О намерении поучаствовать в космической программе альянс Hyundai/Kia заявлял ещё в середине 2022 года, но сейчас определена концепция лунохода и примерные сроки реализации программы.
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
Flex соответствует всем требованиям NASA, поэтому компания не будет разрабатывать специальный луноход для космического агентства. Наука Луноход, который смог: Индия первой в мире успешно посадила космический аппарат на Южном полюсе Луны. Хорошая новость, надеюсь финансирование космической отрасли не сократят. Программа по исследованию Луны подразумевает доставку на спутник Земли как минимум двух луноходов — компактного и тяжёлого аппаратов, которые должны быть отправлены в космос до конца текущего десятилетия. Представители Института космических исследований РАН прибыли на космодром Восточный для проверки аппаратуры «Луны-25» перед стартом. Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы.
История «Лунохода-1» и работа над ошибками: РКС публикует документ 1972 года с анализом миссии
Холдинг «Российские космические системы» к 45-летнему юбилею миссии «Лунохода-2» открыл для широкой аудитории отчет о работе систем связи автоматических станций «Луна-21» и «Луноход-2». Луноход исследует поверхность Селены, чтобы изучить доступные запасы воды. Это станет первым шагом к строительству на единственном естественном спутнике Земли обитаемой космической станции. Индийская организация космических исследований (ISRO) показала видео, на котором запечатлен разворот лунохода "Прагьян". Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. Источник: РИА Новости / «Чандраян-3» состоит из трех частей: орбитального модуля, посадочного модуля и лунохода.
Лунные планы России
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны Южный полюс естественного спутника Земли оказался крайне интересным для изучения. Стоит отметить, что данный планетоход высадили в районе Южного полюса спутника, чего ранее никто за всю историю человечества не делал, и уже сейчас ему удалось в данной локации обнаружить серу, а также металлы — алюминий и железо. Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии Индийские специалисты официально заявили, что при помощи прибора для лазерно-искровой эмиссионной спектрометрии, который установлен на борту лунохода, учёным удалось провести первые в истории измерения состава грунта лунной поверхности в данной области.
Американцы, узнав об этом, заявили, что Советы лгут, но вскоре лаборатория реактивного движения в Калифорнии приняла сигнал от "Луны-1" — и скептикам пришлось умыться.
Следующие два запуска окончились авариями. Облако лунной пыли можно было видеть во все телескопы мира. Так в СССР выяснили, что поверхность луны твёрдая, и "пометили" территорию, доставив на спутник "вымпелы" — металлические шары из пластин с гравировкой название страны, герб и пятиконечная звезда.
США были раздавлены. Запуск "Луны-1" и "Луны-2" доказывал, что у Хрущёва есть баллистические ракеты, способные долететь до Вашингтона, и что Америка проигрывает. А СССР, словно в издёвку, уже 10 октября запустил станцию "Луна-3", которая первой в мире выполнила гравитационный манёвр вокруг спутника и отсняла его обратную сторону двумя камерами, отправив на Землю 17 фотографий.
Советы, как первооткрыватели, получили право именовать открытые объекты, и тут же на Луне появились море Мечты и море Москвы, кратеры Менделеев, Складовская-Кюри, Джордано Бруно и другие. После этой удачи французский винодел Анри Мэр прислал тысячу бутылок шампанского в Академию наук СССР: ещё в 1957 году он поспорил с советским консулом, что русским не видать обратной стороны Луны как своих ушей. Конструктор Королёв с ухмылкой рассказывал, что каждому академику досталось по две бутылки отличного вина.
Но следующие 11 запусков окончились неудачей. Могли ли виной быть диверсии? Американцы сейчас пишут, что уже после миссии "Луна-2" шпионы ЦРУ на несколько часов получили доступ к действующим макетам станций и сумели получить все наработки советских инженеров.
Но тут кто чем хвастается. Советы — конструкторами, а США — кражей технологий. В 1966 году СССР наконец запустил на спутник Земли ещё четыре станции и приступил к подготовке отправки на Луну роботов.
Создать то, чего ещё не было "Луноход-1".
Ожидается, что всего луноход преодолеет расстояние от 16 до 25 километров и посетит шесть точек с разными температурными диапазонами. Визуализация поверхности кратера Нобиле Читайте также: «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен? Для его запуска в космос будет использована ракета-носитель Falcon Heavy от компании SpaceX. А для посадки на Луну ученые хотят использовать платформу Griffin, разработкой которой занимается компания Astrobotic. Посадочная платформа Griffin от Astrobotics Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.
Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте! Ожидается, что собранные им данные также будут очень полезны для проведения миссии «Артемида» , в рамках которой на Луну вновь будут отправлены люди. На данный момент возвращение людей на Луну запланировано на 2025 год. Однако, недавно Илон Маск к удивлению многих объявил, что сможет сделать это гораздо раньше. Подробнее о его громком заявлении я писал в этом материале.
Ведь ни для кого не является секретом, что за эти полвека и материалы появились новые, и двигатели стали более совершенными, а уж как шагнули вперед связь, электроника, компьютеры и программное обеспечение — и говорить нечего. Так что пошло не так 20 августа, в день, ставший черным для отечественной космонавтики? Почему в 2023 году не получилось сделать то, что советские лунные станции делали полвека назад? Вопросы вроде бы правильные, но неужели все забыли, что отечественная лунная программа была завершена в 1976 году? После миссии станции «Луна-24», кстати, весьма успешной. И что за прошедшие 47 лет, и особенно за последние 32 года, прошедших с момента уничтожения СССР, советский опыт освоения Луны был практически полностью утрачен. Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают.
Россия впервые за 50 лет отправит миссию на Луну. Что она там будет делать?
«Чандраян-3» состоит из трех частей: одноименного орбитального модуля, посадочного модуля «Викрам» и лунохода «Прагъян». Проблемы с бюджетом десятилетней Федеральной космической программы России начались задолго до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Проблемы с бюджетом десятилетней Федеральной космической программы России начались задолго до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
В рамках сформированной научно-исследовательской работы НИР «Луна-Луноход» уже в этом году планируется начать разработку проектного облика космического аппарата и подготовить обоснование научных задач, решаемых с помощью луноходов, сообщает издание. Информация о начале реализации НИР «Луна-Луноход» приведена в протоколе по итогам заседания совета РАН по космосу: в нем говорится, что в 2016 году на работу планируется выделить 18 млн рублей, отмечает газета. Пока еще программа не началась, поскольку решения Совета РАН по космосу направляются в госкорпорацию «Роскосмос», где формируется план работ, готовятся контракты.
Протяженность маршрута — 500 километров", - сказал Слюта. ГЕОХИ разрабатывает комплекс научной аппаратуры и научные задачи лунохода, исходя из которых определяются технические требования к машине. По словам заведующего лабораторией, луноход войдет в состав автоматической межпланетной станции Луна29 и будет запущен "примерно в 2027-2028 годах, то есть до 2030 года". Ранее сообщалось, что запуск "Луны-29" намечен на 2028 год. Источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщал, что финансирование создания "Луны-29" будет идти не по федеральной космической программе, а в рамках федеральной целевой программы по созданию сверхтяжелой ракеты. Собеседник агентства уточнял, что на орбиту станцию с луноходом должна будет вывести ракета "Ангара-А5В" с кислородно-водородным разгонным блоком КВТК.
Как рассказывал ранее РИА Новости заведующий лабораторией геохимии Луны и планет Института геохимии и аналитической химии ГЕОХИ Евгений Слюта, тяжелый луноход должен будет проехать 500 километров и пробурить грунт на глубину до шести метров в нескольких местах.
Даже если бы скрепный аппарат осилил бы посадку на Луну, толку от этого — ноль. Ну сел, дальше что? Скорее стоит говорить о вреде подобного успеха. Стали бы мастерить очередные бесполезные космические игрушки. И пилить на этом бюджеты. Быть может, сейчас хоть немного притормозят, после такого скандала такое вполне вероятно. Советский Союз мог себе позволить огромную космическую программу, хотя назвать её рациональной при всём уважении к великой державе язык не поворачивается. Учёные всех мастей удовлетворяли собственное любопытство за казённый счёт, посылая зонды к Марсу, Венере, Меркурию и ещё куда подальше.
Без какого-либо «выхлопа» для народного хозяйства. Да, мы были впереди планеты всей. А толку? Особо обременительной эта наука для СССР не была, но колоссальные средства расходовались впустую. Те же американцы были куда умней. В том числе в так называемой «лунной гонке» — откровенном политическом действии. То, что янкесов не было на Луне давно уже «баян», да и они сами на сей счёт перестали отбрёхиваться. Мы собирались сотрудничать в космосе: Кеннеди очень хотел запустить человека на Луну, но понимал, что в одиночку США не справится. Но в итоге все закончилось масштабной мистификацией, не было американцев на спутнике Земли, это ложь, в которую и я когда-то тоже верил.
При нынешней технике убрать все сомнения можно было элементарно. А именно послать обычный спутник-шпион — который всё прекрасно видит через толстую и мутную земную атмосферу — к «волчьему солнышку». Там атмосферы нет, картинка получится гораздо лучше. И показать в режиме реального времени советский луноход точнее, луноходы , а также всякие спускаемые модули американцев. Ихний «лунный джип» тоже. Почему не посылают, не показывают?
Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось.
Госкорпорация тогда не уточнила, как произошедшее повлияет на прилунение аппарата. На следующий день Роскосмос рассказал, что из-за этой «нештатной ситуации» связь со станцией прервалась. По словам представителей Роскосмоса, предварительная причина аварии — параметры полета при переходе на предпосадочную окололунную орбиту не совпали с необходимыми. Из-за этого станция ушла на другую орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. Глава Роскосмоса позже объяснил , что столкновение с Луной произошло после того, как двигатель проработал 127 секунд вместо 84. Еще одной причиной аварии глава Роскосмоса назвал прерывание лунной программы на 50 лет.
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
Виталий Егоров , создатель проекта «Открытый космос» Скопировать ссылку Прочту позже В ночь на пятницу с космодрома Восточный был осуществлен запуск ракеты-носителя «Союз-2. Это первая лунная миссия в истории современной России. Станция должна в начале 20-х чисел августа совершить мягкую посадку и провести годичные научные исследования в районе Южного полюса Луны. В последние годы интерес к Луне со стороны различных стран заметно возрос. Означает ли это полноценную колонизацию Луны и начало гонки за полезными ресурсами — или страны лишь гонятся за престижным статусом космической сверхдержавы, как во времена лунной гонки прошлого века? В 1976 г. Первым новый этап исследований с поверхности Луны в XXI в. Сегодня у него самый богатый опыт посадки на Луну тяжелых автоматических станций, эксплуатации луноходов и доставки на Землю лунного грунта. Это по-прежнему беспилотные аппараты, и они не могут сравниться со сложностью прошлой американской пилотируемой программы Apollo, которая была полвека назад.
Зато на счету Китая — абсолютное первенство в таких операциях, как посадка на обратной стороне Луны и автоматическая стыковка на окололунной орбите. Луна была не в приоритете. Америке казалось более амбициозной целью достижение Марса. Но экономический кризис 2008 г.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»? Следующий запуск планируется не ранее 2027 года. И соревноваться тогда придется не только с США, но и с целой плеядой других стран, пишет в журнале «Профиль» Виктор Сергеев. Важную роль здесь играет место посадки и, соответственно, исследований.
Учеными выбрано несколько точек на Южном полюсе основная и две резервные , который из-за скоплений водяного льда является предметом интереса большинства современных лунных миссий. В будущем такой лед может в числе прочего обеспечить производство кислорода и строительных материалов для лунных баз сочетание грунта с водой позволяет получить достаточно крепкий строительный материал. В этом ученые видят ключ к новому этапу освоения Луны: вместо того чтобы везти ресурсы туда, их можно будет добывать на месте. Что такое «Луна-25» Новая лунная станция — многострадальный проект, запланированный еще в середине нулевых. Тогда он назывался «Луна-Глоб» и должен был унаследовать технологии «Фобос-Грунта». Из-за провала последнего на этапе запуска на Марс в ноябре 2011 года проект «Луна-Глоб» также пришлось перерабатывать. В итоге на станции осталось немногим более 30 кг полезного научного оборудования — всего восемь устройств. Среди них рука-манипулятор для забора проб грунта, разработанная вместо более тяжелого бура, а также несколько спектрометров, предназначенных собственно для выявления лунного льда.
Помимо сбора и изучения реголита, то есть лунного грунта, станция займется изучением экзосферы и лунной пыли на предмет сложностей, которые могут возникнуть в будущих длительных миссиях например радиации. Наконец, сама по себе мягкая посадка именно на полюсе может стать важной вехой: пока ни одной стране этого сделать не удалось. На орбиту Луны станция должна выйти в середине следующей недели, там она проведет от трех до семи суток, готовясь к посадке. Ориентировочно посадить «Луну-25» планируется 21 августа. Первый лунный день примерно 14,5 земного дня уйдет на панорамную съемку окружающей местности, тестирование аппаратуры и непосредственную подготовку дальнейших научных задач.
И не удивительно, ибо все поработавшие в SpaceX перенимают подход Илана Маска к разработкам нового. Они включают в себя способность работать на восьмичасовой лунной поездке без дозаправки или зарядки аккумуляторов, возможность работать на южном полюсе Луны и пережить там лунную ночь, а также возможность работать в течение 10 лет.
С одной стороны, конечно, нельзя сказать, что девиз предложенной программы — «Флаг на Луне любой ценой! Мест в полярных областях Луны, на которых соблюдаются все условия, необходимые для быстрого и удобного развертывания лунной базы ровная поверхность, «вечный свет», возможное наличие линз водяного льда в затененных кратерах поблизости , не так уж много, и за них может разгореться конкурентная борьба. И откладывая создание пилотируемой лунной инфраструктуры на 2030—е годы, а строительство базы — на 2040—е, Россия может упустить приоритет и потерять лунные территории навсегда! Критикуя — предлагай! Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну. Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3. В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика. Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны. Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА. Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов. В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда. Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами. Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию. Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт. Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей. Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии. В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению. Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ. В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода. Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света». Масса аппаратуры на американском зонде составляла всего 32 кг, энергопотребление —— 0. На Земле для приема были использованы четыре телескопа с диаметром зеркала 40 см. Конечно, в случае лунной базы потребуются и резервные каналы связи в радиодиапазоне. Стоимость создания базы «Луна семь» первого экипаж два человека и второго экипаж четыре человека этапов, по предварительной оценке, составит 550 млрд руб. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственно развертывание базы и работа экипажей.
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Индийская организация космических исследований надеялась, что два космических корабля, работающие на солнечной энергии, пробудятся, когда солнце встанет над Луной и их солнечные панели перезарядятся. Посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер не вышли из спячки. Дополнительные попытки разбудить их в понедельник оказались безуспешными, и ученые сообщили, что шансы на пробуждение исторического спускаемого аппарата тают на глазах. Он должен был провести химический анализ поверхности естественного спутника Земли и передать данные ученым. Составная часть индийского аппарата «Чандраян-3» успешно достигла поверхности Луны 23 августа.
Аппарат смог проехать далее за небольшой, но глубокий кратер, а также развернулся для зарядки батарей. Ролик длится чуть более 20 секунд, на нём луноход впервые съезжает по трапу посадочного модуля «Чандраян-3» на лунную поверхность, усеянную небольшими кратерами. Индийский луноход «Прагъян» уже преодолел восемь метров по поверхности естественного спутника Земли, сообщила Индийская организация космических исследований. Аппарат успешно выкатился из своего перелётного модуля, спустился по специальной рампе на лунный грунт и совершил первые движения по поверхности. Луноход раскрыл солнечные батареи с помощью провода, подключённого к посадочному модулю «Викрам». Как только все элементы аппарату будут готовы к работе, то он приступит к своей научной миссии.
ISRO особо упоминает магний, алюминий, кремний, калий, кальций, титан и железо как элементы, за которыми будет «охотиться» луноход. В ISRO пояснили , что научные приборы на посадочном модуле включены и находятся в рабочем состоянии. В ЦУП ISRO подтвердили, что установлена стабильная связь с посадочным модулем «Чандраян-3» после процедуры прилунения, идёт получение телеметрии с аппарата. ISRO показала первый снимок с бортовой камеры посадочного модуля «Викрам» после выполнения процедуры посадки аппарата на Луну.
Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну. Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя.
Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3. В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика. Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база.
Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны. Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА. Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности.
Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов. В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда. Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами.
Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию. Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт. Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей. Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии. В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению.
Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ. В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода. Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света». Масса аппаратуры на американском зонде составляла всего 32 кг, энергопотребление —— 0. На Земле для приема были использованы четыре телескопа с диаметром зеркала 40 см. Конечно, в случае лунной базы потребуются и резервные каналы связи в радиодиапазоне. Стоимость создания базы «Луна семь» первого экипаж два человека и второго экипаж четыре человека этапов, по предварительной оценке, составит 550 млрд руб. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственно развертывание базы и работа экипажей.
На третьем этапе — с появлением ядерных буксиров с двигателями малой тяги и более грузоподъемных относительно «Ангары—А5» носителей —— схема развертывания и снабжения базы меняется. С приобретением опыта начинают вводиться новые технологии лунного строительства: надувные купола, 3D—принтеры для печати из реголита, специальная техника для создания искусственных пещер. Цели предложенного нами проекта: закрепление за Россией одной из перспективных площадок на Луне, получение опыта строительства планетных баз и жизни на других планетах в кратчайшие сроки, тестирование отработанных на Земле технологий и методик в реальных лунных условиях, исследование Луны и поиск ресурсов. Прорабатываются и различные варианты получения прибыли — от платного телеуправления луноходами до поставок вещества и энергии.
С ними будет автомобиль, который, видимо, оставят на Луне, чтобы на нем катались следующие космонавты.
Несмотря на то, что роботы уже будут вовсю строить дом, первые космонавты лишь осмотрят конструкцию, но жить в ней не останутся, и вернутся на Землю. Только что китайцы выбрали название корабля и посадочного модуля. Выбирали всей страной, граждане и коллективы присылали свои варианты специальной комиссии. В итоге корабль назовут Мэнчжоу, что означает «Лодка Мечты». Оно подчеркивает вековую мечту китайского народа о космосе, а также благозвучно.
Спускаемый аппарат получил имя Ланьюэ, или Объятия Луны. Это — литературный образ из стихотворения Мао Цзедуна. Но это выглядит смешно, особенно в свете провальной попытки сесть на Луну несколько дней назад. Напомним, что модуль «Одиссей» из-за ошибок персонала завалился набок. А предыдущая миссия и вовсе сгорела в атмосфере Земли.
Как выглядит аппарат «Луна–25»
- Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
- Курсы валюты:
- Индия осуществила успешный запуск лунохода к Луне - телеканал «Красная Линия»
- РОБОТЫ-СТРОИТЕЛИ
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны
Первые эксперименты прошли вокруг орбиты Земли. В перспективе «Орион» должен стать «космическим такси» для 4 человек. В ближайшие годы различные частные компании намерены отправить на спутник Земли десятки лунных зондов. Например, Orbit Beyond of Edison готовит к запуску аппарат уже для 2020 года.
Новая американская лунная программа носит название «Артемида». На спутник планируют отправить мужчину и первую женщину. Ориентировочно это должно случиться к 2024 году.
Для решения транспортно-логистических в НАСА планируют пользоваться услугами частных компаний. Помощь в проекте окажут SpaceX, Blue Origin и другие компании, которых набралось уже больше десяти. SpaceX займутся разработкой корабля Starship, пригодного для полетов на Марс и Луну.
Blue Origin разработает навигационную систему для точной посадки и энергетическую систему для выдерживания холодных лунных ночей. Maxar Technologies займется созданием орбитальной станции Lunar Gateway. Другие партнеры создадут технологии вертикальной посадки аппарата, а также спроектируют способы дозаправки на орбите.
Менее крупные компании тоже получат индивидуальные задачи. Россия Россия неоднократно анонсировала и модифицировала программу исследования Луны «Сириус», будущими станциями «Луна-25» бывшее название «Луна-Глоб» , «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Ресурс-3». Ориентировочный старт первой миссии был назначен на 2015 год, следующие этапы были запланированы на 2020 и 2022 годов.
Зачем совместная работа с Роскосмосом нужна была Индии понятно всем, а вот зачем это было нужно России в 2023 году уже вспомнить трудно. А придется вспоминать. В 1990-2000-х годах многие отечественные высокотехнические производства после чудовищного обрезания бюджетного финансирования вынуждены были выживать на зарубежных контрактах. Так, например, спасли Уралвагонзавод, заключив с Индией огромный контракт на поставку и сборку на местных заводах танков Т-90. По той же схеме остался на плаву «Сухой» со своим крупным контрактом на Су-30 для той же Индии. Поэтому и в 2000-х когда «талантливых менеджеров» с их нефтедолларами и небоскребами всё также не интересовало реальное восстановление собственного производства в России, попытки реализации совместных проектов в сфере космоса помогали нашим научным и промышленным центрам буквально остаться в живых и обрести хоть какое-то подобие собственного бюджета на дальнейшие разработки. Вот и пошла история в сторону совместной российско-индийской программы: по факту Россия учила индийских специалистов и получала какое-то подобие очередной «МКС», где наши специалисты передавали опыт за деньги.
Сегодня разбираться, хорошо это или плохо, уже бесполезно, но факт остается фактом: уже в 2009 году наши с индусами сконструировали лунную исследовательскую автоматическую станцию, сложности добавило желание индийской стороны использовать свою ракету-носитель GSLV с его габаритами, отличными от «Союзов». По плану полететь первый аппарат должен был к Луне в 2012 году. Но как всегда в финале все планы поменялись. Во-первых, в начале 2010-х годов в России хватало своих проблем: государство начало медленно поворачиваться лицом к отрасли, но хватало аварийных пусков.
Хотя это не будет первый колесный аппарат, который пересечет Луну, это будет первый автономный аппарат, выполняющий гораздо более важную миссию, чем переброска астронавтов. Но Луна — суровая и беспощадная хозяйка, представляющая совершенно уникальный набор проблем, с которыми не сталкиваются более крупные марсоходы, которые в настоящее время ползают по Красной Планете. Во-первых, у Марса есть хотя и тонкая атмосфера, а у Луны ее нет, «когда холодает, то становится невероятно холодно, а когда теплеет, то все раскаляется», — сказал Эндрюс. Более того, на Южном полюсе, где VIPER будет рыскать, солнце редко поднимается выше 10 градусов над горизонтом, что вызывает «невероятно длинные тени», — продолжил он. А еще есть реголит — острая, как бритва, электростатически заряженная, коварно агрессивная почва Луны. Созданный в результате миллионов лет ударов микрометеоритов, этот материал превратился в бермы и холмы, выстланные кратеры и долины на поверхности Луны. Реголит может накапливаться достаточно высоко и глубоко, чтобы свести на нет миссии устройств, подобных VIPER. Чтобы луноход оставался мобильным, команда Эндрю научила его «плавать». Поскольку луноход питается исключительно от солнечной энергии с батареей мощностью 450 Вт, а не с помощью удобного радиоактивного ядра, то и передвижение затруднено. Таким образом, каждое из наших четырех колес может управляться независимо».
Станция «Чандраян-3» начала свой путь к Луне, наша ракета-носитель вывела ее точно на орбиту Земли. Давайте пожелаем, чтобы и дальше миссия продолжалась успешно», — заявил глава ISRO Шридхара Паникер Сомнатх после завершения трансляции пуска. Планируется, что луноход будет выполнять миссию в течение 14 суток с момента запуска, после чего достигнет спутника для дальнейших опытов на месте. Станция «Чандраян-3» оснащена исследовательским оборудованием, которое позволит измерить тепловые свойства лунной поверхности вблизи полярной области, определить состав лунного грунта, а также исследовать экзопланеты. Станция «Чандраян-3» — это уже третий аппарат для изучения Луны, который запустила Индия.