Новости ая софья стамбул мечеть

Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи.

Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле

Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Собор Святой Софии (Айя-София) в Константинополе указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превращен из музея в мечеть. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз.

Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения

За посещение одной из главных достопримечательностей Стамбула туристу придется заплатить 25 евро. Продавать билеты начнут в специальной кассе с 15 января. Почему вход стал платным? Ранее он был бесплатным. Кроме того, будут разделены входы в мечеть для иностранных туристов и граждан страны, приезжающих на богослужения. Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея.

Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году.

Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети.

Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета.

В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года. Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению "хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов". Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти.

Министр культуры и спорта Греции Лина Мендони подчеркнула, что решение турецкого лидера отбросило Турцию на шесть веков назад 10 июля 2020 10 июля Эрдоган подписал указ о преобразовании собора Святой Софии в мечеть. Это решение позволяет проводить в здании мусульманские богослужения. Незадолго до этого Госсовет республики аннулировал решение от 1934 года о превращении собора в музей. В марте 2019 года Эрдоган выступил с предложением изменить музейный статус собора Святой Софии в Стамбуле.

Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии

Как в Айя-Софии впервые за 88 лет прошел таравих - вечерняя молитва Рамадана Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана Сейчас же Айя София – мечеть, поэтому вход стал бесплатным, но появились ограничения: нельзя открыто одеваться, голова должна быть покрыта.
Сотни человек в Стамбуле требовали снова превратить собор Айа София в мечеть Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы мечеть. В сообщениях СМИ уже несётся, что мусульмане смогут посетить собор для совершения намаза в эту субботу.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.

В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз

Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа.
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана Мечеть Айя-София уже долгое время реставрируется.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии).
Собор Святой Софии сделали мечетью — это неудачный ход Эрдогана | 360° Айя-София, собор Святой Софии, основан византийским императором Юстинианом I в 537 году.

В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)

В Турции вход в мечеть Айя-София станет платным для иностранцев - Ведомости Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.
Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии / / Независимая газета Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев.

Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана

Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена справа от михраба.. В 1934 году по решению правительства Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, проводившего политику отделения религии от государства, Софийский собор стал музеем, и службы в нем больше не проводились. Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии. Но со временем политика турецких властей стала меняться. В 2006 году в музее было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. В 2016 году во время РамаданаПост у мусульман в Святой Софии были организованы чтения КоранаСвященная книга мусульман.

Вести Туризм. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого — защита здания от землетрясения. При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции.

В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ. В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея. Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства. В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили. В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса. Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством. Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. Архитектура и интерьер По форме напоминает вытянутый четырехугольник с тремя нефами: широким центральным и двумя более узкими по бокам, большим куполом диаметром 31 м и высотой 51 м. Храм — базилика со средокрестием, то есть основной зал и дополнительные перекрещиваются Чтобы строение было крепким, в строительный раствор добавляли экстракт листьев ясеня.

Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. Таким образом, мечеть Айя София снова становится мечетью, которой она была на протяжении последних полтысячелетия (с 30 мая 1453 года). Мечеть Айя-София готова к первой за 86 лет пятничной молитве. До этого, пока Айя-София считалась музеем, входной билет стоит 100 лир (около $15 на тот момент).

В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе

The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". It does not store any personal data. Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features. Performance Performance Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

Софии Мозаичный цикл собора Святой Софии имеет большую ценность. Самый первый был создан в 867 году. К нему относятся апсиды — изображения Богоматери на троне с Иисусом на руках, вимы — изображения двух архангелов по обе руки Богородицы. До наших времен сохранился лишь лик Гавриила. На сводах храма в вестибюле есть изображение Иисуса и 12 фигур, но идентифицировали лишь пророка Иезекиля, мученика Стефана и императора Константина. На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха. Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi. Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии. Например, построить величественный храм Юстиниану посоветовали ангелы, которые явились к нему с макетом постройки в руках. Юстиниан планировал покрыть золотом все стены храма. Но астрологи не советовали императору поступать так опрометчиво, поскольку храм мог стать искушением для воров. Войдя в только что открытый храм, Юстиниан якобы сказал: «Соломон, я превзошел тебя!

Каждый вечер в течение священного месяца в мечети будет распыляться розовая вода. Наша цель — обеспечить более чистую среду для богослужений для граждан, посещающих мечеть», — отметил он. Махья — это традиционная форма турецкого исламского искусства вывешивания светящихся посланий между минаретами мечетей во время священного месяца Рамадан. Читайте также.

Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.

Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть

В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений.

В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно.

Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов.

Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества. Фото: Ramin Abdullayev АА.

Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования.

Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74].

Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.

Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.

По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.

Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона.

В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер.

Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].

На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась.

На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].

Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.

В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В.

Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.

Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.

Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].

Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.

Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.

В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.

Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].

Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.

Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].

Было доведено до внимания, что со дня сдачи в эксплуатацию в 537 году по 1453 год Айя-София действовала как церковь, с 1453 по 1934 год — как мечеть, впоследствии была музеем, а сегодня снова функционирует как мечеть-музей. Решением Кабинета Министров Турции от 24 ноября 1934 года Айя-София перестала функционировать как мечеть и открыла свои двери для посетителей как музей. Члены делегации после ознакомления с мечетью Айя-София пообщались с горожанами. Было отмечено, что турецко-азербайджанское единство имеет большое значение в мире и в регионе.

Граждане в очередной раз напомнили о тезисе «Одна нация, два государства».

Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии

В результате происшествия никто не пострадал. Сотрудники предприятия были эвакуированы.

Ихсан Сары отметил, что власти уже объявили тендер на проведение работ. Возраст Айя-Софии составляет 1486 лет, последний раз комплексная реставрация проводилась в 1848-1850 годах.

После захвата Константинополя в 1453 году собор был обращен в мечеть, в 1935 получил статус музея, а в 2020 снова стал мечетью.

Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века. Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м.

Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети.

В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии.

Принято считать также, что по образу и подобию этого храма построили известную итальянскую церковь — базилику Сан-Витале в Равенне. Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши.

Строительство началось сразу после восшествия Юстиниана на престол, причём работы император контролировал лично. Здесь уместно привести одну интересную легенду. Давайте вспомним, что святые Сергий и Вакх — одни из первых христиан, римские центурионы, погибшие мученической смертью в Сирии в 303 году. Их казнили за отказ участвовать в языческих обрядах.

Позже они стали покровителями воинов, весьма почитаемыми.

Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле

С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил праздничный намаз в мечети Айя-София в Стамбуле. Туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий