Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. «Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского.
Хованщина как зеркало добра и зла
На сцене Псковской областной филармонии с успехом прошли показ оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и концертная программа в исполнении солистов оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 открыли оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» в кремле. Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места». К истории постановки оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» в сценической редакции Витторио Гуи («Ла Скала», 1933). последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами.
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой. В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю. В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин.
Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал. Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо. Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером. Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже — всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки но не музыки!
Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А. Режиссер — А.
Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна.
Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать.
Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально. Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина». Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя.
По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие». И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки. Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями. А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы. Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы.
Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть.
В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М. Мусоргского 1880 ; — творческую редакцию Н. Римского-Корсакова 1883 ; — сценическую версию С. Дягилева, М. Равеля, И. Стравинского 1913 ; — научно-академическое издание П. Ламма 1931 ; — редакцию дирижера Н. Голованова 1952 ; — оркестровку Д.
Шостаковича 1959 ; — версию Мариинского театра, созданную по инициативе В. Гергиева 1988. Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий. Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны.
Первая картина Красная площадь в Москве. На рассвете стрельцы похваляются жестокими расправами, совершёнными накануне над неугодными боярами. В оправдание злодеяний на площади поставлен столб с именами наказанных и их провинностями. Появляется боярин Шакловитый, ставленник царевны Софьи. Он хочет, чтобы подьячий написал с его слов донос царю Петру на князя Ивана Хованского, который замышляет посадить на московский престол своего сына Андрея. Шакловитый предупреждает подьячего, что его ждёт страшная кара, если он проговорится. Подьячий пугается, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает. Пришлые люди, идущие в столицу, чтобы заработать своими ремёслами, — народ неграмотный. Они просят подьячего прочитать надписи на появившемся за ночь столбе и приходят в ужас, узнав имена жестоко казнённых бояр. Стрельцы со своими семьями приветствуют князя Ивана Хованского, своего предводителя. Князь во всеуслышание сообщает о намерении извести на Руси боярскую крамолу, пресечь изменнические козни вокруг молодых государей. В сопровождении стрельцов, под славящее пение народа, Хованский идёт в обход по Москве. Сын Хованского Андрей преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Эмма обвиняет Андрея в убийстве её родителей и в изгнании жениха. Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор. Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой. Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору. Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную! Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина” | Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. |
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание | Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. |
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров | Рассвет на Москве-реке, увертюра к опере "Хованщина". |
Премьера оперы "Хованщина" - «Астраханский Государственный Театр Оперы и Балета» | На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. |
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова | Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. |
Премьера оперы "Хованщина"
В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
«Хованщина»
Опубликовано: publisher Категория: Афиша, Новости Метки: Александр Лазарев, Александр Титель, Иван Хованский, МАМТ, Мусоргский, Россия-Культура, сезон 2018-2019, тв, Хованщина, Шостакович. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. В этом году гастрольный тур Пасхального фестиваля посвящен 79-летию Великой Победы, а также юбилеям композиторов Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки. Опера "Хованщина" ЗАКРЫТИЕ 50-ГО ФЕСТИВАЛЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ИМЕНИ М. П. МУСОРГСКОГО И Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Там установлена большая сцена, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующие объединение героев и проецирующие смену периодов истории. В спектакле продолжительностью 2,5 часа задействованы более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав. Для артистов сшито 450 нарядов и облачений", - сообщили в пресс-службе. Уточняется, что заглавные партии в опере исполняют приглашенные солисты Большого театра России Николай Казанский, Александр Краснов и Максим Пастер, солисты Мариинского театра Глеб Перязев и Андрей Зорин при участии сводного хора в составе солистов Астраханского театра и Государственного хора Республики Калмыкия имени А.
Два основных общественно-политических вопроса — крестьянский и вопрос самодержавия в России — в это пореформенное время становились все более значимыми, злободневными.
Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия. Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Мусоргский являлся ярким представителем "Могучей кучки", целью этого творческого союза было сохранение русской самобытности в культуре и в музыке в частности.
При всем своем реализме и честном изложении событий истории страны, Мусоргскому всегда был противен дух революции. Эпоха Мусоргского имела примечательные особенности, позволяющие осуществить в художественном произведении условности хронологии происходящего. Опера «Хованщина» — редчайший случай в истории музыки, когда результатом глубокого научного исследования становится произведение искусства. Поставив данный спектакль, будет осуществлена попытка показать посредством искусства существующие параллели между историческими событиями прошлого и современностью.
Хованщина-это звено в цепи исторических событий второй половины XIX века, для которой характерна борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными. Вовлечение в эту борьбу стрелецкого войска сделало ее кровавой. География проекта Астраханская область, г.
В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти». На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы. Партия фортепиано — Юрий Кокко.
Экспертами было оценено более 9000 заявок из всех регионов России. Обладателем гранта стал проект «Русские оперы в Астраханском кремле» с постановкой оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Стоит отметить, что данный проект поддерживается Президентским фондом второй год подряд. В 2022 году 10-ти летие Русских опер в Астраханском кремле с постановкой оперы М.