Киевский режим отказался от соглашения с Россией и Турцией по обеспечению безопасности судоходства в Черном море. Турция с этим решительно не согласна, поскольку море принадлежит всем странам в равной мере, полагает обозреватель турецкой газеты Cumhuriyet.
Черное море никогда не будет принадлежать НАТО — Кремль
Спустя два месяца переговорного процесса власти Украины в последний момент прекратили своё участие в обеспечении безопасности судоходства в Чёрном море по соглашению с Россией и Турцией. Он подчеркнул важность проведения комплексных исследований, чтобы лучше понять, как решать проблемы, создаваемые человеком на Чёрном море. Турецкие власти не пропустили суда Тихоокеанского флота РФ в Черное море. Вооруженный конфликт на Украине внезапно показал, насколько важным является Черное море, причем сразу для нескольких государств, пишет iROZHLAS.
Черное море никогда не будет принадлежать НАТО — Кремль
«До открытия огня по судам в Чёрном море дело скорее всего не дойдёт, — рассказал военный эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин. Капудан-паша (главнокомандующий турецким флотом), заявил, что Черное море принадлежит султану, и что со всякими встреченными русскими военными судами он будет поступать, как с разбойничьими. Читайте последние новости дня по теме Черное море: Ученый о вылове редкого спинорога в Черном море: лучше было бы сдать экологам для изучения, Пять судов проверили во время рейда в акватории Сухумской бухты. “Чем меньше российский Черноморский флот, тем безопаснее в Черном море”, – заявил Владимир Зеленский 6 ноября. После взрыва на Каховской ГЭС купаться в Черном море стало опасно?
Договор с Украиной по Азовскому морю разорван: что получила Россия?
После крушения сухогруза Seamark к сочинскому орнитологу Александру Дворецкому приносили уже 14 птиц со следами нефтепродуктов - чернозобую гагару, чомгу, или большую поганку, черношейную поганку. Сначала из Туапсе, а потом и из Сочи - нефтяное пятно быстро распространилось. Когда птица намокает в таких веществах, то просто тонет, у нее нарушается терморегуляция, она переохлаждается и старается быстрее выйти на берег. Сама птица очиститься не может, поэтому приходится ей помогать. Очищать птиц от следов нефтепродуктов нужно предельно аккуратно, и водой это не получится сделать, можно с моющим средством, используя щетку, губку и тряпку, главное - чтобы содержащиеся в средствах поверхностно активные вещества не попали на кожу. Сначала нужно смыть верхний слой жирной смазки. После полного очищения нужно дать птице обсохнуть, можно даже ее покормить и быстрее отпускать на волю, - отметил он. Стоит сказать, что случившееся кораблекрушение в Черном море - не первое за последние несколько лет.
В декабре 2018 года в морском порту Новороссийска сухогруз Rio под флагом Того в результате неблагоприятных погодных условий был выброшен мощными волнами ближе к берегу, где до сих пор и находится. Почти сразу после инцидента он стал местной туристической достопримечательностью. Путешественники приезжают, чтобы сделать на его фоне селфи, насладиться открывающимися со скал морскими видами и потрогать исполинский стальной корпус. И если в случае с судном Seamark сумма ущерба не обозначена - только масштаб бедствия, то с сухогрузом Rio размер штрафа вполне конкретный и с впечатляющими цифрами. В прошлом году капитан морского порта Новороссийска издал распоряжение об удалении затонувшего имущества, после чего сотрудники Росприроднадзора провели выездное обследование акватории Черного моря в районе выброшенного на мель судна.
Теперь угрозу для России на Черном море будут представлять украинские подводные дроны-«камикадзе» типа «Маричка» и их аналоги. Передача Украине американских истребителей четвертого поколения F-16 означает, что в распоряжении Киева неизбежно окажутся и американские противокорабельные ракеты воздушного базирования, которые позволят ему взять под контроль значительную часть черноморской акватории. Кто виноват? Динамика у происходящего на Черном море, как говорят медики, негативная. Проблема была заложена в июле 2022 года, когда ВС РФ еще сохраняли за собой плацдарм на правобережье, и была возможность при своевременном проведении мобилизации перейти к наступлению на Николаев, Кривой Рог и дальше, на Одессу. Однако вместо этого была заключена злополучная зерновая сделка, которая не принесла России ничего, кроме потерь, военных и имиджевых. О том, что именно этим дело и закончится, мы предупреждали еще до подписания в Стамбуле этого соглашения. В конечном итоге, спустя год, Москва все же вышла в одностороннем порядке из черноморской инициативы. Предполагалось, что после этого и Киев утратит возможность экспортировать зерно, зарабатывая валюту и получая через Одессу грузы военного назначения. Однако этого не произошло. Судовладельцев честно предупредили о возможных сопутствующих рисках, но уже 16 сентября в тестовом режиме в Одессу зашли за зерном два сухогруза, сообщил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков: Первые гражданские суда воспользовались временным коридором по направлению к украинским портам. На сегодняшний день объем вывезенного из Одессы, Черноморска и Южного без разрешения России украинского зерна превысил 4 миллиона тонн, заявил президент Зеленский: Работает зерновой коридор. Сейчас преодолеваем отметку в 4 млн тонн грузов и сохраняем позитивную динамику.
И тем не менее, удивительно, что один из проектов реализуется буквально в 1,5 часах еды от моего дома, но я о нем узнал только вчера. Речь о морском курорте «Геленджик Марина» Стоимость проекта — 100 млрд рублей примерно как автомобильная часть Крымского моста и начнут его реализовывать уже через несколько месяцев, летом 2024 года. Город Геленджик легко отличить от любого другого города России даже по снимку из космоса — он построен вокруг бухты с узнаваемой округлой формой: Два мыса, смыкающие эту бухту так и называются: Толстый и Тонкий мыс. Между мысами практически на всем побережье бухты проложена единая набережная длиной 14 км. Кстати, это очень красивая набережная, прогулке по которой можно посвятить целый день или даже два. Только вот, как видно из карты, в районе Тонкого мыса набережной нет.
Если нет, то этот естественный процесс будет продолжаться без вмешательства человека». Ученые подсчитали, что за 20 лет побережье Краснодарского края может сократиться на несколько сотен гектаров из-за абразионных и оползневых процессов. А это нанесет 608 млн рублей ущерба. И это только по кадастровым ценам. В действительности же материальные потери могут быть в разы больше. Популярное за сутки.
Турция не пустит в Чёрное море военные корабли нечерноморских стран
По официальным данным, в 2021 году порт Бердянска сократил перевалку грузов на 24,6 процента, до 1,621 миллиона тонн. В Мариупольском морском порту — упал на 2,9 процента, до 6,306 миллиона тонн. При этом во времена СССР грузооборот достигал 17 миллионов тонн, да и само море в первую очередь рассматривалось исключительно как экономическая акватория из-за малой глубины и количества рыбы, избравшей Азовскую акваторию своим ареалом. Кроме того, нельзя не отметить и увеличение числа браконьеров, которые своими неконтролируемыми выловами привели к исчезновению нескольких пород промысловых рыб и нанесли невосполнимый экологический ущерб региону. Но после окончательной потери Киевом частей Херсонской, Запорожской и Донбасса устраивать подобные провокации ныне довольно затруднительно, но, увы, не невозможно. Многие эксперты считают, что в ближайшее время восстановится грузооборот судов, появится много государственных программ по разведению промысловых рыб. Также станет возможным пресечение деятельности браконьеров и нанесения ущерба экологии акватории. Все усилия России в последнее десятилетие, предпринятые для восстановления популяции осетровых и иных пород, сводились на нет масштабным браконьерством Украины. Теперь появится возможность разводить белугу, стерлядь, осетра, сельдь, судака и другую рыбу в естественных условиях и пресекать деятельность браконьеров», — считает заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская. Кроме того, нельзя не вспомнить многочисленные в советское время детские лагеря и санатории, которые за время нахождения части побережья Азовского моря в составе Украины были закрыты из-за недостатка финансирования, а также осуществления ряда коррупционных схем по отчуждению государственной собственности в частную.
Сегодня у акватории есть все возможности для раскрытия своего мощного потенциала.
Представитель минобороны Турции рассказал, что 11—12 октября в Брюсселе состоялось совещание министров обороны стран НАТО. По его итогам ведомство заявило, что баланс в Чёрном море будет сохраняться в рамках принципа «региональной собственности». Мы решительно боремся со всеми формами и проявлениями терроризма и ожидаем в этом отношении поддержки от наших союзников», — сообщили в ведомстве. Согласно конвенции Монтрё по названию города в Швейцарии, где проходила конференция , принятой в 1936 году, Турция восстановила суверенитет над Босфором и Дарданеллами. При этом она пообещала соблюдать принципы международного морского права.
Открылась дорога в Крым и по морю, и по суще, сказал политолог. Аналитик Андрей Суздальцев в интервью «НИ» заявил: — Азовское море было одно из самых рыбных морей на планете. И совсем ведь недавно — в 1950—1960 годы.
Сейчас море пустое и в немалой степени руку к этому приложила Украина. При этом ни одного рыборазводного завода украинцы так и не построили на своей территории. Все подобные предприятия находились в России южнее Ростова-на-Дону.
Возникали проблемы и с морской экологией. К этому добавьте вопросы об экономических зонах и шельфе. Сейчас все эти проблемы легли на Россию.
На самом деле — это миф! Ничего там не находили и никакой добычи в регионе не ведется. А компания Лукойл, про которую говорили, что она разрабатывает месторождение нефти на Азове, насколько известно, успешно работает на соседнем Каспи и в акватории Азовского моря не появлялась.
Янина Соколовская, украинский политолог рассказала «Новым Известиям» о том, что на Украине никак не реагировали на вчерашнее решение Госдумы о денонсации договора по Азовскому морю.
Работы по откачке закончились к четырем утра. Глава СБУ Василий Малюк заявил, что любые насильственные действия, которые Украина совершает в акватории Черного моря по отношению к россиянам, являются совершенно легитимными и представляют собой акт справедливого возмездия. Черное море принадлежит Украине, а у российского присутствия нет законных оснований. И они будут продолжаться, пока россияне не покинут акваторию.
Эксперты предполагают, что такие дерзкие заявления Украина делает, поскольку получила одобрение на свои провокации и теракты от западных партнеров во время саммита Украина-НАТО.
Что нужно для возвращения России инициативы на Чёрном море
Поскольку Европа стремится стать все более независимой от российских нефти и газа, на первый план все чаще выходят богатые природными ресурсами государства Кавказа, прежде всего Азербайджан. Баку экспортирует нефть и газ в Европу через Грузию и Турцию. Этот маршрут через Черное море обходит как Россию на севере, так и Иран на юге и поэтому имеет особое стратегическое значение для европейцев, которые ввели жесткие экономические санкции против этих двух государств. С 1997 года и до начала войны РФ против Украины Североатлантический альянс ежегодно проводил в этой акватории масштабные учения. Турецкий баланс интересов Это связано с Конвенцией Монтрё от 1936 года, которая гарантирует Турции полный суверенитет над Босфором и Дарданеллами - единственным выходом из Черного моря в Средиземное. Сразу после начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Турция закрыла эти проливы не только для российских, но и для всех военных кораблей, благодаря чему баланс военно-морских сил на Черном море сохраняется до сих пор. Таким образом, Турция занимает сейчас ключевое геостратегическое положение, поскольку контролирует выход к Черному морю, что гарантируется международными договорами. Турция в высшей степени заинтересована в том, чтобы закрепить за собой ведущую роль в регионе перед лицом НАТО.
Особое значение для Анкары имеют при этом связи с Россией. Как в Анкаре, так и в Москве Черное море считают приоритетной зоной интересов, и Турция внимательно следит за тем, чтобы баланс сил в Черноморском регионе, сложившийся за десятилетия, по возможности сохранялся.
По словам военного эксперта Василия Дандыкина, корабли нечерноморских стран не смогут пройти по Черному морю — значительную роль в этом сыграла Турция. Это очень важно. Украина рассчитывала на Анкару, поэтому для нее это, скорее всего, большой шок.
Более того, я думаю, что страховщики, после того, как наши силы уже третий день наносят удары по портам черноморского побережья, просто не не пойдут на такой риск и откажутся страховать суда. Что же касается Болгарии, Румынии, то я думаю, что и они будут очень осторожны в этом вопросе. У Черноморского флота есть все возможности для этого. Как раз здесь пригодятся патрульные корабли, типа «Василий Быков». Их сейчас у нас четыре, пятый вот-вот появится.
Если что-то обнаружим — примем соответствующие меры. Зона специальной военной операции обозначена, практика досмотров есть. Но зерновых грузов принципиально быть не может.
В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны. Путин ранее заявлял, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике.
Страны Запада потребовали от России освободить моряков и обеспечить свободу судоходства. В пятницу появились сообщения о маневрах российских военных кораблей в районе Керченского пролива.
По сообщению командования российского Черноморского флота, подводные лодки начали учения у берегов Крыма.
Учёные пригрозили масштабной катастрофой Чёрного моря
Поэтому она не позволяет своим союзникам по НАТО обеспечивать полноценное морское присутствие в Черном море, иначе России было бы, конечно, намного тяжелее», — рассказывает Илья Крамник, научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО им. Примакова РАН. Именно поэтому после событий 2014 года ключевым игроком в черноморском регионе для России оставалась Турция, отношения с которой выстраивались нелинейно и непросто. Анкара отнюдь не была в восторге от того факта, что Россия вернула себе Крым. А еще меньше ей было по нраву решение Москвы о начале военной операции в Сирии, которая спутывала планы самой Анкары на востоке этой страны, как и во всем Восточном Средиземноморье. Нарастив свое присутствие в Средиземном море впервые с момента окончания холодной войны , Россия действительно резко изменила баланс сил в регионе. Успех в Сирии позволил Москве значительно увеличить свой авторитет и вес на Ближнем Востоке, а также получить дополнительные рычаги давления на Анкару, что не могло не нервировать последнюю. Собственно, инцидент со сбитым Су-24 в Сирии в 2015 году, инициатива Анкары по созданию в Черном море совместного флота Болгарии, Румынии и Турции которая, впрочем, так ни к чему и не привела или развязывание конфликта в Нагорном Карабахе, на который Баку вряд ли решился бы без поддержки соседа, явно об этом сигнализировали. Тем не менее все это не препятствовало развитию двусторонних прагматических отношений, в которых были заинтересованы и та и другая сторона. России было важно сохранить конструктивный диалог с владелицей черноморских проливов, чтобы поддержать свою группировку в Сирии и в Средиземном море, сдерживать аппетиты НАТО и развивать взаимовыгодное торговое и экономическое сотрудничество.
Москва и Анкара также выстраивают диалог по ряду ключевых вопросов безопасности на Ближнем Востоке и за его пределами. А по итогам 2021 года Турция стала крупнейшим импортером продукции российского агропромышленного комплекса. Так что будущее черноморского региона напрямую завязано на то, как будут развиваться российско-турецкие отношения», — резюмирует Прохор Тебин. Для Турции невмешательство в конфликт третьих сил и активное посредничество между враждующими сторонами — главная гарантия того, что конфликтный потенциал в черноморском регионе не будет нарастать. Отсутствие «сухопутного моста» в Крым постоянно генерировало опасность обрыва связи между полуостровом и материком Уязвимости Крыма Таким образом, за минувшие восемь лет России удалось значительно расширить и укрепить зону своего влияния на Черном море. Однако само ее положение в регионе нельзя было назвать прочным. С одной стороны, отсутствие «сухопутного моста» в Крым постоянно генерировало опасность обрыва связи между полуостровом и материком вспомним теракт на Крымском мосту , со всеми вытекающими отсюда последствиями. Было ясно, что Киев с большой долей вероятности попытается силой переписать события 2014 года. С другой стороны, по мнению Василия Кашина, директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, под постоянной угрозой находился и весь Черноморский флот: «Так как Черное море сравнительно небольшое, хорошо просматривается и простреливается, достаточно иметь под рукой систему даже не самых современных береговых ракет и хорошие разведданные, чтобы нанести серьезный урон Черноморскому флоту».
Вспомним утрату ракетного крейсера «Москва» в апреле минувшего года. Наконец, оставалось невозможным и полноценное экономическое развитие Крыма без интеграции полуострова с экономикой и инфраструктурой Херсонской и Запорожской областей, а также ДНР и ЛНР, полагает Александр Караваев. Исходя из этих соображений многие военные аналитики, кстати, полагали, что Россия, начав СВО, главную ставку сделает на южном направлении Украины, чтобы купировать возможные угрозы на море и обеспечить долгосрочную стабильность своего Юга. Теперь же, в условиях реальности санкций, затягивания конфликта и стремительного насыщения Украины западным оружием в том числе подводными беспилотниками вопрос сохранения влияния на Черном море для России оказывается напрямую связан с контролем над всем побережьем Украины. Рецепт победы и рецепт поражения Что конкретно получит Москва, в случае успеха на юге Украины? Во-первых, Россия сможет закрыть основную угрозу безопасности для флота, как и для всего Крымского полуострова, защитив и укрепив «сухопутный мост» в Крым, считает Василий Кашин. Во-вторых, это приведет Украину к полному экономическому краху. Лишившись портов в Херсоне, Николаеве и Одессе, Киев не только утратит свою экспортную инфраструктуру, но и основную долю того, что она, собственно, экспортирует — сельхозпродукцию главным образом зерно.
К тому же нельзя сказать, что все собранное зерно именно заблокировано, его можно вывозить другими путями, хотя это дороже и дольше. Если глава германской дипломатии намекает на угрозу голода и роста продовольственных цен, то администрация Байдена сразу перешла к намекам об угрозах совсем иного уровня, заявив, что, по данным разведки США, русские действительно могут атаковать гражданские суда.
А спикер Совета национальной безопасности Адам Ходж сообщил, что Россия якобы уже «установила дополнительные морские мины на подходах к украинским портам». Хотя, строго говоря, есть разница между установкой мин и именно прямой атакой против торговых судов. Зато теперь проведена информационная подготовка, и когда какое-нибудь судно, не дай бог, все-таки подорвется на мине, то можно будет обвинить в этом Москву. И попытаться донести до развивающихся стран месседж, что это именно русские снова пытаются морить бедные страны голодом. В свете предстоящего саммита Россия — Африка самое оно. Стоит заметить, что Минобороны РФ было несколько более корректным в формулировании угроз, чем их визави с Украины. Российские военные заявили дословно, что все корабли, направляющиеся в порты Украины, будут рассматриваться как потенциально перевозящие военные грузы, а страны флага судов, идущих на Украину, будут рассматриваться как вставшие на сторону Киева в СВО. Киев же заявил, что суда будут рассматриваться как военные цели. Что подразумевает возможность удара по ним без предупреждения. Нельзя исключать, наверное, полностью и такой вариант.
RU - Проход гражданских судов через организованный Киевом коридор в Черном море не имеет отношения к теме возобновления зерновой сделки, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На брифинге его попросили прокомментировать информацию о том, что 27 августа уже второе с момента прекращения "зерновой сделки" судно вышло в Черное море через организованный Киевом коридор, и спросили может ли это как-то отразиться на перспективах возобновления зерновой сделки".
Отмечается, что соответствующие информационные предупреждения об отзыве гарантий безопасности мореплавателям изданы в установленном порядке. Как сообщалось ранее, командование Черноморского флота предупредило 14 июля мореплавателей о минной опасности на северо-западе Черного моря в связи с обнаружением дрейфующей украинской мины.
Ее и множество других выставили военно-морские силы Украины в начале 2022 года в ходе минирования прибрежной акватории Черного моря.
Россия отозвала гарантии безопасности в черноморском коридоре
В документе сказано, что ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области вошли в состав РФ, поэтому берега Азовского моря и Керченский пролив теперь принадлежит лишь России, сообщает телеканал «Звезда». На Украине разрешили спор с Румынией по каналу «Дунай — Черное море». Reuters: Украина сорвала сделку с Россией и Турцией по судоходству в Черном море.