О жизни блаженной Ксении рассказывают настоятель Смоленского храма протоиерей Виктор Московский и настоятель Храма святой блаженной Ксении Петербургской протоиерей Павел Кудряшов. Как Ксения Петербургская стала юродивой, кому она покровительствует и какие ее пророчества сбылись. Вера и жизнь. Святая Ксения Петербургская: современные чудеса.
Блаженная Ксения Петербургская: мирская жизнь, скитания и чудеса, связанные со святой
Но, нет. В апреле 1870-го в семье внезапно заболел и за считаные дни сгорел от менингита их одиннадцатимесячный сынок Сашенька. Мария Федоровна так до конца и не оправилась от той потери, и вот опять страшная болезнь: в горячке мечется любимый муж, суетливость врачей уже не способна никого обмануть, и кажется, в самом воздухе дворца разлита безнадежность. В такие минуты отчаяния остается одно - молиться. Приехав в Россию, приняв русское имя и веру мужа, принцесса Дагмар не просто восприняла православие как необходимый в ее положении обряд. По свидетельству очевидцев, ее вера была искренней и чистой. На полях молитвенника, сопровождавшего Марию Федоровну во всех жизненных испытаниях, сохранилась помета, сделанная ее рукой напротив фразы из послания апостола Павла римлянам: "Господь дает каждому нести крест по силам его". Мария Федоровна смогла пронести свою искреннюю веру через годы, наполненные и простыми человеческими радостями, и трагедиями воистину мирового масштаба.
Ее зять, муж любимой дочери Ксении великий князь Александр Михайлович, в начале XX века признается: "Я завидовал своей теще. Ее слепая вера в истинность каждого слова Писания давала еще нечто более прочное, нежели просто мужество. Она была готова ко встрече с Создателем; она была уверена в своей праведности, разве что не повторяла все время "на все воля Божья! Народное предание рассказывает: в самую тяжелую ночь болезни цесаревича Александра, видя отчаяние Марии Федоровны, к ней подошел некий слуга-истопник и попросил разрешения дать совет. Мария Федоровна, которая всегда руководствовалась словами матери, принцессы Луизы: "Чем выше наше положение, тем вежливее мы обязаны вести себя", истопника выслушала. Совет человека из народа был рожден народной же верой в заступничество юродивой Ксении: святая еще не была канонизирована Русской православной церковью, но верующими из уст в уста передавались истории о Ксенюшке, спасающей в минуты отчаяния. Фото: RCT Доподлинно не известно, что именно произошло дальше.
Пройдет год, и новый наследник престола цесаревич Александр сделает принцессе Марии Дагмар предложение. На новой Родине датская принцесса примет новое имя - Мария Федоровна, счастливая пара к всеобщей радости повенчается, через два года в семье родится первенец - Николай, еще через год - Александр. Фото: rusmuseumvrm.
Но, нет. В апреле 1870-го в семье внезапно заболел и за считаные дни сгорел от менингита их одиннадцатимесячный сынок Сашенька. Мария Федоровна так до конца и не оправилась от той потери, и вот опять страшная болезнь: в горячке мечется любимый муж, суетливость врачей уже не способна никого обмануть, и кажется, в самом воздухе дворца разлита безнадежность.
В такие минуты отчаяния остается одно - молиться. Приехав в Россию, приняв русское имя и веру мужа, принцесса Дагмар не просто восприняла православие как необходимый в ее положении обряд. По свидетельству очевидцев, ее вера была искренней и чистой.
На полях молитвенника, сопровождавшего Марию Федоровну во всех жизненных испытаниях, сохранилась помета, сделанная ее рукой напротив фразы из послания апостола Павла римлянам: "Господь дает каждому нести крест по силам его". Мария Федоровна смогла пронести свою искреннюю веру через годы, наполненные и простыми человеческими радостями, и трагедиями воистину мирового масштаба. Ее зять, муж любимой дочери Ксении великий князь Александр Михайлович, в начале XX века признается: "Я завидовал своей теще.
Ее слепая вера в истинность каждого слова Писания давала еще нечто более прочное, нежели просто мужество. Она была готова ко встрече с Создателем; она была уверена в своей праведности, разве что не повторяла все время "на все воля Божья! Народное предание рассказывает: в самую тяжелую ночь болезни цесаревича Александра, видя отчаяние Марии Федоровны, к ней подошел некий слуга-истопник и попросил разрешения дать совет.
Последнее выяснилось быстро. С наступлением темноты женщина уходила в поле, где преклонив колена, молилась до самого рассвета. Днем же Ксения бродила по городу, собирая милостыню. Однако больше одной копейки женщина не брала никогда. Если юродивой подавали две копейки, она всякий раз отказывалась, говоря: «Дайте мне «царя на коне». На старинной медной копейке действительно был изображен всадник на лошади. Все деньги Ксения раздавала беднякам. На себя юродивая практически ничего не тратила. Со временем одежда ее усопшего супруга износилась, и Ксения надела красную кофту и зеленую юбку, по цвету формы Преображенского полка. Зимой она ходила в прохудившихся башмаках и отказывалась от добротной обуви и теплых вещей, которые предлагали ей сердобольные люди.
Однажды лавочник хотел подарить бродяжке тулуп, но та ответила: «Подари его тому, кто без него несчастен, — тому он принесет радость», Тем не менее Ксения никогда не болела. Изредка «для укрепления здоровья» она посещала баню, на которую и уходили оставшиеся после раздачи нуждающимся копейки. Предсказания блаженной Питалась Ксения Петербургская тоже тем, что пошлет ей Бог.
Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам. В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи.
За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса. За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Икона Россия, 1990-е гг. Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище : "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его.
День памяти Ксении Петербургской: история блаженной святой
На Смоленском кладбище в Петербурге у часовни Блаженной Ксении Петербургской очередь никогда не заканчивается. Еще при жизни Блаженная Ксения считалась покровительницей Санкт-Петербурга и по сей день она помогает всем, кто обращается к ней с искренней верой и молитвой. Вот несколько любопытных фактов из жизни блаженной Ксении, которые мало кому известны. Ксения, Крым: – Летом 2020 года я приехала в Санкт-Петербург с тяжелейшим диагнозом на обследование. Дата в 2024 году: 6 февраля и 6 июня православная церковь отмечает день памяти блаженной Ксении Петербургской.
Ксения петербургская: краткая история жизни
Смоленское кладбище в С. Раба Божия Ксения. Раба Божия Ксения: Комментарии к житийным сведениям. Старый Петербург. Фирсов Иконография На страницах газ. Наиболее ранние изображения блаженной известны на эстампах и книжных репродукциях кон.
На одной из хромолитографий ГРМ; см. На заднем плане - Смоленское кладбище с ц. Стиль рисунка напоминает народный лубок. Подобное изображение воспроизводится на хромолитографиях 1912 г. Из черно-белых изображений одно считается выполненным с прижизненного образа К.
Иоанну Кронштадтскому. Блаженная нарисована с посохом в руках, в темной кофте и более светлой юбке, голова покрыта белым платком. Лицо изможденное, с проницательным взглядом. Фоном для фигуры служит булыжная мостовая и арка с деревянными воротами. Похожий по композиции с.
К тому же изводу относится изображение К. Смирнова, издание В. Максимова; РГБ. Ксения Петербургская. Иконописец И.
Волочкова Ризница московского Свято-Данилова мон-ря Блж. Раба Божия блж. На них блаженная предстает пожилой женщиной небольшого роста в платке, мешковатой кофте и изношенной юбке, с посохом в руке. Известно, что изображения К. Возможно, среди этих рисунков также был лист, на котором блаженная изображена в рост, с почти иконописной разделкой одежды, но с реалистической трактовкой лика и рук и особенно фона - Смоленского кладбища с церковью в окружении разросшихся деревьев.
Первые иконописные образы К. На поясной иконе нач. Феодора Юревича из г. Эри шт. Пенсильвания, США; см.
У нее покрытое морщинами суровое лицо в соответствии с изображениями кон. XIX - нач. Известность приобрел также поясной образ блаженной вполоборота вправо со сложенными на груди крестообразно руками. Аналогичная икона была пожертвована в Смоленскую ц. Ксения Петербургская, с житием.
Ксении Петербургской в Клину Блж. Ксении Петербургской в Клину Иконы К. Так, на иконе 1987 г. Кислицына собственность автора; см. Существенным отличием от многих ростовых изображений К.
Стиль письма ориентирован на древние псковские и новгородские образцы. Иконописец Г. Гашев собор во имя ап. Андрея Первозванного в С. Волочковой реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря в Москве под рук.
Ватагиной; ризница Свято-Данилова монастыря. Прямоличная полуфигура святой в темно-бордовой кофте и зеленом платье помещена на золотом фоне, ее правая рука возле груди, левая опирается на посох, из-под светло-зеленого плата выбиваются седые пряди волос. К торжествам канонизации для восстановленной часовни К. Прокофьевой был создан образ, ставший одним из самых любимых в России Большакова. Работа над ним началась по благословению митр.
Ленинградского и Новгородского Алексия Ридигера; впосл. Несомненно, образ восходит к упомянутым рисункам и эстампам кон. Блаженная изображена на фоне Смоленской ц. Рахманина 1908 г. В отличие от образа на рисунках блаженная выглядит более молодой и умиротворенной.
Живопись исполнена в традициях древнерус. Селиванов частное собрание Блж. Селиванов частное собрание В Смоленском приходе почитаются также 2 поясных образа К. Этот образ, написанный монахом Русского монастыря вмч. Пантелеимона на Афоне Ефремом Макаровым , был подарен к 100-летию Смоленской ц.
Немного иной ростовой тип К. Блаженная обращена в молении к благословляющей деснице Спасителя в сегменте неба. На фоне воспроизведены Дворцовая пл. Нева и Петропавловская крепость С. В том же году Минина создала поясную икону К.
Святая изображена на серо-голубом фоне в пурпурной кофте с голубыми пробелами, из-под светлого платка падают на плечи неск. В дальнейшем изображения К. Богородицей, благословляющей десницей Господней появились в многочисленных вариантах. В этом ряду выделяется икона, изготовленная в московской мастерской Е. Ильинской, где святую благословляют одновременно и Спаситель, и Богородица с Младенцем в небесном сегменте святая написана босиком.
Одна из первых житийных икон К. Василёвой в 2003-2004 гг. Кутейникова, Резницкая. Затем образ был передан в ц. Блаженная изображена в рост с посохом в правой руке, левая развернута ладонью к зрителю.
Одежды на К. Слева и справа от фигуры расположено 8 житийных клейм: принятие К. Иоанна Антоновича; помощь в обретении ребенка; строительство Смоленской ц. Композиционно близкий вариант с 10 клеймами встречается на храмовой иконе из иконостаса ц. Иначе решен житийный образ письма С.
Богатовой 2003, частное собрание; см. Небольшие по масштабу житийные сюжеты располагаются не в клеймах, а в пространстве средника на пейзажном и архитектурном фоне по сторонам центральной фигуры. Троицы Ветхозаветной в облаках. Она относительно молодая, без посоха, в энергичном движении, переданном развевающимися складками одежд с «золотопробельными» разделками. Последовательность житийных сцен читается против часовой стрелки: моление блаженной в поле; обретение ребенка; строительство храма; погребение святой.
Она дала ему прекрасное образована и воспитание. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти берёг и покоил свою приёмную мать, будучи для неё самым почитательным и горячо любящим сыном. Гайдукова принадлежала к числу тех лиц, которых любила и иногда посещала раба Божия Ксения. Однажды зашла к ней раба Божия Ксения в предобеденное время. Обрадованная её приходом, Евдокия Денисьевна тотчас же поспешила накрыть на стол, усадила за стол Ксению и стала угощать её чем Бог послал. Кончился обед. Сильно сконфузилась Евдокия Денисьевна; в печи у неё, действительно, была жареная утка, которую она приберегла для отсутствующего мужа.
Но Ксения тотчас же остановила её: «Нет, нет, что ты! Не надо, не надо, я не хочу утки. Ведь я знаю, что радехонька меня всем угостить, да боишься своей кобыльей головы. Зачем же его сердить? Ксения очень любила эту девушку за её кроткий тихий нрав и доброе сердце. Мать и дочь сидели за столом и готовили кофе. Беги скорее туда!
А тут какой-то мой муж да еще жену хоронит? Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия. Началась и кончилась литургия, затем и отпевание. Покойную понесли на место её последнего упокоения. Вслед за гробом шли и Голубевы. Кончалось и погребение. Народ стал расходиться по домам.
Пошли и Голубевы. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещая своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией блаженной Ксении. Но едва она появилась на той улице, где жила, как увидела, что загорелся дом её. Не успела, однако, она добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении: «Возьми пятак; потухнет! Спустя год после этого, а именно — с 24 на 25 ноября 1741 года, в России произошел государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра Великого, Елизавета Петровна.
В 1764 году, уже в царствование Императрицы Екатерины Великой, один из караульных офицеров — Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича из заточения и провозгласить Императором. Но попытка Мировича не удалась; другие офицеры остались верными Императрице. Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — и еще сильнее начинала плакать.
Она отвергла все былые привязанности и стремления и решила посвятить себя Богу. Так Ксения стала юродивой. Изначально этим словом называли сумасшедших, но со временем оно приобрело другое значение, стало применяться для обозначения людей, которые сознательно притворялись безумцами. Они не только не стремились к богатству и прочим благам, но и приносили в жертву Господу свой разум - одно из величайших богатств человека. Часто юродивым открывался дар пророчества. Такой способностью обладала и Блаженная Ксения. Смерть императрицы Широкую известность получил случай, когда Ксения неожиданно принялась бегать по Санкт-Петербургу, сообщая всем встречным, что в скором времени им придется печь блины.
В тот день мало кто из слышавших эти слова придал им серьезное значение. На самом же деле, так юродивая предупреждала горожан о реальном событии, которому суждено было состояться очень скоро. И только когда через несколько дней умерла императрица Елизавета Петровна, люди вспомнили о пророческих словах блаженной, которая предсказала россиянам сорокадневный траур. Предсказание о женихе Вскоре, благодаря ее многочисленным сбывшемся пророчествам, блаженную Ксению считать в народе святой. Многие люди почитали за честь принимать ее у себя в гостях, угощая пищей и подавая ей милостыню. Большую часть денег, которые Ксения получала от сердобольных сограждан, она тратила не на себя, а на нужды неимущих знакомых. Благодаря ее заботам питание, одежду, и временное жилье получали несколько бедных семей. Сама блаженная Ксения в течение долгих лет носила только старые вещи своего мужа, а когда они обветшали, то святая круглый год ходила по улицам в лохмотьях. Дом, который остался ей в наследство от мужа, женщина превратила в приют для бедных. Истинное смирение Ксения Петербургская, оставив все земные блага, посвятила себя служению Богу и борьбе со своими грехами.
Святая совершала множество чудес, которые остались в памяти народа в качестве преданий. В конце XX века, когда праведница была прославлена в лике святых, некоторые из ее предсказаний нашли отражение в составленном в это время житии Ксении Блаженной. Однако множество таких случаев или даже большинство из них, наверняка остались неизвестными, поскольку сама юродивая всегда совершала добрые дела, всеми силами стараясь, чтобы о них никто не узнал. В этом, как и во многом другом, она следовала примеру своего небесного учителя, Иисуса Христа. Он, как известно, часто просил людей, ставших свидетелями того или иного чуда, произведенного им, никому не говорить о виденном. Однако очевидцы в большинстве случаев были не в силах удержаться от искушения поведать другим людям о воскрешении мертвых, исцелении прокаженных, даровании зрения слепым и многом другом. Подобно Спасителю, скрывала свои богоугодные поступки и Ксения. Молитвенница По этой причине очень долго люди не догадывались о святости этой женщины. Осознать силу ее веры и степень духовного развития помог случай. Бездомной, которая ходит по городу в мужской одежде, вскоре заинтересовалась полиция.
Защитникам правопорядка не было известно, где остается на ночлег Ксения. В один прекрасный день полицейским удалось проследить за блаженной. Тайна, которую они узнали, потрясла их. Полицейские стали свидетелями того, как Ксения Петербургская с наступлением сумерек отправилась за город, вышла в поле, встала на колени и горячо молилась Господу до наступления рассвета. Некоторые из этих случаев происходили при жизни святой, а какие-то из них свершились после ее кончины. Первое из таких чудес - помощь в строительстве каменного храма - подвиг, который совершила женщина совершенно безвозмездно. Когда на месте старой, развалившейся от времени деревянной церкви, начали строить новую, кирпичную, рабочие заметили, что каждое утро часть работы по перенесению строительных материалов на второй этаж здания регулярно оказывается кем-то выполненной до их прихода. Когда они однажды ночью пришли на кладбище с целью разобраться в этом странном деле, то увидели женщину, носящую вверх по деревянной лестнице тяжелые камни. В ней они узнали известную многим горожанам юродивую.
А государь за многими делами не утруждался выдумыванием названий, а лишь нумеровал. Так что нынешняя Лахтинская улица тогда называлась 11-ой линией и была свободна и пуста. Здесь на аккуратно нарезанных начальством участках селились и строились военнослужащие 11-ой роты Капорского полка, тогда даже военнослужащим срочной службы разрешалось иметь семью и дом. Историки, между прочим, до сих пор спорят — может быть где то тут между 15-ым и 17-ым домом, а может быть на углу Лахтинской улицы и Большого проспекта стоял на небольшом казенном участке дом полковника Андрея Федоровича Петрова, который, между прочим, служил и певчим в придворном хоре. Пусть вас это не смущает — певчий во времена веселой царицы Елисавет делали еще и не такие карьеры, достаточно вспомнить графа Разумовского, который вообще из свинопаса через певчие попал в высший свет. Жил полковник с молодой женой Ксенией в ладу, в любви и согласии, да так они хорошо жили, что соседи им завидовали. Только счастье длилось недолго. Через три года Андрей Федорович внезапно умер, да так внезапно, что не успел даже принять последнего покаяния и получить последнее прощение. Слухи ходили, что толи он сгорел в одну минуту от вина, что при царском дворе бывало не редко, особенно среди артистов, толи сделал еще что-то более худшее над собой. Смерть любимого мужа настолько потрясла 26-летнию вдову, что родные, близкие, соседи стали опасаться за ее рассудок. Да и было с чего - Ксения раздала нищим все свое имущество, а дом подарила знакомой унтер-офицерской вдове Прасковье Антоновой, с тем, что та будет бесплатно пускать ночевать бедных и бездомных. Родственникам, вероятно, стало жалко наследство и они подали соответствующее прошение по начальству, хлопоча о признании Ксении безумной и недееспособной. Но начальство, поговорив с Ксенией, нашло ее в совершенно здравом уме и полном праве распоряжаться своим имуществом. А Ксения надела мундир покойного мужа и перестала отзываться на собственное имя, говорила всем, что это, мол, Ксенюшка умерла и похоронена, а он - Андрей Федорович жив и еще долго жить будет. Так начались ее долгие на сорок пять лет странствия по улицам града Петрова. В своих ежедневных скитаниях по Петербуржской стороне Ксения Блаженная частенько наведывалась к храму святого апостола Матфея, он же Покровская церковь. Это был и ее приход, но ее нещадно гнали с паперти, ряженную в офицерский мундир. Еще действовали указы Петра Первого и последующих правителей и правительниц о недопущении нищих в публичные места, сюда же могли наведаться иностранные представители и сумасшедшие в лохмотьях роняли имидж великой державы. Однако через 45 лет ее же в этом храме и отпоют с величайшим почтением. В народе к юродивым, блаженным, убогим, к нищим бродяжкам отношение было, мягко говоря, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыньку, пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать, бросить комком грязи или камнем. Чтобы изгою общества добиться хоть какого-нибудь внимания ему нужно сначала стать привычным, узнаваемым, своего рода местной достопримечательностью, лучше всего начать творить чудеса. И ее уже узнавали. Странная почти анекдотическая нищенка становилась все более популярной личностью. От прочих нищих она отличалась, прежде всего тем, что для себя никогда ничего не просила. Когда окончательно износился и рассыпался полковничий мундир, Ксения Блаженная изредка принимала поношенную юбку или кофту, но обязательно зеленого или красного цвета, потому что мундир, тот полковничий мужнин, был зеленым с красными отворотами и обшлагами.
Юродство во имя Любви. Житие Ксении Петербургской
По достижении совершеннолетия, то есть, по нашим нынешним понятиям, достаточно рано, в 14-15 лет, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова. Храм был торжественно освящен 6 июня 2019 года. Когда Ксении было 26 лет, то есть предположительно в 1756 году, ее муж, полковник Андрей Федорович Петров, внезапно умер. Это несчастье так потрясло сознание молодой женщины, что она, как считали окружающие, «повредилася умом». Переодевшись в одежду мужа, она стала говорить, что Ксения умерла, а она сама является живым Андреем Федоровичем Петровым.
Всю свою оставшуюся жизнь, до кончины в 1803-м году, Ксения посвятила подвигу юродства. Она откликалась только на имя «Андрей Петров», бродяжничала по городу и просила милостыню у церквей, причем брала исключительно копейки, которые потом раздавала бедным людям. Юродивый с картины Василия Сурикова "Боярыня Морозова" 1887. Фрагмент Юродивые от старославянского «юрод» — «безумный» — особый тип религиозных подвижников, полностью, и телесно, и духовно отрекшихся от всех благ и удобств земной жизни, всегда почитались на Руси.
В Русской православной церкви канонизировано 36 юродивых, самый известный из которых — Василий Блаженный, в честь которого назван знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Именно Николка по прозвищу Железный Колпак обличает царя Бориса в смертоубийстве ребенка — царевича Дмитрия. Считается, что одной из целей мнимого безумия юродства Христа ради является обличение людских грехов и пороков, поэтому дурные и корыстные люди юродивых боятся, а хорошие, наоборот, стремятся к ним, чтобы получить благословение и попросить о какой-нибудь помощи или спасении. Ксения Петербургская и стала такой юродивой Христа ради.
О ней рассказывали, что она нигде не ночует, а уходит в поле или в пустошь и молится Богу, и никакая непогода ее не берет. Очень скоро стали замечать, что Ксения наделена даром исцеления и способна приносить удачу, подсказывать людям, как нужно поступить, чтобы найти свою любовь или судьбу. Если она заходила в какую-то лавку и брала товар, то торговля у купца становилась особенно удачной; если брала ребенка на руки, то он выздоравливал и долго не болел.
Ксения и её сестры были отданы на воспитание сестре отца — замкнутой, жадной женщине. Впоследствии у девушки появилось лишь одно желание: как можно скорее покинуть дом.
Она полюбила его и хранила эту любовь всю свою жизнь. Он же был покорён спокойствием и неземным теплом, проницательностью серых глаз и религиозностью девушки. Спустя полгода он сделал ей предложение. Недолгое семейное счастье Ксения и Андрей жили счастливо, что называется — душа в душу, но детей у них не было. А спустя десяток лет, их семью настигло горе.
Андрей Фёдорович заболел воспалением легких и, когда казалось, что он идет на поправку, мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Во время болезни мужа Ксеньюшка не покидала его ни на секунду, а после его смерти сидела девять дней на стуле и смотрела в окно. Состояние Ксении после смерти мужа Девушка не ела и не пила, полностью поседела, никто не был способен разжать её руки, крепко державшие спинку стула. Спустя девять дней она встала со стула, молча подошла к шкафу, облачилась в одежды своего покойного мужа и стала представляться людям его именем. Она говорила, что Андрей Федорович жив, что он переселился в её тело.
Отсюда память народа хранит всё то, что принято связывать с началом совершения подвига юродства Ксении. Жизненный путь питерской блаженной От Андрея Ксеньюшке досталось неплохое наследство, которое после смерти мужа вдова раздала. Дом в приходе церкви апостола Материя она отдала Параскеве Антоновне, чтобы та «бедных даром жить пускала». Деньги отнесла в церковь, чтобы молились «за упокоение души рабы Божией Ксении». Подвиг юродства Потрясённая всем произошедшим, Ксения решила ступить к совершению труднейшего христианского подвига — казаться безумной, чтобы принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека — разум, умолить Бога о помиловании внезапно скончавшегося супруга.
Оставшись без дома, Ксения взяла на себя подвиг юродства ради Христа и стала ходить по улицам Петербурга, в основном в районах, где жили небогатые люди. Женщина была смиренной, безропотной, кроткой, никогда не отвечала злобой на злобу, старалась помогать всем нуждающимся. Поэтому со временем горожане начали уважать Ксению.
Они предлагали ей новые вещи, но та отказывалась. Всю жизнь блаженная проходила в одной одежде, по которой ее всегда можно было узнать — красная кофта и зеленая юбка или, наоборот, зеленая кофта и красная юбка. Люди замечали, что если Ксения побывала в их доме, то вскоре у них происходило какое-то счастливое событие, в доме царил мир и согласие.
Торговцы, у которых дела шли не очень хорошо, тоже были рады Ксении, ведь после ее визитов в лавку торговля налаживалась. Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день.
В жизни бывает по-всякому: черные и белые полосы. Уже неоднократно было так, что после посещения на душе становилось легко, жизнь налаживалась. Анатолий Я родилась на Васильевском острове, живу здесь всю жизнь. К Ксении Блаженной я хожу с малых лет, так меня воспитали родители. Обычно я молюсь за своих близких и родных.
Юлия Ксения Блаженная — покровительница Петербурга. Это намоленное место. Лариса Бываю у Ксении Петербургской каждый сезон года. Анатолий Приходила к Ксении три раза — просила, чтобы дети сдали экзамены в университете, перед свадьбой дочери и когда супруга не стало. Лариса Я бываю у Ксении постоянно, с малых лет.
Ксения Петербургская: в чем помогает, пророчества святой
вся её жизнь молчание и тайна. Покровительница Санкт-Петербурга — матушка Ксения. Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. Как Ксения Петербургская стала юродивой, кому она покровительствует и какие ее пророчества сбылись. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы. Краткий рассказ о его жизни нарисует и общую картину русской действительности, которую застала Ксения Петербургская.
Ксения Петербургская: почему святая просила у всех «царя на коне»
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в день памяти блаженной Ксении Петербургской в Воскресенском храме села Сушки. Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году. Этот рассказ, достойный патерика, особенно оптимистичен и поучителен в день памяти святой блаженной матушки Ксении, с которым редакция «Русской народной линии» и поздравляет сердечно наших дорогих читателей!
СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ.
Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения. Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама. После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света.
В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость. Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной. Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца.
Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром... Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка!
За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми! Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу! Мой товар посмотри!..
Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют. А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева... Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает...
Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел. А Ксения опять на улицу выходит.
К ней подходят две мамочки с младенцами на руках. Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и... Блаженная что-то шепчет ему на ушко, гладит по голове и возвращает матери: «Ничего, милая, Андрей Фёдорович плохого не сделает.
Теперь поправится... Что это? Почему такое внимание к странной бедной женщине? Просто все в Петербурге знают, что Ксения, как ангел хранитель, приносит удачу, успех и счастье. Торговцы давно заметили: у кого Ксеньюшка с лотка что-нибудь возьмёт, тот вмиг распродаст весь свой товар.
К кому в лавку зайдёт, у того весь день от покупателей не будет отбоя. Извозчики смекнули: у кого Ксения проедет в коляске, к тому потом пассажиры в очередь встанут и деньги рекой потекут. И мамы с радостью своих детей к блаженной несут: посидит малыш у нее на руках, будет здоровым, все хвори от него уйдут. Но почему Ксению называют мужским именем Андрей Фёдорович? Чтобы это узнать, придётся перенестись с торговой площади Петербурга восемнадцатого века ещё лет на тридцать назад...
Жил Петров со своей супругой Ксенией небедно, получал приличное жалование, хозяйство у них было крепкое — куры, козы, свои экипажи... Андрей Фёдорович пел на церковных службах во дворцах, был певчим придворного хора. Иногда его слушала даже сама императрица Елизавета. В семье у Петровых царили любовь и согласие. Несколько лет Андрей и Ксения прожили душа в душу.
И вдруг — беда! Андрей Фёдорович внезапно умирает. Ксении на тот момент было всего двадцать шесть лет. Смерть мужа — огромное горе для неё, но ещё страшнее для Ксении то, что Андрей Фёдорович перед смертью не успел ни исповедаться, ни причаститься. Христиане знают: даже если ты всю жизнь ходил на исповедь, всё равно перед встречей с Господом очень важно ещё раз попросить у Него прощения за свои грехи, чтобы душа предстала перед Богом чистой и ей открыт был путь в Царствие Небесное.
Поэтому все верующие стремятся перед кончиной исповедовать свои грехи и причаститься. Супруг Ксении этого не сделал, и молодая женщина не знала, как быть: а вдруг душа мужа не найдет себе покоя? За одну ночь молодая женщина совсем поседела. Несколько дней после кончины мужа Ксения не спала, не ела, просто сидела на стуле.
Днем бродила по улицам, захаживала к знакомым, а по ночам, как установила следившая за ней полиция, уходила в поле за город и проводила часы в молитве. Изредка она останавливалась на ночлег у немногочисленных знакомых. Икона блаженной Ксении Петербургской Общественное достояние Со временем петербуржцы заметили, что у тех, кого она обласкала своим вниманием, дела налаживались. Купцы на рынке просили ее заглянуть к ним в лавку, а матери с детьми спешили к ней навстречу с просьбой благословить чадо или просто погладить по голове, веря, что это исцелит ребенка и принесет ему удачу.
Предвидела смерть Романовых В 1761 году, в канун Рождества, Ксения бегала по улицам в тревоге и кричала : «Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины! А 25 декабря скончалась императрица Елизавета Петровна. В 1764 году юродивая предвидела кончину наследника престола Иоанна VI Антоновича, который в возрасте двух лет был арестован с семьей и с 16 лет содержался в одиночной камере Шлиссельбургской крепости через шесть лет там же был убит. Накануне смерти юноши Ксения беспрестанно плакала, а на вопросы отвечала: «Кровь, кровь, кровь… Реки налились кровью, каналы кровавые, там кровь, кровь…» Спустя несколько недель Иоанна закололи при попытке заговорщиков вызволить его из заточения. Устраивала судьбы Иногда Ксения давала внезапные загадочные советы, которые меняли жизни собеседников. Появившись на пороге своего бывшего дома, она сказала новой хозяйке Параскеве Антоновой, что «Бог послал ей сына» и та немедленно должна идти на Смоленское кладбище. Женщина поспешила, куда было велено, у самого кладбища увидела толпу и узнала, что извозчик сбил глубоко беременную женщину, которая здесь же разродилась и сразу скончалась. Параскева забрала ребенка и, поняв, что родственники его так и не объявятся, нарекла сироту Андреем и усыновила.
Свидетельства о чудесах святой блаженной Ксении Петербургской.
После чего в 1830-м над могилой построили маленькую деревянную часовню, а в 1902 году по инициативе настоятеля протоиерея Алексия Сперанского возвели каменную часовню в русском стиле. С тех пор, по словам служителей часовни, по благословению Церкви вместо земли с могилки каждый приходящий может взять цветы. Поднос с цветами и лепестками роз стоит по левую сторону от мраморного белого гроба Ксении. Служительницы часовни рассказывают, что много приходит писем от верующих, которые не могут посетить это святое место и просят прислать маслица. Тогда опускают лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и высылают его в письме обратно. Получив этот лепесточек, верующие его опускают в сосуд с маслом… В часовне Ксении Петербургской постоянно служат молебны и панихиды с открытия и до закрытия, проходит елеопомазание. Это настоящее чудо, что у служителей часовни и у батюшки остаются силы, чтобы еще общаться с паломниками.
Кажется, что живая очередь из верующих тут не прекращается никогда. Я второй раз стою в очереди в часовню, и наблюдаю один и тот же сценарий. Девушки, прислонившись лбом к стене, молятся о чем-то и просят помочь. Парни, выйдя из часов ни, крестятся и проходят мимо. Кто-то пишет записочки для Ксеньюшки и опускает их в металлический ящик, бумажные послания потом сожгут. По словам старожил, раньше в советские годы записочки писали и оставляли в щелях здания, потому что вход в часовню был закрыт, да и подолгу тут находиться нельзя было. Сейчас быть тут никто не запрещает. Как бы фитнес… Часто здесь встречаются те, кто выполняет возле часовни свои, только им ведомые, ритуалы.
Люди три раза обходят строение, но не заходят внутрь храма. Я-то знаю». Удивительно, но этот ритуал, который «необходимо» проделать возле могилки Ксении Блаженной, описан в одной из групп «Православие» в социальной сети «ВКонтакте». Вот и экскурсоводы вместе с группами людей появляются, обходят три раза часовню — и убегают дальше. Перед началом вечерней службы протоиерей Игорь смог уделить мне две минуты, чтобы ответить на мои вопросы. Выслушав меня, батюшка встал по центру, так, чтобы его услышали и другие прихожане, собравшиеся на вечернюю службу: — Не стоит ходить вокруг часовни Ксении Петербуржской — это как бы фитнес. Приходя сюда, не стоит делать всего того, что связано с язычеством. Русь крещена, но не просвещена… И стоит соблюдать дресс-код, не приходить девушкам в брюках.
Святая Ксения Петербуржская. История святой.
После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку или наоборот. Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам. В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи.
За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса. За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Так Ксения стала юродивой. Изначально этим словом называли сумасшедших, но со временем оно приобрело другое значение, стало применяться для обозначения людей, которые сознательно притворялись безумцами. Они не только не стремились к богатству и прочим благам, но и приносили в жертву Господу свой разум - одно из величайших богатств человека. Часто юродивым открывался дар пророчества. Такой способностью обладала и Блаженная Ксения. Смерть императрицы Широкую известность получил случай, когда Ксения неожиданно принялась бегать по Санкт-Петербургу, сообщая всем встречным, что в скором времени им придется печь блины. В тот день мало кто из слышавших эти слова придал им серьезное значение. На самом же деле, так юродивая предупреждала горожан о реальном событии, которому суждено было состояться очень скоро. И только когда через несколько дней умерла императрица Елизавета Петровна, люди вспомнили о пророческих словах блаженной, которая предсказала россиянам сорокадневный траур. Предсказание о женихе Вскоре, благодаря ее многочисленным сбывшемся пророчествам, блаженную Ксению считать в народе святой. Многие люди почитали за честь принимать ее у себя в гостях, угощая пищей и подавая ей милостыню. Большую часть денег, которые Ксения получала от сердобольных сограждан, она тратила не на себя, а на нужды неимущих знакомых. Благодаря ее заботам питание, одежду, и временное жилье получали несколько бедных семей. Сама блаженная Ксения в течение долгих лет носила только старые вещи своего мужа, а когда они обветшали, то святая круглый год ходила по улицам в лохмотьях. Дом, который остался ей в наследство от мужа, женщина превратила в приют для бедных. Истинное смирение Ксения Петербургская, оставив все земные блага, посвятила себя служению Богу и борьбе со своими грехами. Святая совершала множество чудес, которые остались в памяти народа в качестве преданий. В конце XX века, когда праведница была прославлена в лике святых, некоторые из ее предсказаний нашли отражение в составленном в это время житии Ксении Блаженной. Однако множество таких случаев или даже большинство из них, наверняка остались неизвестными, поскольку сама юродивая всегда совершала добрые дела, всеми силами стараясь, чтобы о них никто не узнал. В этом, как и во многом другом, она следовала примеру своего небесного учителя, Иисуса Христа. Он, как известно, часто просил людей, ставших свидетелями того или иного чуда, произведенного им, никому не говорить о виденном. Однако очевидцы в большинстве случаев были не в силах удержаться от искушения поведать другим людям о воскрешении мертвых, исцелении прокаженных, даровании зрения слепым и многом другом. Подобно Спасителю, скрывала свои богоугодные поступки и Ксения. Молитвенница По этой причине очень долго люди не догадывались о святости этой женщины. Осознать силу ее веры и степень духовного развития помог случай. Бездомной, которая ходит по городу в мужской одежде, вскоре заинтересовалась полиция. Защитникам правопорядка не было известно, где остается на ночлег Ксения. В один прекрасный день полицейским удалось проследить за блаженной. Тайна, которую они узнали, потрясла их. Полицейские стали свидетелями того, как Ксения Петербургская с наступлением сумерек отправилась за город, вышла в поле, встала на колени и горячо молилась Господу до наступления рассвета. Некоторые из этих случаев происходили при жизни святой, а какие-то из них свершились после ее кончины. Первое из таких чудес - помощь в строительстве каменного храма - подвиг, который совершила женщина совершенно безвозмездно. Когда на месте старой, развалившейся от времени деревянной церкви, начали строить новую, кирпичную, рабочие заметили, что каждое утро часть работы по перенесению строительных материалов на второй этаж здания регулярно оказывается кем-то выполненной до их прихода. Когда они однажды ночью пришли на кладбище с целью разобраться в этом странном деле, то увидели женщину, носящую вверх по деревянной лестнице тяжелые камни. В ней они узнали известную многим горожанам юродивую. Они спросили ее, зачем она делает это.
Была почитаема ещё при жизни. Традиции праздника Ксении Петербургской В день Ксении Петербургской в православных храмах совершаются богослужения. Принято посещать могилу святой на Смоленском кладбище в Петербурге. Люди просят её о помощи и заступничестве. Кроме того, в память о святой принято совершать следующие действия: Посещать храмы и молиться. Помогать тем, кто нуждаются в помощи.
У пострадавшей начались схватки, она родила здорового сына и скончалась на месте. Бездетная горожанка забрала мальчика себе. С тех пор Ксению во всей Северной столице считали святой и встречали с почестями. В скитаниях женщина провела 45 лет, а после смерти ее похоронили на Смоленском кладбище. К могиле блаженной до сих пор приходят верующие, обращаясь к святой с молитвами и просьбами. Православная церковь канонизировала Ксению в 1988 году. День Ксении Петербургской — молитвы Помимо дня памяти 6 февраля, в христианском календаре есть еще день прославления в лике святых блаженной Ксении Петербургской — 6 июня. В обе эти даты на Смоленское кладбище приходят верующие, посещая часовню святой, построенную на месте ее захоронения. Святую просят об исцелении недугов и бесплодия. Помня ее трагичную историю, прихожане молят блаженную Ксению помочь справиться с болью утраты, также женщины обращаются к ней, мечтая о замужестве и гармонии в семье. В народе существует поверье, что пары, которые намереваются пожениться, должны обойти вокруг часовни Ксении Петербургской трижды, чтобы брак был крепким и счастливым.