Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. 10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. интеллектуальную; - стяжательскую; - демонстративную. Обоснование: Действующая толпа - это толпа, которая настроена на активное действие и достижение определенных целей. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).

Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение

агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13].

Психология толпы, виды толп. как управлять толпой

Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа. Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу фестиваль, карнавал и так далее. Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции протест, ликование и так далее. Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.

Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.

Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной.

Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию.

Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера.

Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения.

Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета.

Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна.

Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка.

Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Класс вожаков подразделяется на две категории: — люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей; — люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей встречаются гораздо реже. Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное.

Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех. Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры. Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент.

Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой. Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее.

Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы. Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного.

Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Эффективными средствами могут считаться следующие: — переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается.

Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; — объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; — обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; — применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы. Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума.

Зарегистрируйте блог на портале Pandia. Бесплатно для некоммерческих и платно для коммерческих проектов. Регистрация, тестовый период 14 дней. Условия и подробности в письме после регистрации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже в изгнании его из группы.

Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.

Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе.

В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов.

СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы.

Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника.

Действующая толпа и ее разновидности Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Она включает несколько разновидностей: стяжательская толпа, спасающаяся толпа, агрессивная толпа. Стяжательская толпа представляет собой процесс развязывания неупорядоченного непосредственного конфликта, причиной которого является обладание какими-либо ценностями. Подобные толпы формировались во времена тотального дефицита в организациях торговли при реализации продуктов или товаров, которые пользовались большим спросом. Также такая толпа характерна для касс, где происходит реализация билетов на стадионы, спортивные соревнования, зрелищные мероприятия и транспортные средства. Стяжательская толпа может быть спровоцирована властью, которая игнорирует жизненные интересы граждан или покушающаяся на них. Крайний вариант толпы такого типа представлен сообществом мародеров, которые громят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых лиц в местах крупных катастроф, военных нападений, стихийных бедствий и др.

Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Формирование повстанческой толпы происходит под воздействием несправедливых действий властей, которые характерны для общего возмущения.

Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Психологический портрет лидера стихийных скоплений людей Лидер задает тон поведения толпы.

Он может появиться стихийно, в результате выбора, но чаще лидер продумывает создание толпы заранее, подстраиваясь под настроения людей Человек, завоевавший внимание толпы, может управлять ей, навязывая свою волю. Люди, потеряв способность адекватно оценивать информацию, инстинктивно ищут того, кто направит их Потеряв в толпе индивидуальность, человек больше не несет ответственности за свои действия. Он нуждается в лидере, которому подчинятся, безоговорочно верить. Человек, способный стать лидером толпы, должен обладать определенными психологическими качествами. Чаще всего он — психопат, не способный осмыслить собственные идеи. Его стремления с точки зрения адекватного человека может выглядеть настоящим безумством. Но безоговорочная вера в свою правоту делает человека лидером. Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей.

Выделяют две разновидности лидеров: стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени. Неотъемлемое качество лидера — обаяние Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом. Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу. Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной.

Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели. Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно. Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят: Зачинщики ядро толпы — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях. Участники толпы — люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости сочувствия , так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров. Классификация Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы.

Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик. По признаку управляемости выделяют следующие типы толп. Лидер или инициатор объединения отсутствует.

Щепаньский писал: «... Этот "гипноз" действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» Щепаньский, 1969. Выделяют ряд условий действия такого «гипноза». Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.

В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений. Выражаясь метафорически, Б. Поршнев утверждал, что условия формирования толпы — «это своего рода "ускоритель", который во много раз "разгоняет" ту или иную склонность, умножает ее, может разжечь до огромной силы» Поршнев, 1965. В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы. Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие.

Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая. Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали. Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват.

Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции.

Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках. В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться. От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами.

Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны.

Ответы на вопрос:

  • Навигация по записям
  • Схема социального поведения
  • Слайды и текст этой презентации
  • Толпа — Википедия
  • 2. Классификация толпы
  • Психология толпы

Характеристика различных видов толпы

Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.

Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям.

Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Агрессивный тип Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула. Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения.

Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным — уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее. И панические толпы опаснее спасающихся. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.

Экспрессивный тип Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия — это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм. Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг.

Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно.

Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует — она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью. Конвенциональная толпа Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков. Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение.

Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной.

Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват. Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную.

Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках. В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться.

От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны. Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории. Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча.

Однако собственные, внутренние «правила» поведения болелыциков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую. Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности реальной или воображаемой. Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихся банков, погромщиков и т. Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит. Особым подвидом действующей толпы является мятежная или повстанческая толпа.

Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. Еще не так давно Ю. Шерковин писал: «Повстанческая толпа — непременный атрибут всех революционных потрясений — характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах. Повстанческая толпа представляет собой особый вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы» «Социальная психология», 1975.

Иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам. Социальные движения могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым они стремятся. В тех случаях, когда соответствующие действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают характер политического движения.

Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера. Это, например, движения за восстановление гражданского достоинства и обеспечение прав людей, за улучшение условий их труда и жизни. Одни из таких движений оказываются политизированными, в большей степени, другие - в меньшой. Однако в любом случае в них должно присутствовать собственное социальное содержание. Во многих странах принимают широкий размах такие социальные движения, как женское, молодежное и другие. Кроме того, выделяют утопические социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные движения. Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем. Движения реформимеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества вез полной его трансформации. Регрессивные движения движения сопротивления представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.

Все социальные движения возникают в связи с недовольством заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть, по мнению определенной части населения. Однако само по себе недовольство не является главной причиной социальных движений. Кроме него необходимо осознание значительной частью населения несправедливости существующего положения вещей. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять.

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

Вопросы и задания 1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»? Кто является субъектом социального повеления? Какие разновидности социального поведения существуют? Какое поведение получило название девиантное? Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

В чем состоят причины девиантного поведения? Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль? Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии? Приведите классификацию конфликтов. Прочитайте приведенные ниже высказывания.

Объясните точку зрения авторов на массу и толпу. Бердяев; «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". Страница 17 из 24 Сущность и субъекты массового социального поведения. Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью.

Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. Народные массы — это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа — контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое.

Формы и разновидности психических эпидем Их можно разделить на 4 большие группы: 1. Горделивый бред обыкновенно принимал форму профетизма и политического честолюбия; 2. Витта , эпидемии кликушества , падучей, истерических судорог, каталепсии и т. В действительности все последние три формы заболеваний тесно связаны между собой, а также трудно провести границу между ними и чисто психическими эпидемиями. Психическая эпидемия иногда остановившись в своем распространении, замыкалась в пределах одной группы, людей и, передаваясь из поколения в поколение, приобретала характер секты , существовавшей целые века. Примером могут служить наши скопцы и валезиане на Востоке. История психических эпидемий Средние века были эпохой наиболее богатой как настоящими психическими эпидемиями, так и различными сектами патологического характера. В VIII столетии в Калабрии Италия возникла эпидемия демонического помешательства, сопровождавшаяся соответственными галлюцинациями одержимости бесом.

Эпидемия распространилась до Константинополя. В 1206 году душевнобольной мальчик в Перуджи стал проповедовать и предсказывать грядущие бедствия и конец света, призывая народ к покаянию. Возникла эпидемия « флагелиатизма », то есть самобичевания , которая охватила всю Европу и сопровождалась массовым пилигримством. Эпидемия пляски святого Вита появилась в конце XIV века; она зародилась в южной Германии , распространилась на всю последнюю и на соседние страны. Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. В 1374 году в Кёльне явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег Рейна , в Страсбург. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии.

Святой Вит считался покровителем этих больных. В начале XV столетия сходная с пляской святого Вита эпидемия охватила Испанию и известна в истории под именем «тарантизма». Больные также обнаруживали большую чувствительность к музыке и к некоторым краскам. Так, красный цвет приводил их в неистовство ; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули. В Швеции в 1841—1842 годах возникла эпидемия религиозного экстаза. Болезнь выражалась в слуховых и зрительных галлюцинациях, в неудержимом стремлении проповедовать. Болезнь развилась на почве злоупотребления алкоголем и под влиянием плохого питания народа вследствие голода. В 1962 году на территории современной Танзании началась эпидемия смеха , которая прекратилась лишь через полтора года.

Кликушество Кликуша — человек, часто женского пола , подверженный истерическим припадкам и корчам, во время которых издаёт неистовые крики. Распространённым объяснением подобных припадков было вселение в больную злого духа. В деревне Ащенково Гжатского уезда Смоленской губернии психиатр Н. Краинский описал эпидемию кликушества в труде «Порча, кликуши и бесноватые» 1900. Краинский счёл, что причиной являлся большой истерический невроз, внушение, самовнушение и наклонность к сомнамбулизму. В 1970-х годах Пинежский район Архангельской области страдал от « икотной заразы ». В деревне Шуйге Сурского сельского совета наблюдался случай массовых криков женщин.

Психиатр В. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью». Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет. Механизм формирования массового психоза Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют: публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно; совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз. В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей например, членов семьи до тех пор, пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми. Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Коллективное бессознательное живет своей собственной жизнью, и время от времени в нем обязательно возникают групповые фантазии, которые должны тем или иным способом удовлетворяться и тем самым гаситься. Толпе нужно предлагать отводные каналы для стока напряжения. Это всегда использовали правители. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты « Храм народов » покончили с собой, выпив препарат цианида. Психические эпидемии — одномоментное проявление и «эпидемическое» распространение среди значительных групп людей разного рода однотипных психических отклонений расстройств высшей нервной деятельности различной степени тяжести, сопровождающихся необычным, зачастую девиантным поведением, имеющих признаки психических и неврологических заболеваний. Факторы возникновения Возникновению психических эпидемий обычно содействуют следующие факторы: 1. Масса подобного рода представлений, порождая в людях ненормальное чувство страха пред природой и людьми, создавала почву для душевных заболеваний. Эти же ложные представления составляли материал, из которого развивался бред заболевших. Таким образом, физиологическое или нормальное содержание психики доставляли те зародышевые элементы, из которых развивалось помешательство у первобытных народов. Это положение сохраняет и в настоящее время свою силу для многих случаев; 2. Развитие психических эпидемий совершается благодаря распространению болезненных явлений с одного субъекта на окружающих.

Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности: - разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы. Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы заранее «проигрывают» и планируют эксцессы , выбираются удобное время и повод для создания эксцессов; 2 зачинщики — это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 6 добросовестно заблуждающиеся — физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов; 7 эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей; 8 любопытствующие — люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников; 9 примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей. Действующая толпа — осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на: а стяжательскую толпу — характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий; б спасающуюся толпу — возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности; в повстанческая толпа — формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения; г агрессивная толпа — характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре. Поведение агрессивной толпы наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков групповых эксцессов. Формирование толпы Жизненные ситуации и места, образования толп: 1 стихийные бедствия землетрясения, извержение вулкана, крупные наводнения ; 2 ожидание общественного транспорта в транспортных узлах на вокзалах, в метро и т. Стадии формирования агрессивной толпы: 1 стадия дискутирующей толпы — первоначальный вид толпы, начинающей психологически развиваться. Представляет собой совокупность людей, собравшихся по какому-либо поводу, которые ведут между собой разговоры, обмениваются мнениями, оценками, оказывают друг на друга то или иное влияние. Это влияние чаще всего незаметно, слабо и не приводит к каким-то нарушающим общественный порядок действиям; 2 стадия осложнение обстановки или образования ядра толпы — характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства. Это происходит в результате того, что люди находятся вплотную, толкаются, обмениваются репликами, эмоциями, на них начинают активно действовать механизмы заражения, внушения, подражания. Наличие в толпе возбужденного человека или небольшой группы могут стать ядром возбужденной толпы, от которого зародившееся возбуждение начинает распространяться на всю толпу. На этой стадии начинает действовать «циркулярная реакция» и «процесс кружения» — взаимное взвинчивание, которое, как центрифуга, разгоняет эмоции и формирует из толпы некую общность, способствующую переходу толпы на следующую стадию; 3 стадия потенциально агрессивной толпы, характеризуется: а появлением нового общего объекта внимания — некоего образа, разделяемого всеми, который способствует сплочению толпы; б появлением ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять; в увеличением численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов и др. Обострению обстановки способствуют такие кризисные явления, как: а резкое усиление расслоения общества на богатых и бедных; б снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен; в возникновение тревожной информации, слухов; г несправедливые действия представителей власти; д ослабление авторитета власти; е сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения и желающего добиться власти любым путем; 4 стадия групповых эксцессов или действующей агрессивной толпы начинается с возникновения любого, самого незначительного повода толчка, резкого крика и т. То тут то там, могут вспыхивать новые очаги, вызванные слухами, недовольством. Особенности эксцессов: 1 становятся независимыми от породивших их причин; 2 могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны; 3 требования осуществляются с позиций силы и в то же время анонимности; 4 действия внезапны и неотвратимы; 5 целенаправленные действия силовых структур затруднены; 6 направлены на привлечение внимания общества к событиям; 7 в групповых эксцессах участвует большого количества лиц, склонных к риску. Особенности поведения индивида в толпе Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1 пониженный самоконтроль — снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2 потеря индивидуальности и единение человека с толпой — люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов индивидов , объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу индивиду в отдельности; 3 бездуховность — приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4 инстинктивность — преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5 анонимность — индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6 безответственность — утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; 7 неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8 снижение интеллектуальных качеств личности — толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9 не критичность мышления — воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10 особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11 бессознательность — в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12 повышенная внушаемость — человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам; 13 повышенная активность — обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Поведение людей в толпе

Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую).

Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение

группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. 5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.

6.2. Социальное поведение

— Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Действующая толпа подразделяется на типы: 3. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. 12. Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры.

СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами партией, классом, нацией и т. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества.

Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии в результате индустриализации, урбанизации и т. Психология масс толп основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность коллективная душа, по терминологии Лебона или даже социальность. В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».

Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга. В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей: Толпа разнородная: а анонимная уличная и др.

Толпа однородная: а секты политические, религиозные и др. Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа.

Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

Литература У. Его работы посвящены психологии общественных отношений; В. Ханна Сигал англ. Hanna Segal; урожд.

Познанская; 20 августа 1918 , Лодзь — 5 июля 2011 , Лондон — британский психоаналитик кляйнианского направления. В своей статье "Хиросима.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям образцу цепной реакции, разгоняются как частицы в ускорителе и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно.

Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Так, слухи, представляющие собой, как об этом было сказано выше, недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного или нескольких лиц о каких-либо событиях, устно передающиеся от одного к другому, в значительной степени влияют на возникновение толпы. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Разъяснение и убеждение являются одним из способов психологического воздействия.

Они выполняют почти аналогичные функции, что и внушение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться соглашения от личности, принимающей информацию.

Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.

Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие. Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая. Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали. Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват. Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках. В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться. От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны. Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории. Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча. Однако собственные, внутренние «правила» поведения болелыциков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую. Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности реальной или воображаемой. Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихся банков, погромщиков и т. Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит. Особым подвидом действующей толпы является мятежная или повстанческая толпа.

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники. • Видами толпы являются. § убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий