Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Смерть Марии Капнист. Мария Ростиславовна страдала клаустрофобией, которая развилась у нее после многолетней работы под землей. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы.
Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
звезда легендарного фотографического клана. Смерть Марии Капнист. Мария Ростиславовна страдала клаустрофобией, которая развилась у нее после многолетней работы под землей. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться.
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками. Первую серьезную роль, игуменьи, Капнист сыграла в 1958 году в фильме режиссера Юрия Лысенко «Таврия». В последующие годы, вплоть до 1994 года, Мария Капнист снималась ежегодно и нередко в нескольких фильмах в год, но всегда играла второстепенные роли — ведьм, графинь, старух, волшебниц — всего свыше 120 героинь. Умерла Мария Капнист после дорожной аварии в 1993 году. У 79-летней артистки после многолетней работы лагерных шахтах развилась боязнь замкнутого пространства, она не могла находиться в подземных переходах, и однажды, переходя оживленную киевскую магистраль, попала под машину. Лечение травм осложнилось простудой.
В конце октября того же года актриса умерла. Похоронена Мария Капнист на фамильном кладбище в Полтавской области.
С Судаком Радиславу Олеговну связывают тесные узы.
В июне 2011 года, вовремя VII Международных Крымских Герцыковских Чтений, в Судаке, у подножия Алчака была установлена и торжественно открыта мемориальная доска, которую много лет назад друзья Радиславы сделали на заводе, где она работала. Внучка Ростислава Ростиславовича Капниста, расстрелянного в январе 1921 года на Алчаке, мечтала установить памятную доску на месте расстрела дедушки. Её мечта сбылась.
Радислава Олеговна была участником Герцыковских Чтений, присутствовала на открытии мемориальной доски и обратилась с благодарностью ко всем причастным к этому памятному событию. В сентябре 2017 года вместе с приемной дочерью своей мамы Ольгой Дьяконовой, приехавшей из Санкт-Петербурга, Радислава Олеговна участвовала в вечере памяти, посвященном легендарной актрисе Марии Капнист и состоявшемся в историческом музее Бывший особняк Функа. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость».
Благодаря тесному сотрудничеству с дочерьми Марии Ростиславовны в 2020 году музей-заповедник издал книгу «Мария из рода Капнист». Радислава Олеговна вдохновляла окружающих своей силой духа и оптимизмом. Её открытая улыбка, энергия и любовь к жизни навсегда останутся в душах знавших её людей.
Светлана Емец, директор музея-заповедника «Судакская крепость» Напишите нам письмо.
Сгенерировать ключ и скопировать его в буфер обмена. На предпоследнем этапе нужно установить планировщик активации. Перезагрузить компьютер после завершения операции. Причины ошибки активации К сожалению, при активации операционной системы Windows или пакета офисных программ Microsoft Office, случаются ошибки, которые мешают получить бесплатную лицензию.
К счастью, все ошибки решаемы, а пока рассмотрим основные причины, почему у юзеров ничего не выходит, а как это решить: Старая версия KMSAuto — нужно всегда использовать последнюю версию программы, так как и к ОС, а также к софту постоянно выходят обновления. KMSAuto не подходит к определенной системе. Как уже говорилось, KMSAuto — это не универсальный инструмент. Их существует три типа и каждый разумно использовать в конкретной ситуации и на определенной операционной системе. Важно подобрать активатор конкретно к вашей ситуации.
Антивирус распознает активатор как угрозу — это абсолютно адекватный ответ от антивирусной программы. В данном случае, KMSAuto — это не вирус, а потому прогу можно смело добавить в исключения и на время активации вообще отключить антивирус. Ошибка при установке ключа — довольно распространенная проблема, которая быстро решается. Для этого потребуется включить GVLK-режим и провести принудительную установку. Итог KMSAuto — лучший активатор, который на данный момент существует.
С его помощью каждый может бесплатно получить лицензионную версию World, Exel и конечно же, ОС Windows.
Рядом пять человек в форме. Трудно понять: то ли это охрана таинственной пассажирки, то ли ее тюремщики.
Молодые солдаты странно смотрят на свою подопечную. У нее королевская осанка, изумительная фигура, в глазах сверкает необычайная гордость.
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
Следственное дело графа Р.Р.Капниста: d_v_sokolov — LiveJournal | Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. |
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино | "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. |
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист | Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. |
Лента новостей
- Website Navigation
- Форма обратной связи
- Мария Капнист
- Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
Узнайте историю ее семьи, откройте для себя ее богатый творческий потенциал и уникальный подход к фотографии. Мария из рода Капнист Выдающиеся харьковчанки: Мария Капнист Фотография - это не только снимок реальности, но и возможность увидеть мир сквозь глаза художника. В творчестве Рады Капнист вы найдете гармонию между формой и содержанием, красоту и эмоциональностью, которые она передает через каждый свой снимок.
Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком.
Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Но Мария выстояла.
Большая Обуховка — родовое имение поэта В. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. Три мира" 1989. В 2014 году издана постовая марка Украины к 100-летию со дня рождения.
Графиней из ГУЛАГа называли эту талантливую советскую актрису, сильную и мудрую женщину, которой было посвящено мероприятие, проведённое ведущим библиотекарем отдела «Абонемент» ЦГБ им. Белинского С. Мысягиной для получателей социальных услуг КЦСО. Мария Капнист провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах.
Но её дух не был сломлен.
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
В этот день у восьмилетней Мариэтты закончилось детство. Затем они жили в крестьянской семье, имевшей ещё шестерых маленьких детей. Мариэтту, чтобы скрыть дворянское происхождение, стали называть Марией. Как и всё, она работала на огороде, помогала по хозяйству, ходила в лохмотьях, голодала. Педагоги быстро оценили её талант, но получить диплом о театральном образовании помешали древние дворянские корни. Девушке даже запретили проживание в родном городе. Пришлось уехать в Киев, где после окончания финансово-экономического техникума работала бухгалтером, а затем переехала в Батуми. Отбывать заключение её отвезли в Карагандинскую область.
Там она встретила Анну Тимиреву, вся вина которой заключалась в том, что её любил адмирал Колчак. Дружбу, начавшуюся в Карлаге, женщины сохранили на всю жизнь. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать.
Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду.
Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь.
Как ни жутко это прозвучит, но привлекательную для советских кинематографистов внешность талантливой актрисы сформировал… ГУЛАГ. Не случись в ее жизни лагерного кошмара длиной в 15 лет, не было бы высушенной нечеловеческими муками женщины с выразительным взглядом, а значит, и той фактуры, что так пленила советских киносказочников. Тот самый случай, когда несчастье помогло счастью как режиссеров, с упорством золотоискателя подчас добывающих необходимый редкий типаж, так и благодарных зрителей, в итоге этим типажом завороженных. В Судаке у Капнистов было родовое имение. Прадед отца будущей актрисы Ростислава Капниста Петр Васильевич Капнист в 1785 году, через два года после присоединения Крыма к Российской империи, приобрел имение в Судакской долине. Так в одном из стихотворений он описывал тогдашний Судак: Там долго ветр весенний веет, Гнетет недолго зимний хлад; В долинах, как янтарь, желтеет Токайский сладкий виноград. В январе 1921-го на "зимнем хладе" у горы Алчак расстреляли отца будущей актрисы Ростислава Капниста. Примечательно, что в августе 1914 года, когда Россия вступила в Первую мировую войну, у подножья 152-метровой вершины произошло большое наводнение. Многие тогда, как пишет историк Алексей Тимиргазин, видели в стихийном бедствии знамение. Капнист прибыл в Судак с супругой и пятью детьми в 1918 году после известных событий октября предыдущего. Впоследствии в одном из интервью дочь Марии Ростиславовны Радислава рассказывала, что в городе на Неве среди гостей их дома был Федор Шаляпин. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина". Путешествия по историческим местам"Дом Капнистов в Судаке Пропитанную миром искусства атмосферу Петербурга сменил курортный Крым, где первые пару лет Капнисты жили достаточно спокойно. В доме ставились спектакли, дом посещали поэт Максимилиан Волошин и врач Сергей Елпатьевский, с восторгом отзывавшиеся о графской библиотеке. Притом что с начала 1918 года в городе уже распространился вирус Гражданской войны. Сердце и ум переполнены от напора горячечных впечатлений", — так 3 февраля 1918-го описывала приход большевиков в Судак поэтесса Аделаида Герцык в письме жене историка культуры Михаила Гершензона Марии Гершензон.
Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д.
Ее страстный монолог привел в бешенство одних, но другие восхитились смелостью Марии. Первые хотели расправы, последние вступились. Началась драка. Прибежавшие на шум конвоиры вернули Марию в женский барак. Даже в таких условиях Мария находила силы для творчества. Вместе с Анной Тимиревой , гражданской женой Колчака , ставила спектакли для других заключенных. Однажды Капнист спасла около тридцати зечек. Сорвавшаяся вагонетка с углем помчалась на группу женщин, но Мария бросилась ей наперерез. Была сбита с ног, зато остальные успели отбежать в сторону. Три месяца она провела на больничной койке. Личная жизнь Таяла красота Марии, надзиратель отрезал ее косы. Но польский шляхтич Ян Волконский, вольнонаемный инженер, заметил девушку с выразительными глазами. Из рассказа Радиславы Капнист, дочери Марии: «Судя по всему, отец действительно очень любил маму. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался на коне и спас ее. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится». Начались тайные встречи, Мария забеременела. Поначалу ее убеждали сделать аборт, но заключенная не согласилась. Затем пытались спровоцировать выкидыш, погружая в ванну с ледяной водой. А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась. В 1949 году она родила дочь. Назвала Радиславой, в честь героини повести Максима Горького, гордой Радды. Отца Радды позже растреляли. Тюремный срок подходил к концу.
Голубая кровь
В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». В кино Мария Капнист снималась много. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в.
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
25 октября 1993, Киев) - украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. Появилась на свет Мария Ростиславовна Капнист-Сирко 22 марта 1913 года в Петербурге в графской семье с греческими корнями.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. Мария Капнист. / Maria Kapnist. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли... Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал "сваху" из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: "Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке". Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить.
Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: "Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу».
Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена изначально её срок должен был закончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Мария Капнист в кино Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Мария Капнист в фильме "Таврия" Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам.
В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра.
В бочке ее опускали на глубину 60 метров, рубить каменные пласты киркой... Тем временем начальник лагеря искал себе новых наложниц. Мария отказала ему и была брошена в барак к уголовникам. Но девушка не испугалась и обвинила их в трусости - в том, что, пока другие мужчины воюют, эти сидят на нарах за грабежи и убийства. Ее страстный монолог привел в бешенство одних, но другие восхитились смелостью Марии. Первые хотели расправы, последние вступились. Началась драка. Прибежавшие на шум конвоиры вернули Марию в женский барак. Даже в таких условиях Мария находила силы для творчества. Вместе с Анной Тимиревой , гражданской женой Колчака , ставила спектакли для других заключенных. Однажды Капнист спасла около тридцати зечек. Сорвавшаяся вагонетка с углем помчалась на группу женщин, но Мария бросилась ей наперерез. Была сбита с ног, зато остальные успели отбежать в сторону. Три месяца она провела на больничной койке. Личная жизнь Таяла красота Марии, надзиратель отрезал ее косы. Но польский шляхтич Ян Волконский, вольнонаемный инженер, заметил девушку с выразительными глазами. Из рассказа Радиславы Капнист, дочери Марии: «Судя по всему, отец действительно очень любил маму. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался на коне и спас ее. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится». Начались тайные встречи, Мария забеременела. Поначалу ее убеждали сделать аборт, но заключенная не согласилась. Затем пытались спровоцировать выкидыш, погружая в ванну с ледяной водой. А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась.
Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками.
We use cookies. Ей было 79 лет. Из них лишь последние тридцать она прожила по-человечески, отдаваясь искусству, работе, семье. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти она потеряла все: дом, близких людей, свободу. Она выстрадала столько, что любой другой человек на ее месте сломался бы, не дождавшись счастливого часа правосудия. Мария Капнист выдержала все испытания. Выдержала и нашла в себе силы заняться любимым делом. Она пришла в кино и привнесла в него своей оригинальной, выразительной внешностью то недостающее звено, о котором давно мечтали наши режиссеры. Ее облик, ее талант позволяли наиболее убедительно создавать образы графинь, дам, таинственных старух с загадочным прошлым. В то же время ей не приходилось усердно лицедействовать, играя ведьм, цыганок и чародеек. Ее умоляли приехать на съемки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект. После фильма «Руслан и Людмила», принесшего Марии Ростиславовне настоящий успех, ее стали приглашать на большие роли в картины «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Солдатки», «Шанс», «Янки при дворе короля Артура», «Дикая охота короля Стаха», «Ведьма». Но главным смыслом последних лет ее жизни стала попытка вернуть Украине память о славном роде Капнистов. Это были греки — борцы против турецкой неволи. Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул из рук самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: «В огне непоколебимые». Внук Стомателло, Петр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на «Капнист», прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета «высочайше пожаловала» Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родились шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Было ему 9 лет, когда погиб отец, а погиб он страшно — прусаки порубали его так, что даже тела не нашли. На родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей — подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла перенести смерти любимого и, отдав сына жене Капниста, бросилась со скалы в море. Отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена. Славу рода Капнистов продолжил Василий Васильевич. В период службы в Преображенском полку он подружился с поэтом Гаврилой Державиным, и вместе они организовали один из первых литературных кружков, настроенных против самодержавной политики Екатерины Второй. Выступая против крепостного права, Капнист писал едкие сатирические поэмы, стихи, оды. Со временем он переехал на Украину, был губернским предводителем дворянства в Киеве и Полтаве, генеральным судьей, директором народных училищ. Дружил с декабристами, тем более что в их ряды вступили и его сыновья Семен и Алексей. Среди тех, кого Василий Капнист благословил «на литературные подвиги», был и Николай Васильевич Гоголь. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими благородными фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его «урус-шайтаном». Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. И что любопытно: сражался он с татарами в те же годы, что и Стомателло Капниссос — с турками. Может, они и знали что-либо друг про друга — об этом ведает лишь один Бог. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев.
Злой рок Марии Капнист
В кино Мария Капнист снималась много. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист.