С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Божией Матери, именуемой Остробрамской. Икон Божией матери: Виленская; Остробрамская Виленская. Смотреть что такое "ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" в других словарях. Виленская икона Божией Матери — древний образ Богородицы, по преданию, написан евангелистом Лукой.
Виленская икона: что произошло со святыней греческих императоров
На протяжении долгих лет Виленская икона Божией Матери была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. Виленская икона Божией Матери — древнейший образ, написанный евангелистом Лукой. чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше.
ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Перед Виленской иконой Божией Матери молиться можно о чем угодно, но особенную помощь люди получают в физических болезнях, душевных недугах и облегчении жизни. Описание иконы Виленская По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Последние новости — Аргументы» Новости» Соцпортал» Праздники» Чудеса и сила иконы Божией Матери «Остробрамская Виленская»: в чем помогает святой лик и какую молитву с прошениям читать к Богородице. 15 (28) февраля православные христиане чтут память иконы Божией Матери «Виленская», который, по преданию, изначально был написан святым апостолом-евангелистом Лукой и является одним из древнейших образов Божией Матери.
27 апреля Празднование Иконы Божией Матери Остробрамская Виленская.
Среди множества ликов Богородицы отдельно сегодня хочется вспомнить об Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери. в феврале и апреле. Благовещенской.
28 февраля православные чтят День памяти Виленской иконы Божией Матери
День Виленской иконы Божьей Матери: что нельзя делать и в чем помогает древнейший образ Богородицы. Виленская икона Божией Матери "Одигитрия" издревле считалась одной из святынь Великого Княжества Литовского, наряду с другой известной Остробрамской иконой Божией Матери. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей.
ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Позже Святая икона была помещена в храме Пречистой Богородицы , где была погребена княгиня Елена. Царь Иван Грозный, надеясь вернуть в Москву чудотворную икону, предложил королю Сигизмунду в обмен на нее пятьдесят знатных литовских пленников, но тот отказался, так как все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело терять это сокровище. После этого икона была перенесена в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда во владении униатов, им же был отдан и Богородицкий собор. Лишь в 1839 году Свято-Троицкий монастырь и Виленская икона были возвращены православным. С тех пор икона Божией Матери пребывает там с другими местными иконами и почитается всеми православными христианами. Она заменила утерянную икону Остро Брам Рассветные врата память 26 декабря и 14 апреля. В годы Первой мировой войны из прифронтовых зон Литвы и Белоруссии были эвакуированы многие святыни, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икона была перенесена в Донской монастырь в Москве вместе с мощами Виленских мучеников.
Дальнейшая его судьба неизвестна. Икона Виленская Одигитрия написана на четырех досках, соединенных между собой. Одни сделаны из кипариса, другие из березы.
Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» по-польски «Остра Брама» , на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи с южной стороны , ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра , дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии , то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.
В 1596 году в крае была объявлена церковная уния , и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Во владении римо-католиков Виленская Остробрамская икона Божией Матери Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось.
Виленская икона Божией Матери, после того как была провозглашена Брестская церковная уния, была перенесена в церковь Св. Это произошло потому, что Пречистенский собор, где находился образ, стал униатским, и православные пытались сохранить в своей вере наиболее ценные святыни. Однако в 1609 году отошла к униатам и церковь Св. Николая, поэтому было решено возвратить Виленскую икону обратно в собор. Дальнейшие события привели к тому, что Виленская икона оказалась в Свято-Троицкой церкви мужского монастыря. После пожара в 1610 году в Пречистенском монастыре и последующего ремонта митрополичья кафедра была перенесена в Свято-Троицкую церковь. По некоторым данным говорится, что икону сразу забрали с собой, другие свидетельства говорят о том, что после запустения Пречистенской церкви образ был передан в Троицкую церковь. Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви. В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны. В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее. В 1707 году для иконы был сооружен новый киот предыдущий исчез годом раньше в пожаре , через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии. С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы тоже, к слову сказать, чудотворный. Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски — две кипарисовые и две липовые. Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами. На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте. За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы. Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни. На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни. На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра. Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами. Еще для иконы выполнили бронзовую раму. Дни празднования этого образа припадают на два числа. Первый день — это пятнадцатое февраля, что приурочено к событию перенесения иконы в Вильно, которое состоялось в 1495 году. А второй день празднования — это четырнадцатое апреля. Очень известна различными чудотворениями Виленская икона Божией Матери.
Остробрамская Богородица Тропарь. Остробрамская прибамцы. Maicii Domnului Остробрамская. Изящное рукоделие Остробрамская. Богородица Остробрамская Виленская вышивка бисером Маричка. Богоматерь Остробрамская. Образ Божией матери «Остробрамская». Виленская Остробрамская икона Божией матери Вильнюс. Остробрамская икона Божьей матери Греция. Остробрамская икона Божией матери Николай Гурьянов. Икона Богородицы Умиление Остробрамская. Лик Остробрамская Божья Матерь. Богородица Остробрамская происхождения. Виленская Остробрамская икона Божией матери 28 февраля. Икона Остробрамская 27 апреля. Икона Остробрамская Богородица на польском. Богородичное дерево икона. Дерево сделать иконы. Остробрамская Богородица подвеска. Подвес икона Остробрамская Виленская. Пресвятая Остробрамская Богородица молитва. Икона Виленская Остробрамская Тропарь. Синяя икона Богородицы Остробрамская. Молитва Остробрамской Божьей матери. Молитва перед иконой Остробрамская Божья. Остробрамская икона Божией матери Риолис. Остробрамская Богородица поздравляю. Остробрамская икона Божией матери первоначальный образ значение. Обои на рабочий стол Остробрамская икона Божией матери. Икона Божьей матери месяц солнце. Матка Боска Остробрамска. Икона Божьей матери Остробрамская из бисера. Thea Gouverneur Остробрамская.
О чем молиться виленской иконе
Многочисленные подвески с картинками лишь подтверждают, что Она не оставляет без ответа людские просьбы. Часто к этой святыне приходят, чтобы помолиться о детях — об их рождении, здоровье, благополучии и даже в случаях их исчезновения. Известны истории, когда по молитвам перед Остробрамской иконой пропавшие люди чудесным образом возвращались домой. Также Богоматерь покровительствует семьям. Примечательно, что одна из корон, украсившая образ в 2018 году, сделана из пожертвованного золота, в том числе 184 обручальных колец, которые приносили верующие супруги в знак благодарности. Пречистая слышит всякого, кто искренне верит в Бога, ищет верный путь, и, даже ошибаясь, идет за Христом. Она готова вразумлять, наставлять людей и умягчать их сердца. Искреннее стремление к Богу и чистое сердце — вот дары, которых на самом деле ждет Матерь Божья. И серебряные сердечки на стенах Остробрамской часовни напоминают об этом.
Значение Остробрамской иконы На то, какое большое значение Остробрамская икона имеет для верующих, указывает в первую очередь стремление паломников поклониться этому уникальному образу. Но примечательно, что приходят к нему не только верующие, привлекает он и далеких от Церкви туристов. Дело в том, что икона находится в историческом центре Вильнюса, в часовне, расположенной над единственными сохранившимися воротами старинной городской стены. Это историческое место — Острая брама — и святыня, получившая свое название от него, упоминаются в стихах и прозе, их можно увидеть в работах художников, и Остробрамская икона давно уже имеет не только религиозноое, но общекультурное измерение. Но также она по-прежнему остается символом того, что Литва — христианская страна. Путь от идолопоклоннических представлений и языческих обычаев к вере в Единого Бога был непрост. На государственном уровне он продолжался до XIV века. И этот факт также служит иллюстрацией к сложной истории литовского христианства, развивавшегося под влиянием как с востока, так и с запада.
Сегодня преобладающее количество верующих в стране католики, но одна из главных святынь Литвы, Остробрамская икона, одинаково дорога для представителей обеих ветвей христианства. Где вешать Остробрамскую икону Вероятно, вопрос о том, где вешать Остробрамскую икону, часто возникает потому, что в Вильнюсе она находится на старинных городских воротах. Может показаться, что надвратный образ дома тоже обязательно вешать при входе или напротив него. Но икона — это не оберег, который «не пускает в дом нечистую силу и нехороших людей». Ее можно просто разместить в домашнем иконостасе или любом другом подходящем месте. С древних времен принято располагать иконы на восточной стороне помещения, но в условиях современного жилья это не всегда возможно. Главное — с уважением отнестись к видимому образу незримой для нас Небесной Заступницы.
В 1596 году в крае была объявлена церковная уния , и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Во владении римо-католиков Виленская Остробрамская икона Божией Матери Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима , и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте.
Фото: Unsplash Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода. Чаще всего к ней обращаются люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, а также при нуждающиеся и запутавшиеся в невзгодах. У Виленской иконы Божией Матери принято просить избавления от заблуждений, сомнений, уныния и соблазнов. Дома ее икона помогает поддерживать в семье согласие, взаимопонимание и любовь.
На иконе Она запечатлена в момент Благовещения, когда Архангел Гавриил явился юной Марии, чтобы сообщить, что Ей предстоит родить Спасителя мира. Свое название — Виленская-Остробрамская — икона получила по месту своего нахождения: в Вильнюсе она хранится в часовне над старинными городскими воротами Острая брама в переводе с польского — Острые ворота. Одни считают, что в основу иконографии легла западно-европейская традиция изображения Девы Марии. Другие склоняются к точке зрения, что это список древнего византийского образа, вторая часть которого, с изображением архангела, возможно, была утеряна. Существует мнение, что дивеевский образ Божьей Матери «Умиление», перед которым молился преподобный Серафим Саровский, также был ранним списком литовской святыни. Часовня с Остробрамской иконой, Вильнюс. Обычно на списках можно увидеть двухъярусную корону над головой Пречистой, а также полумесяц в нижней части изображения. Две короны символизируют владычество Божьей Матери на земле и на небе. Последние исчезли в годы Второй мировой войны, и лишь совсем недавно голову Остробрамской Богоматери благодаря пожертвованиям верующих вновь увенчали золотые украшения. А серебряный месяц со словами благодарности за «выслушивание просьб», любовь и опеку — дар, принесенный кем-то из молившихся перед образом верующих в середине XIX века. В чем помогает Остробрамская икона Богородицы В чем помогает Остробрамская икона Богородицы, могут подсказать размещенные на стенах часовни подвески с изображениями сердец, лиц, силуэтов людей. В католичестве есть традиция просьбу, благодарность или взятый на себя обет закреплять такого рода дарами. В православии также можно увидеть следы подобной традиции: у некоторых чудотворных икон оставляют кольца, серьги и другие ценные украшения, а кое-где, как в западных церквях, раньше даже делали специальные фигурки. Но эта практика не получила в Православной Церкви официальной поддержки, так как такой народный обычай мог формировать представление, будто людям помогает именно икона. Помогает не Остробрамская икона, а Сама Богородица, и делает это, не ожидая от человека вещественной благодарности. Многочисленные подвески с картинками лишь подтверждают, что Она не оставляет без ответа людские просьбы. Часто к этой святыне приходят, чтобы помолиться о детях — об их рождении, здоровье, благополучии и даже в случаях их исчезновения. Известны истории, когда по молитвам перед Остробрамской иконой пропавшие люди чудесным образом возвращались домой. Также Богоматерь покровительствует семьям. Примечательно, что одна из корон, украсившая образ в 2018 году, сделана из пожертвованного золота, в том числе 184 обручальных колец, которые приносили верующие супруги в знак благодарности. Пречистая слышит всякого, кто искренне верит в Бога, ищет верный путь, и, даже ошибаясь, идет за Христом. Она готова вразумлять, наставлять людей и умягчать их сердца. Искреннее стремление к Богу и чистое сердце — вот дары, которых на самом деле ждет Матерь Божья. И серебряные сердечки на стенах Остробрамской часовни напоминают об этом.
День памяти Виленской иконы Божией Матери – 28 февраля
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Особенно же прибегают к этой молитве те беременные женщины, которые должны лежать на сохранении в больнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Икону советуют вешать у входа в жилище, чтобы отводить недоброжелательность и разные неприятности. Икона хранит дом от непрошенных гостей, злых людей, пожара, разграбления. На Руси считалось, что эта икона охраняет семью от злого умысла. Понравилась статья?
Празднование — 26 декабря 8 января и 14 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников. Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны.
В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее. В 1707 году для иконы был сооружен новый киот предыдущий исчез годом раньше в пожаре , через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии.
С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы тоже, к слову сказать, чудотворный. Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски — две кипарисовые и две липовые.
Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами. На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте.
За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы.
Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни. На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни. На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра.
Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами. Еще для иконы выполнили бронзовую раму. Дни празднования этого образа припадают на два числа.
Первый день — это пятнадцатое февраля, что приурочено к событию перенесения иконы в Вильно, которое состоялось в 1495 году. А второй день празднования — это четырнадцатое апреля. Очень известна различными чудотворениями Виленская икона Божией Матери.
О чем молятся перед этим образом? Обычно к ней возносят молитву и просьбу, чтобы облегчить или исцелить свои недуги как духовные, так и телесные. Именно этими исцелениями и прославлен этот образ.
Именно об этом и говорится в молитве-обращении к Божьей Матери перед этой иконой. Также просят о защите от различных напастей, об избавлении от грехов, о защите от врагов различных. Существует особая молитва, с помощью которой можно обращаться к иконе, но к ней не имеется отдельного акафиста, тропаря и кондака.
Таким образом, исходя из всего вышеописанного, Виленская икона Божией Матери значение имеет огромное для всех православных. Также в Вильнюсе существует не менее чтимый образ, который к тому же иногда путают с вышеописанным. Он также имеет богатую и довольно древнюю историю, еще и несколько вариантов своего происхождения.
В 1495 году великий князь Иван III благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче её замуж за великого князя Литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти Елены икону поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Дважды русские цари пытались возвратить себе икону: во время Ливонской войны в 1569 году за её возврат обещали отпустить 50 пленников, однако это предложение было отвергнуто; после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец Кёнигсберг.
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Остробрамская Виленская»
- 2 Comments
- икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ». Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Также рекомендуем
- 27 апреля Празднование Иконы Божией Матери Остробрамская Виленская. |
Икона Божией Матери Виленская
Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Показать больше.
Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город». Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты: — В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена». С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.
В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й. Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город.
Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» польск. Об истории этой святыни рассказывает Е.
Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках.
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота.