Максимальная ширина таких щелей обычно составляет до метра, однако может доходить до четырех радио Sputnik сообщило, что несколько автомобилей провалились в становую трещину на о и по делу. Обычно нарастание толщины льда на Байкале проходит до середины марта-начала апреля, максимум до 110 см. Вместе с тем этой зимой уже второй год подряд юг озера замерзает раньше севера. На Байкале вновь открыли ледовую переправу на остров Ольхон, которую закрывали из-за разломов льда.
Туры на Байкал
- Байкальский лед: что такое торосы и сокуи, и где их искать?
- Загадочное природное явление
- Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала - Новости
- НОВЫЕ ФОТОАЛЬБОМЫ ГРАБОВСКОГО. БАЙКАЛ. ИРКУТСК
- Добро пожаловать!
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
На озере Байкал обычно в марте наступает сезон массовых путешествий по льду пешком и на транспортных средствах, при этом многие выходят и выезжают на лед опрометчиво и без отсутствия опыта. Главная» Новости» Лед байкал январь. Вся проблема заключается в том, что встаёт крепкий лёд на Байкале зимой довольно-таки поздно по меркам прочих российских водоёмов. Площадь Байкала составляет более 31 тысяч метров, поэтому он полностью покрывается льдом только к середине января.
Читайте также:
- Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала - Новости
- Лёд Байкала
- Камни-дзен на Байкале
- Лед Байкала в феврале и марте 2024 (когда лучше ехать)
- Лед Байкала – зимняя сказка
- Лед Байкала в феврале и марте 2024 (когда лучше ехать)
Кристальный лед Байкала. Горячинск, Ольхон, Чивыркуйский залив
особое искусство, и ответственные водители не обходятся без настилов-мостков и пешни (пики), которой проверяют прочность льда за несколько метров до щели. В марте лед на Байкале становится самым прочным, в этом месяце на Байкале обычно стабильно холодно, что способствует укреплению льда. Лёд на южной части озера Байкал в 2022 году вскрылся на семь-восемь дней раньше средних многолетних. Чтобы мониторить выезд транспорта на опасные участки, с сегодняшнего дня спасатели организовали на Байкале мобильные посты.
Лед на юге Байкала вскроется в начале мая, на севере - во второй декаде
Чтобы узнать сколько времени на Байкале сейчас, достаточно знать, что разница между Москвой и Иркутском +5 часов. Чтобы узнать сколько времени на Байкале сейчас, достаточно знать, что разница между Москвой и Иркутском +5 часов. Самый крепкий лед на Байкале со второй декады февраля до конца марта. На озере Байкал обычно в марте наступает сезон массовых путешествий по льду пешком и на транспортных средствах, при этом многие выходят и выезжают на лед опрометчиво и без отсутствия опыта. Благодаря сибирским морозам Байкал, прочно скованный льдом, превращается в огромное зеркало, растянувшееся на многие километры. на 25-27 см меньше нормы, в районе острова Ольхон (поселок Хужир) - около нормы.
7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций
В конце зимы из-за движения льда на поверхности Байкала образуются торосы — причудливые айсберги высотой до 12 метров. Байка́л — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири площадью 31 722 км², самое глубокое озеро на планете. К марту толщина льда достигает одного метра. Зафиксировали подвижки на Байкале даже сейсмостанции, но оказалось, это не землетрясение. Нарастание льда на Байкале происходит постепенно. К марту толщина льда достигает одного метра.
ЗИМНИЙ БАЙКАЛ
Ранее посетители Байкала считали, что ледяные ножки под камнями тоже появляются из-за ветра — дуновения могли точить лед по краям. Но исследователи не могли найти признаки физического износа, так что причина явно таилась в чем-то другом. К тому же, возвышающиеся на ледяной подставке камни можно найти и в других местах вроде безветренных пещер. Площадь Байкала составляет более 31 тысяч метров, поэтому он полностью покрывается льдом только к середине января А знаете ли вы, что название «Байкал» берет свое начало из тюркского языка? Считается, что название озера произошло от тюркского «Бай-Куль», что можно перевести как «богатое озеро». Загадочное природное явление Чтобы узнать правду, недавно французские ученые провели эксперимент, результаты которого были опубликованы в научном журнале PNAS. Авторы работы попробовали создать ледяные «подставки» внутри герметичной камеры. Они взяли диск алюминия и положили на кубик льда. После этого они облучали эту камеру инфракрасным светом, который имитировал солнечный. Оказалось, что дзен-камни появляются не из-за ветра, а в ходе сублимации.
Под этим термином в науке принято понимать процесс, при котором лед переходит из твердого состояния в газообразное, минуя форму жидкости.
День третий. Сегодня самый ответственный день, сегодня мы увидим то, ради чего затеяли эту поездку — настоящий лед Байкала! К сожалению, нам предложили ехать на УАЗе «буханке», хотя мы рассчитывали на хивус, судно на воздушной подушке. Экскурсия на УАЗе стоила 6500 руб.
На хивусе, конечно, намного дороже, но нам казалось, что он комфортнее и, главное, безопаснее. Оказалось, что мы едем в связке из нескольких «буханок» плюс один легковой автомобиль, владелец которого заплатил гидам за возможность ехать с нами. На всю эту большую компанию был всего один гид, так что гости из Москвы, Сочи и других западных районов, не имели возможности узнать что-то о нашем замечательном Байкале. Стартовали мы от Турки. Официальной дороги до Ольхона нет, водители едут, руководствуясь своим опытом и редкими деревянными вехами, расставленными на пути.
Наша машина ехала первой, поэтому ей доставались все приключения, типа наезда задним колесом на острый ледяной торос, незаметный в снегу. Вперед ехать было нельзя, торос мог разорвать шину, а задний ход у машины не работал изначально. Машину успешно вытащили, а пассажиры прогулялись по снегу и сделали первые снимки. Это мы с «чемпионом мира по смеху», как нам его представила гид. Веселый парень из Сочи в артистической шляпе, он развлекал нас всю поездку.
Через некоторое время все автомобили остановились и водители вышли на совещание. Оказалось, что нам преграждает путь трещина шириной почти в метр. Между вздыбившимися торосами была вода. Пассажирам сказали выйти из машин и ждать, не приближаясь к трещине. Это была как раз примерно середина Байкала, глубина, как сказал нам водитель, примерно 1500 метров.
Когда открываешь дверцу машины, становится страшно сделать первый шаг, кажется, что под ногами какая-то бездонная черная пропасть. Во время остановки пассажиры катались на коньках, фотографировали лед и наблюдали за действиями водителей, которые расчищали путь для машин, попутно засыпая льдинами трещину. В конце концов трещина была преодолена, и вскоре мы были у мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Свое название мыс получил за форму выдающейся части, которая визуально очень похожа на клык, по-бурятски Хобой. Около берега лед был нежно-голубого цвета, а чуть дальше он становился почти черным.
Вдоль берега проходила широкая трещина, наполненная водой. Байкал живой — пару раз раздавался такой грохот, словно это раскаты грома от ударившей где-то рядом молнии. Казалось, что лед сейчас расколется на куски и нужно срочно искать спасения. Оказалось, что этот грохот действительно означает, что на Байкале возникают трещины, но это не рядом, а где-то далеко. Это еще одна особенность байкальского льда — «становые щели».
При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина — до 2-3 метров. Благодаря этим трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Вокруг была такая красота, что хотелось смотреть и на лед, и на сказочно-белые наплески на скалах, и на прозрачно-голубые торосы, в каждом из которых при солнечном свете словно вспыхивала яркая лампочка… Вот он, тот самый настоящий, крутой инстаграмный байкальский лед. Казалось, что будет трудно удивиться чему-то после сотен просмотров в интернете, но нет… вся эта красота вызывала такой дикий восторг, что хотелось запечатлеть каждую ледяную картинку, каждый интересный «пузырик», хотелось лечь на лед и бесконечно смотреть в эту притягательную бездну.
Да простят меня читатели за «избыток однотипных фотографий», но мне все эти фото кажутся очень разными и космически красивыми. А сколько еще их осталось за кадром! Пузырьки во льду — это газ метан, который замерзает, поднимаясь со дна озера на поверхность. Здесь они не такие объемные, как в районе Большого Голоустного, но тоже очень интересные. К сожалению, на созерцания льда у нас было отведено около часа, а дальше нужно было подтягиваться к своим «буханкам», которые стояли по другую сторону мыса.
Здесь торосов не было и можно было ближе подойти к наплескам, которые образуются от набегающих на скалы волн, когда Байкал еще не замерз, а температура воздуха уже минусовая. При сильном шторме наплески могут достигать десяти метров в высоту. Говорят, что максимально зафиксированная высота наплеска составила 30 метров. Когда Байкал окончательно замерзает, уровень льда становится ниже и под наплесками образуются щели, поражающие туристов своей красотой и необычностью. Говорят, Хобой — это место силы, на нем сконцентрированы потоки мощных энергий, влияющих на тело и дух тех, кто приходит к мысу.
В это хочется верить, во всяком случае, никакое другое место Ольхона не произвело на нас такого глубокого впечатления, как Хобой. На скале было видно смотровую площадку. Наверное, летом отсюда открывается замечательный вид на Байкал. Пройдя вдоль мыса, мы нашли свою машину. Около нее стоял большой котел, который разогревался тремя газовыми горелками.
Намечалась уха из свежего омуля. К ухе предлагалось нарезанное кусками сало в пакете, хлеб и несколько граммов самогона, настоянного на кедровых орехах. А это фотография другого, не нашего стола. Очень романтичная картинка, может показаться, что это совсем другое место и время, но на самом деле это просто другая турфирма, название которой мы не догадались спросить. После обеда водители просверлили дырку во льду, предлагая нам попробовать вкус чистой байкальской воды.
Вода, конечно же, была очень чистая и настолько холодная, что попробовать ее на вкус было трудно. Но это не страшно, уж что-что, а вкус нашей байкальской воды мы знаем! Следующая наша остановка — парк ледовых скульптур, Olkhon Ice Park. Фестиваль Olkhon Ice проводится на Ольхоне каждую зиму с 2020 года, но раньше он проводился в обычном формате, как фестиваль ледяных фигур, вырезанных из кусков байкальского льда, и только в 2023 году было решено создавать ледовые скульптуры с помощью ледопластики. Такого направления в искусстве нет нигде в мире, его придумали на Байкале.
Мастера ледопластики в качестве материала используют ледяные наплески, созданные на скалах байкальскими волнами. Так что этот ледяной парк — совместная работа Байкала и человека. Пapк нaчинaeтcя oт Xyжиpcкoгo пopтa и пpoxoдит вдoль бepeгoвoй линии в cтopoнy cкaлы Шaмaнкa. Экспозиция занимает около 1 километра, всего в парке около 30 композиций. Это огромная черепаха, голова и лапы у нее ледяные, а панцирем служат скалы, камни и земля.
Гyляя пo пapкy, мoжнo yвидeть дpaкoнoв, тpoллeй, pycaлкy, а в гротах и pacщeлинax заметить разные ледяные фигурки. Парк начал работать 13 февраля, но уже сейчас, в начале марта, скульптуры начали подтаивать, лед приобрел грязно-коричневый оттенок. Жизнь ледовых скульптур коротка, уже к концу марта они практически растают и постепенно снова превратятся в байкальские волны. После ледовых фигур мы поехали к скале Шаманка. Она есть на всех календарях и буклетах, посвященных Байкалу, но, как правило, в летнем варианте.
Эта скала тоже считается местом силы, именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон. К сожалению, время не позволяло нам подняться наверх и сверху увидеть привычные очертания скалы.
Но пока выход на лед смертельно опасен, предупреждают в МЧС. Таким лед на Байкале бывает нечасто, говорят те, кто за ним наблюдает. Байкальский лед стал особенно популярным в последние годы. Зеркальная гладь без трещин идеальна для катания на коньках, фантастически смотрится на фотографиях.
Или сокуи — лед, похожий на сосульки, который появляется посредством взаимодействия шквалистых ветров и волн с береговыми скалами. Совокупность всего перечисленного образует ледяные наплески, которые и называются сокуи.
Становые щели и трещины Возникают при наиболее активном формировании льда на Байкале во время резкого охлаждения воды. Являются своего рода «швами», формирующимися между крупными ледяными блоками. При этом, чем стремительнее наступили морозы и чем ниже упала температура, тем сильнее будет растрескиваться ледяное покрытие и на большую глубину уйдут трещины. В начале формируются «сухие» трещины, которые не достигают воды. Но при длительном снижении температуры эти трещины, не выдерживая сжатия льда, проходят по всей его толщине, достигая поверхности воды. Такие трещины называются мокрыми из-за выходящей из-под оков воды. При этом во время формирования трещин наблюдается один из наиболее удивительных эффектов ледяного Байкала, когда озеро начинает «говорить». При растрескивании лед издает различные по силе звуки.
От небольшого шороха, который называют «шепотом», до чрезвычайно громких и резких звуков, похожих на выстрел или гром, которые получаются при растрескивании сразу большой площади льда. Становые щели — это одна из разновидностей трещин, которые формируются в непосредственной близости от берега. Температура воздуха в байкальских краях сильно увеличивается и уменьшается в зависимости от времени суток. Это вызывает постоянное изменение объема ледяных покровов, а такие щели выполняют функцию компенсационных швов. Ширина этих трещин может достигать до 4 м, хотя обычно она варьируется в пределах от полуметра до двух. Становые щели разрывают ледяные поля шириной 2,5-3 тысячи метров и имеют постоянное расположение в отличие от обычных трещин, которые могут образовываться и «заживать» в любом месте ледяного покрова. Благодаря существенному различию во влажности в нижней и верхней части глубокой трещины, на ее поверхности формируется бахрома из ледяных кристаллов, подобных тем, которые мороз рисует на окне, но объемных. Со временем такие ледяные листья осыпаются вниз, цементируя края трещины.
Но во время формирования они выглядят, как фантастическая клумба, на которой растут ледяные цветы. Взлом льда Несмотря на довольно быстрый процесс промерзания, который формирует 25-30 см льда практически за несколько дней, в начале осени бывают случаи взлома такого льда.
Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала
Ширина трещин достигает полутора метров, местами они припорошены снегом. В связи с этим растёт риск провала под лёд техники и людей, поскольку именно от старой Ангасолки на КБЖД до Слюдянки проходит один из самых популярных пеших туристических маршрутов по льду. Толщина льда пока ещё не сильно уменьшилась. На Малом море в проливе Ольхонские ворота она составляет 50 сантиметров, в заливах — около метра. В районе мыса Хобой сотрудники МЧС обнаружили становую трещину шириной до 20 сантиметров.
По последним данным лёд имеет 14 структурных модификаций. Среди них есть и кристаллические их большинство и аморфные модификации, но все они отличаются друг от друга взаимным расположением молекул воды и свойствами. В последние годы было сделано много открытий по физике льда. Лёд по своему изотопному составу отличается от воды, из которой образовался. Большинство растворенных в воде примесей не передается льду, когда он начинает расти — они вымораживаются. Установлено, что при замерзании воды на границе между льдом и водой возникает разность электрических потенциалов, достигающая десятков вольт.
Иногда ледяные поля приобретают способность долго светиться в темноте, испуская слабый свет после того, как были освещены солнцем, как будто бы обладают электролюминесценцией. Талая вода, недавно получившаяся при таянии куска льда обладает удивительными свойствами — быстрее и лучше прорастают семена, быстрее развиваются ростки. Лед поет, непрерывно издает звуки, рокочет, пугает громкой канонадой. Поляна с ледяными цветами. Остров Огой, Малое Море В конце октября замерзают мелководные заливы, 1—14 января — глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15—20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля 1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг. В южной части Байкал закрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной части — 6—6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед.
Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — в два раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед. Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой.
Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь.
Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос.
Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос.
Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку.
Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега.
В Тайшетском районе лед от 20 до 40 сантиметров. В заливах Братского, Усть-Илимского, Иркутского водохранилищ толщина льда варьируется от 10 до 40 сантиметров. Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается. В заливах Ольхонского района толщина пока от 10 до 25 сантиметров. В Усольском районе на реке Белой толщина льда достигает 40 сантиметров, на реке Китой лед от 20 до 30 сантиметров.
В Тайшетском районе лед от 20 до 40 сантиметров. В заливах Братского, Усть-Илимского, Иркутского водохранилищ толщина льда варьируется от 10 до 40 сантиметров. Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается. В заливах Ольхонского района толщина пока от 10 до 25 сантиметров. В Усольском районе на реке Белой толщина льда достигает 40 сантиметров, на реке Китой лед от 20 до 30 сантиметров.