После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. 28 января на шестидесятом году жизни Достоевский скончался от туберкулеза, хронического бронхита и эмфиземы легких.
На приёме у врача. Как сегодня лечили бы Фёдора Достоевского
Достоевский, имея аналити-ческий склад ума, глубоко интересовался медицинскими вопросами, что проявилось в его творчестве, где он с фактографической точностью описывал болезни своих героев. Утром Достоевский сказал, что он, вероятно, умрет в течение дня. Через два года после смерти Достоевского он написал в письме Льву Толстому о том, как ему сложно далась работа над биографией покойного. Кроме того, в семье Достоевских были распространены болезни сосудов — в этом случае смерть писателя от «болезни легочного кровотечения» выглядит закономерной. Достоевский скончался 9 февраля в 59 лет от заболеваний дыхательных путей и туберкулёза.
За, что Достоевского приговорили к смерти
Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. В общем, Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. Через два года после смерти Достоевского он написал в письме Льву Толстому о том, как ему сложно далась работа над биографией покойного. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Эпикур Ф едор Михайлович Достоевский умер 28 января 1881 года.
On the cause of F.M. Dostoevsky’s death
- Правнук Достоевского рассказал о вредных привычках писателя - МК
- Курсы валюты:
- Смерть Федора Михайловича Достоевского
- Смерть Достоевского
- Расстрел Достоевского — «Дистопия»
Как умирал Достоевский
По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. В 1839 году скончался его отец — был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил. Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье — спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление».
Федор Достоевский на службе По окончании курса в 1843 году, молодой специалист в области военной инженерии был откомандирован на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства. Однако через год, посчитав это занятие неинтересным, он вышел в отставку и решил посвятить себя писательскому труду. Проба пера Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон».
А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести.
Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр. Каторга В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы» ; участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам. Фёдор Достоевский на каторге В 1849 за причастность к противозаконной деятельности литератор вместе с другими петрашевцами был арестован, лишен чинов, состояния и приговорен к смертной казни.
В последний момент когда осужденные уже стояли на эшафоте царским указом ее заменили четырьмя годами каторжных работ в рудниках. Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем — в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься. Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга — эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни.
Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу. Развитие писательской деятельности После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома». Для современников она стала настоящим откровением.
Федор Достоевский и Иван Тургенев В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу.
В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок». Писатель Федор Достоевский Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80 , названные позже «великим пятикнижием».
В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем.
Жизнь его была извилистой и богатой на испытания. О нём пишут и говорят, он по-прежнему, как и полтора века назад, остаётся в центре внимания. Отбыв каторгу и, отслужив несколько лет в армии, вскоре после прощения всех петрашевцев, озвученного в день коронации нового императора Александра II 26 августа 7 сентября 1856 года, Достоевский был произведён в прапорщики до этого он смог дослужиться только до высшего солдатского звания — унтер-офицера. Высочайшим указом от 17 29 апреля 1857 года все декабристы и петрашевцы были окончательно реабилитированы, тем из них, кто ранее состоял в дворянском достоинстве были возвращены дворянские права. Спустя некоторое время Достоевский вышел в отставку и летом 1859 года покинул Семипалатинск, где он служил, и выехал сначала в Тверь, а затем и в Санкт-Петербург.
За 20 с лишним лет после возвращения в столицу Фёдор Михайлович успел заново приобрести утраченный было авторитет в литературе и стал одним из самых интеллектуальных и популярных писателей России и Европы, получающим сотни писем читателей в месяц. Фотография К. Снимок был подарен писателем журналисту Е. Фёдорову-Чмыхову 16 28 декабря 1880 года Ф. Фёдорову-Чмыхову 16 28 декабря 1880 года Несмотря на всё это, физически он оставался таким же человеком, как и все прочие, и у него были проблемы со здоровьем. Почти всю жизнь он страдал эпилепсией, а с начала 1870-х годов у него начали развиваться болезни дыхательной системы: туберкулёз, хронический бронхит и эмфизема.
Пушкина, важнейшей для него фигуры русской литературы, но случиться этому было не суждено. За несколько дней до указанного события у писателя началось обострение, произошло несколько горловых кровотечений. Организм ослабляли и постоянные изматывающие эпилептические припадки. Доктора, как могли успокаивали больного, но его жене Анне Григорьевне сообщили, что сосуды лёгких писателя стали совсем тонкими и хрупкими и что это может угрожать жизни Фёдора Михайловича. Ей было настоятельно рекомендовано оберегать мужа от физических усилий и душевных волнений. В 7 часов вечера Фёдор Михайлович на всякий случай простился с детьми и женой.
Позже приехали ещё два врача А. Пфейфер и Д. Достоевский давно не спал и смотрел в её сторону. Жена поинтересовалась его самочувствием, на что он ответил, что ясно осознал, что в этот день умрёт и попросил Евангелие. Эта книга была подарена ему жёнами декабристов в Тобольске по пути на каторгу, он очень её ценил и никогда с ней не расставался. Фёдор Михайлович, по своему обыкновению, раскрыл её наугад, открылось Евангелие от Матфея, гл.
III, ст. II, где сказано: Он попросил жену не удерживать его и сообщил ей, что всегда горячо её любил и никогда даже мысленно не изменял ей. Днём к нему приходили родные и знакомые, он со всеми прощался. Достоевский некоторое время говорил с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым, несколько раз звал детей и прощался с ними, подарил своё Евангелие старшему сыну Фёдору. В 6 часов вечера началось новое кровотечение, писатель впал в бессознательное состояние, началась агония. Жена и дети стояли на коленях у его изголовья и плакали, едва сдерживая громкие рыдания.
Анна Григорьевна держала руку мужа и чувствовала, как угасает пульс. В восемь часов тридцать восемь минут вечера Фёдора Михайловича не стало. С известием о кончине писателя его квартира стала заполняться толпами желающих проститься с его телом. Среди них был и художник И. Крамской, который оставил для потомков написанный карандашом и тушью посмертный портрет Фёдора Михайловича. Писателя хоронили в последний день января.
Вынос тела Достоевского из его квартиры в Кузнечном переулке состоялся в 11 часов дня, огромная процессия, растянувшаяся на версту, проследовала в Свято-Духовскую церковь Александро-Невской лавры, где состоялось отпевание, длившееся целую ночь.
Достоевский часто использовал повторения одного и того же слова в разных интонациях, писал педантично, каллиграфическим почерком, часто не оставляя и намека на свободное пространство на листе. Кроме того, вопреки мнению специалистов, Федор Михайлович сам отмечает наличие у себя когнитивных нарушений в виде ухудшения памяти: «Все, что было со мной до этого первого припадка, каждый малейший случай из моей жизни, каждое лицо, мною встречаемое, все, что я читал, слышал, я помню до мельчайших подробностей.
Все, что началось после первого припадка, я очень часто забываю, иногда забываю совсем людей, которых знал совсем хорошо, забываю лица. Забыл все, что написал после каторги. Когда дописывал «Бесы», то должен был перечитать все сначала, потому что перезабыл даже имена действующих лиц».
Приступам Достоевского часто предшествовали восторженные ауры: «На несколько минут я испытывал такое счастье, какое невозможно ощутить в обычной жизни, такой восторг, который не понятен никому другому. Я чувствовал себя в полной гармонии с собой и со всем миром, и это чувство было таким сильным и сладким, что за пару секунд такого блаженства я бы отдал десять и более лет своей жизни, а может и всю жизнь». Именно слово «припадок» чаще всего выражает разнообразие нервно-психических расстройств огромного количества персонажей Достоевского: «припадок злости» «Белые ночи» , «припадки безысходной грусти» «НеточкаНезванова» , «припадок магнетический сон» «Село Степанчиково и его обитатели» , «опасный нервический припадок», «припадок вроде обмирания» «Униженные и оскорбленные» , «лихорадочный припадок», «припадки почти истерические» «Подросток» , «у ней какие-то припадки нервные, чуть не ежедневные, и ей память отбивают, так что она после них все забывает, что сейчас было, и всегда время перепутывает» «Бесы».
Наиболее примечательные герои эпилептики в произведениях Достоевского это князь Мышкин из романа "Идиот" и Смердяков из "Братья Карамазовы". Мышкин во многом автобиографичный персонаж, его образ основан на собственном эпилептическом опыте Достоевского. Через Мышкина, он дает наиболее яркое литературное описание "восторженной ауры" и того, как общество воспринимает эпилептиков.
Достоевский вносит в роман и особенно подчеркивает реакцию людей, что видели его приступы Мышкина. Он изображается в роли Христа, чьи эмоции и интеллект скованы его заболеванием. Он подвергнут остракизму со стороны общества, во многом из-за своей болезни.
Достоевский внес большой вклад в то, чтобы снять клеймо, которым общество наделило эпилепсию, благодаря своему роману. В начале произведения "Идиот", мы узнаем, что Мышкин возвращается на поезде в Россию после четырех лет проведенных в санатории в Швейцарии, где его лечили от "какой-то странной нервной болезни - особом виде эпилепсии с судорожными спазмами. В этом отрывке, Достоевский дает яркое описание "восторженной ауры", что предшествует припадку Мышкина: "Он задумался, между прочим, о том, что в эпилептическом состоянии его была одна степень почти пред самым припадком если только припадок приходил наяву , когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его.
Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Но эти моменты, эти проблески были еще только предчувствием той окончательной секунды никогда не более секунды , с которой начинался самый припадок.
Эта секунда была, конечно, невыносима. Достоевского — князя Мышкина — выявилось в полной мере значение борьбы за сохранение критического отношения к болезни духовного ядра личности и глубины покаяния. Феофану : Видимо, этот вопрос о сохранении духовного ядра личности в болезни и критического отношения к ней Ф.
Именно поэтому творчество Достоевского и обладает такой силой — психотерапевтического воздействия на больных и духовно возрождающего влияния на всех людей. Отрывок, с аурой Мышкина, что шел выше представляет из себя что-то вроде трансцендентного опыта. Действительно, височная эпилепсия связана с гипер-религиозностью и таким типом переживаний.
К примеру, считается, что император Константин страдал от височной эпилепсии. По преданию, перед битвой у Мульвийского моста в 312 году н. Константина посетило видение креста украшавшего небо, со словами "Inhocsignovinces" "Во имя знака вы победите".
А после победы он сделал христианство официальной религией Римской Империи. Достоевский был глубоко религиозен и вероятно его религиозность была результатом эпилепсии. В рождественскую ночь, во время его ссылки в Сибири, к Достоевскому зашел старый друг, которому он описал почти что пророческое видение, которое посетило его во время ауры, что предшествовала удару.
Последний роман Достоевского "Братья Карамазовы", который был закончен в конце 1880, всего за несколько месяцев до смерти писателя, дает возможное объяснение тому, почему в ходе болезни его посещали удары разных типов. В произведении, героем эпилептиком стал Смердяков, сирота и незаконнорожденный сын Карамазова старшего, появившийся на свет после изнасилования. Мы узнаем, что удары Смердякова начинаются через неделю после того, как его ударил по лицу Григорий, один из крестьян принадлежавших семье, возможно, эта ситуация имела место и в реальной жизни Достоевского.
В последствии припадки посещали его примерно раз в месяц. Позже Смердяков мстит тому, кто отверг его, убивая своего отца. Он симулирует припадок, чтобы обеспечить себе алиби, но после убийства все же признается брату Ивану: - Вы уехали, я упал тогда в погреб-с...
Во всем притворился. С лестницы спокойно сошел-с, в самый низ-с, и спокойно лег-с, а как лег, тут и завопил. И бился, пока вынесли.
Иван слишком поздно понимает, что недооценивал Смердякова: "Нет, ты не глуп, ты гораздо умней, чем я думал... Очевидно, Достоевский был в курсе того, какие выгоды можно извлекать из мнимых припадков и вероятно сам прибегал к ним в некоторых ситуациях, чтобы избежать каких-нибудь эмоциональных сцен с женой или разговоров с кредиторами. У героини «Униженных и оскорбленных», Нелли, Достоевский описывает эпилепсию с примесью истерических черт характера своенравие, капризы, подавление аффекта в виде обид , когда эпилептиформные припадки возникают реактивно в связи с психогенными моментами.
Роман «Бесы» также наполнен психопатологическими типажами. Так, психическое расстройство Николая Ставрогина по описанию укладывается в клиническую картину шизофрении, Кириллов страдает эпилептическими припадками, которым предшествуют восторженные ауры, а в лице Марии Тимофеевны Лебядкиной представлена картина эпилептического слабоумия с часто повторяющимися припадками, дезориентировкой, иллюзиями памяти, склонностью употреблять уменьшительно-ласкательные слова. Личность Федора Карамазова, его отношения с сыновьями писатель создавал на основании впечатлений, которые он вынес из отцовской семьи, а мотив отцеубийства в романе дал почву психоаналитикам для исследования истоков эдипальных переживаний Достоевского.
Рациональное, возвышенное с одной стороны и низкое существо по своей болезни с другой.
Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя... Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"... Достоевский скончался 28 января 1881 года.
Фёдор Достоевский
Потом начались интересные вещи. Его хотели похоронить в лавре, но Митрополит Санкт-Петербуржский и наместник лавры сказал: «С чего это какого-то писателишку возле монахов хоронить, нечего, понимаешь! И Достоевского похоронили не только в лавре, а еще и за деньги лавры. Все взяли на себя. Потому что Победоносцев понимал, кого хороним.
А митрополит тогдашний не понимал. Сегодня в пантеоне знаменитых людей XIX века, по дороге к лавре, с правой стороны дорожка протоптана только к нему. Однако дорожка всегда к Достоевскому протоптана. И засыпанная цветами могила, написан эпиграф из Евангелия от Иоанна к роману «Братья Карамазовы»: «...
В общем, Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. И там он лежал. К нему пришли псалтырь почитать.
Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г. Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н.
За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь.
С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься.
В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы.
В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д.
Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать.
Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека.
Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту.
В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов.
Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма.
В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике.
Рассказать я не могу об этих отвратительных ощущениях, но живо их помню: мне часто казалось, что я умираю, ну, вот, право, настоящая смерть приходила и потом уходила. Я боялся также летаргического сна. И странно — как только я был арестован, вдруг вся эта отвратительная болезнь прошла.
Ни в пути, ни в каторге, в Сибири, и никогда потом я ее не испытывал — я вдруг стал бодр, крепок, свеж, спокоен... Но во время каторги со мной случился первый припадок падучей — с тех пор она меня не покидает». Начиная с 1860 г. Ведя эти записи, вплоть до своей смерти, он зафиксировал 102 приступа за 20 лет. Из этих дат можно заключить, что припадки за последние годы жизни Достоевского повторялись с перерывом в 5-6 месяцев, в ранние годы они случались чаще, но особенно частыми все же никогда не были. Под описания, присутствующие в большинстве автобиографических заметок, как и в тех, что были написаны знакомыми, подпадают большие генерализованные судорожные припадки.
Действительно, многие факты свидетельствуют о том, что помимо псевдоэпилептических в картине болезни Достоевского присутствовали и истинные эпилептические приступы. Про органическую природу заболевания говорит и то, что один из сыновей писателя, Алеша, умерший во младенчестве, был болен эпилепсией. Кроме того, у писателя с равной частотой встречались и ночные приступы, да и дневным не всегда находились свидетели. В отличие от нетравматических истероформных припадков, во время многих своих приступов писатель часто получал достаточно сильные ушибы. После припадка в течение нескольких дней он всегда чувствовал себя разбитым, вялым, утрачивал работоспособность, страдал от депрессивных или дисфоричных переживаний, характерными были и постприпадочные дисфазии. Соловьев так описывает состояние Достоевского после припадка: «…он бывал иногда совершенно невозможным после припадка.
Его нервы оказывались до того потрясенными, что он делался совсем невменяемым в своей раздражительности и странностях. Придет он, бывало, ко мне, войдет, как черная туча, иногда даже забудет поздороваться, изыскивая всякие предлоги, чтоб побраниться, чтоб обидеть, и во всем видит себе обиду, желание дразнить и раздражать его... Все-то ему кажется не на месте и совсем не так, как нужно, то слишком светло в комнате, то так темно, что никого разглядеть невозможно... Подадут ему крепкий чай, какой он всегда любил — ему подают пиво вместо чая; нальют слабый — это горячая вода... Пробуем мы шутить, рассмешить его — еще того хуже: ему кажется, что над ним смеются. Впрочем, мне почти всегда удавалось его успокоить, нужно было исподволь навести его на какую-нибудь из любимых тем.
Он мало-помалу начинал говорить, оживляться, и оставалось только ему не противоречить.
Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение комиссия, которой предстояло установить причину смерти, прим. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре.
Его кучер якобы поскакал в Моногарово за священником и доктором, оставив умирающего в поле. Приехавший врач зафиксировал смерть от апоплексического удара геморрагического инсульта , однако он был из Рязанской, а не Тульской губернии, поэтому не мог выдать официальное заключение. Распорядившись оставить тело в «исходном» положении до прибытия другого специалиста, он уехал. В итоге тело пролежало на дороге около двух дней. Прибывший впоследствии второй врач подтвердил версию своего коллеги, назвав причиной смерти апоплексический удар. Во-первых, об этом сообщали в личных беседах соседи Достоевских Хотяинцевы, которые вели с семьей будущего великого писателя судебную тяжбу насчет земли.
Согласно одному из вариантов, именно Хотяинцевы помогли крепостным-преступникам со взяткой врачам, чтобы они зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Во-вторых, уже после революции якобы внук одного из тех крепостных пересказывал услышанное: «Мужики бросились, рот барину заткнули, да за нужное место, чтоб следов никаких не было. Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое. А кучер Давид был подговорен.
Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?
На приёме у врача. Как сегодня лечили бы Фёдора Достоевского | В Москве умерла его жена, вскоре неожиданно скончался его брат, затем друг А.А. Григорьев. |
КАК УМИРАЛ ДОСТОЕВСКИЙ | Причина смерти достоевского кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
Достоевский, Федор Михайлович | Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. |
Фёдор Достоевский | Ему оставалось умереть» (кому – Достоевскому или Алеше?). |
sailor70 • Как умирал Достоевский | После смерти жены Михаил Достоевский начал часто и много пить, его характер совсем испортился, и он почём зря бранил крестьян, которые в конце концов убили его. |
«Не теряйте надежды на Господа». История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон
Великий классик русской литературы, мыслитель, философ Федор Михайлович Достоевский скончался 9 февраля 1881 года в городе Санкт-Петербург от туберкулеза, на шестидесятом году жизни. Существенная ошибка укоренилась в биографии Федора Михайловича Достоевского, омрачая жизненный путь и память великого писателя. Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение.