Coffee Bean привёз в Россию американскую модель кофе-шопа, а «Кофе Хауз» импортировал уже итальянскую культуру. Там, где бы ни появлялся кофе, он менял вокруг себя многое: создавал традиции, вносил правки в культуру гостеприимства, менял к лучшему экономики стран и давал работу сотням тысяч людей.
Без него не раздуплиться: Отмечаем Международный день кофе
Когда именно кофе появился в нашей стране не известно, однако в 1655 году он уже был, и его знали. Кофе появился в России в XYII веке, но «приживался» он медленно из-за религиозных предрассудков: считалось, что этот напиток дурманит разум. Кофе, несмотря на свою дороговизну и сложность проникновения в Россию, все-таки был воспринят бытовой культурой. Одно из многочисленных упоминаний о кофе в России относится к 1665 году. На все вопросы ответил сам создатель раф-кофе, автор книги «Баристалогия» Глеб Невейкин.
Самый популярный напиток: в России отмечают день кофе
Порядка 50 % произведенного в России растворимого кофе пошло на экспорт — в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Турцию и Грузию. В России кофе пьют уже не первое столетие, несмотря на то, что выращивание кофейных деревьев в нашей стране невозможно. Традиция пить кофе пришла в Россию благодаря Петру Первому. В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5-6 млн руб. Потребление кофе в России — 1,5 кг на человека в год, после развала СССР оно выросло в 7 раз и опередило традиционного лидера — чай.
Без него не раздуплиться: Отмечаем Международный день кофе
Несмотря на популярность напитка, были времена, когда приобрести качественный кофе в России было практически невозможно. В настоящий момент конкретной даты празднования дня кофе в России нет. После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн.
Самый популярный напиток: в России отмечают день кофе
Сам напиток кофе появился в Европе в конце XVI века, а в Россию его привез Петр I, который и сам-то в первый раз испробовал его будучи в Голландии. Первое упоминание о кофе в России датируется 1665-м годом. История кофе в РоссииЭкскурс в историю кофе в России от Петра Первого до наших дней. Несмотря на популярность напитка, были времена, когда приобрести качественный кофе в России было практически невозможно. Однако кофе в России появился немного раньше.
Напитки покрепче: Как торговец с Лужников построил чайную сеть «Кантата»
Среди простых людей кофе распространился в 19 веке, появились специальные самовары, имеющие две ёмкости для заваривания чая и кофе. Первые кофейни возникли в России только в XIX веке. Когда в России случилась кофейная бизнес-революция и франшиза кофе с собой выбилась в лидеры? Кофе появился в России в XYII веке, но «приживался» он медленно из-за религиозных предрассудков: считалось, что этот напиток дурманит разум.
Кто и когда привез кофе в Россию?
Первая кофейня появилась в Петербурге в 1740 году. Кофейные дома держали выходцы из Германии, Англии, Голландии и других стран Европы. По западному обычаю напиток заваривали в медных или жестяных кофейниках, фильтровали и пили либо без добавок по-немецки , либо с медом, шоколадом или сахаром, непременно украшая взбитыми сливками по-венски. Употребление кофе прочно укоренилось в среде русской аристократии.
Антиох Кантемир, один из первых русских сатириков 18 столетия, писал: «Всем уж у нас известно, что тот овощ, сжарив, смолов мелко и сваря в воде, вместо завтрака служит, а прихотливым и забавой после обеда. Лучший кофе приходит из Аравии, но и во всех Индиях тот овощ обилен…» Как видим, уже три века назад в России хорошо различали сорта кофе по регионам — от аравийского до зерен из Бразилии, которая тогда считалась «Вест-Индией». Большой поклонницей кофе была императрица Анна Иоанновна: каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, подаваемой прямо в постель.
Тогда же была осуществлена регламентация всех питейных заведений, в том числе и кофеен, в которых разрешалось подавать «одно кофе, чай, шеколад и табак». Первой кофейней такого рода стал трактир Доминика Риц Апорта на Невском проспекте, находившийся в здании лютеранской церкви Петра и Павла. Екатерина II отличалась ещё большей любовью к кофе, причём напиток должен был быть особенно крепким: она выпивала до 5 чашек каждое утро, на которые уходило около 400 г.
При этом почему люди покупают необычный спешелти-кофе свежей обжарки? Потому что это классный вкусовой опыт, это продукт другого уровня. Поэтому если коммерческие производители, как правило, сужают ассортиментную линейку, спешелти-производители расширяют предложения, которые у них есть. У нас сейчас порядка 60-70 лотов есть в прайсе, которые постоянно ещё ротируются и которые мы обжариваем. В итоге мы получаем: 70 лотов, каждый может быть обжарен и упакован по килограмму, 2 кг, 250 грамм, или молотый. И нет склада, и нужно отгружать каждый день.
В итоге задачка перед нами стояла в том, как умудриться расти. Если умножить количество лотов на все модификаторы, мы получаем 600 SKU товарная позиция, артикул - прим. Как производить каждый день 600 SKU без склада, чтобы он не «старел», и при этом ещё умудряться делать это эффективно? Последние лет пять мы активно старались решить эту проблему, а именно — придумать, перепридумать. Обычно это очень ручная работа, но зато все офисные процессы, все заказы, все процессы распределения этих заказов, контроля качества на производстве, какую пачку в какую коробку положить, кому что отгрузить и так далее — у нас теперь очень неплохо автоматизированы. И над этим работает куча программистов; есть много самописных систем, которые делают сквозную прослеживаемость буквально до пачки.
Например, вы покупаете пачку кофе у нас в магазине. Она к вам приходит в Москве. На каждой пачке есть индивидуальный qr-код, по которому можно отследить всю цепочку производства продукта вплоть до фермера: кто и в какое время обжарил зерна, на каком ростере, в какое время и откуда поступили зелёные зёрна. Пока не встречал, чтобы кто-то реализовал подобное, потому что это достаточно сложный процесс. Фото: ИА «Сусанин» И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом.
Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше. Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость. Поэтому это такой естественный ограничитель роста.
Чем отличается наша страна? Первое, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. С точки зрения того, сколько у нас программистов, сколько у нас думающих людей, сколько у нас людей, которые вообще классно логически мыслят, мне кажется, наверное, нет больше таких стран. Особенно с таким уровнем зарплат, который в России. Это не повод для гордости, но это реальность, которая существует. И тогда перед нами открываются намного более широкие возможности, чем перед обжарщиками спешелти-кофе в Европе.
Большинство средних европейских обжарщиков обжаривают порядка 3-5 тонн кофе в месяц. Мы обжариваем около 200 тонн в месяц. У нас есть куча дружественных компаний других обжарщиков, которые тоже десятки тонн обжаривают. В принципе, тех ограничений, которые есть в Европе, у нас как будто меньше. При этом есть ещё одна интересная штука. Рынок кофе в Европе формировался прямо поколениями.
Почему все говорят про итальянский кофе? Потому что это у них в традиции. Каждые бабушка-дедушка просыпаются и идут пить свою чашку эспрессо. И у них есть абсолютно чёткие критерии, каким этот кофе должен быть. Как правило, это темно обжаренный кофе с добавлением робусты, чтобы он был крепкий, чтобы он бодрил. Про вкус, на самом деле, особо речи не идёт.
При этом спешелти как раз отличается тем, что его обычно светлее жарят, у него намного больше вкуса, в результате его вкус - необычный по сравнению вот с этим классическим продуктом. Это косточковый фрукт, который реально во вкусе имеет всё, что имеют все фрукты: и ягоды, и фрукты, и какие-то цветочные ноты. Но для таких потребителей, которые поколениями привыкли пить тёмный кофе с добавлением робусты, спэшелти для них будет «что за кислятина» или «не крепко, не насыщенно». Первое ограничение — потому что это очень дорого в Европе, второе ограничение — потому что у них есть сформированный рынок. Мы оказались в ситуации, когда перед нами чистый лист — потребление всё ещё маленькое, но и противодействия нет. Потребление кофе в Европе - от 5 до 10 кг в год.
Он отмечается в первый день появления солнца после полярной ночи и символизирует радость прихода весны. Это событие по-своему празднуют все народы Севера. Жители Исландии претендуют на то, что их день кофе — самый древний. Они уверяют, что еще в 18 веке местные крестьяне встречали солнце с блином в одной руке и чашкой кофе — в другой. Надо ли говорить, что такая красивая легенда верно служит на благо туристического бизнеса маленькой Исландии? Вена - День кофе отмечает 1 октября начиная с 2002 года Тщательно готовятся к этому дню знаменитые венские кофейни, стараясь удивить и развлечь посетителей. Вена претендует на звание кофейной столицы Европы, поэтому любители напитка могут рассчитывать на самый теплый прием и множество приятных сюрпризов. Америка На этом континенте кофе является не только удовольствием, но источником существования миллионов людей. США - День кофе отмечают 29 сентября Празднуют с 2009 года, когда в Новом Орлеане прошел первый фестиваль, посвященный этому напитку.
В некоторых городах празднования проходили и раньше, с 2005 года, но именно после новоорлеанского мероприятия созрело решение сделать праздник ежегодным. К Дню кофе приурочены фестивали, музыкальные выступления, разнообразные шоу и развлечения, в том числе, кофейный карнавал. Не удовлетворившись одним днем, американские маркетологи дополнили календарь праздников днем кофейного мороженого и кофейного молочного коктейля. Отмечать, так уж на всю катушку, к тому же, рост продаж гарантирован. Бразилия - День кофе приходится на 24 мая Жители мировой кофейной житницы с размахом воздают должное этому напитку. Благодаря его популярности во всем мире, Бразилия имеет стабильный источник дохода на протяжении многих десятков лет, так у бразильцев есть собственные причины для трепетной любви к кофе. В этот день проходят фестивали, концерты, вечеринки и состязания барменов. Непременный атрибут хорошего праздника в Бразилии — карнавал. В День кофе их проводятся несколько, в разных городах страны.
Колумбия - Национальный День кофе отмечают 27 июня В списке развлечений важное место занимает традиционный парад джипов, груженных мешками с кофе. Джипы вообще очень популярны в здешней сельской местности, правда, они часто имеют почтенный возраст и далеко не парадный вид. Однако, в этот день машины празднично украшены, а принимают участие в параде все местные фермеры. Завершаются мероприятия музыкальными выступлениями местных звезд, танцами и, конечно же, большим количеством кофе. Азия Здесь явно нацелились на то, чтобы отобрать у Южной Америки первенство по поставкам ароматных зерен. Вьетнам, Индия, Индонезия суммарно составляют довольно серьезную конкуренцию традиционным кофейным регионом. Тем более, что и спрос на кофе в самой Азии велик.
Для того чтобы получить классный результат, нужно полагаться на три главных фактора: качественное сырьё, понимание процессов производства как формировать вкус и свежесть обжарки.
В случае с импортным кофе это обеспечить практически невозможно, и рынок начал это понимать. С этого момента у нас начался небольшой рост. Нельзя сказать, что у нас в истории компании были периоды, когда мы росли в 10 раз за год, но это был какой-то взрывной рост, и на сегодня мы получаем следующую картину. У нас есть два основных направления. Направление номер один — это производство свежеобжаренного кофе и поставка этого кофе в кофейни, бары и рестораны по всей России. Второе направление, это розничное. По сути, просто интернет-магазин кофе. Запустили его в 2014 году, когда особо и маркетплейсы не были развиты и в принципе не было особого понимания у людей, что можно заказывать свежеобжаренный кофе в интернете, и тебе будут доставлять до квартиры.
Мы вкладывали в него очень много усилий и с точки зрения Ай-Ти-решений. С 2016-18 года начался достаточно быстрый рост интернет-магазина, он усилился в 2020 году, когда был ковид. Фото: ИА «Сусанин» Ну а в интернет-магазине у нас получилось следующее. Рынка как такового тоже всё ещё не существует. На сегодняшний день у нас получается примерно 55-60 тысяч розничных заказов в месяц через наш интернет-магазин. Мы отгружаем кофе каждый день в полторы тысячи городов России. С точки зрения логистики и способов доставки там тоже достаточно большая работа проведена, поэтому отчасти и результаты такие. Но опять же, это не потому, что мы огромные, а потому что продукт настолько нишевый и узкоспециализированный, что мы стараемся в принципе делать так, чтобы этот рынок существовал, и он становился больше.
Конечно, сейчас существуют маркетплейсы, и там тоже стало много кофе, но рынок, действительно, пока ещё не очень большой, и хочется прилагать все усилия для того, чтобы он формировался. В чём конкретно идея существования компании сейчас? Должно быть что-то ещё. Как по пирамиде Маслоу, ты сначала должен базовые потребности удовлетворить, а потом ты начинаешь думать — а для чего это делаю, начинаешь какие-то дополнительные вопросы себе задавать, хочешь, чтобы вокруг мир лучше становился. Мне кажется, что в России, даже несмотря на то, что сейчас происходит, можно сделать так, чтобы этот рынок в значительно лучшую сторону отличался по сравнению с той же самой Европой. Каждый день собираем заказы, каждый день обжариваем и отгружаем; то есть мы начинаем день — на складе ноль, заканчиваем день — на складе ноль. При этом почему люди покупают необычный спешелти-кофе свежей обжарки? Потому что это классный вкусовой опыт, это продукт другого уровня.
Поэтому если коммерческие производители, как правило, сужают ассортиментную линейку, спешелти-производители расширяют предложения, которые у них есть. У нас сейчас порядка 60-70 лотов есть в прайсе, которые постоянно ещё ротируются и которые мы обжариваем. В итоге мы получаем: 70 лотов, каждый может быть обжарен и упакован по килограмму, 2 кг, 250 грамм, или молотый. И нет склада, и нужно отгружать каждый день. В итоге задачка перед нами стояла в том, как умудриться расти. Если умножить количество лотов на все модификаторы, мы получаем 600 SKU товарная позиция, артикул - прим. Как производить каждый день 600 SKU без склада, чтобы он не «старел», и при этом ещё умудряться делать это эффективно? Последние лет пять мы активно старались решить эту проблему, а именно — придумать, перепридумать.
Обычно это очень ручная работа, но зато все офисные процессы, все заказы, все процессы распределения этих заказов, контроля качества на производстве, какую пачку в какую коробку положить, кому что отгрузить и так далее — у нас теперь очень неплохо автоматизированы. И над этим работает куча программистов; есть много самописных систем, которые делают сквозную прослеживаемость буквально до пачки. Например, вы покупаете пачку кофе у нас в магазине. Она к вам приходит в Москве. На каждой пачке есть индивидуальный qr-код, по которому можно отследить всю цепочку производства продукта вплоть до фермера: кто и в какое время обжарил зерна, на каком ростере, в какое время и откуда поступили зелёные зёрна. Пока не встречал, чтобы кто-то реализовал подобное, потому что это достаточно сложный процесс. Фото: ИА «Сусанин» И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом.
Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше. Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость. Поэтому это такой естественный ограничитель роста. Чем отличается наша страна?
Как и когда кофе был завезен в Россию?
До недавнего времени каждая страна решала вопрос с чествованием крепкого напитка кто во что горазд. Выбор даты осуществлялся произвольно, исходя из внутренней жизни страны. Чаще всего встречается дата 1 октября. Местные кофейные ассоциации предпочитают переносить торжества на осенний сезон, к тому же, пить горячий напиток особенно приятно в прохладные дни. Существует ли Международный день кофе, когда вся планета в едином порыве воздает должное популярному напитку? Когда празднуют международный день кофе Торжества и праздничные мероприятия, посвященные кофе, проводятся во многих странах. Лишь недавно праздник обрел официальный статус и международное значение.
Его смело можно назвать современным явлением, но, несмотря на свою молодость, он уже обзавелся яркой историей. С 2015 года Международный День кофе отмечается 1 октября, хотя многие страны отмечают праздник по собственному календарю. История праздника Традиции праздновать дни кофе органично соединялись с местными обычаями, установившимися ранее, поэтому сложно сказать, кто и где впервые додумался отдать должное крепкому и бодрящему напитку. Разные страны до сих пор отмечают этот день по собственному усмотрению, устанавливая собственные даты, выбирая их по каким-то внутренним причинам. Впервые официальные праздничные мероприятия в честь кофе были проведены в Японии. Случилось это в 1983 году по инициативе местной кофейной ассоциации.
С тех пор в Японии отмечают день кофе 1 октября. Возраст официального праздника в других странах редко насчитывает более 10 лет. Мода на День кофе пришла в середине первого десятилетия 21 века. Пробные, можно сказать, пилотные, мероприятия проходили в 2003-2005 годах, затем они перерастали в более массовые праздники и отмечались уже на национальном уровне. Точной и единой даты в мировом сообществе для Дня кофе долгое время вообще не существовало. Только в 2014 году Международная кофейная ассоциация приняла решение об учреждении единой даты - 1 октября.
В 2015 году Международный день кофе впервые отмечался в официальном статусе. Праздник популярен не только в тех регионах, где ароматные зерна произрастают, но и там, где живут активные потребители бодрящего напитка. Поэтому в праздничные мероприятия охотно включаются японцы, американцы и жители Скандинавии. Международный день кофе в России Официально праздник кофе планируют отмечать во всех 75 странах, которые являются членами Международной организации кофе. Россия входит в эту организацию с 2015 года. В настоящий момент конкретной даты празднования дня кофе в России нет.
С тех пор в Японии отмечают день кофе 1 октября. Возраст официального праздника в других странах редко насчитывает более 10 лет. Мода на День кофе пришла в середине первого десятилетия 21 века. Пробные, можно сказать, пилотные, мероприятия проходили в 2003-2005 годах, затем они перерастали в более массовые праздники и отмечались уже на национальном уровне. Точной и единой даты в мировом сообществе для Дня кофе долгое время вообще не существовало.
Только в 2014 году Международная кофейная ассоциация приняла решение об учреждении единой даты - 1 октября. В 2015 году Международный день кофе впервые отмечался в официальном статусе. Праздник популярен не только в тех регионах, где ароматные зерна произрастают, но и там, где живут активные потребители бодрящего напитка. Поэтому в праздничные мероприятия охотно включаются японцы, американцы и жители Скандинавии. Международный день кофе в России Официально праздник кофе планируют отмечать во всех 75 странах, которые являются членами Международной организации кофе.
Россия входит в эту организацию с 2015 года. В настоящий момент конкретной даты празднования дня кофе в России нет. После того, как был установлен Международный день кофе, можно ожидать, что праздничные мероприятия в нашей стране будут приурочены именно к 1 октября. В нашей стране праздник имеет довольно пеструю историю. С 2003 года в Москве проходит Международный фестиваль чая и кофе.
Ярмарки, распродажи, аукционы, дегустации, а между всем этим — концерты и выступления на открытых площадках. Организаторы ориентировались на наступление теплых дней и выставку проводили в конце мая, празднуя День кофе по бразильскому календарю. С 2008 года в Санкт-Петербурге также устраивают подобный фестиваль, но уже в конце августа. Жителям северной столицы показалось мало нескольких дней фестиваля, и они открыли настоящий Музей кофе, где постоянно проходят тематические мероприятия, от дегустаций до чемпионатов бариста. В Екатеринбурге День кофе проводят с 2009 года.
В этот день можно получить бесплатную чашку кофе, поучаствовать в викторине или в дегустациях. С каждым годом программа праздника становится все более разнообразной, включая настоящие кофейные марафоны. Как отмечают день кофе в разных странах? Какие традиции праздника успели сложится в разных уголках нашей планеты? Европа Здесь празднуют День кофе, как говорится, кто во что горазд.
Почему я сказал, что это не совсем даже бизнес. Если 15 лет назад посчитали бы всех производителей кофе в России, кто работал в сегменте хорошего спешелти кофе, их было до десяти. Тех, кто активно продвигался по продажам не только внутри своего города, но и по другим регионам, — их было пять-шесть.
Сейчас их 600 и даже больше. Рынок за это время вырос очень сильно, с одной стороны. С другой, когда мы начинали, рынка как такового и не было.
Что мы делали? Привозили зелёный кофе в Ижевск, здесь его обжаривали, упаковывали и искали по сути рынок сбыта, который в тот момент ещё не сформировался. Мы думали, что нашим основным рынком сбыта будут кофейни и рестораны.
Но они в 2008-2009 году в основном работали с кофе итальянской обжарки. Когда мы говорили, что сами занимаемся производством, у нас классный продукт, свежая обжарка, там очень качественное сырьё, они пальцем у виска крутили: «Какой там Ижевск, как это вообще, кофе должен быть итальянским». Фото: ИА «Сусанин» Так продолжалось несколько лет.
Было достаточно сложно выходить на какие-то объёмы, которые обеспечивали бы точку безубыточности. Это было примерно до 2010-2011 года; колебания были близки к нулю. Про кофе очень часто говорят, что это такой продукт, которым если ты начнёшь заниматься, то это уже точно на всю жизнь.
Очень сложно из этого рынка выйти. С одной стороны, кофе — продукт питания. То есть то, что нужно людям.
Если посмотреть индустрию производства еды, люди будут шокированы, насколько это огромный мир. Если считается, что индустрия вина — это очень сложно, то я вам точно могу сказать, что кофе в несколько раз более сложная индустрия, чем вино. Потому что кофе по содержанию вкусо-ароматических веществ — самый сложный пищевой продукт в мире.
С точки зрения комплексности вкуса равного ничего абсолютно в мире нет. При этом, если мы берём винную индустрию — она развивалась тысячи лет. Кофе — один из самых молодых напитков в мире.
Его начали употреблять именно как напиток 600-800 лет назад. Стал он популярным лишь в последние несколько столетий. А качественный кофе, опять же, то, что мы называем спешелти, появился буквально в последние несколько десятилетий.
Это супер молодой продукт, знание о котором ещё только-только формируется, и поэтому это так интересно. Мне кажется, поэтому мы в какой-то момент не забросили этим заниматься, потому что несмотря на то, что как бизнес, это был не совсем состоятельный проект, но в части интереса, действительно, это было очень классно. В случае с итальянским кофе это невозможно обеспечить.
Конечно, есть до сих пор армия поклонников итальянского кофе, которые считают, что там традиции, секретные ингредиенты, вот это всё. На самом деле правда немного более простая. Для того чтобы получить классный результат, нужно полагаться на три главных фактора: качественное сырьё, понимание процессов производства как формировать вкус и свежесть обжарки.
В случае с импортным кофе это обеспечить практически невозможно, и рынок начал это понимать. С этого момента у нас начался небольшой рост. Нельзя сказать, что у нас в истории компании были периоды, когда мы росли в 10 раз за год, но это был какой-то взрывной рост, и на сегодня мы получаем следующую картину.
У нас есть два основных направления. Направление номер один — это производство свежеобжаренного кофе и поставка этого кофе в кофейни, бары и рестораны по всей России. Второе направление, это розничное.
По сути, просто интернет-магазин кофе. Запустили его в 2014 году, когда особо и маркетплейсы не были развиты и в принципе не было особого понимания у людей, что можно заказывать свежеобжаренный кофе в интернете, и тебе будут доставлять до квартиры. Мы вкладывали в него очень много усилий и с точки зрения Ай-Ти-решений.
С 2016-18 года начался достаточно быстрый рост интернет-магазина, он усилился в 2020 году, когда был ковид. Фото: ИА «Сусанин» Ну а в интернет-магазине у нас получилось следующее. Рынка как такового тоже всё ещё не существует.
На сегодняшний день у нас получается примерно 55-60 тысяч розничных заказов в месяц через наш интернет-магазин. Мы отгружаем кофе каждый день в полторы тысячи городов России. С точки зрения логистики и способов доставки там тоже достаточно большая работа проведена, поэтому отчасти и результаты такие.
Только с расцветом торговли в годы НЭПа удалось частично восстановить прежнюю любовь к этому напитку. И даже серия рассказов «Ленин и кофе» по аналогии с «Ленин и дети» не спасла «росу бодрости». Послевоенная хрущёвская «оттепель» вернула кофе массовому потребителю, разрешив его свободную продажу — правда, ненадолго. Как и чай, он вскоре стал весьма дефицитным продуктом, а заменителем его стал более дешёвый цикорий или такие специфические напитки как желудёвый или ячменный кофе. После надоевших советскому потребителю кофезаменителей, к 1991 году в продаже появился растворимый кофе колумбийского или бразильского производства. Этот тренд сохраняется в повседневной массовой культуре до сих пор. Реклама кофе в журнале «Огонек».
Источник: Pinterest Стоит особо остановиться на традиционно русских способах приготовления кофе. Как и чай, кофе варили в специальном самоваре, который представлял собой сосуд цилиндрической формы, нижняя часть которого была декорирована фигурной решёткой отверстие для циркулирования воздуха , кран с фигурным репейником, а внутри на трубу-жаровню надевалась съёмная рама, к которой подвешивался холщовый мешочек для молотых кофейных зёрен. На рубеже веков из Европы были заимствованы новые приборы для приготовления чая и кофе — бульотки от франц. Традиционный русский «самовар» для кофе. Источник: Pinterest В заключении приведём рецепт традиционного «русского кофе» опубликованный в 1900 году придворным поваром Ю. Михайловым в его книге «Здоровый домашний стол».
Войти на сайт
Международный день кофе в России 2024 года — 1 октября | Порядка 50 % произведенного в России растворимого кофе пошло на экспорт — в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Турцию и Грузию. |
Войти на сайт | После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн.С началом революции кофейная культура была несколько утрачена по причине дороговизны. |
История кофе | Его родина, происхождение и распространение по миру | В России кофе пьют уже не первое столетие, несмотря на то, что выращивание кофейных деревьев в нашей стране невозможно. |
Синдром латте: разбиремся, как и почему кофе победил чай в самоварной России | Историю его создания рассказала Ольга Киселева – руководитель московского отдела Coffee Bean. |
История кофе в России | На все вопросы ответил сам создатель раф-кофе, автор книги «Баристалогия» Глеб Невейкин. |
История советского кофе
Именно в этом году придворный лекарь Самюэль Коллинс прописал царю Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персиянами и турками знаемое, и обычное после обеда … изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений…» кофе в России Кофе появился в России в XYII веке, но «приживался» он медленно из-за религиозных предрассудков: считалось, что этот напиток дурманит разум. Большой вклад в дело распространения кофе внес Петр I. Он очень часто бывал в Голландии и там пристрастился к этому напитку, а вернувшись в Россию, ввел употребление кофе в обычай на своих ассамблеях. Дело Петра продолжила Анна Иоанновна. В 1740 году в числе увеселительных заведений она велела открыть и кофейный дом.
В кофейне все чаще звучала фраза: "Сделайте как у Рафа". Время и история изменили "Как у Рафа" на "Раф". Теперь вы можете попробовать этот напиток во многих кофейнях по всему миру. Те, кто подсчитает правильно, получат промокод на бесплатный Раф-кофе в любой московской кофейне Coffee Bean. Акция действует до 14 января. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
В 2013 году в Москве состоялась встреча 10 ведущих специалистов кофейной отрасли. Они обсудили некоторые вопросы, тенденции и подытожили, что когда мы говорим о кофейных традициях в России, то нельзя говорить о стране в целом. Даже в нескольких кофейнях одного города могут по-разному готовить кофе. Сотрудники сетевых кафе регулярно путешествуют по миру, чтобы найти проверенных поставщиков, опираясь на опыт своих зарубежных коллег. Поэтому кофейные тенденции многих стран, в том числе и России, становятся похожими. Новое исследование показало, что существует отличительная черта. Жители запада предпочитают проводить беседы за чашечкой кофе. В нашей же стране люди ассоциируют время пития кофе с перекусом. Поэтому в Российский кофейнях больше внимание уделяется разнообразию закусок и десертов, чем рецептуре кофе. Кофе и кулеры для воды Сложно насладится вкусом свежемолотого кофе на бегу или во время усердной работы.
Большинство предпочитает пить такой кофе в домашней обстановке или в уютном кафе.
К примеру, накануне перехода в наступление под Сталинградом наркомат продовольствия за октябрь 1942 года поставил на фронт 688 тонн чая и всего 9,3 тонны натурального кофе. Все годы войны не видели кофе и в тылу. Любопытно, что такое нормированное распределение и введение кофе в паек для всех раненых заставило Советский Союз даже увеличить его закупки по сравнению с довоенным периодом.
Всего с 22 июня 1941 года по конец 1945? Ежегодные закупки кофе во время войны выросли в два раза по сравнению с 1940 годом, а до начала массированных поставок сырья из США большая часть попадавшего в СССР кофе закупалась в Колумбии. По воспоминаниям участников Парада Победы в июне 1945 года, всех солдат, которым предстояло промаршировать по Красной площади, в тот день подняли в час ночи и каждому выдали по стакану кофе… Небывало высокое для СССР количество кофе - свыше 9 тыс. И дальше, вплоть до смерти Сталина, объемы закупок резко колебались - например, в 1950 году импортировали 1,2 тыс.
После войны и до смерти вождя кофе закупался в основном в Бразилии, хотя дипломатические отношения между этими странами были разорваны еще в 1947-м. Зато все последующие десятилетия кофейный импорт непрерывно и стремительно рос. Впервые он превышает пик дореволюционного в 1959-м, когда закупили 13,3 тыс. За следующие два года импорт кофе в СССР удваивается - напиток впервые из элитного превращается в доступный широким массам населения.
В первый год правления Брежнева наша страна импортировала 30,3 тыс. Всего за период руководства "дорогого Леонида Ильича" потребление натурального кофе в стране выросло в полтора раза. С 1972 года в СССР на Днепропетровском комбинате пищевых концентратов впервые началось собственное производство растворимого кофе. И хотя этот продукт традиционно считался советским дефицитом, но именно в годы брежневского "застоя" чашечка кофе стала привычным спутником нашей жизни.