Чтобы сделать бизнес-план эффективным, понятным и удачным, стоит соблюдать некоторые принципы при его написании. Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы.
Принципы подготовки профессионального бизнес-плана
Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем. Предметом бизнес-планирования является деятельность ком-пании, заключающаяся в стремлении к достижению стратегиче-ских целей. Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой.
Принципы и подходы бизнес-планирования
Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект.
Принципы и подходы бизнес-планирования
принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о будущем бизнесе, включая цели, стратегию, источники финансирования и план действий.
Разработка стратегического плана развития предприятия
Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6]. Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию. Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему. Принципы составления инвестиционного бизнес-плана. Предметом бизнес-планирования является деятельность ком-пании, заключающаяся в стремлении к достижению стратегиче-ских целей. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект.
Методы и принципы планирования бизнес плана
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами. Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний. Функции бизнес-плана Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: — выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках; — определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям; — спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения. Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту: — что эта идея принесет в будущем; — как будет развиваться производство; — как будет продаваться продукт или услуга; — какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке экономической, политической, конкурентной и при непредвиденных обстоятельствах. Разработка бизнес-плана осуществляется при помощи экспертов и консультантов, а также с участием руководителей от организации.
Также по согласованию с заказчиком могут участвовать консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, участвующий в подготовке бизнес-плана лично, планирует свою будущую деятельность вперед, учитывать целесообразность и обоснованность инвестиционного проекта.
При этом результаты такого подхода далеки от желаемых. Массовый упадок предприятий тяжелой промышленности, стагнация и вялотекущая деятельность производителей пищевой продукции и товаров массового потребления явно свидетельствуют о необходимости менять устаревшие принципы российского менеджмента, делать его более гибким, оперативно реагирующим на текущую рыночную ситуацию. Время сверхприбылей прошло — сегодня необходимо привыкать работать в условиях стабильных, но невысоких доходов, поэтому интуиции и спонтанных решений теперь недостаточно, чтобы сохранять имеющийся потенциал и находить возможности для роста. Необходимость бизнес-планирования вне зависимости от сферы деятельности компании и особенностей реализуемых ею коммерческих процессов очевидна: наличие такого документа не только дисциплинирует менеджмент, но и значительно упрощает понимание целей, стоящих перед организацией, и создает базу для плодотворной работы по их достижению. Кроме того, в пользу планирования можно привести еще как минимум три причины: появляются критерии для объективной оценки деятельности предприятия в целом и отдельных управленцев в частности; менеджмент компании ориентируется на краткосрочные и перспективные цели, четко представляет, какие задачи необходимо решить на очередном этапе развития бизнеса; на предприятии создаются условия, гарантирующие доведение до всех сотрудников внедряемых руководством идей и своевременное привлечение необходимых финансовых ресурсов.
На разработку по-настоящему полезного бизнес-плана, учитывающего все реальные условия деятельности компании, требуются значительные затраты — как материальные, так и в виде рабочего времени сотрудников предприятия. Это является одной из причин, по которой многие российские предприниматели предпочитают обходиться без стратегического планирования, в большей степени полагаясь на собственную интуицию и умение принимать оперативные решения исходя из текущей ситуации. Многие топ-менеджеры убеждены, что никакой необходимости в бизнес-планировании нет, поскольку постоянно меняющиеся внешние обстоятельства нивелируют усилия по созданию долгосрочных стратегий. Согласиться с этой точкой зрения нельзя хотя бы потому, что компании, вооруженные планом, чувствуют себя гораздо увереннее в критических ситуациях, ведь соответствующие действия предусмотрены в ходе работы над документом. На помощь руководству предприятий, действующих по плану, приходит мировой опыт менеджмента и выработанные за многие годы его существования приемы и методы реагирования на внезапные изменения рыночной среды. Это позволяет сохранять стабильность и минимизировать потери в самых сложных ситуациях. Другими словами, суть бизнес-планирования деятельности состоит в том числе в предварительной подготовке компании к таким положениям, в которых руководству придется принимать оперативные нестандартные решения, позволяющие удержаться на плаву и даже преодолеть кризис без негативных последствий.
Безусловно, предприятия, уделившие достаточное внимание работе над планом и предусмотревшие в нем проблемные ситуации, а также пути выхода из них, находятся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами, проигнорировавшими этот этап своей деятельности. Для начала в компании должна быть собственная методологическая и методическая база разработки, контроля и мониторинга выполнения бизнес-плана. Она подразумевает наличие квалифицированных сотрудников финансово-экономической службы, способных внедрять эти методы в практическую деятельность организации.
Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной.
Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает.
На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете.
Продукт или услуга В этом разделе подробно описывают продукт или услугу, которые предлагает компания. И акцентируют внимание на уникальных конкурентных преимуществах, если они есть. Нужно включить в него ответы на такие вопросы: Какую услугу оказывает компания или какой товар продаёт. В чём преимущества товара или услуги с точки зрения клиентов — почему клиенты придут именно к вам. Какой у продукта или услуги жизненный цикл — что вы предлагаете делать, чтобы продлить их жизнеспособность. Какой путь проходит продукт или услуга, прежде чем найти клиента, и что вы предлагаете, чтобы ускорить этот процесс. В этом разделе нужно максимально чётко рассказать о том, что вы будете продавать. Читатель должен хорошо понять, что производит компания. Производственный план Производственный план описывает процесс создания продукта или услуги. В этом разделе нужно рассказать обо всех этапах производства — начиная с закупки материалов и сырья и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю. Структура производственного плана, как правило, содержит такие разделы: Описание производственного процесса, используемого оборудования и технологий. Планируемый график производства — не слишком детальный, но в то же время отражающий все основные этапы. План закупки материалов и комплектующих. План по персоналу — его состав, число сотрудников, требования к ним. Контроль качества продукции. Способ утилизации отходов.
Вы точно человек?
То есть мы понимаем, к какому числу должно быть все готово, составляем план, включающий определение материалов, расчет времени на каждую задачу, а также выделение ресурсов и рабочей силы. Хватит ли нам сотрудников? А материалов? То есть благодаря планированию можно заранее оптимизировать свои процессы, установить реалистичные сроки и обеспечить эффективное использование всех ресурсов Софья Бельгаеваэксперт по тайм-менеджменту Кроме того, планирование в бизнесе помогает учесть возможные риски: такие как, например, задержка поставок. Также планирование улучшает коммуникацию внутри команды. Все это, по словам эксперта, помогает быстро достигать целей компании, что необходимо для развития организации. И здесь хорошо подойдет метод таймблокинга, — говорит она. В обеденное время она полностью с ребенком. Вечернее время, когда муж приходит с работы, можно посвятить себе». Планирование помогает не отвлекаться и не перепрыгивать с задачи на задачу, что очень часто бывает в жизни современного человека и тем более матери, уверена Бельгаева. Топ-5 ошибок в планировании Может показаться, что планирование — это довольно просто, но далеко не у всех оно получается с первого раза.
С какими основными ошибками сталкиваются новички? Ошибка 1. Игнорирование ценности времени Планирование начинается не с ежедневника, а с мышления, уверена Ольга Петрова. Потому что нет простого понимания: зачем все это нужно? Признаться честно самому себе. А ведь это результат нашего выбора. И что будет дальше? Как только мы начинаем осознавать, насколько важно и ценно то, куда уходит каждый наш час, приходит и умение выбирать: хочу ли я сейчас заниматься именно этим проектом, проводить время именно с этими друзьями, читать именно эту новостную ленту? Непонимание своих ценностей Иногда это приводит к постановке неправильных целей, к которым не лежит душа. А значит, и достичь их будет крайне сложно.
Или же семья, забота о близких? А может быть, помощь животным? Если вы знаете свои ценности — вы сможете точнее поставить цель, истинную для себя. А в дальнейшем выбирать пошаговые действия и идти к мечте с настоящим удовольствием. Приготовить сырники по утрам с семьей или заказать доставку? Монетизировать хобби или открыть благотворительный проект? Провести вечер с детьми или доделать отчет в офисе?
Из нашего материала вы узнаете о наиболее важных моментах процесса. Выгоды бизнес-планирования Предпринимательская деятельность — сложная совокупность различных бизнес-процессов, для осуществления которой необходим план на ближайший период развития предприятия и на перспективу. Бизнес-план — это документ, отражающий исходное состояние рынка, положение на нем компании, ее место по отношению к конкурентам, а также основные направления развития бизнеса и цели, которые должны быть достигнуты в процессе его деятельности. В ходе планирования закладываются потребности компании в материальных, финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсах, определяются источники их формирования, предусматриваются возможности максимально эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения бизнес-целей. Российские предприятия регулярно отчитываются перед контролирующими органами, представляя квартальные и годовые финансовые сводки в Министерство финансов, статистические данные — в Госкомстат и т. Требований по обязательному контролю бизнес-планирования организаций не существует, поэтому насущную необходимость составления таких документов многие руководители осознают только после выявления просчетов и ошибок в деятельности предприятия, выявленных по результатам квартального баланса. Попытки исправить ситуацию путем принятия срочных мер не всегда дают ожидаемые результаты, поскольку являются интуитивной реакцией на сложившуюся негативную ситуацию. Такие спонтанные действия изначально проигрывают с точки зрения эффективности шагам, заложенным в бизнес-плане. Управленец, вынужденный постоянно принимать решения без опоры на стратегический документ развития компании, занимает менее выгодную позицию по сравнению с конкурентами, придерживающимися четкого плана с заранее предусмотренными действиями в критических ситуациях. Другими словами, если предприятие намерено прочно обосноваться на рынке, собирается составлять серьезную конкуренцию другим игрокам и ставит перед собой долгосрочные цели, ему не обойтись без процедуры бизнес-планирования. Работа над стратегическим документом компании закладывает основу для будущего развития, позволяет сформулировать перспективные направления деятельности организации, предусмотреть вероятные источники привлечения инвестиций. Усилия, затраченные на бизнес-планирование, в ближайшем будущем обернутся для предприятия многими положительными моментами: перспективное мышление руководства компании; надежная база для принятия эффективных управленческих решений; расширение возможностей для поступления и мониторинга необходимой информации; снижение предпринимательских рисков; координация действий всех участников бизнеса; готовность к ожидаемым изменениям и внезапным критическим ситуациям. Проблемы и роль бизнес-планирования на российских предприятиях Для многих российских компаний составление подробных планов деятельности хотя бы на ближайшую перспективу пока не вошло в число обязательных и приоритетных бизнес-процессов. В качестве одной из причин такого пренебрежения к планированию можно назвать непонимание важности этого шага и отсутствие у руководителей предприятий знаний в сфере методологии и философии системы бизнес-планирования. Более того, некоторые представители топ-менеджмента скептически относятся к предложениям своих сотрудников разработать стратегические документы, поскольку уверены в бесполезности составления планов.
Основные этапы планирования в формате общих бизнес-планов: сбор данных — анализ рынка, потребительской аудитории и др. Во многом, качество планирования зависит от того, насколько корректно и полно будет осуществлен сбор и анализ данных, представленных в бизнес-плане. Здесь потребуется рассмотреть весь массив информации, имеющей значение для проекта, и ее источники должны быть разнообразны: статистические данные, результаты опубликованных исследований, итоги опросов, мнения экспертов и т. Особое внимание следует уделить изучению конкурентов, чтобы понять, какой опыт можно у них перенять и за счет чего обойти их. Также необходимо исследовать ситуацию на рынке, чтобы появилась возможность сопоставить с внешними обстоятельствами собственные ресурсы и перспективы. Как правило, исходные данные в бизнес-плане включают в себя следующую информацию: Емкость и структура рынка, причем с учетом динамики за последние несколько лет. Прогнозы по изменению рыночной ситуации — в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Важнейшие факторы, определяющие функционирование рынка. Перечень продуктов и составление образа среднестатистического потребителя. Конкуренты и анализ их деятельности — производственные и финансовые показатели, используемые бизнес-стратегии, сильные и слабые стороны. SWOT-анализ с целью адекватной самооценки. Общие выводы и рекомендации. Для разработки бизнес-плана, особенно его главного элемента — финансовой модели, можно использовать специальные программы и сервисы. Простейшим вариантом является Microsoft Excel, но есть и приложения с более широким функционалом, заточенные именно на расчеты по предпринимательским проектам. Более того, сейчас несложно найти онлайн-конструкторы, благодаря которым составление бизнес-плана занимает минимум времени. Правда, подобные ресурсы вряд ли подойдут для оформления объемного проекта, но даже если на их основе делается часть документации, то польза от них будет. Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Приведем список наиболее распространенных недочетов при составлении и оформлении бизнес-плана. Старайтесь избежать подобных ошибок: Небрежное оформление Если бизнес-план ориентирован на инвестора или партнера, то уделите внимание внешнему виду документа. Неряшливый текст с разными шрифтами, «гуляющим» форматированием произведет впечатление составленного кое-как, что наведет на подозрение, что и содержание не лучше оформления. Поскольку бизнес-план — своеобразный товар, который вы предлагаете покупателю-инвестору, то позаботьтесь о привлекательной его «упаковке». Переизбыток специфичной терминологии Если без нее невозможно обойтись, то включите в текст словарь понятий, но в любом случае не злоупотребляйте словами, которые используются лишь в профессиональной среде. Перегруженность информацией Сведения, представленные в слишком большом объеме, отвлекают внимание и невольно вызывают у читающего усталость, переходящую в нежелание продолжать знакомство с проектом. Поэтому, чтобы инвестор не отложил ваш план в сторону, поддерживайте его интерес, выражаясь кратко и емко. Подробную информацию дайте в виде приложений. Стратегический план развития отдела продаж: пошаговая инструкция по составлению Вода в тексте Худший вариант — придание своему проекту «солидности» путем искусственного раздувания объема. Люди из мира бизнеса ценят свое время и не станут читать то, что не укладывается в их представление о финансовом проекте. Необъективность анализа и прогнозов Будет обречена на провал и попытка ввести инвестора в заблуждение приведением неподтвержденных сведений, явно завышенных ожиданий. Опирайтесь только на корректные данные и не искажайте информацию по рынку. Ошибки в вычислениях Оценка бизнес-проекта главным образом строится на правильности и адекватности финансовых расчетов. Поэтому следует проверять эту часть плана особенно тщательно. Инструменты для составления бизнес-плана Сейчас выбор подобных инструментов велик, причем они предлагаются в самых разнообразных формах. Наиболее популярные: Онлайн-конструкторы бизнес-планов. Ставшая классической SWOT-методика сильные и слабые стороны, возможности и угрозы , опирающаяся на анализ исходных данных и позволяющая выстроить стратегию развития. Список можно продолжать и дальше, но результаты бизнес-планирования зависят не от того, какой инструмент был выбран, а от того, насколько правильно он был применен. Можно ли использовать готовые бизнес-планы Да, это возможно, однако документ должен подходить к потребностям и специфике вашей компании.
Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. Вопрос особенности составления бизнес-плана. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов: по форме, содержанию, структуре и т. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям продукция, работы, услуги, технические решения , по предприятию в целом новому или действующему. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1 заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого — реализация проекта и получение дохода; 2 инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов; 3 потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах; 4 органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых — удовлетворение общественных потребностей. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах бизнес-единицах. В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Оценка эффективности — итоговые цифры из расчетов. Уделите этому пункту больше времени и представьте данные в формате таблицы или графика. Возможные риски. Главное — не приукрашивайте информацию.
Опытные инвесторы наверняка заметят неточность и могут сразу отказаться от проекта, даже не прочитав документ до конца. Пример, как можно заполнить и оформить резюме: Пример бизнес-плана — как оформить резюме Цели В следующем разделе важно отразить ключевые цели, которые вы перед собой ставите. Это может быть деятельность по ведению бизнеса либо конкретный продукт или услуга.
Также здесь указывают: Технологические процессы. Их можно отразить схематично — в виде инфографики в майнд-картах , таблицы, картинки, или указать несколько важных пунктов. Более глубокий разбор оставьте для следующих разделов.
Преимущества для потребителей с доказательствами: цифры, таблицы, исследования и тому подобное. Кратко и четко. Уникальность проекта.
Укажите особенность вашей идеи — ради чего именно к вам придут потребители. Это может быть новый продукт на рынке или низкая себестоимость материалов для производства товара. Перспективы развития.
Показать инвесторам, как и какими способами вы будете развивать проект после реализации плана. Например, расширение производства, обучение сотрудников или выход на международный рынок. Патенты и авторские права.
Если у вашей идеи уже есть патент, покажите это инвесторам — это будет еще одним доказательством уникальности проекта. Анализ отрасли В этом разделе указывают выкладки по результатам исследования рынка и его потребителей в масштабах города, страны или мира. Данные можно указать в тексте или выделить в таблицу.
Главное — чтобы в этом разделе была собрана вся доступная информация, которая подтверждает ваши цели, задачи и актуальность идеи. Показатели, которые можно включить в раздел «Анализ отрасли»: Объем рынка. Портрет клиента и описание сегментов ЦА.
Влияние внешних факторов на развитие ниши. Варианты продвижения продукции. Данные можно взять из публикаций СМИ, Росстата и других источников, где приведены исследования рынка и ситуации в экономике и политике.
Расскажите инвесторам, какой товар популярен в вашей нише, а какой не пользуется спросом. Оцените перспективы вашей идеи для города и его жителей. Изучите конкурентов и покажите их преимущества и недостатки — с кем вы будете соперничать на равных, а до кого еще нужно «дорасти».
Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как протестировать нишу для бизнеса. Ниже приведен хороший пример анализа отрасли с таблицами и исследованиями рынка гостиничного бизнеса.
В тексте подробно разобраны потребности жителей города и приезжих. В регионе расположены крупные промышленные предприятия, в связи с этим мы наблюдаем прирост иностранных специалистов, которые приезжают в командировки на несколько дней или даже недель. А значит, им нужно где-то жить — и самым удобным вариантом было бы открытие гостиницы.
Список будет различаться для бизнесов в разных сферах. Например, если деятельность компании связана с доставкой товаров из-за границы, нужно будет заранее продумать логистику и способы оплаты за рубежом. Шаг 4. Формируем финансовую модель проекта Финансовая модель — система, куда заносятся все основные финансовые показатели проекта. Она помогает спрогнозировать прибыль, выручку и как изменения внутри компании отразятся на её финансовом состоянии. Собственникам финансовая модель поможет проконтролировать развитие компании, а кредиторам — принять решение о выдаче денег.
Финансовая модель поможет также рассчитать сроки, когда вложения в бизнес начнут себя окупать Крупному бизнесу имеет смысл заказать финансовую модель у профессионалов. Небольшой компании для расчётов подойдёт таблица в Яндекс Документах. А ещё можно воспользоваться онлайн-сервисами: они содержат готовые шаблоны и учитывают нюансы, которые новичок может упустить. Онлайн-конструкторы позволяют собрать финансовую модель за несколько минут. Такие сервисы обычно стоят недорого или ими можно пользоваться бесплатно. Их недостаток в том, что они рассчитаны на типовой бизнес и не учитывают индивидуальных особенностей компании.
Десктопные программы позволяют рассчитать даже малейшие нюансы. Но их стоимость довольно высока. Шаг 5. Пишем бизнес-план Когда все данные собраны, можно приступать к написанию. Структурировать информацию и не забыть ничего важного помогут стандарты бизнес-планирования. Он разработан Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию, в состав которой входит Центр международного промышленного сотрудничества РФ.
Но есть и другие стандарты. Этот стандарт берут за основу в банковской сфере и в инвестиционных компаниях, поэтому его можно использовать для привлечения финансирования. К тому же он универсален и подходит для малого, среднего и крупного бизнеса. Содержит все основные сведения о проекте на одном листе. Приступать к написанию стоит в самом конце, когда бизнес-план полностью составлен. Содержание резюме может различаться, но примерный план обычно такой: Цели проекта.
Насколько успешно будет реализована стратегия компании, во многом зависит от ее возможностей организовать внутреннее окружение контекст , включающее в себя бизнес-процессы, ресурсы организации, персонал, структуру и технологии производства, а также корпоративную культуру и принципы. Совокупность факторов внутреннего контекста компании по большому счету определяет ее конкурентоспособность. Поэтому прежде чем разрабатывать миссию и стратегию, необходимо провести стратегический анализ внешнего и внутреннего контекста компании, результатом которого должна быть оценка рисков и возможностей конкретного предприятия в окружающей ее рыночной среде. Цель SWOT-анализа Strength — сила, Weak — слабость, Opportunity — возможности и Threat — угрозы — определить сильные и слабые стороны компании, установить их связи с внешними возможностями и угрозами. По итогам анализа вырабатываются стратегии компании, направленные на использование возможностей и устранение угроз для развития. В каждой из матриц возможности и угрозы распределяются по вероятности их наступления и силе воздействия на компанию. Матрицы помогают контролировать внешние факторы и разрабатывать стратегии развития бизнеса. Формирование реестра рисков и возможностей предполагает более детальный анализ по сравнению с двумя предыдущими методами. Сначала выявляются риски и возможности как внешнего, так и внутреннего контекстов компании.
Далее выявленные риски и возможности оцениваются по степени вероятности их реализации и степени влияния на бизнес компании. Затем формируется матрица рисков и возможностей, в которой отражается совокупная степень влияния оцененных рисков и возможностей «Высокая», «Средняя», «Низкая». Заключительный этап — составление реестра рисков и возможностей. В нем фиксируются все значимые для компании риски и возможности, пути их минимизации и реализации по сути это стратегии компании , а также ответственные владельцы каждого из рисков и возможностей. Пример 1 Компания «Волга» производит мебель для дома. На рынке уже более 15 лет, имеет узнаваемый бренд на рынке и положительную деловую репутацию. В связи с усилением конкурентной борьбы и снижением покупательской платежеспособности населения у компании возникла необходимость проанализировать текущую ситуацию и разработать стратегический план развития компании на ближайшие три года. Используя метод SWOT-анализа, менеджмент компании определил сильные и слабые стороны бизнеса, а также внешние угрозы и возможности для его развития.
Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства. Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1. Анализируем рынок и конкурентов Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них. Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1. Выход на ЦА. Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов. Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин. После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов. Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик. Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании. Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3.
Бизнес-планирование
Основные принципы организации бизнес-планирования | Принципы, при которых планирование будет плодотворным. |
Бизнес-план: что это, структура, разделы, разработка / Skillbox Media | это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. |
Основные принципы бизнес-планирования — | Бизнес-планирование на предприятии представляет собой процесс разработки комплексного плана деятельности на стратегическом или тактическом уровне с системным описанием бизнеса как целенаправленной деятельности по зарабатыванию прибыли. |
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу | Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. |
Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
Цели и задачи составления бизнес-плана[ править править код ] Бизнес-план служит двум основным целям: Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект. Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи: определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы: какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на рынок; каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться; какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта; сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков; каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках; какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты; какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта; каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить. Методы составления бизнес-плана[ править править код ] На международных инвестиционно-финансовых рынках выработаны свои определённые стандарты и методики подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований и инвестиционных меморандумов.
И последовательность именно такая, а не наоборот. Многие в этом году столкнулись с тем, что ФОТ — достаточно весомая статья расходов и есть смысл ее сократить, чтобы остаться на плаву. Но и тут всегда есть выбор. Если бизнес страдает от нагрузки по костам и нет понимания, сколько это может продлиться, можно сократиться по ресурсам. Но те сотрудники, которые останутся, будут лояльны к работодателю, они готовы дальше расти и развиваться. Люди продолжат получать конкурентную заработную плату, будут находиться в заряженном состоянии, а значит, внутри бизнеса снова будут появляться новые идеи.
Если это маленький семейный бизнес, то схема вполне рабочая, ведь внутри есть договоренности и взаимопонимание. А если это большая компания, то вы получите огромное количество сотрудников, которые чем-то недовольны или не согласны с таким решением. В итоге падает производительность и сервис, клиенты недовольны, повторные заказы не появляются. Можно ли договориться с сотрудниками о том, что сейчас нужно немного потерпеть, а потом все вернется обратно? Все ли останутся? Но по крайней мере это честный диалог. В «Асконе» мы всегда стараемся максимально сохранить весь штат, потому что в первую очередь мы проводим колоссальную работу по поиску новых заказов и каналов сбыта. То есть наша задача — не сокращаться, убивая при этом мотивацию у оставшихся, а переключаться на новые поиски и стараться сделать как можно больше. Мы понимали, что выигрываем время, не отправляя людей на улицу. И это позволило нам переключиться на другие каналы продаж.
После того как мы нашли новые решения, мы вернули сотрудников в строй, потому что они квалифицированные, обученные и им нравится у нас работать. Прежде чем увольнять или сокращать людей, задайте себе вопрос: все ли вы сделали с точки зрения привлечения заказов или обеспечения их работой в другом направлении? Нужно быть честными перед собой, перед теми людьми, которые с вами работают. Возможно, ошибка вообще в менеджменте, а не в людях. И стоит поменять трех-четырех управленцев, сохранив при этом 150 сотни человек на производстве. Что касается нематериальной мотивации для сотрудников: если вы давали какие-то обещания, то их нужно исполнять до последнего. Ни один из проектов в этом направлении в «Асконе» сейчас не приостановлен, наоборот, появляются новые программы, такие как кафетерий льгот. Эта система действует в нескольких подразделениях: сотрудник может зайти на портал и на определенную сумму выбрать бенефиты, которые нужны именно ему. Для компании это те же деньги, но программа более кастомизированная. Сейчас мы собираем обратную связь и в ближайшее время проект планируем расширять на все подразделения.
Инвестиции в IT Автоматизация — история совсем не дешевая. Причем не только с точки зрения инвестиций, но и с точки зрения поддержания правильного работоспособного процесса по внедрению этих изменений. Также максимальный приоритет получает все то, что улучшает клиентский опыт. Нельзя делать красивые дашборды, когда у вас неработающий сайт. Поэтому в первую очередь делается то, что полезно и важно для покупателя. Дальнейшая приоритизация происходит путем выставления баллов по двум метрикам: какой эффект для бизнеса это дает и насколько сложна задача в исполнении. Естественно, когда задача очень легкая, но приносит колоссальный эффект, ее нужно делать в первую очередь. Есть задачи, которые приносят большой эффект, но катастрофически тяжелые. И хвататься за них только потому, что через два года мы получим что-то невероятное, смысла нет. Такая модель позволяет всей команде взвешенно подойти к вопросу, какие проекты мы будет реализовывать, а какие нет и почему.
Да, подход чуть более жесткий и требует иного отношения к ресурсам.
Пример: если миссия компании по производству экологичных видов топлива «Остановить или хотя бы замедлить разрушающее воздействие загрязнений на природу», то все задачи и проекты компании не должны противоречить этой миссии. Планы должны быть правдивыми. Слишком амбициозные или недостижимые цели могут демотивировать команду. Соотносите свои идеи с вашими ресурсами. Пример: «Наладить производство автомобилей на солнечной батарее» — красивый план, но не реалистичный.
Это дорого, пока нигде нет мастерских, которые бы обслуживали и чинили такие автомобили. Можно найти альтернативное решение, выбрав производство электрокаров. Ваш план должен быть адаптивным. Закладывайте и просчитывайте возможные риски на пути к цели. Пример: новые электрокары могут сильно проигрывать известным конкурентам, нужно заранее продумать план отстройки от гигантов. Мониторинг и оценка.
Без постоянного мониторинга и оценки ваши планы окажутся неэффективными. Следите за выполнением работ, измеряйте прогресс и корректируйте действия раз в неделю, в месяц, в три месяца; Пример: масштабный проект «Создание электрокара» необходимо разбить на иерархию задач и отслеживать выполнение, прогресс на каждом уровне: найти команду, провести исследование рынка, выбрать завод и т. Удобнее и логичнее всего это делать в сервисах для планирования и управления проектами вне зависимости от масштаба вашей задумки. В приложении можно посчитать трудозатраты, бюджет, подключить к задаче нужных сотрудников и стейкхолдеров. Вовлечение всех уровней организации. Планирование включает в себя вклад всех уровней компании — это усиливает сотрудничество.
Пример: привлекайте к мозговым штурмам, совещаниям не только менеджеров, но и рядовых сотрудников, которые могут поделиться своим видением и неординарным подходом к решению задачи. Лучшие практики планирования в бизнесе С принципами разобрались. А вот то, как строить планы, нам подскажут примеры ведущих компаний мира, которые успешно справляются с этим. Сценарное планирование Эта практика включает в себя создание различных «сценариев» или «историй» о будущем. Каждый сценарий основывается на различных предположениях о будущих событиях. Это позволяет компаниям быть готовыми к различным исходам.
Сценарное планирование успешно использует компания Shell ещё с 1970-х годов. Эта практика помогает анализировать тенденции в энергетической отрасли и прогнозировать изменения на рынке. Так, в своём отчете компания выделила мировые сценарии: «Горы», «Океаны» и т. На основе данных в этих сценариях и тенденциях, компания выстраивает своё планирование. Анализ хорош, чтобы понять своё текущее положение и наметить будущие действия.
Бизнес-план магазина Советы и рекомендации по составлению бизнес-плана Существует три вопроса, отвечать на которые в полной мере должен любой успешный бизнес-план: Что нужно сделать? Как это сделать? Какой результат должен быть получен?
В ходе бизнес-планирования нужно подготовить всю важную информацию и преподнести ее максимально емко и кратко, что поможет легче воспринять суть изложенного и все важные моменты. Вот несколько рекомендаций, придерживаясь которых удастся составить хороший бизнес-план. Рекомендации Используйте максимально конкретные формулировки, цифры, факты. План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов. Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее.
Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме.