Новости таймыр полуостров на карте мира

На полуострове Таймыр есть село Хатанга Таймырского района, долететь до него можно только на вертолёте из Норильска или Красноярска. Вероятность того, что на полуострове Таймыр можно открыть гигантские месторождения нефти и газа, высока. Географическое положение полуострова Таймыр на карте России Полуостров Таймыр расположенный на крайнем севере Сибири, это настоящая Terra Incognita (с. Таймыр — крупнейший полуостров России площадью около 400 тыс. кв. км., расположен на самом севере Красноярского края и полностью находится в арктической и субарктической климатической зоне между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря. Полуостров Таймыр — растения и животный мир.

Таймыр - сердце Арктики

Местоположение полуострова Таймыр на спутниковых картах Яндекс и Гугл с реками, озерами, посёлками и городами. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. карта для сайта "Полярной Экспедиции". карта для сайта "Полярной Экспедиции".

Полуостров таймыр на карте

Географическое положение полуострова Таймыр на карте России. Занимающий весь полуостров Таймыр, район омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана — Карского и Лаптевых. Таймыр – полуостров на карте России, характеризующийся достаточно суровым климатом, но все же он богат на флору. ТАЙМЫР (Таймырский полуостров), один из самых северных полуостровов Евразии, в России, в Красноярском крае (Таймырский Долгано-Ненецкий р-н). Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зонах, что определяет крайнюю суровость местного климата.

Таймырское время российской нефти: полуострову обещают гигантские месторождения

Там обитают самые редкие виды хищников и млекопитающих — северный олень, белый медведь, росомаха, соболь и др. В водах морей, которые омывают берега округа, можно увидеть морских зайцев, моржей и тюленей. Вы также можете смотреть подробную карту других населенных пунктов Таймырского Автономного Округа.

В 1965 году по инициативе основоположника советского мерзлотоведения Михаила Сумгина в одной из камер поземной выработки был создан музей. Ученый был убежден: сохранить на века образцы современных животных и растений можно только под землей в вечной мерзлоте. Сегодня в его правоте может убедиться каждый: ледяные пластины с первыми замороженными образцами прекрасно сохранились и полвека спустя. В обширной экспозиции музея представлены куски древнего льда с реликтовой Ледяной горы, возраст которых 50 тысяч лет. В одном из штреков прямо из стены выступают стволы деревьев, которые 70 тысяч лет назад оказались законсервированными мерзлотой. Можно увидеть установки, с которыми работали советские ученые. Но все же главным экспонатом всей экспозиции остается сама вечная мерзлота. Гуляя по залам и рассматривая их стены, понимаешь: больше всего мерзлота похожа на слоеный торт из грунта и льда. Этот «торт» настолько твердый, что никаких подпорок в просторных залах нет: они просто вырублены прямо в вечномерзлом грунте. А нереальную красоту подземелья подчеркивают сверкающие ледяные кристаллы на потолке. В игарском музее хранится бивень мамонта и несколько костей ископаемого гиганта. Но если отправиться в поселок Хатанга, можно посетить Музей мамонта, где собрана огромная палеонтологическая коллекция. Главный экспонат — огромный шерстистый мамонт, замороженный в кубе вечной мерзлоты весом в 23 тонны. В конце XX века местный оленевод Семен Жарков нашел череп мамонта и два огромных бивня. Он принес находки французскому палеонтологу Бернару Бьюигу, основателю музея в Хатанге. В вырубленной в вечной мерзлоте пещере он создал просторное хранилище для ископаемых останков животных. Бьюиг сразу же оценил важность находки Жаркова, и на берег реки Кырса-Юрах отправилась международная экспедиция, обнаружившая практически нетронутую тушу мамонта. С помощью самой современной техники из мерзлоты вырубили огромный куб длиной 5 и высотой 3 метра и доставили его в подземное хранилище. Пятитонный гигант, замороженный внутри, получил название мамонт Жаркова и стал мировой сенсацией. Взрослый самец сохранился настолько хорошо, что ученые впервые всерьез заговорили о возможности клонирования ископаемых животных.

Полуостров связан с внешним миром двумя видами транспорта: воздушным и морским. Аэропорт Норильска — главные ворота Таймыра во внешний мир. Напрямую в Таймырский район из аэропорта Норильска можно добраться самолетом Норильск — Диксон, вылет из Норильска только по средам, цена билета — от 13300 рублей, время в пути — 1 час 30 минут. К какой речной системе относится река амазонка. К какой речной системе относится река амазонка? Второй аэропорт Таймыра — поселок Хатанга, аэропорт там обслуживает Норильск и Красноярск. Рейсы из Красноярска в Чатангу выполняются каждый понедельник и четверг и стоят от 15000 рублей. Время в пути составляет 4 часа 15 минут. Речной транспорт является альтернативой воздушному транспорту. Таймыр связан с Красноярском речным путем по Енисею во время летнего судоходного сезона. Для речных круизов используются теплоходы «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов». Круизы совершаются каждые 3-4 дня и стоят от 10000 до 20000 в зависимости от класса каюты.

Практически всегда дуют сильные ветра. На Таймырском полуострове преобладают тундровые, глеевые и арктические почвы. Территория Таймыра относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты. Наибольшее количество осадков выпадает летом. Летом преобладают северные ветры, зимой — южные. На Таймыре завершают свою жизнь многие атлантические циклоны, благодаря чему этот регион часто называют кладбищем циклонов. По данным Росгидромета, Таймыр — одно из самых быстро «нагревающихся» мест в России вследствие глобального потепления. Для северной части Таймыра характерно почти полное отсутствие лишайниковых, малое распространение моховых тундр. Кустарники представлены здесь вороникой, брусникой, багульником, куропаточьей травой.

Полуостров Таймыр на карте мира: где находтся и как выглядит

Полярная ночь на полуострове Таймыр, на карте этого не увидишь, длится чуть более двух месяцев, а полярный день 83 дня. Карта полуострова Таймыр. Просмотреть Таймыр на карте большего размера. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Тогда еще не было развитой картографии, но на карте вычерчен полуостров Таймыр с его реками и поселениями. Таймыр Полуостров Таймыр – первый по величине в России, впервые описание, которого сделал Х. Лаптев в 1740 г.

Где на карте находится таймыр на карте

Находясь на Таймыре, он открыл и нанёс на карту несколько новых рек и полуостровов, дав им названия на родном языке[6][7]. Где на физической карте мира, находится полуостров таймыр и балканский??). 1. Увидеть самый северный полуостров Евразии и узнать, что по размеру он равен территории Парагвая, а его мыс Челюскин — самая северная точка России. Карта Таймырского Автономного Округа со спутника с районами, посёлками, улицами и. Карта Таймырского Автономного Округа карта России областей и. Таймыр – полуостров, на карте который можно найти за полярным кругом. Полуостров Таймыр на карте, Россия.

Таймыр, Россия

Встречаются хвощи, произрастают мятлик, лисохвост, полярный мак. Наиболее ценными цветами на Таймыре считаются жарки в других районах их также называют огоньками. В южной части Таймырского полуострова растут также тундровые кустарники, состоящие из ёрника, формируемого ивняком. Лесотундра расположена южнее типичной тундры. Деревья достигают высоты до 20 и более метров при толщине в комле до одного метра. Деревья в лесотундре имеют угнетённый вид «криволесье» , многие деревья имеют высохшие вершины, многие как бы жмутся к земле стланцы. Выше 300—350 метров над уровнем моря господствует горная тундра.

В лесотундре огромные площади покрыты лишайниками, в том числе ягелем, который, наряду с кустарниками, является основной пищей северных оленей. Среди высших грибов на Таймыре можно встретить мухоморы, подберёзовики, подосиновики, маслята, грузди, сыроежки, лисички.

Ещё очень красочные дни оленевода проходят в посёлках Хатанге, Карауле, Попигае.

Добираться туда придётся на снегоходах из Норильска — нужно договориться с местными, чтобы вас довезли. Так выглядит типичная упряжка с оленями, на которой во время праздника перемещаются участники соревнований. Автор: Иван Жёлтиков , г.

Проводят конкурсы — например, на самый большой завиток из строганины. Или нужно развести на скорость костёр, сыграть в дартс. По итогу праздника наиболее удачливых рыбаков награждают за большой улов или за вылов большой рыбы.

На всех народных праздниках на Таймыре выступают национальные коллективы — под звуки бубна и баргана. В этот день артисты встречают долгожданное светило ритуальными плясками и песнями вместе с жителями северного края. Они разводят огонь и исполняют вокруг костра традиционный танец, призывая солнце светить ярче и чаще», — вспоминает Светлана.

Наблюдать за ледоходом Ледоход на Енисее в районе Дудинки начинается в первой трети июня, и это потрясающее зрелище. Можно слышать, как звенит лёд», — рассказывает путешественница, не раз наблюдавшая это явление. Огромные бирюзовые глыбы льда выбрасывает во время ледохода на берег Енисея.

Следить за ледовой обстановкой можно на сайте Таймыр24 , который оперативно публикует сводки по прекращению навигации и оповещает о закрытии зимников через Енисей — значит, скоро начнётся ледоход. Местная кухня На Таймыре можно поесть оленину в любом виде: от сырой до жареной, вяленой или варёной. Строганину из свежемороженной белой рыбы сиг, нельма, муксун, голец, чир, омуль , сагудай — это маринованная сырая рыба.

И дома, и в местных ресторанах любят готовить и подавать гостям котлету «Нежность» — это местное изобретение, котлета типа пожарской, только из рыбы — со сливочным маслом внутри и в панировке. И, конечно, где как не Крайнем Севере, попробовать корюшку размером с селёдку. При этом всё, кроме сагудая и котлет, можно купить в местных магазинах или заказать у охотников — через объявления в газетах или на сайтах.

Если хотите попробовать уже готовые местные блюда, зайдите в один из ресторанов Дудинки или Норильска. Бронировать места нужно заранее — иначе попасть в заведение будет сложно, особенно в выходные. В меню ресторанов образцов кухни коренных народов нет, но всегда будут блюда из оленины — стейки с клюквой, строганина и ассорти северных рыб.

Где остановиться: отели, базы, домики рыбаков В Дудинке и Норильске есть комфортабельные отели. В посёлки обычному туристу не просто попасть: нужно договариваться с экспедицией, чтобы туда доехать и пожить у местных. Если они свободны, в них можно переждать непогоду или переночевать.

По негласному закону, после себя обязательно оставляешь спички, хлеб, соль, дрова — для следующих постояльцев. На Таймыре живут люди с открытыми сердцами, взаимопомощь здесь не пустой звук, а возможность выжить в суровых условиях Крайнего Севера. В таймырских посёлках двери домов и квартир часто открыты, даже в многоэтажках», — подсказывает Светлана Хэйро.

В районе Норильска и окрестностях плато Путорана есть турбазы и стоянки для туристов — о них можно узнать на сайтах путешественников и туроператоров, на озере Лама работает дом отдыха. Как добраться до Таймыра и перемещаться по полуострову Чаще всего на Таймыр прибывают самолётом. Аэропорт Алыкель расположен между Норильском и Дудинкой, примерно в 50 км от каждого из них.

По пути заходит в Кайеркан. Найти авиабилеты в Норильск на Яндекс Путешествиях Добраться в Дудинку можно на автобусе или машине из аэропорта Алыкель, а во время летней навигации — прибыть по Енисею из Красноярска на пассажирском речном теплоходе. Длина маршрута 1984 км, а время в пути — от трёх до пяти дней.

Навигация по реке продолжается с июня по начало октября. От аэропорта до Дудинки и Норильска можно доехать на такси: до Норильска будет стоить минимум 2800 рублей, до Дудинки в приложении Яндекс Go — 3500 рублей. Из Дудинки в некоторые посёлки зимой добираются на трэколах — плавающих шестиколёсных вездеходах, и весь год — на вертолётах.

По самой таймырской тундре передвигаться самостоятельно смогут только очень опытные туристы — дорог в привычном нам понимании там нет. Все экскурсии и походы между населёнными пунктами или на природу проходят в сопровождении местных профессионалов, у которых есть необходимая техника и оборудование. Найти таких специалистов, турагентства или компании можно в интернете или узнать контакты у местных жителей.

Сувениры Крайнего Севера В качестве сувениров из Заполярья можно привезти местные продукты: колбасу из оленины, рыбные пресервы, юколу. Очень ценятся предметы одежды, быта или искусства, изготовленные народными умельцами. Например, барганы варганы , изделия из оленьих шкур: коврики, унты, панно.

Или изделия из таймырской резной кости, украшения из бисера, картины местных художников, поделки из меха песца. Правила въезда на Таймыр Таймыр — территория с регламентированным въездом для иностранцев. Гражданам РФ и некоторых бывших Союзных республик можно посещать её без специального разрешения.

Иностранным гражданам нужно оформлять пропуск через ФСБ. Формы и шаблоны заявлений для выдачи пропусков можно найти на официальном сайте региона.

Вот только одна из сделанных им записей: «большими кораблями из моря в Енисею пройти было мочно; река угодна, боры и черный лиственный — В. История Сибири...

В особенности, когда повседневная жизнь в большой степени зависела от сил природы, а технологии были недостаточно развиты. Вот почему в местах, куда современная цивилизация добралась с существенным запозданием, еще совсем недавно можно было встретить людей, обладающих исключительной силой и знаниями — шаманов. Мы расскажем об одном из них — последнем великом шамане нганасан Тубяку Костеркине. До недавнего времени они в полной мере сохранялись как генетически чистый народ, почти не подвергшийся ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживая национальное самосознание и традиционные особенности культуры.

Этому способствовал складывавшийся веками архаичный уклад жизни этноса. Нганасаны жили большими семьями, старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно подчинялись их решениям, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Согласно легенде, во время первой встречи с русскими их спросили: кто вы? И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины».

Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи». Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств».

Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя. Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще. Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами. Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы.

Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда. Путешествуя в нашем мире, шаман мог легко обращаться в птицу или смерч.

Верхний мир населяют добрые божества и духи, в общении с которыми человек выступает лишь просящей стороной. Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Духи бывают добрыми нгоу и злыми баруси.

Злые духи вредят человеку, защититься от них или повлиять на них можно, прибегнув к помощи шамана. Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку вредить. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир.

Одновременно шаман передавал волю и желание духов в людской мир. Путешествуя в верхнем мире, шаман мог принимать образ духа-помощника: небесного оленя или птицы. В нижний мир шаман проникал чаще всего в образе медведя или росомахи. Положение шамана в обществе зависело напрямую от его силы.

Большой шаман вызывал страх и уважение. Благодаря помощи духов он мог указать лучшее место и время для охоты или рыбалки, лечить животных и людей, предвидеть и предсказывать события. Общаясь с духами и путешествуя в верхнем и нижнем мирах, шаман впадал в состояние транса и совершал особый ритуал — камлание. Необходимые атрибуты камлания — бубен, колотушка и шаманский костюм, главный дух-помощник шамана.

Лишь облачившись в него, шаман мог общаться с духами и перемещаться в другие миры. Чем больше железных подвесок украшало костюм шамана, тем сильнее он считался. В дело шло все: монеты, воинские награды «Знак Почета», «За победу над Германией» , вилки, крючки, металлические цепи, навесные замки, шестеренки… Иногда вес такого костюма достигал 30 и более килограммов. Состарившийся шаман передавал свой костюм, корону, бубен и знания старшему сыну, при этом считалось, что шаманов избирают духи, которые когда-то сами были шаманами — предками избранника.

Известно, что еще ребенком Тубяку утонул. Его отец Дюхаде, который был великим шаманом нганасан, нашел его и оживил. Был я тогда совсем маленький. Еле труп мой нашли.

Отец меня оживил — отец был шаманом. Тогда отец сказал, что этот ребенок будет моей сменой. Отец говорил: как я жил, так и ты живи. И я отцовский приказ исполнял.

Шаманил и днями, и ночами. Шаманил везде, куда меня приглашали… Любого больного, если возьмусь, хоть больной, хоть роженица, никого не отпускал то есть излечивал. Так вот и жил, плохого к людям у меня ничего не было…» Однако все это не помешало советской власти посчитать Тубяку идеологическим врагом и вредителем и отправить его за пропаганду языческого культа «на перековку» в лагеря. Говорят, что донос на Тубяку написал из зависти другой шаман, и ему тоже дали срок, посчитав, что это будет справедливо.

И хотя завещанное отцом дело он не бросил, больше его не трогали. Неожиданную мягкость властей Тубяку объяснял тем, что на зоне он смастерил хорошего духа-помощника — «койка-закон», через которого ему удавалось улаживать в нижнем мире все сложности в отношениях с вредными духами советской власти. Участковый даже не отнял у него бубен и колотушку, что в Советском Союзе со служителями культов происходило повсеместно. Тубяку Костеркин прожил славную жизнь: лечил болезни, предсказывал погоду, находил в тундре заблудившихся людей, останавливал пургу.

Рассказывают, как 80-е годы к Тубяку зашли полярники, совершавшие переход по советскому северу. Они застали старика смотрящим по телевизору старт космического корабля. С его помощью были записаны сотни песен и сказаний, которые впоследствии расшифровала и перевела на русский язык дочь Тубяку, фольклорист Надежда Костеркина. ДУХ КОСТЮМА В 1982 году, после смерти жены, которая обычно помогала ему в камлании, Тубяку решил, что духи оставили его, и согласился на уговоры сотрудников Дудинского музея передать им шаманский костюм, бубен и другие предметы.

Однако оговорил для себя возможность приезжать в музей для общения с костюмом, что не раз делал в последующие годы, сидя на полу у теплой батареи. Шаманский костюм Тубяку Костеркина, переданный ему когда-то отцом — Дюхаде, по-прежнему хранится в Дудинском музее. Здесь к нему совершенно особое отношение: костюм уважают и без особой необходимости стараются не беспокоить. И таких случаев было зафиксировано уже несколько.

Костюм действительно производит сильное и очень неоднозначное впечатление. Стоит он в затемненном павильоне, словно надетый на невидимку, прикованный цепью к стене чтобы не убежал? И если найти определенное положение, действительно ощущаешь волны энергии, словно крупный тремор пробегающие по телу. Говорят, Леня Костеркин, сын Тубяку, не раз приходил в музей спросить совета у духа костюма отца-шамана.

Тихо шумел лес, копошились мурашки, и все разбегалось спать. Деревушка, в которой мне довелось жить в Таймырских краях, у своей подруги. Края там очень красивые. Сосед у них, Глеб, мужчина лет 35-40, пригласил нас на охоту, нам это было в диковинку и интересно, мы с радостью согласились.

Знают его местные с самого детства и жену его с сыном тоже. И вот раннее утро, рассвет, мы уже собранные и готовые «к труду и обороне», как говориться. Все в ожидании, в глазах интрига. Идем мы по лесу, трава зеленеет, впереди полянка, было уже часов 9 утра, Глеб пригнулся и нам жестом показал то же сделать, мы затихли, смотрим, под деревьями пасется олень молодой.

Глеб нацелился с карабина выстрелить, тут сбоку от нас рычание. Мы оцепенели. Поворачиваемся — ВОЛК. На нас в упор смотрит, зубы скалит.

Думаю: «Ну все, Титаник приплыл». Глеб только хотел ружье перевести, волк сделал выпад вперед, показав, что явно он будет быстрее. Матерый, черный, большой, клыки острые.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности обрабатывающих производств в 2007 году — 321,5 млрд. Тут"ын — город районного подчинения в Красноярском крае России, административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с 2007, ранее — административный центр сложноподчинённого субъекта РФ Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ в составе Красноярского края. Расположен на правом берегу реки Енисея в месте впадения в него притока Дудинки, по имени которого город и получил своё название. Население — 22 410 чел.

Главой города с 7 ноября 2005 года является Алексей Михайлович Дьяченко. Первое упоминание об «ясашном зимовье Дудино» относится к 1667 году. Административным и культурным центром Таймырского Долгано-Ненецкого национального округа Дудинка становится 10 декабря 1930 года. Необходимость связать Дудинку с Мурманском круглогодичной линией была связана с развитием Норильского комбината, которое потребовало постоянной доставки грузов из Дудинки по Северному морскому пути. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». Это событие означало, что в Арктике была открыта круглогодичная навигация. Село расположено на реке Хатанге.

Центр Хатангского сельского поселения. В самом начале века был основан Мангазейский острог на реке Таз, откуда началось продвижение русских землепроходцев дальше на Крайний Север. В 1605 году в записях английских купцов впервые встречается упоминание реки «Катанги». В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю. Хатанга была основана в 1626 году. Этот год принято считать датой присоединения Хатангского края к России. Ясачное зимовье на Хатанге сменило три названия.

Кроме Хатангского ясачного зимовья, находившегося в верховьях Хатанги, существовало второе ясачное зимовье Нос, или Козлово, располагавшееся на месте нынешнего поселка Хатанга. Оно возникло в 1660—1670 годах. Основной причиной выбора именно этого места стал недоступный для наводнений высокий речной яр, с которого открывается хороший обзор реки. Такие высокие обрывистые полуострова, или мысы, на реках и морях землепроходцы называли «носами» или «носками». Во второй половине XVII века было учреждено государственное ясачное зимовье. Высокое речное урочище, на котором стоит поселок Хатанга, долгане и ныне называют «Наско». По сведениям 1859 года в селе было пять дворов, девять жителей пять мужского пола, четыре женского , имелась церковь.

В Хатанге XIX века основными занятиями были рыболовство и охота. В 1891 году по сведениям священника К. Репьева в Хатанге находилось 6 домов, а также церковный дом и хлебозапасный магазин, в котором хлеба почти не бывало. Сюда устремились потомки неолитических охотников, рыболовов, обитавших по краям ледников и арктических морей. Так что постоянное население появилось на Таймыре не позднее V тысячелетия до н. Климат тогда тут был более теплым и влажным, чем в настоящее время. Граница леса и тундры была на 300-400 км севернее современной - так что не только в южной, но и в центральной части Таймыра росли сосны и древовидные берёзы.

Древние охотники пришли сюда с юго-востока, с реки Лена. Их сезонные стоянки найдены на р. Пясина и в бассейне рек Хеты и Хатанги. Они использовали орудия, изготовленные из тонких кремнистых пластинок, и ещё не знали глиняной посуды - такая культура называется мезолитической. Самое древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5км от её впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна р. Енисея в бассейн р. Люди, жившие здесь, были охотниками и рыболовами.

Основной объект охоты - северный олень, а рыбной ловли - нельма, сиг, чир. В конце 4-го и начале 3 тысячелетия до н. Эта культура называется неолитической. Неолит - новокаменный период - получил своё наименование от новой, по сравнению с палеолитом и мезолитом, техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На одной из стоянок Маймече 1 был раскопан округлый котлован их жилища - это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу... В конце 1-го и в 1-ом тысячелетии н.

Бронза использовалась для украшения одежды. Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур. Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 1150г до н. Очень интересными находками были сосуды тигли из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки. К концу 1 тысячелетия н. Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина.

Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. Во II тыс. В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н.

Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н.

В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России. В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера. Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки.

Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами.

Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды.

Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть , без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки.

К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным.

Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры.

По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т.

Неизвестную ранее карту Таймыра нашли краеведы из Норильска

Карта-схема «Полуостров Таймыр» 2022 г. Размер карты: 100*180 см; Язык: русский. Таймырский полуостров является не только самым крупным полуостровом в России, но и самой северной точкой Евразийского континента. Город-призрак Каяк, полуостров Таймыр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий