ШОС и имеет значительное влияние на принятие фер технологий, культурные и научные обмены решений в рамках организации. В настоящее время внешняя торговля России находится под беспрецедентным негатив-ным воздействием ограничительных мер (санкций со стороны недружественных стран и различных решений юридических лиц, аналогичных санкциям по влиянию, а также контрсанкций). Банк России Баланс внешней торговли России остается положительным.
Последние новости о международном сотрудничестве
Внешняя торговля РФ по итогам января-августа по физическому объему превысила уровень 2022 года, по стоимостному пока меньше, сообщил РИА Новости на ВЭФ врио главы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики). С кем торгуем, а с кем нет: экономические отношения России с другими странами на 2022 год. Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии "Евразийская интеграция в многополярном мире", это вдвое больше, чем в момент создания объединения.
Внешняя торговля: друзья и недруги
Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Креативная экономика – новый драйвер экономики России. Статья Внешняя торговля России, Профицит внешней торговли, Экспорт по статьям, Экспорт технологий, Экспорт энергоносителей, Экспорт металлов, Экспорт продуктов питания и сельхозсырья, Другой экспорт, Импорт по статьям, Торговля России со странами, Торговля с. Application error: a client-side exception has occurred (see the browser console for more information).
Страны Запада выбыли из топ-5: Раскрыты главные торговые партнёры России в 2023 году
Год с начала СВО стал особенно показательным. За девять месяцев 2022 года рост взаимной торговли России со странами ЕАЭС превысил 57 млрд долларов плюс 15 процентов. Всего за год оборот составит, по предварительным прогнозам, около 80 млрд долларов. За 10 месяцев торговля с Белоруссией и Казахстаном выросла на 10 процентов почти 35 млрд долларов и более 22 млрд долларов соответственно. За тот же период товарооборот между РФ и Арменией достиг рекордной отметки, превысив 3,8 млрд долларов плюс 85 процентов.
Рекорды демонстрирует и Киргизия: с января по сентябрь объёмы торговли с этой страной превысили 2 млрд долларов плюс 42 процента. Среди арабских стран крупнейшим партнёром, во многом помогающим РФ существовать в санкционном режиме, являются Объединённые Арабские Эмираты. Объём экспорта из России в ОАЭ взлетел в прошлом году на 71 процент 8,5 млрд долларов. И хотя Эмираты наряду с Турцией получили от США и ЕС предупреждение о возможности попасть под вторичные санкции, власти ОАЭ пока не вводили ограничительных мер на сотрудничество с российскими компаниями.
Приоритетные направления: от Казахстана до Кении На вопрос, по каким направлениям дальше будет развиваться российская внешняя торговля, отчасти ответил Российский экспортный центр РЭЦ , составив соответствующую карту. В неё входят четыре группы стран. Приоритетные направления российского экспорта. Третья — крупные рынки стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где позиции российских экспортёров пока не так сильны, но у которых имеется большой потенциал роста.
Наконец, в четвёртой группе небольшие страны, «имеющие точечный потенциал наращивания российских поставок», сообщили в РЭЦ. В этом списке, в частности, Сербия, Марокко и Кения. По данным Минэкономразвития, к началу текущего года доля недружественных экономик в экспорте из России снизилась почти на четверть — с 58 до 35 процентов. Доля нейтральных и дружественных стран увеличилась с 42 до 65 процентов и, вероятно, продолжит расти.
Страны Азии занимали наибольшую долю в товарообороте России в январе-сентябре , на экспорт в них пришлось 226,6 миллиарда долларов, на импорт оттуда — 139,7 миллиарда долларов.
Интересно, что, хоть в относительных цифрах падение экспорта выглядит очень значительным, в абсолютных значениях результаты не столь трагичны. Прошлогодний скачок экспорта, по словам профессора НИУ ВШЭ в Санкт—Петербурге Александра Скоробогатова, объясняется ростом цен на все товары, попавшие под санкции, включая энергоносители. Торговые ограничения и высокие мировые цены на энергоресурсы в 2022 году сформировали высокую базу, относительно которой показатели экспорта начала 2023 года оказались слабыми, подтверждает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. На сегодняшний день негативное влияние ценовых дисконтов, с которыми теперь торгуются российская нефть и нефтепродукты, а также сокращение экспорта "Газпрома" в ЕС удалось несколько компенсировать скоординированными действиями России и Саудовской Аравии, которые убрали с рынка нефти избыток предложения, и адаптацией отечественных экспортёров к потолку цен.
Китай практически перестал инвестировать в Россию. В первом полугодии 2022 года страна не получила финансирования по линии инициативы «Один пояс, один путь» — проекта, направленного на создание торгово-транспортных коридоров между 60 странами. В его рамках строился мост из Благовещенска и проектировалась высокоскоростная железная дорога из Москвы в Казань. Основным получателем китайских инвестиций в 2022 году стала Саудовская Аравия.
Инвестиции в нефтехимический и газовый проекты в России приостановила Sinopec, одна из крупнейших в этом секторе компаний, пишет Reuters. Источники сообщили изданию, что в марте Министерство иностранных дел Китая вызвало представителей Sinopec и еще двух энергетических компаний — China National Petroleum и China National Offshore Oil — и призвало их не покупать российские активы.
С кем торгуем, а с кем нет: экономические отношения России с другими странами на 2022 год
Россия в современных экономических отношениях. Содержание. Ответ России на конфискацию замороженных США наших активов в размере 6 млрд долларов формулируется уже не только на уровне экспертов. Заявления сделали в Кремле и Министерстве иностранных дел России. Россия была и остается крупным игроком в международном экономическом пространстве. По итогам 2022 г. таможенная служба определила основных экономических партнеров нашей страны. Китай Товарооборот в 2022 г. — $190 млрд. Цель исследования заключается в выявлении основных проблем, с которыми сталкивается внешняя торговля России, и выработке конкретных предложений, способствующих стимулированию развития и поддержке внешнеэкономической деятельности страны. новости внешней торговли, статистика внешней торговли, внешнеторговые показатели, курсы иностранных валют к российскому рублю.
Россия и Китай подписали меморандум о расширении торгового сотрудничества
Россия развивает экономическое сотрудничество с различными странами мира. Она активно ведет торговлю и инвестиции, развивает экономические партнерства, активно развивает сотрудничество в сфере энергетики, особенно в области нефтегазовой промышленности. Россия имеет Европейскую и Азиатскую части, самую длинную прибрежную линию в мире протяженностью более 37 тысяч километров, благодаря чему у нее есть доступ к различным морям и океанам: Северному Ледовитому океану, Баренцеву, Карскому, Чукосткому, Берингову, Охотскому, Японскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Такое географическое положение делает Россию важным игроком в мировой политике, поскольку она имеет влияние на различные регионы и государства. Кроме того, Россия обладает богатыми природными ресурсами, такими как природные газы, нефть, уголь, дерево и другие, что делает ее экономически значимой для многих стран. Военно-политическая активность России Одним из наиболее ярких примеров военно-политической активности России является участие в военных действиях в Сирии начало—2015 год. Российская военная помощь помогла укрепить позиции сирийского правительства в борьбе с террористическими группировками. Это также позволило России укрепить свое влияние в регионе и продемонстрировать свою военную мощь. Кроме того, Россия активно участвует в международных миротворческих операциях.
Она принимает участие в миссиях Организации Объединенных Наций, а также в операциях по борьбе с пиратством в Сомали и в Аденском заливе. Страна продолжает укреплять свои военные базы и наращивать свои Вооруженные Силы. В 2020 году Россия запустила строительство новых военных баз на арктическом шельфе. Это свидетельствует о стремлении России защитить свои интересы в Арктике и повысить свое военное присутствие в этом регионе. В целом, военно-политическая активность России является одним из важных элементов ее внешней политики. Она позволяет России продвигать свои интересы, защищать свою безопасность и сотрудничать с другими странами в области безопасности и стабильности мирового порядка. Экономическое влияние России Экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную долю доходов в федеральном бюджете и вносит существенный вклад в национальную экономику России. Благодаря своим природным ресурсам Россия имеет сильное экономическое влияние на Европу.
Она является крупнейшим поставщиком нефти и газа для многих стран Европы. Это делает Россию ключевым игроком на энергетическом рынке и обеспечивает стране значительное политическое влияние. Участие в таких организациях позволяет России укреплять свое экономическое положение и развивать торговые и инвестиционные связи с другими странами. Развитие новых технологий также играет важную роль в экономическом влиянии России. Стратегия развития цифровой экономики включает в себя инвестиции в информационные технологии, разработку программного обеспечения и электронную коммерцию. Эти меры способствуют увеличению экономического роста и содействуют модернизации страны. В целом, экономическое влияние России продолжает укрепляться, и страна считается важным участником международной экономики. Ее ресурсы, торговые связи и технологическое развитие позволяют ей оставаться важным игроком на мировой арене.
Россия является крупнейшим экономическим партнером многих стран Содружества и играет важную роль в создании экономических союзов и интеграционных процессов в регионе. Кроме того, Россия активно участвует в политическом противостоянии и урегулировании конфликтов в СНГ. Она оказывает поддержку правительствам и политическим лидерам различных стран в регионе, а также участвует в миротворческих операциях и дипломатических усилиях по поиску мирных решений. Россия также обладает значительным мягким влиянием в СНГ. Она продвигает свою культуру, язык и ценности через образовательные программы, СМИ и культурные мероприятия. Это помогает укрепить культурные связи и создать благоприятный образ России в глазах граждан стран СНГ. Таким образом, политическое влияние России в СНГ является одним из главных факторов, определяющих отношения между странами в этом регионе. Россия устанавливает и поддерживает дружественные отношения с государствами СНГ, а также является ключевым игроком в экономических, политических и культурных процессах в регионе.
Сотрудничество с регионами мира Россия активно развивает торговлю, инвестиции и другие формы экономического сотрудничества с Азией. Это позволяет обеим сторонам создавать благоприятные условия для развития и процветания. Кроме того, Россия поддерживает мирные урегулирования в регионе и активно участвует в международных форумах и организациях, где обсуждаются вопросы, касающиеся политической ситуации в Азии. Россия играет активную роль в решении конфликтов и поддержании мира в регионе. В целом, политические связи России с Азией остаются важными и являются одним из приоритетных направлений внешней политики России. Устойчивые и доверительные отношения с Азией являются гарантией устойчивого развития и безопасности. Россия и Африка также поддерживают тесное политическое взаимодействие на основе общих интересов и принципов. Россия активно развивает свои политические связи с африканскими странами, проводя регулярные встречи и договоренности на самом высоком уровне.
Российские политические связи с Африкой включают в себя различные сферы сотрудничества, такие как экономика, безопасность, культура и образование. Россия активно поддерживает африканские страны в их стремлении к развитию и содействует установлению мирных отношений на континенте. Одним из важных аспектов сотрудничества России и Африки является предоставление помощи в области развития. Российские эксперты и специалисты оказывает неоценимую помощь африканским странам в вопросах инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и многих других сферах. Кроме того, Россия активно предоставляет африканским странам политическую поддержку на международной арене. Она выступает за защиту интересов африканских государств и их права на самоопределение. В целом, политические связи России с Африкой имеют стратегическое значение для обеих сторон. Россия и африканские страны укрепляют свое взаимодействие и продолжают развивать партнерство на взаимовыгодных условиях.
Отношения между Россией и Америкой играют важную роль на политической арене. В течение последних нескольких лет эти отношения были напряженными и характеризовались множеством конфликтов и разногласий. Особенно ярко это проявилось в связи с проведением СВО на Украине. Одним из ключевых вопросов, разделяющих Россию и Америку, является их подход к глобальным проблемам на международной арене. В свете экономических санкций и политических разногласий, наблюдаемых в последние годы, две страны стали конкурентами в таких сферах, как экономика, безопасность и влияние на международной арене. Одним из наиболее острых вопросов между Россией и Америкой является украинский кризис. Были введены экономические санкции против России, что усугубило ситуацию и продолжает оказывать негативное влияние на отношения между двумя странами. Также следует отметить важность политической борьбы и противостояния в отношениях России и Америки.
Оба государства активно используют киберпространство. Многочисленные ситуации взлома, утечки информации и кибератаки со стороны США только усугубляют обстановку между двумя странами. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей для США, при этом экономические санкции создают преграды для развития таких отношений. Россия и Америка считают терроризм важным международным вызовом и пытаются сотрудничать в этой области, несмотря на ограничения и разногласия. Это означает, что они могут блокировать принятие решений, не соответствующих их национальным интересам или не поддерживающих их внешнюю политику. Для России это особо значимо, так как страна имеет значительное влияние на глобальную политику и является одной из крупнейших ядерных держав. Россия активно участвует в деятельности Совета Безопасности, выражая свою позицию по вопросам мировой безопасности и решениям, которые должны быть приняты для обеспечения стабильности и урегулирования конфликтов в различных регионах мира. Страна активно сотрудничает с другими постоянными членами СБ ООН — США, Китаем, Францией и Великобританией — по наиболее важным вопросам, включая проблемы ядерного разоружения, терроризма, санкций, регулирования вооружений и международной безопасности.
В последние годы Россия стала показывать более уверенную позицию в Совете Безопасности. Россия активно выступает за укрепление роли СБ ООН в решении международных кризисов и конфликтов, а также за соблюдение принципов международного права и суверенитета государств. В целом, Россия продолжает играть важную роль в политике Совета Безопасности ООН и выступает в защиту своих национальных интересов и принципов международного права. Ее активное участие в этой организации позволяет стране гарантировать свою безопасность и участвовать в формировании всемирной политики. Россия и Арктика Арктический регион обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, рыба и минеральные ресурсы. Россия активно развивает свою присутствие в этом регионе и обеспечивает безопасность своих интересов на арктическом побережье. Российская Федерация является членом Арктического совета, организации, которая объединяет арктические страны. Наша страна также стремится к наращиванию экономического сотрудничества с другими странами региона в рамках рыболовства, туризма и транспортных коммуникаций.
Российское правительство активно разрабатывает программы и стратегии для развития Арктического региона, включая строительство новых инфраструктурных объектов, развитие судоходства по Северному морскому пути и проведение исследований в области климатологии и экологии. Учитывая стратегическое значение Арктики и ее ресурсный потенциал, Россия продолжит активно участвовать в развитии и обеспечении безопасности региона, сотрудничая с другими арктическими странами и проводя необходимые мероприятия по экологическому сохранению Арктики. Роль России в энергетике Нефть и газ являются ресурсами, на которых основывается российская экономика. Российские нефтегазовые компании, такие как «Газпром» и «Роснефть», контролируют значительную часть мировых запасов этих ресурсов и эффективно осуществляют их добычу и экспорт. Российская нефть экспортируется во многие страны, включая Европу, Китай, Индию и другие. Благодаря своей значительной доле на мировом рынке нефти, Россия играет важную роль в стабилизации мировых цен на нефть и влияет на экономику других стран.
Основными факторами снижения импорта стали категории, относящиеся к оборудованию, машинам и транспорту, т. Чего ждать в этом году Если в 2022 г. По первым двум месяцам можно сказать, что эффект выглядит значительным и для курса рубля, и для бюджетных позиций страны, отметила эксперт. В 2023 г. Ситуация с внешней торговлей в 2023 г. Уже сейчас по статистике платежного баланса видно, как снижается счет текущих операций включающий в себя торговый баланс , прежде всего за счет провала в экспорте — как в объемах, так и в цене, отметила она. Торговый баланс в 2023 г. И если в 2021 г. Китай был в лидерах, то позиции Турции укрепились, заметила она. В целом можно ожидать сохранения этого лидерства в 2023 г.
Вместе с тем полномочия правительства расширились. Замечание 3 Новый закон не имеет статьи о возможности введения государственной монополии на торговые операции по отдельным товарам, но при этом позволяет применять их исключительные права на экспорт и импорт. Надо прежде всего сказать, что структура ВВП у РФ существенно отличается от других стран, и не похожа на структуру многих развитых стран в особенности. В России именно в промышленности создаётся практически половина всего ВВП страны. Но, даже при таком высоком уровне индустриализации РФ не является активным участником международной торговли готовой продукции. Ак происходит по причине того, что российское и мировое производство крайне различны по своей структуре. Большая часть международного обмена представлена готовыми изделиями, и порядка половины его — продукция машиностроительного комплекса. Более того, необходимо акцентировать внимание на то, что множество российских машиностроительных предприятий не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Такая структура промышленности с её экспортным потенциалом состоит их минеральных сырьевых ресурсов и полуфабрикатов. Экспортная структура России в последнее время изменилась не самым лучшим образом. РФ занимает первое место в мире по экспорту никеля и природного газа, 2-4 места по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она по-прежнему является одним из лидеров по поставкам меди, алмаза, крупного леса. Пример Оборот внешней торговли в 2000-2007 гг. Кризис никак не повлиял на эти показатели, в 2011 г. Причины внешнеэкономического успеха Основной причиной внешнеэкономического успеха можно считать стремительный рост цен на самые важные товары российского экспорта, в первую очередь на энергоносители, основные черные, цветные и драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения, а также некоторые другие виды позиций. Важно уделить внимание снижению или весьма умеренному росту средних импортных цен для РФ, что предоставляет России устойчивые благоприятные условия обмена с внешним миром и получение чистой прибыли в торговле. Основная причина данной ситуации заключается в довольно слабой конъюнктуре на рынках продовольствия, товаров народного потребления, массовой продукции информационно-коммуникационных технологий, а также иных промышленных изделий, которые составляют большую часть отечественного импорта, по причине превышения предложения над спросом и острой международной конкуренции. На пороге ХХI века стало понятно, что развиваться в пределах уже достаточно устаревшей концепции становится не только сложно, но и экономически с точки зрения внешнеторговых отношений не выгодно. Поэтому Россия приняла решение идти в ногу со временем и определила два потенциальных сценария развития внешней торговли на среднесрочную перспективу — инерционный и инновационный. Современные направления развития внешней торговли России Движение в пределах инерционного плана чреваты для России замедлением экономического роста, постоянным отставанием от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства. В этой связи вполне ожидаемо падение доходов населения, снижение уровня жизни и полная утрата страной возможности самостоятельного развития. Мировая практика отлично демонстрирует, что для будущего развития огромное значение имеет не только количественные показатели экономического роста, но и качество, стабильность и общая динамика развития экономики, которое напрямую зависит от эффективности хозяйственной деятельности. Все эти факты требуют решительного реагирования и разворота страны к инновационно модели развития посредством активного применения потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что в конечном итоге станет поводом к глубокой перестройке структуры производства, внешнеэкономических связей и экспорта, в частности. Следующим важным направлением внешнеэкономических отношений РФ является трансграничное движение капитала.
В 2021 г. В структуре экспорта России в США в 2021 г. США ввели крупнейшие в истории санкции в сфере торговли, нацеленные на лишение сектора российской промышленности важнейших технологических компонентов. С 2007 г. Китай занял 1-е место в российском импорте до этого 1-е место занимала Германия , а с 2017 г. Товарная структура российского экспорта в Китай резко изменилась. В 2001 г. В условиях сокращения российского экспорта в западные страны происходит дальнейшее увеличение значимости китайского рынка по многим товарным группам. Менялась не только структура китайских поставок в Россию место преимущественно потребительских товаров заняли более технологичные , но и доля Китая во многих статьях российского импорта. Лидия Кулик, Алексей Калинин: Развитие российско-индийских экономических связей в новых условиях В 2022 г. Товарооборот России с Китаем увеличился на 50 млрд долл. Развитие торгово-экономического сотрудничества России с Китаем оказало решающее влияние на изменение структуры внешней торговли первой, а продолжающийся рост экспорта и импорта из этой страны за шесть месяцев 2023 г. Индия: рост российского экспорта и возможности импорта В предшествующие десятилетия товарооборот России с Индией характеризовался стабильно невысокой динамикой, однако в 2022 г. Индийские бизнесмены удачно воспользовались ситуацией: закупая нефть в России на льготных условиях, они используют ее не только для внутреннего рынка, но и на экспорт, который в 2022 г. В структуре российского экспорта в эту страну присутствуют также машины, оборудование и транспортные средства, драгоценные металлы и камни, продукция химической промышленности, продовольственные товары и др. Принимая во внимание солидные объемы экспорта Индии более 450 млрд долл. Индия могла бы занять место некоторых западных стран в качестве поставщика отдельных видов продукции для России. Например, речь идет об импорте фармацевтических препаратов из Индии, которые Россия закупала за рубежом на более чем 10 млрд долл. Страны Латинской Америки — разные тенденции в торговле с Россией Виктор Хейфец: Визит Сергея Лаврова в Латинскую Америку: проверка связи Латиноамериканские страны не относятся к числу крупных экономических партнеров России, а торговля с ними сильно подвержена влиянию внешних факторов и структурных ограничений их национальных хозяйств.
Эксперт: по цифрам внешней торговли РФ курс доллара должен быть гораздо ниже
Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики.
Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки.
Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом.
Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65. Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66.
Далее следуют Белоруссия 55 млрд и Казахстан 26 млрд. Также активно Россия торговала с Японией 9,7 млрд , Гонконгом 5,9 млрд , Узбекистаном 9,9 млрд и Арменией 7,3 млрд. Главным партнером в Африке стал Египет.
Проще говоря, тогда транзит газа по территории Украины сократился примерно на треть. Однако транзитное соглашение будет действовать вплоть до декабря 2024 года. Киев по данному контракту планировал получить 7,2 млрд долларов или 32,25 доллара за 1 тыс. Так как в транзитном соглашении закреплена формула "качай или плати", то России приходится оплачивать не фактически поставленные объёмы газа, а контрактные 109,5 млн м3 сутки против фактических 40 с небольшим млн м3. Таким образом, ежемесячно Украина получает от России в качестве платы за транзит свыше 100 млн долларов, а за 2022 год получила минимум 1,27 млрд долларов. Физический объём поставок в ЕС в 2022 г. Но зато в 3 раза выросли средние экспортные цены на газ с 339 до 973 долларов за 1000 м3. К слову, федеральный бюджет в прошлом году был во многом спасён "Газпромом", который стал крупнейшим налогоплательщиком в России заплатив только за 11 месяцев 1,45 трлн рублей против 0,578 трлн рублей годом ранее. Так что сохранение транзита газа приносит весьма немалую прибыль. По итогу стоимость транспортировки нефти вырастет с изначальных 8,5 долларов за тонну до 17 долларов за тонну, а если повысят и в августе, то до 23,5 долларов за тонну. Если предположить, что в 2023 году Чехия, Венгрия и Словакия купят у России всё те же 14,3 млн тонн нефти на троих, то при средней цене в 55,97 долларов за тонну, это им обойдётся в 800 млн долларов. Из них — при максимальном тарифе на прокачку — 54,9 млн долларов придётся отдать Украине, а 745 млн долларов достанутся России. Зерно и "зерновая сделка" "Зерновая сделка" не вписывается ни в двустороннюю торговлю, ни в транзит, однако является случаем, когда ЕС и США при поддержке нейтральных и дружественных по отношению к России стран, вынудили Москву позволить Киеву зарабатывать на экспорте. Во-первых, в 2022 году Россия прокачала по украинской ГТС газа на 19,2 млрд долларов, заплатив за транзит чуть больше 1,2 млрд долларов. Понятно, что в этом году таких денег транзит не принесёт, но убыточным он точно не будет. Во-вторых, поставки нефти по южной ветке "Дружбы" в годовом измерении приносят свыше 745 млн долларов при затратах на её транзит по самым высоким и пока не вступившим в силу тарифам 55 млн долларов. В-третьих, каким-то неизвестным образом, Россия умудрилась судя по украинской статистике продать Украине в прошлом году товаров на 5,5 млрд долларов, из которых 4 млрд долларов пришлись на газ.
На смену отказавшегося от российской металлопродукции ЕС пришли государства Азиатско-Тихоокеанского региона АТР и СНГ, нарастившие поставки проката из РФ; также констатировал устойчивый спрос на российские пиломатериалы [9] , целлюлозу, упаковку в АТР, на удобрения — в Латинской Америке ; масложировая продукция востребована на Ближнем Востоке. Вырос экспорт переработанной рыбной продукции в Азию и Европу [10]. В конце октября 2022 « Нью-Йорк таймс » сообщило о том, что в этом году, несмотря на введённые санкции, международная торговля России резко возросла, поскольку, по мнению издания, она имеет давние торговые партнёрские отношения во всём мире и разорвать их непросто. Как показывает анализ издания, стоимость экспорта России выросла даже в тех многочисленных странах, которые принимали активное участие в давлении на РФ.
Экономические показатели — Россия
Происходит не просто корректировка внешнеэкономической политики России, а ее смена с целью расширения существующих и построения новых торгово-экономических связей с дружественными странами. В сложившейся обстановке представляется необходимым проведение анализа происходящих в структуре внешней торговли России сдвигов. Процесс смены структуры внешней торговли России, который начался с середины прошлого десятилетия, сегодня ускорился и идет довольно быстрыми темпами, реагируя на все новые пакеты санкции западных стран. Происходит пересмотр взаимоотношений с внешнеторговыми партнерами с учетом российского экспортного потенциала по ключевым товарным позициям — минеральные продукты, удобрения, зерно и др. Сложившаяся ситуация привела к сдвигам в структуре ее товаропотоков с Европейским союзом, США и их союзниками, что вынуждает Россию заниматься импортозамещением и переориентировать вектор внешнеэкономической политики на Китай, Индию, Турцию и Бразилию, а также ряд других государств. В условиях глубокого кризиса ооноцентричной системы, фрагментации мировой торговли и паралича ВТО беспрецедентные санкции США, ЕС и их союзников в отношении России переросли в агрессивную недружественную политику. Общий тренд Есть ли у России «чёрные рыцари»? В последнее десятилетие развитие торговли России с другими странами демонстрировало неустойчивую динамику, зависящую от влияния внутренних и внешних факторов.
За 10 лет, прошедших с 2013 г. Особенно заметные изменения российского экспорта произошли в 2014—2016 гг. В 2020 г. Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта России, 2011—2022 гг. В 2022 г. Импорт России после падения в 2020 г.
Следовательно, западные санкции оказали отрицательное влияние в первую очередь на абсолютные объемы импорта, в то время как экспорт в денежном выражении еще больше вырос по сравнению с показателями предыдущего года. Рисунок 2. В перечне ведущих внешнеторговых партнеров России в 2022 г. Сокращение удельного веса Нидерландов, через которые ранее шли российские реэкспортные операции, в значительной степени компенсировано ростом торговли с Турцией.
На третьей позиции Турция 56,5 млрд. Далее следуют Белоруссия 55 млрд и Казахстан 26 млрд. Также активно Россия торговала с Японией 9,7 млрд , Гонконгом 5,9 млрд , Узбекистаном 9,9 млрд и Арменией 7,3 млрд.
Пожаловаться Главные торговые партнеры России в 2022 г. Россия была и остается крупным игроком в международном экономическом пространстве. По итогам 2022 г. Китай Товарооборот в 2022 г. Рост по сравнению с 2021 г.
Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке — t. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress. Если у вас нет аккаунта, вы можете зарегистрироваться. После завершения регистрации на указанную в форме электронную почту придет письмо с логином и паролем для входа в ЕЛК.
Читайте также:
- Китай, Индия и Турция по итогам 2023 года стали главными торговыми партнёрами РФ
- Особенности внешнеэкономических отношений РФ, причины внешнеэкономического успеха
- Россия и Иран 2023: итоги прошлого и перспективы будущего | Вестник Кавказа
- Торгово-экономические связи с Африкой установили 79 регионов России - ИА "Африканская инициатива"
- Особенности внешнеэкономических отношений РФ
- Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ: товарооборот в 2023 году
Немного про внешнюю торговлю России в 2023-м и предыдущие годы
Поэтому именно южное и восточное направления требует пристального внимания и расширения своих возможностей под неожиданно свалившийся огромный экспортно-импортный поток. Ведутся работы по развитию приоритетных транспортных коридоров. Один из таких важных коридоров — это «Север — Юг». Недавно было подписано соглашение о строительстве участка железной дороги в Иране, который поможет организовать прямое железнодорожное сообщение на западном маршруте МТК «Север — Юг», обеспечив кратчайший транзитный выход на порты Персидского залива и Южной Азии, отмечают в РЭЦ. А в СЗФО продолжается работа по загрузке портовых мощностей путем наращивания мощностей торгового флота и создания комплексных deep-sea сервисов в целевые страны. Здесь стоит сосредоточиться на расширении автомобильных и железнодорожных подходов к портам, развитии сети тыловых терминалов и оптимизации администрирования грузопотоков с сопредельными странами», — указывает в РЭЦ. Работы ведутся сразу по нескольким международным транспортным коридорам, которые позволят увеличить объем перевозки, сократить сроки, упростить пересечение границы, а значит, сократить расходы для бизнеса, отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». В частности, ведутся работы на Восточном полигоне железных дорог, продолжается развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, развитие Новороссийского транспортного узла, строительство и реконструкция объектов морского порта Темрюк, а также железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска по всей стране. Например, весной завершили модернизацию станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, расположенной на пересечении линий Волгоград — Краснодар и Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. Модернизация позволит дополнительно провозить порядка 8 млн тонн грузов в год», — отмечает Баранов.
С сентября сократится время пересечения границы в Забайкальске на границе с КНР , Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой , так как там заработает система электронного резервирования даты и времени подъезда к ним. После модернизации пункта пропуска Верхний Ларс удалось увеличить интенсивность движения с 300 до 1400 грузовых автомобилей в сутки. На границе с Азербайджаном осуществляется масштабная модернизация пункта пропуска Яраг-Казмаляр, после завершения которой пропускная способность вырастет до 1400 транспортных средств и до 5100 человек в сутки. Потребуется сделать еще много для развития грузовых перевозок. Также необходимо продолжить упрощать процедуры пересечения границы и таможенное оформление.
Вырос экспорт переработанной рыбной продукции в Азию и Европу [10]. В конце октября 2022 « Нью-Йорк таймс » сообщило о том, что в этом году, несмотря на введённые санкции, международная торговля России резко возросла, поскольку, по мнению издания, она имеет давние торговые партнёрские отношения во всём мире и разорвать их непросто. Как показывает анализ издания, стоимость экспорта России выросла даже в тех многочисленных странах, которые принимали активное участие в давлении на РФ. Данные анализа показывают, что на смену давним экономическим связям России с Европой, по мере перенаправления товарных потоков, формируются новые торговые союзы.
Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65. Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство ею и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации внешней политики Российской Федерации и осуществлению международного сотрудничества. Государственный Совет Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внешней политики Российской Федерации, оказывает содействие Президенту Российской Федерации по вопросам определения основных направлений внешней политики Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз. Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации и представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации, осуществляет реализацию внешнеполитического курса, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества, а также координацию международных связей субъектов Российской Федерации. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству оказывает Министерству иностранных дел Российской Федерации содействие в проведении единой внешнеполитической линии в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, а также в осуществлении государственной политики, направленной на оказание содействия международному развитию на двустороннем уровне.
При этом потребительский импорт понемногу нарастает, идет замена одних брендов другими, в целом картина там получше», — уточнила Баландина. Параллельный импорт Отдельной событием в новой российской реальности стала легализация параллельного импорта. При этом оценить, через какие именно страны идет параллельный импорт, невозможно — в апреле 2022 года ФТС России перестала публиковать статистику по импорту и экспорту. В сентябре то же самое сделала Белоруссия. По мнению ученого секретаря Института Китая и современной Азии Людмилы Захаровой, введение новых санкций неизбежно сказывается на переходе части торговых отношений в серую зону, а засекречивание таможенной статистики может быть одним из свидетельств такого перехода. Есть ограничение на доступ России к стратегическим товарам, но нам все равно необходимо покупать их. Поэтому поставки такие будут проводиться, но никто их не будет отображать в официальной статистике. По совершенно очевидной причине перестали в России публиковать торговую статистику: ни у кого нет ни желания, ни времени, вести двойную бухгалтерию, делать одну реальную статистику и вторую для публикации, мол все санкции соблюдаются», — сказала RTVI Захарова. При этом не все стратегические товары удастся приобрести даже через «серые» схемы: самолеты или серверное оборудование, то есть те продукты, чью локацию использования можно установить, продавать не станут, так как это может грозить странам-импортерам вторичными санкциями. Конечно, крупные компании заниматься этим не будут, но небольшой бизнес — вполне. Но, надо понимать, что это несет как дополнительные риски, так и увеличение стоимости. И в арбитражный суд вы при совершении сделок в серой зоне тоже не пойдете», — полагает Баландина. То есть ожидания, которые были в марте-апреле, были гораздо пессимистичнее, чем складывается сейчас по факту.