3.3 Осада Доростола. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом.
Битва при Доростоле - кратко
По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать росов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно. Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Завязалась горячая битва, и скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи». Но, видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях. Тавроскифы уступят ромеям Дористол, освободят пленных, уйдут из Мисии и возвратятся на родину, а ромеи дадут им возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями...
Цимисхий «с радостью принял эти условия» в летописи: «се же слышав, царь рад бысть». По сведениям Льва Диакона, хлеб получили 22 000 русов. В Повести временных лет есть похожий эпизод, когда греки, стремясь выведать численность русского войска, просят Святослава взять с них «дань» «по числу на главу». Но вероятно, на самом деле русов было еще меньше. По словам летописца, Святослав «имашеть же [дань] и за убьеныя, глаголя, яко род его возметь». Войско ромеев было так же сильно потрепано. Примечательно, что Цимисхий даже не заикнулся о выдаче русами награбленного в Болгарии имущества. Два медимна хлеба составляли нормальный воинский рацион на 8—10 дней. Некоторые исследователи считают его неправомерной вставкой на том основании, что Лев Диакон сообщает о гибели «Сфенкела» за два дня до заключения мира. Но договор — это официальный документ, тогда как сочинение Льва Диакона пестрит ошибками, к которым, по всей видимости, следует отнести и сообщение о смерти Свенгельда.
Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. Лебедев, 1916 год После заключения мира Святослав попросил Цимисхия о личной встрече. Лев Диакон описал ее с драгоценными для нас подробностями: «Государь не уклонился [от свидания] и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра [Дуная], ведя за собой многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». Ромеи коротко стригли волосы только по случаю траура или судебного преследования. Усы, как правило, сбривали, зато отпускали бороды.
Носить серьги, не вызывая насмешек, среди мужчин могли только дети и моряки [Лев Диакон. Перевод М. Копыленко, комментарий М. Сюзюмова, С. Иванова, отв. С уходом русов из Болгарии судьба Первого Болгарского царства была решена.
Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями. Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг. Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи!
Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Added to timeline:.
Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы. Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить. Басилевс хотел подвинуть машины к стенам. Однако русский полководец смог упредить противника. В ночь на 29 апреля русские воины вырыли поодаль от крепости глубокий и широкий ров, чтобы враг не мог вплотную подойти к стенам и установить осадные машины. Обе стороны в это день вели жаркую перестрелку, но сколько-нибудь заметных результатов не достигли. Святослав своими задумками попортил врагу немало крови. В эту же ночь русам удалась ещё одна затея. Воспользовавшись темнотой, русские воины на ладьях незаметно для противника прошли по мелководью между берегом и вражеским флотом. Они добыли для войска продовольствие и на обратном пути разогнали отряд византийских фуражиров, ударили по вражеским обозам. В ночной резне было перебито много византийцев. Осада крепости затянулась. Ни Цимисхий, ни Святослав не могли добиться решительного успеха. Святослав не смог в серии сражений разбить византийскую армию, представлявшую собой первоклассную боевую машину. Сказывались недостаток в воинах и почти полное отсутствие кавалерии. Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости. Русы понесли большие потери. Тысячи людей потеряли и греки. И все же Доростол держался. Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны. Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев. Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными. Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города. Гарнизон редел, появилось много раненых. Большой проблемой стал голод. Однако ситуация была сложной не только для русов, но и ромеев. Иоанн I Цимисхий не мог уйти от Доростола, так как это стало бы признанием военного поражения, и он мог потерять трон. Пока он осаждал Доростол, в империи постоянно происходили мятежи, плелись интриги и возникали заговоры. Так, брат убитого императора Никифора Фоки Лев Куропалат поднял мятеж. Попытка переворота не удалась, но ситуация была тревожной. Цимисхий долго отсутствовал в Константинополе и не мог держать руку на пульсе империи. Этим и решил воспользоваться Святослав. Русский полководец решил дать врагу новое сражение с целью если не разбить врага, то вынудить его пойти на переговоры, показав, что русское войско, сидевшее в осаде, ещё сильно и способно держаться в крепости долго. В полдень 19 июля русские войска нанесли по ромеям неожиданный удар. Греки в это время спали после сытного обеда. Русы изрубили и сожгли множество катапульт и баллист. В этой схватке был убит родственник императора — магистр Иоанн Куркуас. На следующий день русские воины снова вышли за стены, но уже большими силами. Греки выстроились «густой фалангой». Начался ожесточенный бой. В этом сражении пал один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава — воевода Икмор. Лев Диакон сообщил, что Икмор даже среди скифов выделялся гигантским ростом, и со своим отрядом он поразил многих ромеев. Его зарубил один из телохранителей императора — Анемас. Гибель одного из предводителей, да ещё в День Перуна, вызвало смятение в рядах воинов, войско отступило за стены города. Лев Диакон отметил единство похоронных обычаев скифов и русов. Сообщил о скифском происхождении Ахилла. По его мнению, об этом говорили одежда, внешний вид, привычки и характер «сумасбродная раздражительность и жестокость» Ахилла. Современные Л. Диакону русы — «тавроскифы» — сохранили эти традиции. Русы «безрассудны, храбры, воинственны и могучи, они совершают нападения на все соседние племена». Князь спросил своих людей, как поступить. Одни предлагали немедленно уходить, ночью погрузившись на ладьи, так как невозможно продолжать войну, потеряв лучших воинов. Другие предлагали замириться с ромеями, так как нелегко будет скрыть уход целого войска, и греческие огненосные суда могут сжечь русскую флотилию. Тогда русский князь глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями.
Битва под Доростолом в 971 г.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих
"Осада Доростола длилась около трех месяцев, после чего Святослав предложил византийскому императору Цимисхию пойти на переговоры. Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии.
Оборона Доростола.
Он спросил своих людей, как поступить. Одни воеводы предлагали уходить, ночью скрытно погрузиться на ладьи. Так как продолжать войну невозможно: лучшие бойцы погибли или ранены. Также можно было проложить себе дорогу силой, бросить город, прорваться в леса и горы Болгарии, найти поддержку местных жителей, недовольных политикой бояр и греков.
Другие предложили замириться с греками, потому что будет сложно скрытно уйти, и греческие огненосные суда могут сжечь ладьи. Тогда Святослав произнёс речь, которую передал Лев Диакон: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь русов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь.
Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей! И поклялись сложить головы, но не посрамить славы русской. Следом клятву принесли все воины, а волхвы скрепили клятвы жертвоприношениями.
Князь приказал закрыть ворота, чтобы никто не мог вернуться за стены. Русы сами ударили по грекам, и их атака была такой яростной, что противник дрогнул и стал постепенно отходить. Сам Святослав врубался во вражеские ряды как простой воин.
Видя, что его фаланга отступает, византийский император повёл в бой «бессмертных». По флангам русской рати ударила вражеская бронированная конница. Это приостановило натиск «варваров», но русы продолжали атаку, не считаясь с потерями.
Их натиск Диакон назвал «чудовищным». Обе стороны понесли тяжелые потери, но кровавая битва продолжалась. Как позднее вспоминали сами христиане, их спасло буквально чудо.
Неожиданно началась сильная гроза, поднялся сильный ветер. Тучи песка ударили в лицо русским воинам. Затем хлынул ливень.
Русским пришлось укрыться за стенами города. Греки приписали буйство стихии божественному заступничеству. Святослав во время обороны Доростола.
Покотилов Мир Цимисхий, потрясённый сражением и опасающийся нового боя или плохих новостей из столицы, если осада будет продолжена, тайно предложил Святославу мир. По греческой версии, мир предложил Святослав. Басилевс настаивал, чтобы русы сами обратились с мирными предложениями.
Цимисхий считал умалением своей чести самому искать мира. Он хотел казаться Византии победителем. Святослав удовлетворил его тщеславие.
Свенельд со свитой прибыл в византийский лагерь и передал предложение мира.
Россияне пишут Византийские Историки оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастися: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни. Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах. Малейший успех давал им новую силу. Однажды в счастливой вылазке, приняв Магистра Иоанна, свойственника Цимискиева, за самого Императора, они с радостными кликами изрубили сего знатного сановника и с великим торжеством выставили голову его на башне.
Дальнейший ход военных операций русскому летописцу неизвестен. По одной из версий, Святослав посылал на Русь за пополнением для своего войска. По мнению некоторых авторов, к Святославу прибыло из Киева небольшое пополнение, так как сам он не уходил за новой дружиной и продолжал несколько месяцев совершать небольшие набеги на византийцев во Фракии. В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах.
В апреле 971 года император Иоанн Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию против не предпринявшего оборонительных мер Святослава. Одновременно с этим 300 судов византийского флота, вооружённые греческим огнем, направились в устье Дуная, чтобы отрезать русам путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки. Недостаток сил у Святослава и внезапность нападения византийцев привели к тому, что он не успел принять необходимые меры предосторожности. Он не занял балканские перевалы, оставил открытым устье Дуная, разделил своё войско, но даже таким образом не смог выделить достаточно сил для прикрытия Преслава. Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II. На рассвете 13 апреля византийское войско построившись «густыми рядами» начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость.
На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Лев Диакон утверждает, что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Шефова Н.
Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава и не успевали прийти к нему на помощь.
К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом.
Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля.
На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанными от города дружина Святослава отступила за крепостные стены.
Осада Доростола В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова.
Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [15].
В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян [16] », остальных же заключил в темницу [8]. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота.
Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин. Третий бой 20 июля Б.
Военный совет Святослава Этот успех воодушевил Святослава. Византийцы выстроились «густой фалангой» [18]. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу.
Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)
ну Святослава не боевая ничья.И не битва при Доростоле а осада Доростола.А русы там приняли не один бой а несколько. Кульминация осады Доростола стала и её развязкой. ну Святослава не боевая ничья.И не битва при Доростоле а осада Доростола.А русы там приняли не один бой а несколько.