Прогноз о крахе мировой финансовой системы из-за растущего госдолга США не является настолько катастрофическим, заявил экономист.
Экономисты IIF подсчитали сумму мирового долга
Инициативы международных финансовых институтов по облегчению долгового бремени не пошли континенту впрок: со второй половины 2000-х годов Африка стала снова быстро наращивать задолженность Новый раунд реструктуризаций Здесь мы на время оставим Гану и вернемся к общей проблеме реструктуризации долгов. Предвидя риск вызванных пандемией долговых кризисов, в ноябре 2020 года «Большая двадцатка» учредила «Общую основу для урегулирования задолженности» Common Framework for Debt Treatments. В рамках этого подхода все кредиторы из G20 и Парижского клуба ПК согласились в принципе координировать списание долга. На практике, однако, реализация Common Framework оказалась непростым процессом, в основном потому, что структура кредиторов африканских государств радикально поменялась. График 4 Ганский седи - один из лидеров по глубине обесценения среди африканских валют расчеты автора по данным Всемирного банка Долговая проблема образца 2020 года, хотя по масштабам и напоминает ситуацию середины 1990-х, отличается от нее несколькими важными моментами. Во-первых, изменился состав официальных кредиторов. Если в прошлом это были в основном западные страны и международные организации, находящиеся под их контролем, то в 2019 году доля стран-кредиторов, входящих в ПК, резко упала.
Среди иностранных официальных кредиторов важную роль стали играть так называемые новые кредиторы — прежде всего Китай, но также страны Персидского залива и Индия, которые не входят в ПК. Во-вторых, многие страны Африки сумели выйти на международные финансовые рынки, разместив там свои облигации. Таким образом в числе кредиторов появились международные частные инвесторы — инвестиционные фонды. И наконец, во многих странах Африки был создан внутренний рынок суверенных обязательств, и правительства стали финансировать дефицит бюджета, продавая гособлигации местным банкам. И если раньше, чтобы списать долг страны, западным странам надо было договориться о параметрах реструктуризации между собой и затем просто поставить в известность МВФ и Всемирный банк, которые принимали это к сведению при составлении своих программ, то теперь появился Китай и другие «новые» кредиторы, с которыми у «старых» отношения натянутые, если не конфронтационные. Помимо этого во многих случаях успешная реструктуризация невозможна без инвестиционных фондов, у которых свое мнение о целях процесса и своем месте в нем.
Наконец, важными акторами стали местные банки, которые могут держать до половины национального долга, списание которого может подорвать финансовую систему страны. Тем самым на переговорах по облегчению долга возникает ситуация лебедя, рака и щуки, что не способствует быстрому решению проблемы. Неудивительно, что пока что в рамках Сommon Framework только четыре страны — Чад, Замбия, Эфиопия и Гана — подали заявки на реструктуризацию. Большинство из них — в Африке.
Об этом говорится в опубликованных в марте 2023 года материалах о реализации плана-графика мероприятий Министерства финансов по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год. Как пишет РБК со ссылкой на этот документ, в 2021 году проценты по государственным кредитам, предоставленным Россией правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составляли чуть более 52 млрд рублей, в 2020-м - более 64 млрд рублей. Из-за санкций Россия получила вчетверо меньше по долгам других стран В документе Минфина отмечается, что некоторые иностранные заемщики не выполнили запланированные переводы из-за санкций.
После начала российской военной операции на территории Украины американское Министерство финансов запретило проводить операции с Центробанком , Минфином и Фондом национального благосостояния России. На 2023 год за правительством в Бюджетном кодексе закрепили право использовать механизм уступки прав требований по долговым обязательствам. Уступка прав требований фактически их продажа может быть реализована в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не попавших под санкции. Власти смогут таким образом быстро принять решения, необходимые для обеспечения поступления в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией. По мнению директора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олега Буклемишева, взыскание госдолгов требует политических усилий, а Россия в нынешних условиях «не оказывает политического давления на «дружественные» страны». Оценивая возможный механизм уступки долговых требований, Буклемишев допускает, что препятствием для его реализации могут стать условия кредитных соглашений, прямо запрещающие подобные действия. Однако саму схему он считает жизнеспособной.
Об этом свидетельствуют данные Федерального казначейства. По итогам 2021 года выдача межправительственных экспортных кредитов Россией достигла 318 млрд рублей В публикации отмечается, что в рублевом выражении Россия в 2021 году выдала рекордный объем межправительственных экспортных кредитов, прежде сумма таких займов за год редко превышала 200 млрд рублей. Согласно закону о бюджете, в 2021 году было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд рублей. Страны-заемщики в 2021 году вернули РФ долги на сумму 205 млрд рублей. Традиционно сумма выдачи Россией займов превышает возврат. Исключением за последнее десятилетие был лишь 2019 год, когда иностранные правительства вернули больше кредитов, чем получили, - такая ситуация возникла впервые с 2010 года. По данным Федерального казначейства, заемщики выплатили РФ 250 млрд рублей в 2019 году, тогда как в долг было предоставлено 215 млрд рублей.
В свою очередь даже в 2024 году, когда ожидается, что Федеральная резервная система ФРС начнёт снижать процентные ставки, процентная ставка по федеральному долгу будет расти и оставаться выше средних значений за последние годы в 2014-2023 гг. Начиная с 2025 года ожидается более высокая средняя ставка по федеральному году, чем за все предыдущие года.
Быстрый рост алмазной добычи позволил Ботсване достичь высокого экономического роста. Несмотря на сравнительно развитую инфраструктуру с хорошими дорогами, системой коммуникаций в стране имеется нехватка технических навыков среди рабочей силы. Саудовская Аравия играет ключевую роль "стабилизирующего производителя" в Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК , с помощью которой регулирует мировые цены на нефть.
В 2016 г. Однако Эстония зависит от энергопоставок. За богатство жителей и султана страну называют "исламским Диснейлендом". Благодаря богатым запасам нефти и газа Бруней занимает одно из первых мест в Азии по уровню жизни. Основу экономики государства составляет добыча и переработка нефти свыше 10 млн т в год и газа свыше 12 млрд куб.
Гана и другие: снова в долгах
Все это осложняется ростом внешнего долга, который превысил 34 трлн долларов. Государственный долг Китая уже превысил 330% ВВП этой страны, что фактически остановило ее экономическое развитие. это долг центрального правительства страны. Государственный долг — это средства, которые страна берет в долг для того, чтобы рассчитаться по собственным расходам. Всемирный банк: долги стран перед РФ в 2022 году выросли на 9%, до $28,9 млрд. — именно столько составляет общий долг граждан США в реальном времени.
Всемирный банк: долги стран перед РФ в 2022 году выросли на 9%, до $28,9 млрд
Экономист Колганов отметил низкий уровень госдолга РФ по сравнению с другими развитыми странами. Долг по странам в 2023 году Ниже мы ранжируем страны по валовому государственному долгу или финансовым обязательствам каждой страны: Страна Валовой долг (млрд). Проблема усугубляется постоянным ростом внешнего долга, перевалившим за 34 трлн.
Финляндия опередила все страны Евросоюза по росту госдолга
Долговая петля затягивается вновь: долг не дает расти, отсутствие экономического роста не дает возможности выплатить долг. Круг замыкается. На повестку дня вновь встала проблема реструктуризации долгов африканских государств. IMF, April 2023 Чтобы лучше понять динамику процесса, можно посмотреть на то, как развивались события в Гане — стране, которая часто считалась образцом для подражания для других стран континента. Гана — это одновременно и пример африканской демократии: страна не управлялась военными диктаторами или пожизненными президентами, как это часто бывает в Африке, — и в то же время пример достаточно успешного экономического развития. Гана получила независимость первой из африканских стран — в 1957 году. Хотя ее развитие не всегда было гладким, Гане повезло в том, что в отличие от многих соседей ей удалось избежать гражданских конфликтов и войн. С середины 2000-х, пережив в разное время и периоды успеха, и периоды упадка, Гана вступает на путь быстрого экономического роста. Это ускорение было отчасти связано с благоприятными ценами на основные экспортные товары Ганы — золото и какао, и с началом добычи нефти в 2011 году, но во многом благодаря созданию стимулирующего делового климата и усилиями по развитию человеческого капитала.
В результате Гана — один из лидеров среди стран Африки по доходу на душу населения, который по паритету покупательной способности превышает 6000 долларов, что почти в полтора раза выше среднеафриканского уровня. При этом Гана сумела распределять плоды экономического роста более или менее равномерно, что тоже не всегда характерно для Африки. Экономические достижения Ганы и относительная политическая стабильность позволили ей стать первой страной Черной Африки помимо ЮАР, получившей доступ к международному рынку капитала. В 2007 году Гана вышла на рынок суверенных облигаций и впоследствии разместила еще несколько выпусков. Экономика Ганы, подорванная карантинами и спадом экспорта, выросла в 2020 году лишь на 0,4 процента, что в расчете на душу населения означало падение уровня жизни. При этом правительство, следуя кейнсианским заветам и советам международных организаций, щедро финансировало инвестиционные проекты, субсидии и социальные расходы. Видимо, власти Ганы, как и многие другие правительства африканских стран, перестарались, копируя экономическую политику Европы и США. Молодое африканское население почти не пострадало от ковида, избыточная смертность в Африке была гораздо ниже, чем в Европе и Америке.
Возросшие займы призваны компенсировать затраты на военные нужды и пребывание украинских беженцев. При этом заемные средства на рынках облигаций уже сейчас обходятся странам намного дороже после повышения процентных ставок по всему миру — даже для стран из Восточной Европы с высоким кредитным рейтингом. Так, Польша выплачивает 5,5 процента годовых по новым 30-летним облигациям.
Резиденты указанных государств могут погасить задолженность любой валютой, товарами или услугами. Россия обладает самым сильным показателем внешней ликвидности, сбалансированного бюджета и текущего счета, а также низким уровнем внешнего долга, отмечал ранее американский инвестиционный банк Bank of America Merrill Lynch, который назвал экономику России сильнейшей среди развивающихся стран.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Внешний долг
Помимо этого, внешний долг США продолжает расти, превысив 34 триллиона долларов. Прогноз о крахе мировой финансовой системы из-за растущего госдолга США не является настолько катастрофическим, заявил экономист. Первая половина июня – предельный срок для повышения потолка государственного долга США.