Robert Роберт Нигматулин на пресс-брифинге в Минобрнауки РФ 21 сентября 2011 года. Академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, Роберт Искандерович Нигматулин поставил жёсткий неуд власти в своём выступлении на Орловском международном экономическом форуме. Роберт Искандерович Нигматулин. Robert Роберт Нигматулин на пресс-брифинге в Минобрнауки РФ 21 сентября 2011 года. Спустя год Роберт Искандерович стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1989 г. — директором-организатором Института механики многофазных систем СО АН СССР.
Феномен Роберта Нигматулина
Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Академик РАН Роберт Искандерович Нигматуллин имеет свое мнение на этот счет, кто не знает, Нигматуллин научный руководитель Института Океанологии РАН имени Ширшова. Сегодня, 17 июня легендарный российский ученый, Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Искандерович Нигматуллин отмечает свой юбилей. В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. Биржевые новости. Таким образом, в списке оказались пять академиков-кандидатов, среди которых — Роберт Искандерович Нигматулин, с которым знаком чуть меньше полувека. Объяснить свое видение экономики в БГУ приехал известный академик Роберт Нигматуллин.
«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина
Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин.
А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению.
Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать!
Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять.
Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например.
Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае.
Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи.
Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом.
И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну.
Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда.
Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться.
Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление?
Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом!
Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно.
В детстве легко освоить несколько языков.
Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция.
Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми.
Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые.
Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны.
В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась.
У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат.
Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию.
Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом!
Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом. На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя.
Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов. Ваши предки из Башкирии.
Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана. Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю.
Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость. Когда я работал руководителем УНЦ РАН, говорил о том, что с башкирами нужно сближаться, у нас же даже алфавиты разные. Когда башкирский театр приезжает в Москву, татары приходят на спектакли, и никакого перевода им не требуется. Разговаривать - нет проблем. А пишут все по-разному. Если у нас 39 букв, то в башкирском алфавите - 42. Это создает проблемы для взаимного понимания.
В свое время орфография всех тюркских языков — татарского, турецкого, азербайджанского — была очень близкой. Поэтому все их документы читаемы. Когда турки, еще до революции, приезжали в Уфу, в Казань, они спокойно читали все наши газеты. Орфография была общая. Языки близки, а с орфографией уже проблемы. Об этом надо думать. Интеллигенция должна думать, деятели культуры.
Это движение началось с Ататюрка, когда он ввел латиницу. Получилось сразу 30 тюркских орфографий. Это был удар по тюркской культуре. Мне тяжело читать по-башкирски. Могу читать, но это требует привычки. Если сближать наши письменности, алфавиты, стараться не отдаляться в языковом отношении, это будет способствовать общему сохранению. Тогда мы сообща сохраняем наши языки.
Но это скорее дискуссия. Если человек называет себя татарином, замечательно. Если называет себя башкиром, пусть называет себя башкиром. Есть же люди, которые называют себя нагайбаками или кряшенами. Я сейчас говорю не об этом. А о стремлении наших языков к сближению. Нет этой дружбы, стремления.
Его дети по-татарски и по-башкирски не разговаривают. Отец нации — а дети не владеют родным языком. Мы теряем свой родной язык. Это надо исправлять. Хотелось бы узнать ваше отношение к скандальному сносу его бюста в Питере. Я читал о самом Валиди— как он жил. Он же сначала поддерживал советскую власть, но у него отобрали его воинские части и отправили в Петербург.
Потом он ушел в Среднюю Азию к басмачам. Там нашел древнейшую рукопис, понял ее ценность, изучил. Будучи взрослым человеком, профессором, поступил в университет и получил европейское образование. И он один из тех, кто открывал Всемирный тюркский конгресс. Я не знаю, в чем заключалось его пособничество, но человек он был талантливый. Я против того, чтобы сносить памятник.
Только после этого, то есть после встречи с нами кандидатами, было решение о допуске пяти кандидатов в том числе и меня и недопуске двух кандидатов к выборам", - вспомнил академик. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин. Это еще одно свидетельство того, что они работают формально и в отрыве от науки. И если они не поменяют этот стиль, они не справятся с постоянно растущими проблемами в стране.
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
И это хорошо. Плохо то, что для значительной части населения — это единственный язык. Утрата родного языка — боль многих этносов; ее нужно понять и прочувствовать всем, особенно русским, обсуждая межнациональные проблемы России», - пишет он. Эти слова большого ученого, на мой взгляд, созвучны с мыслями народного поэта Якутии Семена Данилова: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства.
И на этом пути считает принципиально важным учреждение научно-исследовательской и информационно-аналитической платформы системной реализации государственной национальной политики, ее высокопрофессиональное государственное управление и рациональную актуализацию социогуманитарного «русского вопроса» в приоритетных направлениях внутренней политики государства. Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор.
Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р. При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек.
Получается, что люди, отвечающие за экономический рост, не понимают и не могут. Верхи по-другому не могут, а низы так больше жить не хотят. Зато на петербургский официозный форум ПЭМФ были приглашены спортсмены, артисты. Ужасающая социальная несправедливость. Нигматулин напомнил, что, выступая на форуме "Вычисления и связь. Квантовый мир" президент сказал: "Многие критические технологии мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего рода, супермаркете готовых, кем-то произведённых решений, а в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску "Закрыто". Мы теперь извлекли уроки". Но ты, должен вперед немножко смотреть! Совсем ликвидировать инженерное образование, потому, что можно все купить! Ну, во-первых, ты понижаешь уровень своего народа; народ твой соответствует низкому качеству. Как это так - можно все купить! Не все - купить, на одной нефти не проживешь.
Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб. После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко. Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил. Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится. Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией. Мой опыт разноплановый. Я прошел путь от выпускника МВТУ им. Баумана энергомашиностроение и МГУ им. Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США. Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью. Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть. Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение. И я согласен с тем, что власть должна согласовывать кандидатов. Ширшова При советской власти ЦК всегда отбирал и рекомендовал президентов Академии наук. И все они оказались выдающимися лидерами Академии наук. Я не считаю, что при кадровых решениях надо всегда голосовать. Я противник того, чтобы директора института выбирал коллектив. Голосовать должны только сотрудники с учеными степенями или члены ученого совета. Может быть, директора должна назначать специальная комиссия. Спустя год ученый совет должен оценить работу директора и, если ученый совет выражает недоверие, то тут уже следует либо снимать директора, либо распускать совет. Но когда тысяча сотрудников института голосуют, кого избрать своим директором — это нелепо. Нигде в мире так не делается.
Академику Роберту Нигматулину — 82!
Роберт Искандерович Нигматуллин стал доктором физико-математических наук в 31 год. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление на форуме. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Я познакомилась с академиком РАН, научным руководителем Института океанологии, Нигматуллиным Робертом Искандеровичем, и он любезно согласился дать мне интервью. Новости соседних регионов по теме.
Сотрудники Института. Алфавитный указатель
Интервью академика Роберта Искандеровича Нигматуллина Юрию Пронько на канале «Царьград ТВ». Я познакомилась с академиком РАН, научным руководителем Института океанологии, Нигматуллиным Робертом Искандеровичем, и он любезно согласился дать мне интервью. без этого ничего не получится. Предлагаем вашему вниманию текст выступления академика Российской академии наук, доктора физико-математических наук, Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском международном экономическом форуме 2023 года.
Сотрудники Института. Алфавитный указатель
Нигматулина председателем Уфимского научного центра РАН. Реорганизация АН РБ позволила активизировать сотрудничество академических, вузовских и отраслевых институтов, увеличить финансирование институтов за счет республиканского бюджета. В 1996 г. На протяжении 13 лет он руководил деятельностью огромного разнопланового научного коллектива, включавшего институты математики, механики, физики, химии, биологии, биохимии и генетики, гербицидов, технологии металлов, геологии, экономики, добычи нефти, транспорта нефти, переработки нефти, нефтехимии, филологии и истории, медицины труда, глазных болезней, сельского хозяйства. На посту Президента Академии наук РБ проявилась широчайшая эрудиция академика Нигматулина и его научно-организационный талант.
Активизировалась не только научная деятельность ученых, но и их работа в государственных органах, повысился авторитет науки. За счет республиканского и федерального бюджетов было начато строительство жилья для ученых, был построен современный лабораторный корпус для институтов УНЦ РАН. В это время Р. Нигматулин параллельно с научной работой ведет активную государственную деятельность.
Он возглавил разработку программ социально-экономического и гуманитарного развития Башкортостана. Впервые был разработан межотраслевой баланс экономики Республики. В 1995 году академик Нигматулин был избран депутатом Государственного собрания РБ, а в 1999 году в условиях острой борьбы — депутатом Государственной Думы РФ, где возглавил Высший экологический совет. Он руководил созданием важнейшего закона о регулировании работ с облученным ядерным топливом, который был принят в 2001 году.
Как депутат Государственной думы Р.
Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование. Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти.
Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб. После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов.
Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко. Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию.
Так что счастья на должности президента Академии никто не получил. Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится.
Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией. Мой опыт разноплановый.
Я прошел путь от выпускника МВТУ им. Баумана энергомашиностроение и МГУ им. Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США.
Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью. Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть.
Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение. И я согласен с тем, что власть должна согласовывать кандидатов. Ширшова При советской власти ЦК всегда отбирал и рекомендовал президентов Академии наук. И все они оказались выдающимися лидерами Академии наук.
Я не считаю, что при кадровых решениях надо всегда голосовать. Я противник того, чтобы директора института выбирал коллектив. Голосовать должны только сотрудники с учеными степенями или члены ученого совета. Может быть, директора должна назначать специальная комиссия.
Он был уникальный человек. Кстати, в Турции татаро-башкирские профессора, преподаватели между собой не дружили. Это особенность нашего народа. Есть же анекдот. Где-то в аду стоит чан с русскими, чан с татарами и чан с евреями. Чан русских и татар охранять не надо — если кто-то вылезает, свои его обратно затягивают. А еврейский надо охранять, потому что если один вылезает, он и остальных за собой вытаскивает. Конечно, это шутка. Но у нашего народа нет единства. Татары обижались на меня за то, что я поддержал государственность башкирского языка.
Не настаивал, чтобы татарский язык тоже был государственным. Башкирская интеллигенция боится татарского языка. Боятся, что татарский язык будет вытеснять башкирский. Но эту боязнь нужно понять и помочь ее преодолеть, не настаивать на своем. У нас некоторая часть татарской интеллигенции обижается, почему я не настаиваю, чтобы татарский тоже был государственным. Вот потому и не настаиваю, чтобы не вызывать раздор. Это вызвало бы негативную ответную реакцию у некоторой части гуманитарной башкирской интеллигенции. Но некоторые ничего не хотят слышать. Когда я избирался депутатом в Государственную думу, говорили, что я предал свой язык. На одной из встреч я предложил — давайте я приведу своих детей, а вы — своих.
И посмотрим, кто как разговаривает по-татарски. Никто еще не согласился. Наши патриоты не занимаются своими семьями, не учат своих детей родному языку — вместо этого вступают в публичные споры. Татары и башкиры не очень дружные - В западных районах Башкирии, где проживают татары, марийцы, установили стелы, на которых написаны названия башкирских племен — дуваней, канлы. Местные жители обиделись, почему не указаны татары, марийцы. Поставили стелы, ну и что такого. Язык не может быть общим без общих корней, без общих дел. Тоже поставьте какую-нибудь стелу, зачем обижаться. А если поставили, пусть стоит, ничего страшного. Не нужно заниматься распрями.
Как вы смотрите на будущее татарского народа и татарского языка? Но мы являемся свидетелями ренессанса татар. Все больше и больше татар становятся знаменитыми — спортсмены, артисты, министры и т. Он может быть наполовину русским, но он все равно помнит, что мама или папа у него — татары. Из-за был скандал. Хотелось бы узнать, что у нас с отечественной наукой? Как у вас решается этот вопрос? Есть же майские указы? Сейчас правительство пытается ее решить, подняв зарплату части людей. Но только части — например, через гранты.
Конечно, столичным институтам легче их получить, и они лучше обеспечены. Ставится цель, чтобы зарплата ученых была не меньше двойной средней по региону. Регионы у нас сильно различаются: в Москве одна зарплата, в Новосибирске — другая. За тот же самый труд. Что же, новосибирские ученые хуже, чем московские? Если говорить о поддержке, обеспечении науки, то наше правительство на неверном пути. Это антинаучная стратегия. Я это везде констатирую. То же самое с высшим и средним образованием. Вместо того, чтобы бороться за бюджет образования и науки, здравоохранения и культуры, они начинают концентрироваться только на одной проблеме, решать ее.
Это бесперспективный путь. У нас и так количество ученых с 1990 года сократилось почти в три раза. Теперь страна будет десятилетиями восстанавливать утерянный потенциал. Это беда. Современные российские чиновники считают, что наука им особенно не нужна, они никогда не обращаются к нам за какими-то советами, консультациями. Они, как и депутаты, обеспечены — их зарплаты в несколько раз выше, чем даже у академиков и профессоров. Идет рост невежественности и неуважения к науке. Сейчас особенно выделяют национальные исследовательские университеты. А что, в остальных пятистах университетах не российские люди учатся?
Но есть нюанс, как говорится в анекдоте, для раскрутки этого маховика требуется значительное повышение доходов населения уже сейчас, а значит изменение условий их распределения. И кажется все понятно, но вот тут то и возникает тот самый Рубикон, который мы не можем перейти для реализации этих шагов — невежество и самообман. Сделать свой вклад в экономический рост и побороть невежество можно посмотрев полную лекцию Нигматуллина в Интернете или купить пару книг по экономике.