Во время двойного теракта в московском метро семь лет назад погибло 40 человек, полторы сотни получили ранения. Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек.
Подписка на новости
- Крупнейшие теракты в России: когда случались, в каких городах, число жертв
- Как живут сегодня пострадавшие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры»
- «Наказать русских за угнетение армянского народа». История первых терактов в московском метро
- Теракт в «Крокус Сити Холле»: Погибли 40 человек, идет штурм
История терроризма в России
Большая часть тех, что причастен к терактам в московском метро 29 марта 2010 года, уничтожены, заявил во вторник президент России Дмитрий Медведев на встрече с первым заместителем директора ФСБ Сергеем Смирновым. В результате взрыва сильно деформировался вагон метро с последующим возгоранием. Новости России | Российские новости. Большая часть терактов в России пришлась на 90-е и первую половину 2000-х. Полковник КГБ Платонов рассказал о срыве 70 единовременных терактов в метро Москвы. Теракт в метро Санкт-Петербурга.
Взрыв в метро Санкт-Петербурга: хроника событий и рассказы очевидцев
Огромный мегаполис сузился тогда до маленькой точки на карте города — района «Техноложки», ставшей кровоточащей раной для всех жителей города на Неве. В это же самое время стало известно о том, то на станции метрополитена «Площадь Восстания» было обезврежено еще одно взрывное устройство, замаскированное под огнетушитель. Параллельно с работами на станции «Технологический институт» шла серьезная работа в тоннеле метрополитена — на перегоне между станциями, там, где и прогремел взрыв в третьем вагоне электропоезда, навсегда закрывшем свои двери для пятнадцати пассажиров. Спасатели искали тех, кого, возможно, взрывной волной «выкинуло» из поезда, и кому, возможно, все еще требовалась помощь… Спустя час спасательные работы в метрополитене были завершены.
Теперь к своей работе приступили следователи. Для ликвидации последствий теракта была задействована вся петербургская подсистема РСЧС, было привлечено около тысячи человек личного состава и более двухсот пятидесяти единиц техники. Штаб по ликвидации последствий ЧС возглавил губернатор Санкт-Петербурга, медики боролись за жизни пострадавших, спасатели и силовики обеспечивали ликвидацию последствий происшествия и охраняли безопасность граждан.
Несмотря на то, что метрополитен Петербурга в связи со случившимся прекратил свою работу, в кратчайшее время были предприняты все возможные меры для организации пассажиропотока. На помощь властям здесь пришли сами горожане. Город сплотился, в очередной раз доказав всему миру, что его невозможно сломить.
Для транспортного обеспечения были дополнительно пущены автобусы по пяти маршрутам, дублирующим линии метрополитена. Ряд перевозчиков такси и дирекция западного скоростного диаметра отменили плату за проезд. Простые автомобилисты предлагали свои услуги по перевозке горожан.
Хорошо помню 3 апреля 2017 года - из-за закрытия многих станций метро водители в социальных сетях бескорыстно предлагали людям свою помощь, чтобы довезти до дома, несмотря на часовые пробки. Петербург помнит. Светлая память погибшим!
Сотрудники правоохранительных органов, которые работают на месте взрывов в столичном метро, обнаружили фрагменты тел, предположительно, террористок-смертниц. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в оперативно-следственной группе, работающей на месте происшествия. Движение автомобилей в центре города серьезно затруднено. Как сообщает фонтанка.
Ее затоптала толпа, пытавшаяся выйти из станции после того, как станцию заволокло дымом от взрыва. Пока официальных подтверждений этому нет. Но сообщается, что сильная давка сейчас на станции «Комсомольская». На других линиях метро, наоборот, малолюдно. Многие москвичи, опасаясь повторения взрывов, отказались от поездок в центр города. По факту взрывов на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» возбуждено уголовное дело по ст. В настоящее время на месте взрывов работают криминалисты следственных органов.
В связи со взрывами в метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве введен план «Вулкан», сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах.
К весне 2005 года были установлены принципы управления действиями силовых структур на случай террористических акций, сбора и анализа разведывательной информации, тактика действий спецподразделений в регионе. Взрывы в метро: «Парк культуры» и «Лубянка» Два взрыва произошли на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве утром 29 марта 2010 года. Их произвели две террористки-смертницы. Погиб 41 человек, были ранены 88. После взрывов с места трагедии эвакуировали 3,5 тысячи человек. Ответственность на себя взял крупный террористический лидер Доку Умаров.
Воспоминания жертв и детали произошедшего — в нашем материале. На исполнение плана выделили больше 46 миллиардов рублей. Проект предполагал серьезные изменения системы безопасности на транспорте. На вокзалах появились зоны досмотра, а в метро — камеры видеонаблюдения, которые со временем оснастили функцией распознавания лиц. Теракт в Домодедово 24 января 2011 года в зоне прилета в аэропорту Домодедово террорист-смертник Магомед Евлоев устроил взрыв. Бомба, начиненная шариками от подшипников, сдетонировала в зоне прилета международных рейсов. Погибли 37 человек, 170 получили ранения.
Организатором теракта был также Доку Умаров. Всего были установлены 28 причастных к совершению теракта лиц. Подробности произошедшего и воспоминания очевидцев мы также публиковали на MSK1. C 2011 года рамки металлодетекторов на входе в терминалы стали обязательными, в том числе и в региональных аэровокзалах. При проходе через рамку металлодетектора сотрудники безопасности в обязательном порядке требуют выложить все электронные и металлические предметы из карманов. Также сотрудники безопасности просят расстегнуть куртки. Взрывы в метро в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге произошел взрыв.
Его устроил террорист-смертник Акбаржон Джалилов. Погибли 16 человек, еще 103 попали в больницу. По сообщению газеты «Коммерсантъ», спецслужбы знали о подготовке теракта от задержанного после возвращения из Сирии россиянина. Были известны и телефонные номера причастных, но предотвратить произошедшее не удалось. В декабре 2019 года 11 человек, по мнению следствия, причастных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожизненного.
Без требований и условий: кому и зачем нужен был теракт в Москве
Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек. “ Теракт в метро Петербурга в 2017 году унёс жизни 16 человек. Родственникам пострадавших в теракте 22 марта предоставят бесплатный перелёт семь российских авиакомпаний.
В петербургском метро прогремел взрыв: есть жертвы
Свидетели теракта 2017 года в метро Петербурга рассказали о событиях после взрыва. В Дагестане ликвидирован последний боевик, причастный к терактам в московском метро. Теракт в "Крокус Сити Холле" стал крупнейшим в России за последние 20 лет. В московском метро проводятся усиленные досмотры пассажиров после теракта в «Крокус Сити Холле». Теракт в "Крокус Сити Холле" стал крупнейшим в России за последние 20 лет.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. Первый теракт в Московском метрополитене 29 марта был совершен в 7:57 утра на станции "Лубянка". Как передает корреспондент 47news, Шохиста Каримова признана виновной в теракте, приготовлении к нему, незаконном обороте оружия и взрывчатки, а также в участии в террористическом сообществе. Теракт в метро российской столицы 8 августа 2000 года — факты о трагедии в московской подземке под Пушкинской площадью, ход событий и расследование. Террористические акты, совершённые в России (Российской империи, СССР, Российской Федерации) в хронологическом порядке. Дагестанский полковник арестован по делу о теракте в метро в 2010 году.
Взрывы в московском метро унесли жизни 39 человек [Фото] [Видео] [Update 6]
Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности.
Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют.
Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера.
Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор.
Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется.
От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось.
Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье.
Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение.
Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась.
А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва.
В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист.
По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные. У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел.
Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами. Полное непонимание, кто и что и делает, — суматоха. Такого не было даже при взрывах домов на Каширском шоссе.
Постепенно работа приходит в русло. А с другой, нужно создавать такую среду, чтобы она была безопасна. Идеология была, по телевизору фильмы шли с посылом: «Давайте любить друг друга». И все фильмы были направлены на то, что национальности — это замечательно.
Но чем лучше наши правоохранители работают, тем меньше шансов на трагедию» Лев Бертовский, криминалист Для того чтобы человек распознал угрозу, он должен быть специалистом по безопасности очень высокого класса. А мы можем такого поставить на каждую станцию метро? Тем более открытие новых станций поставили на конвейер, — рассказывает криминалист, который работал на месте трагедии. Когда происшествие доходит до определенной критической точки, а ситуация признается особо общественно опасной, тогда государство делает определенные шаги для урегулирования подобных преступлений.
Сейчас, в принципе, вот таких межконфессиональных конфликтов, как тогда, нет. И внутренних противоречий в России тоже нет. Конечно, система безопасности меняется: вовсю идет распознавание лиц и, что немаловажно, — распознавание эмоций. Если к вам не подошли в метро с проверкой, это не значит, что вы не просвечены.
Подозрения пали и на жертву теракта - студента одного из петербургских вузов, однако и эти данные позднее были опровергнуты правоохранителями. К 19 часам у станций «Технологический институт» и «Сенная площадь» образовались стихийные мемориалы — горожане приносили цветы и свечи, чтобы почтить память погибших. Поздно вечером к мемориалу у «Технологического института» приехал президент России Владимир Путин, который в этот день находился в Петербурге. Последствия В результате взрыва погибли 14 человек — 11 из них скончались от полученных травм на месте, еще трое умерли уже в больницах.
Тринадцать человек и смертник опознаны родственниками и близкими, сегодня их тела передадут родным для погребения. В списках пострадавших — более 50 человек, десятки людей обращались в больницы в течение дня. Жизни некоторых раненных уже ничего не угрожает, несколько человек уже выписали из медучреждений. Однако, три человека, по данным вице-губернатора Анны Митяниной, находятся в критическом состоянии — за их жизнь сейчас борются петербургские медики.
Уже в понедельник губернатор Георгий Полтавченко распорядился выплатить компенсации семьям погибших и пострадавшим, еще одно распоряжение о компенсациях из резервного фонда российского правительства подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Так, родственники погибших получат в общей сложности два миллиона рублей от городских и федеральных властей. Выжившие с тяжелыми ранениями могут рассчитывать на выплату 500 тысяч рублей из городского бюджета и 400 тысяч из резервного фонда правительства. Пострадавшие с легкими травмами получат 250 тысяч рублей от города и 200 тысяч рублей из правительственного резерва.
Кроме того, компенсации выплатит метрополитен — по словам руководителя подземки Владимира Гарюгина, в зависимости от тяжести травм жертвам теракта будет переведено до 2 миллионов рублей. Пострадавшим готовы предоставить и нематериальную помощь.
Людей разбросало как спички. По данным следствия, сработало самодельное взрывное устройство мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Теракты в Волгограде в 2013 году 21 октября 2013 года в волгоградском рейсовом автобусе, где находились более 40 пассажиров, совершила самоподрыв террористка-смертница Наида Асиялова. Мощность взорванной бомбы составила 2-3 кг в тротиловом эквиваленте.
Погибли 7 человек, около 50 пострадали. На месте происшествия погибли 14 человек. Помощь медиков потребовалась 49 пострадавшим. На следующий день, 30 декабря, произошёл ещё один теракт в троллейбусе, двигавшемся в центр города. В результате подрыва террориста-смертника погибли 16 человек, пострадал 41. Из них 27 были госпитализированы.
В тот момент в здании находились более 6000 человек. Они пришли на концерт группы «Пикник». В вечер теракта в здании также проходили детские соревнования по танцам, в «Крокусе» выступал и симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический». Площадь возгорания составила примерно 12 тыс. Около 01:00 его локализовали. Сотрудники МЧС продолжают работать на месте трагедии.
Они занимаются разборами завалов — в первую очередь зрительного зала, где обрушились перекрытия. Мы лежали под креслами, прямо над нами стреляли. Все говорили без паники выходить — мы вышли, побежали, все кричат. Смотрим вниз — а внизу просто трупы лежат, лужи крови. Естественно, паника. Пытались спрятаться за стульями, за креслами, за столами.
Но бестолку по большому счёту, давка была жуткая, всех выталкивали. Бегали туда-сюда какое-то время.
В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб. Еще один взрыв в 8:37 прогремел на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек. А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Память сквозь года: Самые страшные теракты в России
Мы всем вагоном задвинули задвижки, чтобы дым не попадал в вагон. Через какое-то время кто-то в вагоне начал кричать: без паники, без паники, как потом оказалось, это офицер МЧС. Он собственно погасил панику в этом вагоне, дальше люди скоординировались. И в этот момент машинист начал говорить: еще немножко осталось до обесточивания контактного рельса», — рассказал очевидец Евгений Анисимов. Взрывной волной погнуло дверь в кабине машиниста и выбило лобовое стекло.
При этом сам машинист не растерялся ни на минуту: мгновенно применил экстренное торможение, связался с диспетчером, попросил обесточить контактный рельс. Из горящего вагона люди выбирались прямо по этому тоннелю пешком. Здесь на станции пассажиры помогали им выбраться на платформу.
Возможно, это даже результат того, что все станции метро оснащены контролирующими приборами, просвечивающими, и преступники побоялись взять с собой более сильные заряды, с большим количеством разлетающихся элементов. Может быть, это даже какое-нибудь безоболочное взрывное устройство, вплоть до жидкости какой-нибудь или какого-нибудь гелеобразного состояния, чтобы его трудно было обнаружить при входе. И, как видите, те меры, которые предпринимаются по защите наших граждан, все-таки на мой взгляд, правильные. Тут, скорее всего, судя по двери выбитой, сумка была поставлена возле двери — человек вышел и нажал кнопку.
Одна из версий таких, технических». В аэропорту усилен входной и предполетный досмотр», — подчеркнули в пресс-службе.
Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах».
Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело».
В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно.
Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв.
Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях.
Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов.
RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события.
Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало.
Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника.
Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать.
Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс.
Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.
Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности.
Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют.
Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера.
Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор.
Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером.
Их произвели две террористки-смертницы. Погиб 41 человек, были ранены 88.
После взрывов с места трагедии эвакуировали 3,5 тысячи человек. Ответственность на себя взял крупный террористический лидер Доку Умаров. Воспоминания жертв и детали произошедшего — в нашем материале.
На исполнение плана выделили больше 46 миллиардов рублей. Проект предполагал серьезные изменения системы безопасности на транспорте. На вокзалах появились зоны досмотра, а в метро — камеры видеонаблюдения, которые со временем оснастили функцией распознавания лиц.
Теракт в Домодедово 24 января 2011 года в зоне прилета в аэропорту Домодедово террорист-смертник Магомед Евлоев устроил взрыв. Бомба, начиненная шариками от подшипников, сдетонировала в зоне прилета международных рейсов. Погибли 37 человек, 170 получили ранения.
Организатором теракта был также Доку Умаров. Всего были установлены 28 причастных к совершению теракта лиц. Подробности произошедшего и воспоминания очевидцев мы также публиковали на MSK1.
C 2011 года рамки металлодетекторов на входе в терминалы стали обязательными, в том числе и в региональных аэровокзалах. При проходе через рамку металлодетектора сотрудники безопасности в обязательном порядке требуют выложить все электронные и металлические предметы из карманов. Также сотрудники безопасности просят расстегнуть куртки.
Взрывы в метро в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге произошел взрыв. Его устроил террорист-смертник Акбаржон Джалилов. Погибли 16 человек, еще 103 попали в больницу.
По сообщению газеты «Коммерсантъ», спецслужбы знали о подготовке теракта от задержанного после возвращения из Сирии россиянина. Были известны и телефонные номера причастных, но предотвратить произошедшее не удалось. В декабре 2019 года 11 человек, по мнению следствия, причастных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожизненного.
Дело в том, что, по заявлению ФСБ, террорист-смертник, его пособники и кураторы использовали Telegram для подготовки теракта. Осенью 2017 года суд оштрафовал мессенджер на 800 000 рублей за отказ передавать ключи для расшифровки сообщений террористов а потенциально и других пользователей, так как были запрошены универсальные ключи расшифровки.