Новости день смерти владимира ильича ленина

Ещё до смерти Владимира Ильича, когда он был серьёзно болен, один из лидеров большевиков, на тот момент генсек ЦК партии Иосиф Сталин предложил забальзамировать его тело.

Виновата наследственность

  • «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу!» 10 фактов о смерти Ленина
  • 1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина (Марина Северчанская) / Проза.ру
  • Последние дни жизни Ленина — Петропавловск News
  • "Ничегошеньки не могу"

Как живой: 154 года со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ленина

Выставка приурочена к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина и переименования Симбирска в Ульяновск. Сегодня, 22 апреля, день рождения Владимира Ильича Ленина, великого человека, основателя первого в мире государства рабочих и крестьян. 21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин скончался при признаках паралича дыхательного центра. В воскресенье исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова-Ленина.

«У гроба бессмертного покойника»: как 100 лет назад липчане приняли смерть Владимира Ленина

Он согласился, но связи с местными революционерами не утратил. С их помощью он знакомился с народовольцами и стал постепенно собирать из них движение, способное противостоять царской власти. Революционная деятельность В 1891-м он подал прошение на сдачу экзаменом экстерном. Таким образом Ульянов сумел получить диплом Императорского Санкт-Петербургского университета, и стать юристом. Трудовая биография вождя пролетариатов началась с должности помощника присяжного адвоката в Самаре, ему доверили быть государственным защитником преступников. В 1893-м Ульянов поселяется в Санкт-Петербурге, и помимо основной работы, пишет исторические работы, в которых излагает основы политэкономии по Марксу. Он размышляет о возможности создания русского освободительного движения, о реформе промышленности и деревни. Именно в тот период он начинает трудиться над созданием программы для партии социал-демократов. В 1895-м Ульянов впервые оказался за границей, где посетил Швейцарию, Германию, Францию. Все трое стояли у истоков зарождающегося международного движения рабочих.

Владимир Ленин с Георгием Плехановым Вернувшись домой, Ульянов прикладывает массу усилий, но все же добивается объединения все разрозненных кружков марксистов, которые вскоре становятся единым целым объединением под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он возглавил это движение и постепенно начал разработку плана по свержению власти императора. Активная пропагандистская деятельность вскоре привела его на тюремную скамью, где он отбывал наказание целый год. После освобождения снова отправлен в ссылку, на этот раз в село Шушенское. Первый выпуск газеты «Искра» В ссылке Ульянов время даром не теряет. В 1900-м году ссылка окончилась, и как только появилась возможность уехать, он отправился по этим городам для установления личного контакта со многими организациями. В том же году Ульянов начал выпуск газеты «Искра», где публикует свои статьи, и подписывает их «Ленин». Но и этого было мало неугомонному революционеру. Он предлагает провести первый съезд партии большевиков РСДРП , которая впоследствии раскололась на две части.

Одни стали звать себя большевиками, другие — меньшевиками. Ленин стал во главе фракции большевиков и начал активно бороться против меньшевиков. В 1905-1907 годах Владимир Ленин проживал в Швейцарии, тоже в ссылке, где у него появилась возможность подготовить все необходимое для вооруженного восстания. Там он узнал о Первой русской революции, на победу которой он очень надеялся, потому что именно она могла стать отправной точкой социалистической революции. Ленин рискнул на нелегальное пересечение границы чтобы попасть в Петербург и предпринять активные действия. Он хотел, чтобы к ним примкнуло крестьянство, чтобы объединившись, выступить против ненавистного самодержавия. Ульянов обращался к крестьянам с призывом вооружаться всем, что найдется в хозяйстве и нападать на служащих. Переворот После того, как Первая русская революция не принесла желаемого результата, большевистские силы сплотились. Владимир Ильич принялся анализировать допущенные ошибки и занялся возрождением революционного подъема.

Он создает партию большевиков, причем на этот раз совершенно легально.

Потом Ленина переодевают в чистое белье и костюм и отправляют обратно в его стеклянный саркофаг на глаза публике. Сколько в Ленине осталось от Ленина? Ресницы накладные. Во время первого бальзамирования Воробьев и Збарский их случайно уничтожили. Тело Ленина было без ресниц первые два года, потом ему наложили искусственные. В марте 1924 года тело Ленина, выставленное на церемонию прощания, начало терять презентабельный вид. Веки разошлись, глазницы запали.

Поэтому вождю установили стеклянные глазные протезы и зашили веки. На тыльной стороне правой ступни — заплатка из искусственной кожи. В 1945 году ученые проводили эксперимент с горячим желатином, чтобы откорректировать ступни вождя ему сохраняют даже форму пяток , но случайно сожгли этот участок. Рот зашили. Он, как и веки, разошелся на несколько миллиметров в 1924 году. Внутри Ленин полый. Все органы достали при вскрытии. Мозг разрезал на 30 тысяч частей немецкий ученый Оскар Фогт.

Он пытался доказать гениальность Ленина, но исследование не дало результатов, а срезы до сих пор хранятся в московском Институте мозга. Ленину восстанавливали уши. Под влиянием сильных морозов в 1924 году они стали сморщенными и земляного цвета. Все внутренние жидкости в теле вождя заменены бальзамирующими средствами, а по всему телу были сделаны надрезы — на животе, плечах, ногах, спине и ладонях рук, — для того чтобы бальзам проникал и хорошо пропитывал труп.

В мае они с женой перебрались в Горки, но лучше не становилось — напротив, добавились галлюцинации.

Наконец 21 января 1924 года, после резкого ухудшения, лидер пролетарской революции и глава первого социалистического государства скончался. Мифы о смерти Ленина Разумеется, смерть такого человека не могла не дать повод для мифов. Один из самых известных и доживших до наших дней: дескать, Ленина погубил сифилис. Но «доказательства» этой версии больше похожи на препарирование слухов столетней давности. Кстати, возможно, именно в 2024 году можно будет узнать правду: кончается срок секретности документов о болезни и смерти Ленина.

На этом настаивала его родная племянница, дочь младшего брата Дмитрия Ольга Ульянова. Хотя власти могут продлить запрет к публикации документов. Викимедиа Завещание Ленина Времена перестройки были охочи до сенсаций, и Ленин тут был не последней фигурой. Разнообразные писатели сочиняли огромное количество небылиц о его личной жизни, вкусах и тайных пороках. Некоторые даже делали покойного вождя адептом масонов и инопланетянином.

Но особой популярностью пользовалось его «завещание». На самом деле, никакого завещания не было, а было письмо, в котором давалась трезвая хотя и не всегда приятная оценка ближайших соратников. Никаких прямых наставлений и советов в тексте не значилось. Вот, например, оценка Николая Бухарина. Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики.

Владимир Ленин Кстати, главный коммунист умел не только критиковать. Например, когда в 1920 году Аркадий Аверченко выпустил язвительную книгу «Дюжина ножей в спину революции», Ленин написал на нее рецензию в газете «Правда» и отметил, что некоторые бесспорно талантливые рассказы оттуда стоит перепечатать в России. Вернемся к «завещанию». Поначалу из него не делали никакой тайны, но потом решили все же не включать текст в собрание сочинений вождя. Уже к 70-м годам оно все-таки было напечатано.

Разумеется, нашлись скептики, утверждавшие, что текст обрезан и самое-самое важное «кровавый Сталин» утаил от народа. Эту идею подали рабочие из дальних регионов страны — они не успевали попасть на похороны, но искренне хотели проститься с человеком, который так круто изменил их жизнь. Несмотря на возражения членов правительства, в том числе Сталина, партия приняла идею забальзамировать вождя. Тело решили поместить в специально сконструированный для этого первый — деревянный — мавзолей. Позже, в 1930 году, была возведена гранитная усыпальница.

Эксперимент проводили биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев. Для сохранности тела использовали смесь из формалина, ацетата калия и глицерина. Работа не прекращалась даже во время войны и эвакуации. Сегодня содержание тела вождя мировой революции стоит почти два десятка миллионов рублей в год. Это уже не просто память, но и уникальный эксперимент.

Примерно с конца 1980-х годов возникают требования наконец-то захоронить Ленина по-человечески. В последнее время этого активно требовали представители культуры, которые ныне обретаются на Западе. Но намного больше тех, кто не желает убирать тело главного коммуниста с Красной площади. Хотя бы в память о СССР.

В университете Владимир был вовлечён в нелегальный студенческий кружок «Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом. Через три месяца после поступления он был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с «неблагонадёжными» студентами. По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Ульянов находился в первых рядах бушевавших студентов. На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и отправлен в полицейский участок.

Всех арестованных, в порядке характерных для периода царствования Александра III методов борьбы с «непокорством», исключили из университета и выслали на «место родины». Позже ещё одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ульянова, Владимир Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой, тёти Владимира Ильича, Ульянов был выслан в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме Ардашевых до зимы 1888-1889 годов. Так как во время полицейского следствия были выявлены связи молодого Ульянова с нелегальным кружком Богораза, а также по причине казни его брата, он попал в список «неблагонадёжных» лиц, подлежащих полицейскому надзору. По этой же причине ему было запрещено восстановиться в университете, а соответствующие прошения его матери раз за разом отклонялись. Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.

Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса , Ф. Энгельса и Г. В 1924 году Н. Крупская писала в «Правде»: «Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружён для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно». В мае 1889 М. Ульянова приобрела имение Алакаевка в 83,5 десятин 91,2 гектара в Самарской губернии и семья переехала туда на жительство.

Уступив настойчивым просьбам матери, Владимир попробовал заниматься управлением имением, но успеха не имел. Окрестные крестьяне, пользуясь, неопытностью новых хозяев, похитили у них лошадь и две коровы. В результате Ульянова продала вначале землю, а впоследствии и дом. В советское время в этом селе был создан дом-музей Ленина. Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару, где Ленин также поддерживает связь с местными революционерами. В 1890 году власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. После этого он изучил большое количество экономической литературы, особенно земских статистических отчётов по сельскому хозяйству.

Владимир Ленин в молодости В период 1892-1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году: «русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведёт русский пролетариат рядом с пролетариатом всех стран прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции». В 1892-1893 годах Владимир Ульянов работал помощником у самарского присяжного поверенного адвоката А. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил «казённые защиты». В 1893 году Ленин приехал в Санкт-Петербург, где устроился помощником к присяжному поверенному адвокату М. В Петербурге им были написаны работы по проблемам марксистской политэкономии, истории русского освободительного движения, истории капиталистической эволюции русской пореформенной деревни и промышленности. Часть из них была издана легально.

В это время он также разрабатывал программу социал-демократической партии. Деятельность В. Ленина как публициста и исследователя развития капитализма в России на основе обширных статистических материалов делает его известным среди социал-демократов и оппозиционно настроенных либеральных деятелей, а также во многих других кругах российского общества. В мае 1895 года Ульянов выехал за границу, где встретился в Швейцарии с Плехановым, в Германии - с В. Либкнехтом, во Франции - с П. Лафаргом и другими деятелями международного рабочего движения, а по возвращении в Петербург в 1895 году вместе с Ю. Мартовым и другими молодыми революционерами объединил разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Под влиянием Плеханова Ленин частично отступил от своей доктрины, провозглашающей царскую Россию «капиталистической» страной, объявив её страной «полуфеодальной».

Ближайшей целью для него становится свержение самодержавия, теперь в союзе с «либеральной буржуазией». В декабре 1895 года, как и многие другие члены «Союза», Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии. С тем, чтобы «гражданская» жена Ленина, Н. Крупская, могла последовать за ним в ссылку, ему пришлось в июле 1898 года зарегистрировать свой брак с ней. Так как в России того времени признавались только церковные браки, Ленину, на тот момент уже бывшему атеистом, пришлось обвенчаться в церкви, официально обозначив себя как православного. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь.

Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Исправник категорически запретил приезд на бракосочетание ссыльным Кржижановским и Старковым. Конечно, можно было бы опять начать хлопоты, но Владимир Ильич решил не ждать. Поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. Ульянов и Н. Крупская венчались первым браком.

В ссылке он написал по собранному материалу книгу «Развитие капитализма в России», направленную против «легального марксизма» и народнических теорий. Во время ссылки было написано свыше 30 работ, налажена связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов. К концу 1890-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В. Ульянов приобрёл известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы. Все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы, многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты.

После окончания ссылки в феврале 1900 года Ленин, Мартов и А. Потресов объезжают российские города, устанавливая связи с местными организациями. В апреле 1900 года во Пскове состоялось организационное совещание по созданию общероссийской рабочей газеты «Искра», в котором приняли участие В. Ульянов-Ленин, С. Радченко, П. Струве, М. Туган-Барановский, Л. Мартов, А.

Потресов, А. В апреле 1900 года Ленин нелегально из Пскова совершает однодневную поездку в Ригу. На переговорах с латышскими социал-демократами рассматривались вопросы по транспортировке газеты «Искра» из-за границы в Россию через порты Латвии. В начале мая 1900 года Владимир Ульянов получил во Пскове заграничный паспорт. Был также тщательно досмотрен и багаж, отправленный Ульяновым из Пскова в Подольск. После досмотра багажа начальник Московского охранного отделения С. Зубатов направляет телеграмму в Петербург начальнику особого отделения департамента полиции Л.

Владимир Павленко: к 100-летию смерти Владимира Ильича Ленина

В 1905-м на I партийной конференции в Финляндии он впервые встретился со Сталиным. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом. Победу в Февральской революции 1917 г. Прибыв на родину, он призывал к восстанию против Временного правительства. Его организацией занимался Лев Троцкий, глава Петроградского Совета. Памятного 25 октября большевики при поддержке пролетариата захватили власть. Ленин возглавил совершенно новое по форме правительство РСФСР — Совнарком, подписал декреты о земле конфискация помещичьих земель и мире переговоры о ненасильственном примирении всех воюющих стран. Владимир Ленин на митинге После Октября В стране воцарилась разруха, а в головах людей — сумятица им хаос. Ленин подписал указ о создании Красной Армии и унизительный Брестский мир, чтобы иметь возможность сосредоточиться на внутренних проблемах. Многие светлые умы страны, не оценив его идеи, эмигрировали, другие примкнули к Белому движению.

Вспыхнула Гражданская война. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения - холуй и хам. В этот период лидер большевиков дал распоряжение о расстреле всей царской семьи. Николай II с женой, пятеро их детей и приближенные слуги были убиты в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге. Отметим, что вопрос о причастности Ленина к расстрелу Романовых по-прежнему является дискуссионным. В 1918-м произошло два покушения на Ленина В 1918-м произошло два покушения на Ленина в январе и августе и убийство главного чекиста Петрограда Моисея Урицкого. Как ответ на произошедшее властью по инициативе Феликса Дзержинского был организован Красный террор. В его рамках возродили декрет о смертной казни, начали создание концлагерей, практиковали насильственный призыв в армию, погромы православных церквей. Речь Ленина перед красноармейцами 1919 Большевики внедряли жесткую и неэффективную концепцию «военного коммунизма», привлекая людей к бесплатным общественным работам до 16 часов в сутки, проводили конфискацию продовольствия, ликвидацию рынка.

В основе НЭПа лежали идеи работ Владимира Ленина Эти действия спровоцировали массовый голод и кризис, вынудив лидера страны разработать новую экономическую политику НЭП. Она дала положительные результаты, но исправить все допущенные ошибки он не смог из-за пошатнувшегося здоровья. Со своей избранницей, умной и преданной делу марксисткой Надеждой Крупской он познакомился в 1894 году во время создания «Союза борьбы». Спустя 4 года они обвенчались, узаконив свои отношения для получения разрешения отбывать ссылку в Шушенском вместе. Владимир Ленин с женой Надеждой Крупской Супруги не обзавелись потомством, хотя знавшие их люди утверждали, что они очень хотели иметь хотя бы одного ребенка.

Ленин написал пензенским коммунистам: «Т-щи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Образец надо дать. Новый виток подавления несогласных начался после покушения бывшей анархистки, а затем эсерки Ф. Каплан Ройтблат на Ленина 30 августа 1918 г. Вождь большевиков получил тяжелое ранение, но выжил. Через неделю Совнарком принял специальное постановление «О красном терроре», предусматривавшее «изолирование» классовых врагов в концентрационных лагерях и расстрелы всех лиц, «прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Террор принял массовый характер. В мае 1919 г. Юденича на Петроград большевики решили «эвакуировать» население Кронштадта. Ленин направил Г. Зиновьеву телефонограмму, в которой рекомендовал при выселении различать категории «совершенно благонадежных», «неопределенных», «неблагонадежных», последних отправить «в концентрационные лагеря». В связи с этим же наступлением в письме Л. Троцкому он потребовал организовать наступление, для чего «мобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих, плюс тысяч 10 буржуев, поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться настоящего массового напора на Юденича…». Смилге и Г. Орджоникидзе на Кавказский фронт: «Нам до зарезу нужна нефть, обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот, даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости». Вождь большевистской партии и руководитель советского государства не избегал ответственности за развязывание гражданской войны. Первое правительство в мире, которое может о гражданской войне говорить открыто». Кровавая и жестокая война между соотечественниками, разделенными в зависимости от политических взглядов на «красных» и «белых», развернулась на просторах бывшей Российской империи. В её ходе большевики вступили в военное противоборство с различными антикоммунистическими правительствами и их армиями, а также с иностранными интервентами. В марте 1918 г. На Юге России и на Дальнем Востоке высадились французские, греческие, американские, румынские, японские вооруженные части. Страны Антанты финансово и материально поддерживали белое движение в России, армии А. Колчака, А. Деникина, Н. Юденича, П. Врангеля и др. Конечную военную победу красных над белыми обеспечило сочетание многих факторов, важнейшее место среди которых заняла поддержка нового режима со стороны социальных низов, надеявшихся на практическую реализацию лозунгов «защиты трудового народа», с которыми большевики пришли к власти. В результате было завоевание того громадного доверия, которое мы имели и имеем в народных массах». Большевикам симпатизировала большая часть основного населения России — крестьяне, получившие в свое распоряжение миллионы гектар бывших помещичьих земель. В годы гражданской войны Ленин продолжал рассчитывать на «рождение всемирной федеративной советской республики», несмотря на поражение революций в Германии и Венгрии в 1918 и 1919 гг. В последнем случае такую возможность большевикам предоставило националистическое руководство восстановленного Польского государства, не удержавшееся от соблазна с помощью военной силы распространить власть на земли с преобладающим украинским и белорусским населением, воссоздав Польшу в границах 1772 г. Ленин и манифестация». Бродский Главным инструментом подготовки мировой революции стали коммунистические партии, возникшие во многих странах под влиянием революционных событий в России. Эти партии на правах секций вошли в состав созданного по инициативе Ленина Третьего Коммунистического Интернационала Коминтерна , альтернативного Второму социал-демократическому Интернационалу. Создание Коминтерна, переименование РСДРП б в Российскую коммунистическую партию большевиков ознаменовали полный разрыв с международной социал-демократией, из которой вырос большевизм и которая на долгие десятилетия стала для российских коммунистов одним из главных идеологических противников. Первый конгресс Коминтерна состоялся в Москве в начале марта 1919 г. Вождь большевиков открыл конгресс и выступил на нем с тезисами и докладом, вновь подвергнув критике буржуазную демократию и буржуазный парламентаризм как машину для подавления рабочего класса буржуазией, заявил о необходимости диктатуры пролетариата в форме власти Советов. Весной 1920 г. Ленин отмечал: «Коммунисты должны приложить все усилия, чтобы направить рабочее движение и общественное развитие вообще самым прямым и самым быстрым путем к всемирной победе советской власти и диктатуре пролетариата», и добавлял: «…наша революция только начало, …она приведет к победоносному концу только тогда, когда мы весь свет зажжем таким же огнем революции». Несбывшиеся ожидания несостоявшейся мировой революции привели самого Ленина и часть большевистского руководства к размышлениям о возможности и целесообразности построения социализма «в одной отдельно взятой стране». Гражданская война и политика большевиков обернулись хозяйственной разрухой. В 1921 г. По предложению всемирно известного писателя Максима Горького и других общественных деятелей в июле 1921 г. Но уже через месяц после создания большевики усмотрели в его деятельности опасность для себя. Ленин потребовал немедленного роспуска Помгола. Комитет принудительно распустили, а его членов подвергли судебному преследованию и высылке из страны. Ленин написал письмо членам Политбюро, в котором поставил задачу: «Именно теперь…, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем и поэтому должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления». На следующий день Политбюро приняло постановление «Об изъятии церковных ценностей», реализация которого привела к жестоким репрессиям в отношении Русской православной церкви. Под давлением массовых антибольшевистских выступлений крестьян, крупнейшим из которых стало Тамбовское восстание под руководством эсера А. Антонова, и мятежа в Кронштадте в марте 1921 г. Ленин был вынужден отказаться от политики военного коммунизма и заменить её новой экономической политикой нэп , которая предусматривала разрешение частного предпринимательства и возрождение товарно-денежных отношений. О нэпе Ленин высказывался противоречиво, говорил, что нэп «всерьез и надолго», или, наоборот, что «отступление» закончено. В любом случае он считал эту политику временной: «Мы сейчас отступаем…, но мы это делаем, чтобы отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед», — так заявил Ленин на пленуме Московского совета 20 ноября 1922 г. В своих работах 1921—1923 гг. Ленин вернулся к анализу российских и мировых реалий, в тиски которых оказалась зажата политика большевиков. Сохраняя свои мировоззренческие и политические взгляды, он счел возможным признать, что большевики пожертвовали одним из ключевых положений теории К. Маркса об экономической и культурной обусловленности перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Политическая практика большевиков видоизменила «обычный исторический порядок», в России решено было начать с создания таких предпосылок цивилизованности, как «изгнание» помещиков и капиталистов. Ленин признал, что в октябре 1917 г. Не предвидели они такие «детали развития», как Брестский мир или нэп. Теперь социализм в России мыслился Лениным как сравнительно отдаленная цель. Для ее достижения были необходимы «целая культурная революция» и создание «материальной базы», то есть восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. В этой связи Ленин пришел к выводу, что «переродит Россию» электрификация. При переходе к нэпу Ленин исключал возвращение к политическому плюрализму, восстановление свободы печати, отказ от террора. В ходе обсуждения с наркомом юстиции Д. Ленин рекомендовал «расширить применение расстрела с заменой высылкой за границу ». Ленин и в условиях мирного периода считал, что «суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». Вразрез с собственным призывом к коммунистической молодежи овладевать всеми культурными богатствами, накопленными человечеством, вождь большевиков положил начало политике интеллектуального и духовного изоляционизма России. Именно Ленин был главным поборником идеи изгнания из Советской России «безжалостно» и «без объявления мотивов» инакомыслящей интеллигенции. Его символом стали «философские пароходы», на которых во второй половине 1922 г. Для оппозиционно настроенных врачей сделали исключение: «в целях практического использования» их выслали не за рубеж, а в отдаленные районы страны бороться с массовыми эпидемиями и болезнями. Выработка нового курса в начале 1920-х гг. В марте 1921 г. Обосновывая её необходимость на совещании делегатов съезда, Ленин недвусмысленно заявил: «Если вы хотите ввести оппозицию в ЦК для разложения, то позвольте этого не позволить». Эта резолюция заложила институциональные основы подавления инакомыслия внутри самой партии большевиков. Ленин в Смольном». Бродский На исходе гражданской войны особую актуальность приобрела проблема управленческих кадров. Теперь Ленин понимал, что «любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». На деле, однако, ядром государственной системы стали не Советы, а монопольно правившая коммунистическая партия. Важнейшие решения принимались на заседаниях Политбюро ЦК большевистской партии, воссозданном в 1919 г. Обсуждения таких важнейших вопросов заканчивались обычно специальным предписанием: «утвердить в советском порядке». Еще при жизни создателя советского государства началось формирование особого социального слоя управляющих — партийной номенклатуры с положенными ей «привилегиями», которые следовало держать в тайне, чтобы не раздражать трудящихся. Внимательно относившийся к здоровью своих соратников, о чем свидетельствуют десятки его записок, Ленин 4 мая 1921 г. Молотову Скрябину : «оказывается я только теперь узнал , есть дом отдыха Совнаркома, дача, и находится она в управлении Управделами Совнаркома. Я боюсь, что это вызовет нарекания. Может быть, рациональнее было бы назвать этот дом отдыха просто по номеру…». Молотова «обязать ПеКа [Петроградский комитет] устроить по 1 дому отдыха для ответственных работников Питера в Эстонии и Финляндии…», то есть за границей, подальше от глаз трудового народа. Властная структура, предоставлявшая возможности лучшего жизнеобеспечения, привлекала карьеристов и корыстолюбцев. Опасность, исходившая от новобранцев, пришедших в партию не ради идеи, а ради материальных благ, потребовала издания специальных циркуляров ЦК, а затем и партийных чисток. Но результаты, на которые рассчитывал Ленин, не были достигнуты. Еще до завоевания власти Ленин, будучи последовательным коммунистом-интернационалистом, регулярно выступал против идеологии «великодержавности». Для руководителя советского государства важны были симпатии трудящихся национальных окраин. Большевики специально поддерживали национальные языки и культуры, проводили политику «коренизации» кадров. Известно, что именно Ленин формировал начала этой политики, получившей развитие в 1920-е гг. Произошло это в 1919 г. В обязанность членам партии было вменили всеми средствами содействовать устранению «препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры», проводить право «учиться и объясняться во всех советских учреждениях на родном языке», принять «меры, чтобы во всех советских учреждениях имелось достаточное количество служащих, владеющих украинским языком, и чтобы в дальнейшем все служащие умели объясняться на украинском языке». На излете гражданской войны создается Союз советских социалистических республик. Идея создания СССР как союза независимых республик родилась не столько в результате реализации теоретических воззрений вождя большевиков, сколько под давлением сложившихся обстоятельств. Еще в разгар гражданской войны 1 июня 1919 г. Военно-политический союз подразумевал объединение военных организаций и командования, советов народного хозяйствования, железнодорожного управления, финансов, комиссариатов труда. Что в тот момент имелось в виду под «тесным объединением», видно из проекта директивы ЦК, написанной Лениным к заседанию Политбюро, где обсуждался этот вопрос. Однако предложенный в сентябре 1922 г. Причины перемен во взглядах Ленина лежали, не в последнюю очередь, во внешнеполитической плоскости. В период советско-польских переговоров о мире, последовавших вслед за польско-советской войной 1920 года, нарком иностранных дел Г. Чичерин не раз напомнит Ленину и членам Политбюро о ключевой важности темы независимости Украины, признанной Совнаркомом в Брест-Литовском мирном договоре со странами Четверного союза. Ленин в Горках. Впервые в мировой истории появилось «государство наций», союз формально независимых республик с обеспеченным формально-юридически правом на самоопределение вплоть до выхода из состава Союза. Это государство можно считать незапланированным результатом Октябрьской революции, представлявшейся лидеру большевиков начальным пунктом революции мировой, а не исходной точкой государственного строительства в отдельно взятой стране победившего социализма. С мая 1922 г. Его последнее публичное выступление состоялось 20 ноября 1922 г. В мае следующего года он покинул Москву и окончательно переехал в подмосковную усадьбу Горки. Болезнь вождя стала катализатором борьбы за верховенство среди членов Политбюро ЦК РКП б , входивших в его ближайшее окружение. В период болезни, нарушая запрет Политбюро на работу, с 23 декабря 1922 г. Ленин надиктовал ряд посланий, адресованных Центральному комитету. Среди них «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше да лучше».

Версия Арча Гетти Советолог Арч Гетти, изучив протоколы Комиссии по захоронению Ленина, пишет в книге «Практика сталинизма» [37] : Прежде всего, Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий в 1960-е гг. Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому. Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164. Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39]. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы. Требовалось новое, основательное бальзамирование. Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41]. Против замораживания выступил профессор анатомии Владимир Воробьев : он считал, что это только ухудшит состояние тела [42]. Борис Збарский и Владимир Воробьёв предложили способ долговременного бальзамирования: Владимир Воробьёв занимался мумификацией животных и птиц, мумии хранились на кафедре в обычных условиях и за 15 лет сохранились в отличном состоянии. Учёным предложили провести бальзамирование [45]. Чтобы осуществить задуманное, Мавзолей снова закрыли, и 26 марта 1924 года устроили в нём лабораторию [46].

Параллельно, с новостью о бальзамировании, в газетах печатались заключение ученых, что раз советская наука смогла сохранить нетленным тело Ленина, то совсем скоро найдет и способ его воскресить. Ход был очень сильным. Практически у всех народов мира, есть предание о спящем мифическом герое или полубоге, который скоро проснется, и принесет счастье своему народу. Например, в Праге до сих пор жива легенда о рыцаре Брунквике, обещавшим после смерти подняться из вод Влтавы, когда чехам будет совсем тяжко. Временное фанерное строение на месте нынешнего мавзолея уже напоминало вавилонский зикурат Но в героев слепо верят, а тут любой сможет лицезреть «спящего» Ленина. Не случайно и положение, где установлен саркофаг. Тело вождя покоится ниже уровня земли, то есть там, где по народным поверьям и должен находится мертвый. Хотя, землей он не засыпан, то есть тело находится там временно. Любопытно, что сам Бонч-Бруевич был радикальным атеистом и материалистом, он не верил ни в какую паранормальщину. Но психологическое воздействие сакральных объектов на верующих историк изучал очень детально. Устами младенца Впрочем, создание образа Ленина, как некого полубога начиналось еще при жизни вождя. Больше всего такому виду пропаганды были подвержены дети. Они о кровавом царском режиме слышали только от родителей, а родители уже сами не помнили, что творилось в Российской Империи до Первой мировой. Если верить этому изданию, то дети считали Ленина сверхчеловеком В январе 1925-го, ровно через год после смерти Ильича, из типографии вышла книга «Дошкольники о Ленине». Материал для нее собирали в первые два месяца, после похорон вождя. Шестилетнего Сашу авторы сборника встретили недалеко от Дома Советов. Он с мамой пришел на прощание с дедушкой Лениным. Мальчик сильно плакал, и повторял: -Без Ленина жить будет нельзя. Раз Ленин умер, то весь мир скоро умрет, и солнце, и луна и звезды. Витя, которому семь с половиной лет, держался более стойко. Мальчик утверждал, будто плакать сейчас нельзя, чтобы буржуи не радовались. Пятилетний Коленька деловито рассказал авторам сборника, что у Ленина сильно болела голова, от чего он умер. А голова болела, от того что много работал и часто думал, как сделать людей счастливыми. Митя, который старшее брата на год, немного дополнил эту версию. Он утверждал, что дедушка Ленин заболел от того, что в него стреляли. Якобы врачи тогда пулю вытащили, а пистон в голове остался. И вообще, когда бандитов, которые стреляли в Ленина, поймали, они плакали, извинялись, и говорили, будто не знают, что стреляли в Ильича. Будто бы буржуи дали им много денег и сказали - стреляйте в того дядю. Иллюстрация из книги "Дошкольники о Ленине". Так дети видели похороны вождя Шестилетняя Катя, пообещала, что когда вырастет, попросит у своей врачихи, тети Люды, лекарство, напоит им Ленина, и тот снова оживет. А Ленин умер, потому что врачи не позвали тетю Люду его лечить. Потом авторы сборника спросили, что хорошего Ленин сделал для ребят. Малыши наперебой загалдели: - Он придумал больницы и школы! И маму, и папу. А буржуи пришли бы и нас убили. Один мальчик даже заявил, будто бог не любил Ленина, потому что Ленин сильнее и добрее его. Дескать, бог только обещал людям хорошую жизнь, и никогда не помогал. А Ленин всем помог. Теперь жить станет плохо, потому что бог станет людям мстить, а Ленин не сможет заступиться. Вот какую дикую смесь в неокрепшем мозге ребенка может дать гремучий коктейль из строгого религиозного воспитания дома, коммунистической пропаганды и воинствующего атеизма с антирелигиозных плакатов. Это есть наш последний и решительный бой Впрочем, нельзя обвинять детей в том, что они стали жертвой назойливой пропаганды. В таком возрасте критическое мышление отсутствует и малыши верят всему, что говорят взрослые. Брошюра с "народными" легендами" переиздавалась больше 10 раз Совсем другое дело, когда новую мифологию создают солидные старцы. В том же 1925-ом, из московской типографии вышел еще один «шедевр» под названием «Ленин и Кучкук-адам.

Почему тело Ленина продолжает лежать на Красной площади, и кто еще там похоронен

Выставка приурочена к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина и переименования Симбирска в Ульяновск. Выставка приурочена к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина и переименования Симбирска в Ульяновск. день памяти Владимира Ильича Ульянова, Ленина.

Надо ли закапывать Ленина: мавзолей революционера ожесточил спор кандидатов в президенты

Владимир Ильич Ленин добрым дедушкой смотрит с выцветших плакатов, старыми монументами высится едва ли не в каждом городе России, и, конечно, лежит в Мавзолее. Владимир Ильич Ленин, 1922 год РИА Новости Сам Ленин очень боялся потерять рассудок и тяжело переживал утрату навыков речи и письма, которые ему пришлось осваивать заново. Тело Владимира Ильича Ленина было представлено людям для прощания в 1924 году, но никто из родственников тогда не думал, что это будет на века. В воскресенье исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова-Ленина. ее причины в версиях современников и потомков.

Надо ли закапывать Ленина: мавзолей революционера ожесточил спор кандидатов в президенты

Зачем Ленина мумифицировали? По воспоминаниям некоторых современников, разговоры о мумификации были начаты партийной номенклатурой ещё до смерти вождя пролетариата, но не остановились и по сей день. В дискуссиях, вот уже почти сто лет как, участвуют родственники умершего, политики, президенты, общественные организации, юристы, учёные, мистики, теологи, духовенство, рабочие, крестьяне, граждане Союза, России, иных государств. И до тех пор, пока есть возможность выбора сохранять Ленина мумифицированным или захоронить , споры будут иметь прикладной характер.

Использование в данных спорах методов юридического анализа законодательства СССР, а равно предпосылок по его возникновению, необходимо, так как вопросы похорон умерших а равно использования тел для иных целей, безусловно, находят своё отражение в гражданском, административном и иных формах регулирования. Тем более что Ленин принимал непосредственное участие в приведении в жизнь «похоронной реформы» 1917-1922 гг. Через призму законодательства можно погрузиться в контекст той эпохи, отвечая на вопросы: каким был общегражданский порядок похорон молодого СССР?

В чем были причины и смыслы «похоронной реформы»? Какую роль играет умерший и близкие родственники при распоряжении трупом? Как советское законодательство, органы власти и общество относилось к аналогичным случаям обращения с телами?

И хотя предметом исследования данной статьи является советское законодательство, невозможно полностью игнорировать исторический, политический, биографический и этический контекст, которые позволят ощутить то, что называется «духом» закона, установленного «диктатурой пролетариата». Глава I. Отцом Ленина был инспектор народных училищ, действительный статский советник то есть имевшего право на потомственное дворянство , таким образом, Ленин, имел все перспективы для успешного будущего в действующем сословном обществе.

Тем не менее, как теоретически так и на практике, Ленин приложил существенные усилия, не только для низложения этого строя, но, в большей степени, для установления нового. На момент смерти, 21 января 1924 г. Как такового заявления от В.

Ленина на получение соответствующего гражданства не существует. Тем не менее гражданство, для подданых Российской Империи, подтверждается рядом документов декларировавших возникновение соответствующего статуса — по умолчанию в соответствующий период времени, в т. Для данного исследования важен тот факт, что вышеуказанные документы прямо отменяли привилегии на основании сословий, титулов и др.

Подобное уравнение напрямую затронуло и похоронную сферу жизни новоиспечённых граждан, поскольку в Российской Империи существовало семь разрядов похорон, основанных на социальном статусе умершего, в соответствии с которыми, в т. Традиционно российские кладбища и похоронные обряды, носили конфессиональный характер[4] что, учитывая антиклерикальную политику и эгалитаристскую риторику советской власти в целом, не могло не повлечь за собой масштабную похоронную реформу. Историк и антрополог Анна Соколова, описывает её целеполагание следующим образом: «Похоронная реформа 1917—1918 годов предполагала установление новых правил, основанных на идее другой, якобы более справедливой концепции «общего блага», чем та, которая была принята при старом режиме.

Во-первых, необходимо было лишить церковь и другие религиозные институты контроля над погребением и доходами от него. Во-вторых, необходимо было уничтожить деление на разряды погребения, то есть сделать похороны единообразными и доступными для всех. Третьей целью было введение кремации, против которой систематически выступала церковь».

Целеполагание подтверждается и письменными рассуждениям самих большевиков-реформаторов. Один из ближайших соратников Ленина, советский партийный и государственный деятель, управляющий делами Совнаркома в 1917-1920 гг. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич так описывал данную реформу: «Само собой понятно, что из этой основной реформы должны вытекать давно жданные свободомыслящими людьми гражданский брак и гражданские похороны… Хоронить наших покойников мы также можем гражданским порядком на любом из кладбищ без участия духовенства.

Желающие же могут хоронить по-старому, с духовенством, но обязательность таких похорон должна быть отменена совершенно». Подобные выводы и рассуждения имеют своё документальное подтверждение. В 1917 г.

Декретом Российской республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 02 февраля 1918 г. Впоследствии принимается Декрет «о кладбищах и похоронах» от 07 декабря 1918 года, не только прямо легализовывающий кремацию, но и подытоживающий результаты реформы: 1. Все кладбища, крематории и морги, а также организация похорон граждан поступают в ведение местных Совдепов.

Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды как мест погребения, так и похорон уничтожается. Похоронные религиозные обряды в храме и на кладбищах могут совершаться по желанию родственников и близких умершего за их собственный счет.

Ни одно погребение не может быть допущено управлением кладбища без представления от местного отдела записей актов состояния документа, удостоверяющего регистрацию факта смерти данного лица. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов Ленин.

Декрет СНК от 07. Данное Постановление уточняет вопросы порядка оплаты похорон и предоставления мест на кладбищах, переводит кладбища, крематории и морги в ведение коммунальных отделов местных советов. Так, например, похороны на территории г.

Москвы, в 1924 г. Действовала данная инструкция до июня 1929 г. Как видно из приведённых выше НПА, по состоянию на январь 1924 года, для советского гражданина существовало два легальных светских способа окончания «последнего пути» — кремация и трупоположение на кладбище.

При этом похороны сопровождались следующим документооборотом: 1. Сведения от врачей; 2. Документ из местного отдела ЗАГС, удостоверяющий регистрацию факта смерти; 3.

Заявление родственников умершего иных ответственных ; 4. Документ с места службы или местного органа социального страхования или иного места страхования или государственного учреждения, на иждивении которого находился гражданин или трудовая книжка; 5. Свидетельство на похороны.

В совокупности вышеуказанные акты можно трактовать как утверждение не только прижизненной, но и посмертной эгалитарности граждан СССР, ведь, теоретически, любой человек теперь мог быть похоронен на любом кладбище. Тем не менее, на практике, советская власть сама же впоследствии вносила некоторое расслоение. Иерархиизация захоронений выражалась, например, в практике торжественных захоронений в индивидуальных и братских могилах на Красной площади в Москве, на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и иных.

Другим примером можно назвать тарифную сетку в 3 категории стоимости похорон, основанную на классовом принципе, принятую президиумом Моссовета 30 июня 1923 г.. Что характерно, похороны Ленина, автора данной реформы, отличаются как от буквы, так и духа НПА того времени,. Глава II.

Похороны Ленина Советский гражданин, Владимир Ильич Ульянов Ленин , скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут. Обстоятельства смерти Ленина, хоть и были широко растиражированы в печати, тем не менее, до сих пор находятся под гнётом секретности. Так, по словам главного врача Научно-медицинского геронтологического центра Валерия Новоселова, при изучении архивных документов в 2016-17 годах, по вопросам болезни и обстоятельств смерти Ленина, сотрудники архива отказались предоставить возможность снять копии с документов, мотивируя это секретностью, продлённой до 2024 г.

Новоселов отмечает, что подобная секретность противоречит законодательству и должна была быть снята ещё в 1999 году. Ленина посредством Правительственного сообщения. Ленина» в которую изначально вошли Н.

Муралов, М. Лашевич, В. Бонч-Бруевич, К.

Ворошилов, В.

Имя Владимир было выбрано не случайно — день рождения В. Ленина — 10 апреля по старому стилю, или 22 апреля — по новому в XIX веке григорианский и юлианский календари отличались не на 13, а на 12 дней. В Святцах — это день поминовения святого Вадима, преподобномученика Персидского. Имя Вадим в церкви считается сокращением от имени Владимир. Надо сказать, что Илья Николаевич, отец Владимира Ильича, хоть и был человеком образованным он преподавал естественные науки в гимназии и симпатизировавшим идеям революционных демократов он любил Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и привил эту любовь детям , при этом всю жизнь отличался искренней набожностью.

Семья посещала по воскресеньям и по праздникам церковные службы в Богоявленской церкви, которая находилась поблизости от их дома. На Ильин день день ангела Ильи Николаевича приглашали священника на дом. Можно не сомневаться, что в детстве Владимира Ильича в их доме его именины праздновали так же, как и везде в России того времени: утром — церковная служба, вечером — праздничный стол, подарки, детские игры. Но праздновали, вероятно, скромно, потому что родные Ленина, и прежде всего его старшая сестра Анна Ильинична, вспоминали, что любимым праздником в доме Ульяновых было Рождество это от мамы, получившей немецкое воспитание, ведь традиция ставить елку пришла из Германии. Известно, что, даже будучи председателем Совнаркома, Ленин устраивал рождественские елки для детей рабочих и крестьян и сам участвовал в этих праздниках. Вместе с тем Ульянова-Елизарова все же вспоминает, что в дни ангела в семье принято было дарить подарки, и особенно ценились подарки, сделанные своими руками.

Некоторые из них сохранились до наших дней и экспонируются в ульяновском Доме-музее Ленина. В 16 лет Владимир Ильич разорвал с религией подобно старшим брату и сестре. Принято считать, что это было связано с лицемерием со стороны одного знакомого семьи — симбирского священника. Илья Николаевич был еще жив он умер рано, в тот самый год 16-летия Владимира Ильича, и с его уходом религиозные традиции семьи окончательно истаяли. Очевидно, что, став атеистом, Ленин от церковного празднования своих именин отказался. Но он никогда не забывал поздравлять с именинами своих родных, и прежде всего маму — Марию Александровну.

Так, в 1910 году из Парижа Ленин писал: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с днем ангела и с именинницей — и Маняшу тоже» Маняшей Владимир Ильич называл свою младшую сестру — Марию Ильиничну. В этом проявилась еще одна черта характера Ленина — его тактичность и заботливость. Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. Зато она пишет, что Владимир Ильич, будучи человеком открытым и демократичным в общении со всеми, не любил шумных сборищ, долгих разговоров о пустяках, посиделок за чаем. В эмиграции русские революционеры часто ходили друг к другу в гости и даже образовывали коммуны. Владимир Ильич всегда отказывался от жизни в коммуне, ссылаясь на необходимость работать.

Они с Надеждой Константиновной и ее мамой которая жила с ними и в ссылке, и в эмигрантские годы стремились обустраиваться «по-семейному», снимали пусть маленькие, но отдельные квартиры. Надежда Константиновна описывает как в «искровский период» к ним зачастил Ю. Мартов, который был очень разговорчив, любил посудачить о новостях и сидел в гостях по 4—5 часов. Владимир Ильич буквально физически уставал от этих разговоров, у него потом болела голова, и однажды он прямо попросил Юлия Осиповича не посещать его без дела. Зная эти особенности характера Владимира Ильича, трудно представить его празднующего день своего рождения за столом с чаем и пирогами, в кругу многочисленных друзей. И как интеллигент по воспитанию, и как марксист по убеждениям Ленин никогда не придавал такого большого значения своей личности, чтобы собирать компанию по случаю своего рождения.

Верил, что поправится, или обреченно размышлял, что будет, когда он погрузится во мрак? В фильме Александра Сокурова «Телец» больного вождя вместе с Крупской вывозят на летнюю природу. Они устраиваются на траве и начинают неспешный разговор. Крупская смущается: «Ну зачем вам это знать? Солнце взойдет после меня или нет? Будет такое же скотство, безобразие, или все стухнет и пропадет? Ветер будет дуть? Отвечайте…» «Да будет, будет… — торопливо бросает Крупская. Июль-август 1923 года.

СССР, Московская губерния. Снимок сделан сестрой В. Однако газеты, в том числе главный коммунистический рупор — «Правда», молчали. Лишь 24 января газета вышла в черной рамке с большим портретом Ленина на первой полосе. Тот исторический номер «Правды» стал реквиемом по ушедшему вождю. В нем выступили соратники Ленина, которые отменно владели пером. Их строки сверкали метафорами и эпитетами. От них веяло пронзительным холодом искреннего горя. Лев Троцкий в эссе «Ленина нет…» писал: «Темные законы, управляющие работой кровеносных сосудов, оборвали эту жизнь.

Медицина оказалась бессильной совершить то, чего от нее со страстью ждали, требовали миллионы человеческих сердец… Мы все ждали выздоровления, а пришла катастрофа. Дыхательный центр мозга отказался служить — и потушил центр гениальнейшей мысли…» Еще одна цитата — из очерка Николая Бухарина «Товарищ»: «Умер Ленин. Мы уже никогда не увидим этого громадного лба, этой чудесной головы, из которой во все стороны излучалась революционная энергия, этих живых, пронизывающих, внимательных глаз, этих твердых, властных рук, всей этой крепкой, литой фигуры, которая стояла на рубеже двух эпох в развитии человечества… Милый! Не стану цитировать известных — Маяковского, Брюсова, Каменского. Приведу фрагмент стихотворения ныне забытого Владимира Павлова: Поперек раскрытых полушарий, От полей до океана — вдруг Содрогнется каждый пролетарий Перед вестью, вылетевшей в звук. День январский, вечер двадцать первый, шесть часов и пятьдесят минут, — Горько, горько выколотят нервы, Вот история в тему — извините, ироническая. Похороны В. Колонны трудящихся у Дома Союзов. Один — вождь Владимир Ленин.

Пожаловаться Вождь мирового пролетариата: 100 лет со дня смерти Владимира Ленина 21 января 1924-го ушёл из жизни Владимир Ленин Ульянов — организатор Октябрьской революции 1917 года. В историю он вошёл как основатель первого в мире социалистического государства.

Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин

Обмороки участились, начались припадки в виде внезапных параличей, потери речи, проблемы с памятью. Через два года вождь стал вести себя неадекватно. В июле 1923-го партиец Евгений Преображенский навестил Ленина в Горках. Увиденное Преображенского сильно напугало, и в письме Николаю Бухарину Евгений пишет: «Старик стал капризен. Он находится в состоянии большого раздражения. Часто впадает в ярость.

Особенно раздражается при появлении Надежды Крупской ». Положение ещё усугублялось тем, что Ленину выписывали много сальварсана. Этот препарат на основе мышьяка предназначен для лечения сифилиса , но врачи того времени активно использовали токсичное лекарство при многих болезнях, примерно как сейчас антибиотики. Считалось, будто мышьяк помогает и при вирусных заболеваниях, и при воспалениях в суставах. Это породило слухи о том, что Ильич страдал нехорошей болезнью, а контрреволюционеры активно распространяли подобные сплетни, чтобы дискредитировать Ленина.

Но подобный черный пиар успеха не имел. В то время бытовым сифилисом заражались даже дети, через общую посуду, так что сам факт болезни не говорил не об аморальности, ни о распутстве. При вскрытии тела признаков нехорошей болезни не были обнаружены, но органы были сильно повреждены солями висмута, мышьяка и ртути. Эти вещества содержались в лекарствах, которыми врачи лечили вождя мирового пролетариата. Причиной же смерти было названо кровоизлияние в мозг.

Свято место пусто не бывает К январю 1924-го года, авторитет советской власти держался преимущественно на популярности Владимира Ильича, и его харизме. В Кремле всерьез опасались, что после смерти Ленина , доверие народа к коммунистам упадет. Оригинальное решение проблемы предложил доктор исторических наук Владимира Бонч-Бруевич. Он выходил из семьи священника, и прекрасно знал, что нужно простому, малограмотному и суеверному народу. Бонч-Бруевич стал лепить из политика Владимира Ульянова, образ Ленина, как полубога, по тем же лекалам, как народы всего мира создавали своих божеств и мифических героев.

Кроме того, в стране победившего атеизма, место святых оказалось пусто, и образ Ильича туда прекрасно вписывался. Один из проектов Мавзолея представлял из себя грот с гробницей внутри. Это явная отсылка к пещере, где находилось тело Христа после распятия Не будет преувеличением сказать, что на тезисе «Ленин жил, Ленин жив, Ленин —будет жить! Точно так же древние народы верили в Геракла, дух которого не умер, после смерти тела. Верили в духовное бессмертие Беофульфа и Зигфрида из европейских саг, и вечную жизнь египетских фараонов, ставших мумиями, но ещё имеющими силы вмешиваться в дела простых египтян.

Недаром мавзолей на Красной площади, так сильно напоминает шумерский зикурат. Это было одним из условий конкурса, на создание усыпальницы вождя. Своей архитектурой мавзолей обязательно должен был напоминать языческое святилище. Среди эскизов были предоставлены практически точные копии египетских пирамид, и сооружения, напоминающие древнегреческие храмы, и византийские усыпальницы, и даже искусственные пещеры, вроде той, где покоилось тело Христа после распятия. Ещё один автор проекта предлагал поставить на Красной площади пирамиду, как у фараонов Но комиссии больше понравился проект, вдохновленный вавилонским зикуратом.

Первое строение из дерева, появилось на могиле вождя практически сразу, потом его сменило ещё одно, тоже деревянное, но более капитальное сооружение, и лишь к 1930-му, на Красной площади возник всем нам известный мавзолей из мрамора и гранита. Мумиё моё! Идея бальзамирования тоже была не случайной. Бонч-Бруевич знал, как трепетно верующие относятся к нетленным мощам, где разложение не тронуло тело, хоть плоть заметно высохла и сморщилась Легко представить, как народ воспримет зрелище, где Ленин и через десятилетия выглядит как живой. С 1881-го года, в медицинском музее Винницы уже почти 40 лет хранилось забальзамированное тело доктора Николая Пирогова.

Хоть это и был просто медицинский эксперимент, среди жителей Винницы и окрестных сел, ходили слухи, будто доктор был святым. Так почему бы не использовать эти технологии бальзамирования на благо большевизма? Параллельно, с новостью о бальзамировании, в газетах печатались заключение ученых, что раз советская наука смогла сохранить нетленным тело Ленина, то совсем скоро найдет и способ его воскресить. Ход был очень сильным. Практически у всех народов мира, есть предание о спящем мифическом герое или полубоге, который скоро проснется, и принесет счастье своему народу.

Например, в Праге до сих пор жива легенда о рыцаре Брунквике, обещавшим после смерти подняться из вод Влтавы, когда чехам будет совсем тяжко. Временное фанерное строение на месте нынешнего мавзолея уже напоминало вавилонский зикурат Но в героев слепо верят, а тут любой сможет лицезреть «спящего» Ленина. Не случайно и положение, где установлен саркофаг.

Поначалу ни о какой мумификации речь не шла. Уже 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина, была создана комиссия ВЦИК по организации похорон из числа партийных деятелей второго ряда под председательством Феликса Дзержинского. На первом своем заседании эта комиссия постановила захоронить Ленина в цинковом гробу возле кремлевской стены рядом с могилой Свердлова. Смертное тело твое — скроем в землю, а дело твое, твои мысли останутся с нами и в нас Гроб с телом Ленина, предварительно забальзамированным для сохранения сроком примерно на неделю, был выставлен в Колонном зале Дома Союзов, где проходила церемония прощания. Она продолжалась в течение нескольких дней и была весьма многолюдной, несмотря на тридцатиградусные морозы и снежные заносы.

Чтобы на нее успели приехать траурные делегации из отдаленных регионов СССР, 25 января 1924 года Политбюро постановило продлить прощание с Лениным в срочно сооруженном деревянном склепе на Красной площади, куда тело умершего было помещено 27 января. Первый деревянный временный Мавзолей В. Возведен к дню похорон 27 января 1924 года по проекту архитектора Алексея Щусева Фото: РИА Новости Но это решение еще не предполагало длительного или вечного хранения тела Ленина. Например, нарком здравоохранения Семашко предлагал сохранить забальзамированное тело вождя только до постройки первого в СССР крематория. Но потом решение о временном сохранении тела Ленина в бальзамированном состоянии превратилось в постоянное. Каким образом это произошло — до сих пор точно неизвестно. По-видимому, такое решение было принято позже — в феврале или даже в начале марта 1924 года. Царей бальзамировали, потому что они цари.

Мы это сделаем, потому что это был великий человек, подобных которому нет. Для меня основной вопрос — можно ли действительно сохранить тело». В связи с этим группе медиков во главе с профессором В. Воробьевым было поручено «немедленно приступить к бальзамированию, удовлетворяющему намеченной цели». После проведения нового бальзамирования мавзолей с телом Ленина 1 августа 1924 года был открыт для посетителей. Кто именно был его инициатором, сейчас можно только предполагать. Возможно, здесь ключевую роль сыграла позиция председателя похоронной комиссии Феликса Дзержинского, хотя официальное объяснение гласило о выполнении многочисленных пожеланий и просьб трудящихся.

Тогда ученые проводили эксперимент с горячим желатином, который должен был им помочь скорректировать форму его ступней, но они ошиблись и случайно сожгли этот кусок тела.

Его восстановили заплаткой из искусственной кожи, но эксперименты на Ленине с 1945 года запретили. Их стали проводить на других забальзамированных таким же образом телах. Это были трупы неизвестных, у которых не было документов и которых никто не разыскивал. Чтобы тело оставалось в хорошем состоянии и не разлагалось, оно по завещанию Збарского и Воробьева раз в полтора года отправляется на «профосмотр», где проходит восстанавливающие процедуры длительностью два месяца на это время Мавзолей закрыт для посещения. Труп тщательно осматривается на предмет новых разрушений и разложений, и если такие моменты есть, они немедленно устраняются. Вождя купают в нескольких ваннах с разными растворами, чтобы сохранять объем, эластичность и гибкость тела. Потом Ленина переодевают в чистое белье и костюм и отправляют обратно в его стеклянный саркофаг на глаза публике. Сколько в Ленине осталось от Ленина?

Ресницы накладные. Во время первого бальзамирования Воробьев и Збарский их случайно уничтожили. Тело Ленина было без ресниц первые два года, потом ему наложили искусственные. В марте 1924 года тело Ленина, выставленное на церемонию прощания, начало терять презентабельный вид. Веки разошлись, глазницы запали. Поэтому вождю установили стеклянные глазные протезы и зашили веки. На тыльной стороне правой ступни — заплатка из искусственной кожи. В 1945 году ученые проводили эксперимент с горячим желатином, чтобы откорректировать ступни вождя ему сохраняют даже форму пяток , но случайно сожгли этот участок.

Рот зашили. Он, как и веки, разошелся на несколько миллиметров в 1924 году.

В том же 1925-ом, из московской типографии вышел еще один «шедевр» под названием «Ленин и Кучкук-адам. Народное сказание».

Имя автора сего творения история не сохранила. Если верить аннотации, то этот сюжет на всех языках перепевают акыны Средней Азии, а этнографы только составили синопсис на русском. В этом эпосе ханы всего мира корчились в судорогах с того момента, как только родился Ленин. Они пытались нанять лучших убийц, но те в ужасе отказывались от пудов золота, только узнав, на кого от них требуют поднять руку.

Лишь самый мерзкий колдун на свете Кучкук-Адам оказавшийся переодетым шайтаном, согласился погубить Ленина. Далее описывается эпичная битва в степи. Кучук-адам насылает на Ленина гром и молнии, призывает хтонических чудищ из самой преисподней, но Ильич повергает их чудесным мечом. Степные животные как могут помогают Ленину.

Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны. Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа.

В первом издании книги встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова. То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии. Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими.

Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной. Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером. Сказка ложь, да в ней намек Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная сказка» про Ленина труда не составило.

Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области. В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом. Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану то есть Николаю Второму и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться. Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ.

Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился. Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает.

Ленин-батыр только научил, как это делать правильно. Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества. От автора требовалось лишь придумать незамысловатый сюжет и потом немного стилизовать его под фольклор.

Этим видом «творчества» не брезговал даже автор «Малахитовой шкатулки» Павел Бажов. Хитрее всего поступили плакальщицы. После новости о кончине Ленина, коммунисты во многих городах организовывали вечера памяти, но с культурной программой было не очень. Народу было не до речей с трибун, а панихиду в церкви, как раньше в случае смерти монарха, уже не закажешь.

Зато профессиональные плакальщицы не упустили возможность подзаработать. Благо, тексты их причитаний оказались универсальными. В них только надо было вставить имя покойного. Этот стон у нас песней зовется Тем не менее, некоторые плакальщицы решили отличиться, и тем самым получить расположение новых властей.

Например, в причитании Евдокии Копейкиной из Карелии говорилось: -Как при царскием правительстве было денег недохваточки, А у советской у Россиюшки, у нас хлебушка ведь досыта, У нас денежек ведь допьяна. Вон сады цветут - колхозные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий