Новости процент православных в россии

Согласно исследованию проведенному Российской православной церковью, в 2023 году в России проживают около 75% православных христиан. Сколько в России православных и, главное, каковы они, что можно сказать об их духовных качествах? Экспорт новостей Экспорт новостей. Список печатных СМИ, получивших гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви". При этом сегодня лишь 13% православных можно назвать воцерковленными – они посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Православные христиане в России Православная церковь России является автокефальной и состоит из нескольких юрисдикций, включая Русскую православную церковь, Московскую патриархию, Санкт-Петербургскую епархию и другие.

Более 60% россиян назвали себя православными

В целом количество воцерковленных людей в России невелико — оно составляет менее 5%, утверждает Пастернак. Россия 2023: национальный состав. православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны. Процент мусульман в России в 2023 году: актуальная статистика и тренды.

СТАТИСТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Религиозный и традиционный состав России. Государственная религия, Процент мусульман, православных, атеистов, исповедующих ислам и прочее. Важно помнить, что статистика и данные о проценте православных в России могут колебаться в зависимости от многих факторов, таких как региональные различия, уровень образования и социальный статус. По данным опроса, который провел ВЦИОМ, православными считают себя 68% россиян. При этом среди российских женщин православных больше, чем среди мужчин (74% и 60% соответственно).

В РПЦ «отменили» статистику о православных (их 1,4-82%)

Сравнение процента православных в России с другими странами и вероисповеданиями позволяет оценить роль и влияние православной веры в российском обществе по сравнению с другими регионами мира. объединяющая основа нашей страны. Читайте последние новости на сегодня по теме РПЦ. Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской Православной Церкви в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. РПЦ заявляет, что в России 80 процентов населения являются православными. крещение, хотя вера не поддается математическому анализу: в РПЦ "отменили" статистику о православных (их 1,4-82.

Россия: Процент православных

При этом сегодня лишь 13% православных можно назвать воцерковленными – они посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. 75 духовных школ (5 академий, 34 семинарий, 36 училищ), всего на стационаре обучается более 5400 человек; в России 2 православных университета и 1 богословский институт. Новости. В России. Россия 2023: национальный состав. православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны.

Сколько в России православных?

При этом четыре процента граждан затруднились с ответом. Кроме того, 65 процентов россиян заявили, что доверяют Русской православной церкви. Ранее врач-диетолог Михаил Гинзбург назвал безопасный срок хранения пасхальных яиц.

Примечательно, что четыре года назад этот показатель был в два раза ниже.

Протодиакон Андрей Кураев, комментируя результаты опроса в рамках беседы с изданием «Политика Сегодня», уточнил, что на самом деле в России уменьшилось не количество православных христиан, а число людей, которые «согласны» считать себя таковыми. Это всё-таки значимая разница. При этом эти же люди, когда это выгодно пропаганде, включаются в число православных.

Дескать, нас там 70 с лишним процентов, мы большинство и прочее. Андрей Кураев, протодиакон.

Правда, как отметила координатор службы «Среда» Алина Багрина, вопрос о количестве православных в России для социологов давно представляет собой настоящее минное поле. Сложность, прежде всего, заключается в том, как считать религиозных людей, и можно ли вообще измерить религиозность? Вера дело живое, и она не поддается математическим расчетам и механически критериям. Социологи вынуждены придумывать различные методики, чтобы все же попытаться решить эту проблему.

Например, один из общепринятых подходов, особенно на Западе, заключается в том, чтобы «вычислять» верующих через их религиозное поведение: посещение храмов, участие в приходской жизни общины, частота исповедей и Причастия и т.

Но вот с Рождеством как будто острой моральной дилеммы не возникает, и если в Новый год пышные отмечания и застолья уже ощущаются чем-то зазорным, то Рождество таких чувств не вызывает. Да и открыток в домовых чатах было больше. Общий фон поздравлений — по-христиански добрый: мира и любви», — добавляет эксперт. Номинальное восприятие христианской традиции подтверждают и косвенные данные. Вслед за Рождеством не очень-то чтят россияне и каноны Великого Поста. Россияне не снижают потребление мяса, рыбы и молока в Великий Пост К примеру, не отмечается снижение потребления мясных, рыбных и молочных продуктов в постный период.

Такие данные приводит Центр социального проектирования «Платформа», исследовавший потребительское поведение россиян во время Великого поста. Религия все больше расценивается как сфера внутренней жизни, которая может не носить заметного отражения во внешнем поведении.

В РФ уменьшается количество православных верующих

Он установлен в память о земной кончине Богородицы в 48 году нашей эры. В ближайшие две недели следует воздержаться от мясных, молочных и рыбных продуктов. В субботу и воскресенье разрешено растительное масло, и только один раз за весь пост разрешается есть рыбу - 19 августа, в праздник Преображения Господня.

Такой резкий всплеск был обусловлен распадом Советского Союза. Однако несмотря на это, доля православных среди всего христианского — и мирового — населения сокращается ввиду более быстрого роста количества протестантов, католиков и нехристиан. Территориальное распределение представителей православной конфессии также отличается от других основных христианских традиций 21-го века.

В 1910 году — незадолго до эпохальных событий Первой мировой войны, большевистской революции в России и распада нескольких европейских империй — все три основные ветви христианства православие, католичество и протестантизм были сконцентрированы преимущественно в Европе. С тех пор общины католиков и протестантов значительно расширились за пределы континента, а православие осталось в Европе. Снижение доли православия в мировом христианском населении связано с демографическими тенденциями Европы, имеющей более низкие показатели рождаемости и более возрастное население, чем такие развивающиеся регионы, как Африка к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Доля населения Европы в мировом населении падает уже давно, а в ближайшие десятилетия, согласно прогнозам, сократится и в абсолютном выражении. По имеющимся сведениям, появление православного христианства в славянских регионах Восточной Европы датируется девятым веком, когда миссионеры из столицы Византийской империи Константинополя ныне турецкий Стамбул стали распространять веру вглубь Европы.

Сначала православие пришло в Болгарию, Сербию и Моравию ныне входит в состав Чехии , а затем, начиная с X века, — в Россию. Вслед за произошедшим в 1054 году великим расколом между восточной православной и западной католической церквями, православная миссионерская деятельность не прекращала распространяться по территории Российской империи с 1300-х годов до 1800-х. В это время протестантские и католические миссионеры из Западной Европы отправились за океан и перебрались через Средиземное море и Атлантику. Благодаря португальским, испанским, голландским и британским империям западное христианство католичество и протестантизм достигло стран Африки к югу от Сахары, Восточной Азии и обеих Америк — регионов, где рост населения в XX веке значительно превышал европейский. В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выраженной, хотя на Ближнем Востоке, к примеру, православные церкви существовали на протяжении столетий, а православные миссионеры обращали в свою веру жителей таких далеких стран, как Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка.

На сегодняшний день в Эфиопии зафиксирован наибольший процент православных христиан за пределами Восточной Европы. Этот восточноафриканский форпост православия отражает две основные тенденции. Во-первых, за последние 100 лет здешнее православное население росло гораздо быстрее, чем в Европе. А во-вторых, по некоторым параметрам православные христиане Эфиопии гораздо религиознее европейцев. По данным Pew Research Center, это соответствует более широкой модели, согласно которой европейцы в среднем чуть менее религиозны, чем жители Латинской Америки и стран Африки к югу от Сахары.

Это касается не только христиан, но и мусульман Европы, которые соблюдают религиозные предписания в целом не столь старательно, как мусульмане других стран мира. Среди православных христиан на постсоветском пространстве фиксируется, как правило, самый низкий уровень религиозности , что, вероятно, отражает наследие советских репрессий. В других республиках бывшего СССР данный уровень тоже невелик. В этих странах вместе взятых проживает большинство православных христиан мира. А православные христиане Эфиопии, наоборот, с большой скрупулезностью относятся ко всем религиозным обрядам, не уступая в этом отношении другим христианам включая католиков и протестантов в странах Африки к югу от Сахары.

Православные христиане, живущие в Европе за пределами бывшего СССР, демонстрируют несколько более высокий уровень соблюдения ритуалов, но по-прежнему сильно уступают православной общине Эфиопии. Что же общего имеют сегодня эти разрозненные общины, помимо общей истории и литургических традиций? Одним практически универсальным элементом православного христианства является почитание икон. Большинство верующих во всем мире говорят, что хранят дома иконы или иные священные изображения. Вообще, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которому, согласно проведенным опросам, православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят эфиопов.

Православных христиан всего мира объединяет также то, что все священнослужителя являются женатыми мужчинами; церковные структуры возглавляются многочисленными патриархами и архиепископами; допускается возможность развода; а отношение к гомосексуализму и однополым бракам носит весьма консервативный характер. Это лишь некоторые из основных выводов недавно проведенного Pew Research Center глобального исследования православного христианства. Представленные в этом докладе данные были собраны благодаря различным опросам и другим источникам. Данные о религиозных верованиях и обрядах православия в девяти странах бывшего Советского Союза и пяти других странах Европы, включая Грецию, получены из исследований, проведенных Pew Research Center в 2015-2016 годах. Кроме того, центр располагает последними данными по многим хотя и не всем аналогичным вопросам, заданным православным христианам Эфиопии и США.

Помимо прочего, доступны оценки численности населения всех стран на основе информации, собранной в ходе подготовки доклада Pew Research Center 2011 года под названием « Глобальное христианство » и отчета 2015 года « Будущее мировых религий: прогнозы демографического роста на 2010-2050 годы ». Широкая поддержка учений церкви о священстве и разводе Несмотря на разный уровень религиозности, православных христиан всего мира объединяют суждения о некоторых отличительных церковных стратегиях и учениях. Сегодня большинство православных христиан в каждой из опрошенных стран поддерживают нынешнюю церковную практику, согласно которой женатым мужчинам разрешается становиться священнослужителями, что резко контрастирует с общим для всей католической церкви требованием целибата для священников. Аналогичным образом, большинство православных поддерживают точку зрения церкви в вопросе признания процедуры развода, что также отличается от позиции католичества. Православные христиане в целом поддерживают ряд церковных позиций, которые совпадают с курсом католической церкви, в том числе запрет на посвящение в духовный сан женщин.

Вообще, православные по данному вопросу достигли большего согласия, чем католики, поскольку в некоторых общинах большинство склоняются к тому, чтобы разрешить женщинам принимать постриг. В России и некоторых других местах православные расходятся во мнении по данному вопросу, однако ни в одной из опрошенных стран возможность женского посвящения не поддерживается большинством В России и некоторых других странах минимум пятая часть респондентов мнения на данный счет не высказывает. Православных христиан также объединяет протест против поощрения однополых браков см. В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католичеством.

Я вижу здесь некоторое несоответствие, которое скорее всего связано с несовершенством методик или с какими-то другими возможными погрешностями», — заметил Кипшидзе. Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин уверен, что цифра по количеству православных верующих на самом деле намного ниже заявленной. Это прежде всего касается вопросов о принадлежности к той или иной религии. Однако этим они лишь транслируют свою культурную и этническую самоидентификацию. Но вот сколько в этих процентах занимает культура и практическая религиозность, в подобных опросах не выясняется».

Если верить результатам ФОМа, то в России 10,2 млн приверженцев ислама. Потом вдруг поправили цифру на 14 млн, и ее продолжают озвучивать до сих пор. Это смешно, что вдруг мусульмане остановились в своем количественном росте», — отметила Газиева.

Опрос провели в период 25-30 сентября 2021 года методом интервью в 137 населенных пунктах 50-ти регионов России. Что получилось? Каков религиозный состав России в 2021 году? Процент православных почти не изменился. График изменения процента православных в России с 1989 по 2020 гг.

Связано ли это с деятельностью патриарха Кирилла или многие просто разочаровались в православии? Дать точного ответа без дополнительных исследований нельзя. Тем не менее, в России большинство именуют себя православными. Но какого «качества» эти православные? Являются ли они православными на самом деле, или называют себя православными исключительно в культурном смысле? Верите ли вы в жизнь после смерти? На вопрос «верите ли вы в жизнь после смерти? Почти половина из них сомневается.

Может ли православный не верить в жизнь после смерти или сомневаться в этом? Не может. Верите ли вы в царство небесное? На вопрос «верите ли вы в царство небесное? Верите ли вы в религиозные чудеса? На вопрос «верите ли вы в религиозные чудеса? Дело в традиции. Многие называют себя православных не потому, что верят в Иисуса Христа, воскресение мертвых и т.

ФОМ: Большинство россиян себя считают верующими

В июле ВЦИОМ представил мониторинг «Религия и общество», в котором, с одной стороны, можно увидеть стремление организаторов опроса получить данные, возможно больше соответствующие политике власти в области религиозности и демонстрирующие важность и распространенность религиозных воззрений в современном обществе, с другой — содержащиеся на этом фоне противоречивые моменты. В чем суть религиозной политики власти: в установке на поддержку «традиционных религий», что, в принципе, зафиксировано в Конституции как право каждого гражданина исповедовать любую религию, и определенное игнорирование другого положения Конституции, утверждающего право каждого не исповедовать никакой религии. Оба положения равноправны, но, если религиозность властью поддерживается и демонстративно пропагандируется, то отказ от религиозности атеизм пока не запрещается, но, скажем так, не одобряется и во многих случаях в публичной сфере «морально» осуждается. В плане заметной предвзятости и стремления получить данные, наиболее благоприятные по отношению к прорелигиозным установкам — пример из самого вопросника данного вциомовского мониторинга: в пункте, где речь идет о степени важности религии для реципиента «Какую роль в Вашей жизни играет религия? Очень важную; 2. Довольно важную; 3. Не слишком важную; 4. Не играет никакой роли. Три варианта ответа предполагают признание важности религии для человека, лишь один — отрицание такой роли.

Уже соотношение три к одному формирует отношение реципиента. С одной стороны, добросовестным было бы предложение равного количества вариантов ответов: как признающих важность религии, так и ее отрицающих. С другой — деформирует суть ответа: формулировка третьего варианта ответа «не слишком важную», по сути, означает «почти никакой», то есть относилась бы к числу не признающих важность религии для реципиента, но в предложенном варианте — формально выглядит как некоторую важность признающую.

Сведения о численности представителей разных религиозных конфессий по городам страны противоречивы. Приведём пример по Москве и Санкт-Петербургу: По заявлениям главы совета муфтиев России, в Москве проживает примерно 4 миллиона представителей данной конфессии. Эти данные были опровергнуты экспертом Российской академии народного хозяйства и гос. Реальная численность сторонников этой религии в столице составляет примерно 400 тысяч». Разрешённые религии В основной закон страны конституция заложена свобода вероисповедания. Отсутствует уполномоченный государственный орган по контролю над деятельностью религиозных организаций. Данное положение вещей может измениться — в 2008 году была внесена соответствующая поправка в закон о религиозных объединениях. Первый прецедент — создание управления по делам религий в Татарстане на основе преобразования профильного совета при каб.

Сами батюшки таких православных называют «захожане», а не прихожане. Пиарятся на этом разве что официальные политики. Так руководитель «коммунистической» партии благостно разродился текстом пасхального поздравления, в котором умудрился процитировать китайскую «Книгу перемен», входящую в конфуцианское Пятикнижие. Очевидно, эти народные избранники не читали свою собственную конституцию, которая в статье 19 утверждает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии...

Наступивший Великий пост позволил социологам задать вопросы и на эту тему. Уменьшение числа людей, называющих себя православными, стало устойчивой тенденцией. Среди причин этого явления аналитики называют следующие. В первую очередь, это продолжающееся огосударствление Русской Православной Церкви и некоторых других конфессий. Идеологическое содержание выступлений высокопоставленных церковных иерархов практически не отличается от выступлений государственных чиновников подобного ранга. А если высказываемые иерархами идеи вторичны, то и никакого общественного интереса вызывать не могут и не способны. РПЦ и другим традиционным конфессиям редко удается своевременно и оперативно ответить на вызовы времени, будь то пандемия, повышение пенсионного возраста, экономический кризис или другие социальные явления, и сформировать свою собственную актуальную повестку дня. В глазах сограждан религиозные организации, приходы, общины постепенно превращаются в исторические заповедники, где россияне могут получить лишь музеефицированные ритуальные услуги, но никак не решить и даже не обсудить насущные вопросы своего бытия.

СТАТИСТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Если в 2004 году храмы в Рождество посетило 3 миллиона человек; в 2014-м — уже 2,3 миллиона человек, в 2024 году, как уже было сказано — всего 1,4 миллиона. Раньше не читали Ленина, сейчас не читают Библию. Обычное светское общество, которое насилуют традиционализмом, а оно смотрит на это со стоическим терпением и пофигизмом», — комментирует политолог, эксперт по региональной политике Александр Кынев. Однако за пределами церкви Рождество в этом году отмечали как будто гораздо активнее, чем даже популярный Новый год. И практика подтвердила эти данные. На улицах тоже было не слишком празднично. В магазинах и ресторанах дежурно поздравляют с праздниками, но тоже без энтузиазма. Конечно, таков государственный тренд — отмена салютов, иллюминации.

Более 73 процентов респондентов, попавших в выборку, указали, что не поддерживают ношение в государственных школах одежды и предметов, демонстрирующих религиозную принадлежность учащихся или преподавателей. Всего было опрошено 8800 респондентов в возрасте от 19 до 67 лет. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.

При этом часто верующим действительно не хватает места", — отмечает Дискин. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают", — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности", — утверждает он.

Количество или качество? Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности", — утверждает он.

Количество или качество? Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый "индекс воцерковленности", который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами.

А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой", — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Результаты Синодального периода с 1721-го по 1917 год. В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни.

ВЦИОМ: верующих в России 70 процентов, а воцерковленных — всего 8

Фонд принимает все разумные меры по поддержке актуальности обрабатываемых персональных данных, включая без ограничения реализацию права каждого субъекта получать для ознакомления свои персональные данные и требовать от Фонда их уточнения, блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленных выше целей обработки без объяснения причин такого требования. Хранение персональных данных в форме, позволяющей определить Субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен законодательством, договором, стороной которого является субъект персональных данных, а также согласием субъекта персональных данных на обработку данных. Уничтожение или обезличивание персональных данных по достижении заявленных целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Фондом допущенных нарушений установленного законодательством порядка обработки персональных данных, отзыве согласия на обработку субъектом персональных данных, истечении срока обработки персональных данных, установленных согласием на обработку персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством или договорами с субъектами персональных данных. Для целей указанных в п. Согласие дается путем активации чекбокса «Согласен с условиями политики конфиденциальности». При передаче Персональных данных Субъекта персональных данных на Сайте. При передаче данных Субъекта персональных данных третьим лицом, третье лицо гарантирует, что предварительно получило от Субъекта персональных данных согласие на передачу данных Фонду. Персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законодательством РФ; Обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством на Фонд функций, полномочий и обязанностей.

Для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных и исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных. Фонд не раскрывает третьим лицам и не распространяет Персональные данные без согласия Субъекта, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Фонд не обрабатывает Специальные категории персональных данных, Биометрические персональные данные. Фонд не осуществляет Трансграничную передачу Персональных данных Субъектов. Фонд до начала осуществления трансграничной передачи Персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу Персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов Персональных данных. Способы обработки персональных данных Фонд осуществляет обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, а также без использования таких средств. Политика распространяется в полном объеме на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, а при обработке персональных данных без использования средств автоматизации — только на те случаи, когда такая обработка соответствует характеру действий операций , совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и или доступ к таким персональным данным.

Результатам этого масштабного исследования, охватившего 56 900 человек в 79 субъектах Российской Федерации, была посвящена пресс-конференция, которая прошла сегодня 18 декабря в РИА Новости. Правда, как отметила координатор службы «Среда» Алина Багрина, вопрос о количестве православных в России для социологов давно представляет собой настоящее минное поле. Сложность, прежде всего, заключается в том, как считать религиозных людей, и можно ли вообще измерить религиозность? Вера дело живое, и она не поддается математическим расчетам и механически критериям. Социологи вынуждены придумывать различные методики, чтобы все же попытаться решить эту проблему.

В православии Великий пост делится на первые шесть недель и Страстную неделю 6 дней перед Пасхой. Для православных христиан во время Великого поста под запретом употребление мяса, молока и молочных продуктов, яиц, животного масла, сдобы и выпечки.

России это пока не грозит, но на Западе религиозные институты боятся декларировать свою религиозность. Допустим, если они оказывают помощь, то заранее заявляют, что не будут навязывать никаких религиозных взглядов. Это происходит в силу страха перед идеологией, которая требует секулярного подхода.

Такая крайность — тоже своеобразный «евангелизм», если говорить о том, насколько рьяно сторонники социального развития отстаивают свою идеологию и веру, узкий набор ценностей. И подобных «верующих» становится все больше. Вообще нашу жизнь сегодня пронизывает принцип VUCA: волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность. Он представляет большой вызов не только для православия, но и для многих других традиционных конфессий. И как на него ответить — я не знаю. Одним опросом не обойтись Яков Тестелец Яков Тестелец, доктор филологических наук, заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН: — Когда опросом занимаются специалисты, результаты, скорее всего, достоверны. Если мы хотим понять что-то про большую совокупность, нужно сделать выборку. Условно говоря, положить все в мешок, хорошенько потрясти, перемешать и вынуть первые сто попавшихся. Это случайная выборка, и распределение признаков будет с высокой вероятностью таким же, как и в генеральной совокупности. Но в социологии такие методы неприменимы, поэтому создаются искусственные выборки по некоторым основным характеристикам — допустим, возраст или образование.

Если выборка составлена профессионально, результат совпадет с тем, что получится, если бы опросили вообще всех людей. Могут быть ошибки, если какой-то важный признак не учли. Результаты опроса — это то, что люди про себя сообщают. А интерпретировать такие факты, объяснять изменение данных по годам — гораздо более сложная задача. Люди могут допускать, что религия — определенная часть их жизни по каким-то мотивам. Очень трудно понять, насколько все это серьезно. Это можно выяснить только в результате очень долгого кропотливого анализа, который одним опросом не делается. Это работа для социологов и религиоведов высокой квалификации. В 1990-е годы в академической среде было довольно много разговоров на тему религии. Возникало ощущение, что христианство возвращается в общественную жизнь.

Сейчас стало понятно, что самостоятельной общественной роли у христианства нет, религия больше стала относиться к жизни индивидуальной. Верующих часто рассматривают как чудаков, которые ходят в своего рода фан-клубы или занимаются исторической реконструкцией. Мы знаем, что есть общий и очень давний тренд на секуляризацию. Религия в большинстве стран оказывает все меньше влияния на жизнь людей. Вернее, они говорят, что соблюдают посты — понятно, что по строгому уставу постятся немногие, а некоторые имеют в виду, что хорошо бы их иногда соблюдать. Но это совсем не маленький процент для современного мира. Поскольку вы здесь...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий