Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ.
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
По результатом этой деятельности, Достоевскому дали расстрел, а потом его смягчили до четырёх лет сибирских работ. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера. Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге.
Мировоззрение после каторги
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь".
Биография :: Арест Достоевского и каторга
В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму. Вот что написал он: «Камеры, расположенные на верхнем этаже главного здания, отведены для политических. Это чистые и хорошо вентилируемые комнаты такого же размера, как и в томской пересылке. Во время моего визита только четыре камеры из двенадцати были заняты: в трех из них содержались политические.
Из окон можно было созерцать мир, лежащий за тюремными стенами… Двое арестантов, оба — студенты Московского университета, имели в своем распоряжении книги и сигареты, а в одной камере я даже заметил бутыль одеколона, доставленную утром из города… постель состояла из мешка с соломой, подушки и серого шерстяного одеяла…» Условия, описанные западными журналистами, как видно из данных заключения историко-культурной экспертизы, могли не совпадать с условиями пребывания в тюменской тюрьме Достоевского, потому что почти наверняка он находился еще в старых деревянных бараках. Каторга В Тобольске Достоевский находился менее двух недель. Однако одна короткая встреча, состоявшаяся во время ожидания отправления на омскую каторгу, полностью изменила судьбу великого писателя, предопределила все его дальнейшее отношение к жизни, людям и творчеству.
Во время пребывания петрашевцев в тобольской пересыльной тюрьме, холодной зимой 1850 года, их незримо сопровождали друзья — жены декабристов Наталья Фонвизина, Жозефина Муравьева и Полина Анненкова. Они передавали арестантам продукты, всячески поддерживали их, а однажды подкупили смотрителя и устроили у него на квартире короткую, но очень важную встречу с каторжанами. С этого момента Евангелие — книга, единственная, которую было разрешено иметь каторжанам, была с Достоевским всю его жизнь, до смертного одра.
Она прошла с ним всю каторгу, солдатские казармы, была с ним во время возвращения к литературе, была спутником всех его душевных волнений, взлетов и падений. Ежедневно Федор Михайлович читал то самое тобольское Евангелие и делал огромное количество пометок на полях. Сначала он делал их ногтем, ведь на каторге запрещалось иметь при себе писчие предметы, позже на полях книги стали появляться заметки карандашом и пером.
Можно сказать, что вся, начиная с пребывания в Тобольске, жизнь, все творчество его отображено в этих коротких записках на полях Библии. Не так давно ученым удалось расшифровать эти записки, и в свет вышло знаменитое издание, которое так и называется — «Евангелие Достоевского».
По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.
Анненковой, А. Муравьёвой и Н.
Перова "Каторга высасывает жизненный сок из человека, энервирует его душу, ослабляет ее, пугает ее и потом нравственно иссохшую мумию, полусумасшедшего, представляет как образец исправления и раскаяния. О бытовых условиях на каторге он вспоминал так: "Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить.
Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать.
Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр.
По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше.
Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз.
В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке.
В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы-солдатки. Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг. Исаева, горького пьяницы.
Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. В ноябре 1855 года писатель был произведён в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, героя Севастополя Э. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. Помилование Достоевскому то есть полная амнистия и разрешение публиковаться было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург. Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь Сегодня, 11 ноября, исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. В его биографии был драматичный период пребывания в Сибири.
Каторга, затем ссылка и страстное желание вернуться к прежней жизни. Но, несмотря на все невзгоды, именно с Сибири началось развитие основной главы жизни будущего великого писателя. Граница Европы. Ещё с романов Радклиф, которые я читал ещё восьми лет, разные Альфонсы, Катарины и Лючии въелись в мою голову. А дон Педрами и доньями Кларами ещё и до сих пор брежу. Потом пришёл Шекспир — Верона, Ромео и Джульетта — чёрт знает какое было обаяние. В Италию, в Италию!
А вместо Италии попал в Семипалатинск, а прежде того в Мёртвый дом. По этапу Достоевский отправился рождественской ночью 1849 года. В Перми — сорокаградусный мороз. Сибирь и сегодня ассоциируется со снегом и холодами, а тогда и вовсе казалось, что за Уралом начинается царство зимы. Как будто слово «вечность» само складывается из кусочков льда, как в недавно вышедшей сказке про Снежную королеву. В остроге Четыре года пребывания в Омском остроге — с 23 января 1850 до конца февраля 1854 года — запомнились писателю как череда невыносимо тяжёлых дней, когда угнетал не столько физический труд, сколько невозможность нормально отдохнуть в прогнившем щелястом бараке. Все полы прогнили.
Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стёклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Нас как сельдей в бочонке Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь», — вспоминал Достоевский в письме брату, моля его выхлопотать ссылку на Кавказ взамен Сибири — тоже ведь Россия!
Но это была возможность увидеть не просто «маленький краешек неба» над земляным валом, а великий простор Иртыша. Единственной книгой, которую дозволялось читать, было Священное Писание. Евангелие, в которое была вклеена десятирублевая ассигнация, подаренное женой декабриста Натальей Фонвизиной в Тобольской пересылке, Достоевский хранил всю жизнь. Эти воспоминания войдут потом в эпилог «Преступления и наказания». С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.
Омск — гадкий городишко, или Как в нашем городе жил Фёдор Достоевский
Достоевский начал службу рядовым солдатом в Семипалатинске. В Петербург он вернулся лишь в конце 1859. Как считается, именно омский период лишений и страданий во многом повлиял на характер и мировоззрение Достоевского, заложил его народопонимание, способствовал его становлению как великого писателя, произведения которого знают и читают во всем мире. Пережитые впечатления о каторге на основе «Сибирской тетради» он отразил в «Записках из мертвого дома». В 1983 в Омске в комендантском доме, где бывал писатель, открыт Литературный музей имени Ф. Достоевского, а в 2004 Омскому государственному университету присвоено его имя. Авторский сайт Владимира Чебодаева. Публикация материалов возможна с указанием ссылки на источник putdor. Электронная почта: putdor mail.
RU 2014-2024.
Гибель Пушкина юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: "брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что если бы у нас не было семейного траура умерла мать- Мария Фёдоровна , то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину".
C 1834 года, юного Фёдора и Михаила определяют в пансион Л. Чермака, который располагался на Басманной улице, где они учились до 1837 года. О Достоевском рассказывал его соученик В.
Каченовский: "... Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона... Как уже сообщалось выше, зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя.
А ровно через год, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище. Но Михаила туда не могут зачислить по состоянию здоровья, и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревеле. Фёдор Михайлович Достоевский не очень любил распространяться про службу и учёбу в Инженерном училище, как во время учёбы, так и после.
Наверное, это связано с тем, что он поступил туда только по воле отца, который умер в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию. Тем более что упорно ходили слухи о том, что его отца, который любил приставать к деревенским девушкам, убили собственные крестьяне в селе Даровое, которое они купили в 1831 году.
И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни. Годы, проведённые в училище, можно считать как годами становления писателя. Именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее подмечать те жизненные ситуации, которые так здорово умел воплощать на бумаге Гоголь.
Кружок Петрашевского Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая I пришли жандармы, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев. В марте 1846 г.
Это был бывший служащий министерства иностранных дел М. Начиная с весны 1847 года, писатель становится постоянным членом кружка Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы.
Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти. В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли и они задумывают создать собственную типографию, но не успевают.
На одной из "пятниц" писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Чтение этого "преступного" письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского, поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало. Позже Достоевский был возмущён тем, что его арестовали только за то, что он читал Белинского и Гоголя, но за чтение кого именно, он так и не понял.
Вообще, Достоевского трудно отнести к социалистическим утопистам, а членом кружка он стал, чтобы не остаться в стороне от общественной жизни. По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: "Вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь — это строка из письма, написанное из крепости брату.
За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, Фёдор Михайлович сильно интересовался всем тем, что происходило на свободе, просил брата присылать ему больше книг и написал один рассказ "Маленький герой". Всё это время велось следствие, во время которого обвинённый писатель отрицал все предъявленные ему обвинения.
Вот почему в «Записках из мёртвого дома» Достоевский трижды упомянул Нерчинскую каторгу. Любопытно, что с ней герои произведения связывали призрачные надежды на свободу. Например, арестант Орлов, отличавшийся несгибаемой силой воли и «жаждой мщения», говорил о палочном наказании: «Выхожу остальное число ударов, и тот час же отправят меня с партией в Нерчинск, а я-то с дороги бегу! Непременно бегу!
Вот только бы спина зажила! В «Записках» Достоевский отмечал, что заключённые мёртвого дома надеялись, что их пошлют в Нерчинск, и там, отбыв срок, они выйдут на поселение. Примечательно, что здесь говорится о Нерчинске, хотя в этом славном городе каторги не было. Её центр находился в Нерчинском Заводе. Однако тогда Нерчинском называли и весь край, и каторгу. Позже внимание Фёдора Михайловича привлёк молодой человек, революционер, судьба которого оказалась связанной с Забайкальем.
Этим человеком был Алексей Кириллович Кузнецов. В 1869 году он проходил обвиняемым по громкому делу об убийстве студента членами революционного кружка под руководством С. Достоевский внимательно следил за судебным процессом, изучал показания подсудимых, что подтолкнуло его к написанию романа «Бесы».
Потолок протекал.
Струи холода и резкие порывы ветра врывались сквозь щели в стенах. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая.
Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, и вшей, и тараканов четвериками».
Когда наступал вечер и затихали шаги караульных, в остроге начиналась ночная жизнь. Попойки, карты, ссоры. Некоторые каторжники, прозванные «целовальники», специализировались на торговле водкой. У них были помощники, добывавшие водку «вне острога» и прятавшие ее там, куда каторжников водили на работу.
Водку наливали в бычьи кишки, обматывали вокруг тела и тайно проносили в острог. Эта «живая вода» разбавлялась поочередно каждым участником операции и, чтобы напиться допьяна, нужно было выпить ее изрядное количество, и чем дольше острожник не пьянел, тем больше это тешило его самолюбие. Карточные игры в остроге были запрещены, но каторжники, которых называли «караульные прислужники», стояли на страже в прихожей, подстерегая появление майора, и за утрату бдительности расплачивались собственной спиной. Ссоры были частыми, буйными, остервенелыми.
Среди каторжников было немало мастеров ругаться. Вокруг них, точно на конкурсе непристойного красноречия, собирался кружок почитателей. Тут были свои чемпионы, их поощряли свистом и криками. Иногда доходило до драк — внезапных, беспричинных, бессмысленных.
Потом каторжники, оглушенные, избитые засыпали на своих нарах. Медленно догорали свечи, и ночную тишину нарушали лишь храп и звяканье кандалов. В этом зловонном хлеву, в холоде, среди звуков, издававшихся человеческим стадом, Достоевский тщетно пытался забыться сном. Его сосед по нарам вытянул руку из-под одеяла и, думая, что он спит, обыскивал его карманы.
Кто-то справа от него бредил во сне. Кто-то глухо кашлял в дальнем конце помещения, сморкался, икал, харкал. А кто-то вставал и в полусне, точно лунатик, брел к параше. Федор Михайлович был ввергнут в бездну человеческого страдания, окунулся в самую гущу зла, изнуряющего плоть, отупляющего ум.
И под курткой, едва доходившей ему до колен, он нащупывал Евангелие, переданное ему женами декабристов. На рассвете барабан кордегардии бил зорю. Офицер отпирал дверь острога. Свежий зимний воздух врывался в помещение и, смешиваясь с удушливым смрадом и молочно-белыми клубами пара, проносился по казарме.
Заключенные подымались с нар, окоченевшие, угрюмые. Одни по привычке крестились, другие сразу же начинали грызться между собой. А пламя сальной свечи освещало всю сцену… Потом, позвякивая кандалами, арестанты толпились у ведер с водой. Каждый по очереди брал ковш, набирал в рот воды и умывался, выплевывая воду в ладони и ополаскивая ею лицо.
А Достоевский, переминаясь с ноги на ногу, ждал своей очереди, согревая дыханием онемевшие от холода пальцы. Пища была скудной: хлеб и щи, в которых плавало несколько кусочков говядины. По праздникам выдавали кашу без масла, а на Великий пост кислую капусту с водой и больше почти ничего. Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало.
Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. Все это делалось украдкой». Каторжники встретили Достоевского и Дурова настороженно. Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами.
Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили? Что украли? Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности.
Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии. Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову.
Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества. Достоевский вынужден был уйти.
Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками. Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае.
Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы». Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя.
И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров. Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное.
Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни.
Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное. Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека. Эти резкие повороты — от внезапных приступов апатии, овладевающих в разгар событий, к неожиданному пробуждению совести, — пережили все персонажи Достоевского, как пережил их и он сам.
Фёдор Достоевский: каторга-любовь.
В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума.
Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать.
Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное.
Предком Данилы Ивановича Ртищева, по мнению исследователей, являлся упоминаемый в исторических источниках татарин Аслан-Челеби-мурза , который ещё в 1389 году покинул Золотую Орду и был крещён в православие московским князем Дмитрием Донским. Сына этого татарина прозвали Широким Ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Герб Ртищевых, на котором были изображены полумесяц, шестиугольная звезда и пара вооружённых татар, указывает на неправославное происхождение рода [13] [12]. Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой [14] [15].
Пинская ветвь Достоевских на протяжении почти двух веков упоминалась в различных документах, но со временем интегрировалась польско-литовским государством , утратив дворянство [16] [17]. В это же время резко сократилось количество упоминаний фамилии в исторических документах [17]. Исследователи не обнаружили однозначной связи писателя с основателем рода Данилой Иртищевым [18] [19]. Для преодоления генеалогического разрыва в несколько поколений исследователи использовали метод реконструкции [20]. Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных. Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. В 1775 году вместе с отцом и братьями перебрался в Брацлавское воеводство , которое после второго раздела Речи Посполитой вошло в состав Российской империи.
С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы [21]. Согласно обнаруженным документам, Михаил Достоевский родился в 1789 году в селе Войтовцы [22] , в 1802 году поступил в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре [23]. В августе 1809 года Александр I издал указ об определении в Императорскую медико-хирургическую академию дополнительно 120 человек из духовных академий и семинарий [24]. Михаил Достоевский успешно сдал экзамены и 14 октября 1809 года вступил в число казённых воспитанников по медицинской части в московское отделение академии [25]. Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых» [26] , а позже боролся с эпидемией тифа [27]. В апреле 1818 года Михаил Достоевский был переведён ординатором в военный госпиталь в Москве [28] , где вскоре через коллегу познакомился с Марией Нечаевой, дочерью купца 3-й гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии [29]. Торговля Нечаева в суконном ряду процветала до нашествия Наполеона , после которого купец лишился практически всего своего состояния [30].
Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31]. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35]. Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37].
Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39].
Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни.
Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49].
Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50].
Так и молодой Достоевский угодил на несколько лет в Омский острог, будучи осуждённым за участие в кружке Петрашевского, пропагандировавшего идеи утопического социализма. Впрочем никакого особого криминала в собраниях петрашевцев не было: серьезных идей революции, переворота или заговора они не вынашивали, а их политический диспут сводился к критике цензуры и отсутствия гражданских свобод в обществе. Никакой модной политической программы у общества петрашевцев не было.
Федор Достоевский – каторжанин и монархист
Но к 1849 г. Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам. На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право». Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев.
Насколько я знаю, в то время иметь такой станок уже считалось преступлением, а уж если на нем еще печатать что-то провокационное… По указу чиновника по особым поручениям И.
Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А.
Отказали, наверное, боялись, что перебежит к туркам. В солдатах стало легче — местное начальство прослышало о его книгах, которыми зачитывалась вся Россия царю и в голову не пришло запретить его книги, в которых никакой политикой в ту пору и не пахло. Знаменитому писателю местные начальники сделали разные поблажки — разрешили ночевать в нанятой квартире в городе, а не в казарме с солдатами, разрешили за небольшую взятку несколько отлынивать от тяжёлых солдатских обязанностей, приглашали писателя даже местные офицеры и генералы к себе в гости, познакомиться. Достоевский в солдатах немедленно возобновил свою половую жизнь — стал «иметь» жену одного местного пьющего мелкого чиновника Исаева. Через год после начала такой «любви втроём» пьющий муж увёз-таки своё семейство подальше от любовника жены, да ещё и известного писателя, в Кузнецк ныне Новокузнецк, в 600 километрах от Семипалатинска и там быстро умер. В новом месте своего жительства дама завела себе другого молодого человека, забыв о семипалатинском своём писателе рядовой Достоевском. После своего увольнения в запас Достоевский женился-таки на этой энергичной на мужиков вдове, но девушка его не любила, быстро умерла, а Достоевский перед её смертью ей изменял со своей знаменитой юной тигрицей Аполлинарией Сусловой. Также позабавился писатель в Семипалатинске и с местной простой девочкой 17-и лет, которой давал у себя на квартире некие «уроки», наверное, учил грамоте. Он, тридцатипятилетний бывший каторжник, любил совсем юных дев. Как известно, есть правдоподобные сведения, что Достоевский впоследствии не отказывал себе и в развлечениях с 12-13-илетними своими пассиями. Общество и государство в то время сквозь пальцы смотрело на такие развлекухи стоялых жеребцов. Крепостное право, ничего не поделаешь. О чём думает молодой помещик, владелец крепостных рабов? Правильно, думает о совсем своих юных, то есть достаточно нестроптивых и привлекательных, рабыньках. Поэтому усиленно восхищаясь русской классической литературой, упорно изучая её, нашу классическую литературу, в школе, не забудем, что все эти великие русские литературные гении, все эти достоевские, пушкины, лермонтовы, толстые, гоголи, некрасовы, тургеневы, все они, кроме того, что они писатели, — рабовладельцы, то есть педофилия со своими юными невольницами была им в ту пору почти официально разрешена, неофициально же развлекались этим запрещённым и преступным занятием по полной!
На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Вспоминая годы, проведенные в остроге, он писал в конце «Записок из Мертвого дома»: «Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя вновь, на новой борьбе». Самые известные произведения Достоевский создал уже после выхода из ссылки. К ним литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Скончался Достоевский 9 февраля 1881 года от обострения давно мучившей его болезни легких — эмфиземы. После известия о смерти Федора Михайловича толпы людей пришли проститься с великим писателем. Художник Иван Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. Портрет хорошо сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти жены писателя.
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет
Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. "В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой. После каторги Достоевский сшил их в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная».