Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. 19 апреля Ереван и Баку договорились о начале процесса делимитации границ, начав с сел в Тавушском районе.
Турция высказалась о договоренностях Баку и Еревана по границе
Он подчеркнул, что Ереван продолжит следить за развитием событий в регионе, и выразил надежду, что армянам под властью Баку ничто не угрожает. Ереван прорабатывает вопрос консульского доступа и намерен отстаивать права своего гражданина, заявил сегодня ТАСС и РИА «Новости» дипломатический источник в Армении. Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Ереван и Баку обвинили друг друга в очередных обстрелах на границе
Граждане Армении перекрыли 27 апреля автотрассу Ереван – Тбилиси в Лорийской области. Ереван прорабатывает вопрос консульского доступа и намерен отстаивать права своего гражданина, заявил сегодня ТАСС и РИА «Новости» дипломатический источник в Армении. Информационное агентство публикует с 1991 года Новости и События. Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории. В Армении растут акции протеста против делимитации (разметки) границы с Азербайджаном Сегодня протестующие перекрыли въезд в центр Еревана Об этом сообщает в своем
Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. Премьер-министр Армении заявил, что конфликт может начаться до конца недели, если Ереван не выполнит требований Баку о передаче ряда приграничных сел. Германия призвала Баку и Ереван к установлению прочного мира. Возникли ожидания оживления переговоров между Баку и Ереваном (они встали на паузу в конце июля), а также между Степанакертом и Баку. Информационное агентство публикует с 1991 года Новости и События. Modern talking: при нападении Ирана Баку один не останется. В ноябре 2023 года Пашинян заявил, что Ереван и Баку согласовали основные принципы будущего мирного договора. Кроме того, Баку и Ереван договорятся о единовременном и параллельном размещении своих пограничных служб вдоль линии соприкосновения. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Также Баку традиционно обвинил Ереван "в препятствовании мирному процессу в регионе" — дескать, Армения продолжает поддерживать вооружённые силы на "азербайджанской земле". Контакты Баку и Еревана нужны для общей разрядки и окончательного урегулирования, заявил Дмитрий Песков Фото: Владимир Андреев © В МИД Армении выразили надежду, что миротворческий контингент РФ в Карабахе предпримет меры для предотвращения боевых действий. Баку требует от Еревана возвращения четырех сел. Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Азербайджана и мира вместе с Формально Москву с Ереваном связывают обязательства по ОДКБ, но лидеры Армении предали наши отношения и рвутся в НАТО. В Армении растут акции протеста против делимитации (разметки) границы с Азербайджаном Сегодня протестующие перекрыли въезд в центр Еревана Об этом сообщает в своем
Не исключаю по тем настроениям, которые сейчас слышу, по тем упрёкам, которые по отношению к России. Во всяком случае, политическая война уже началась, она уже давно началась и сейчас идёт. Я хочу узнать, а что сами армяне дальше по отношению к России думают? Разорвать окончательно?!
И на это повлияли серьезные внешнеполитические промахи Никола Пашиняна, считает Алексей Ярошенко. Вместе с тем, по мнению Ярошенко, представители Запада, которые сначала дали какие-то обещания Пашиняну, судя по всему отказываются теперь их выполнять. По его словам, Азербайджан располагает необходимыми для этого возможностями. Алиев Ильхам Алиев — президент Азербайджана. РЕН ТВ на недавних президентских выборах набрал рекордный процент при рекордной явке. У него высочайший кредит доверия, и на этой волне он, конечно, может потратить большое количество ресурсов для того, чтобы забрать еще некоторые территории. Он может себе это позволить", — допустил политолог. Поделиться Политолог Ярошенко назвал реальной войну между Арменией и Азербайджаном Политолог Ярошенко назвал реальной войну между Арменией и Азербайджаном При этом Пашинян не обладает такой высокой поддержкой населения, как Алиев, отметил эксперт, что также ослабляет позиции Армении. Кроме того, по словам Ярошенко, азербайджанский лидер понимает, что ни Запад, ни Россия не станут заступаться за Пашиняна. Когда, как не сейчас, начинать войну. Аналогичное мнение выразил и Алексей Мухин.
Позже местные жители, выступающие против передачи Азербайджану сел в приграничной с Арменией Тавушской области, заблокировали автомобильную дорогу между населенными пунктами Киранц и Воскепар и зажгли на ней костры.
По словам Пашиняна, Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х Никол Пашинян: «Мы также будем в роли того, кто требует, каким был Азербайджан на протяжении 30 лет». На прошлой неделе премьер фактически признал, что Баку требует передать четыре советского периода , прилегающих к Тавушской области. Они перешли под контроль Армении в результате военных действий в 90-х.
Во всяком случае, политическая война уже началась, она уже давно началась и сейчас идёт. Я хочу узнать, а что сами армяне дальше по отношению к России думают? Разорвать окончательно?! Потому, что один человек так решил или ЦРУ так решило?
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций.
К ней призвал крайне прагматично относиться глава Постоянной комиссии по экономическим вопросам и депутат от правящей фракции "Гражданский договор" Бабкен Тунян. Депутат также отметил, что для Армении важно покупать энергоресурсы там, где это выгоднее и дешевле. При этом Тунян подчеркнул необходимость снижения зависимости от единственного источника поставок газа. Ей принадлежит и вся газотранспортная система страны. Не случайно, Москва довольно быстро отреагировала на газовые реверансы между Ереваном и Баку. Вчера в ходе встречи с президентом азербайджанской SOCAR Наджафом президент «Газпрома» Миллер особо подчеркнул последовательность и важную роль Москвы в поставках природного газа в Армению.
Это позитивное развитие событий в ходе прямых переговоров является важным шагом на пути к подписанию окончательного мирного соглашения", - говорится в сообщении ведомства. Следует отметить, что 19 апреля Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию с Тавушской области Армении и до 1 июля завершить согласование проекта положения о совместной деятельности комиссий по делимитации.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
Кремль выступает за контакты Баку и Еревана для скорейшего подписания договора
Баку ожидает от Еревана новый пакет предложений по мирному договору
Баку и Ереван обсудили обмен анклавами
Турция высказалась о договоренностях Баку и Еревана по границе
Он добавил, что Хачатуров был весьма популярен в армии и в обществе, и то, что его убрали с должности, уже тогда стало ярким предвестником того, что преимущественно выгодные для армянской стороны оборонительные позиции в Тавуше власти Пашиняна собираются сдать в соответствии с требованиями азербайджанской стороны. Что происходит в отношениях России и АрменииПосле того как премьер-министр Армении Никол Пашинян 23 февраля в интервью телеканалу France 24 заявил о заморозке участия Армении в Организации договора о коллективной безопасности ОДКБ , в стране зазвучали и другие мнения о возможном пересмотре российско-армянского сотрудничества в области безопасности Делимитация наоборот: сначала граница, мирное соглашение потом Напомним, что премьер-министр Армении Никол Пашинян 6 октября 2022 года в Праге, в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона, письменно согласился на вхождение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. В ноябре 2023 года Пашинян заявил, что Ереван и Баку согласовали основные принципы будущего мирного договора. Согласно первому принципу, Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга в фиксированных пределах 29,8 тыс.
Согласно второму, демаркация границ должна быть проведена в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года и базироваться на картах советского Генштаба. Третий принцип обозначает необходимость разблокировки транспортных коммуникаций в рамках суверенитета стран, по которым они проходят. Премьер-министр Армении проявляет завидную оперативность при выполнении второго принципа мирного договора, который все еще не подписан.
Так, 12 марта 2024 года он заявлял, что "никогда, ни на каком обсуждении не было и не может быть речи о сдаче Азербайджану сел в Тавушской области". А уже 18 марта он отправился на встречу с жителями этих сел, уговаривая сдать их, ведь иначе "будет война". Теперь армянско-азербайджанская комиссия по вопросам делимитации границы заявляет, что вопрос разграничения у четырех спорных сел Тавушской области предварительно урегулирован.
На сайте правительства Армении публикуются новости об установке первого пограничного столба 23 апреля.
Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости», — указали общественники.
Там также подчеркнули важность открытия Зангезурского коридора. Армения попросила у Азербайджана газ 12:37, 25 апр 2024 Ереван готов рассмотреть возможность приобретения газа у Азербайджана, сообщил спикер парламента Армен Симонян. Ранее о таком варианте заявил азербайджанский президент Ильхам Алиев. Ильхам Алиев: делимитировано 10-12 км границы Азербайджана и Армении 22:59, 24 апр 2024 Президент Азербайджана прокомментировал запущенный накануне процесс делимитации границы между Азербайджаном и Арменией.
Кроме того, президент Азербайджана высказался об уходе российских миротворцев с территории Азербайджана. Штаты оценили начало процесса делимитации между Азербайджаном и Арменией 22:47, 24 апр 2024 В Вашингтоне заявили, что приветствуют начало процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Там добавили, что это важный шаг на пути к миру.
Объем — до 3000 знаков. Допустимый минимальный размер изображения в тексте пресс-релиза - 240x150 px, для анонса пресс-релиза на главной странице — 80Х50 px, допустимые расширения: jpg,jpeg,gif,png, максимальный размер файла: 2 мегабайта. Размещение контактной информации о вашей компании в текстовом формате. Анонсирование актуального пресс-релиза в рубрике, соответствующей виду деятельности вашей компании.
После завершения актуального срока размещения, материал о вашей компании будет доступен в архиве пресс-релизов. X Сайт использует файлы cookie, что позволяет улучшить его работу.
Азербайджан и Армения
Али Керимли и Ариф Гаджилы подняли вопросы о большом количестве погибших и об оправданности военных действий, в то время как Азар Гасымли и Гражданское движение NIDA выступили с антивоенными призывами. После чего аккаунты в социальных сетях, связанные с правительством Азербайджана, начали кампанию против оппозиции, назвав их «предателями». Сообщается, что Ахмед Мамедли, председатель азербайджанской продемократической группы, был похищен 20 сентября и впоследствии приговорён районным судом Баку к 30 суткам тюремного заключения [118]. И Мамедли, и Движение D18, членом которого он является, опубликовали несколько заявлений в соцсетях с критикой правительства Азербайджана после военной эскалации. Представители движения D18 и адвокат заявили, что арест связан с антивоенными высказываниями Мамедли [119] , а Amnesty International призвала Азербайджан освободить Мамедли и прекратить преследование лиц, выступающих за мир [120] [121]. Азербайджанская диаспора[ править править код ] 16 сентября проживающие в Лондоне азербайджанцы провели перед зданием посольства Армении акцию под названием «Станем опорой Родине», держа в руках плакаты с надписями «о разрушении культурного наследия Азербайджана», «закопанных на территории Азербайджана минах», «пропавших без вести азербайджанцах» [122].
Аналогичные акции протеста были организованы в последующие дни представителями азербайджанской диаспоры в Берлине , [124] Стокгольме [125] и Праге [126]. Армянская диаспора[ править править код ] Акция протеста армянской диаспоры возле представительств Азербайджана и Турции в Нью-Йорке. Участники акции требовали «прекратить бомбить мирных граждан Армении» [128]. Французские правоохранительные органы не предприняли никаких мер для предотвращения нападения. Нападение армянских радикалов сотрудник посольства пресёк в одиночку, не позволив им войти в здание [129].
В тот же день проживающие в Бейруте представители армянской диаспоры Ливана организовали демонстрацию перед посольством Азербайджана. Полицейским удалось предотвратить попытки протестовавших армян ворваться в здание посольства [130]. Протесты и шествия в поддержку Армении были проведены армянской диаспорой в Лос-Анджелесе и Лионе [130]. Спортивные[ править править код ] 15 сентября футбольный клуб « Карабах » обратился в UEFA с просьбой почтить минутой молчания память азербайджанских солдат, погибших на границе Азербайджана и Армении во время домашнего матча группового этапа Лиги Европы против « Нанта ». После этого крупнейшая фан-группа команды «Имарет Тайфа» выступила с заявлением и призвала всех почтить память павших бойцов минутой молчания после стартового свистка.
Он был распространён среди большого количества людей в социальной сети за короткий промежуток времени. Резолюции Европарламента[ править править код ] 18 января 2023 года в ходе пленарного заседания Европейского парламента голосованием, была принята резолюция «О реализации общей внешней политики и политики безопасности — годовой отчет за 2022 год». В резолюции, «решительно осуждалась военная агрессия Азербайджана от 12 сентября 2022 года на суверенной территории Армении, которая представляет собой нарушение режима прекращения огня и имеет серьезные последствия для мирного процесса». Кроме этого в резолюции отмечалась обеспокоенность предполагаемыми военными преступлениями и бесчеловечным обращением, совершенным вооруженными силами Азербайджана в отношении армянских военнопленных и гражданских лиц. В резолюции говорилось что Европарламент вновь заявляет, что должна полностью соблюдаться территориальная целостность Армении.
Кроме этого подчеркивалась готовность ЕС более активно участвовать в урегулировании затянувшихся конфликтов в регионе. Там же вновь осуждались вторжения Азербайджана на международно признанную территорию Армении. Было озвучено требование вывода азербайджанских войск со всей суверенной территории Армении. Кроме этого в резолюции осуждались ирредентистские и подстрекательские заявления и президента Азербайджана и других официальных лиц Азербайджана, угрожающие территориальной целостности и суверенитету Армении [134].
Участники акции требовали «прекратить бомбить мирных граждан Армении» [128]. Французские правоохранительные органы не предприняли никаких мер для предотвращения нападения.
Нападение армянских радикалов сотрудник посольства пресёк в одиночку, не позволив им войти в здание [129]. В тот же день проживающие в Бейруте представители армянской диаспоры Ливана организовали демонстрацию перед посольством Азербайджана. Полицейским удалось предотвратить попытки протестовавших армян ворваться в здание посольства [130]. Протесты и шествия в поддержку Армении были проведены армянской диаспорой в Лос-Анджелесе и Лионе [130]. Спортивные[ править править код ] 15 сентября футбольный клуб « Карабах » обратился в UEFA с просьбой почтить минутой молчания память азербайджанских солдат, погибших на границе Азербайджана и Армении во время домашнего матча группового этапа Лиги Европы против « Нанта ». После этого крупнейшая фан-группа команды «Имарет Тайфа» выступила с заявлением и призвала всех почтить память павших бойцов минутой молчания после стартового свистка.
Он был распространён среди большого количества людей в социальной сети за короткий промежуток времени. Резолюции Европарламента[ править править код ] 18 января 2023 года в ходе пленарного заседания Европейского парламента голосованием, была принята резолюция «О реализации общей внешней политики и политики безопасности — годовой отчет за 2022 год». В резолюции, «решительно осуждалась военная агрессия Азербайджана от 12 сентября 2022 года на суверенной территории Армении, которая представляет собой нарушение режима прекращения огня и имеет серьезные последствия для мирного процесса». Кроме этого в резолюции отмечалась обеспокоенность предполагаемыми военными преступлениями и бесчеловечным обращением, совершенным вооруженными силами Азербайджана в отношении армянских военнопленных и гражданских лиц. В резолюции говорилось что Европарламент вновь заявляет, что должна полностью соблюдаться территориальная целостность Армении. Кроме этого подчеркивалась готовность ЕС более активно участвовать в урегулировании затянувшихся конфликтов в регионе.
Там же вновь осуждались вторжения Азербайджана на международно признанную территорию Армении. Было озвучено требование вывода азербайджанских войск со всей суверенной территории Армении. Кроме этого в резолюции осуждались ирредентистские и подстрекательские заявления и президента Азербайджана и других официальных лиц Азербайджана, угрожающие территориальной целостности и суверенитету Армении [134]. Предполагаемые военные преступления[ править править код ] 1 октября в социальных сетях появилось видео, на котором запечатлён внесудебный [en] расстрел не менее семи армянских военнопленных, по всей видимости, азербайджанскими силами. В Генпрокуратуре также уточнили, что по результатам расследования будут приняты предусмотренные законом меры [135] [41]. Human Rights Watch призвала власти Азербайджана обеспечить эффективное расследование и привлечение к ответственности солдат и командиров, ответственных за казнь армянских военнопленных [41].
Международный суд ООН[ править править код ] 17 сентября 2022 года Армения направила заявление в Международный суд ООН против Азербайджана по признакам предполагаемой расовой дискриминации , возможного нападения на гражданские объекты и по другим основаниям [136] [137]. Европейский суд по правам человека[ править править код ] 13 сентября 2022 года Армения подала в Европейский суд по правам человека ЕСПЧ несколько исков против Азербайджана с требованием применения промежуточных мер [138] [139]. Заявления, в частности, касаются предполагаемых обстрелов гражданских населённых пунктов в Армении, защиты основных прав гражданского населения и военнопленных [139]. Армения также обратилась в Европейский суд с требованием применить пункт 2 статьи 39 своего устава и немедленно уведомить о своём решении Комитет министров [139]. Европейский суд по правам человека направил запрос Азербайджану по части военнопленных и дал срок до 22 сентября 2022 года [139].
В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров.
О претензиях и настроениях армян рассказывает местный журналист Ашот Газазян: Ашот Газазян журналист «Сейчас все боевые действия проходят на территории Армении, на территории Азербайджана ничего не происходит. Обстреливается курортный город Джермук, откуда уже бегут люди, отдыхающие, и чуть ли не побережье озера Севан. Люди думают, что Азербайджан решил силой прорвать тот самый Зангезурский коридор, о котором он так часто говорит. В принципе Армения не была против этого Зангезурского коридора, просто Армения не могла допустить экстерриториальности этого нового пути, на чем настаивают Турция и Азербайджан. На этой дороге должны работать армянские законы, таможенные пункты, пограничники и так далее. Азербайджан хочет, чтобы эта дорога по сути оторвала юг Армении от остальной ее части». Именно Зангезурский коридор длиной в 40 километров стал поводом для нового обострения конфликта. Когда в 2020 году был заключено соглашение о прекращении огня, одним из пунктов стала организация этого коридора, между Азербайджаном и его эксклавом Нахичеванью. Пока стороны не могут прийти к соглашению по концепции работы этого коридора, трактуют договоренности по разному. Ереван трактует действия Баку как демонстрацию силы — что пробить коридор могут и военными методами. О том, как ситуация выглядит со стороны Баку, говорит политический обозреватель из Азербайджана Ниджат Гаджиев: Ниджат Гаджиев политический обозреватель «Дело было в том, что весь последний месяц мы видели, как армянские военные силы, вооруженные формирования атакуют и постоянно обстреливают азербайджанские позиции. Это никак не могло оставаться безнаказанным, один день, второй день, и потом это переросло в систематические атаки, и весь последний месяц мы видели обстрелы на границе Азербайджана и Армении.