Чаще пишут запаснЫй выход, а не запаснОй. Но почему же так происходит, если интуитивно мы хотим произнести букву «о»? На главную» Вопросы по грамматике» Почему на эвакуационных выходах пишется "запасный выход", а не запасной? ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД – результаты поиска в разделе Ответы справочной службы на Грамоте – справочном портале по русскому языку.
Видео: Почему на табличке аварийного выхода чаще написано «запасный», а не «запасной»
Еще одно объяснение, почему пишется "запасный выход" а не "запасной выход", кроется в истории. Новости. Психология. Ремонт. Подробная информация о сериале Запасный выход на сайте Кинопоиск. Там основной причиной почему выход "запасный" было указано то, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как «запасный» больше свойственны для русского языка XIX века.
Об эвакуационных выходах в помещениях: они должны быть закрыты или открыты?
Почему в автобусах и на других табличках пишут «запасный выход», а не «запасной». Какое правило или это исключение из правил? В каждом уважающем себя заведении найдется табличка с надписью «запасный выход» и нам остается лишь догадываться, почему написано «запасный», а не «запасной». Новости. Знакомства. Читатель уже узнал почему запасный выход пишется в государственных и административных учреждениях, ознакомился с происхождением слов и услышал аргументы в пользу того как правильно запасной или запасный выход в разных случаях.
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону — вот наша задача. В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека. Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12. Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание «определить» свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей. В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены.
Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами. И люди эти — погибнут. И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден — кто-то предписал им идти в неверном направлении. Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним. И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»?
И бедный разработчик не будет знать, что ответить. Нет, он будет лепетать про ГОСТ, про требования, на что получит резоный ответ прокурора: «Вы — специалист, Вы должны были предвидеть данную ситуацию, Вы должны были сделать хотя бы оговорку, предупредить о том, что аварийный выход априори опасен. Именно поэтому, если мы и вынуждены указывать такие выходы мы делаем в текстовой части предупреждение: Хотя это — исключение. Обычно мы вообще не указываем такие двери, чтобы не отвлекать внимание людей на то, что не должно удержаться в их памяти. И только если эта дверь постоянно используется людьми, и они могут спутать свой эвакуационный маршрут с привычным, повседнемным, мы должны показать, что на этаже есть места, которые не отвечают условиям защиты человека от опасных факторов, связанных с горением, мы обозначаем их специальным знаком. Но вовсе не для целей буквального и тупого исполнения нормы. А именно, чтобы предостеречь людей от ошибочного выбора! Потому что в данном случае, простите за простоту изложения, плевать мы хотели на то, что предписывает ГОСТ, главное — безопасность.
Есть и еще один довод, почему не каждый проем в стене аварийный выход. При составлении определения данного термина, коллеги нормотворцы пошли по легкому пути. Все что не А — есть Б, говорит нам официальное определение термина аварийный выход. Но коллеги, тогда любой проем в стене можно причислить к «аварийному», в том числе и окна?
И вот, при попытке перевести ее на русский и произошла путаница.
А так как автобусы были очень распространены, то можно сказать, что ошибка «разъехалась» по всей стране. И еще одна версия тоже касается автобусов, но на этот раз венгерских. Их тоже закупали для Советского Союза. Но легенда все та же: неправильный перевод иностранного слова. Видео: Почему на табличке аварийного выхода чаще написано «запасный», а не «запасной» В любом случае филологи настаивают, что версии про опечатки и неправильный перевод никак не объясняют то, что в дореволюционной России слово «запасный» было языковой нормой.
Как бы там ни было, важно следовать инструкции в транспорте. В этой статье можете прочитать, что будет, если этой инструкции не следовать и открыть дверь аварийного выхода в полете.
Тем не менее, первая версия сводится к тому, что в типографии была просто допущена опечатка или ошибка в окончании.
Сначала ее никто не заметил, а когда форма пошла в тираж, менять что-то было уже поздно. Постепенно неправильных надписей и табличек стало так много по сей стране, что они сформировали новое речевое клише. Альтернативная версия: украинский язык Якобы виной всему автобусы ЛАЗ.
Фото: patp76. Существует еще одна популярная версия, описывающая возможную ошибку. Дело в том, что на украинском языке рассматриваемая надпись выглядит как «запасний вихiд».
Бытует мнение, что при переводе на русский также была допущена ошибка в трафарете для автобусов ЛАЗ Львов , после чего «неправильная» форма так и закрепилась в употреблении. Альтернативная версия: венгерские автобусы Другая легенда упоминает ошибку в Икарусах. Фото: fotostrana.
Именно в этом опасность употребления понятия вынесенного в заголовок этой статьи. Посмотрим сначала на историю данного вопроса. Привычка делить пути эвакуации на основные и запасные начала формироваться с классического учебника «Пожарная профилактика в строительстве» в том числе и применительно к описанию планов эвакуации. Именно оттуда пошло это название и обычай использовать при разработке схем движения линии.
Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике? Для того времени - правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной. Перегрузить т.
Может быть, для 85 года это было объективно. Но сейчас, все выходы в принципе одинаково безопасны. Поэтому нам предствляется, что авторы учебника в этом - ошиблись. И ничего страшного или крамольного в таком признании нет.
Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи. Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы.
Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано "надо" и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки. Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться. Никаких обоснований, в отличие от старого учебника "Пожарной профилактике в строительстве" в этом так называемом ГОСТе не приводится.
Ту же ошибку повторили и в редакции ГОСТ от 2009 года. Пример правда убрали, но вот само понятие и подход оставили. Только в 2012 году после того, как мы подготовили несколько статей на эту тему и обратили внимание Росстандарта на несоответствие текста ГОСТ и Технического регламента, в котором не было термина "запасный выход" которым оперировали в ГОСТ , в норму были внесены соответствующие изменения и мы, наконец, избавились от этой неприятности. Избавились на бумаге, но не избавились в головах.
Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда. Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет! Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство- проем в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть помещение или здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение.
Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования. Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже. В этой статье мы подробно рассуждали том, как современное пожарное законодательство оценивает этот фактор и связывает с ним безопасность движения, а в этой приводили правовой казус, связанный с данным условием. Второй фактор — это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди.
Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей. Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо.
Почему пишут запасный а не запасной выход
Запасный выход – это аварийный выход. Выход, который используют при крайней необходимости. Правильно: запасный выход, запасной выход. Но: запасной аккумулятор (не запасный). Вы наверняка замечали в автобусах или другом транспорте табличку «запасный выход». Преимущества запасного выхода В контексте темы «Почему «запасный» выход а не «запасной»? Я ещё в детстве видел на запасных дверях в учреждениях надпись "Запасный выход" и, честно говоря, не мог понять, почему так пишут, поскольку в устной речи слышал только "запасной". Новости. Знакомства.
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
Иногда запасным выходом служит окно на первом этаже или другие проемы. Запасный выход Совсем другое дело, если перед нами запасный выход. Слово «запасный» происходит от слова «опасность» или «опасный». Даже профессиональные филологи не всегда могут точно ответить на вопрос почему правильно писать запасный выход, а вовсе не запасной выход. Если слово проистекает от «опасный», тогда написание становится очевидна правильность написания «запасный». Более того, высказываются суждения, согласно которым неправильно писать именно «запасной». Аргументы следующие: Эвакуация.
Речь идет о выходе, которым пользуются в чрезвычайных ситуациях ради эвакуации посетителей. То есть, таком выходе, который востребован в случае опасности. Вот почему запасный выход а не запасной с точки зрения первого аргумента. Не вводить в заблуждение. Наверняка, в учреждении есть действительно запасной выход, но им далеко не всегда пользуются в случае опасности. Он нужен только для того, чтобы войти или выйти если основной не сможет открыться или даже просто ради экономии времени.
Надо четко разделять оба выхода чтобы не вводить людей в заблуждение.
Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность. Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации например, при аварии , то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены, что эти два слова ничем не отличаются друг от друга, поэтому их можно писать как через «о», так и через «ы». Поделитесь этим постом с друзьями Facebook.
Ну вот как бы мы сами сказали? Мы бы сказали "запасной выход" и что, были бы не правы? Может быть это что-то из серии "один кофе" или это какая-то специальная терминология? На самом деле с правильностью написания тут все очень просто. Если не придираться, то и так, и так правильно. Однако, в контексте современного русского языка вернее будет использовать все-таки вариант со словом «запасной». Дело в том, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как «запасный» больше свойственны для русского языка XIX века.
То слово запасный - является однокоренным по отношению к таким словам как опасность, опасный и спасение. При данном толковании слова, понятие запасный выход и в контексте употребления выражения к зданию или к какому-либо мероприятию употребляется в случае опасности пожар, задымление, землетрясение, обстрел и т. А выражение запасной выход в том же контексте - указывает на то, что это дополнительный выход, созданный не для чрезвычайных ситуаций, а для повседневных бытовых или производственно-хозяйственных нужд или как дополнительный вариант управляемого развития изменившейся ситуации. Гая Оракул 57434 последний абзац всё объяснил! Остальные ответы.
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение. Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность.
Они все же отличаются, и не являются однокоренными. Так, «запасный» используется в контексте «опасности и спасения» по отношению к помещению в случае пожара, землетрясения. Такой выход используется для чрезвычайных ситуаций. Прилагательное «запасной» используется в значении «дополнительный» в контексте слов «запас», «припас». Такой выход используется для ежедневных нужд.
Альтернативная версия: украинский язык Якобы виной всему автобусы ЛАЗ. Фото: patp76. Существует еще одна популярная версия, описывающая возможную ошибку. Дело в том, что на украинском языке рассматриваемая надпись выглядит как «запасний вихiд». Бытует мнение, что при переводе на русский также была допущена ошибка в трафарете для автобусов ЛАЗ Львов , после чего «неправильная» форма так и закрепилась в употреблении. Альтернативная версия: венгерские автобусы Другая легенда упоминает ошибку в Икарусах. Фото: fotostrana. Самая романтичная легенда, связанная со словами «запасной» и «запасный». Как и в двух предыдущих в ней также речь идет об ошибке в русском слове. Однако, допущена она якобы была венгерскими рабочими, которые производили широко известные автобусы марки «Икарус».
Согласно другой версии, эта ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение. Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни.
Почему пишут «запасный выход», а не «запасной» — правда тебя удивит
Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение. Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность.
У ответственных за противопожарную безопасность есть ключи от этих запасных выходов. Выходы обязательно закрыты на ключ. Представьте себе, если школа распахнет все двери, значит, надо ставить еще пять постов охраны, это нереально, как вы понимание. Двери закрыты. Ключи есть у охранника, и дубликат ключей есть у ответственных за эвакуацию, поскольку мы системно проводим учебную эвакуацию детей три раза в году.
Если он потерял, не дай Бог, ключ, запасной ключ всегда висит у дежурного охранника. В одном из наших корпусов есть специальные двери. И как только включается система, предупреждающая о возгорании, эти двери автоматически становятся открытыми. Но это здание построено совсем недавно. А те здания, что построены давно, вот в 1970-1980-е годы, такой системой не снабжены. Мы прикидывали сегодня с моими коллегами, сколько будет стоить, чтобы пять выходов вместе с коммуникациями сделать такими же автоматическими, но общая стоимость примерно на одно школьное здание — около полутора миллионов рублей.
Сегодняшний выпуск рубрики «Задай глупый вопрос и получи умный ответ » особенно придется по душе пассажирам общественного транспорта. В те времена все прилагательные имели окончания -ый и -ий по крайней мере, так утверждает завкафедрой русского языка института лингвистики РГГУ Максим Анисимович Кронгауз, к которому мы обратили за консультацией. Источник: Vostok Photo Слово «запасной» появилось только в начале XX века, однако уже в 20-х годах признавалось словарями как единственно нормативное, постепенно вытеснив «запасный» из разговорной речи.
Филологи считают, что слова «запасной» и «запасный» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность. Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации например, при аварии , то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены, что эти два слова ничем не отличаются друг от друга, поэтому их можно писать как через «о», так и через «ы».
Свежие записи
- Свежие записи
- Запасной выход или запасный выход, как правильно?
- Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной» - Александр Назаренко — КОНТ
- Запасный или запасной выход - как правильно сказать
- Почему пишут «запасный», а не «запасной»?
- Причина, почему в транспорте пишут запасный выход, а не запасной, может быть филологической
Выхода нет. Почему в российских школах и садах заперты эвакуационные двери?
Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Эта нелепая ошибка была не замечена, и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. Согласно другой версии, эта ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил.
На двухлетии объединения молодых писателей города Н. Кому нужны незрелые стихи или проза? Оговорюсь, представленные на суд зрителей поэтические, прозаические, художественные, фотографические и музыкальные произведения начинающих авторов достойны внимания не только ста пятидесяти человек, собравшихся на праздник. Великие тоже делали когда-то свои первые шаги.
В связи с этим, давайте разбираться в истории слов "запасный" и "запасной". Как часто мы замечаем, что пишут на окнах автобусов, троллейбусов и маршруток? Всякие смешные объявления, типа: "Остановка где-то тут будет где-то там" или "Зайцев не возим! Дед Мазай едет сзади! А вот что-то полезное для кругозора, увы, нет. Так, например, сегодня рассмотрим, почему же на окнах общественного транспорта пишут именно "запасный выход", а не "запасной выход".
Именно тогда в словарях была закреплена новая норма написания прилагательных. И «запасный» выход официально стал «запасной». Почему же тогда до сих пор, спустя 100 лет после внесенных в словари изменений, мы видим таблички с устаревшей формой? Все дело в таком лингвистическом явлении как «речевое клише». Оно настолько прочно закрепляется в разговорной речи, что порою из поколения в поколение передается именно устаревшая и уже неправильная форма. Тем более во времена СССР информация передавалась далеко не так быстро, как в век интернета. Именно потому трафареты для печати надписей все еще хранили форму слова с окончанием на «-ый». Симпатичная альтернативная версия об ошибке Но, как это обычно бывает, традиционная наука находится в оппозиции к альтернативным, ненаучным теориям. Они часто звучат очень привлекательно и правдоподобно, что, однако, не находит отклика в сердцах лингвистов-профессионалов.