутит, что его счастливая личная жизнь — результат отсутствия иного выбора. Сейчас уже прадедушка. Недавно внучка родила двойняшек — правнуков. Так что я точно не бабник, это все воспоминания о юности», — подчеркнул актер.
Актеру часто приписывали романы с коллегами, но он сумел сохранить брак В интервью для YouTube-канала Дмитрия Гордона Александр Анатольевич заявил, что пока не сыграл свою лучшую роль и надеется вскоре вернуться к творческой деятельности, которая пока приостановлена из-за эпидемии коронавируса. Фото: Legion-Media.
Худрук Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт заявил, что его 72-летнюю дружбу с Державиным можно внести в Книгу рекордов Гиннесса.
Думаю, люди опомнятся, куда-то нас внесут, напишут, что это достойно рекорда, я получу медаль и принесу Державину — прим. Его бывшая жена Нина Буденная рассказала, что он страдал от проблем с сосудами мозга.
Правда, вместо обычной средней школы он стал учиться по вечерам в школе рабочей молодёжи. После окончания школы Михаил Державин поступил в Щукинское училище, и уже на втором курсе сыграл свою первую крупную роль в кино в картине Юрия Егорова «Они были первыми». В студенческие же годы образовался непревзойдённый дуэт Михаила Державина и Александра Ширвиндта, просуществовавший 60 лет.
Они вместе организовывали капустники, а Михаил Державин быстро распределил обязанности в их тандеме, наградив Александра Ширвиндта должностью художественного руководителя, а себе отведя роль парторга. Невозможно не любить Михаил Державин. Уже будучи известным на всю страну, он стеснялся заходить за продуктовыми заказами в гастроном «Новоарбатский». Знаменитого актёра везде встречали с улыбкой, интересовались, чем могут ему помочь, а он смущался и отказывался от помощи. Зато всегда и всем стремился подставить своё плечо и был совершенно неконфликтным человеком.
В любой спорной ситуации он предпочитал уйти в сторону, а не устраивать выяснение отношений. Друзья и знакомые Михаила Державина считали, что поссориться с ним просто невозможно. Он не умел кричать и вообще был очень уравновешенным человеком, а самое страшное ругательство из его уст было: «Да ну его в болото! И Михаил Михайлович не сдержался: схватил тетрадку, швырнул её об стол. Дочь в тот момент подумала, что сейчас разразится скандал.
А папа вдруг предложил вместе отправиться в кафе-мороженое на улице Горького. Михаил Державин и Александр Ширвиндт. Как только Александр Анатольевич начинал распаляться и говорить на повышенных тонах, Михаил Михайлович просто исчезал с «поля боя». А после говорил: «Зачем ссориться, если всё равно придётся мириться?
Умер внук ширвиндта
Предварительной причиной смерти Александра Ширвиндта назвали проблемы с сердцем. С 2018 года там же покоится лучший друг Ширвиндта — Михаил Державин. РИА Новости, 15.03.2024. Александр Ширвиндт скончался на 90 году жизни в больнице. В последние годы Ширвиндт часто упоминал лучшего друга Державина и грустил о том, что многие его приятели уже ушли из жизни.
Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Марк Захаров похоронен. Ян Арлазоров прощание. Ян Арлазоров могила. Церемония прощания с Николаем Караченцовым. Михаил Ширвиндт могила. Сын Ширвиндта Михаил. Александр Ширвиндт с женой. Андрей Михайлович Ширвиндт с супругой. Александра Михайловна Ширвиндт. Прощание с Иваном Дыховичным. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова.
Наталья Белоусова жена Александра Ширвиндта. Михаил Ширвиндт. Александр Михайлович Ширвиндт. Михаил Ширвиндт в молодости. Михаил Ширвиндт сын Андрей. Похороны Аллы Пугачевой. Шабтай Калманович похороны. Могила Аллы Пугачевой. Александр Абдулов прощание. Ширвиндт Андрей Михайлович.
Наталья Белоусова Ширвиндт. Наталья Белоусова жена Ширвиндта. Ширвиндт и Белоусова. Александр и Михаил Ширвиндт. Ширвиндт Александр Анатольевич семья. Опережая некролог Ширвиндт. Наталья Белоусова Ширвиндт в молодости. Наталья Николаевна Белоусова Ширвиндт. Александр Ширвиндт в детстве. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова в молодости.
Ефим Шифрин и Александр Ширвиндт. Авраам Исаакович Шифрин. Ширвиндт Задорнов и еще. Шифрин и Газманов родственники. Александр Ширвиндт. Александр Ширвиндт 2022. Александр Ширвиндт актер. Ширвиндт Александр фото. Александр Ширвиндт и Михаил Ширвиндт. Михаил Ширвиндт 2021.
Михаил Ширвиндт 2022. Михаил Ширвиндт с отцом. Дети Михаила Ширвиндта 2021. Авария с Ширвиндтом в Валдае.
Михаил сожалеет, что не успел увидеться с Державиным, хотя недавно он выпустил книгу, которую хотел подарить актеру. Гафт о смерти Державина: "Миша останется навсегда" Державин сам вырос среди легендарных актеров. После окончания щукинского училища Михаил Державин был принят в Театр сатиры, в котором служил почти 50 лет. Михаил Державин скончался 10 января.
Михаил Державин успел поработать в Ленкоме и театре на Малой Бронной. Но настоящим домом и семьей на многие десятилетия стал театр Сатиры. Он перешел сюда служить еще в 1965 году и играл на одной сцене с Андреем Мироновым и Михаилом Казаковым. В самых незначительных ролях второго плана Михаили Михайлович был ярким и запоминающимся. Три брака — зять Райкина и Буденного Михаил Державин всегда нравился женщинам, и они нравились ему — красивому, интеллигентному, ироничному и такому талантливому просто было кружить женские головы. Первый раз он женился на Екатерине Райкиной, но после двух лет они поняли — не стоило портить хорошие дружеские отношения браком и стали после развода близкими людьми — часто по телефону обсуждали вопросы, делились проблемами. Второй раз актер породнился с семьей великого маршала Буденного, женившись на его дочери. Она работала журналисткой. Этот брак продержался 16 лет и подарил паре дочь Марию, которая через годы родила внуков — Петра и Павла.
Третий брак оказался самым продолжительным — встретившись с Роксаной Бабаян в самолете, они прожили до конца жизни Державина вместе. Отношения двух одаренных и творческих людей продолжались 38 лет, пройдя испытания временем и проблемами, болезнями, пока смерть Михаила Державина не разлучила их. Последние дни жизни Михаила Державина Державину был 81 год, когда летом 2017 года врачи устранили тромб, почистили сосуды. По словам Роксаны Бабаян, летом у мужа был инфаркт.
На этих чертовых лещей, на эти дурацкие «санкции», которые накладывает собственный возраст, на себя, немощного, одиноко и бессмысленно сидящего со своей удочкой. Впрочем, АА никогда не жаловался. Считал, что это недостойно такого крутого мэна, как он.
И потом это стыдно, быть все время несчастным, все время бедным, все время бездарным, все время обиженным, все время самому себе противным, потому что нет другой такой профессии, кроме актерской, где можно свалить все на кого угодно, только не на себя: режиссер сволочь, не угадали амплуа, интриги. Никто не признается: «Это не мое». За всю свою жизнь знаю только два-три случая добровольного ухода из артистов. Один из таких случаев, кстати, мой ребенок. АА был этим фактом доволен. И вашим сыновьям просто ничего не оставалось, как всеми силами вырваться из этой тени, из роли вечного «папиного сына»? Те, которые хоть что-то соображали, хотели все время абстрагироваться, чтобы не быть чьим-то сыном.
А с другой стороны, актерская профессия — единственная в мире, когда человек приходит домой и всю дорогу говорит только о работе. От этого можно легко рехнуться. Ну представь себе, приходит сантехник домой, берет ложку, стакан и говорит: «Мне сегодня такой унитаз попался». Жена его тотчас госпитализирует. А тут с утра до ночи: «Я сыграла, он не сыграл…» — и во всем этом надо как-то существовать. Вот дети, особенно те, кто поумнее, и свалили от такого кошмара кто куда. Когда мы стали подсчитывать, сколько лет он прослужил в Щукинском училище, сколько в Театре сатиры, не говоря уже о его браке, в котором он счастливо состоял 67 лет, он только отмахнулся.
Зачем менять жизнь, когда все так коротко? Просто я очень ленивый человек. Дмитрий Крымов попросил меня быть ведущим этой церемонии. А потом снимите вот эту тряпочку. Ольга имелась в виду Ольга Яковлева, любимая актриса Эфроса. Тогда вызови нас троих: Леню Каневского , Сашу Збруева и меня. Я так и сделал.
Под финал церемонии вышли все трое. Последние мушкетеры эфросовской гвардии. И дернули за веревочку. Кумачовая тряпка упала. А они еще какое-то время стояли, молча глядя на розовый камень, где было написано имя «Анатолий Эфрос». И кажется, это был тот редкий случай, когда АА совсем не хотелось шутить. Сегодня о нем все вспоминают как о человеке, который был душой компании.
АА их всех пережил, всех похоронил. Для всех нашел самые точные, самые ранящие слова, когда выходил говорить на их траурных панихидах, вечерах памяти, когда писал свои замечательные мемуары. Все вычеркнуто. Все умерли. Помню, как он сокрушался: «Это такой ужас, Сережа! Такой ужас! Только всегдашняя грусть и ирония.
«Он очень мучился»: российские актеры потрясены известием о смерти Державина
Там их поселили в школе, и маленький Михаил мастерил из старых географических карт театральные кулисы и декорации. Наверное, тяга к театру была у него врождённой. Потом семья всё-таки доехала до Омска, к этому времени уже родилась младшая сестра. Здесь был старый театр, в котором ставили спектакли эвакуированные из Москвы артисты. Михаил с утра до вечера пропадал за театральными кулисами, наблюдая за репетициями и потрясающими вахтанговскими постановками. В местную больницу привозили много раненых солдат с фронта, а артисты театра давали для них представления. Во время одного из таких выступлений пятилетнего Мишу водрузили на деревянную табуретку и объявили: «А сейчас Михаил Державин прочитает для вас монолог фельдмаршала Кутузова». Эту роль в театре играл отец Миши, поэтому мальчик знал текст наизусть. До сих пор он чётко представляет перед своими глазами ту картину: множество раненых, у которых перебинтованы головы, руки и ноги.
А когда мальчик произнёс последние слова: «Враг будет побеждён! Школьные годы Из эвакуации Державины вернулись в Москву, в свой родной дом, на свою любимую улицу. Здесь по-прежнему проживало много актёров, музыкантов и художников. А в пятнадцати метрах от подъезда располагалось театральное училище имени Щукина. Поэтому у Миши и его дворовых друзей было тогда одно занятие — театр. Им вообще казалось, что других профессий, кроме артистов, в мире не существует. Мальчишки и девчонки строили импровизированные театральные подмостки, сами придумывали и делали декорации, распределяли роли, ставили сказки и сами же их смотрели, то есть были и артистами, и зрителями. С таким окружением вряд ли Михаил мог мечтать о другой профессии, кроме актёра.
Хотя его папе очень хотелось, чтобы сын стал художником. Именно поэтому, наряду с общеобразовательной школой, Миша ещё посещал занятия рисованием. Юный Державин часто брал в руки кисти, и отцу нравились его работы, но всё равно в будущем Михаил отдал предпочтение театру. Но не отрицает, что художественная школа внесла свою положительную лепту, сейчас иногда он рисует небольшие пейзажи, просто так, для души. Мимо дома Державиных очень часто проезжал сам Сталин. Иногда ребята шли со школы, а вдоль дороги стояли охранники, и было понятно, что сейчас тут повезут Иосифа Виссарионовича. Мальчишкам даже удавалось разглядеть его в окошке заграничного автомобиля. Они были в диком восторге, ведь в школе детей тогда воспитывали так, что страна у них самая счастливая, а лучшее в мире детство подарил товарищ Сталин.
Поэтому увидеть его было для детворы огромной радостью. Лето артисты театра имени Вахтангова проводили в доме отдыха.
То, что я Равинглот, - это естественно. Но почему Мишка - Дарвин, мы так и не поняли...
Или вот еще история. В Хайфе идем после концерта, к нам подходит милая дама и говорит: «Михал Михалыч, скажите честно: вы еврей? Но это еще не значит, что в жизни были тишь да благодать. Особенно в личной.
Три брака, два развода. Каждый из которых для Михал Михалыча стал настоящей драмой. Ведь не он уходил, а от него. С первой женой - Екатериной, дочерью легендарного Аркадия Райкина, - Державин прожил совсем недолго.
Еще до официального развода Катя забеременела от другого. И от кого! От популярнейшего актера Юрия Яковлева! Конечно, отставленный муж переживал: такой удар, такой разрыв.
Но каждый вечер выходил на сцену с неизменной улыбкой. Вторая жена - Нина - была дочерью прославленного маршала Семена Буденного. Это был уже настоящий брак, полновесный. На свет появилась единственная дочь актера - Маша, супруги прожили вместе почти 20 лет...
А потом Нина, как и предыдущая жена Державина, встретила другого. Никто до сих пор не знает, что творилось в душе у Михаила Михайловича, когда уходили любимые женщины. Сложно понять, чего им не хватало в неконфликтном, тонком, воспитанном Державине. Тем более что семья для него всегда была на первом месте.
Всю свою жизнь он помогал маме и сестрам. Младшая Таня была замужем за актером Борисом Владимировым. Когда тот умер, Державин полностью взял на себя заботу о сестре и ее 9-летнем сыне, став для Миши-младшего вторым отцом. Лишь в 1980 году у Державина самого появился ангел-хранитель - певица Роксана Бабаян, которая стала третьей женой актера.
Полунин Помимо театра и кино Александр Ширвиндт много работал на эстраде как режиссёр и конферансье, а его блестящий дуэт с Михаилом Державиным вошел в историю. Именно по этим юмористическим миниатюрам Ширвиндта помнят телезрители. Александр Ширвиндт и Михаил Державин Фото: pulse. Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг. Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира…» — писал Ширвиндт в автобиографии.
Свою последнюю книгу, которая была приурочена к 85-летию, Александр Ширвиндт озаглавил «Опережая некролог». И в этом названии тоже было много иронии — и по отношению к себе, и к смерти, и ко всему миру.
Вот, говорит, новую пьесу принесли — в одну секунду придумывает фабулу. Да так, что мой брат, театральный человек, который знает про все и всех в театре, который все спектакли видел, Миню не сразу может раскусить. Потом у меня спрашивает: «Слушай, а кто автор новой пьесы? Роксана: Я к его импровизациям всегда готова — слух у меня очень тонкий. В самых спорных случаях могу уточнить: «Это правда, ты всерьез? У нее был такой юный чистый голос… Как тут было удержаться? Она спросила, над чем я сейчас работаю.
Ну я и придумал, что соединил три пьесы Лопе де Веги в одну, и сейчас по ней ставят спектакль, в котором я играю главную роль. Сказал, что мне, конечно, будет тяжеловато танцевать: все-таки я уже взрослый, 75-летний. Но когда твоя партнерша — Майя Михайловна Плисецкая, надо постараться и не оплошать. Корреспондентка, кажется, поверила… Понимаете, скучно одно и то же рассказывать! А Майю Михайловну я обожаю, знаком с ней с давних пор. Мы даже когда-то вместе с Андрюшей Мироновым и Плисецкой мечтали сделать в Театре сатиры спектакль на троих… Мы с Шурой Ширвиндтом часто что-нибудь с ходу придумывали. В начале 1980-х в Концертном зале «Россия» был праздничный вечер Рязанова. Эльдар Александрович, конечно, ждал, что мы его поздравим. У нас с Шурой был в тот вечер спектакль в театре, но мы пообещали, что к антракту прибудем. Втайне от него придумали номер: я играл иностранку, прибывшую поздравить Рязанова, а Ширвиндт мою речь якобы переводил.
Сейчас многие актеры-мужчины переодеваются в женское платье, а тогда это был крайне оригинальный ход. Платье с блестками одолжила Ольга Александровна Аросева — уж не помню, в каком спектакле она в нем играла. Приготовили сумочку, блондинистый парик и накладные ресницы. А серебристые босоножки 43-го размера купили в магазине «Обувь» у Тишинского рынка. Роксана: В те годы было очень сложно что-то найти, но в том магазине босоножки на каблучке ходового 43-го размера были. Миня говорит: «Дайте мне, пожалуйста, померить». Нам надо было посмотреть, удобно ли будет Михаилу Михайловичу ходить — у него подъем высокий. Сначала в торговом зале никого не было, кроме продавщиц, потом покупатели стали подтягиваться — такой аттракцион получился. Человек пятнадцать со всевозрастающим недоумением смотрели, как известный актер прохаживается в дамской обуви. Один не выдержал: «Михаил Михайлович, это вы себе берете?
Представляю, как эти люди потом рассказывали про Державина в женских босоножках! Михаил Михайлович: Мы примчались к Рязанову в концертный зал в обычных костюмах. Именинник сидел на сцене с уже поздравившими его Микаэлом Таривердиевым и Геночкой Хазановым. И вот я выхожу в дамском костюме и говорю на тарабарщине с английским уклоном. Эльдар, Мика и Геночка от хохота начинают сползать со стульев! Слава Богу, что телевидение все снимало. Очень многое из наших старых импровизаций удалось благодаря ТВ сохранить. Пересматриваю сейчас эти фрагменты и думаю: ну какие мы были озорники, чего только не вытворяли! Иногда из таких импровизаций вырастало что-то большое. И вот примерил я мысленно на себя их мундиры и говорю: «Знаешь, я бы продолжил семейную традицию.
Мой папа в спектакле «Олеко Дундич» и в фильме «Сталинградская битва» играл маршала Ворошилова, давай и я его же сыграю». Горин спрашивает: «А Фурка? И Гриша написал для нас «именную» пьесу «Счастливцев — Несчастливцев»: два актера с перебранками репетируют пьесу «Лес» Островского, пока на горизонте не появляется человек, у которого нужно узнать, где спрятано золото партии… А для этого им нужно притвориться — ни много ни мало — Сталиным и Ворошиловым… Работали мы над пьесой на рыбалке в Финляндии — и для вдохновения запаслись большим количеством алкоголя. Спиртное в необходимых для озарения количествах провезли благодаря старушкам из ВТО. Тогда разрешалось брать не больше двух бутылок на человека. Перед границей Александр Анатольевич попросил пожилых дам, ехавших с нами в автобусе, купить водку. Они ответили: «Но мы непьющие! Мы с Шурой без конца придумывали повороты сюжета и диалоги. Горин нам даже сказал: «Ребята, вы уже прекрасно все сочинили, мне нечего дописывать! Нам нужны монологи — вступительный и финальный».
Он отвечает: «Я их уже написал давно. Но вы так здорово все придумали, что теперь их надо переделать». С Гришулей было такое удовольствие работать… Мы не уставали друг от друга: и играли вместе, и собирались чаще всего на огромном балконе Александра Анатольевича в знаменитом доме на Котельнической набережной , вместе ездили отдыхать на машинах. Как-то Шура с женой Татой и маленьким внуком и мы с Роксаночкой поехали под Астрахань на рыбалку. В наше единоличное пользование выделили прелестный островок, на котором пасся верблюд.
Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Стало известно, что Михаил Михайлович проходит лечение на стационаре. Сумятицу внесли противоречивые интервью внуков Петра и Павла — один говорил о том, что деда госпитализировали, второй рассказал то о лечении у стоматолога, то о плановом обследовании. Но самым сложным стал 2017 год — в феврале актер сам обратился за квалифицированной медицинской помощью — его беспокоило повышенное артериальное давление. В результате эта болезнь стала причиной смерти Михаила Державина. Летом с диагнозом инфаркт Державина госпитализировали. В начале декабря в тяжелом состоянии его увезли в одну из столичных больниц, где врачи начали бороться за его жизнь. Но все оказалось тщетным — 10 января 2018 года Михаил умер, не приходя в сознание. Заключение — причиной смерти Державина Михаила стала ишемическая болезнь сердца. Театр, как предрешение судьбы Родился Михаил Михайлович Державин в семье московского актера, в доме, где находилось Щукинское училище. Всего в портфолио актера — более полсотни театральных ролей и порядка 30 киноработ. Многие любили их творческий тандем с Александром Ширвиндтом, с которым он был знаком с пеленок — дружили еще их родители.
Михаил Ширвиндт в своей автобиографической книге много доброго написал о друге отца, но так и не успел ее подарить. Михаил Державин успел поработать в Ленкоме и театре на Малой Бронной.
В 1959 году, сразу после окончания училища, он пришел работать в Театр им. Ленинского комсомола, где уже играл Александр Ширвиндт.
В 1963 г. Это была великолепная школа актерского мастерства» — вспоминает Михаил Михайлович. Здесь ему сразу предложили главную роль в спектакле «Банкет» по пьесе Г. Горина и А.
А в 1970 году в театр пришел и Александр Ширвиндт. В те годы в Доме актера нередко проходили театральные капустники. В то же время возник и дуэт Ширвиндт-Державин, а знаменитыми на всю страну их сделал «Кабачок 13 стульев». Идея этой передачи принадлежала актеру Александру Белявскому, который часто посещал Польшу, где снимался в фильмах.
Он же сначала и был ведущим «Кабачка», затем его сменил Андрей Миронов, а после Миронова ведущим стал Державин. Интеллигентный, ироничный пан Ведущий полюбился телезрителям, как, впрочем, и остальные персонажи «Кабачка». В начале сериала было всего 13 персонажей, потом их стало больше. Популярность актеров, игравших в «Кабачке», была фантастической.
На улице и в транспорте у «кабачкистов» так их называл главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек брали автографы, появление актеров в гастрольных залах и на предприятиях сопровождалось криками «Стулья идут». Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом» вспоминает Михаил Державин. В августе 1981 г. К моменту закрытия «Кабачка» Державин снялся в 140 сериях.
В 1979 году пришел и долгожданный триумф Михаила Державина в кино. И это событие вновь было неразрывно связано с Александром Ширвиндтом. Они вместе с Андреем Мироновым составили восхитительное, неподражаемое и удивительно смешное трио в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» по одноименному Джерома К. К сожалению для кинозрителей, после такой удачной роли Михаил Державин вновь исчез с экранов.
Он полностью сосредоточился на работе в театре Сатиры, где в 80-е годы стал одним из ведущих актеров. Им были сыграны: Скалозуб в «Горе от ума», Епиходов в «Вишневом саде», Бобчинский в «Ревизоре», Виктор Викторович в «Самоубийце», Тартюф в одноименном спектакле, генерал в спектакле «Швейк, или Гимн идиотизму» и много других интересных и незабываемых ролей. Однажды Аркадий Райкин первый тесть Михаила Державина дал ему на спектакль свой костюм. После выступления молодой актер похвастался: «Мне так аплодировали!
Райкин ответил: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал», аплодисменты были бы не хуже!
Актеру был 81 год. Слова, сказанные самым близким другом артиста — Александром Ширвиндтом — растрогали всех пришедших проститься с Державиным до глубины души. Именно речью Александра завершилось прощание с легендой советского и российского кино. Ни разу за эти 72 года мы не поссорились.
Думаю, люди опомнятся, куда-то нас внесут, напишут, что это достойно рекорда, я получу медаль и принесу Державину — прим. Его бывшая жена Нина Буденная рассказала, что он страдал от проблем с сосудами мозга.
Александр Ширвиндт скорбит по ушедшему другу Михаилу Державину
Михаил Державин скончался на 82-м году жизни после тяжелой, продолжительной болезни. Соболезнования в связи со смертью Александра Ширвиндта выразили президент России Владимир Путин, а также высокопоставленные политики, деятели культуры, журналисты и коллеги артиста. Сын знаменитого актера Александра Ширвиндта высказался о смерти артиста Михаила Державина, ушедшего из жизни 10 января в возрасте 81 года. Ширвиндт остался без Державина Смерть, Одиночество, Мужская дружба. Друг и постоянный партнёр по эстрадным номерам Александра Ширвиндта с 1957 года. Друг и постоянный партнёр по эстрадным номерам Александра Ширвиндта с 1957 года.