Новости битва на реке сити юрий всеволодович

Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки. Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Юрий - в битве на реке Сить. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства.

Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость

Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость | Аргументы и Факты 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Юрий Всеволодович (3 декабря 1188 - 11 марта 1238) , великий князь Владимирский (1218-1238) Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити.

Отзывы и комментарии

  • Юрий Всеволодович
  • Загадки князя Ярослава Всеволодовича
  • Битва на реке Сить: когда судьба страны решалась на берегах небольшой речушки
  • Битва на реке Сити - Энциклопедия России
  • Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость | Аргументы и Факты
  • Мы не местные

Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.

В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика.

Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича.

В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел.

Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить.

И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков.

В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить.

Уже зимой 1237 года дымились залитые кровью руины старинного русского города - пала Рязань, первый город, вставший на пути завоевателей. Захватчики стремительно продвигались по русской земле, оставляя после себя пепелища и трупы. Следующей крупной жертвой чингизидов стала Коломна, где татарам в кровавой схватке удалось разбить объединённое русское воинство. Потери несли и завоеватели — в битве под Коломной погиб сын Чингисхана Кулькан. В этой битве пала и большая часть витязей Владимирского княжества. Стремясь восстановить своё воинство князь владимирский Юрий Всеволодович ушёл из столицы княжества Владимира на неразоренный север княжества, где объявил сбор войск. Во Владимире осталась семья — княжна и двое сыновей.

Но прибыть на помощь уже не успевал. Даже если он получил тревожные известия в ноябре, то сначала такое предположение напрашивается само собой он должен был направиться в Новгород, в надежде собрать ополчение, а уж потом повернуть к Владимиру. Зимний путь от Киева до Новгорода мог длиться до трех месяцев, то есть в лучшем случае к концу февраля 1238 г. Ярослав прибыл на север.

Здесь его должны были застать известия о падении Владимира, а также о подходе монголов к Торжку. Смог ли князь убедить новгородцев в необходимости активных наступательных действий, или впечатление от поражений под Рязанью и Коломной не позволило ему этого сделать — источники умалчивают. Известно только, что с этой стороны помощи Суздальскому князю не последовало. По материалам: Храпачевский Р.

Хрусталев Д.

Но биться решили насмерть. Несколько дней длилась осада, и враги успели захватить и уничтожить несколько близлежащих городов. Настала очередь и града Владимира; его взяли приступом. Многие жители, в том числе и великокняжеская семья — жена князя Юрия великая княгиня Агафья, ее дочь, жены молодых князей с маленькими детьми — укрылись в Успенском соборе, и многие из них приняли постриг от Владимирского владыки Митрофана.

Но ворвавшиеся в город монголы подожгли собор, и тех, кто не погиб в дыму, добили мечами… Стольный град Владимир был разорен. Но оставался еще сам правитель страны, Юрий Всеволодович; на него началась охота. Великий князь тем временем пытался собрать еще какие-то силы для отпора врагу, надеялся, не зная, что семьи его и города больше нет. Страшная весть достигла его лишь почти через месяц, в конце февраля; трудно представить, что пережил он, великий князь и любящий супруг и отец, в этот момент. Но эта мука была недолгой: через несколько дней погиб и он сам.

Мы даже не до конца знаем, как он был убит. По одним свидетельствам, ему отсек голову вражеский воин во время страшной битвы на р. Сити, по другим — он был взят после сражения в плен и там обезглавлен… Тело его нашел епископ Ростовский Кирилл и предал погребению. Спустя какое-то время была обретена и глава его и положена во гроб. И тогда совершилось чудо: голова приросла к телу так, что и след отсечения не был заметен и, надо сказать, это подтверждается свидетельством эпохи, отнюдь не склонной к созданию чудес: при вскрытии мощей благоверного князя Юрия в 1919 году обнаружено было, что глава действительно соединена с телом, но несомненно была и отсечена, и даже шейные позвонки срослись неправильно [4].

Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить, Василий Верещагин, 1896 Буквально на его глазах погибло все, что было в жизни дорого и свято, и погибло страшной смертью «Георгий, — мужеству тезоименитый, — кровью омылись страдания твои! Сколько было сил, любви вложено им в землю Русскую, и какой конец пришлось претерпеть! А если и было что неправильное, спорное в жизни, оно искуплено великими страданиями. Буквально на глазах его погибло все, что было в жизни дорого и свято, и погибло страшной смертью. Но не до конца.

Молитвами, слезами, кровью русских людей, а в их числе и великого князя Юрия, Русь выжила. Она еще будет славной и счастливой, страшной для врагов и милосердной к слабым, доброй и прекрасной. Оживут Суздаль, Владимир, возвысится Москва, будет восхищать многие поколения выстроенный князем Юрием собор в Юрьеве-Польском, станет большим и значимым основанный им Нижний Новгород… И маленький Юрьевец, город, основателю соименный, тоже останется жить. И будут в нем чудный святой, блаженный Симон, и даст городок отпор злому отряду Лисовского в Смуту, и вдохновит Саврасова, Левитана, Кустодиева на прекрасные картины… И даже наполовину залитый в советские годы Горьковским водохранилищем, не сдастся. Он жив и теперь и являет миру дивное прошлое наше; тихий, уездный, немного запущенный, он слишком многое видел и помнит, чтобы отчаиваться.

О нем не очень знают, как и о его славном основателе; а Юрьевец, поверьте, многим может одарить каждого; как и последний владыка Древней Руси, Руси порушенной, но не исчезнувшей и ожившей, благоверный великий князь Юрий Всеволодович Владимирский. Рака с мощами св.

СИ́ТСКАЯ БИ́ТВА 1238

Домен припаркован в Timeweb Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки.
Битва на реке Сити 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Произошла битва на реке Сить Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити.
17 февраля. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

Вся семья Юрия погибла 7 февраля. Уцелела лишь дочь Добрава бывшая с 1226 года замужем за Васильком Романовичем, князем Волынским. Юрий узнает о гибели семьи в конце февраля на р. Сити, через 20 дней. До сих пор нет ясного ответа на вопрос, что же произошло на северо-западе Владимиро-Суздальского княжества в 1238 году? Одним из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь 1237-1238 гг. Знаменитое сражение описано скудно и противоречиво. Предания и местные легенды туманно освещают те давние времена. Основной источник — летописи. Составители Лаврентьевской и Новгородской летописей крайне смутно описывают этот период, немного к их сведениям добавляет Ипатьевская летопись и Рашид-ад-Дин.

По словам Лаврентьевской летописи «здесь бысть сеча зла, к вечеру одолели безбожные…и побегоша наши пред иноплеменникы». Никоновская летопись вторит: «И ту убиен бысть князь велики Юрьи Всеволодичь Владемерский, и многие воеводы его и боаре, и воиньство его избиено бысть». В общей сложности сражение продлилось два дня. А Новгородская первая летопись утверждает, что никакой битвы на Сити не было: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже; и живот свои сконча ту». Русские были разбиты. Обстоятельства смерти Юрия до конца не прояснены. Много вопросов и споров как об обстоятельствах гибели князя Юрия, так и странностей, и несуразностей в освещении события. Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий. Вернемся к основному — к тайне гибели князя Юрия на реке Сить.

Отрубленная голова Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел — в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы». Епископ находит обезглавленное тело. В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны». Но вернемся к епископу Кириллу. Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия. Милостью Божьей оказался в нужном месте.

И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити? Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день.

Во втором случае князь Георгий сохранял свободу маневра, мог наращивать свои силы и в случае подхода новгородской рати вступить в бой с захватчиками тогда, когда это будет выгодно ему. И великий князь, и его родственники прекрасно понимали, что в данный момент они являются той силой, не справившись с которой монголы не могут чувствовать себя победителями. И потому на военном совете было принято решение идти на реку Сить, встать там станом и продолжать собирать воинство для отпора степнякам.

Решение это далось князю Георгию трудно — во Владимире-Суздальском оставалась вся его семья, но, с другой стороны, Москва еще взята не была, а сама столица обладала мощнейшими укреплениями, которые неприятелю еще ни разу не удалось преодолеть. Твердое убеждение в том, что степняки не умеют брать городов, довлело и над князьями и воеводами, которые становились невольными заложниками стереотипов, которые сформировались за века противостояния Руси и Степи. Все надеялись на благополучный исход, и русские полки с многочисленными обозами покинули Ростов и отправились на Ярославль — там их ждал князь Всеволод Константинович с ополчением и дружиной. Вместе с князем Георгием покидал свой город и Василько Константинович с ростовским полком — всех, кого только было можно, князь-воин забрал с собой. Выбор реки Сить местом для сбора войск был не случаен, и здесь, скорее всего, не обошлось без совета угличского князя Владимира Константиновича, в чьих землях она протекала и который был здесь полновластным хозяином. Во-первых, вся река протекала по территории Владимиро-Суздальского княжества и князья могли получать там продовольствие и другие припасы, необходимые для содержания войска. Во-вторых, в верхнем течении она соприкасалась с землями Великого Новгорода, откуда великий князь рассчитывал получить помощь. И в-третьих, в случае нападения монголов русские получали неоспоримые тактические преимущества, поскольку среди лесов и болот монгольской коннице просто негде было развернуться.

Все это говорило о том, что выбор князя Георгия был не просто правильным, а очень правильным и в принципе единственно возможным в данной ситуации. Силы, которые пришли на Сить, были очень значительные — полки ростовский, ярославский, костромской, угличский. Ожидались с дружинами два брата Георгия Всеволодовича — Святослав из Юрьева-Польского и Иван Стародубский, но помимо них на Сить двигалось также большое количество мелких и крупных отрядов, набранных по деревням и весям великокняжеских земель. Многие шли в одиночку, поскольку призыв великого князя поднял все северные города и волости Владимиро-Суздальского княжества на борьбу с монгольской нечистью. Ситуацию очень хорошо обрисовала Лаврентьевская летопись: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу с племянниками своими, с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной. И начал князь великий Юрий собирать воинов против татар, а Жирослава Михайловича назначил воеводой в своей дружине». И здесь мы видим очень интересную оговорку летописца — Ярослава Георгий Всеволодович ждет с полками, а Святослава с дружиной, а это в принципе не одно и то же.

Но дело в том, что летописи Троицкая и I Софийская изображают ситуацию несколько по-другому: «Ждучи к себе брата своего Ярослава и Святослава с полкы». На мой взгляд, пеший полк князь Святослав все-таки привел — именно сборами ратников со всего княжества, можно объяснить то, что его воины не оказались под Коломной, а также долгое отсутствие в стане на Сити, куда он явился одним из последних. Но если с князем Святославом все более или менее понятно, то есть смысл разобраться в другом вопросе — какие же полки мог привести на Сить Ярослав Всеволодович, который, если исходить из сообщений летописей, должен был находиться в это время в далеком Киеве. Таким образом, мы видим, что ровно через неделю после победы Ярослав отпустил северные полки домой, а сам остался со своей дружиной, и при этом надо учитывать, что часть княжеских гридней находилась в его вотчине, Переславле-Залесском. Получается, что силы, которые Ярослав мог привести из Киева на Сить, были невелики, да и расстояние между двумя точками было просто огромно, и князь явно не успевал. Татищева есть очень интересная информация: «Тогда Юрий, князь великий, послал в Новгород к брату Ярославу, прося его, чтоб со всеми войсками новгородскими как мог к нему поспешил». Как видим, из текста следует, что брат великого князя в это время находился в Новгороде — соответственно и Киев он покинул давно. А это могло произойти только в одном случае — если Ярослав был сразу извещен о монгольском нашествии и поспешил на север, поскольку именно там находились силы, на которые он мог опереться.

В Киеве он был человек пришлый и крепких связей не имел, крупными силами после ухода новгородцев не располагал, а поскольку в половецких степях действовал корпус из пяти туменов, то случиться могло всякое. Но главное, скорее всего, заключалось в том, что, будучи извещен братом о той страшной угрозе, которая нависла над всей Суздальской землей, в состав которой входило и его княжество, Ярослав поспешил туда, где мог найти силы для борьбы с этой напастью, — в Новгород. Судя по всему, князь Георгий, уже находясь на Сити, знал о том, что его брат в Новгороде, а потому и слал туда гонцов с просьбой о помощи. Но оговорюсь сразу, это не более чем предположение, поскольку в новгородских письменных источниках сведений о присутствии Ярослава в Новгороде в это судьбоносное время нет. И вот здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, которое касается Ипатьевского летописного свода и Галицко-Волынской летописи в частности, по поводу того, как они отображали события в Северо-Восточной Руси и насколько им можно доверять. Привожу сообщение дословно, оно того стоит: «Князь Юрий, оставив сына своего и княгиню во Владимире, вышел из города и стал собирать вокруг себя войско; но у него не было сторожевых отрядов, и он был захвачен беззаконным Бурундаем, который напал на город внезапно, и самого князя Юрия убили. Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий? Не наша ли рука, схватив, предала его смерти?

Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи. Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо.

Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль. Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней.

Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского.

Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко.

Брат последнего Василько попал в плен и также затем был убит. Из князей смогли спастись только третий Константинович - Владимир, а также брат Юрия Святослав. Героическая борьба русского народа обескровила монголов. Свой следующий крупный поход на Запад они начнут только через два с половиной года.

Уже после окончания битвы возвращавшийся из Бе-лоозера ростовский митрополит Кирилл нашел на месте по- боища обезглавленное тело Юрия Всеволодовича и похоронил его в Ростове. Голова князя была обнаружена позже и также положена в его гроб. Через два года тело князя Юрия было перевезено во Владимир и захоронено в Успенском соборе. Во время сражения татарами в плен был взят племянник Юрия — Василько Константинович, князь Ростовский. О нем летописи говорили так: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Татары были поражены его храбростью и пытались уговорить перейти на их сторону. Затем получив решительный отказ, убили молодого князя и бросили в Шевронском лесу. Его тело было найдено и похоронено супругой, княгиней Марией в Успенском соборе Ростова.

Битва на Сити закончилась поражением русских воинов. Но жертвы были не напрасны. Татары понесли большие потери и не смогли завоевать Великий Новгород, не дойдя 100 километров до города, повернули назад в степи. В селе Божонка Сонковского и селе Лопатино Некоузского района в память о Ситской битве установлены мемориальные стелы. В Божонке находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть ее придела посвящена святому благоверному князю Юрию. На фресках рядом с иконостасом изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский. Ежегодно 4 марта к мемо- риальной стеле в Божонке сонковцы возлагают цветы и венки, проводят мероприятия в память о защитниках родной земли. Памятные мероприятия, посвященные битве на реке Сить, проходят и в Некоузском районе.

Они организуются у д. Лопатино и с. Красное в летний период.

Битва на реке Сить

Чудо Святого благоверного князя Юрия Всеволодовича Князь Александр был сыном Ярослава Всеволодовича и во время похода отца на Киев был оставлен "на хозяйстве" в Новгороде.
Злая и великая сеча Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками.
Произошла битва на реке Сить Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды.
Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка. Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам.

Битва на реке Сить

Битва на реке Сити, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки. Битва на реке Сить.

Битва на реке Сити

Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Итак, в феврале 1238 года войско Батыя взяло Владимир, а владимирский князь Юрий Всеволодович через месяц пал в битве на реке Сити. Его обезглавленное тело нашли на месте побоища и поначалу похоронили в Ростове Великом. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Князь Александр был сыном Ярослава Всеволодовича и во время похода отца на Киев был оставлен "на хозяйстве" в Новгороде.

Битва на реке Сить

  • 21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов
  • 21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов | Место силы. Золотое кольцо
  • Битва на реке Сить | Пикабу
  • Битва на реке Сить | Русская мечта
  • Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович | Лукинский I История | Дзен
  • Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки. Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий