Изучение 5000 аудиозаписей вокала шимпанзе, обнаружило новый и более сложный язык обезьян. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо.
Тысячи вокальных записей шимпанзе показали как сильно развит язык приматов
Тегиэксперименты по обучению обезьян языкам посредникам, обезьяний язык зощенко чему учит, как по английски будет обезьяна. Книга о том, что говорить могут не только люди, но и высшие человекообразные обезьяны способны научиться изъясняться с помощью языка жестов. Предки мартышек Кэмпбелла и людей разделились около 30 миллионов лет назад. Попытки научить обезьян разговаривать люди предпринимали давно. Результаты показали, что в большинстве случаев добровольцы правильно интерпретировали жесты, что свидетельствует о древнем общем языке жестов. В результате обнаружили, что люди могут понимать эти знаки, составляющие часть эволюционно древнего общего словаря жестов для всех видов человекообразных обезьян, включая нас".
О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?
Данные из этого исследования могут быть использованы для разработки формы «лингвистики приматов» с применением сложных методов обычной лингвистики и методик расшифровки коммуникации животных. Очень интересно полагать, что мы могли бы освоить сложный язык, который используют животные, понимая, что он больше похоже на наше собственный, чем считалось изначально.
Из этого и складывается речевой портрет. Безусловно, наша выборка пока недостаточно репрезентативна, неполна, выводы предварительны, многие факты требуют подтверждений. Но есть вещи, которые воспроизводятся тысячи раз уже на обработанном материале. Например, уже можно говорить о том, что русский язык скорее движется в сторону изоляции, а не в сторону аналитизма. Что флексии, выражающие грамматические значения — род, число, падеж, лицо глагола, те самые парадигмы, которые все мы мучительно осваиваем в школе,— в звучащей речи реализуются совсем не так, как на письме, или вовсе не используются. То есть люди в общении легко обходятся без падежей и рода? У всех разное образование, уровень речевой культуры. Но при любом уровне образования и культуры все говорящие страдают от одного и того же — от дислингвии, разложения языка.
Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений. Мы не разговариваем, а показываем. Причем это есть и "интеллигентной" речи. Как бы. Таким образом. Исчезает слово не потому, что мы куда-то торопимся или экономим усилия хотя это тоже есть , но, главное, нам это вообще неинтересно, неважно. Языковая форма теряет свою культурную ценность. Получается, что нам не нужна роскошь выразительных возможностей нашего языка. Понимаете, миссия языка состоит даже не в передаче информации, а объединении индивидуальных человеческих миров. В формировании согласия разных людей внутри одной культуры относительно мира.
Язык — это их согласие. Чем лучше достигнуто это согласие, тем устойчивее культура. Как только согласие исчезает, мир рассыпается. Чем это опасно для культуры? Тем, что она будет неконкурентоспособна. Мир изменился, а в языке нет многих современных понятий и терминов, которые нужны человеку. Вот он и вынужден руками показывать, а не называть. Просто люди не привыкли их использовать. А причина тут в том, на мой взгляд, что многие люди в детстве, у себя дома не слышали нормальной русской речи. И еще одна догадка: язык чувствителен...
Чем больше в окружающей действительности вранья, тем человек испытывает меньший интерес к речи. Но то, что эксперимент заставил нас прийти к таким догадкам, это тоже результат.
А потом эта обезьяна видела других животных. И ее реакция была очень интересной. Например, еще «пионер обучения» - шимпанзе Уошо - сразу показала жестами: «Это черные животные». А на вопрос, кем она считает себя, заявила: «Я человек! И таких случаев было очень много, когда «говорящие» обезьяны называли себя людьми.
Самый известный пример — это шимпанзе-бонобо Канзи, который умел даже понимать на слух 2000 слов и отвечать на них жестами. Канзи никогда не сомневался, что сам является человеком. Именно так он всегда и показывал знаками языка глухонемых. Такие же смышленые Что остается заметить?
Всего ученые выделили 12 различных типов вокализаций, включая хрюканье, мычание и скулеж. На употребление вокализаций влиял контекст - так, одиночное хрюканье шимпанзе издавали при виде пищи, а серию хрюканий, скорее напоминающих пыхтение - в знак покорного приветствия. Хотя язык шимпанзе и скуднее человеческого, он оказался намного более богат и разнообразен, чем считалось ранее, отмечают исследователи.
Report Page
- Есть контакт: люди без подсказок поняли больше 50% жестов шимпанзе | Вокруг Света
- Чем человеческий язык отличается от зыка животных
- Язык обезьян расшифрован!
- Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян
- Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо
Как люди научились говорить?
- Эксперимент на обезьянах дал новые подсказки об эволюции их языка
- Эволюция языков
- Переводчик с обезьяньего: британские учёные научились понимать язык жестов у шимпанзе
- Общество глухих
- Шотландские ученые расшифровали язык обезьян - Новости -
Ученые перевели язык обезьян на английский
На вопросы нашего Читателя отвечают этолог, автор популярной книги "О чем рассказали "говорящие" обезьяны" Зоя Александровна Зорина, и известный лингвист Светлана Анатольевна Бурлак. Зорина: По-видимому, они «специально "складывают" их в предложения», а не «просто запоминали их целиком», например, копируя тренеров. Иначе трудно объяснить их спонтанные высказывания, особенно в нештатных ситуациях. Бурлак: Сразу скажу, что я сама, увы, с обезьянами не работала. Но судя по данным экспериментов, которые описаны в литературе, обезьяны не запоминают фразы целиком — так же, как и люди, они знают слова и составляют из них комбинации, соответствующие тому или иному конкретному случаю. Правда, предложениями такие комбинации назвать можно обычно лишь с большой натяжкой. Но в принципе построить предложение даже достаточно длинное по всем правилам английской грамматики точнее, только порядка слов, поскольку ни в йеркише, ни в обезьяньем варианте амслена никакие грамматические показатели не предусмотрены обезьяны могут. Впрочем, если у обезьян есть выбор, они обходятся одно- или реже двухсловными «высказываниями» — те мысли, которые они желают донести до окружающих, большего количества слов и особенно хитрой грамматики не требуют. Мы, люди, кстати, в разговорной речи нередко поступаем так же понаблюдайте!
Так ли это на самом деле? Зорина: Это не совсем так. Конечно, «обезьяний» язык — это совсем не то же самое, что человеческий. Его потому и называют языком-посредником, что он искусственный - чужой и для человека, и для обезьян. Прежде всего, обезьяний амслен использует только жесты человеческого, а грамматика у него совершенно другая — смысл передается только порядком слов, тогда как у людей используются другие средства. Про то, что глухонемых не подпускали к обезьянам — думаю, что это одна из многочисленных фантазий журналистов. С самого начала Гарднеры привлекали к обучению Уошо глухонемых тренеров. Кроме того, они сотрудничали с профессором Stokoe — известным лингвистом, специалистом по человеческому амслену, одному из тех, кто добился признания амслена полноценным человеческим языком, наравне с английским, французским и т.
Вот выдержка из раздела «Попытка разгрома: конференция «Феномен Умного Ганса»» см. Зорина З. О чем рассказали "говорящие" обезьяны. Стоко Stokoe 1983 , автора многих фундаментальных работ, включая «Словарь американского жестового языка». Его исследование синтаксиса этого языка привело к признанию амслена одним из полноправных человеческих языков еще в 1960-е гг. Стоко пристально следил за первыми высказываниями Уошо, Мойи и Лулиса, десятки раз просматривал видеопленки жестовых сообщений Уошо и на протяжении десятилетий продолжал внимательно наблюдать за работами, которые вели Гарднеры и Футс. В статье «Обезьяны, использующие знаки, и их критики, которые этого не делают» Stokoe 1983 Стоко писал, что «почти не остается сомнений в том, что шимпанзе обладают хорошо развитыми способностями к знаковому общению». По его мнению, основанием для этого служит тот факт, что они не были поставлены в жесткие рамки дрессировки, специальной выработки условных рефлексов.
Позднее поддержку языковым экспериментам оказала П. Гринфилд, которая сотрудничала с С. Сэвидж-Рамбо, и ряд других лингвистов». Бурлак: Скорее всего вы, как и я, читали об этом у Стивена Пинкера, в книге «Язык как инстинкт». Стивен Пинкер — сторонник врождённой языковой способности, поэтому ему очень хочется думать, что обезьяны, которые этой способности по определению не должны иметь, никакой язык не могут выучить ни в какой степени. Поэтому он с большим удовольствием приводит цитату из А. Нейссера глухонемого, для которого амслен является родным языком , который принимал участие в экспериментах с шимпанзе Уошо и отмечал, что слышащие люди «все время видели больше жестов, чем я... Может быть, я что-то пропустил, но я так не думаю.
Я просто не видел никаких жестов». Но при этом жесты Уошо выдерживали проверку двойным слепым контролем: один человек-экспериментатор видит и записывает только жест, другой — только то, что это жест должен обозначать, потом они сравнивают свои записи — и эти записи совпадают так делают для того, чтобы ни один из экспериментаторов не мог даже невольно дать подсказку подопытному животному. Почему же Нейссер не видел никаких жестов? Можно предположить, что причин этому две. Первая состоит в том, что обезьяны в своём языковом развитии достигают примерно уровня двух-трёхлетних детей. А таких детей взрослому человеку, не погружённому в ситуацию, понять бывает непросто — как на жестовом языке, так и на звуковом. Вот, например, представьте, что вы идёте по улице и слышите, как незнакомый вам малыш громко произносит: «пихо» ударение на втором слоге. Догадались, что это значит?
Лучшие Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками. Иногда простого крика вне зависимости от языка «О нет! Так, исследователи из Цюрихского университета решили с помощью небольшого розыгрыша выяснить, способны ли шимпанзе, — один из ближайших к человеку видов животных, — на подобный упреждающий уровень общения. Эксперимент показал: дикие шимпанзе в Уганде, вероятно, владеют собственным примитивным языком. Язык обезьян Ученые использовали пранк розыгрыш с поддельными змеями, натянутыми на лески, для наблюдения и записи реакции шимпанзе.
Они обнаружили, что человекообразные обезьяны используют «лексикон» из более чем 80 жестов, каждый из которых передает сообщение другому члену группы. Такие сообщения, как «приведите меня в порядок», передаются долгим царапающим движением, поглаживание рта означает «дай мне эту еду», а отрывание полосок от листа зубами — сигнал флирта. Ученые показывали отрывки видео с этими жестами людям и просили их выбрать вариант перевода.
Аналогичным образом действуют и существа, которые, вроде как, ниже нас по уровню интеллектуального развития. Вот только не шимпанзе.
Орут они порой просто бессмысленно, как футбольные болельщики на стадионе. Бестолковыми воплями просто выражаются эмоции, и это понятно хотя, падая с небоскрёба, американец будет кричать «А-а-а! Наблюдаемая Катрин Хобайтер и её коллегами семейка хвостатых предков же абсолютно точно обладает вполне определённым языком жестов, который, кстати, пополняется. В частности, обезьянам регулярно подсовывали неимоверно полюбившиеся им «Чупа-чупсы», которые вскоре приобрели в их «терминологии» отдельное обозначение. Доктор Хобайтер утверждает, что это первый известный науке случай целенаправленного общения среди животных — настоящая сенсация. Якобы, определённые жесты у шимпанзе несут вполне конкретный смысл.
Учёные заявили: обезьяны не только разговаривают, но и имеют разные диалекты
Англичане зафиксировали, как «разговаривают» приматы, а это значит, что не боги наделили человека возможностью общаться. По крайней мере — не только его. Определённая система [ограниченных] коммуникаций присуща даже примитивным представителям животного мира. На самом деле, не только «великий Хатха протрубил водяное перемирие». Даже муравьи умеют подавать сигнал об опасности миллионам себе подобных. Руководитель «обезьяньего» проекта, доктор Катрин Хобайтер приводит пример не осмысленного информирования окружающих: если вы ненароком схватились за горячую чашку с кофе, то вы обязательно произнесёте «..
Аналогичным образом действуют и существа, которые, вроде как, ниже нас по уровню интеллектуального развития. Вот только не шимпанзе.
В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада Theropithecus Gelada , обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Исследование, опубликованное 18 апреля в сборнике трудов Американской академии наук, проливает свет на процесс формирования языка в ходе эволюции приматов. Чем больше таких элементов в обезьяньем «предложении», тем короче каждый элемент в отдельности. Эта закономерность известна как закон Мензерата, который обычно формулируется так: с возрастанием длины лингвистической конструкции, длина ее компонентов уменьшается. Так, в человеческом языке длинные предложения, как правило, состоят из относительно коротких слов. Исследование языка гелад впервые обнаружило проявление закона Мензерата в животном мире.
Исследуемыми выступали не только шимпанзе, но и орангутанги, бонобо и гориллы. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. В 1973 году в Колумбийском университете был проведен эксперимент с шимпанзе, имя которого стало каламбуром имени Ноама Хомский — Ним Чимпски. Этому малышу повезло куда меньше, чем Уошо и Вики, он провел в лабораторной клетке большую часть своей жизни. Руководителем проекта «Ним» стал профессор Герберт Террес, который снимал процесс обучения шимпанзе на камеру на протяжении четырех лет.
Учителями Чимпски выступало более 60 специалистов жестового языка, но малыш в итоге с большим трудом смог выучить лишь 125 слов. Помимо умения общаться на языке жестов Ним еще и неплохо рисовал. Его работы были похожи на детские каракули, но в них всегда прослеживался сюжет. Знаменитый шимпанзе иногда бывал агрессивным и однажды напал на одного из своих учителей. По окончании исследования Чимпски был отправлен в приют для животных «Black Beauty Ranch», где о нем практически забыли.
В некоторых источниках говорится, что за всю жизнь к нему пришли только пару раз. Одним из посетителей был профессор Герберт Террес, который принес еды и ушел. Другие источник пишут, что один из сотрудников все же время от времени заглядывал к шимпанзе, Чимпски радовался и пытался общаться с ним на языке жестов, требуя внимания. Ним скончался в 2000 году в возрасте всего 26 лет, это очень мало для средней продолжительности жизни шимпанзе. Вскрытие показало, что у него произошел сердечный приступ.
Если вы хоть раз что-то искали на эту тему, то вы точно видели рекламу одной такой «штучки», которая принесёт вам небывалый доход. Эта «штучка» называется NFT.
Ученые научились понимать развитый язык приматов
В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений. Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот. Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана. В первой лекции лингвист Максим Кронгауз рассказал о том, чем человеческий язык отличается от языков животных и может ли обезьяна считать себя человеком.
Антропологи открыли у шимпанзе сложный язык общения
Обучение языку жестов начиналось у подопытных обезьян с раннего детства. Они обнаружили, что человекообразные обезьяны используют «лексикон» из более чем 80 жестов, каждый из которых передает сообщение другому члену группы. Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology.
Ученые научились читать мысли обезьян
Его дерзкие предположения, позднее принятые научным сообществом бездоказательно, как догма, сегодня получили некоторое косвенное подтверждение. Англичане зафиксировали, как «разговаривают» приматы, а это значит, что не боги наделили человека возможностью общаться. По крайней мере — не только его. Определённая система [ограниченных] коммуникаций присуща даже примитивным представителям животного мира. На самом деле, не только «великий Хатха протрубил водяное перемирие». Даже муравьи умеют подавать сигнал об опасности миллионам себе подобных. Руководитель «обезьяньего» проекта, доктор Катрин Хобайтер приводит пример не осмысленного информирования окружающих: если вы ненароком схватились за горячую чашку с кофе, то вы обязательно произнесёте «..
Аналогичным образом действуют и существа, которые, вроде как, ниже нас по уровню интеллектуального развития.
У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С. Сэвидж-Рамбо, увидела там крупного хищника из семейства кошачьих — что она в точности «сказала», неизвестно, но другие обезьяны, когда им в очередной раз дали возможность погулять, именно в этом участке леса продемонстрировали признаки испуга. Подобный же «рассказ о пережитом» наблюдала и С. Новосёлова — этот эпизод подробно описан в книге Зориной и Смирновой. Если удастся перевести такого рода «сообщения» в понятную для человека форму, вероятно, мы узнаем о коммуникативной системе обезьян много неожиданного. Зорина: Ваш вопрос можно истолковать двояко.
Первый вариант: возможно имеется в виду выяснить, все ли возможности экспериментального изучения этого вопроса исчерпаны, или же можно ожидать, что удастся выявить еще какие-то стороны «языкового» поведения обезьян? Думаю, что есть еще ряд вопросов, которые можно задать обезьянам, но пока еще трудно подобрать соответствующую форму эксперимента. Например, интересно было бы проверить отрывочные наблюдения, которые свидетельствуют, что обезьяны понимают условные предложения Зорина, 2008. Но для этого надо придумать соответствующую методику. Остается также открытым вопрос о том, насколько они могут представлять себе будущие действия и «говорить» о них. Для этого тоже нужна особая форма эксперимента. Второй вариант: если Вас интересует уровень языка, который обнаруживают обезьяны в первые 10 лет жизни, это, по-видимому, предел их возможностей, ничего похожего на «языковой взрыв» у них не происходит, и в следующие 20-30 лет их «язык» остается на прежнем уровне.
Зорина: Как принято говорить, «хороший вопрос», и вполне естественно, что он возникает. Естественная коммуникация бонобо и других человекообразных обезьян в целом по своему уровню не отличается от других позвоночных. Она основана на определенном наборе генетически запрограммированных видоспецифических сигналов, каждый сигнал отражает внутреннее эмоциональное состояние особи в данный момент «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС» , хотя некоторыми элементами пластичности эта система обладает см. Зорина и др. Раздел 5. На сегодняшний день нет мне неизвестно данных о том, что у них существует «символьно-абстрактная естественная коммуникация», но начинают появляться данные о некоторых ее зачатках. Могу привести только отрывок из нашей книги «Основы этологии и генетики поведения» Зорина, Полетаева, Резникова, 1999, 2002: «Некоторые особенности естественного языка шимпанзе Сколь бы убедительны ни были данные о способности шимпанзе к усвоению и пониманию синтаксиса языков-посредников, их значение несомненно возрастет, если бы в их естественном поведении удалось обнаружить какие-то черты, соответствующие данным, полученным в лаборатории.
Для этого необходимо выяснить, например, используются ли в естественном языке шимпанзе специфические ряды звуковых элементов, которые меняют свой смысл в зависимости от того, в каком порядке эти элементы следуют друг за другом. Такой факт свидетельствовал бы, что они организованы в соответствии с неким "естественным синтаксисом". Исследования этого аспекта коммуникации приматов оказались достаточно плодотворными. Показано, что разная комбинация одних и тех же элементов обеспечивает различия между криками самцов и самок у тамаринов. У гиббонов репертуар богаче и может быть дифференцирован более тонко. Так называемые "долгие крики" сигнализируют не только о присутствии обезьяны и ее местонахождении, но также об их поле, ранге и "семейном положении" Cowlishaw, 1992. В репертуаре обоих видов шимпанзе и обыкновенного, и карликового или бонобо также существуют "долгие крики".
Важную роль в общении приматов играют "дуэты" - координированные крики, когда обезьяны взаимодействуют, подстраиваясь под голоса друг друга. У гиббонов дуеты устойчивы и однообразны. Половые различия, похоже, генетически запрограммированы. Отдельные самцы, как оказалось, кричат по-разному в зависимости от того, с какими партнерами они взаимодействуют. Это приводит с одной стороны к индивидуальному разнообразию, но с другой - к унификации криков членов данной группы. Индивидуальный репертуар каждого самца содержит много вариантов криков, которые усваиваются благодаря подражанию сородичам. Как считают авторы, это свойство отличает язык шимпанзе от обычных коммуникативных систем животных.
На основе этих данных высказано предположение, что естественная коммуникативная система шимпанзе может рассматриваться как промежуточная между обычными для животных и языком человека. Для ее обозначения введен термин "минимальный язык" или "протоязык" , имея в виду наличие в криках шимпанзе вариабильных элементов, которые по-разному группируются в разных ситуациях элементарный синтаксис , и выражают не только сиюминутное состояние животного, но сигнализируют о самоопределении особи Ujhelyi, 1997. Сходное мнение о том, что у шимпанзе может иметься некий "первичный язык", высказывает Л. Фирсов 1993 на основе всестороннего изучения высшей нервной деятельности шимпанзе. Предполагается, что для возникновения этих особенностей коммуникации существенна сложная сеть социальных взаимодействий, характерная для сообществ шимпанзе, поскольку ни моногамные виды, ни живущие в сообществах другого типа, не могут достичь подобного уровня. Таким образом, есть данные о том, что естественный язык шимпанзе качественно отличен от коммуникативных систем других приматов. Эти данные также подтверждают уже упоминавшиеся нами представления Л.
Известно, что горилла обладала коэффициентом интеллекта 95, что по меркам обычного человека было средним показателем. Получается, что в мире горилл подопечная доктора Паттерсон тоже была заурядной особью и звезд с неба не хватала. Исследовательница рассказывала, что Коко не только разговаривала на языке жестов, но и писала отдельные буквы, рисовала, пыталась играть на музыкальных инструментах, и даже завела домашнего питомца. Да, горилла дала понять Франсин, что хочет котенка и, после долгих колебаний. Ее желание выполнили. Всего у Коко были три кошки и обо всех она трогательно заботилась.
Коко, Паттерсон и котенок Когда одно из животных погибло под колесами автомобиля, горилла сначала не находила себе места, а потом долго и безутешно тосковала. У обезьяны был речевой синтезатор, и Паттерсон уверяла, что Коко может пользоваться не только жестами, но и этим устройством, рассказывая о своих радостях и горестях скупыми, но осмысленными фразами. Паттерсон убеждена, что все, на что способна Коко, доступно любой другой горилле, ведь интеллект ее питомицы не превышал средних показателей. Просто ей дали шанс, начали с ней заниматься, и она показала, на что способна. При этом доктор не уверена, что гориллы могут обучать друг друга жестам и другим подобным вещам, ведь в зрелые годы Коко провела немало времени в заповеднике, где общалась с другими обезьянами. Ни одна горилла из этой группы не показала никаких необычных знаний.
Горилла Коко «читает» под руководством научного сотрудника Да, при жизни о Коко знали очень немногие, в основном ученые, изучающие интеллект приматов.
Эта «штучка» называется NFT.
Эксперимент на обезьянах дал новые подсказки об эволюции их языка
Прежде всего, обезьяний амслен использует только жесты человеческого, а грамматика у него совершенно другая — смысл передается только порядком слов, тогда как у людей используются другие средства. Про то, что глухонемых не подпускали к обезьянам — думаю, что это одна из многочисленных фантазий журналистов. С самого начала Гарднеры привлекали к обучению Уошо глухонемых тренеров. Кроме того, они сотрудничали с профессором Stokoe — известным лингвистом, специалистом по человеческому амслену, одному из тех, кто добился признания амслена полноценным человеческим языком, наравне с английским, французским и т. Вот выдержка из раздела «Попытка разгрома: конференция «Феномен Умного Ганса»» см. Зорина З. О чем рассказали "говорящие" обезьяны. Стоко Stokoe 1983 , автора многих фундаментальных работ, включая «Словарь американского жестового языка».
Его исследование синтаксиса этого языка привело к признанию амслена одним из полноправных человеческих языков еще в 1960-е гг. Стоко пристально следил за первыми высказываниями Уошо, Мойи и Лулиса, десятки раз просматривал видеопленки жестовых сообщений Уошо и на протяжении десятилетий продолжал внимательно наблюдать за работами, которые вели Гарднеры и Футс. В статье «Обезьяны, использующие знаки, и их критики, которые этого не делают» Stokoe 1983 Стоко писал, что «почти не остается сомнений в том, что шимпанзе обладают хорошо развитыми способностями к знаковому общению». По его мнению, основанием для этого служит тот факт, что они не были поставлены в жесткие рамки дрессировки, специальной выработки условных рефлексов. Позднее поддержку языковым экспериментам оказала П. Гринфилд, которая сотрудничала с С. Сэвидж-Рамбо, и ряд других лингвистов».
Бурлак: Скорее всего вы, как и я, читали об этом у Стивена Пинкера, в книге «Язык как инстинкт». Стивен Пинкер — сторонник врождённой языковой способности, поэтому ему очень хочется думать, что обезьяны, которые этой способности по определению не должны иметь, никакой язык не могут выучить ни в какой степени. Поэтому он с большим удовольствием приводит цитату из А. Нейссера глухонемого, для которого амслен является родным языком , который принимал участие в экспериментах с шимпанзе Уошо и отмечал, что слышащие люди «все время видели больше жестов, чем я... Может быть, я что-то пропустил, но я так не думаю. Я просто не видел никаких жестов». Но при этом жесты Уошо выдерживали проверку двойным слепым контролем: один человек-экспериментатор видит и записывает только жест, другой — только то, что это жест должен обозначать, потом они сравнивают свои записи — и эти записи совпадают так делают для того, чтобы ни один из экспериментаторов не мог даже невольно дать подсказку подопытному животному.
Почему же Нейссер не видел никаких жестов? Можно предположить, что причин этому две. Первая состоит в том, что обезьяны в своём языковом развитии достигают примерно уровня двух-трёхлетних детей. А таких детей взрослому человеку, не погружённому в ситуацию, понять бывает непросто — как на жестовом языке, так и на звуковом. Вот, например, представьте, что вы идёте по улице и слышите, как незнакомый вам малыш громко произносит: «пихо» ударение на втором слоге. Догадались, что это значит? Я, когда услышала, не догадалась, а мама малыша поняла сразу и сказала ему: «Правильно, подземный переход».
А теперь представьте, что такое «пихо» вам скажет попугай — вам легко будет поверить, что он говорящий? Но при этом хозяин попугая его легко поймёт — так же, как мама малыша. Ещё один фактор, мешавший глухонемым понять «говорящих обезьян», состоял в том, что обезьяны не соблюдают грамматику жестового языка. Жестовый язык амслен — это ведь не английский, переданный пальцевыми буковками. Его обычные жесты — это целые слова или значимые части слов хотя пальцевая азбука — дактилология — тоже имеется, прежде всего для передачи имен собственных. В жестовых языках есть своя грамматика — можно образовывать, например, глаголы со значением действия более интенсивного типа «работать» — «вкалывать» , длительного что немного похоже на русский несовершенный вид или распределённого типа «дать» — «раздать». Да много чего можно.
Но такие тонкости знают либо те, кто владеет жестовым языком с детства, либо те, кто исследует его как лингвист. А обезьян им никто не учил. Вот и результат. Так что даже жалко, что работу с обезьянами проводили главным образом слышащие люди. Стоко наблюдал, да, но полноценной языковой среды, создаваемой людьми, для которых жестовый язык является родным, у «говорящих» обезьян не было.
Лики надеялся, что эти исследования помогут больше узнать о первобытных людях. В 1960 году Гудолл отправилась в Танзанию.
Там Джейн и стала одной из трёх главных исследовательниц человекообразных обезьян наряду с учёными Дайан Фосси и Бируте Галдикас. В научном сообществе их прозвали "Ангелы Лики". Совсем как люди Что узнал мир благодаря Гудолл? То, что шимпанзе используют камни для дробления орехов или добывают мёд и насекомых с помощью веток. Свои "орудия труда" приматы научились совершенствовать, например, очищать ветки от листьев и коры. Эти способности обезьян произвели фурор. Ведь раньше считалось, что только человек может создавать орудия труда.
Следующее открытие касалось диеты шимпанзе: оказалось, они могут быть плотоядными и охотиться на мелких животных. Ещё Гудолл в течение 4 лет наблюдала, как обезьяны воевали друг с другом: животные собирались в группы после смерти лидера, который при жизни объединял "племя". После его ухода начиналась настоящая "гражданская война". Гудолл критиковали за ненаучный язык и "очеловечивание" шимпанзе, но соглашались с её открытиями, ведь до неё никто так глубоко не погружался в мир приматов. Люди узнали, что животные могут испытывать сложные эмоции. Её работа повлияла на общественное мнение, а также на изменения в государственной политике в отношении охраны дикой природы. Джейн, у вас прошло весьма необычное празднование 90-летия.
Расскажите о нём. На пляж в Кармеле, штат Калифорния, экоактивисты привели 90 собак.
Результаты показывают, что, хотя мы больше не используем эти жесты, мы, возможно, сохранили понимание этой системы общения предков.
Эта «штучка» называется NFT.
Эксперимент на обезьянах дал новые подсказки об эволюции их языка
«Среди обезьян есть предрасположенные к алкоголизму и непьющие». Интервью с биологом Джиной Карал-оглы о том, зачем обезьян спаивают, заражают вирусами и вызывают у них. Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов. Ученый из университета штата Мичиган 7 лет изучал поведение мартышек-гелад, фактически жил с ними. Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо.