Елеосвящение (Соборование) – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные.
В текст чинопоследования Елеосвящения «поскору» внесены изменения
Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. По итогам заседания был принят рад решений по вынесенным в обсуждение вопросам, что отражено в Журналах Священного Синода от 24 августа 2023 года. Говоря же в целом об. 26 апреля 2024 года, в пятницу шестой седмицы Великого поста, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения купола с. 11 февраля 2024 года епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине.
В дни поста над казаками-добровольцами совершили чин елеосвящения
Семь раз во время соборования читают Апостольское и Евангельское чтения и семь раз помазуют елеем. В молитвах священники и все собравшиеся призывают Господа освободить верующих "от всякой болезни и слабости души и тела". Есть мнение некоторых священников, что во время соборования прощаются забытые грехи.
Неужели мы причастились Святых Христовых Таин и после этого думаем, что попадем в ад за те грехи, которые забыли по немощи? Основанием для совершения таинства Елеосвящения соборования служит Послание св. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.
Имеет веру, желание и понимание сути таинства. А не так, что человек ничего не знает, молитвенно не участвует в происходящем и, порой, даже находится без сознания. Далее у апостола Иакова говорится: «Исповедуйте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» Иак. Это указывает на то, что мы должны в грехах каяться. Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания.
Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает».
Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику.
Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти.
Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие.
И ныне: Явилася еси в божественном Твоем храме плодовитая, Мати Творца, Маслина, Еюже исполнен явися мир милости: темже спасай молитвами осязания Твоего страждущаго. Кондак, глас 2: Подобен: Вышних ища: Милости Источник сый Преблагий, верою теплою к милости неизреченной Твоей припадающия, Благоутробне, от всякаго избави озлобления, и тех недуги взем, подаждь божественную благодать свыше. Песнь 7 Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Ты в милости и щедротах Твоих, Спасе, Едине Боже, всех исцеляяй, страсти же душевныя, и телесная сокрушения, и сего в недузех страждущаго Сам исцеляя уврачуй. Внегда помазатися елеем помазания всех главам, подаждь сему веселия радость, милость ищущему Твоего избавления, Христе, богатою Твоею милостию, даруй, Господи. Слава: Меч есть над демоны, Спасе, Твоя печать; огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы. Темже верно поем Тя приемлющии исцеление.
И ныне: Ты Держащаго горстию вся, Мати Божия, внутрь во чреве приимши боголепно, и неизреченно воплотивши, о страждущем умилостивити Сего просим. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа. Вся помилуй, Спасе, по велицей Твоей и Божественней милости: сего ради собрахомся вси, тайно вообразующе щедрот Твоих приклонение, помазание приносяще елеем, верою Твоему рабу, егоже и посети. Струями милости Твоея, Христе, и помазании священников Твоих, омый яко благоутробен, Господи, болезни и озлобление, и болезней нашествия, в нуждах страстей мучимаго, яко да славит Тя спасся благодарственно. Слава: Знамение еже свыше приклонения и тихости, милость божественную нам приписующим, Владыко, не удали Твоея милости, ниже презри верою присно зовущаго: благословите, вся дела Господня, Господа. И ныне: Преславное яко венец, Чистая, естество прият, божественное Твое Рождество, врагов сокрушающее ополчения, и побеждающее державно тех: сего ради благодатей Твоих радостными венчаеми светлостьми, Тебе воспеваем, Препетая Владычице. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества, тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Призри с небесе, Щедре, покажи Твою милость всем, даждь ныне заступление Твое, и крепость Твою приступающему к Тебе, божественным помазанием священников Твоих, Человеколюбче. Видехом, Преблагий Спасе, радующеся божественный елей приклонением Твоим божественным паче причастников, егоже приял еси, и изобразительно преподал еси, бани божественныя причащающимся.
Слава: Ущедри, помилуй, Спасе, избави от лютых, и болезней; избави от стрел лукаваго Твоих рабов души и телеса, яко милостивый Господь, помазанием божественным исцелеваяй. И ныне: Пения и мольбы, Дево, приемлющи Твоих рабов, избави лютых страстей и болезней, молитвами Твоими, нами, Пречистая, божественному Твоему крову притекающаго. Таже стихиры, глас 4: Подобен: Дал еси знамение: Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю , апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги: темже к елею Твоему верно приступающаго, и ныне яко благоутробен освяти, помилуй, от всякаго недуга очисти, и пищи нетленныя Твоея сподоби, Господи. Призри, Непостижиме, с небесе, яко благоутробен, рукою невидимою Твоею знаменав, Человеколюбче, наша чувства, елеем Твоим божественным, притекающему к Тебе верно, и просящему прегрешений оставление даруй, и исцеление души и телу, да любовию прославит Тя, величая державу Твою. Помазанием елеа Твоего, и священников, Человеколюбче, осязанием, раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя же скверны очисти, омый, Спасе, и многоплетенных соблазнов избави; болезни утиши, обстояние отжени и скорби потреби, яко щедр и благоутробен. Слава и ныне, Богородичен: Тебе чистейшую Цареву Палату молю, Многопетая, ум мой очисти оскверненный всякими грехами, и жилище красное Пребожественныя Троицы сотвори, яко да силу Твою и безмерную милость величаю спасаемый, непотребный раб Твой. Таже, Трисвятое: Пресвятая Троице: По Отче наш: Яко Твое есть Царство: Таже тропарь, глас 4: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов, и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. По сих же диакон, или первый от священников, глаголет ектению: Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О рабе Божии или: о рабе Божией имярек , и о еже в Бозе посещении его, и еже приити на него благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани его и нас, Боже, Твоею благодатию.
Синоду виднее, конечно... Нельзя не отметить радикальные перемены в Санкт-Петербургской митрополии, где неожиданно сменили сразу двух епископов. Епископа Кронштадтского Назария Лавриненко , который управлял Александро-Невской Лаврой аж с 1996 года а до этого был игуменом Коневецкого монастыря почему-то сослали в Пензенскую митрополию управлять Кузнецкой епархией кафедра вдовствовала с 2019 года. За почти 30 лет слова «епископ Назарий» и «Александро-Невская Лавра» уже стали синонимами, поэтому решение Синода и выглядит неожиданным.
Причём, смена наместника Лавры произошла буквально накануне празднования дня святого Александра Невского 12 сентября , когда, как ходят слухи, должна будет состояться передача из Эрмитажа по решению Президента исторической серебряной раки благоверного князя. Неужели владыка Назарий не справился с подготовкой к торжествам? Епископа Назария сменит епископ Вениамин Кириллов из Мордовской митрополии, которого рукополагал ещё во диаконы нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка Вениамин по образованию историк, есть надежда, что это сделает Лавру центром церковно-исторических штудий. Не менее удивительна и отставка епископа Игнатия Пунина с поста Выборгского и Приозерского архиерея. Выдвиженец самого патриарха Кирилла, епископ Игнатий успел побывать викарием Смоленской епархии при митрополите Кирилле , викарием Патриарха Кирилла в Москве, управляя отделом по делам молодёжи, а с 2013 года управлял Выборгской епархией. Теперь владыка поедет укреплять православие в Сибирь, в город Минусинск Красноярского края. На его место прибудет из Нижегородской Выксы епископ Варнава Баранов. Чем провинился епископ Игнатий, тоже неизвестно. Обе кафедры — и Ардатовская, которую возглавлял епископ Вениамин, и Выксунская, которую возглавлял епископ Варнава, — останутся пока вдовствующими, ими, согласно решению Синода, будут временно управлять митрополиты Мордовский и Нижегородский.
Говоря же в целом об итогах петербургского заседания Священного Синода 24 августа, можно согласиться с коллегами из тлг-канала «Хризма», которые отмечают , что «священноначалием продолжен курс на защиту церковного единства как в межправославном отношении, так и внутрицерковном и укрепление здорового традиционализма».
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
- Таинство Соборования. Когда, как и зачем? - YouTube
- Понятие краткого чина соборования и полный текст службы поскору
- ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ В ХРАМЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
- Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные - БМ
Помощь телеканалу
- Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании
- Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
- О таинствах. Таинство Елеосвящения
- Чинопоследование Таинства Соборования
- Расписание богослужений
- Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
Храм Николы на Глинках обрел свой голос
Соборование: как не надо Фото Юлии Маковейчук Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.
Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.
Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве?
Соборование — потому, что в этом Таинстве принимает участие "собор", то есть несколько священнослужителей. Семь раз во время соборования читают Апостольское и Евангельское чтения и семь раз помазуют елеем. В молитвах священники и все собравшиеся призывают Господа освободить верующих "от всякой болезни и слабости души и тела".
Добавление покаянных тропарей уравновешивает эти две темы. Помимо этого, полный чин Елеосвящения состоит из двух больших частей - предварительной, в которую включены только псалмы и песнопения но не священнодействия , и основной, во время которой читаются отрывки из Апостола и Евангелия и священники возносят Богу молитвы и совершают священнодействия.
Но аллилуиарий все-таки подразумевает продолжение, а без покаянных тропарей получается, что его нет, - объяснил член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства священник Михаил Желтов.
Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А.
Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих.
Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни.
Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью...
Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к Соборованию». К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае:«Негодных бабьих басен отвращайся 1 Тим. Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.
Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы.
Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения.
Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов.
История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего.
Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа». После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения.
Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали следующие факторы. Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.
Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры, которые содержали в себе моление о болящем; а также тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов.
На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Утром, в день совершения Таинства Елеосвящения, совершался еще ряд служб: так называемая агрипния специальное богослужение о больном , утреня и Литургия: а главнейшей составной частью агрипнии были каноны, один из которых - бессребреникам. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного.
Монастырь приглашает на таинство Елеосвящения (Соборования)
Иеремии;Воскресенский собор ;17:00 Великая вечерня. Российских Бориса и Глеба. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Феодосия, игумена Киево-Печерского. Тимофея, чтеца и Мавры;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Пелагии, девы Тарсийской;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Ирины Македонской;Воскресенский собор ;17:00 Всенощное бдение. Водосвятный молебен на Живоносном источнике. Арсения Великого;Воскресенский собор ;17:00 Всенощное бдение.
Акафист свт. Епифания, епископа Кипрского, Германа, патриарха Константинопольского;Воскресенский собор ;17:00 Всенощное бдение. Исидора Хиосского;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Пахомия Великого;Воскресенский собор ;17:00 Великая вечерня. Малое освящение воды на Живоносном источнике.
В епархиях на территории России собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2920 тонн гуманитарной помощи из них за отчетный период — более 350 тонн. В том числе свыше 1830 тонн из них за отчетный период — 290 тонн направлено в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Изюмскую, Запорожскую, Луганскую, Новокаховскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую епархии. Многие епархии, монастыри и приходы направляют гуманитарную помощь самостоятельно. С июня 2023 года предметом особенного внимания и одним из приоритетных мест направления гуманитарной помощи стали районы Херсонской области, затопленные вследствие подрыва Каховской ГЭС. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населенные пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. В Москве, а также в приграничных зоне боевых действий Белгородской, Воронежской и Ростовской епархий продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. За весь период работы в этих штабах приняли и обработали свыше 138 000 обращений в том числе за отчетный период — 43 200. Беженцы были размещены в 63 церковных учреждениях различных епархий. С марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом. С июня 2023 года в городе Волновахе Донецкой Народной Республики фондом «Волонтерский корпус 36» Воронежской епархии открыт гуманитарный штаб. Помимо оказания материальной помощи добровольцы из Воронежа восстанавливают частные жилые дома. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оказывает помощь беженцам в Москве и направляет добровольные бригады врачей для эвакуации раненных, требующих стационарного лечения в Москве. С марта 2022 года в Москве оказана медицинская помощь 1290 беженцам за отчетный период — 412. С мая 2022 года вывезено 216 пациентов за отчетный период — 110. Продолжаются выезды добровольческих врачебно-сестринских бригад для оказания медицинской помощи в Новороссии, в том числе для проведения хирургических операций и ухода за ранеными. Продолжают действовать краткосрочные курсы по уходу за ранеными, организованные Учебным центром больницы святителя Алексия при поддержке Синодального отдела по благотворительности. Курсы окончили 840 человек в том числе за отчетный период — 307 человек. Больничные добровольцы, подготовленные в рамках курсов, вахтами направляются для ухода за больными и ранеными в военные госпитали Москвы, Московской области, а также Новороссии. Выездные курсы в Луганске, Горловке, Донецке, Макеевке, Мариуполе, Антраците прошли 280 человек, проживающих в этих городах. После проведения курсов в Горловке и Луганске были организованы местные сестричества. Вахтами в Донецкое клиническое территориальное медицинское объединение выезжают добровольцы Рыбинской епархии, на Донбасс — добровольцы Кинешемской епархии. От Рыбинской епархии с середины октября 2022 года съездили 330 человек, от Кинешемской с начала декабря 2022 года в Донецк, Лисичанск и Мариуполь — 44 человека. В Ростове-на-Дону сформирована группа местных добровольцев по уходу за ранеными — 80 человек. В центре оказывают первичную медицинскую помощь и стационарную социальную помощь прачечная, душевая, обогрев , адресную социальную помощь. С 1 января 2023 года в центр поступило более 11 000 обращений. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла продолжается работа по восстановлению храмов Донбасса, получивших повреждения от обстрелов. По состоянию на конец августа 2023 года в 12 храмах работы полностью завершены. Во вторую очередь подлежат восстановлению 18 храмов — средства на данные работы уже выделены благотворителями по ходатайству Его Святейшества. Восстановлением храмов также занимаются Благотворительный фонд «Победа» и ряд регионов. На средства упомянутого Фонда восстановлены 3 храма в Мариуполе. В состоявшуюся в начале июля с. На основании полученной информации готовится сметная документация, изыскиваются источники финансирования восстановительных работ. Найдены источники финансирования разработки проектов двух духовно-просветительских центров в городах Луганске и Ровеньки. Проектные работы будут окончены к концу 2023 года. Доклад принять к сведению. Выразить благодарность всем, оказывающим помощь пострадавшим в зоне конфликта и беженцам. Призвать епархиальных архиереев к дальнейшему активному вовлечению епархий в организацию гуманитарной помощи людям Новороссии. Справка: В ходе заседания Высшего Церковного Совета 27 июня 2023 года были заслушаны доклад митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия о состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла поездке в Херсонскую область для оценки гуманитарной ситуации вследствие подрыва Каховской ГЭС, а также доклад епископа Верейского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, о гуманитарной работе на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. По итогам обсуждения докладов Святейший Патриарх предложил создать постоянно действующий рабочий орган по организации гуманитарной работы на упомянутой территории, что было поддержано Высшим Церковным Советом. С целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненым военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, — учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях. Патриаршей гуманитарной миссии осуществлять свою деятельность во взаимодействии с председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, Преосвященным митрополитом Воскресенским Дионисием. Выразить благодарность Преосвященному митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию за проведенную подготовительную работу по организации Патриаршей гуманитарной миссии. Руководство Патриаршей гуманитарной миссией на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей поручить Преосвященному епископу Верейскому Пантелеимону, председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Преосвященному епископу Пантелеимону координировать работу по оказанию помощи раненым военнослужащим — особенно на территориях, ближайших к линии боевого соприкосновения, — с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами Преосвященным Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских. Митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий от имени архиерейского совета Приамурской митрополии ходатайствует о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Леонида Серебренникова. Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием Солодчиным в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области ныне село Лермонтовское Хабаровского края , а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села. В начале января 1919 года в село Лермонтовка вошел партизанский отряд под руководством Ефима Гармашова. Помимо грабежей и диверсий против интервентов отряд проводил расправы над людьми, которые, по их мнению, мешали делу революции. Священники входили в их число. Из поколения в поколение передавался следующий рассказ о мученической смерти священника: «В 1919 году, на Рождество, после елки, организованной в приходской школе, отец Леонид был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Батюшка был очень сильный и добрый. Бандиты издевались над священником, который, будучи большого роста и недюжинной силы, не сопротивлялся своим убийцам. Они прыгали на него, катились на его спине до речки, шпыняли ножами, потом заставили долбить прорубь, раздели и со словами: «Ты нас крестил, и мы тебя будем крестить» — опустили под воду. Когда он, уже израненный, цеплялся за кромку льда, ему раздробили все пальцы на руках, потом он ушел под воду, а утром люди выловили его тело и похоронили».
Соборование — потому, что в этом Таинстве принимает участие "собор", то есть несколько священнослужителей. Семь раз во время соборования читают Апостольское и Евангельское чтения и семь раз помазуют елеем. В молитвах священники и все собравшиеся призывают Господа освободить верующих "от всякой болезни и слабости души и тела".
Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его. Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов... Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие. В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье. Это — народный обычай, а не обязательное требование… Да будет воля Твоя Допустим, человек в болезни прибег к таинству Елеосвящения. Но исцеления не произошло. Как к этому относиться? Может быть, плохо помолился, больше глазел по сторонам. А, может, воля Божия об этом человеке такова, что ему нужно спасаться терпением болезни. Принять болезнь, а не бегать собороваться снова и снова. Протоиерей Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» «За жизнь мира».
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения. В Великую Пятницу Вечерня с выносом Плащаницы, Утреня с Чином Погребения архиерейским чином совершатся в Серафимовском соборе г. Кирова. Search metadata Search text contents Search TV news captions Search radio transcripts Search archived web sites Advanced Search.
ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
Все новости. Начальник УФСИН России по Самарской области Алексей Климов встретился с епископом Тольяттинским и Жигулевским Нестором. В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. По окончании чина закладки храма митрополит Кирилл обратился к присутствующим со словом, в котором отметил важность храма в жизни каждого православного христианина. Синод РПЦ назначил митрополита Тихона главой Крымской митрополии, созданной в 2022 году и объединившей все епархии на полуострове. Управделами РПЦ митрополит Дионисий выведен.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами – приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме.
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
В Священном Писании приводятся такие примеры: прежде всего, это болезнь ветхозаветного страдальца Иова, а также судьба евангельского слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии Ин. И все же абсолютное большинство болезней, особенно в современном мире, признается следствием греха, и это четко прослеживается в чинопоследовании Елеосвящения. Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе См. Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А. Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати.
Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью курсив — ред.
К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим. Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит.
В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего.
Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви.
Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным».
Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа». После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали следующие факторы. Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения.
Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры, которые содержали в себе моление о болящем; а также тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Утром, в день совершения Таинства Елеосвящения, совершался еще ряд служб: так называемая агрипния специальное богослужение о больном , утреня и Литургия: а главнейшей составной частью агрипнии были каноны, один из которых - бессребреникам. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников. Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники - свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш».
Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес... По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Тайн. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых - накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети». В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского, определяется следующими библейскими преобразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии.
Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки. Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь. Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения И при совершении Таинства в храме, и при совершении его в домашних условиях, используются следующие предметы и принадлежности: 1.
Это древняя русская техника, которую Мария Беляева, фольклорист и знаток русского творчества, преподала детям. Все встречи прошли интересно и плодотворно - дети и взрослые узнали новые техники и приемы работы с известными материалами, а также самостоятельно изготовили подарки и сувениры к предстоящему Празднику Пасхи.
Семь раз во время соборования читают Апостольское и Евангельское чтения и семь раз помазуют елеем. В молитвах священники и все собравшиеся призывают Господа освободить верующих "от всякой болезни и слабости души и тела". Есть мнение некоторых священников, что во время соборования прощаются забытые грехи.
История формирования чина Елеосвящения
Все новости. Начальник УФСИН России по Самарской области Алексей Климов встретился с епископом Тольяттинским и Жигулевским Нестором. важное > В праздник Крещения Господня митрополит Исидор совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды. В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Search metadata Search text contents Search TV news captions Search radio transcripts Search archived web sites Advanced Search. Во время таинства елеосвящения священники молятся о даровании им благодатной силы к совершению священнодействия.