Новости рерих выставка в москве

На ВДНХ 4 сентября открывается масштабная выставка «Рерихи. Главная Новости Культура Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве. Выставка Рериха – одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Вы здесь: Главная > Новости Москвы > Открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке.

Другие новости раздела

  • В Новой Третьяковке – выставка Рериха
  • Отзывы о событии «Николай Рерих»
  • Музей, который потеряла Россия
  • Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу – Москва 24, 10.10.2023

Музей, который потеряла Россия

В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. синоптики Новости. Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. К. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы.

Еще статьи

  • R-ART - События
  • В Третьяковке открылась выставка работ Николая Рериха
  • В Третьяковской галерее открылась Выставка "Рерих"
  • Смотрите также
  • Русский музей отправил произведения Рериха в Москву

Тибетские иконы и «Христос с учениками»: что еще смотреть на выставке «Рерихи. Сохраняя культуру»

Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля. В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж. Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4. Картины последних лет Большую часть коллекции произведений Николая Рериха, хранящихся в Русском музее, составляют картины индийского периода творчества 1930 — 1940-е годы , переданные в дар музею в 1960 году старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом. Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность.

Рерих приобрел старинный дом в горах, где в окружении близких людей, среди коллекций, книг и картин, среди древних памятников и высоких прекрасных гор прошли последние 18 лет его жизни. Все эти годы художник работал над Гималайским циклом — самой большой своей живописной сюитой. Одна из центральных тем, всю жизнь волновавшая Рериха, — существование некоего общего Бога или, точнее, некой субстанции, определяющей прошлое и будущее разных народов. По верованиям индуизма и буддизма связь между Землей и другими мирами, порядок на Земле поддерживают высшие иерархи, находящиеся в Шамбале. Где находится эта легендарная страна? На выставке экспонируется известная картина «Полунощное» — своеобразная иллюстрация этих слов. Картина «Поход Игоря» написана Рерихом в Индии в разгар Второй мировой войны, в один из самых драматических моментов истории страны. Она входит в серию произведений, посвященных событиям родного прошлого, национальным героям и святым.

В них художник выразил свои размышления о современности, переживания о судьбе далекой Родины, России. В основу полотна положен реальный сюжет — героический и вместе с тем трагический поход киевского князя Игоря против половцев. Он в равной мере навеян Рериху и реальным событием, и образами оперы А. Бородина «Князь Игорь», которую художник оформлял в начале 1910-х.

В экспозиции, занявшей самое большое выставочное пространство Новой Третьяковки залы 60—61, где раньше были Серов, Айвазовский и так далее , задник натянут вдоль дальней стены — той, на которую открывается вид с внутреннего балкона. И это впечатляющее зрелище: ничего столь же масштабного в музее не демонстрировалось, и даже «Торжественное заседание Государственного совета», занимавшее в экспозиции Репина то же место, меркнет перед «Половецким станом» просто в силу куда более скромных габаритов. Вплотную не подойти — застройка сделана таким образом, чтобы никто даже случайно не смог задеть раритет. Но полотно ведь и создавалось не для рассматривания вблизи — монументальный вид военного лагеря лучше охватывать взором целиком.

Как переименовывают картины и меняют гражданство российским художникам и писателям «Стан» большой и маленький На витрине, что отделяет зрителей от «Половецкого стана», демонстрируются фотографии из реставрационной мастерской, а чуть сбоку — среднеформатный эскиз, выполненный в 1908-м собственноручно Рерихом и годом позже купленный Третьяковкой у автора. Недавно мы видели эту пастель на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция», но теперь можно сравнить предварительную штудию с финальным результатом. По сути, перед нами два разных изображения, сходных лишь идейно, сюжетно. У Рериха доминируют бежевые и желто-коричневые оттенки, Анисфельд же меняет гамму в сторону зеленоватых и темно-красных тонов. Отличается и расположение объектов — палаток лагеря, холмов на заднем плане и так далее. После выставки Рериха задник вернется в реставрационную мастерскую, и хотя в будущем его обещают разместить в Новой Третьяковке уже на постоянной основе, в качестве доминанты зала Дягилева, планы эти удастся реализовать лишь после реконструкции здания на Крымском валу, а она постоянно откладывается. Вдобавок, эскиз там точно не будут показывать в регулярном режиме — работы на бумаге не предназначены для постоянного экспонирования.

А еще сегодня можно посмотреть, как выглядит задник до восстановления утрат красочного слоя. Пока реставраторы успели только залатать саму основу. И это героическая работа. Изначально у холста были множественные разрывы, теперь он выглядит целым, и лишь ряд потертостей их как раз предстоит исправить выдают его непростую судьбу. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Снегурочка и богатыри Полюбовавшись «Половецким станом» в обоих вариантах, зрителю стоит познакомиться и с другими театральными работами Рериха. Некоторые их них хорошо известны — это, например, эскизы для «Весны священной» Стравинского. Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера? Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились.

Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные". Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций.

Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии.

Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы.

Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц.

Благодаря научно-популярным лекциям о Рерихе, в Государственном музее Востока постепенно стал собираться круг людей, активно интересующихся творческим наследием семьи Рерихов, среди которых были известные деятели искусства и науки. Впоследствии ими была основана Комиссия по культурно-художественному наследию Н. В связи с этим следует особо отметить роль таких популяризаторов творчества семьи Рерихов, как В. Князева, П. Беликов, Е. Полякова, Н. Спирина и многие другие. Благодаря их инициативе и усилиям открывались новые выставки картин, проводились интересные встречи, выходили статьи и книги.

Одной из таких ярких фигур стала О. Румянцева, хранитель Мемориального кабинета Н. В добавление к двум крупнейшим музейным коллекциям работ Н. Рериха в Русском музее и Музее искусства народов Востока, экспонировавших произведения Николая Константиновича на своих выставках, в 1970-х годах С. В 1978 году крупнейшая выставка из 300 полотен Н. Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР. Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе. Поражает многочисленность публикаций о Рерихах в прессе и выпуск нескольких их биографий в 1970-е годы14. В их числе знаменитая книга о Николае Рерихе из серии «Жизнь замечательных людей», впоследствии выдержавшая несколько переизданий и переведённая на другие языки15.

Материалы сборника подробно освещали некоторые стороны художественной и общественной деятельности великого русского таланта. Издание начиналось со вступительной статьи академика В. Кеменова о значительном вкладе Н. Рериха в сокровищницу мировой культуры и науки и о развитии взаимопонимания между народами, которому способствовало его искусство. Выход этого сборника обозначил новый этап интереса к рериховскому наследию в научной среде и ознаменовал начало международного сотрудничества советских исследователей с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке США. После завершения юбилейных мероприятий, уже в 1977 году, известным индологом С. Тюляевым17 был выпущен альбом, посвящённый творчеству С. Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г. Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета.

Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров. Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город. Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов? Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи? По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18. Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве?

Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок. Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С.

Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени.

Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н.

Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства.

В Новой Третьяковке открывается большая выставка Николая Рериха

Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30–40 лет, где в центре был индийский период. Николай Рерих — один из самых мистических русских художников. Накануне в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась для посетителей выставка одного из самых значимых мастеров отечественной и мировой живописи, путешественника, ученого Николая Константиновича Рериха. В Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается масштабная выставка Николая Рериха, приуроченная к 150-летию художника. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30–40 лет, где в центре был индийский период.

Государственный музей Востока

Настоящая выставка является образно-тематическим продолжением серии выставок: «Пути благословения», «Держава Рериха» и «Врата в будущее». Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее. Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября. Высота гор и высота духа — на мистической мультимедийной выставке, посвящённой творчеству Николая Рериха. Выставка проходит в Москве с 1 декабря 2022 и заканчивается 23 апреля 2023 года.

Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха

Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения. Статья III Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору. Статья IV Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединения к нему, направляют в Пан-Американский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором. При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Пан-Американский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне. Статья V Памятники и учреждения, указанные в статье I, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях. Статья VI Государства, не подписавшие настоящий договор в момент его открытия для подписания, могут в любое время подписать его или присоединиться к нему.

Статья VII Документы по присоединению, а также по ратификации или денонсации настоящего договора хранятся в Пан-Американском союзе, который уведомляет об их получении другие государства, подписавшие настоящий договор или присоединившиеся к нему. Статья VIII Настоящий договор может быть денонсирован в любое время любым из государств, подписавших или присоединившихся к нему, при этом денонсация вступает в силу через три месяца после уведомления о ней других государств, подписавших настоящий договор или присоединившихся к нему. Читать полный текст О Пакте Рериха В этом году исполнилось 85 лет со дня подписания Пакта Рериха - уникального международного правового документа, посвященного охране культурных ценностей. Инициатором и автором Пакта стал великий русский художник, ученый, мыслитель, гуманист Н. Целью Пакта была не только защита культурных ценностей, как в мирное время, так и во время войны, но и ликвидация самих войн на планете.

Рерих был убежден, что только защита и развитие культуры принесут мир на Землю. В рамках Договора был утвержден предложенный Н. Рерихом отличительный флаг для идентификации объектов охраны, получивший всемирную известность как Знамя Мира. Пакт Рериха стал единственным соглашением в сфере охраны культуры, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. И сегодня, в XXI веке, когда сохранение прочного мира на планете по-прежнему остается одной из самых неотложных задач, значимость Пакта неуклонно возрастает.

Мысль о необходимости защиты «святынь народных», как говорил сам Н. Рерих, пришла к нему в 1903 году, во время путешествия по старинным русским городам. Плачевное состояние многих исторических памятников послужило началом широкой общественной деятельности в защиту Культуры, и уже во время русско-японской войны Николай Константинович приходит к идее о необходимости специального соглашения по охране памятников культуры.

Супруга художника, блистательная актриса индийского кинематографа Девика Рани Рерих, была его верным сотрудником и всячески старалась помогать своему мужу в деловой переписке и его активной просветительской деятельности. На всех мероприятиях они всегда были вместе и поддерживали друг друга в общем деле на благо дружбы народов. Они искренне верили, что Россия и Индия будут вместе создавать светлый мир будущего. Автор книг о жизни и творчестве обоих художников П. Беликов5 довольно подробно описывал события тех лет: «Для Святослава Рериха встреча со зрителем не означала лишь традиционное появление художника на выставке возле своих произведений.

Святослав Николаевич искал живых контактов с людьми, откровенных и задушевных бесед, ответов на все волнующие их и его лично вопросы. Очень существенно было создать и такую развеску картин, которая способствовала бы последовательному их обсуждению с посетителями»6. Попова, посла Республики Индия К. Шелванкара, директора ГТГ А. Лебедева, представителей художественной общественности столицы. Отвечая на приветствия, в своём кратком выступлении Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив, что моя выставка состоится именно здесь, в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом великой творческой работы и наследия русского искусства»7. Появившаяся в печати и на радио информация об открытии выставки Святослава Рериха вызвала необычайный приток посетителей.

Третьяковская галерея была заполнена поклонниками искусства Рериха, и люди часами выстаивали в очереди, чтобы попасть на выставку. Однако пропускная способность залов музея ограничивала доступ зрителей к картинам. В Третьяковской галерее на выставке в течение полутора месяцев побывало 180 000 зрителей, в Ленинграде, в Эрмитаже, за два месяца — 450 000. Вечером этого же дня в Большом театре состоялось торжественное заседание, посвящённое столетию со дня его рождения. Шелванкар с супругой, С. Тихонов, председатель Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами Н. Томский, представители общественных, научных, художественных организаций страны, видные советские художники и общественные деятели. Искусствоведы и учёные выступили с докладами, освещавшими многогранную творческую деятельность русского художника.

На конференции выступили также Святослав Рерих, познакомивший собравшихся с малоизвестными подробностями жизни своего отца, и Зинаида Фосдик, вице-президент нью-йоркского Музея Николая Рериха, сотрудник и близкий друг семьи Рерихов. Беседуя с посетителями выставок, С. Рерих отметил особенность советских зрителей, его приятно удивили уровень их подготовки и тематика задаваемых вопросов. Особенно это бросается в глаза в сравнении со зрителями других стран»8, — говорил художник на встрече с московскими журналистами. Открытие выставки С. Рериха в Эрмитаже состоялось 16 января 1975 года. Святослав Николаевич сам руководил развеской картин. Два больших зала, выделенных для выставки, не смогли вместить всех привезённых полотен.

Сенай с супругой. С приветственными речами выступили директор Эрмитажа Б. Пиотровский, академик М. Аникушин и другие. В своём ответном слове Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив быть здесь среди вас. Последняя моя выставка в Ленинграде была почти 15 лет тому назад, и я хорошо помню, как тогда я почувствовал душевное тепло, сердечный радушный приём, которые мне оказала общественность Ленинграда, русские люди»9. Большие публичные выступления прошли 20 января в Доме учёных и 21 января в аудитории Всесоюзного географического общества. Собравшиеся просили Святослава Николаевича рассказать о своём детстве, о впечатлении, которое на него произвёл нынешний Ленинград, о том, как он стал художником, о родителях, о жизни и работе в Кулу, о перспективах развития Института гималайских исследований «Урусвати».

Некоторые из своих картин С. Рерих подарил Государственному Эрмитажу10 и Новосибирской картинной галерее вскоре после завершения выставок. В 1975 году в одном из писем П. Беликову он писал: «Я думаю, для Новосибирска было бы хорошо выбрать что-нибудь из южно-индийских пейзажей»11. Выставки в Москве и Ленинграде намечались продолжительностью в месяц, однако опыт показал, что этого недостаточно. К концу срока наплыв посетителей увеличивался. Поэтому в Ленинграде было решено продлить выставку ещё на месяц. Уже тогда было ясно, что вскоре предстоят новые выставки.

Демичеву, президенту Академии наук М. В том же году был снят документальный фильм о Николае Рерихе, для которого Святослав Рерих дал ряд интервью12. Ещё одним толчком к развитию Рериховского движения послужила передача в дар советскому народу крупной коллекции художественного наследия Н. Рериха от американской гражданки Кэтрин Кэмпбелл. Рерихов и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе имеющих мемориальный характер. Эта коллекция представляет различные периоды творчества Н. Рериха, начиная с его ранней серии этюдов древнерусской архитектуры и до гималайских пейзажей конца 1930-х годов. Рериха, ставший частью постоянной экспозиции музея и первым «центром притяжения» почитателей таланта великого русского художника и мыслителя.

Помимо картин посетители могли увидеть личные вещи Рерихов, произведения тибетской и монгольской культовой живописи танкха и бронзы из коллекции, собранной Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Благодаря научно-популярным лекциям о Рерихе, в Государственном музее Востока постепенно стал собираться круг людей, активно интересующихся творческим наследием семьи Рерихов, среди которых были известные деятели искусства и науки. Впоследствии ими была основана Комиссия по культурно-художественному наследию Н. В связи с этим следует особо отметить роль таких популяризаторов творчества семьи Рерихов, как В. Князева, П. Беликов, Е. Полякова, Н. Спирина и многие другие.

Благодаря их инициативе и усилиям открывались новые выставки картин, проводились интересные встречи, выходили статьи и книги. Одной из таких ярких фигур стала О. Румянцева, хранитель Мемориального кабинета Н. В добавление к двум крупнейшим музейным коллекциям работ Н. Рериха в Русском музее и Музее искусства народов Востока, экспонировавших произведения Николая Константиновича на своих выставках, в 1970-х годах С. В 1978 году крупнейшая выставка из 300 полотен Н. Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР.

Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе. Поражает многочисленность публикаций о Рерихах в прессе и выпуск нескольких их биографий в 1970-е годы14. В их числе знаменитая книга о Николае Рерихе из серии «Жизнь замечательных людей», впоследствии выдержавшая несколько переизданий и переведённая на другие языки15.

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» 1912, Московский художественный театр и балету Игоря Стравинского «Весна священная» 1913. Выставка продлится до 10 марта 2024 года.

Фотографии предоставлены организаторами проекта.

В экспозицию вошли художественные и документальные материалы из наследия живописца. Здесь можно увидеть свыше сотни картин и графических листов — от ранних шедевров «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Знаковая часть выставки — впервые представленный публике театральный задник для балета «Половецкие пляски», созданный в 1908—1909 годах по эскизу Николая Рериха для первого сезона антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева» в Париже. Это самый крупный экспонат в галерее.

Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха

Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Он участвовал в экспедициях на Алтай, в Монголию и Тибет.

Известно, что основной ее целью был «поиск волшебной страны Шамбалы, где люди живут счастливо и не знают ни бед, ни печалей». Третья часть экспозиции рассказывает о театральной деятельности Рериха. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски».

Он был поставлен в Париже на первом сезоне знаменитой антрепризы «Русский балет» Сергея Дягилева. В наше время этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Его приобрел музей в 2021 году и «транспортировал» в Москву из-за рубежа.

На протяжении многих десятилетий декорация хранилась «накатанной на вал» и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха. Борис Кустодиев.

Портрет Николая Рериха. Русский музей Николай Рерих. Третьяковская галерея Николай Рерих.

Заморские гости. Строят ладьи. Музей Востока Николай Рерих.

Город строят. Илья Муромец.

В образах воинов-подвижников и защитников Бориса и Глеба Рерих и вслед за ним Борис Смирнов-Русецкий воплотили самые высокие духовные идеалы. Согласно истории междоусобной борьбы, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца князя Владимира, братья были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Народ наделил героев лучшими человеческими качествами, воплотив в них свои духовные идеалы, а Рерих и Смирнов-Русецкий увековечили в живописи образы народных героев. Выставка в «Центре Искусств. Москва» раскрывает перед зрителями творческий масштаб Николая Рериха и Святослава Рериха. Выставка «Учитель и ученик. Произведения Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний» имеет значительный интерес для ценителей искусства, поскольку экспонируются произведения из частных собраний, редко представляемых в государственных музеях. Вошедшие в состав выставки произведения демонстрируют наследие Рерихов как целостное явление российской и мировой культуры.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств.

Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази» Государственная Третьяковская галерея. Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.

Подписанный в этот день Пакт Рериха — международный Договор об охране культурных ценностей, инициированный Н. Рерихом, и его символ — Знамя Мира, с каждым годом обретают все большее значение и смысл. В Москве 27 апреля в 15:00 в Библиотеке имени К. Симонова в рамках лектория «Вселенная Мастера» состоится торжественное мероприятие, посвященное Международному дню Культуры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий