Татары сунниты или шииты. суннитами или шиитами, чем отличаются сунниты и шииты, история проникновения и принятия ислама татарами, современные татары-мусульмане. Редколлегия В В Попков (отв поволжские татары сунниты или шииты. рассказал РИА Новости муфтий Крганов. Наступление исламистов на Багдад захлебнулось В Ираке правительственным силам, которые поддерживаются мусульманами-шиитами и курдами, удалось остановить наступление экстремистов-суннитов на Багдад, передает Би-би-си.
«Первый ректор Болгарской академии был не из числа мусульманских учёных, поэтому были сложности»
Комментируя вопрос о влиянии на Россию противостояния суннитов и шиитов в разных регионах мира, муфтий отметил, что в РФ такой проблемы нет. Остальные - шииты в основном из числа наших братьев азербайджанцев и выходцев из Ирана. Никакой проблемы между суннитами и шиитами нет.
В Совете муфтиев России выразили обеспокоенность возможным усугублением конфликтной ситуации с регистрацией суннитских мечетей в столице Азербайджана заявили о готовности внимательнее изучить этот вопрос. Такая реакция от муфтиев последовала в ответ на обращение представителей лезгинской общественности, сообщает "Кавказский узел". Мусульмане-сунниты мечети при лезгинском культурном центре "Самур" в Баку ранее направили в Духовное управление мусульман России обращение с просьбой о помощи в связи с продолжающимися, по их утверждению, провокациями и дискриминацией в отношении суннитов в Азербайджане.
В соответствии с изменениями, внесенными в 2009 году в Закон "О свободе вероисповедания" Азербайджана, всем религиозным общинам страны предписано перерегистрировать свои общины в Государственном Комитете по делам религии. Однако "Лезги мечети" и еще ряд суннитских мечетей Баку, как сообщают авторы обращения в ДУМ России, при перерегистрации столкнулись с препятствиями, а некоторые и вовсе были закрыты. Проблемами лезгинской мечети Баку озаботились представители лезгинской общественности России.
Тишков; Ред. Александров, С.
Брук, Н. Волкова и др. Уразманова, С. Управление общественных связей ; гл. Рафиков ; редкол.
Кривоногов, Р. Осипов ; 2004—2017, т. Трофимова Т. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. Уразманова Р.
Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа.
Татарский народ и история Татарстана, на татарском языке публицистика Баяр А. Тайная история татар Валеев Р. Татары у себя дома. Казань: Магариф, 2005. Имамов В.
Ишболдин Б. Очерки из истории татар Хайруллин Г. История татар. Алматы: Издательская группа «Казинтерграф», 1998. И численность их медленно растет.
Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят. Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам.
Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов. Последователи пророка Основоположником вероисповедания данного стал Мухаммед. Этот простой жил человек в городе Мекке и долгое время торговцем работал. Мужчина получал видения, а в 615 решил году проповедовать публично. Вместе с поклонниками преследователи и появились.
После его смерти ислам две на раскололся линии. Это было связано с что, тем ученики не могли определить, кто преемником станет пророка. К какой относятся религии татары сегодня? По верованиям они сунниты-мусульмане. По теории, Мухаммед был предвестником Божьего слова.
В отличие от христианства, пророк не был Бога сыном. Имя Аллах переводится как «бог единый», а его земной дом — это Стоит. Только благодаря принятию ислама на их появились землях города. Их проектировали архитекторы из арабских Религиозные. Она связана с именами великих ученых—просветителей Марджани и Курсави.
Татарские мыслители стали первыми в исламском мире, кто поднял национальные вопросы и призывал к их новому решению. Так, учеными-джадидами сторонниками нового общественно-политического движения Ризаэтдином Фахретдином, Галимджаном Баруди и Зайнуллой Расули были открыты новометодные медресе: « Галия » в Уфе, «Расулия» в Троицке и «Мухаммадия» в Казани.
Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Идейные течения в исламе[ править править код ] С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов: Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств возможность толкований качеств сущности и качеств действия и др. Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами , каррамитами , муджассимитами и мутазилитами. Вопросы связаные с предопределением , Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека касб. По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты , кадариты , каррамиты и наджжариты. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты , каррамиты , мурджииты и мутазилиты.
Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты [11]. Исламские течения в России[ править править код ] Карта распространения мазхабов. Основная статья: Ислам в России Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба , а также исповедующих ислам осетин. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев. Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин с. Религиозно-политические идеологии[ править править код ] Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население , а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата [12]. Панисламизм др.
Какие мусульмане в России сунниты или шииты?
Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников). Места преимущественного расселения суннитов или шиитов выделить можно, но не везде. Вообще, шиитов намного меньше, чем суннитов – не более 15% от всех мусульман. Карабахский конфликт подтвердил: разлом в исламском мире не проходит по линии шииты-сунниты.
Какие мусульмане в России сунниты или шииты?
В первом выпуске серии Рустам-хазрат Батров объясняет, кто такой Абу Ханифа и чем татарстанские мусульмане отличаются от арабских или иранских. Рустам-хазрат Батров первый заместитель муфтия РТ Начнем с того, что мазхаб — это религиозно-правовая школа. В исламе есть три базовые дисциплины, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности: догматическое вероучение, то есть система представлений о жизни и мироустройстве; каноническое право, то есть законы, по которым должен жить правоверный мусульманин; духовная этика. В рамках каждой со временем формировались школы и течения. Внутри канонического права, например, есть четыре основных толка, и они называются по именам основателей: это ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Их сторонники часто придерживаются диаметрально противоположных мнений по одним и тем же вопросам, но при этом все четыре мазхаба считаются каноническими внутри условной исламской ортодоксии условной — потому что у мусульман нет как таковой церкви и, соответственно, понятия «ортодоксия» , что лишний раз подтверждает вариативность и плюрализм ислама. Мазхабы выделяются примерно во втором веке после смерти Пророка Мухаммада, когда начинается процесс систематизации исламского вероучения.
Имам Абу Ханифа, старший из четырех основателей мазхабов, родился в 80 году по хиджре, то есть в 699 году по григорианскому календарю. Пророк был для верующих взрывом, откровением, подобным удару молнии, и после него приходят богословы, которые пытаются этот взрыв упорядочить в законченную, внутренне согласованную систему знаний.
Мазхабы выделяются примерно во втором веке после смерти Пророка Мухаммада, когда начинается процесс систематизации исламского вероучения. Имам Абу Ханифа, старший из четырех основателей мазхабов, родился в 80 году по хиджре, то есть в 699 году по григорианскому календарю. Пророк был для верующих взрывом, откровением, подобным удару молнии, и после него приходят богословы, которые пытаются этот взрыв упорядочить в законченную, внутренне согласованную систему знаний. На самом деле толков было больше, чем четыре, просто не все сумели закрепиться на исторической арене. Сразу после смерти Пророка в исламе обозначилось два лагеря: асхаб аль-хадис, то есть люди, ориентированные на беспрекословное соблюдение буквы религиозного закона, и асхаб ар-рай, то есть люди личного умозрения, ориентированные на вдумчивое понимание духа закона. Абу Ханифа относился ко второму: он не просто бездумно применял положения Корана, но пытался понять их внутреннюю логику и исходя из нее формулировал, как то или иное предписание должно использоваться в быстро меняющихся исторических реалиях.
Более того, он призывал своих учеников к тому, чтобы они не просто запоминали изречения учителя, но понимали его логику, прослеживали источники его решений. Приведу пример. Ислам всегда поддерживал благотворительность, и помимо закята — обязательного религиозного налога — мусульманину рекомендуется давать садака.
И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан — призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси 988 год. Волжская Булгария — именно оттуда пошло зарождение.
У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются.
И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся. У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог. Джума: Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат.
А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином? Аббясов: Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний — обязанность каждого мусульманина.
Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации! Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего.
И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя». Джума: Спасибо вам большое! Ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются, рассказывает АиФ.
Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов? Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али в Арабском халифате возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда , и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана источника исламского права, отчего стали называться «суннитами». Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?
Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда. Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи. Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.
Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж? Последователи различных течений ислама могут совершать намаз ежедневное пятикратное чтение молитв вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж — паломничество в Мекку священный город мусульман на западе Саудовской Аравии. В каких странах большие шиитские общины? Али ибн Абу Талиб — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов. Арабский халифат — исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII-IX вв. В России проживают представители более 20-ти мусульманских народов 19 млн.
Большинство из них имеют свою государственность в форме национальных республик, входящих в состав РФ. На территории России преобладают мусульмане-сунниты Приуралье, Поволжье. Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа. Представители ислама в Приуралье и Поволжье Татары Самый многочисленный народ ислама — татары 7 млн. Современный татарский язык входит в тюркскую языковую семью кыпчакская группа. Имеет 3 диалекта: Казанско-татарский. Западный мишарский.
Восточный сибирские татары. Ислам выступает фундаментом культуры татарского народа, предки которого принимали участие в создании великих империй Раннего Средневековья держава гуннов, Великая Булгария, Тюркский каганат.
Ислам всегда поддерживал благотворительность, и помимо закята — обязательного религиозного налога — мусульманину рекомендуется давать садака. В частности, есть особая скоромная милостыня, которую раздают по случаю окончания поста в месяц рамадан и которая должна идти на поддержание малоимущих. Пророк предписывал давать ее в натуральном эквиваленте: две меры изюма, фиников, пшеницы. С развитием общественно-экономической жизни в халифате появились деньги, и ученики Ханифы стали указывать на то, что смысл скоромной милостыни не в том, чтобы отдавать по две меры веса продуктов, а в том, чтобы нуждающийся мог удовлетворить свои потребности — вдруг кому-то нужны не пшено и финики, а лекарства и одежда? Так появилось постановление ханафитов о том, что садака можно давать в денежном эквиваленте.
Именно поэтому каждый год главный казый Татарстана объявляет, каков размер садака в нынешнем году, с учетом инфляции. При этом братья-мусульмане, придерживающиеся некоторых других толков, продолжают после окончания поста нести в мечеть пшено и финики. Можно понять, если это происходит в деревне, но что нуждающийся горожанин в современном мире будет делать с пшеном? Следование букве закона и пренебрежение его духом могут привести к абсурдным ситуациям, хотя иногда у этого подхода тоже могут быть преимущества.
Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России
Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины. Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек. Таджикские католики объединены в три прихода в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне , которых окормляют 5 священников.
Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении. Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.
Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов зелёный и шиитов фиолетовый в различных регионах. Соотношение суннитов и шиитов в разных регионах Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.
Карта распространения религиозных течений на Ближнем Востоке Течения Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга. Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики — почитание умерших учителей — или концепции — растворения суфия в Боге — и вовсе признаны противоречащими исламу. Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты.
В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире. Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер. Без радикальных сект не обошелся и шиизм.
Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником. Более значимым течением в шиизме является исмаилизм.
Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков — Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие. Первая часть названия означает следование пути пророка ахль ас-сунна , а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути. Сунна — вторая после Корана основополагающая книга Ислама.
Он был по-настоящему образованным улемом его перевод Корана на урду долгие годы считался классическим в Пакистане и убежденным противником британского владычества. Всего восемь лет в стране назад отгремело кровопролитное Сипайское восстание, мятеж хорошо вооруженных мусульман и индуистов, недовольных политикой колониальной администрации. Выступления сипаев были жестоко подавлены англичанами, однако идеи независимости и освобождения от чужеземного владычества плотно засели в умах миллионов людей. Большая игра империй: откуда на карте современные границы Центральной Азии 12 ноября 2019, 21:46 А потому создание медресе Хасан рассматривал, в том числе, как способ вырастить новое поколение убежденных мусульман на смену погибшим участникам восстания. За антибританскую пропаганду в 1916 году проповедник был арестован и заключен в тюрьму на Мальте, но тюремный срок лишь повысил авторитет Махмуд Хасана - после освобождения он получил титул "Шейх аль-Хинд" Шейх Индии. Путешествуя по различным районам Индостана, он призывал к бойкоту британских товаров и полному отказу от сотрудничества с колониальной администрацией, чем мало отличался от Махатмы Ганди, главного идеолога индийского движения за независимость. За коммунизм, республику и нацию: в каких условиях ковалась Таджикская ССР Антибританская программа настолько сближала сторонников Ганди и Хасана, что в стенах Дар уль-Улюм собирались видные религиозные деятели, лидеры индуистов, мусульман и сикхов, ведя беседы о мирном будущем в новой и счастливой Индии. Да и сам Махмуд Хасан незадолго до смерти призывал к объединению последователей всех конфессий Индостана ради борьбы за свободу. Представить такой уровень веротерпимости в современной Индии или в Пакистане сейчас попросту невозможно.
Академия джихада И вот, в 1947 году случилось то, чего столетиями ждали народы Индостана - ослабевший английский лев больше не мог удерживать в своих когтях прежние колонии и доминионы. Наступил раздел Британской Индии. После обретения независимости риторика выпускников Деобандийской школы заметно изменилась. Некоторые из учеников Махмуда Хасана стали выдающимися литераторами, талантливыми богословами, желавшими территориального единства Индии с автономией для мусульман. Иные, напротив, боролись за создание самостоятельной республики Пакистан, государственным стержнем которой должен был стать ислам.
Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада. Джума: Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия? Аббясов: Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация — ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов. Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти. Джума: Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть! Аббясов: Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество. Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры. Джума: Перевод такой же? Аббясов: Да. Но так же слово «даеш» - это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык. У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру. Джума: Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии , например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается? Аббясов: Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности. В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения. Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен. Джума: Различия чисто такие… Адаты. У нас в России ислам — это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан — призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси 988 год. Волжская Булгария — именно оттуда пошло зарождение. У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся. У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.
Противоречия внутри групп могут быть серьезнее, чем между самими течениями, а некоторые государства с преобладанием шиитов и суннитов оказываются союзникам Фото: Reuters Над могилой азербайджанского генерала Полада Гашимова, погибшего еще в июле в Товузском районе, шиитский мулла, выступая с проповедью, попытался заговорить о «нашем шиитском шехиде», который пал якобы за имама Хусейна. Его прервал командир Физулинской бригады ВС Азербайджана, разъяснивший, что все шииты, сунниты, христиане и различные этнические группы вместе сражались за освобождение Азербайджана, а не за идеалы одной из религиозных групп страны, пусть и самой многочисленной, и ее убеждения. В данном контексте важно, что сами шииты выступили против того, чтобы подчеркивать конфессиональную принадлежность своих шехидов. Азербайджан и шиитский фактор Этот эпизод весьма показателен, так как передает сложившую в Азербайджане картину межконфессиональных отношений. Несмотря на то, что большинство азербайджанцев считаются шиитами, в стране нет никаких препятствий для распространения и проповеди суннизма, у которого в стране число последователей только прибавляется. В то же время и азербайджанские сунниты не ставят цель добиться собственного доминирования и оттеснить шиитов на второстепенные роли в религиозной и общественной жизни, как это сделали представители алавитского меньшинства в Сирии или суннитского в Бахрейне. Таким образом, в стране сохраняется устойчивый межконфессиональный баланс, а все попытки сыграть в пользу одной из ветвей Ислама пресекаются еще на низовом уровне. Также следует учитывать, что распространение суннизма в Азербайджане не связано с переходом собственно шиитов в суннизм. Большинство азербайджанцев, ставших суннитами, до этого не были убежденными и последовательными шиитами. Так, в республике значительная часть населения считает себя «мусульманами» достаточно условно, не разбираясь в различиях направлений ислама, также среди азербайджанцев много агностиков, деистов или просто атеистов. Именно за счет этих групп населения в стране и увеличивается численность суннитов. Таким образом, распространение суннизма в Азербайджане объясняется скорее советским прошлым и сохраняющейся глубокой секуляризацией общества, которая вывела многих азербайджанцев из традиционного для страны шиизма, но, с другой стороны, открыла им возможности для религиозных поисков. Как отметил историк-востоковед Иса Джавадов, в данном случае интерес представляет феномен влияние турецкого soft-power, а также фактор информационного освещения, из-за которых среди азербайджанцев растет интерес к суннизму. На территории Азербайджана действуют филиалы турецких суфийских джемаатов, люди смотрят турецкие сериалы, такие как Эртугрул, Абдулхамид, Осада Эль-Кута, которые создают позитивный образ воина, практикующего суннитский толк ислама. В конце концов, президент Алиев чувствует себя комфортнее именно в кругу лидеров суннитских государств — взаимоотношения Азербайджана с Турцией или Саудовской Аравией, Катаром и Бахрейном не носят такой сложный характер, как с Ираном. Также Иса Джавадов обращает внимание на специфику самого азербайджанского общества, где шииты и сунниты давно живут в мире и взаимоуважении и не имеют по отношению друг к другу агрессивных интенций. Однако подобные благостные картины межконфессионального мира очень быстро меняются, в случае, если в стране происходит социальный взрыв.
Во что верит "Талибан", или Идейная доктрина террориста
Татары, как сунниты, придерживаются широко принятых практик и учений суннитского ислама. Шииты и сунниты на карте ближнего Востока. Шииты отличаются от суннитов своей верой в Имама — лидера мусульманского сообщества, который имеет божественное происхождение. Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
В Баку сунниты и шииты впервые в мире совершили намаз единения
Особо занудливые добавляют сунниты, ну и один процент шиитов среди татар наверняка есть они естественно уточняют что они шииты. Рамблер/новости. Зачастую, говоря о практике татарского ислама, наши мыслители, муфаккиры, говорят о том, что татарский ислам должен значительно отличаться от Ислама, изложенного в его источниках: Коране, сунне и иджме, консенсусе богословов-суннитов. Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма. Наступление исламистов на Багдад захлебнулось В Ираке правительственным силам, которые поддерживаются мусульманами-шиитами и курдами, удалось остановить наступление экстремистов-суннитов на Багдад, передает Би-би-си.
УМК предупредил религиозных деятелей относительно разговоров о суннитах и шиитах
Когда произошло разделение на шиитов и суннитов? Шиизм и суннизм — два самых больших течения в исламе. Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Какой мазхаб в Медине? Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африке. Какие два направления появились у мусульман? Сунниты и шииты представляют собой две основные ветви ислама.
Большинство последователей ислама общей численностью 1,3 миллиарда человек — сунниты. Джафаритский мазхаб — школа исламского права фикха , которой следуют шииты -двунадесятники.
Его отец Мухаммед-Шакир Юнусов возглавил первый мусульманский приход столицы после отстранения Хантемирова в 1869 г. Зариф-хазрат и провел первый общественный намаз при открытии Петербургской мечети. С начала 1915 г. Пошатово все той же Нижегородской губернии, ахун из числа потомственных имамов Соколовых, которые вошли в историю своим служением в Ярмарочной мечети г. Нижнего Новгорода. Муэдзином с 1916 г. Чембилей Сергачского уезда Нижегородской губернии. Будучи граждан-ским муллой, Ж.
Нежеметдинов-Соколов в го-ды войны также исполнял обязанности ахуна Второй роты, и по службе был тесно связан с военным ахуном Петроградского гарнизона Мусой Бигиевым. Именно М. Бигиеву - одному из крупнейших мусульманских богословов России ХХ века - суждено было возглавить Соборную мечеть в революционный 1917-й год, а сам Жалялетдин-хазрат был расстрелян большевиками вместе со своим отцом и другими имамами в ночь с 13 на 14 февраля 1919 года между селами Семеновка и Пошатово на Нижегородчине. В конце октября 1917 г. Касимова, имам Ханской мечети этого города. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие азербайджанцы-шииты из Закавказья, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами. В 1920-х гг. Соборную мечеть возглавляли Я. Халиков и К. В период воинствующего атеизма численность прихожан резко уменьшилась.
В новых условиях у мусульман появились большие задолженности по уплате налогов. Существенной проблемой стало состояние здания: уже в начале 1930-х гг. С 1933 г. Ленинградский городской совет депутатов трудящихся принял постановление "О закрытии мусульманской мечети".
Раскол между мусульманами произошёл очень давно - приблизительно 13 веков назад. Причиной возникновения двух лагерей стало не принципиальное расхождение взглядов на религию, а банальное распределение политического влияния и борьба за власть. Когда срок правления последнего из четырёх халифов Али подошёл к концу, возник вопрос: кто займёт его почётное место? И тут понеслось...
Одни считали, что во главе халифата обязан стать только прямой потомок Пророка. Он будет не только достойным руководителем, но и лидером, что обладает высокими моральными и духовными качествами, чтит традиции ислама и является последователем своих уважаемых предков. Их назвали шиитами - с арабского это переводится как «власть Али». Другие же отрицали кровное родство правителя с Пророком и считали, что руководить халифатом сможет любой достойный мусульманин из общины. Их позиция опиралась на тезисы из книги - сунны. Именно поэтому их назвали суннитами. Распространение Суннизм и шиизм - наиболее многочисленные ответвления ислама. Первых в мире насчитывается больше миллиарда, вторых - около ста миллионов, а это всего лишь десятая часть представителей мирового исламизма.
Среди суннитов можно встретить верующих практически из всех мусульманских стран: это арабы, катары, турки, татары. Шииты же в основном проживают в Азербайджане, Ливане, Иране и Ираке. Конечно, это всего лишь условное распределение, так как представители двух верований могут сосуществовать в одной стране, несмотря на многочисленные конфликты. Как бы там ни было, но серьёзных противостояний между ними никогда не было. И в этом их позитивное отличие от христиан, которые, расколовшись, умудрились в XVII веке затеять войну, что длилась целых 30 лет. И эту тенденцию объяснить легко. Включая в общину представителей разных стран, среди которых не только жители Ближнего Востока, но и крымские татары, сунниты являются многочисленным направлением ислама. Шииты, зная о численном преимуществе противника, стараются избегать конфликтов.
Паломничество Хадж - то, чем отличаются сунниты от шиитов. Они совершают священный ход абсолютно к разным местам. Шииты приезжают помолиться в Ирак - в Эн-Наджаф и Кербелу, где, по их преданию, обрели вечный покой Али и его сын Хусейн. В первом городе находится шикарный мавзолей халифа. Здание декорировано цитатами из Корана, тут расположена огромная библиотека с собранием религиозных текстов и писаний. Ежегодно в Эн-Наджаф приезжают десятки тысяч паломников. Тут проживают все духовные лидеры шиитов, здесь также расположен их университет и религиозные школы. Что касается Кербелы, то она находится в 80 км от Эн-Наджафа: в этом городе похоронен имам Хусейн - сын Али и внук пророка Мухаммеда.
Сунниты местами паломничества считают Мекку и Медину. В первом городе родился великий пророк Мухаммед, во втором он был похоронен. Для паломников тут созданы все условия: мечети регулярно обустраиваются и поддаются реконструкции. Например, в Большой мечети можно увидеть эскалаторы и современные аппараты для кондиционирования воздуха, а в Мечети Мухаммеда - автоматическую систему зонтиков, создающих тень для молящихся людей. Отношения к сунне Представители двух течений исповедуют Коран, который является их священной книгой. Они соблюдают пост во время Рамадана и следуют другим основным постулатам религии. Поэтому можно сделать вывод: много общего имеют сунниты и шииты. Разница лишь в их отношении к некоторым деталям, среди которых тексты сунны.
Сунниты этой книге уделяют особое внимание, свято чтя описанные в ней учения. Они признают не только тексты членов семьи Мухаммеда, но и те, которые написаны его сподвижниками. В то же время шииты согласны лишь с писаниями кровных родственников Пророка. Другие постулаты они полностью игнорируют. Есть и другие предпочтения, которыми существенно отличаются сунниты и шииты: разница, например, в их религиозных титулах. Шииты считают своих аятолла посланниками Аллаха на земле. Из-за этого сунниты называют их отступниками, обвиняют в ереси. Шииты, наоборот, осуждают чрезмерный догматизм сунны, говоря, что это приводит к появлению экстремистских движений - ваххабизма и других террористических группировок.
Культ имама Чем отличаются сунниты от шиитов? Именно своими убеждениями, которые касаются спасения мира. Очень далеко в этом вопросе зашли шииты. По их представлению, имам является не только духовным лидером, но и прямым потомком Мухаммеда. Они верят в легенду, согласно которой двенадцатый по счёту халиф ещё в юном возрасте пропал без вести. Тело его так и не нашли, да и живым мальчугана больше никто не видел. Шииты считают, что он до сих пор находится среди людей и просто выжидает нужного часа, чтоб предстать перед верующими. Когда настанет его время, он станет лидером - мусульманским Мессией, - который спасёт мир и человечество, установив на грешной земле Царство Божье.
При этом он поведёт за собой не только представителей ислама, но и христиан, буддистов и т. Сунниты убеждены, что Спасителем может стать любой человек, а не только прямой потомок Пророка. Главное, чтоб будущий лидер обладал нужными качествами - сильным духом, железной волей, умением организовать толпу, убедить её действовать. Он обязан свято чтить догмы религии и учить массы основным постулатам священного ислама. Обряды Их проводят сунниты и шииты. Разница проявляется во многих аспектах - всего выделяют семнадцать основных отличий. Одно из основных - ритуал во время чтения молитвы. Шииты, обращаясь к Аллаху и произнося слова покаяния, кладут на специальный коврик небольшой кусок глиняной плиты.
Он символ их преклонения перед всем тем, что создал Бог, а не человек. Глина - часть земли, которая является продуктом деятельности Аллаха. Именно планета и всё живое - главное для шиитов. Интересно, но иногда вера представителей этого направления бывает фанатичной. Например, во время траурной церемонии в день смерти сына Али, Хусейна, они наносят себе порезы и другие раны, почитая таким образом его светлую память. Другое основное отличие содержится в тексте азана, что призывает верующих на обязательную молитву. Сунниты провозглашают его в первозданном виде, шииты же добавляют слова: суть этих фраз в признании халифов преемниками Аллаха, с чем категорически несогласны их оппоненты. Несмотря на существующие особенности, и те и другие - мусульмане.
Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, - считают многие представители исламской религий.
Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с. Шииты же, наряду с Мухаммадом с.
При произнесении азана — призыва на молитву — шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества. Подход к рассмотрению сунны Пророка с. Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия».
То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с. У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости. Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Направления ислама: чем отличаются сунниты от шиитов?
Пошатово все той же Нижегородской губернии, ахун из числа потомственных имамов Соколовых, которые вошли в историю своим служением в Ярмарочной мечети г. Нижнего Новгорода. Муэдзином с 1916 г. Чембилей Сергачского уезда Нижегородской губернии. Будучи граждан-ским муллой, Ж. Нежеметдинов-Соколов в го-ды войны также исполнял обязанности ахуна Второй роты, и по службе был тесно связан с военным ахуном Петроградского гарнизона Мусой Бигиевым. Именно М. Бигиеву - одному из крупнейших мусульманских богословов России ХХ века - суждено было возглавить Соборную мечеть в революционный 1917-й год, а сам Жалялетдин-хазрат был расстрелян большевиками вместе со своим отцом и другими имамами в ночь с 13 на 14 февраля 1919 года между селами Семеновка и Пошатово на Нижегородчине.
В конце октября 1917 г. Касимова, имам Ханской мечети этого города. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие азербайджанцы-шииты из Закавказья, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами. В 1920-х гг. Соборную мечеть возглавляли Я. Халиков и К. В период воинствующего атеизма численность прихожан резко уменьшилась.
В новых условиях у мусульман появились большие задолженности по уплате налогов. Существенной проблемой стало состояние здания: уже в начале 1930-х гг. С 1933 г. Ленинградский городской совет депутатов трудящихся принял постановление "О закрытии мусульманской мечети". Мечеть была закрыта под предлогом невыполнения ремонта кровли, что приводило к разрушению здания. В том же 1940 г. С этого времени мусульмане под руководством неофициального имама из Гатчины Мутугуллы Хаметова стали собираться на пятничный намаз на Ново-Волковском мусульманском кладбище, которое тогда входило в состав пригорода.
Ведь конфронтация между ними только набирает обороты. В целом же две религиозные ветви не сильно отличаются между собой. И могли бы сосуществовать мирно, как сотни лет назад. Ответ на вопрос заключен в толковании сунн и Корана. А также в некоторых аспектах повседневной жизни.
Во многом эти религии очень похожи. И шииты, и сунниты одинаково празднуют Ураза-байрам и Курбан-байрам, чтут Мухаммеда, соблюдают исламские традиции. Несовпадения же относятся к нормам религии, к правилам поведения, к принципам юридических решений. Но не все нормы, традиции и правила не совпадают, противоречия возникают из-за небольшой части. Просто сунниты чтут не только Коран, но и заветы легендарного пророка.
Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты. Суннизм — самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism суннизм , в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims мусульмане-сунниты , Sunnis сунниты , Sunnites сунниты и Ahlus Sunnah Алу Сунна. Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».
Шииты Отдельной ветвью в Исламе являются шииты — название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе. Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена.
Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами. Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше.
Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба. Исмаилиты В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века. Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали.
Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы. Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али».
В этот день принято дарить подарки и ходить в гости. В мусульманских странах день праздника, как правило, является выходным днем, как и в регионах России, где проживает много приверженцев ислама, — Татарстане, Башкирии, Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и в Республике Крым. Кроме того, в некоторых странах праздник отмечают не один, а три дня. Что можно и что нельзя делать в один из главных мусульманских праздников День Арфа — 15 июня Праздник еще принято называть Днем стояния на горе Арафат. Традиционно в этот день мусульмане могут держать добровольный пост. Домашние хлопоты необходимо закончить до обеда, вторая половина дня отведена на молитвы. Согласно поверью, грехи в этот день увеличиваются, а добрые дела поощряются. Это десятый день мусульманского месяца Зуль-хиджа — праздник завершения хаджа. Курбан-байрам отмечается несколько дней подряд. Например, в Саудовской Аравии празднование длится две недели. В 2024 году Ид-аль-Адха попадает на ночь с 15 по 16 июня. Название праздника отсылает к повествованию о пророке Ибрагиме. События описаны в 37-й суре Корана. Праздник принято встречать в чистой и опрятной одежде. Главная традиция Курбан-байрама — это жертвоприношение. После праздничной молитвы верующие закалывают барана и вспоминают о подвиге пророка. Исламский Новый год или Мухаррем в 2024 году выпадает на воскресенье 7 июля.
Однако наряду с ними имеются талыши, лезгины, хазарейцы из Афганистана, а также таджики из Горного Бадахшана, которые придерживаются исмаилитского направления шиизма. Наиболее устойчивыми и организационно оформленными являются исмаилитские общины Москвы и Екатеринбурга. Отношения между суннитским большинством и шиитским меньшинством в современной России в подавляющем большинстве развиваются спокойно: как правило, шииты в крупных городах посещают суннитские мечети. Для проведения своих религиозных праздников например, День Ашура они арендуют конференц-залы в гостиницах, офисных центрах или коттеджах, где молятся, слушают проповеди и проводят свои собрания. У шиитов нет традиционного для суннитов института муфтиев, вместо него существует институт Марджа ат-таклид тот, кому подражают , то есть это духовное лицо, который дает ответ на те или иные религиозные вопросы и обладает авторитетом в области богословия. Такие духовные авторитеты находятся за пределами России: это рахбар Али Хаменеи род.