Через девять дней после Пасхи для христиан наступает особый день, в который принято поминать усопших и посещать их могилы, — Радоница. Родительский день в апреле-2023: как поминать усопших на кладбище.
Родительские субботы в 2024 году: расписание, обычаи, что нельзя делать
На девятый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу. Этим днем считается вторник Фоминой недели — второй после Пасхи. Радоница, известная также как Пасха усопших или родительский день, отмечается спустя девять дней после празднования Светлой Пасхи. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). Родительский день в апреле-2023: как поминать усопших на кладбище. Радоница празднуется во вторник после Пасхальной недели, т. е. на 9-й день после Пасхи.
Родительские субботы в 2024 году: какого числа
Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Этот родительский день празднуется за неделю до начала Великого поста. «Радоница – это девятый день после Пасхи и первый, когда мы поминаем усопших после перерыва на этот праздник.
«Не носите на могилы крашеные яйца, водку и мертвые цветы»: традиции и мифы Радоницы
– На Радоницу, девятый день после Пасхи, 3 мая верующие поедут на кладбище. – На Радоницу, девятый день после Пасхи, 3 мая верующие поедут на кладбище. Когда в 2024 году Родительские субботы и поминальные дни, как нужно поминать родственников и когда ближайший родительский день, читайте на ФедералПресс. рассказывает, когда будут родительские субботы в 2024 году и что в эти дни можно и нельзя делать.
Пасха мертвых: священники раскрыли, когда будет Родительский день в 2024 году
день особого всецерковного поминовения усопших на 9-й день после Пасхи. Ра́доница, Ра́дуница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян. Родительская суббота – это день, когда РПЦ проводит панихиды по умершим матери или отцу.
Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников
Радоница или Родительский день — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших. Ра́доница, Ра́дуница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян. Этот родительский день празднуется за неделю до начала Великого поста.
Что можно и нельзя делать на Радоницу
Но его родители много помогали бедным, часто совершали поминовения во время богослужений. И благодаря их просьбам — как и молитвам церкви — Бог полностью простил грешную душу и назначил ей будущее вместе со святыми. В вышеупомянутом журнале приводится ещё один эпизод, дающий надежду на изменение посмертной участи усопшего по молитве живых. В 1850 году у одного человека умер отец, служивший дьяком в одной из сельских церквей. Узнав об этом, сын стал сильно тосковать. Однажды отец предстал перед ним во сне. После этого сын пошёл в храм, где очень усердствовал в молитве за своего родителя. Той же ночью отец приснился сыну снова, поклонился ему до земли и поблагодарил его.
После этого покойный стал невидим. Радоница — особый день памяти об ушедших близких. В этот день невыносимая скорбь превращается в радость. Поминовение усопших является не просто психологическим приёмом, помогающим заглушить боль утраты. Это выражение твёрдой веры в грядущее воскресение мёртвых. Виктор Глебов Молитвы об упокоении Молитва за всякого усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Короткая молитва об усопшем Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое имя , и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи.
Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим имя ; душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего.
Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего имя , но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем имя теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков.
Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.
Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою.
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю!
Нельзя посещать кладбища беременным. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом. Приметы на Радоницу Новолуние на Радоницу — примета хорошего урожая. Чем больше угощения раздать «на помин» в этот день, тем больше дадут на том свете. Если человек не помянет родителей на Радоницу, то его никто после смерти не вспомнит и не угостит на том свете. Первый пришедший на кладбище человек в этот день получает особое благоволение от умерших.
Алкоголем не принято поминать умерших, его нет на поминальном столе. Нельзя скорбеть или печалиться. Запрещены ссоры или ругань. Беспокоить землю запрещено, поэтому человеку не стоит работать в огороде. Не венчаются на Радоницу. Праздник выпадает на вторник, в это время не венчаются. Веселиться тоже не стоит. Контакты якобы могут быть через телефоны, радио, компьютеры и другую технику. Например, звонит незнакомый номер, а голос похож на голос умершего родственника. Мигают лампочки. Человеку могут мерещиться запахи. Например, это аромат духов умершей бабушки. Может казаться, будто человек прошел мимо. До 40 дней после смерти родственника человек может слышать звуки.
Если вы хотите, чтобы кто-то тоже помолился о ваших усопших, то подайте пасхальное яйцо или милостыню тому, кто в этом нуждается, и попросите помолиться о ваших усопших, назвав их имена». А вот навести порядок на могиле — не грех. Никакой антисанитарии — вот православный подход. Пришли, сделали уборку, свечку зажгли, помолились — и с Богом домой. Даже кушать а тем более выпивать на кладбище — дело совсем не нужное», — наставляет наших читателей священнослужитель. Смерть — это временно! И всех нас, и живых, и усопших, в будущем вновь соединит общее воскресение и вечная жизнь!
В чём смысл Радоницы и почему это родительский день
Верующие приходят к усопшим родным с освященными куличами и сладостями. На кладбища приносится свежая зелень, в том числе и на заброшенные могилы. Эта дата раньше прежде всего отмечалась в память о павших в Куликовской битве. На Радоницу, как правило, многие приносят на погосты пасхальные куличи, а по возвращении домой также устраивают поминальный обед. Фото: Город55 Традиции родительского дня Накануне проводятся панихиды. Христиане просят Господа отпустить все грехи умершим и даровать им жизнь в Царствие Небесном. Также важна утренняя литургия в субботу. Прихожане освещают пищу, ставят свечи, подают записки об упокоении и заказывают сорокоуст. Это молитвенное поминовение, которое сорок дней совершают в церкви. Далее многие идут на кладбище, чтобы организовать поминальную трапезу.
С точки зрения эзотерики, которая занимается толкованием сновидений, увидеть во сне покойных родственников — примета того, что нужно обратить внимание на свою жизнь и что-то в ней поменять к лучшему.
Считается, что более благоприятно, если вы во сне просто наблюдаете за усопшими родными, пытаясь запомнить их поведение, но не взаимодействуете с ними. Так, приснившаяся на родительский день покойная мать является предвестником долголетия. Она несет информацию о том, что, если вы что-то измените в себе или своей семье, то эти перемены принесут отличные плоды. Увидеть во сне отца считается чуть более суровой приметой. Такой сон может предупреждать о том, что вскоре перед вами на работе поставят серьезную задачу, от решения которой будет зависеть ваше профессиональное будущее. Покойный брат, пришедший во сне на родительский день, примета того, что вам нужно уделить особое внимание своему психологическому состоянию и, возможно, морально подготовиться к грядущим жизненным испытаниям. В то же время физическому здоровью, согласно толкованиям, ничего не будет грозить. Сестра-покойница указывает на то, что вам нужно в корне изменить свое поведение и отношение к окружающим людям, иначе разразится масштабный скандал. Приснившаяся на родительский день покойная бабушка является символом поддержки и помощи. Это примета того, что вскоре вам удастся выйти из некой сложной ситуации, хотя сделать это будет непросто.
Умерший дедушка во сне предупреждает о переменах в жизни. Также он символизирует то, что в ближайшее время у вас будет дел невпроворот. Если во сне дед зовет вас, то это примета скорых неприятностей. А вот увидеть во сне кого-то из покойных дальних родственников сулит скорые материальные дивиденды. Очень часто покойники в сновидениях просят о какой-то вещи или поступке. Священнослужители остерегают людей от того, чтобы в точности выполнять просьбу умерших. То есть, если усопший напомнил во сне о своих обожаемых часах или попросил принести ему любимое при жизни блюдо, не нужно бежать с этими предметами на кладбище. Священники говорят о том, что нельзя класть эти материальные вещи на могилы. На них не должно ничего находиться, кроме свечей или лампадок. Священнослужители советуют, если вы услышали во сне от покойника на родительский день некую материальную просьбу, сразу отправиться в церковь и там поставить заупокойную свечку.
Также не лишним будет заказать в храме сорокоуст. После этого зажгите дома свечу перед иконой и помолитесь. Если есть возможность приобрести предмет, о котором упоминал в вашем сне покойный, то купите его и подарите малоимущему человеку. А вешать его на могильный крест или прикапывать на могилу нельзя ни в коем случае. Это больше соответствует языческой традиции, но к православной вере такой подход не имеет никакого отношения. Давние обычаи Традиции родительского дня весьма обширны и включают несколько пунктов: посещение храма; уборка могилы и территории вокруг; организация поминок дома. Первым делом в родительский день нужно прийти в храм, где необходимо заказать панихиду и помолиться за упокоение душ усопших. Захватите с собой в церковь различные сладости и до начала службы поместите их в храме в специальную корзину для подаяний. По традиции, человек должен купить или заранее взять с собой в храм 12 свечей, чтобы поставить их за упокой такого же количества умерших родственников и знакомых. После этого прочтите заупокойную молитву.
Также не забудьте подать записки с именами умерших, чтобы их помянули. Еще вам необходимо взять большую свечу, с которой нужно отстоять всю службу. Причем свеча должна быть действительно большой, чтобы она не догорела до конца. Огарок не выбрасывайте, а возьмите с собой домой и поставьте перед образами. После посещения церкви можете отправляться на кладбище. К слову, беременным женщинам и маленьким детям лучше воздержаться от похода туда. Им надо помянуть покойных дома. По традиции, у женщин волосы должны быть покрыты косынкой или головным убором, как и в храме. На погосте первым делом нужно убрать могилу и близлежащую территорию: выполоть сорняки, протереть надгробие и табличку с именем. Особое внимание следует обратить на крест, поправить его при необходимости.
С другой стороны, поскольку продолжается празднование Пасхи, мы должны радоваться, отсюда идет название праздника — Радоница, что наши родственники обрели Царствие Небесное. В Радоницу, пришедшие на кладбище должны могилу привести в порядок, поскольку это место будущего воскрешения умерших, и потому оно должно содержаться в чистоте. Крест ставиться у ног умершего, чтобы он всегда мог видеть Животворящий Крест Господень. Придя на кладбище, верующие должны зажечь свечку, и прочитать молитву. И лучше молча постоять на кладбище, если вы не знаете обычаев и молитв, а еду отдать бедным и убогим.
Радоница-2023: какого числа Радоницу отмечают на девятый день после Пасхи, во вторник после Красной горки.
Таким образом знаменательная дата является преходящей. В 2023 году Пасху отмечают 16 апреля, а Радоница, соответственно, приходится на 25 апреля. Радоница-2023: история и суть Традиции устраивать поминальные дни существовали у славян еще до распространения христианства. Память усопших почитали, устраивая специальные застолья и посещая могилы. Поскольку христианство также предполагает продолжение жизни на небесах, ритуалы легко перешли в религиозную культуру, и праздник закрепился в церковном календаре. Считается, что название Радоница происходит от слова «радость».
Таким образом, смысл праздника заключается в том, чтобы донести до усопших радостную весть о воскресении Иисуса Христа, произошедшем на Пасху.
Родительский день в апреле-2023: как поминать усопших на кладбище
Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Его появление в русской богослужебной традиции связано, очевидно, с тем, что с понедельника после «Фомина воскресенья» Устав разрешает совершение достаточно скромных заупокойных служб — литий. Поэтому в некоторых областях Радоницу справляли в понедельник. Соответственно, только с этого времени Устав разрешает верующим приходить на могилы своих ближних. Распространённый в народе обычай приходить на могилы в день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и восходит к языческим тризнам на могильных холмах. Приходя, люди громко делятся с усопшими радостной вестью о воскресении Христовом. Вероятно, с этим связано и само название поминовения — «радоница». В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых».
Толкование, что это потому, что Христос воскрес на третий день, не имеет никакой основы.
К тому же Христос был погребен в пятничный день, в который и умер на кресте», — рассказывает отец Александр. По словам иерея Александра, в XIX веке люди повально увлекались оккультизмом. Они верили в летаргический сон, а в таком состоянии человека можно запросто принять за покойника и похоронить заживо. В указе Николая I даже имеется перечень наказаний для тех, кто вздумает хоронить человека раньше трех дней. Именно через это количество времени обычно появляются первые признаки разложения. В нем говорится о том, что есть три даты поклонения души Престолу Божьему. Это очень сложная тема, поэтому я предлагаю людям в нее не углубляться. Бог пребывает вне времени, и человек после смерти пребывает вне времени.
Поэтому я призываю сильно не увлекаться. Я только отмечу, что все это из церковного предания», — объясняет священнослужитель. Например, что дом нельзя оставлять пустым в течение сорока дней, что нужно класть на порог нож. Это все тоже простые суеверия, утверждает священник. Даже организаторы в кафе предлагают только ложки. Я редко остаюсь на поминки, только если там присутствуют близкие люди. И как-то я попросил вилку. На самом деле это повелось с монастырей.
Раньше там ели только ложками — представьте себе суровый северный монастырь, там только солнце взошло, и ты до заката пашешь. Представьте себе суровых бородатых монахов, которые едят ножом и вилкой? Там у них все максимально просто. Вот тебе ложка, ешь. Но люди вот не думают об этом. Думают, что в монастырях так было не принято. На самом деле, им просто было так удобнее», — рассказывает иерей. Отец Александр отмечает, что на поминках можно заметить всегда один и тот же сакральный набор поминальных блюд: кисель, компот, гречка, гороховое пюре.
Поминальная трапеза — это обед для нуждающихся. Раньше помогали человеку обездоленному и просили помолиться за усопшего. Я понимаю, что люди не пригласят домой бомжа, но никто не мешает пойти в магазин и накупить еды так, расфасовать ее по пакетам и раздать. У вас в подъезде наверняка живут те, кто нуждается: одинокая мама, какая-нибудь старушка», — говорит он. Также не стоит покупать чашечки и платочки и раздавать родне. Лучше потратить эти деньги на подаяние нищим. Пусть даже покойник в морге, родственники делятся и читают по очереди псалтирь по усопшим всю ночь. Во что это превратилось сейчас?
Люди знают, что ночью у покойника надо сидеть. Это мрак.
При этом следует помнить, что продолжается Великий пост и употреблять алкоголь, запрещено. Допускается ли уборка в доме и стирка в Лазареву субботу 27 апреля 2024 года? Как сказано выше, в этот день принято молиться и поминать усопших близких. Поэтому, не стоит проводить масштабные работы по уборке своего жилища. Между тем, если первую половину дня посвятить памяти близких, ушедших из жизни, то во второй половине дня, не возбраняется наведение легкого порядка. Стирка также не запрещена официально, однако церковь не рекомендует посвящать этот день сугубо бытовым вопросам. Можно ли в Лазареву субботу 27 апреля 2024 года мыться, стричь волосы? Таких запретов не сущеcтвует, однако церковь не приветствует это.
Можно ли в Лазареву субботу 27 апреля 2024 года есть рыбу?
Меню поминального стола традиционно включает в себя коливо или кутью, блины, пироги, рыбные закуски, кисель и компот. Как на Радоницу молиться за усопших дома? Если посетить храм не удалось, вознести молитву за усопших родственников можно и дома. Наши предки верили, что умершие посылают им солнечные дни и оказывают всяческое покровительство.
Радоница 2023: что нужно знать об этом празднике и какие традиции соблюдать?
В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». В Малороссии его также называют «могилками», «гробками», «проводами». Развернуть Богослужение сегодня Богослужебные литургические особенности В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида , в которую включаются и пасхальные песнопения. Устав в строгом смысле не допускает включение заупокойных песнопений в чин панихиды. Поэтому любые последования панихиды, совершаемые в приходской практике, в которых допускается смешение пасхального и заупокойного элемента, можно рассматривать как неуставное литургическое творчество. Есть две практики; условно их можно назвать «московская» и «петербургская». Каждая практика устанавливает свой баланс между пасхальными и заупокойными песнопениями.
К нему отнеслись как к самоубийце: не отпевали, не хоронили на церковном кладбище. Но старец Паисий говорит, что, конечно, никто из нас не знает, какова его участь и, может быть, Господь будет милостив к его душе и не вменит ему этого греха, совершенного от страха. А потом дает совершенно неожиданное объяснение такой вроде бы жестокости Церкви, которая и в данном случае не совершает поминовение: когда человек искушается мыслью уйти из жизни, есть что-то, что его все-таки удерживает. И как раз одним из таких удерживающих факторов становится мысль, что это — страшный грех и что Церковь поминать не будет. А если мы к этому смягчим отношение, то для огромного количества людей сами откроем эту дверь, что будет как раз не милосердием, а жестокостью. К сожалению даже очень многие воспринимают отказ Церкви поминать самоубийц, как отторжение, будто мы поставили на человеке печать погибели. Но Церковь не может делать ничего, что являлось бы просто знаком отвержения. Точно так же, как отлучение от Церкви совершается не для того, чтобы наказать человека и погубить его — но чтобы заставить образумиться и вернуться, покаяться. Вот эта кажущаяся жестокость на самом деле — дело милосердия по отношению к живущим и искушающимся помыслом о самоубийстве, ну и в какой-то степени к тем, кто ушел так ушел из жизни, потому что они получают вот такое какое-то наказание, но при этом могут милости Божией сподобиться, потому что суд Божий ни о ком не известен. О тех, кто умер вне Церкви? Сегодня у духовенства нет единого мнения в отношении отпевания и заупокойного поминовения тех людей, которые не были воцерковлены. Одни считают, что раз люди сделали такой выбор при жизни, то есть сами отказались от Бога, то мы не имеем права эту волю нарушать. Другие говорят о том, что человек мог заблуждаться, а теперь, когда он уже предстал пред Богом и сам себе ничем помочь не может, наш долг — помочь ему. Лично мне гораздо ближе второе мнение. Но не дерзну опираться только лишь на какой-то свой опыт или взгляд, которые тоже могут быть ошибочными. Я опираюсь на те же самые чины поминовения усопших, которые у нас в Церкви есть. Почитаем каноны, которые в дни поминовения усопших звучат в храмах, вслушаемся в песнопения, которые поются. И мы поймем, что там идет речь не только лишь о тех, кто прожил благочестивую жизнь, не только лишь о тех, в отношении кого у нас нет никаких сомнений, но и в отношении всех, кто так или иначе своею смертью скончался и был крещен. Да, действительно в священнической практике известны случаи, когда спеть на отпевании «Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», или произнести на кладбище поминовение за всех погребенных, не удавалось. То человек начинал заикаться, запинаться, или ему отказывал прекрасный выученный голос, и певчие тоже никак не могли подхватить — и в результате такая молитва так и не была произнесена. Но тем не менее обычно мы поминовение всех усопших православных христиан в Церкви совершаем. Каков суд Божий о том или ином человеке, мы, естественно, знать не можем, но сколько у нас есть в истории, в Предании Церкви свидетельств о том, что человек, живший дурной жизнью, и уже от Церкви отошедший, по молитвам своих сродников, порой каких-то святых мужей или жен, сподоблялся милости Божией. Есть такое шуточное выражение «быть святее Папы Римского». Вот не надо пытаться быть чрезмерно каким-то строгим и определять, кто спасся, кто не спасся, кто сподобился милости Божией, а кто нет, потому что не нам об этом судить. Вот умер человек, он был крещен, мы не имеем свидетельств того, что он ушел в секту, ушел в какую-то другую религию, или уклонился в ересь или же был явным безбожником, всю жизнь Бога и Церковь проклинающим, по любви к нему — можно его поминать. Конечно, если мы знаем, что человек занимался в своей жизни какой-то темной деятельностью, например, был колдуном, вот его поминать не стоит — не надо на себя брать такой страшный крест. Если человек был каким-то отъявленным злодеем, негодяем, убийцей, тут надо смотреть уже на свои конкретно силы. Готов ты на себя этот крест взять? Потому что даже если ты напишешь записку, то так или иначе на себя этот крест взвалишь. Замечательный афонский подвижник, иеросхимонах Ефрем Катунакский, который буквально жил Литургией, на протяжении долгих-долгих лет, десятилетий совершал ее каждый день, рассказывал о своем опыте молитвы за родного брата — колдуна и чернокнижника. Каждый раз за эту свою молитву старец получал, как он выражался, затрещину или подзатыльник, и понял, что нельзя этого делать. Когда брат скончался и естественным образом прекратил заниматься магией, иеросхимонах Ефрем потихоньку вновь стал его поминать и почувствовал, что уже может это делать. Вот есть и такой опыт, и на него, пожалуй, тоже стоило бы оглядываться. Как молиться и что заказывать в Церкви? Итак, что же христианин обязательно должен знать о поминовении усопших? В первую очередь то, что заупокойная молитва является его христианским долгом, долгом его любви. Ведь они сами уже ничего в своей жизни изменить не могут, но наша молитва что-то в их нынешнем загробном бытии и их участь в вечности, до момента Страшного Суда, может изменить. Как и в какой степени, мы не знаем, но как дело любви к ним мы творим о них молитву.
Именно в этот день правильно будет приехать на кладбище для уборки, помолиться, спеть пасхальные песнопения — похристосоваться со своими усопшими». Он возник в советское время и связан с гонениями на верующих, закрытием многочисленных храмов. Посещением кладбища люди хоть как-то пытались компенсировать невозможность встретить Светлое Христово Воскресение в храме Божием. Сегодня восстанавливается христианская традиция встречать Пасху в храме, а на кладбище отправляться на Радоницу. В Русской православной церкви Радоница отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе празднования Пасхи. Традиционно утро Радоницы начинается в храме на Божественной литургии и пасхальной панихиде по усопшим. В храм нужно прийти пораньше, минут за 30 до начала службы, чтобы без суеты подать поминальные записки и поставить свечи.
Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим родившей и воспитавшей мя родителем моим материю моею , имя или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их , душу же его или: ея, или: их , яко отшедшую или: отшедшие к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрешения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Радоница в Валаамском монастыре видео Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.