Новости где находится вавилон сейчас

Где находится современный Вавилон на карте? В нем сообщается, что с 2003 по 2004 год археологический комплекс Вавилон использовался коалиционными силами США в качестве военной базы.

ЮНЕСКО включило Вавилон в список Всемирного наследия

где находится вавилон в наше время — Спрашивалка Здание должно обойтись суверенному фонду Саудовской Аравии, основному инвестору проекта, где сейчас аккумулируются доходы от саудовской нефтедобычи, в $100—200 миллиардов.
Существовала ли в реальности Вавилонская башня: следы забытых цивилизаций / Оффтопик / iXBT Live Драма. Режиссер: Дэмьен Шазелл. В ролях: Брэд Питт, Тоби Магуайр, Марго Робби и др. Постановщиком и сценаристом картины «Вавилон» является признанный американский режиссер Дэмьен Шазелл, создатель таких фильмов, как «Одержимость» и «Человек на Луне».

Где сейчас вавилон

Где могла находиться Вавилонская башня: что думают ученые сейчас. В провинции Исфахан расположен город Натанз, более известный по расположенному здесь объекту по обогащению ядерного топлива. Все знают библейскую историю о недостроенной Вавилонской башне, но где находится Вавилон на современной карте. Где могла находиться Вавилонская башня: что думают ученые сейчас. Вавилон находится на территории современного Ирака, севернее города Эль-Хилла. Кто построил вавилонскую башню, где она находилась?

Почему был разрушен Вавилон?

  • Древний Вавилон – мегаполис древнего мира
  • ЮНЕСКО присвоила Вавилону статус объекта всемирного наследия
  • Вавилон только сейчас признали всемирным наследием
  • Почему был разрушен Вавилон?
  • Вавилон где был и когда разрушен
  • Вавилон сейчас это какая страна?

Почему на самом деле рухнула Вавилонская башня после строительства и что осталось сейчас?

Вавилон только сейчас признали всемирным наследием Где находился древнейший город Вавилон его место положение и нынешнее нахождение.
ЮНЕСКО внесло Вавилон в Список всемирного наследия Вавилон где находится сейчас в какой стране.

Вавилон где был и когда разрушен

Оригинальных сооружений практически не осталось, а те, что остались, сильно видоизменились за счет реставрации. Но, все равно, от них веет такой историей, что, даже отреставрированные, они передают особые эмоции и дух того времени. Туристический Вавилон Хотя Вавилон практически исчез с лица Земли, но еще можно успеть увидеть там кое-что интересное. А именно: обязательно осмотрите вершину зиккурат из семи ярусов; ворота Иштар и Вавилонский Лев тоже не оставят вас равнодушными; можно также посетить монументальную резиденцию Саддама Хусейна. Как известно, Вавилон расположен на берегах реки Ефрат.

Планы Хусейна по проведению кабельных линий через весь Вавилон были остановлены вторжением 2003 года. И до реконструкции города Хусейном в Вавилоне уже были разрушения от изменений русел рек и границ пустыни, а ещё больше от грабежей колониальных держав. Немцы изъяли Иштарские ворота , которые сейчас находятся в Пергамском музее в Берлине, французы забрали керамику, а турки использовали вавилонский кирпич для строительства плотин на Евфрате. Оккупация войсками США также нанесла вред городу. После вторжения 2003 года американский лагерь «Альфа» создавался на руинах.

Была выровнена территория для создания посадочных площадок для вертолётов и парковок для автотранспорта. Танки грохотали над древними кирпичами, а польские войска рыли окопы через храм. Землю прямо с артефактами и костями засыпали в мешки с песком.

Однако Вавилон и Баблон это два разных города. Отличие между ними заключается в том, что Вавилон был основан на берегу реки Евфрат, а Баблон был основан на реке Тигр. Также, если вы путешествуете в Ирак, не забывайте уважать местный обычаи и культуру, и будьте готовы к особым мерам безопасности. Не забывайте, что Ирак является страной с высоким уровнем преступности, и вам нужно быть готовым к тому, что местные власти могут наложить на вас ограничения.

В сасанидскую эпоху Вавилон по-прежнему выполнял функции местного административного центра, со времён Парфянского царства выполняя эту роль на протяжении девяти столетий, вплоть до 650 года н.

Во II веке в Вавилоне продолжал функционировать греческий театр на что указывает греческая надпись того времени [52]. Вавилон сохранил свою собственную культуру и население, которое продолжало называть свою Родину Вавилонией. Традиции древней месопотамской культуры в то время безвозвратно уходят в прошлое: аккадский язык , клинопись , глиняные таблички и вавилонская религия медленно и постепенно исчезают, их место параллельно и окончательно занимают арамейский язык , пергамент , папирус и новые религии — зороастризм , митраизм , восточное христианство , манихейство , мандеизм. Христианство пришло в Месопотамию в I веке н. Монеты парфянского, сасанидского и арабского периодов, раскопанные в Вавилоне, демонстрируют непрерывность поселения в этом месте [54]. Основная статья: Арабское завоевание Персии В середине VII века Месопотамия была захвачена и заселена арабами из расширяющегося Арабского халифата , после чего последовал период исламизации покорённого населения. Вавилон был захвачен армией во главе с Саадом ибн Абу Ваккасом, к тому моменту Вавилон представлял собой хорошо укреплённый город крепость, который прикрывал столицу Персии Ктесифон. В середине декабря 636 года арабская армия приступила к осаде города, однако к тому моменту у персов практически не оставалось войск после поражения в битве при Кадисии из-за чего командующий гарнизоном приказал своим солдатам отступить в провинцию Ахваз, после чего жители города открыли ворота и сдались под условием сохранения жизней и имущества, кроме того жители города стали активно сотрудничать с арабской армией информируя тех о передвижении персидских войск.

Вавилон стал базой арабской армии для атаки персидской столицы Ктесифона, туда стягивались войска, которые потом были брошены для захвата имперской столицы. Последний описал колодец, называемый «Темницей Даниила», который посещали христиане и евреи во время праздников. Могилу-усыпальницу Амрана ибн Али посещали мусульмане. Вавилон упоминается в средневековых арабских рукописях как источник кирпичей [56] , которые, как говорят, использовались для построек в городах от Багдада до Басры [57]. Постепенно Эль-Хилла превратилась в крупный центр, куда перенесли центр провинции Бабиль. Европейские путешественники во многих случаях не могли определить местоположение Вавилона или ошибочно принимали за него Фаллуджу. Другие называли Багдад Вавилоном или Новым Вавилоном и описывали различные сооружения, встречающиеся в этом регионе, как Вавилонскую башню [58]. Пьетро делла Валле посетил деревню Бабиль в XVIII веке и отметил множество остатков различных построек как из обожжённых, так и высушенных глиняных кирпичей, скреплённых битумом [57] [59].

Общие сведения[ править править код ] Вавилон. План основной части города по данным топографических источников и археологических раскопок Широкомасштабные археологические раскопки, анализ многочисленных клинописных и других нарративных источников позволили создать целостное представление об архитектурном облике Вавилона периода расцвета VI—V века до н. Менее документированными оказались более ранние эпохи, поэтому предположения о местонахождении тех или иных объектов для тех времён часто имеют предварительный характер. Во время расцвета Вавилон опоясывало тройное кольцо стен, периметром около 8015 м, ров, наполненный водой, а также внешняя стена, охватывающая часть предместий. Фортификационные сооружения прикрывали главный, северный вход в Вавилон, со стороны ворот Иштар; кроме того, на севере предместий находился летний дворец Навуходоносора II, выстроенный в виде крепости, а на Евфрате специальное массивное сооружение защищало угол городских стен от воздействия течения. Со внешним миром город соединяли 8 ворот, открывавшиеся дорогами в важнейшие города округи. Улицы пересекались под прямым углом, некоторые из них мостили плиткой из привозных материалов. Вавилон имел обустроенную, мощёную набережную, множество каналов, снабжавших городские кварталы водой, мосты, соединяющие различные части города, дворцы, огромное количество храмов, а также грандиозные сооружения — зиккурат Этеменанки Вавилонская башня и Второе чудо Света — Висячие сады.

Многие постройки имели облицовку глазурованным кирпичом, барельефами, фризами; ярусы зиккурата были окрашены в разные цвета. Геродот, побывавший там в V веке до н. Районы и кварталы города[ править править код ] Основная часть Вавилона была разделена рекой Арахту Евфрат на Западный город и Восточный город в устаревших публикациях — Новый город и Старый город и окружена предместьями, в том числе в пределах внешней стены Навуходоносора II. Предположительно с касситского времени основная часть города подразделялась на десять округов или кварталов аккад. Названия кварталов часто восходили к культовым именам самого Вавилона « Эриду », «Кадингирра», «Шуанна», [1] или же повторяли названия городов Шумера и Аккада Куллаб , Кумар т. Кварталы следующие. План раскопок центральной части Восточного города по состоянию на начало XX века. Эриду аккад.

Eri-du10ki — древнейшая часть Восточного города и его религиозный центр. Располагался в самом центре Восточного города в пределах телля Амран-ибн-Али и области Сахн. Границами округа Эриду на севере были Великие ворота и округ Кадингирра, на юге — Рыночные ворота и округ Шуанна, на западе — берег Евфрата, на востоке Эриду соседствовал с кварталом Куллаб. В Шуанне располагались храмы Эхурсагтилла в честь Нинурты и святилище, названное археологами «Храм Z» и часто отождествляемое с храмом Эшасурра в честь богини Ишхары , известным из топографических текстов. На севере его границами были городские стены и ворота Иштар , на юге — округ Эриду и Великие Ворота, на западе — берег реки, на востоке — квартал Новый город. В Кадингирре располагался центральный административный и фортификационный комплекс города; здесь находился дворцовый ансамбль Вавилона, с севера ограниченный городскими стенами, с запада — рекой, с востока — улицей Процессий, с юга — каналом Либиль-хенгалла. Наиболее изученный в археологическом отношении квартал. На юге соседствовал с кварталом Куллаб у храма Экитушгирзаль ; на западе примыкал к Кадингирре, на севере и востоке границами квартала были городские стены.

Ещё в конце старовавилонского периода здесь располагалась зона коммерческой активности. В персидский период квартал подвергся разрушениям вследствие изменения русла Евфрата. В эллинистическое время в Новом городе были выстроены сооружения античной культуры, в том числе театр и палестра. Куллаб аккад. Kul-aba4ki — округ к востоку от квартала Эриду, граничащий на севере с Новым городом до храма Экитушгирзаль , на юге — с кварталом TE. Eki; на востоке границами округа были городские стены и ворота Мардука. Часть Куллаба, наряду с кварталами Эриду и Кумар, составляет древнейшее ядро города, существовавшее ещё при I династии. Также в Куллабе находилось здание Бит-реш-акиту, связанное с празднованием Нового года.

Округ, название которого передалось логограммой TE. Располагался восточнее округа Шуанна и южнее Куллаба, то есть в юго-восточном углу Восточного города. На севере граничил с Новым городом, на западе — с Шуанной пограничным объектом здесь был священный постамент в честь Мардука ; на юге границей округа была городская стена, на востоке — городская стена и ворота Забабы. Здесь располагалось три святилища: Экагула священный постамент ануннаков , Эдуркуга священный постамент игигов и храм Эмеурур в честь Нанайи. Вавилон около 600 года до н. Вид со стороны Западного города. A, аккад. Kumar — древнейшая часть Западного города и его религиозный центр.

Тянулся от Акуцских ворот на западе до берега Евфрата на юге.

Затерянные библейские города. Тайны Ниневии и Вавилона

Вавилон 2.0 – Telegram Это место находится всего в 30 километрах к юго-западу от Багдада и в 69 километрах к северу от Вавилона.
Где сейчас город вавилон - 89 фото Вавилон занимает важное место в Библии, где связан с сюжетами о Вавилонской башне, вавилонском плене иудеев и Колоссе на глиняных ногах.

Вавилон внесли в список ЮНЕСКО

Вавилон занимает важное место в Библии, где связан с сюжетами о Вавилонской башне, вавилонском плене иудеев и Колоссе на глиняных ногах. Где Вавилон сегодня? Руины древнего Вавилона находятся на территории современного Ирака, примерно в 88 километрах к югу от Багдада. Считается, что именно в Вавилоне могли располагаться знаменитые Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес Древнего мира. Развалины Вавилона некогда были вратами бога, а теперь это исторические.

Вавилон на карте, Россия

Кто построил вавилонскую башню, где она находилась? Вавилон – самый большой музей мира на открытом воздухе, находится под охраной ЮНЕСКО. ЮНЕСКО включил древний город Вавилон, который располагается на территории современного Ирака, в список Всемирного наследия. Где сейчас Вавилон? В 2019 году ЮНЕСКО включила Вавилон в список Всемирного наследия. Чтобы посетить Вавилон сегодня, вам нужно поехать в Ирак, расположенный в 55 милях к югу от Багдада. Видео трансляции на которых видно как Вавилон показывается сейчас (в 2024 году), а совсем рядом расположены Ворота Иштар, Бабиль (мухафаза) и Эль-Хилла.

Как возник, куда исчез и другие загадки древнего Вавилона

На территории страны в течение длительного периода велись боевые действия против радикальных исламистов. Вавилон — один из городов древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад. Он являлся важным политическим, экономическим, культурным и религиозным центром Древнего мира.

Вам любопытно какое впечатление производит Вавилон, какие там на данный момент погодные условия?

Возможно, что вам это удастся с помощью популярных или ближайших интернет-трансляций.

Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике. Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления. Упадок Вавилона Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен.

В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее. Новое начало Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период.

Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен.

Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства. Навуходоносор Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания — 605-562 годы до н. Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен. Как выглядела «Столица мира» Евфрат разделял Вавилон пополам.

В библейских текстах она стала символом человеческой гордыни. До тех пор, пока люди объединяются ради благих намерений, они могут многое, но желание создать великое творение, бросив вызов Богу, чтобы достичь состояния божества и ощущения собственного превосходства, может закончиться плачевно. В Книге Бытия даётся миф, как Бог увидел попытку людей «забраться на Небеса» с помощью башни и решил расстроить эти планы, смешав их языки. Смысл этого мифа состоит в том, что, совершив великий грех, человек не сможет вернуться к Богу через путь науки или цивилизации. Это видно и сегодня, когда одни учёные добиваются расщепления атома для получения мирной энергии, а другие используют это открытие для создания бомбы. Все открытия и изобретения человечества — от колеса и прирученного огня до самых последних технологий — носят такой двойственный характер в истории. Икона из книги «История древнерусской живописи». Кроме того, в Писании упоминается « Вавилон великий , мать блудницам и мерзостям земным». В этом образе сплелось многое.

Тут есть и отклики религиозных вавилонских обрядов, связанных с культовой проституцией, и издержки любого масштабного торгово-военного государства, в котором нет моральных ограничений вроде Моисеева закона и десяти заповедей. Вместе с тем Израиль вечно будет помнить долгий Вавилонский плен, куда его народ был изгнан после завоевания. Этому событию посвящён 136-й псалом «На реках Вавилонских». Как связаны Вавилон и растафарианство Растафарианство — слабоорганизованная религия, возникшая на Ямайке в начале XX века. Основа религии — свобода, отказ от западных ценностей, жизнь «мягче, чем масло, нежнее, чем сливки». Вавилон для представителей растафарианства — западное общество, от ценностей которого они хотят отказаться.

Существовал ли на самом деле Древний город Вавилон, если да, то где он находился

К концу XIII века до н. Около 1223 года до н. Вавилон захватили ассирийцы, временно оккупировавшие страну; город был разграблен, стены разрушены, а часть жителей уведена в плен. В середине XII века до н.

Вавилон был захвачен и временно подчинён эламитами , подвергшими его небывалому опустошению; попытка восстания привела к новому опустошению и окончательному уничтожению царства Кардуниаш Эламом. Добившись независимости страны, они со временем перенесли столицу из Исина в Вавилон. Вавилонские войска доходили до сердца Ассирии, откуда Нинурта-надин-шуми вернул захваченную ранее статую Мардука.

Навуходоносор I разгромил и жестоко опустошил Элам , вернув оттуда другую статую верховного бога; с правлением этого царя В. При последующих царях центральная власть продолжала ослабевать, ведущая политическая роль переходила к олигархии. Положение усугублялось надвигавшимся коллапсом бронзового века , наступление которого сопровождалось масштабным переселением племён арамеев и их особой ветви — халдеев.

В начале XI века до н. Вавилон был временно взят ассирийским царём Тиглатпаласаром I , который сжёг царский дворец. Разразившаяся катастрофа бронзового века привела к падению II династии Исина и погружению страны в состояние хаоса.

Основная статья: Нововавилонский период «Тёмные века». Ассирийское господство и разрушение Синаххерибом[ править править код ] В условиях коллапса бронзового века деградация государственной системы Вавилонии достигла пика. Сменилось несколько династий, цари практически не контролировали страну и были подчинены олигархии жречеству , переизбиравшей их каждый Новый год.

Страну захватывали халдеи, которых поддерживала часть низов; вавилонская знать ориентировалась на Ассирию, под власть которой страна в конечном счёте и перешла. Подчинение было оформлено в виде личной унии : ассирийские цари отдельно короновались в Вавилоне под особым именем. Главную угрозу ассирийской власти в стране представляли халдеи, вожди которых время от времени захватывали Вавилон.

Особенно упорной была борьба с Мардук-апла-иддином II , который несколько раз захватывал священный город, где безуспешно боролся с олигархией. В правление ассирийского царя Синаххериба Вавилон стал центром непрекращающихся мятежей и восстаний; ответные неоднократные походы царя давали временный эффект. В 689 году до н.

Синаххериб приказал полностью разрушить Вавилон; ассирийские солдаты уничтожили храмы, дворцы и другие постройки, после чего подожгли город. По улицам Вавилона были пущены воды Евфрата, а место, где он стоял, было проклято на 70 лет. Новый Вавилон.

Основание Второго царства[ править править код ] Разрушение Вавилона имело негативные последствия для ассирийской власти в Южной Месопотамии. Чтобы найти поддержку в среде многочисленной местной аристократии и жречества, новый ассирийский царь Асархаддон пошёл на беспрецедентный шаг — восстановление погибшего города; 70-летнее проклятие при этом удалось обойти, истолковав начертание числа 70 как «10»[ источник не указан 137 дней ]. Работы заняли около 20 лет; для их осуществления было привлечено большое количество ресурсов и лучшие архитекторы Ассирийской державы.

Многие здания отстраивались с большей пышностью в сравнении с тем обликом, который они имели до разрушения; особое внимание было уделено главному храму Эсагила и зиккурату Этеменанки. В Новый Вавилон постепенно возвращались уцелевшие жители, знать восстанавливалась в привилегиях, происходило возрождение общественных институтов. Была возрождена городская община алум Вавилона; на народном собрании 678 года до н.

За столетия потрясений численность этнических вавилонян в Южной Месопотамии сократилась, большинство населения там составляли халдеи. Обе группы населения смешивались, аккадский язык подвергся сильному влиянию арамейского , а в соседних странах жителей Вавилонии всё чаще именовали халдеями. Была восстановлена ассиро-вавилонская уния; своим наследником в священном городе Асархаддон назначил Шамаш-шум-укина , сына от вавилонянки; в 668 году до н.

В 652 году до н. Шамшшумукин поднял восстание против Ассирии, царём которой тогда был его брат Ашшурбанапал. Несмотря на широкую поддержку соседних стран и племён и тяжелейшие бои, ассирийцы разгромили врагов и весной 650 года до н.

Город был очень хорошо защищён, осада затянулась на 2,5 года и сопровождаясь голодом, эпидемиями и случаями людоедства. В 648 году до н. Ашшурбанапал казнил мятежников, привёл город в порядок и в акиту 647 года до н.

Репрессии коснулись прежде всего знати, а права вавилонского гражданства были распространены на жителей Сиппара и Куты ; влияние олигархии в результате снизилось, что способствовало оздоровлению экономики и политической организации Вавилонии. В самой Ассирии между тем разразилась гражданская война ; Вавилон в ней стал на сторону Кандалану, сохранившему местный трон. Пользуясь смертью престарелого царя, в одну из ночей 627 года до н.

В 626 году до н. Основная статья: Нововавилонское царство Клинописный цилиндр времён правления Навуходоносора II в честь изгнания нечистой силы и реконструкции Набополассаром зиккурата Этеменанки [26]. Деталь рельефа с реконструкции ворот Иштар.

Реконструкция ворот Иштар, выложенных голубой плиткой, которые были северным входом в Вавилон. Он был назван в честь богини любви и войны. Быки и драконы, символы бога Мардука, украшали ворота.

При Набопаласаре, бывшем ранее царём халдеев, Вавилон избежал ассирийского захвата и в союзе с Киаксаром , царём мидийцев, который был его зятем, вместе с киммерийцами , окончательно разрушил Ассирию между 612 и 605 годами до н. Таким образом, Вавилон стал столицей Нововавилонского иногда называемой Халдейского царства [27] [28] [29]. С восстановлением независимости Вавилонии произошёл настоящий строительный бум, особенно во время правления Навуходоносора II 604—561 годы до н.

Навуходоносор приказал полностью реконструировать все постройки на территории государства, включая зиккурат Этеменанки и ворота Иштар самые выдающиеся из восьми ворот вокруг Вавилона. Реконструкция ворот Иштар находится в Пергамском музее в Берлине. Навуходоносору также приписывают строительство Висячих садов Вавилона , одного из семи чудес света , которое, как говорят, было построено для его тоскующей по дому жены Амиитис.

Существовали ли сады на самом деле, является предметом спора. Немецкий археолог Роберт Кольдевей предположил, что он обнаружил их остатки, но многие историки сомневаются относительно их местоположения. Стефани Далли утверждала, что висячие сады на самом деле находились в столице Ассирии, Ниневии [31].

Картина мира, отраженная ею, похожа на мифологические системы большинства языческих народов. Всякий житель страны знал, что мир делится на: верхний, где обитают боги; «Иркала», или нижний мир мертвых. Боги Вавилона Существовали также определенные представления о том, как, кем были сотворены земля, а также люди. Было несколько божеств, причастных к созданию мира, которых почитало абсолютное большинство населения. Видимо, мифы о них — принадлежность или шумерского этапа истории страны, или даже — более древних времен.

Иштар Венера, богиня, 4 в. Известный классик религиоведения, М. Элиаде сер. Именно таким божеством для вавилонян был Ан — воплощение справедливости, порядка, принимающий, однако, мало участия в жизни людей. Ана особенно чтили жители Урука, одного из культовых центров страны.

Энлиль Это владыка воздуха, первый «сын» Ана. Центром его почитания был Ниппур. Энлиль — владыка среднего мира, с одной стороны, покровительствующий людям, с другой — несущий им же бедствия. Представления о нем — отголосок противостояния природе, непредсказуемым рекам, которое было важной частью жизни жителей Вавилона. Энки Это также сын Ана, владел подземным миром, особенно его частью, покрытой водами.

Именно поэтому горожане Эреду предположительно, с древности это был центр его культа жертвовали ему на алтарь рыб. Нинхурсаг Так именовали «Богиню мать» шумеры. Она — божество плодородия, создавшая людей, животных. Мардук Согласно вавилонской мифологии он — сын Энки, то есть принадлежит к младшим богам. Верховным божеством Мардук стал после того, как город Вавилон, центр его почитания, стал столицей Двуречья, дав свое имя образовавшемуся государству.

Иштар Это аккадское именование женского божества шумеров — Иннаны. Это богиня плодородия, а также плотской любви, «Богиня-мать». Центром ее почитания был город Урук. Нанна Син Это бог Луны, центром его культа был Ур. Он «первенец», а также советник Энлиля, определяющий вместе с ним судьбу человека, а также «отвечающий» за плодородие.

Шамаш Солнечный бог, считавшийся сыном Нанны, таким образом, вавилоняне считали, что ночь порождает день, предшествует ему. Другие Кроме того, были представления о божествах времен года например, бог весны Думузи , явлений природы Адад — бог грозы, ряд других божеств. Были боги-воители Нинурта, Забаба, Нингирсу , наконец, владыки подземного мира — кроме Энки это еще около десятка божеств. Мифы о мире Самый древний из найденных на глиняных табличках — повествование о создании мира. Здесь два действующих лица — владыка вод подземного мира Энки и Нинхурсаг, «богиня-мать».

Именно ими сотворен мир людей. Рассказ содержит: представления о том, что некогда существовало «изначальное место», где не было болезней, печали, смерти; оно именуется Дильмун позже таким же образом будет называться город-государство Вавилонии ; однако, Дильмун был лишен пресной воды, которую Энки извел из подземного мира — таким образом, не только день — порождение ночи, но сама жизнь — порождение нижнего мира, смерти; рассказы о создании растений, появлении рек, болот, имеющие вид повествования о плотской связи Энки с различными божествами, от которой рождаются новые боги; повествование о Нинхурсаг, которая взращивает из семени Энки 8 растений; но, захотев познать их природу, Энки навлекает гнев богини, так поражает его болезнями; впоследствии, сменив гнев на милость, Нинхурсаг исцеляет Энки, а также создает восемь младших божеств, каждое из которых отвечает за ту или иную сферу жизни мира. Кроме этого древнего мифа, существуют также другие. Религия Иногда, говоря о взаимоотношениях язычника со своими богами, не совсем точно определяют их как «поклонение» человека этим сущностям. На самом же деле всякий язычник, не исключая также жителей Вавилона, скорее извлекал выгоду из «общения» с богами через определенные ритуалы, магические практики, нежели «поклонялся» им.

Да, собственно, кому кланяться? Боги Вавилона не просто антропоморфны, но, подобно людям, одержимы страстями, убивают друг друга, борются за лидерство как, например, Мардук. Отсюда отношения с ними вавилонянин строил по принципу «ты — мне, я — тебе»: основой культовой практики были жертвоприношения богам, которые, по законам своего рода магии, делали их «обязанными» исполнять желания людей; обычно жертвой становились плоды земли — хлеб, масло, мед, а Энки жертвовали рыбу; о том, что вавилоняне практиковали как некоторые другие язычники принесение в жертву людей, прямых данных источников не сохранилось; известно, что жертвы приносились утром, вечером, а также сопровождали любое событие или новое начинание; кроме этого, использовались приемы магии — заклинания, заговоры; этим искусством владели как колдуны, которых по стране было множество, так особые жрецы-заклинатели; при храмах было сосредоточено также тогдашнее врачебное искусство — лечение больных также было основано не только на использовании сил природы например, целительных свойств растений , но также на магических приемах. Главный праздник Он именовался акпту, а знаменовал наступление весны. Это было время, когда в столицу привозились все статуи местных божеств, знаменуя праздничное собрание богов.

Совершались шествия, многочисленные жертвоприношения. Впоследствии праздник весны постепенно стал днем особого прославления Мардука как верховного божества. Жрецы Они представляли собой замкнутую корпорацию. Известно, что внутри нее были различные специализации — совершители жертв, заклинатели, гадатели включая авгуров, гадателей для царя, а также гаруспициев, владевших искусством определения будущего по внутренностям жертвенных животных , толкователи снов, многие другие. Стать жрецом мог только происходящий из жреческой семьи, или значительно реже особо избранный представитель аристократии.

Контролируя всю духовную жизнь страны, ее духовные лидеры пользовались столь большим влиянием, что даже царь не принимал никаких решений без их совета, одобрения. Этика, нравственность Среди лучших произведений духовной литературы, сохранившихся от Вавилонии — не только размышления о смерти, страдании, как у Гильгамеша, но также — покаянные тексты. Здесь говорится, что боги карают людей не только за нарушение правил ритуала, культа, но также — за обиды ближним, ложь, насилие, разрушение семьи. Однако просьбы к богам о прощении грехов чаще всего сопровождаются мольбой об избавлении от страданий, болезней, которые постигли за грехи — по сути, скорее эгоистичными, ведь они касаются благополучия человека, которое, конечно, является основным смыслом жизни вавилонянина. Культура и искусство Тысячелетняя цивилизация во многом стала основой дальнейшего развития человеческой культуры.

Здесь: создана, возможно, древнейшая из известных на Земле систем письменности; заложены основы научных знаний — математики, астрономии, медицины, естествознания; появились выдающиеся произведения литературы, переведенные на многие языки мира. Письменность Считается, что ее появление восходит еще к шумерам. Письменные источники, оставленные Вавилонией, разнообразны: их тексты можно увидеть на каменных стелах, на печатях царей, но больше всего встречается текстов на глине. Вавилонская карта Месопотамского мира, обнаруженная в Сиппаре. Британский музей Материалы для писем: глиняные таблички Южная Месопотамия была небогата ресурсами, а вот глины здесь было предостаточно.

Именно она стала основным материалом, на котором достаточно рано начали делаться записи. Причиной появления письменности были, очевидно, интенсивные торговые контакты с разными странами. Значительную часть письменных памятников составляют списки закупленных или продаваемых товаров, записи выручки, описи приобретенного или проданного имущества. Современные ученые предполагают, что такие записи могли делаться также на дереве или на пальмовых листьях, однако найти эти, первые письменные памятники, сейчас, естественно, невозможно. Технология создания текста на глине была достаточно простой, доступной: из куска хорошо промытой глины руками делалась «лепешка»; размер ее обычно был небольшим, 7х15 см; затем, пока глина не застыла, писец тростниковой палочкой тростник в изобилии можно было найти на местных болотах, по долинам рек делил получившуюся табличку на квадраты, куда помещал собственно текст; затем, если написанное было важно, требовало длительного хранения, глину обжигали, если же запись считалась незначимой, табличку оставляли, как есть.

Сейчас археологи находят как обожженные, так не обжигавшиеся таблички — с сохранностью последних есть немалые проблемы, обращение с ними требует особой осторожности, иначе они просто рассыпаются пылью, унося с собой информацию, «ненужную» современникам, но очень значимую для историков. Клинопись Первоначально это были рисунки, стилизованно изображавшие тот или иной предмет — пиктограммы. Позже пиктограммы постепенно теряют сходство с изображаемым предметом, становясь условными знаками, составленными из клиновидных линий — отсюда название «клинопись». Интересный факт Первоначально принцип изображения слов был похожим на принятый в китайской письменности: один знак изображает одно слово или идею, с этим словом связанную. Например знак «нога» означал не только часть человеческого тела, но также «ходить», «стоять».

Такое письмо называется поэтому «смысловым», передающим не звуки языка, а понятия. В Китае такие иероглифы во многом сохраняли единство страны, ведь китайцы говорили на самых разных диалектах, так что, общаясь устро, часто не понимали друг друга — а вот письменность помогала решить эту проблему помогает даже до сих пор. Вавилоняне же говорили на одном языке, лишь с небольшими вариациями, а потому им удалось сделать следующий шаг: соотнести знаки клинописи со звуками речи. Вот, например, как изменялось значение знака «лук», означавшего оружие: сначала его соотнесли со стрелой — принадлежностью стрельбы; затем обратили внимание, что слова «стрела» и «жить» обозначаются словом «ти»; таким образом иероглиф «лук» стал значить также «жить». Таким образом, клинопись постепенно становилась из письма смыслового так называемым «словесно-слоговым».

Это значит, что некоторые слова продолжали выражать понятия, другие — означали еще звуки языка. Правильное чтение определялось читателем по контексту — в каждом конкретном случае. Количество же иероглифов составляло около 2000. Алфавит Хотя сами шумеры не сделали свое письмо алфавитным, то есть отражающим звуки языка, а не значение слов, однако уже к середине III тыс. Это: аккадская система, где число наиболее употребительных знаков было сокращено до 300; они отражали звуки аккадского языка, правда, наряду с ними применялись также передающие смыслы иероглифы; основанные на клинописи письменности эламского, урартского, хурритского, некоторых других языков Востока; все они происходят от модифицированной клинописи Аккада.

Основы научного знания Они заложены вавилонской цивилизацией, хотя специальной цели создания каких-либо наук, конечно, не ставилось. Математика Возведение величественных храмов, дворцов, других зданий порождало проблемы расчетов, создания чертежей. Кроме того, активная торговля, которую вел Вавилон, требовала не только ведения записей, но также сложных подсчетов. Известно, что вавилоняне: умели составлять, решать сложные уравнения, извлекать квадратный корень; имели понятия о математических, геометрических теоремах; создали так называемую шестидесятеричную систему счисления, основой которой было число 60. Интересный факт Именно к шестидесятеричной системе Вавилона восходит, например, деление времени на минуты 60 секунд , часы 60 минут или 3600 секунд , окружности — на 360 градусов.

Другое дело, что математические расчеты имели чисто прикладной характер, необходимый для экономической деятельности или для создания проекта здания. Собственно системой математику сделают уже ученые античности. Астрономия По звездам жрецы предсказывали будущее, определяли волю богов. Специальные башни для наблюдения за небом предположительно находились на зиккуратах. Вавилонские астрономы: знали 71 звезду, из которых чаще всего упоминают Каксиди Сириус , Ли Альдебаран , а также звезду именуемую ими Царь известный современным астрономам Регул ; имели представление о явлении затмений, лунных, солнечных, умели их предсказывать; наблюдали за планетами — прежде всего, Луной Син и Венерой Иштар , которая считалась сестрой Луны; кроме того, они знали о планетах, ныне известных нам, как Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.

Астрономические приборы, а также приемы вычислений были позаимствованы у вавилонян греками, затем — римлянами. Медицина Сохранилось множество глиняных табличек, содержащих рецепты приготовления лекарств, на основе трав или иных природных компонентов — например, меда, рыбьего жира, крови животных. Существовали врачи, просто облегчавшие боль человека, а также маги, которые старались воздействовать на саму причину болезни, не отрицая также природных лекарств. Медики Вавилона знали разные, как теперь бы сказали, «лекарственные формы». Это мази, порошки, тампоны, а также привычные нам таблетки.

Особенностью вавилонской медицины было то, что при неблагоприятном для больного прогнозе врач даже не начинал лечение со словами: «Ты не выздоровеешь! Это дворцы царя, вельмож, а также храмы, которых в одной столице страны было около 50. Несколько меньше памятников изобразительного искусства. Это: образы богов, предстоящих им царей; обычно они статичны, ритуальные позы изображенных строго определены; изображения животных только на знаменитых воротах Иштар их почти 600 ; они натуралистичны, выполнены с большим искусством, знанием дела; немного сохранилось просто изображений жанровых сценок из жизни горожан; они значительно больше похожи на привычные современному человеку картины — позы людей более свободны, чем на ритуальных изображениях, иногда художник даже пытается изобразить окружающее пространство, обстановку. Древний участок вавилонской стены с изображением сирруша.

Фото Юрия Малых Упоминания Вавилон не раз описан побывавшими там путешественниками древности. Данные о нем содержать также священные тексты. Библия По подсчетам современных библеистов, она упоминает о стране 100 раз. Бытие Самое раннее из библейских свидетельств относится ко временам после Всемирного Потопа. Во всяком случае, указывается, что Вавилон был частью его царства наряду с Аккадом широко известное название позднейшего государства, однако первоначальное его расположение неизвестно , Халне местоположение города не определено , Эрехом вавилоняне позже именовали его Урук.

Основатель города упоминается также другими древними текстами — всегда как воитель, полководец. Данные же археологии говорят о том, что начало истории Вавилона действительно связано с непростыми военными событиями. Кроме того, Книга Бытия упоминает Вавилонскую башню, строительство которой начали потомки Ноя после потопа. Божиим прещением за гордость, дерзость людей, возжелавших выстроить башню до небес, становится «смешение языков», из-за которого на земле возникают разные языки. Пророческие книги О будущем пленении иудеев не раз говорят пророки, прежде всего, Иеремия, обличавший народ Божий за отступление от истинной веры.

А прор. Даниил подробно рассказывает о личности, правлении царя нововавилонской эпохи, Навуходоносора. Псалом 136: на реках Вавилонских Это песнопение, которое поется ныне по храмам, когда Церковь начинает готовить верующих к Великому Посту. Одни считают его пророчески написанным царем Давидом , предвидевшим отступление соплеменников от Бога, их порабощение вавилонянами, другие — думают, что псалом написали пленные иудеи, угнанные в Вавилон в VI в. Содержание псалма — плач разлученной со Святым Градом, Иерусалимом, скорбящей души верующего, который вынужден томиться на чужбине, среди язычников.

Говорится нечто также о них самих: например, о том, как вавилоняне, видя скорбь пленных, зная, что они потеряли свой храм, с насмешкой предлагали им: «Воспойте нам от песней Сионских! Заключительные слова песнопения — проклятие на кощунников, оскорбляющих не столько иудеев самих, сколько их святыни. Хотя святые отцы обычно толкуют слова о «дщери вавилони окаянной» духовно, подразумевая не только исторический контекст, но также борьбу христианина со страстями, вполне очевиден образ жителей страны — немилосердных к побежденным, не уважающим их веру, культуру, «надутых гордостью» от собственных военных успехов. Схожий образ вавилонян рисуют также многочисленные воспоминания современников. Заметки путешественников Проблема этих свидетельств, как исторического источника, связана с тем, что сохранившиеся данные побывавших здесь с V в.

Так, о Вавилоне писали: историки, греки Геродот, Диодор Сицилийский, иудей Иосиф Флавий; именно на их свидетельствах во многом основывались первые научные работы о Вавилоне; однако уже с XIX в. Х,, а Иосиф Флавий вовсе современник Иисуса Христа ; к этому времени Вавилон уже попросту не существовал; поэтому рассказы историков изобилуют легендами, слухами, непроверенной информацией; арабские авторы XI-XII вв. Не удивительно, что, при столь разноречивых, ненадежных свидетельствах, основным источником знаний о стране несколько столетий, по сути, была Библия. В искусстве Самое яркое воплощение исторических событий описанных Библией, книгами прор. Иеремии, Даниила — опера Дж.

Верди «Навуходоносор», посвященная самому знаменитому царю Вавилона. Ее название было несколько «фамильярно» сокращено итальянцами до «Набукко», а премьера прошла 9 марта 1842 г. Опера, созданная скорее «по мотивам» библейского текста, рассказывает о пленении иудеев вавилонским правителем. Основа сюжета — вымышленная история любви дочери Навуходоносора Фенены и иудея Измаила. Особенную популярность приобрел тогда хор пленных иудеев «Va, pensiero», основанный на 136 псалме.

Он также стал гимном движения Рисорджименто, направленного на объединение Италии, восстановление ее государственности страна находилась под господством Австрии. Вавилонское пророчество Это библейские книги пророков Иеремии, Исайи. Согласно им, «краса и гордость халдеев» таков он был во времена пленения иудеев будет уничтожен Господом за свое нечестие, причем, согласно прор. Исайе, он «не заселится никогда» Ис. Иеремия также пишет, обращаясь к городу: «вечно будешь запустением, Говорит Господь» Иер.

Стоит подчеркнуть, что пророки передают именно волю Божию, а не собственные эмоции, как, может быть, создатель 136 псалма, проклинающего вавилонян. Хорошо известно, что, например, Иеремия, настаивал на покорности царю Вавилона, на том, чтобы иудеи приняли Божие наказание, отправившись в Вавилонский плен. Поэтому жесткие слова пророчества тот же угодник Божий говорит не от себя: это Божий приговор, произнесённый на пике могущества государства, при великом Навуходоносоре. Сказанное исполнилось, причем оно действительно до наших дней. Относиться к американо-иракской войне начала 2000-х, к тогдашнему лидеру страны, Саддаму Хусейну, можно по-разному.

Очевидно, однако, что эти боевые действия пресекли его амбициозную попытку сделать уже давно мертвый город своего рода знаменем духовного объединения Ирака, основой его идеологии, едва ли не восстановления Вавилонской державы. Говорят, он даже решил построить рядом собственный дворец… формой похожий на зиккурат, да еще на холме высотой 50 м. Не легкомысленное ли отношение к Божиим словам погубило Саддама? Расчеты человеческие были посрамлены Господом. И снова актуальны слова американского археолога начала XX в.

Эдварда Чиеры, написавшего о развалинах некогда прекрасного города: «Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв…Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях…Смерть — единственная реальность здешних мест. Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть?

Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов? Вот именно. Просто исполнилось… «Мать блудницам и мерзостям земным» Пророческие и символические смыслы понятия очень тесно связаны между собой, а иногда вовсе неясно, символически или пророчески говорится о городе, или же речь идет об исторически известном месте. Например, говорят о: разрушении Вавилона, о чем пишут прор. Исайя, Иеремия, а также св.

Иоанн Богослов ; однако, во дни Ветхозаветных пророков исторический Вавилон еще не был уничтожен, хотя подвергался нападениям, но существовал, как государство; а вот ко временам св. Иоанна Богослова, пророчествующего о его падении, более того, описывающего это событие как подлинно всемирную катастрофу, великий город… давно исчез с лица земли; получается, что у пророков речь идет не о самом городе, а о нем, как символе «мерзостей земных», порока; «церкви в Вавилоне»; о ней уже в I в. Петр в Соборном послании: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» 1 Петр. Историческое и культурное значение О нем, павшем более 2000 лет назад, вспоминают снова и снова. Не только потому, что к этой культуре восходят многие отрасли современной науки, а некоторые инженерные решения местных архитекторов не удалось не то что воспроизвести — просто понять, даже до наших дней.

Вавилон, Этеменанки или Вавилонская башня, 550 год до н. Иллюстрация, изображающая идеальную реконструкцию Вавилона, основанную на самых последних исследованиях его градостроительства и оборонительной планировки. Вид из района главных храмов, с Этеменанки или современной интерпретацией классической Вавилонской башни, в центре города. Город — пример, чего может достичь гений человека, лучшего, любимейшего создания Божия. Но он же — страшное назидание, своего рода «памятник» гордыне человеческой и ее концу: разрушению, уничтожению всего, что создано без Бога.

Сказанные Навуходоносором слова ныне звучат то ли насмешкой, то ли горечью: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества…» Нет. Это больше не он. А при разрушении некому было оплакать его, как Иеремия плакал об Иерусалиме. Просто потому, что некому было принести покаяние… Наталья Сазонова.

Землю прямо с артефактами и костями засыпали в мешки с песком. И даже военное присутствие не смогло удержать мародёров, которые разграбили более 10 000 исторических памятников Ирака. Но надежда есть. С окончанием правления Хусейна эгоистичная реконструкция Вавилона была остановлена. В 2006 году официальные лица ООН и иракские лидеры заявили о своих намерениях восстановить Вавилон в качестве культурного центра. По оценкам, 95 процентов Вавилона может быть скрыто в ещё неисследованных курганах. В 2009 году руины и дворец Хусейна были открыты для туристов. Несмотря на большой энтузиазм по поводу археологических исследований и реставрации этого места, устранение колоссальных последствий издевательства над ним может занять десятилетия.

Той же ночью Валтасар убит заговорщиками Дан. По Даниилу, таков был конец Вавилона. Подтверждают это также историки. Год взятия Вавилона персами Согласно исследованиям ученых, страна несколько лет вела войну с персами. Положение Вавилона ослаблялось малоавторитетностью его царя, к тому же покинувшего столицу, передоверив правление сыну. Наконец, в 539 г. Считают, что важнейшую роль при быстром продвижении персов сыграло предательство правителя пограничной с Персией области, Угбару. Он стал полководцем персидского царя, выступил против Набонида. Его войска попытались задержать врага на дальних подступах к городу, но потерпели сокрушительное поражение. После этого началась осада столицы. Она не была долгой: по одной версии, жители города сами сдались царю Киру, так как многие ненавидели реформатора Набонида; согласно же мнению других историков, город все же взяли силой, причем воспользовались тем, что жители отмечали религиозный праздник. В любом случае, год захвата его — 539. Потерпевший поражение Набонид бежал, а его сын, Валтасар, действительно был убил заговорщиками — после чего в город вошли персидские войска. Кир II — Великий завоеватель Со времени захвата города все документы Вавилона имеют дату от первого года правления Кира. Сам он вел политику примирения с населением, элитой страны: представлял себя не захватчиком, но законным царем, при этом уничтожая саму память о Набониде; например, было затерто его имя на стелах, повествовавших об основании городов, возобновлении древних храмов — везде их строителем именуется Кир; порицал Набонида за поддержку культа божества Луны, возвеличивал традиционного вавилонского бога Мардука; многие чиновники, служившие Набониду, сохранили свои посты; кстати, среди таких царедворцев был также пророк Даниил; наконец, как противовес всему, что делали прежние цари, именно Кир вернул иудеям священные сосуды те самые, над которыми надругался Валтасар , более того, вообще позволил им вернуться в Иерусалим, восстановить храм. Восстания против персов В благонамеренность персов жители страны не верили ни при Кире, ни при его преемнике, Камбизе. Когда по его кончине внутри самой Персии началась смута, вавилоняне тут же сделали попытку отложиться, даже избрали царя. Однако политическая обстановка стабилизировалась, к власти пришел Дарий, жестоко подавивший восстание. Еще одну попытку восстановить государственность вавилоняне предприняли при Ксерксе I — на сей раз она окончилась разорением города, святилища, наконец, разделением страны на несколько административных единиц — для удобства подавления дальнейших восстаний. Падение Вавилона Сами жители считали, что его началом было разорение святилища, когда статуя Мардука была увезена захватчиками. С тех пор внешне все еще значительный город постепенно ветшал. Въезд Александра Македонского в Вавилон 1665 г. Шарль Лебрен 1619 — 1690. Холст, масло. Лувр 450 x 707 см Его было величие уже самый последний раз возродил только Александр Македонский, разбивший ненавистных вавилонянам персов. После этого город должен был стать столицей империи. Но мог ли он ею стать? Вот как пишет о нем, тогдашнем, встречавшем Александра, современник. Происходящее здесь было отвратительно самим язычникам, а иногда — шокировало: «Нигде боевой дух войска Александра не приходил в упадок так, как в Вавилоне. Ничто не разлагает так, как обычаи этого города, ничто так не возбуждает и не пробуждает беспутных желаний. Отцы и мужья позволяют своим дочерям и женам отдаваться гостям. Цари и их придворные охотно устраивают праздничные попойки по всей Персии; но вавилоняне особенно сильно привязаны к вину и привержены сопровождающему его пьянству. Женщины, присутствующие на этих попойках, одеты вначале скромно, затем они снимают свои одеяния одно за другим и постепенно срывают с себя скромность. И наконец — скажем так из уважения к вашим ушам — они отшвыривают самые сокровенные покровы со своих тел. Такое постыдное поведение присуще не только распутным женщинам, но и замужним матерям и девам, которые считают проституцию любезностью. По окончании тридцати четырех дней такой невоздержанности завоевавшее Азию войско несомненно ослабло бы перед лицом опасности, если вдруг на него напал какой-либо враг…». Говорят, что ранняя внезапная смерть относительно молодого царя Александра 325 г. Что было после падения? Именно ему отошла Вавилония, впрочем, сам город не интереса не представил: новый царь построил другую столицу, близ Тигра, названную, разумеется, Селевкией. Постепенно туда перебралась значительная часть жителей Вавилона. Впоследствии господство Селевкидов на краткое время сменилось владычеством Парфянского царства, образованного одним из Селевкиерией Кто разрушил Вавилон? Скорее, что. Собственно, время. Ко времени последний захватов Вавилона — парфянами, потом римлянами — торговые пути давно уже проходили мимо некогда славного города. Он постепенно терял население, вплоть до полной заброшенности. Лишь клинопись какое-то время оставалась языком деловой, храмовой письменности, напоминая о некогда великой цивилизации еще к I в. Тогда местные народы уже знали христианство с IV в. Когда эти места с VII в. Арабские хронисты упоминают Бабиль как… место, где можно было добыть отличные кирпичи. Руины крепости стали материалом множества построек в Багдаде, Басре, других городах. А европейские ученые XIX в. На чем основывалась вавилонская экономика На сельском хозяйстве, которое было основным местным ресурсом. Вокруг него была сосредоточена практически вся внутренняя политика государства, основной обязанностью которого было строительство, ремонт, поддержание функционирования сложной ирригационной системы, без которой фантастически урожаи сам-200 были бы просто невозможны. Хозяйственная деятельность Работа крестьянина была тяжелой, трудоемкой. На поле после его орошения выпускались сначала быки, затем землю рыхлили, причем важном было разбить все комья земли, что делалось вручную, молотками. Наконец, наступало время сева, причем его время, а также полив, его периодичность, также регламентировались государственными чиновниками. Другой отраслью сельского хозяйства было разведение скота — ввиду разливов рек Вавилония имела заливные луга, пригодные для выпаса. А вот ремесленное производство было, мягко говоря, не в почете. Возможно, потому, что здесь не было ни камня, ни металлов, ни иных ресурсов, так что жители предпочитали покупать готовые товары. А может быть, дело было еще в том, что ремесленниками Вавилона были обычно захваченные во время военных походов пленники, рабы. Что покупали купцы в Вавилоне Законы Хаммурапи упоминают среди товаров, идущих другим странам, хлеб, масло, а также финики. Иногда вавилоняне продавали также продукцию скотоводства. Например, в городе Сиппаре делали шерстяные ткани, которые поставлялись за рубеж. Крупные поставки контролировались или чиновниками, или особо приближенными к государству купцами-монополистами, которые именовались тамкарами. Что ввозили на продажу Практически все, что не относилось к сельскому хозяйству, ведь кроме земли страна вовсе не имела ресурсов. Завозили все металлы, продукцию ремесленного производства, и, конечно, очень дорогое дерево. Иногда торговые сделки сменялись военными походами: вавилонские правители боролись не только за личное обогащение, но также за ресурсы. Город, смешения языков и народов, идолопоклонства Именно в этом качестве имя Вавилона уже с древности стало своего рода нарицательным. Что же духовно представляла собой цивилизация, заслужившая определение «матери блудницам и мерзостям земным»? Мифы Под ними ученые понимаютобщие основы картины мира, основу его понимания той или иной культурой. Для современного человека миф — скорее принадлежность «коллективного бессознательного», его выражение — определенные представления, общепринятые модели поведения, которых придерживаются люди. Древность же облекала свою картину мира в повествования о создании земли, неба, героях, богах, то есть «мифологию», «слово о мифе». Она становилась основой древних религий, их вероучения, ритуалов. Так было у всех языческих народов, не исключая вавилонские. Мифология Вавилонии, такая, какой ее знают историки, сложилась из нескольких составляющих: шумерской: это картина мира предшественников Вавилонской цивилизации; аккадской — она начала оказывать влияние после того, как север и центр Двуречья объединились с Южной Месопотамией, став единым государством; кроме того, отдельные города-государства имели свои мифы, представления о создании, жизни мира; чаще всего усиление того или иного города вело к тому, что его мифология начинала влиять на общую картину мира жителей страны, а чтимые горожанами божества становились верховными; впоследствии, после захватов страны Ассирией, среди вавилонских мифов появляются имеющие ассирийское происхождение. Так несколько тысячелетий складывается картина мира, которую обычно принято именовать «мифологией Вавилонии». Картина мира, отраженная ею, похожа на мифологические системы большинства языческих народов. Всякий житель страны знал, что мир делится на: верхний, где обитают боги; «Иркала», или нижний мир мертвых. Боги Вавилона Существовали также определенные представления о том, как, кем были сотворены земля, а также люди. Было несколько божеств, причастных к созданию мира, которых почитало абсолютное большинство населения. Видимо, мифы о них — принадлежность или шумерского этапа истории страны, или даже — более древних времен. Иштар Венера, богиня, 4 в. Известный классик религиоведения, М. Элиаде сер. Именно таким божеством для вавилонян был Ан — воплощение справедливости, порядка, принимающий, однако, мало участия в жизни людей. Ана особенно чтили жители Урука, одного из культовых центров страны. Энлиль Это владыка воздуха, первый «сын» Ана. Центром его почитания был Ниппур. Энлиль — владыка среднего мира, с одной стороны, покровительствующий людям, с другой — несущий им же бедствия. Представления о нем — отголосок противостояния природе, непредсказуемым рекам, которое было важной частью жизни жителей Вавилона. Энки Это также сын Ана, владел подземным миром, особенно его частью, покрытой водами. Именно поэтому горожане Эреду предположительно, с древности это был центр его культа жертвовали ему на алтарь рыб. Нинхурсаг Так именовали «Богиню мать» шумеры. Она — божество плодородия, создавшая людей, животных. Мардук Согласно вавилонской мифологии он — сын Энки, то есть принадлежит к младшим богам. Верховным божеством Мардук стал после того, как город Вавилон, центр его почитания, стал столицей Двуречья, дав свое имя образовавшемуся государству. Иштар Это аккадское именование женского божества шумеров — Иннаны. Это богиня плодородия, а также плотской любви, «Богиня-мать». Центром ее почитания был город Урук. Нанна Син Это бог Луны, центром его культа был Ур. Он «первенец», а также советник Энлиля, определяющий вместе с ним судьбу человека, а также «отвечающий» за плодородие. Шамаш Солнечный бог, считавшийся сыном Нанны, таким образом, вавилоняне считали, что ночь порождает день, предшествует ему. Другие Кроме того, были представления о божествах времен года например, бог весны Думузи , явлений природы Адад — бог грозы, ряд других божеств. Были боги-воители Нинурта, Забаба, Нингирсу , наконец, владыки подземного мира — кроме Энки это еще около десятка божеств. Мифы о мире Самый древний из найденных на глиняных табличках — повествование о создании мира. Здесь два действующих лица — владыка вод подземного мира Энки и Нинхурсаг, «богиня-мать». Именно ими сотворен мир людей. Рассказ содержит: представления о том, что некогда существовало «изначальное место», где не было болезней, печали, смерти; оно именуется Дильмун позже таким же образом будет называться город-государство Вавилонии ; однако, Дильмун был лишен пресной воды, которую Энки извел из подземного мира — таким образом, не только день — порождение ночи, но сама жизнь — порождение нижнего мира, смерти; рассказы о создании растений, появлении рек, болот, имеющие вид повествования о плотской связи Энки с различными божествами, от которой рождаются новые боги; повествование о Нинхурсаг, которая взращивает из семени Энки 8 растений; но, захотев познать их природу, Энки навлекает гнев богини, так поражает его болезнями; впоследствии, сменив гнев на милость, Нинхурсаг исцеляет Энки, а также создает восемь младших божеств, каждое из которых отвечает за ту или иную сферу жизни мира. Кроме этого древнего мифа, существуют также другие. Религия Иногда, говоря о взаимоотношениях язычника со своими богами, не совсем точно определяют их как «поклонение» человека этим сущностям. На самом же деле всякий язычник, не исключая также жителей Вавилона, скорее извлекал выгоду из «общения» с богами через определенные ритуалы, магические практики, нежели «поклонялся» им. Да, собственно, кому кланяться? Боги Вавилона не просто антропоморфны, но, подобно людям, одержимы страстями, убивают друг друга, борются за лидерство как, например, Мардук. Отсюда отношения с ними вавилонянин строил по принципу «ты — мне, я — тебе»: основой культовой практики были жертвоприношения богам, которые, по законам своего рода магии, делали их «обязанными» исполнять желания людей; обычно жертвой становились плоды земли — хлеб, масло, мед, а Энки жертвовали рыбу; о том, что вавилоняне практиковали как некоторые другие язычники принесение в жертву людей, прямых данных источников не сохранилось; известно, что жертвы приносились утром, вечером, а также сопровождали любое событие или новое начинание; кроме этого, использовались приемы магии — заклинания, заговоры; этим искусством владели как колдуны, которых по стране было множество, так особые жрецы-заклинатели; при храмах было сосредоточено также тогдашнее врачебное искусство — лечение больных также было основано не только на использовании сил природы например, целительных свойств растений , но также на магических приемах. Главный праздник Он именовался акпту, а знаменовал наступление весны. Это было время, когда в столицу привозились все статуи местных божеств, знаменуя праздничное собрание богов. Совершались шествия, многочисленные жертвоприношения. Впоследствии праздник весны постепенно стал днем особого прославления Мардука как верховного божества. Жрецы Они представляли собой замкнутую корпорацию. Известно, что внутри нее были различные специализации — совершители жертв, заклинатели, гадатели включая авгуров, гадателей для царя, а также гаруспициев, владевших искусством определения будущего по внутренностям жертвенных животных , толкователи снов, многие другие. Стать жрецом мог только происходящий из жреческой семьи, или значительно реже особо избранный представитель аристократии. Контролируя всю духовную жизнь страны, ее духовные лидеры пользовались столь большим влиянием, что даже царь не принимал никаких решений без их совета, одобрения. Этика, нравственность Среди лучших произведений духовной литературы, сохранившихся от Вавилонии — не только размышления о смерти, страдании, как у Гильгамеша, но также — покаянные тексты. Здесь говорится, что боги карают людей не только за нарушение правил ритуала, культа, но также — за обиды ближним, ложь, насилие, разрушение семьи. Однако просьбы к богам о прощении грехов чаще всего сопровождаются мольбой об избавлении от страданий, болезней, которые постигли за грехи — по сути, скорее эгоистичными, ведь они касаются благополучия человека, которое, конечно, является основным смыслом жизни вавилонянина. Культура и искусство Тысячелетняя цивилизация во многом стала основой дальнейшего развития человеческой культуры. Здесь: создана, возможно, древнейшая из известных на Земле систем письменности; заложены основы научных знаний — математики, астрономии, медицины, естествознания; появились выдающиеся произведения литературы, переведенные на многие языки мира. Письменность Считается, что ее появление восходит еще к шумерам. Письменные источники, оставленные Вавилонией, разнообразны: их тексты можно увидеть на каменных стелах, на печатях царей, но больше всего встречается текстов на глине. Вавилонская карта Месопотамского мира, обнаруженная в Сиппаре. Британский музей Материалы для писем: глиняные таблички Южная Месопотамия была небогата ресурсами, а вот глины здесь было предостаточно. Именно она стала основным материалом, на котором достаточно рано начали делаться записи. Причиной появления письменности были, очевидно, интенсивные торговые контакты с разными странами. Значительную часть письменных памятников составляют списки закупленных или продаваемых товаров, записи выручки, описи приобретенного или проданного имущества. Современные ученые предполагают, что такие записи могли делаться также на дереве или на пальмовых листьях, однако найти эти, первые письменные памятники, сейчас, естественно, невозможно. Технология создания текста на глине была достаточно простой, доступной: из куска хорошо промытой глины руками делалась «лепешка»; размер ее обычно был небольшим, 7х15 см; затем, пока глина не застыла, писец тростниковой палочкой тростник в изобилии можно было найти на местных болотах, по долинам рек делил получившуюся табличку на квадраты, куда помещал собственно текст; затем, если написанное было важно, требовало длительного хранения, глину обжигали, если же запись считалась незначимой, табличку оставляли, как есть. Сейчас археологи находят как обожженные, так не обжигавшиеся таблички — с сохранностью последних есть немалые проблемы, обращение с ними требует особой осторожности, иначе они просто рассыпаются пылью, унося с собой информацию, «ненужную» современникам, но очень значимую для историков. Клинопись Первоначально это были рисунки, стилизованно изображавшие тот или иной предмет — пиктограммы. Позже пиктограммы постепенно теряют сходство с изображаемым предметом, становясь условными знаками, составленными из клиновидных линий — отсюда название «клинопись». Интересный факт Первоначально принцип изображения слов был похожим на принятый в китайской письменности: один знак изображает одно слово или идею, с этим словом связанную. Например знак «нога» означал не только часть человеческого тела, но также «ходить», «стоять». Такое письмо называется поэтому «смысловым», передающим не звуки языка, а понятия. В Китае такие иероглифы во многом сохраняли единство страны, ведь китайцы говорили на самых разных диалектах, так что, общаясь устро, часто не понимали друг друга — а вот письменность помогала решить эту проблему помогает даже до сих пор. Вавилоняне же говорили на одном языке, лишь с небольшими вариациями, а потому им удалось сделать следующий шаг: соотнести знаки клинописи со звуками речи. Вот, например, как изменялось значение знака «лук», означавшего оружие: сначала его соотнесли со стрелой — принадлежностью стрельбы; затем обратили внимание, что слова «стрела» и «жить» обозначаются словом «ти»; таким образом иероглиф «лук» стал значить также «жить». Таким образом, клинопись постепенно становилась из письма смыслового так называемым «словесно-слоговым». Это значит, что некоторые слова продолжали выражать понятия, другие — означали еще звуки языка. Правильное чтение определялось читателем по контексту — в каждом конкретном случае. Количество же иероглифов составляло около 2000. Алфавит Хотя сами шумеры не сделали свое письмо алфавитным, то есть отражающим звуки языка, а не значение слов, однако уже к середине III тыс. Это: аккадская система, где число наиболее употребительных знаков было сокращено до 300; они отражали звуки аккадского языка, правда, наряду с ними применялись также передающие смыслы иероглифы; основанные на клинописи письменности эламского, урартского, хурритского, некоторых других языков Востока; все они происходят от модифицированной клинописи Аккада. Основы научного знания Они заложены вавилонской цивилизацией, хотя специальной цели создания каких-либо наук, конечно, не ставилось. Математика Возведение величественных храмов, дворцов, других зданий порождало проблемы расчетов, создания чертежей. Кроме того, активная торговля, которую вел Вавилон, требовала не только ведения записей, но также сложных подсчетов. Известно, что вавилоняне: умели составлять, решать сложные уравнения, извлекать квадратный корень; имели понятия о математических, геометрических теоремах; создали так называемую шестидесятеричную систему счисления, основой которой было число 60. Интересный факт Именно к шестидесятеричной системе Вавилона восходит, например, деление времени на минуты 60 секунд , часы 60 минут или 3600 секунд , окружности — на 360 градусов. Другое дело, что математические расчеты имели чисто прикладной характер, необходимый для экономической деятельности или для создания проекта здания. Собственно системой математику сделают уже ученые античности. Астрономия По звездам жрецы предсказывали будущее, определяли волю богов. Специальные башни для наблюдения за небом предположительно находились на зиккуратах. Вавилонские астрономы: знали 71 звезду, из которых чаще всего упоминают Каксиди Сириус , Ли Альдебаран , а также звезду именуемую ими Царь известный современным астрономам Регул ; имели представление о явлении затмений, лунных, солнечных, умели их предсказывать; наблюдали за планетами — прежде всего, Луной Син и Венерой Иштар , которая считалась сестрой Луны; кроме того, они знали о планетах, ныне известных нам, как Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн. Астрономические приборы, а также приемы вычислений были позаимствованы у вавилонян греками, затем — римлянами. Медицина Сохранилось множество глиняных табличек, содержащих рецепты приготовления лекарств, на основе трав или иных природных компонентов — например, меда, рыбьего жира, крови животных. Существовали врачи, просто облегчавшие боль человека, а также маги, которые старались воздействовать на саму причину болезни, не отрицая также природных лекарств.

Где располагается Вавилон

  • Висячие сады Семирамиды
  • Где распологался Вавилон?
  • Древний Вавилон: 3000 лет назад и сегодня
  • Древний город: где находится Вавилон, история, культура, падение
  • Места поблизости

Где расположен Вавилон

  • О компании
  • Где находился Вавилон? Какой город находится сейчас на месте древнего Вавилона?
  • Вавилон - история великого города | Пикабу
  • На текущий момент на нашем сайте у пользователей наиболее популярны камеры:
  • Где находится Вавилон на карте? Можем показать!

Что сейчас на месте древнего Вавилона

Подробная информация о фильме Вавилон на сайте Кинопоиск. ЮНЕСКО внесла в свой список всемирного наследия древний город Вавилон, который находится на территории современного Ирака в 85 км к югу от Багдада. Древний город: где находится Вавилон, история, культура, падение. Драма. Режиссер: Дэмьен Шазелл. В ролях: Брэд Питт, Тоби Магуайр, Марго Робби и др. Постановщиком и сценаристом картины «Вавилон» является признанный американский режиссер Дэмьен Шазелл, создатель таких фильмов, как «Одержимость» и «Человек на Луне».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий