Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим.
Традиционные промыслы
Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины: и еще три интересных фишки Вологодчины 2. Чернёное серебро Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь...
О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь. А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни: в Великом Устюге 3. Вологодский лён Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина. Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно.
Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка. Может показаться, что матрешке уже много столетий — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка. Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде. Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией. Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские — разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна. Больше информации о матрешке читайте здесь: Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки Финифть Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки. Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй — шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс. Палех Палех, как и многие другие народные художественные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет лаковые палехские шкатулки стали открытием Венецианского художественного вернисажа. Через год на Всемирной парижской выставке эта же роспись получила золотую медаль. В основном палехские мастера изображали картинки из деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Писали темперой, разводили краски столовым уксусом или квасом. И даже кисти применялись самодельные, собранные вручную. Потому как почти идеальные беличьи уже не подходили по стандартам. Тонкое письмо, мягкие плавные линии, сдержанные цвета — все это описание палехской миниатюры. А главное, что впечатляет в ней, свет, который ассоциируется с прообразом благодати Божьей. Примеры палехской росписи приведены в данном видео: Оренбургский платок Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более чем два с половиной столетия назад в Оренбургском крае. Заслуга его появления не только у рукодельниц-пуховниц, но и у серьезных ученых. Так, Петр Рычков опубликовал исследование о козьей шерсти и выступил инициатором развития пуховязального промысла в крае. В 1851 году на Лондонской международной выставке оренбургский платок получил широчайшее признание. И уже в последние годы существования Российской империи платки достигли пика своей востребованности: даже англичане стали делать похожие изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».
Что это за промыслы, узнаем далее. Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи — это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Главными элементами Гжели, на сегодняшний день, являются изящные синие морозные узоры на белом снежном фоне. Ключевыми сюжетами такой росписи были и остаются очаровательные русские пейзажи, а также типичные сцены крестьянского быта, передаваемые художниками посредством узнаваемого «фирменного» мазка. Жостовская роспись Примерно в середине XVIII столетия мастера известных демидовских заводов, что на Урале, начали расписывать металлические подносы. Распространившись по близлежащим населенным пунктам Выйск, Нижний Тагил , этот промысел был по достоинству оценен богатыми промышленниками. В 1806 году, с целью совершенствования и популяризации нового художественного направления, Демидовы основали учебное заведение, где вполне успешно и в достаточном количестве подготавливались молодые кадры. Со временем, о «тагильских подносах» узнали и в других уголках России, что, разумеется, поспособствовало созданию большого количества артелей по производству аналогичных изделий. Наибольшего успеха, при этом, достигли мастера из деревни Жостово, что в Московской области. Именно их расписные подносы с начала XIX века стали обретать невероятную популярность, не только в стране, но и за ее пределами. Основой технологии жостовской росписи является нанесение яркого рисунка на черный реже зеленый или красный фон.
Курсы валюты:
- В России существует несколько сотен народных промыслов
- Основные виды туризма
- Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
- История народных промыслов
- Гжельская керамика и вологодское кружево. Как развиваются народные ремесла - Ведомости.Город
Лучшие российские ремесленные проекты
- Получите, распишитесь: история русских народных промыслов | Вокруг Света
- S7 Airlines | VPN Error page
- Столица народных художественных промыслов | Новости партнеров на РБК+ Нижний Новгород
- Народные промыслы России
- «Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Основные виды народных промыслов:
- «Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
- Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
- Гжельская роспись
- Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков - МК Нижний Новгород
- Нижегородская область
Народные промыслы России
Интересно, что до обжига окись этого металла имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод. Жостовский поднос Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, ул. Дивная, стр. Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века — в селах и деревнях Троицкой волости теперь городской округ Мытищи. Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов. Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе — полностью создан воображением автора. Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов при Жостовской фабрике. Павловопосадский платок Адрес: Павловский Посад, ул.
Большая Покровская, д. Оно появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах XIX века. Эти платки сразу приковали к себе внимание — настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии. Конечно, с тех времен технология нанесения рисунка стала точнее и тоньше, а оттенков и узоров стало в разы больше. Сейчас мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка. Увидеть самые оригинальные и старинные образцы можно в Музее истории русского платка и шали. Кроме того, там проводятся мастер-классы — можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку. Русская матрешка Адрес: Сергиев Посад, ул.
Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России.
Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами.
Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях.
А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый.
Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок.
Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе.
Покрытая черными, алыми и золотыми узорами хохлома напоминала драгоценную посуду. Ценили ее и за практичность: дерево не трескалось от высоких температур, поэтому такой ложкой было удобно есть горячие щи. Косынка «Балахнинские напевы».
Шелковые нити, плетение на коклюшках. Балахнинский уезд, ХХ векМузейно-выставочный центр «Микула» «…В самой Балахне мещанки занимаются изготовлением шелковых блонд и нитяных кружев весьма замечательной отделки. Я не берусь сравнивать здешние кружева с брюссельскими кружевами и с валансьенскими блондами, но, сколько мне случалось видеть на своем веку этого товара, балахнинские произведения далеко обогнали саксонские изделия этого рода; а что касается до цен, то, по всей вероятности, балахнинские кружева не уступят, а еще превзойдут по своей дешевизне цены французских и бельгийских кружев».
Павел Небольсин. Кружево из Балахны, уездного города в Нижегородской губернии, считалось лучшим в Российской империи. Не очень добросовестные торговки в XIX веке зарабатывали тем, что закупали московское кружево, разъезжали по городам и продавали его под видом балахнинского.
Чего только не делали нижегородские мастерицы — рюши, шарфы, шапочки, перчатки, галстуки, кофты, платья и косынки с виноградным узором, пользовавшиеся особой популярностью. В орнаменте преобладали растительные элементы — деревья, цветы, плоды. Главными мотивами стали «балахнинская роза» и «огурец».
Мы привыкли к светлому кружеву, но в Балахне его плели преимущественно из черных нитей. Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка.
В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами.
Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка. В качестве материала также закупали хлопок и лен.
Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев. По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц. В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия. Летом женщины стояли за станком с 5 утра до 8 вечера, зимой — с 8 утра до полуночи.
Тонкая работа требовала напрягать зрение, и со временем оно ухудшалось — приходилось носить очки. Отсюда поговорка: «Балахонки до слепу кружева плетут». Братья Брабец д. Поповка Муромского уезда. Из коллекции И.
Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский.
Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В.
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву.
Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области).
Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры.
Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки.
Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.
В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса.
Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.
Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы.
В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф.
Краснояров, Т. Беляев, И. Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое.
Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной. Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок.
После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.
Большим и бесценным был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций, все выдающиеся художники и скульпторы нашей страны обращались в своём творчестве к народным промыслам, использовали их как наследие, переосмысливали его. В народных промыслах отражена культура страны, её прошлое, причём так, как ни в каком другом виде искусства. Вообще, без понимания значения для истории и развития страны её фольклора и народного художественного творчества невозможно говорить о таких серьёзных вещах, как национальное самосознание и культурный суверенитет. Утрата традиций — невосполнимая потеря для духовной составляющей русской культуры в целом, как впрочем, и замещение действительных традиций — культурным суррогатом. Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР? Источник Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.
То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой.
Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь. Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно. Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.
Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал: «Попса и сама выживет, а промыслам, народной культуре нужна государственная поддержка, как это делается во всех странах мира». Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат? Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков.
Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры.
Гжель Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью. В Палехе картины не рисуют в рамах, В Палехе картины на шкатулках прямо. Русские мотивы о счастливой доле: Девицы и парни на гулянье, в поле... Палех Палех — русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области [ где это? Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их.
Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены — все картинки озарены волшебным светом. Богородские игрушки: Тут клюют зерно пеструшки, Тут медведь и мужичок, Тут лошадка и ездок!
А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни: в Великом Устюге 3. Вологодский лён Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина. Лён хорош всем.
Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты.
А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости.
Народные художественные промыслы России
Народные промыслы | Пикабу | Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности. |
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства | Блог ТВИЛ | Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. |
Художественные промыслы.
Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой.