Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать.
Вся суть эмоционального интеллекта
Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы. Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом. Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные. Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании. Кстати, обязательно прочитайте, как развить IQ. Эмоциональная составляющая знаний всегда будет важна, так как она о жизни, она показывает жизнь. Сухими знаниями никого не удивишь, а умение общаться позволяет знания приобрести, сохранить и применить их. Поэтому важно понимать, какие есть признаки низкого EQ, чтобы не стоять на месте, а развиваться.
Легко поддаетесь стрессу — вы не можете управлять эмоциями, когда они возрастают, что ведет к большему уровню стресса. Вы либо позволяете вами пользоваться, либо агрессивно нападаете. Неоправданный поиск защиты своего мнения — когда вы высказываете мысль, сразу же пытаетесь найти аргументы, оправдания для ее защиты. Люди с высоким EQ так не делают, они признают свои ошибки, быстро переключаются. Обидчивость — негативное восприятие других людей мешает развиваться, обида ничего хорошего не принесет. Если вы постоянно на всех обижаетесь, то нужно срочно избавляться от этой пагубной привычки. Постоянное чувство, что вас неправильно поняли — сложно подобрать слова, чтобы описать свои мысли, события. Старайтесь сразу замечать, когда вы неудачно выразили мысль, чтобы разъяснить сказанное. Вы можете изучить невербальное поведение собеседника, чтобы понять, все ли ему ясно. Вы не можете сердиться — эмоциональный интеллект не лишает вас негативных чувств, вы не можете быть постоянно хорошим.
Сердиться нужно, но такими реакциями важно научиться управлять. Навыки эмоционального интеллекта Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно. Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект? Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему. Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые — это качества личности, вторые — это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека.
Личностные Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее. Самосознание — как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками: Точная самооценка — человек не колеблется в оценке себя в зависимости от мнения других людей. Ему не важно, что думают о нем другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, плевать он хотел на мнение других.
Мэттьюса, М. Зайднера и Д. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным. Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях Ackerman, 1996. Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации. Эмоциональная модель Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж. Мэйер и П. Сэловей например, Mayer, Salovey, 1997. Ее структуру составляет набор способностей, имеющих отношение к переработке информации. Они представлены в виде четырех «ветвей»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; Модель эмоций Подробнее можно представить как способность к распознаванию и выражению эмоций первая «ветвь» необходима для формирования эмоций и решения задач вторая «ветвь». Такие способности - процедурные. И поэтому выступают как базис для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». И, наконец, все перечисленное нужно для внутренней регуляции собственных эмоций и для успешных воздействий на внешнюю среду четвертая «ветвь». Познавательное и эмоциональное Связаны ли эмоции и познавательные процессы?
При этом не имеет значения, насколько вы общительны. Если, размышляя, вы думаете о социуме или конкретных людях, вы эмоционально развиваетесь. У вас высокий коэффициент EQ. Если вы постоянно стремитесь понимать поступки и характеры окружающих. Если вам нравиться знакомиться и узнавать новое о людях. Если вы принимаете тот факт, что все люди разные; Вы легко угадываете эмоциональное состояние других людей. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что заглянувшая в кабинет сотрудница расстроена или растеряна. При этом нет нужды задавать личные вопросы о том, что случилось. Чаще всего даже неуместно спрашивать о том, чем помочь. Просто нужно учитывать чувства других людей. Порой достаточно сделать небольшую паузу, прежде чем перейти к важному делу. Иногда нужно снисходительно отнестись к легкой рассеянности. Обстоятельства бывают разные. Но всегда неуместно одно — раздражение, вместо эмпатии; Вы умеете отказывать. Умение быть щедрым, благодарным должно обязательно соседствовать с умением говорить «нет». Люди ответственны за свою жизнь. Поэтому если помощь надолго отвлечет от чего-то значимого, важного, то нужно отказать. Если человек просит о помощи, потому что боится браться за какую-то работу или не хочет делать ее сам, нужно отказать. Это эффективно и справедливо по отношению к вам, сотруднику, другим работникам; Вы умеете справляться с поражениями. Все знают, что неудачи неизбежны. Без них не обходится ни один успех. Однако не все способны без ущерба для дела справляться в фиаско.
Оно описывает способность понимать людей, умение общаться с ними и действовать разумно в отношениях. Это значит, что человек способен коммуницировать на высоком уровне, находить общий язык, налаживать и поддерживать социальные контакты. Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1960-х годах. В отличие от понятия «социальный интеллект», он связан со способностью распознавать эмоции — как свои, так и чужие. Однако по-настоящему популярным этот термин стал только в 1995 году, после выхода одноимённой книги американского журналиста Дэниела Гоулмана. В ней автор определил эмоциональный интеллект как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества и важны для достижения успеха в карьере. Кроме того, исследования показывают, что люди с развитым эмоциональным интеллектом реже сталкиваются с проблемами психического здоровья. Составляющие и навыки эмоционального интеллекта В современной психологии основной считается модель эмоционального интеллекта, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект состоит из четырёх ключевых компонентов: Восприятие эмоций. Это способность распознавать собственные эмоции и понимать чувства других людей по их мимике, жестам, голосу, походке и другим невербальным сигналам. Использование эмоций для когнитивной деятельности. Человек учится активизировать мыслительные процессы для обучения, решения задач и проблем. Например, он помогает взглянуть на вещи под разными углами зрения или дольше фокусироваться на объекте, который вызывает больший эмоциональный отклик. Понимание эмоций. Позволяет определять причину эмоций, видеть их взаимосвязь, улавливать мельчайшие детали и нюансы. Управление эмоциями. Этот навык включает в себя умение контролировать положительные и отрицательные эмоции для достижения результата, а также влиять на эмоциональное состояние окружающих. Существует также смешанная модель эмоционального интеллекта, разработанная Дэниэлом Гоулманом. Согласно этой модели, EQ состоит из пяти компонентов: самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Принцип работы В модели лаборатории EQ-factor эмоциональный интеллект не рассматривается отдельно от IQ — они не являются противоположными или конфликтующими. Интеллектуально-эмоциональный профиль личности можно представить в виде пирамиды, где EQ является основанием. Чем выше эмоциональный интеллект, тем прочнее основание, которое вместе с IQ формирует так называемую «стратегию творцов».
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Так, осознав «я злюсь», хорошо бы разобраться, почему это происходит. В результате самоисследования может выясниться, что злость приходит из-за какой-то неудовлетворенной потребности. Зная ответы на эти вопросы, вы сможете двигаться дальше, не переживать долго из-за ссоры, испытывать стыд после неудачи или злиться. Самоконтроль — это способность находить формы для выражения эмоций, иногда сдерживать себя если это может помешать взаимодействию , умение не слишком отвлекаться на эмоции других, когда они рядом. Существует мнение, что эмоциями можно управлять. Я с ней не согласен, считаю, что с эмоциями можно дружить, но не управлять ими. Дружить — значит уметь их выражать и переживать. Тогда может появиться и навык иногда их сдерживать. Ни в коем случае не подавлять, не поддаваться искушению убрать какие-то эмоции из своей жизни, потому что они все равно проявятся.
Не выразил злость на работе — сорвался на близких, а если даже нет, то психосоматику никто не отменял, может появиться заболевание. Смотрите также: Коммуникации в управлении Для самоконтроля важно: Разрешить себе выражать эмоции и найти для этого подходящую форму. Потому что, не выражая их, человек пробуксовывает в старых переживаниях. Хорошая форма при этом — та, в которой человек чувствует себя выраженным. Разозлившись на работе, но не выплескивая на коллегу злость, всегда можно прокричаться в уединенном месте, побить руками стену. Если на работе почувствовали обиду или бессилие, найдите время проработать это дома. Даже суровым мужчинам-бизнесменам нужно выражать эмоции. А, например, для печали самый очевидный способ — слезы.
При этом необязательно выражать эмоции тому, кому они адресованы. Использовать техники безопасного выражения эмоций другим людям. Например, существуют три способа выразить злость потому что это эмоция, с которой бывает сложно. Второй: «Ты меня бесишь». Третий: «Я на тебя злюсь». Какая из формулировок быстрее приведет к разрыву отношений? На мой взгляд, третья. Когда в диалоге вы говорите только о своих эмоциях, это воспринимается менее болезненно, не как обвинение: «Я злюсь.
Я в растерянности. Мне грустно от этой новости». Если вы научитесь говорить о себе, откроете дорогу к выражению собственных эмоций, перестанете держать их в себе, то снизите стресс и вероятность срыва. После того, как вы учитесь выражать свои эмоции, вам станет легче их сдерживать, потому что есть выбор: выразить или подождать с выражением, прокричаться дома, «контейнировать» эмоции. Конечно, есть серьезное препятствие в виде запрета на выражение определенных эмоций, например, мужчины не плачут, на других людей злятся только плохие люди, я должен делать все идеально, чтобы не испытывать стыд. Такие запреты, идущие от семьи, культуры и общества, придется прорабатывать с психологом или на тренинге по эмоциональному развитию. И учиться ни в коем случае не подавлять эмоции силой. Эмоциональная чуткость.
То, насколько человек способен увидеть эмоциональное состояние ближнего и понять, какое оно.
Страх — «бабочки в животе» , сухость во рту, короткое учащённое дыхание, напряжение вокруг рта и глаз. Грусть — ощущение пустоты в груди или животе , комок в горле, желание плакать, чувство, словно грудь сжали.
Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым. Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы.
Люди с высоким EQ обычно обычно успешнее и счастливее в браке, поскольку у них практически не бывает ссор с любимыми людьми. Сегодня мы подробно разберём, что такое эмоциональный интеллект, из каких составляющих он состоит, почему так важен и как его развить. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект — это способность человека правильно понимать чужие эмоции, предсказывать их и правильно на них реагировать, а также чувствовать, интерпретировать, регулировать и выражать собственные переживания. Эмоциональный интеллект необходим не только для того, чтобы чувствовать и учитывать чужие эмоции.
Он позволяет нам лучше контролировать собственные переживания. А настроение, как известно, сильно влияет на самочувствие и работоспособность. От эмоционального интеллекта напрямую зависит, насколько человек решителен, умеет ли он бороться с прокрастинацией и правильно расставлять приоритеты. В психологической литературе встречается понятие «эмоциональная грамотность». Данный термин обычно подразумевает приобретенные знания о человеческих эмоциях.
То есть, эмоциональный интеллект — это умение чувствовать эмоции и управлять ими на интуитивном уровне, а эмоциональная грамотность — это совокупность теоретических и практических знаний об эмоциях и управлении ими. Нередко эти термины отождествляются, хотя это не совсем правильный подход. Кстати, оценить уровень своего эмоционального интеллекта Вы можете прямо сейчас, пройдя простой тест. Как появился термин? На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека.
Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения — IQ Intelligence Quotient. На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни. На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей.
Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта — эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель — EQ Emotional Quotient. Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения».
Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека.
История[ править править код ] Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест тест-анкета для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка англ. Robert Thorndike и Сола Стерна Saul Stern , написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году , эти попытки не увенчались успехом. В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач.