«Яндекс» представил апрельское обновление «Алисы» и своих умных устройств. В пресс-службе "Яндекса" объяснили инцидент с ответом "Алисы" на вопрос о главной героине мультфильма "Маша и медведь". После этого голосовой помощник Алиса будет предоставлять вам новости, отвечающие вашим интересам и предпочтениям. "Яндекс" начал прием заявок на бета-тестирование новой "Алисы" на основе нейросети YandexGPT 2. Обновленный голосовой помощник сможет поддерживать связный диалог и отвечать на уточняющие вопросы с учетом предыдущих реплик, сообщили в.
Алиса, как дела? Большие и маленькие перемены в жизни ассистента Алисы
Топовые фишки Яндекс.Станции, о которых вы могли не знать | А на вопросы о президенте отвечает шутками про отсутствие избирательного права. |
Как заставить Алису читать новости | Почему Алиса не отвечает на вопросы Если Алиса активируется, но не отвечает на вопросы — скорее всего, дело в интернет-подключении. |
Помощница «Алиса» обучилась ответам на телефонные звонки | Например, если "Алиса" слишком громко отвечает на вопрос, можно просто сказать "Тише! |
Яндекс запускает тестирование Алисы на базе нейросети YandexGPT 2. Что нового
ИИ отвечает на вопрос, как описать любовь к Израилю, заявляя, что «уважает» эту страну и его народ «за их мужество и стойкость в борьбе за свою свободу и независимость». Если Алиса активируется, но не отвечает на вопросы — скорее всего, дело в интернет-подключении. Алиса может отвечать на вопросы, предоставлять информацию о погоде, играть музыку и выполнять другие задачи. «Алиса в единичных случаях могла ответить некорректно на вопрос о семье главной героини мультфильма “Маша и Медведь”. Также по просьбе пользователя «Алиса» повторит ответы на вопросы. Общение с голосовым помощником стало более разнообразным и благодаря новой способности вести простые диалоги.
Алиса – а что это за робот...
- Навык Алисы «Известия»
- Наши проекты
- Свежие материалы
- Умная колонка «Алиса» изменила ответ о героине «Маши и Медведя»
- «Яндекс» научит «Алису» поддерживать связный диалог с учетом предыдущих реплик | Rusbase
- Почему Алиса не читает новости и что с этим делать
Топовые фишки Яндекс.Станции, о которых вы могли не знать
Говорящая почта «Говорящая почта» позволяет создавать голосовые сообщения и отвечать на них через «Алису» с помощью умной колонки или смартфона. При первом запуске пользователю присваивается номер, по которому его друзья и коллеги могут отправлять послания. Прослушать полученное сообщение можно со смартфона, планшета, компьютера или колонки. Если рядом есть только колонка и вы не хотите брать в руки смартфон, то такой вариант общения будет наиболее удобным. Скажите «Алисе» или выберите в устройстве одну из команд: Запусти навык «Говорящая почта». Спроси у «Говорящей почты» входящие сообщения. Попроси «Говорящую почту» отправить сообщение. Тренажёр слуха Тренажёр слуха поможет развивать восприятие звука без специальных знаний у пользователя. Сложность регулируется автоматически в процессе — это зависит от ваших навыков. Функция пригодится для самостоятельных любительских занятий и во время обучения в музыкальной школе. Если хотите воспользоваться, дайте «Алисе» одну из команд или выберите её в устройстве: Запусти навык «Тренажёр слуха».
Поиграем в «Тренажёр слуха». Живой пересказ Эта возможность пригодится тем, кто не успел вовремя прочитать одно из классических произведений русской литературы. Достаточно активировать навык и выбрать книгу из школьной программы. Краткое содержание озвучено профессиональным актёром. Сейчас в коллекции есть несколько десятков авторских пересказов, подборка регулярно пополняется. Подготовиться к сложному экзамену функция вряд ли поможет, но для эссе по русскому языку и литературе этой информации может быть достаточно. Чтобы попробовать, дайте или выберите такую команду: Запусти навык «Живой пересказ».
Выбрать источник новостей: В приложении Дом с Алисой перейдите в Настройки. Выберите предпочитаемый источник новостей. Как сделать чтоб Алиса отвечала Откройте приложение Настройки и выберите пункт Приложения и уведомления. Нажмите Помощник и выберите Алиса из списка. Подтвердите выполнение операции. Можно ли оставлять Алису на ночь Да, колонки с Алисой можно и даже нужно оставлять включёнными на ночь. Дело в том, что ориентировочно в 4 утра по вашему часовому поясу колонки могут получать обновления чтобы никому не мешать, пока все спят и не пользуются функциями колонки. Сколько стоит радио Алиса 15 000 — 24 999 р. Можно ли слушать радио на Алисе без подписки Доступные функции без подписки: слушать радио, использовать станцию как музыкальную колонку, будильник, таймер, рассказ о новостях, погоде. Почему нельзя покупать Алису с рук Такую колонку с рук брать нельзя, иначе у вас она превратится в кирпич. Вы не сможете получить к ней доступ и переоформить подписку на себя. В чем разница Алиса и Маруся Разница в том, что Алиса ставит будильники только в пределах 24 часов или повторяющиеся — например, на каждый будний день. А Маруся поставит будильник на любой день недели и с любой периодичностью, но не поможет его отложить. Можно ли поставить прослушку на Алису У медиакомпании «Яндекс» нет возможности прослушивать людей, которые пользуются голосовым помощником «Алиса». Об этом сообщила пресс-служба компании. Как подключить радиостанцию Алису Включите Станцию 2 в розетку. Дождитесь приветствия Алисы. Откройте приложение Дом с Алисой. На экране появится баннер «Найдена Станция 2». Нажмите кнопку Подключить и следуйте инструкциям в приложении. Как воспроизвести звук на Алисе Подключить: Запустите поиск устройств Bluetooth на вашем девайсе. В списке выберите Станцию и включите музыку. Что умеет делать Алиса Алиса — лучший голосовой помощник на русском Это умный голосовой ассистент, который работает на десятках миллионов устройств самых разных производителей.
Кнопка «Т» в музыкальном плеере даст понять, для каких треков доступен текст. Теперь там доступны «Матч Премьер» и «Матч! Ещё больше видео Любой контент, который найдётся в поиске по видео, сразу воспроизведется в удобном плеере «ТВ Станции». Управлять можно голосом: поставить на паузу, продолжить, перемотать назад, выбрать качество или включить субтитры. Персонализируйте утреннее шоу Теперь пользователи сами смогут решать, каким будет их утреннее шоу.
Объяснит, почему небо голубого цвета и как возникает северное сияние. Скриншот «Яндекса» В новой «Алисе» также появятся дополнительные игры и обучающие занятия для ежедневного развития детей. Кроме того, компания добавит навык «Помощь близких» — для быстрой связи с родственниками.
«Яндекс» научит «Алису» поддерживать связный диалог с учетом предыдущих реплик
Редакция телеканала «Наука» проверила это. На вопрос о том, почему Маша живет одна в лесу без родителей, колонка действительно отвечает: «Я ничего не нашла». Но на вопросы о Маше в других формулировках «Алиса» тем не менее реагирует. Среди ответов есть как нейтральная информация из описания мультфильма, так и другие версии: «По словам создателей мультсериала, Маша повторила судьбу мальчика Кевина из фильма "Один дома", когда вся семья уехала, а его забыли дома. Вот и с Машей случилось точно так же: ее родители со всеми детьми просто взяли и уехали на поезде, забыв при этом саму Машу. Именно поэтому Маша достает всех животных вокруг и дружит только с медведем — так как она попросту теперь живет одна.
Только когда подключается голос, ты начинаешь ими по-настоящему управлять. По себе знаю, частота тач-взаимодействия с приложением на порядок ниже, чем голосовое управление устройством. Могу рассказать, как умный дом проникал в мою жизнь.
У нас много всего сделано на даче, и 2020 год был посвящен интеграции голоса во всю нашу дачную инфраструктуру. Прямо сейчас у нас экспансия Яндекс. Станции Мини везде — почти в каждой комнате стоит по Станции.
Есть даже специально колонка в беседке на улице, чтобы всем этим парком устройств можно было управлять — открывать ворота, калитки, управлять светом, поливом. У нас есть маленький курятник, мы иногда выводим птенцов. Когда они рождаются, то вырастают в инкубаторе, который называется брудер.
Так вот, брудер у нас тоже Алисой управляется! Настоящая экспансия, уже никто в нашей семье не пользуется приложением, чтобы кнопки кликать. Все всё говорят голосом.
Попробуем сделать проекцию: что было 30 лет назад? Наверное, умный дом перестанет быть домом, который выполняет команды. Он трансформируется в проактивный умный дом, который будет помогать тебе в принятии решений.
Он будет анализировать твою жизнедеятельность и помогать тебе пользоваться своими возможностями. Думаю, развитие пойдет в этом направлении. Так что через 30 лет умный дом будет такой же штатной комплектацией квартиры или дачи, как сейчас, например, подключение сантехники.
Алиса и амбиции бизнеса Г. Но есть и специализированные ассистенты, которые сегодня активно создает бизнес. Как считаешь, насколько бизнесу вообще нужен голосовой помощник?
И в каких отраслях были бы полезен голосовой интерфейс взаимодействия с клиентами? Ассистент — это способ добраться до пользователя. Почему мы сделали Алису?
Потому что голос дает сделать то, что другие поверхности столь же быстро сделать не позволяют. Ну, например, в голосе мы можем попросить заказать такси «отсюда туда на тогда такого-то класса» и сказать это одной фразой, одним коротким предложением сразу решить всю задачу. Для того, чтобы провернуть такое простое действие в других интерфейсах даже в мобильном телефоне , нам нужно будет сделать 5-6 кликов, которые сформулируют в детерминированном виде эту задачу.
То есть голос актуален, если у бизнеса есть сценарии, действия, услуги, которые сейчас требуют от клиента ряда действий. Это первое размышление. Но если вам интересен голос, нужен ли вам свой ассистент?
Мне кажется, что очень мало областей, где он действительно нужен — скорее, нужен именно голос. Ассистент — это очень сложная задача, в мире их единицы. Очень мало компаний способны эту огромную инфраструктуру поднять, и невероятное чудо, что в нашей стране таких компаний несколько.
Это говорит о том, какой огромный интеллектуальный фон собран в России. Создавать своего ассистента, в целом, не нужно, но вот представлять свой бренд в виде голосовых сервисов, голосовых навыков для других ассистентов — это да. Если у компании или сервиса есть мобильное приложение, я всегда задаю вопрос — какую задачу бизнеса оно решает?
Почему решили его создать, почему не ограничились сайтом? И всегда это история про пользу для клиента, про упрощение взаимодействия с сервисом. Сразу становится понятно, что и голос — это следующий шаг такого взаимодействия.
То же самое: у компании есть веб и есть мобильное приложение, которое не всегда реализует абсолютно все функции, которые доступны в вебе. Но в мобильном приложении мы получаем доступ к пользователю в том месте, где он сейчас находится, всегда можем до него достучаться. С голосом еще проще, потому что у нас есть всего одно приложение, где все голосовые функции становятся доступными, обращение к ним можно сформулировать коротко, задачу можно решить одним запросом.
Я считаю, бизнесу нужно начинать думать о том, как он будет представлен в голосовых интерфейсах, как он будет встраиваться в голосовые экосистемы. Вот взять мобильные приложения. Сложно представить сервис, у которого сейчас нет приложения.
И мне кажется, в ближайшие несколько лет то же самое будет и с голосовыми сервисами. Healthcare-индустрия на международных конференциях собирает полные залы. В России же ассистенты для решения социальных задач, а не для развлечений, пока не используются.
Как ты думаешь, почему? И компаниям, которые занимаются healthcare, особенно трудно. И опять же, мне не кажется, что это правильный путь.
Человеку, который пользуется ассистентом социальной службы или медицинским ассистентом, ему что, не нужен развлекательный контент или обыденные вещи вроде погоды, таймера, времени? Это гигиенические сценарии любого ассистента. Разве эти функции пользователю не нужны?
И тогда вопрос — должна ли компания, которая разрабатывает такого узкоориентированного ассистента, реализовать все эти сценарии самостоятельно еще раз, хотя все остальные игроки это уже сделали? Или все же должна сконцентрироваться на том, в чем разбирается лучше всего — healthcare? Мне кажется, правильный путь здесь — встраивание в общие экосистемы и решение в контексте этих экосистем той задачи, в которой вы являетесь экспертом.
Мне нравится такая аналогия — компании не разрабатывают свои мобильные операционные системы, они разрабатывают приложения под Android, iOS и прочие ОС. И в голосе мы придем к тому же. Как ты считаешь, готовы ли мы к тому, чтобы Алиса появилась, например, в больницах?
У нас в Яндекс. Диалогах существует целое направление «Алиса для бизнеса», в рамках которого мы с нашими партнерами экспериментируем с нишевым применением Алисы, когда она является не персональным домашним ассистентом, а живет внутри бизнеса. И один из таких пилотных проектов как раз про healthcare: мы расставляли колонки с Алисой в медучреждениях.
Но, наверное, более показательный отраслевой кейс — это отель. Это очень похожая история: в отеле много номеров, там живут совершенно разные люди, а в номере стоит колонка. Колонка имеет как функции развлекательного характера, так и связанные с конкретным отелем, его сервисами.
Через колонку можно заказать ужин, попросить принести тапочки, заказать любую другую услугу. Мы сейчас ведем такой проект с четырьмя отелями Radisson. Это b2b-направление Яндекс.
Диалогов, и, думаю, здесь нас ждут интересные проекты. Когда у нас есть очень контекстная среда — как палата в медучреждении или номер в конкретной гостинице — обращение к ассистенту в этой среде будет специфичным. Находясь на пляже, мы не будем спрашивать ассистента про горнолыжный курорт.
Но на горнолыжном курорте у нас появляется масса релевантных вопросов, ответы на которые мы ожидаем получить, находясь именно в этом месте, в этой ситуации.
Отмечается, что пользователям бета-версии не нужно будет запускать навык «Давай придумаем»: виртуальный ассистент будет решать разные задачи в одном диалоге с учетом контекста. Например, «Алиса» подскажет, какие сказки были написаны в ХIХ веке, а затем прочтет выбранную. Объяснит, почему небо голубого цвета и как возникает северное сияние.
Объяснит, почему небо голубого цвета и как возникает северное сияние.
Ассистент не только предложит тезисный план презентации, но и расскажет, как подготовиться к публичному выступлению. А еще вместе с "Алисой" можно будет составить меню новогоднего ужина и придумать поздравления", - отметили в компании. Кроме этого, в обновленном ассистенте появятся дополнительные игры и обучающие занятия для ежедневного развития детей.
«Яндекс» научит «Алису» поддерживать связный диалог с учетом предыдущих реплик
Нам очень жаль, что Алиса ответила подобным образом. В режиме болталки Алиса не всегда понимает контекст диалога и может отвечать некорректно. Мы уже приняли меры, и Алиса больше не станет так отвечать. После такого перформанса другие читатели твиттера тоже захотели обсудить с голосовым помощником спецоперацию в Украине и ситуацию в России. Однако в разговоре с новыми собеседниками Алиса заняла аполитичную позицию и отказалась отвечать на те же самые вопросы.
Почти в каждой переписке она использовала заготовленные фразы «Я понимаю вопрос, но тема не моя» или «Думала, что бы такое ответить, да не придумала».
Это касается и навыков», — добавлял в свою очередь представитель «Яндекса». По данным на май 2021 г. Представитель «Диалога» отмечал, что организация ведет переговоры о возможной интеграции голосового обращения в систему «Инцидент менеджмент» и с другими участниками рынка.
Персонализация утреннего шоу Теперь можно настроить утреннее шоу и выбрать, какой контент и в каком порядке будет проигрываться: подкасты на разные темы, прогноз погоды, конкретные навыки, музыкальные треки или новости из определённых источников. В настройках можно выбрать, какие мероприятия будут отображаться в рекомендациях. Чтобы узнать о предстоящем событии больше, нужно нажать на кнопку «Подробнее», и Алиса покажет все детали во встроенном Браузере. Радионяня для каждого в семье На Яндекс Станциях можно выбрать для кого будет доступен режим радионяни, для этого надо пригласить пользователя в свой виртуальный Дом и дать разрешение на использование функции.
То есть можно говорить об аналогии с фильмом «Один дома», — рассказала «Алиса» официальную версию проживания несовершеннолетней в лесной глуши, озвученную продюсерами.
Новая версия умного устройства о героине «Маши и Медведя» заключается в забывчивости её родителей. При этом «Алиса» сообщила, что жизнерадостная героиня не унывает по этому поводу. Маше есть чем заняться: доставать Медведя, терроризировать лесных жителей и влипать в разные истории.
«Яндекс» добавил новую подписку для Алисы — как стать «проффесссионалом»
Например, если «Алиса» слишком громко отвечает на вопрос, можно просто сказать «Тише! После этого голосовой помощник Алиса будет предоставлять вам новости, отвечающие вашим интересам и предпочтениям. Пишет и отвечает на вопросы. Работать с генерацией удобнее всего в режиме чата с Алисой: вы даёте нейросети задание, как человеку — текстом или голосом. После просьбы «Настроить новости» Алиса скажет: Выберите новости, которые хотите слушать в ответ на команду «Алиса, расскажи новости». Теперь Алиса не просто отвечает на вопрос, у вас есть возможность с ней это обсудить, прийти к какому-то выводу. Голосовой помощник «Алиса» в течение нескольких лет научился отвечать на сотни вопросов и выполнять большое количество команд.
В «Яндексе» назвали единичным случаем ответ «Алисы» о Маше из мультфильма
В апрельском обновлении «Алисы» и «Яндекс Станций» добавлено множество новых функций, которые сделают использование устройств более удобным и разнообразным. Если Алиса активируется, но не отвечает на вопросы — скорее всего, дело в интернет-подключении. В пресс-службе "Яндекса" объяснили инцидент с ответом "Алисы" на вопрос о главной героине мультфильма "Маша и медведь". Алисе запретили рассказывать новости? Голосовому помощнику от Яндекс задаю "Расскажи новости", раньше никаких проблем не было и она читала последние сводки. Голосовой помощник "Алиса" отказывается отвечать на вопросы "Кто победил во Второй мировой войне" и "Какие новые регионы появились в составе России".
Что за скандал с умной колонкой «Алиса» и мультиком «Маша и Медведь»
Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании. По её данным, «Алиса» могла выдать некорректный ответ, так как постоянно учится новому, стремится подобрать подходящие фразы для диалога, однако не во всех случаях может найти нужные слова. В компании заявили, что сейчас умная колонка не даёт выданный ранее ответ по соответствующему запросу. Ранее на вопрос ребёнка о том, почему Маша живёт одна, «Алиса» ответила, что «она всего лишь призрак убитой девочки, именно поэтому она не растёт и видеть её могут только животные».
Также по просьбе пользователя «Алиса» повторит ответы на вопросы. Общение с голосовым помощником стало более разнообразным и благодаря новой способности вести простые диалоги.
Например, «Алису» можно запустить обычным приветствием «Привет, Алиса! На прощание помощник скажет «Пока». Оно доступно в App Store или Google Play. Получить доступ к сервису могут только пользователи с учетными записями на mos.
Там она рассказывает новости из Яндекс. Новостей вперемешку с шутками, песнями, прогнозом погоды и короткими подкастами. Утреннее шоу Алисы теперь можно настроить на свой вкус. Для этого пользователь может сам выбрать тематику новостей и подкастов.
В тестировании имени, которое проходило в течение пяти месяцев, приняли участие несколько десятков тысяч человек. Для семей, в которых есть другие Алисы, голосовому ассистенту добавили опциональную активацию по команде «Слушай, Яндекс» [2]. Технологии Алиса встроена в разные приложения Яндекса: поисковое приложение, Яндекс. Навигатор , Лончер и в мобильную и десктопную версии Яндекс. Браузера [2]. Общение с ассистентом возможно голосом и вводом запросов с клавиатуры. Алиса отвечает или прямо в диалоговом интерфейсе, либо же показывает поисковую выдачу по запросу или нужное приложение. Анализ запроса и формирование ответа Распознать голосовой запрос Алисе помогает технология SpeechKit. На этом этапе происходит отделение голоса от фоновых шумов. Разобраться с акцентами, диалектами, сленгами и англицизмами алгоритмам позволяет накопленная Яндексом база из миллиарда произнесённых в разных условиях фраз [11] [12]. На следующем этапе наделить запрос смыслом и подобрать правильный ответ позволяет технология Turing, своим названием отсылающая к Алану Тьюрингу и его тесту. Благодаря ей «Алиса» может не только давать ответы на конкретные вопросы, но и общаться с пользователем на отвлечённые темы. Для этого текст запроса дробится на токены, как правило, это отдельные слова, которые в дальнейшем отдельно анализируются. Для максимально точного ответа Алиса учитывает историю взаимодействия с ней, интонацию запроса, предыдущие фразы и геопозицию. Это объясняет тот факт, что на один вопрос разные пользователи могут получить разные ответы [11] [12]. Первоначально нейросеть Алисы обучали на массиве текстов из классики русской литературы , включая произведения Льва Толстого , Фёдора Достоевского , Николая Гоголя , а затем — на массивах живых текстов из Интернета [13]. Как рассказывал глава управления машинного обучения Яндекса Михаил Биленко в интервью изданию Meduza , в ходе ранних тестов в манере общения Алисы появилась дерзость, которая удивляла и забавляла пользователей. Чтобы дерзость не перешла в хамство и чтобы ограничить рассуждения Алисы на темы, связанные с насилием, ненавистью или политикой, в голосового помощника была внедрена система фильтров и стоп-слов [14]. Последний этап — озвучивание ответа — реализуется с помощью технологии Text-to-speech. Основой служат записанные в студии 260 тысяч слов и фраз, которые затем были «порезаны» на фонемы. Из этой аудиобазы нейросеть собирает ответ, после чего интонационные перепады в готовой фразе сглаживаются нейросетью, что приближает речь «Алисы» к человеческой [11] [12] [15]. Навыки Помимо сервисов Яндекса, в Алису могут быть интегрированы сторонние сервисы. В 2018 году компания расширила возможности Алисы через систему навыков, использующих платформу голосового помощника для взаимодействия с пользователем. Навыки — это чат-боты и другие интернет-сервисы, активирующиеся по ключевой фразе и работающие в интерфейсе «Алисы». В марте 2018 Яндекс открыл для сторонних разработчиков платформу Яндекс.
Яндекс запускает тестирование Алисы на базе нейросети YandexGPT 2. Что нового
Для работы с текстами компания добавила отдельный чат с помощником на a. Сервис синхронизируется для разных устройств и поддерживает несколько чатов одновременно. Помощник также может задать дополнительные вопросы, как человек, и дождаться реплики пользователя, если тот отвлечётся. Так «Алиса» может давать развёрнутые ответы, работать с разными стилями и форматами и следовать инструкциям с несколькими условиями.
Сейчас в коллекции есть несколько десятков авторских пересказов, подборка регулярно пополняется. Подготовиться к сложному экзамену функция вряд ли поможет, но для эссе по русскому языку и литературе этой информации может быть достаточно. Чтобы попробовать, дайте или выберите такую команду: Запусти навык «Живой пересказ». Угадай дорожный знак Тест в игровой форме позволяет проверять знание дорожных знаков России.
Викторину можно использовать во время подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД, чтобы получить водительские права. Запустить эту игру и отвечать на вопросы получится только на устройстве с экраном — компьютере или смартфоне. Для этого скажите «Алисе» одну из команд или выберите её: Запусти навык «Угадай дорожный знак». Поиграем в «Угадай дорожный знак». Сыграем в «Угадай дорожный знак». Помоги запомнить Простая функция, помогающая выучить нужный текст. В процессе помощник проверит, насколько точно вы запомнили нужный отрывок.
Скажите ассистенту или выберите в гаджете одну из команд: Запусти навык «Помоги запомнить». Сыграем в «Запомнить помоги». Голосовая открытка Эта команда поможет составить поздравление для близкого человека или коллеги. Нужно запустить функцию и ответить на несколько вопросов ассистента. Готовый вариант можно отправить через мессенджер или соцсеть. Если хотите попробовать, дайте «Алисе» или выберите в устройстве такую команду: Запусти навык «Голосовая открытка». Английский без проблем Сценарий «Английский без проблем» поможет изучить основы языка с нуля до уровня B1.
У нас много всего сделано на даче, и 2020 год был посвящен интеграции голоса во всю нашу дачную инфраструктуру. Прямо сейчас у нас экспансия Яндекс. Станции Мини везде — почти в каждой комнате стоит по Станции. Есть даже специально колонка в беседке на улице, чтобы всем этим парком устройств можно было управлять — открывать ворота, калитки, управлять светом, поливом. У нас есть маленький курятник, мы иногда выводим птенцов. Когда они рождаются, то вырастают в инкубаторе, который называется брудер.
Так вот, брудер у нас тоже Алисой управляется! Настоящая экспансия, уже никто в нашей семье не пользуется приложением, чтобы кнопки кликать. Все всё говорят голосом. Попробуем сделать проекцию: что было 30 лет назад? Наверное, умный дом перестанет быть домом, который выполняет команды. Он трансформируется в проактивный умный дом, который будет помогать тебе в принятии решений.
Он будет анализировать твою жизнедеятельность и помогать тебе пользоваться своими возможностями. Думаю, развитие пойдет в этом направлении. Так что через 30 лет умный дом будет такой же штатной комплектацией квартиры или дачи, как сейчас, например, подключение сантехники. Алиса и амбиции бизнеса Г. Но есть и специализированные ассистенты, которые сегодня активно создает бизнес. Как считаешь, насколько бизнесу вообще нужен голосовой помощник?
И в каких отраслях были бы полезен голосовой интерфейс взаимодействия с клиентами? Ассистент — это способ добраться до пользователя. Почему мы сделали Алису? Потому что голос дает сделать то, что другие поверхности столь же быстро сделать не позволяют. Ну, например, в голосе мы можем попросить заказать такси «отсюда туда на тогда такого-то класса» и сказать это одной фразой, одним коротким предложением сразу решить всю задачу. Для того, чтобы провернуть такое простое действие в других интерфейсах даже в мобильном телефоне , нам нужно будет сделать 5-6 кликов, которые сформулируют в детерминированном виде эту задачу.
То есть голос актуален, если у бизнеса есть сценарии, действия, услуги, которые сейчас требуют от клиента ряда действий. Это первое размышление. Но если вам интересен голос, нужен ли вам свой ассистент? Мне кажется, что очень мало областей, где он действительно нужен — скорее, нужен именно голос. Ассистент — это очень сложная задача, в мире их единицы. Очень мало компаний способны эту огромную инфраструктуру поднять, и невероятное чудо, что в нашей стране таких компаний несколько.
Это говорит о том, какой огромный интеллектуальный фон собран в России. Создавать своего ассистента, в целом, не нужно, но вот представлять свой бренд в виде голосовых сервисов, голосовых навыков для других ассистентов — это да. Если у компании или сервиса есть мобильное приложение, я всегда задаю вопрос — какую задачу бизнеса оно решает? Почему решили его создать, почему не ограничились сайтом? И всегда это история про пользу для клиента, про упрощение взаимодействия с сервисом. Сразу становится понятно, что и голос — это следующий шаг такого взаимодействия.
То же самое: у компании есть веб и есть мобильное приложение, которое не всегда реализует абсолютно все функции, которые доступны в вебе. Но в мобильном приложении мы получаем доступ к пользователю в том месте, где он сейчас находится, всегда можем до него достучаться. С голосом еще проще, потому что у нас есть всего одно приложение, где все голосовые функции становятся доступными, обращение к ним можно сформулировать коротко, задачу можно решить одним запросом. Я считаю, бизнесу нужно начинать думать о том, как он будет представлен в голосовых интерфейсах, как он будет встраиваться в голосовые экосистемы. Вот взять мобильные приложения. Сложно представить сервис, у которого сейчас нет приложения.
И мне кажется, в ближайшие несколько лет то же самое будет и с голосовыми сервисами. Healthcare-индустрия на международных конференциях собирает полные залы. В России же ассистенты для решения социальных задач, а не для развлечений, пока не используются. Как ты думаешь, почему? И компаниям, которые занимаются healthcare, особенно трудно. И опять же, мне не кажется, что это правильный путь.
Человеку, который пользуется ассистентом социальной службы или медицинским ассистентом, ему что, не нужен развлекательный контент или обыденные вещи вроде погоды, таймера, времени? Это гигиенические сценарии любого ассистента. Разве эти функции пользователю не нужны? И тогда вопрос — должна ли компания, которая разрабатывает такого узкоориентированного ассистента, реализовать все эти сценарии самостоятельно еще раз, хотя все остальные игроки это уже сделали? Или все же должна сконцентрироваться на том, в чем разбирается лучше всего — healthcare? Мне кажется, правильный путь здесь — встраивание в общие экосистемы и решение в контексте этих экосистем той задачи, в которой вы являетесь экспертом.
Мне нравится такая аналогия — компании не разрабатывают свои мобильные операционные системы, они разрабатывают приложения под Android, iOS и прочие ОС. И в голосе мы придем к тому же. Как ты считаешь, готовы ли мы к тому, чтобы Алиса появилась, например, в больницах? У нас в Яндекс. Диалогах существует целое направление «Алиса для бизнеса», в рамках которого мы с нашими партнерами экспериментируем с нишевым применением Алисы, когда она является не персональным домашним ассистентом, а живет внутри бизнеса. И один из таких пилотных проектов как раз про healthcare: мы расставляли колонки с Алисой в медучреждениях.
Но, наверное, более показательный отраслевой кейс — это отель. Это очень похожая история: в отеле много номеров, там живут совершенно разные люди, а в номере стоит колонка. Колонка имеет как функции развлекательного характера, так и связанные с конкретным отелем, его сервисами. Через колонку можно заказать ужин, попросить принести тапочки, заказать любую другую услугу. Мы сейчас ведем такой проект с четырьмя отелями Radisson. Это b2b-направление Яндекс.
Диалогов, и, думаю, здесь нас ждут интересные проекты. Когда у нас есть очень контекстная среда — как палата в медучреждении или номер в конкретной гостинице — обращение к ассистенту в этой среде будет специфичным. Находясь на пляже, мы не будем спрашивать ассистента про горнолыжный курорт. Но на горнолыжном курорте у нас появляется масса релевантных вопросов, ответы на которые мы ожидаем получить, находясь именно в этом месте, в этой ситуации. Бизнес предоставляет эти специфичные ответы: «где у меня прокат лыж? При этом бизнес встраивается в общую экосистему ассистента, и об остальных вещах, будь то развлекательные или must-have сценарии, ему думать не придется.
Он реализует только свою часть.
Модель YandexGPT 2 уже интегрирована в голосового помощника «Алиса» в навыке «Давай придумаем» в «Яндекс Станциях», умных телевизорах с «Алисой», приложении «Яндекса», в «Яндекс Браузере», а также на поисковых страницах ya. Разработчики модели продолжат совершенствовать датасеты для претрейна и файнтюна. Нейросеть появится и в других сервисах «Яндекса», где она может оказаться полезной. Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Как научить Алису новым фразам
- Узнать новости с помощью Станции
- Алиса отвечает на вечные вопросы человечества - YouTube
- "Яндекс" запустил тестирование новой "Алисы" на основе нейросети YandexGPT 2
- Лидер группы «Алиса» ответит на вопросы — НАШЕ Радио
- Какие новости выбрать для Алисы: советы и рекомендации, читать онлайн
Другие статьи по тегам
- Секретные команды для Яндекс Алиса
- Алиса, как дела? Большие и маленькие перемены в жизни ассистента Алисы
- 1. Умные сказки
- В «Яндексе» ответили на вопрос о «кнопке спецслужб» в голосовом помощнике - Ведомости
- Вышло апрельское обновление «Алисы» и умных устройств «Яндекса» / Хабр
Навык Алисы «Известия»
Для настройки новостей Алисы нужно зайти в настройки навыка и включить функцию «новости». Ранее Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге выразила беспокойство по поводу влияния на детей информационных технологий, приведя в пример ответ "Алисы" на вопрос по популярному мультфильму. Алиса может отвечать на вопросы, предоставлять информацию о погоде, играть музыку и выполнять другие задачи. Кроме ответов на вопросы, Алиса умеет решать прикладные задачи: включить музыку, поставить будильник/таймер, вызвать такси или поиграть в игры[2][10]. Для настройки новостей Алисы нужно зайти в настройки навыка и включить функцию «новости». До этого «Алиса» отвечала примерно на 60% вопросов, а в остальных случаях предлагала поискать ответ в интернете или прислать результаты поиска.