В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы.
Мара — кто она?
В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян. (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Богиня Морана в славянской мифологии. Марена, также известная как Мара, Марзанна, Морена, Морана, (на украинском, польском, словацком и чешском языках соответственно), является языческой славянской богиней. Богиня Морана. По преданиям Морана была рождена от искр, которые летели из-под молота Сварога, когда он бил о камень Алатырь.
Мара – славянская богиня смерти
1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором). Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. Новости Славянского Мира. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла.
Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
Богиня смерти Мара | Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи. |
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян | Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. |
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Новости Славянского Мира. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. В статье рассказывается о девяти русских Богинях, которые часто встречаются и известны из славянской мифологии.
Славянская богиня Марена
Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Слайд 4 Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест.
Марена — неоднозначна славянская богиня Сфера влияния Марена — могучее древнее божество у славян , которое является воплощением самой смерти. Она также связана с тьмой, болезнями и сезонными умираниями всего живого. Управляет холодом и метелями.
Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок.
Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной. Особенности имени Имя божества — Марена — может иметь и отличающиеся формы. Это происходит из-за обилия однокоренных слов, которые влияют непосредственно на имя. Помимо основного, встречаются и такие: Мара; Морана; Морена.
Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др. Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее. В умах людей она имеет такие характеристики внешнего вида: Стройная молодая дева. Значительно выше любой смертной девушки.
У нее длинные черные волосы с серебреными прядями. Кожа бледная, покрытая инеем. Глаза у нее невероятного цвета — насыщенно-голубые. Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка.
Изображают ее верхом на белоснежной кобыле. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса. Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости.
Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел. Место проживания В легендах славян встречается информация, согласно которой Мара большую часть времени обитает на границе двух миров Нави и Яви. Она может свободно перемещаться между мирами по Калиновому мосту, который перекинут через реку Смородину.
Нередко она упоминается, как Морана или Марена, а у восточных европейцев ее кличут Моржаной или Мармуриеной. Кстати, если брать знаменитые легенды о короле Артуре, то там тоже фигурирует Моргана, и вполне может быть, что в основе легенд лежит все один и тот же персонаж из славянской мифологии. Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии.
Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней. Но не за одно только зло была ответственна Мара. Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту. Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим.
Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь. Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости. Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю.
Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами.
Дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в чёрное и рвань, а также космата. Морана была дочерью снежной богини Лады.
Её рождение записано со слов следующим образом: съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Рoдила Лада Марену холодную, деву Смерти - царицу прекрасную.
Морана: Славянский гороскоп
Даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались моры. По преданиям древних славян, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос моры, тот умрет. Морена - божество-пряха, которое вершит судьбы обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Она шьёт и прядёт в лунные ночи, но делает это не к добру. Мара рвёт и путает кудель и пряжу хозяек, которые оставили всё это без благословения, и обрезает нить человеческой судьбы. Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон.
Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Особенно Мару боялись и уважали на Севере. Там, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине. Морену считали женой Чернобога , властителя Нави. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю. Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя».
После ритуала все сжигали или предавали воде, помолившись. У богини по легенде есть слуги, которых называли маары. Согласно мифам, они имели право в ночную пору ходить по жилищам людей и шептать их имена. Если кто-то отозвался, значит, скоро он должен был умереть. По другим сказам, место маар было за печью, откуда они приносили зло и несчастья в дом. Если верить русским народным сказкам, которые очень символичны и полны древнеславянских образов, Мара была супругой Кащея Бессмертного. Роль ее заключалась в принесении всяческих препятствий и преград на пути русских богатырей. Семейные узы Мары Здесь много версий и разных вариантов. По одной, Мара не жена, а дочь Кащея Бессмертного. По другой — сестра бога Перуна и дочь Сварога. Но есть и еще одна версия, кажущаяся самой правдоподобной, — Мара не имеет никаких родственников, она взялась из ниоткуда, это символ вечного кругооборота жизни и смерти, Яви и Нави. Это символ тьмы, а из нее произошла сама Вселенная. Те, кто придерживаются гипотезы, что Кащей, приравниваемый к Чернобогу, был все-таки супругом Мары, считают, что у этой семьи произошли на свет Род и Вышень — символ начала жизненного цикла у всего живого. Знакомство Кащея и Мары произошло при любопытных обстоятельствах. Мара пришла в мир Нави выручать пленниц, которые томились у Кащея. Даже сам Даждьбог просил за этих девиц и обещал награду. Мара обратилась к Ягине прототипу Бабы Яги за помощью. Именно через ее обитель Мара попала в Навий мир. После знакомства с Кащеем богиня сказала ему, что знает, где спрятана его смерть. Чтобы этот факт не стал достоянием общественности, Кащей сделал Мару своей женой.
Брат Михала Френцеля, филолог — Абрахам, которого Кайсаров в обзоре предыдущих исследований хвалит как более знающего, пишет о Марцане как о богине смерти. Кайсаров добавдяет свои любительские, уже русские этимологии. На Вацлава Ганку могли повлиять книги Френцеля или Кайсарова, когда де- лал подделку богини смерти в якобы чешских древностях. Подделка Ганки уда- лась и быстро прославила его в славистике эпохи романтизма. Об открытии старой рукописи в церковной башне городка Двур Кралове над Лабем Ганка объ- явил в 1817 году, а первое издание Краледворской рукописи напечатано в 1819 году. Потом печатались издания на чешском в 1829, 1835, 1843, а одновремен- но начали появляться многочисленные комментарии и переводы на славянские языки Некрасов 1872. Морена появляется в 4-ой песне Краледворской рукопи- си, в которой описывается бой воеводы Честмира и Власлава — врага пражско- го князя Неклана. Поэт-создатель и его соавтор Йозеф Линда в 217 стихе связа- ли смерть, Морену и ночь. В сопроваждающих словарях отмечено, что Морена, Марана — богиня смерти. В этой песне представлена борьба язычников Забоя и Славоя против насильственной христианизации. Поддельщики здесь связали в оппозиции Весну и Морану po puti wsiei y uesni po moranu 6, стих 40; Некрасов 1872: 88. Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается. Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея. В рукописи су- ществовали глоссы древнечешского языка, но к ним Вацлав Ганка добавил не- сколько сотень подделанных чешских глосс якобы монаха Вацерада и опубли- ковал под заглавием Mater Verborum в 1833 году. Отсутствие критических оценок ведущих чешских славистов, включая Павла Шафарика, которых тогда очень уважали, закрепило старые и новые якобы открытия библиотекаря, поэта и филолога. Во второй половине XIX века патриотические фантазии Ганки были разоблачены и филологиче- скими и химическими доказательствами. Очевидно, что в Ганкиных подделках польская форма Марцана, Мажана уступает место названиям Мора, Морана. В русских исследованиях славянской мифологии идеи Ганки влиятельно за- крепились. Историк Михаил Касторский пребывал в Германии и у Шафарика в Праге познакомился с тогда новейшими взглядами о славянских древностях. В конце тридцатых и в начале сороковых годов он в Санкт-Петербургском уни- верситете читал лекции по славянской филологии. Касторский набрасывает ряд данных, связанных со смертью, считая что и без аргументации понятно, что они потверждают существование богини Марены. Он указывает, что возле Грюнвальда найден женский кумир из глины с лицом покойника. Переходя на польские края, автор связывает фрагмент их хроники Кромера о бросании идолов Марзании и Зевонии на четвертой неде- ле поста в болота Касторский 1841: 113. В поиске подобных представлений у восточных славян, автор ссылается на изгнание смерти девушками в орловской губернии и неубедительно добавляет разнородный этнографический материал о посещении родительских могил с едой радуница , сжигании чучел Морены в слободско-украинской губернии, и верованиях о летающей душе, о дзядах, тризне. Измаил Срезневский, который лично знал и уважал Ганку, в книге Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам совре- менным и преданиям 1848 приводит глоссы из Mater verborum по изданию Ф. Палацкого и П. Шафарика, включая название богини Мораны Срезневский 1848: 6. В книге о славянской мифологии относительно забытого историка, этногра- фа и археолога Дмитрия Шеппинга 1849 одна глава посвящена богиням жизни и смерти — Живе и Море. Имена Живы — Дзева, Дева, Дидолада, Дидилия — ав- тор необоснованно считает подлинными и толкует как плодородную силу мо- лодости, любви и брака, развития растительной силы природы, созревания пло- дов. Упоминание Живы из верований полабских славян потом повторяли многие компиляторы. Дмитрий Шеппинг пишет, что Мору называют Хорст, Хора, Морена, Кродо и что она оли- цетворяет бесплодие, болезнь, дряхлость и конец жизни. Автор пишет: Корень мор, смрд, мрж, мрз находим мы во многих славянских словах: мор — в значении смерть, морить, умора, мароз, мрак, мерзость, маркотно и пр. В прусско-славян- ском мифе мы встречаем Мароса, или Мара, в литовско-прусском — Маркоттов и Маркополов, которых Гануш находит у славян под именем Маркотов. В древней римской теогонии встречаем мы богиню mors или Морту богиню смерти и брата ее Морфея, бога снов. Наконец персидский Мортихорас — бог зла и эманация Аримана, как будто соединяющий в своем имени оба корня мор и хор, может служить нам намеком на их восточное происхождение. То же самое двойственное значение получает она под именем Марцаны, как богиня смерти животных. В этом от- ношении она, доставляя человеку богатые плоды звероловства, уподобляет- ся благодетельной Диане. Однако же Морена как богиня осени и зимы, удер- жала свое первоначальное значение временной смерти природы, что ясно видно из уцелевших еще обычаев хоронить изображение Моры при насту- плении весны, олицетворяя в этой церемонии не только окончание зимних холодов, но и смерть прошедшего года. Александр Афанасьев в трехтомной книге Поэтические воззрения славян на природу 1865—1869: 556 упоминает поджигание чучела на масленицу, с интер- претацией что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Этнолингвист Анатолий Журавлев в исчерпывающем анализе веро- ваний и заблуждений Афанасьева пишет об отличиях чучел западных славян — чехов Марена, Маржена, Морана , словаков Морена , поляков Мажена , ко- торых как олицетворение смерти сжигали либо топили, в обычаях, связанных с куклой масленица [Журавлев 2005]. Обрядовое уничтожение чучел которое у западных славян может носить имена с корнями мар- или мор- описанo этно- графами и фольклористами и представляет собой отбрасывание и прощание с зимой как неплодородной частью года. Вода, как мы уже заме- чали, есть стихия и благодетельная, и убийственная; она оживляет, освежа- ет, поддерживает бытие и прекращает его; и дает плодородие, и разрушает его; сообразно этому двойственному характеру в природе и в поэтической символике народа вода имеет как светлое, веселое, так равно и мрачное, пе- чальное значение. Близость моря и смерти заметна во многих чертах народ- ной поэзии Костомаров 1994: 270. Труды восточнославянских мифологов, которые очень любили общеславян- ские обобщения, распространялись между славянофилами в средине и конце XIX века. Уже в конце века существующие более критические тексты Сумцова, А. Веселовского, Н. Нодила еще не получили огласки в тени менее критических предшественников.
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы. Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. [1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции [2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы.